Определим передаточное отношение редуктора:
где — номинальная угловая скорость вращения двигателя.
В нашем случае:
Принимаем передаточное отношение редуктора из стандартного ряда передаточных чисел:
i р . ст =8
I, A |
0 |
I н =90.5 |
2
|
|
M, Н·м |
0 |
157.47 |
314.94 |
|
щ, рад/с |
126.45 |
121.4 |
116.7 |
|
Рисунок.3. Естественная электромеханическая щ=f (I) характеристика двигателя.
Рисунок.4. Естественная механическая щ=f (М) характеристика двигателя.
электрический привод двигатель механизм
Сопротивление второй ступени пусковой характеристики выбираем из соображения получения симметричной пусковой диаграммы
R я . пуск 2 =0.84Ом.
Ом.
Для рабочих ступеней:
Для первой рабочей ступени при моменте нагрузки М с1 =110.29 Н·м необходимо обеспечить скорость щи1 =-108.85 рад/с. Добавочное сопротивление ступени определяется из выражения
R я . ст1 =0.507 Ом.
Ом.
Для второй рабочей ступени при моменте нагрузки М с2 =110.29 Н·м необходимо обеспечить скорость щи 2 = 50.24 рад/с. Добавочное сопротивление ступени определяется из выражения
Ом.
Ом.
Для полученных значений добавочных сопротивлений построим рабочие механические характеристики по ступеням. Расчетные данные сведем в табл.3.
Таблица 3.
Пусковая характеристика 1 ступень |
||||
М, Н·м |
0 |
М пер =-225 |
М пуск =-315 |
|
щ, рад/с |
-126.44 |
-36 |
0 |
|
Пусковая характеристика 2 ступень |
||||
М, Н·м |
0 |
М пер =-225 |
М пуск =-315 |
|
щ, рад/с |
-126.44 |
-64 |
-36 |
|
Первая рабочая ступень |
||||
М, Н·м |
0 |
М с т 1 =-110 |
М пуск =-315 |
|
щ, рад/с |
-126.44 |
-108 |
-64 |
|
Вторая рабочая ступень |
||||
М, Н·м |
М с т 1 =-110 |
330 |
М с т 2 =110 |
|
щ, рад/с |
-108 |
108 |
50 |
|
Определяем токи по ступеням: для первой ступени
А.
для второй ступени
А.
Определяем продолжительности включений.
Определяем продолжительность включения для ступеней:
%;
%.
Определяем расчетные токи, средние за время работы:
А;
А.
Определяем каталожный ток для каждой ступени:
А;
A
Продолжительный ток, А |
Сопротивление ящика, Ом |
Сопротивление элемента, Ом |
Число элементов |
|
64 |
1.1 |
0.055 |
6+4+4+6=20 |
|
R ст1 =4Ч0.055+4Ч0.055=0.44Ом
R’ ст2 =5Ч Rящ +4Ч0.055+4Ч0.055=5.94 Ом
R ст2 = Rст1 + R’ст2 =0.44+5.94=6.38 Ом (было 6.36 Ом)
R я . ст1 = Rст1 + Rдв гор =0.44+0.0936=0.5336 Ом (было 0.507 Ом)
R я . ст2 = Rст2 + Rдв гор =6.38+0.0936=6.4736 Ом (было 6.452 Ом)
Расчет электромеханических и механических характеристик для двигательного и тормозного режимов.
Так как полученные значения сопротивлений практически не отличаются от расчетных, то не будем проводить пересчет механических характеристик двигателя.
М, Н·м |
0 |
-29.321 |
|
щ, рад/с |
0 |
101.736 |
|
Механические характеристики для полного цикла работы двигателя при реактивном характере нагрузки производственного механизма представлены на рис.5.
М пуск — Мпер Мс1 +Мпер +Мпуск
Рисунок.5. Механические характеристики полного цикла работы двигателя.
Порядок работы двигателя при полном цикле происходит следующим образом: в цепь якоря включается добавочное сопротивление первой ступени, двигатель выходит на первую, вторую пусковые ступени, затем на первую рабочую, при этом скорость вращения вала двигателя возрастает. Спустя время t1 в цепь якоря вводится добавочное сопротивление второй ступени, двигатель выходит на вторую рабочую. По истечении времени t2 двигатель переходит в режим динамического торможения, скорость вращения вала двигателя падает до полной его остановки.
t, с |
0 |
0.1 |
0.3 |
0.4 |
0.5 |
0.57 |
|
М, Н·м |
-315 |
-295.2 |
-261 |
-246.4 |
-223.2 |
-225 |
|
щ, рад/с |
0 |
-7.9 |
-21.6 |
-27.4 |
-32.7 |
-36 |
|
По данным табл.5 строим графики переходных процессов М=f (t) и n=f (t) для режима пуска (см. рис.6).
Рисунок.6. График переходных процессов М,щ=f (t) для первой ступени пусковой характеристики (t пп = 0.57 с).
Вторая ступень пусковой характеристики
R я . пуск 1 =0.84 Ом; с;
М нач =Мпуск =-315Н·м; Мкон . фикт =Мс1 =-110 Н·м.
При расчете переходного процесса М=f (t) для второй пусковой характеристики в качестве конечного значения момента берется величина М кон . фикт , а расчет ведется до значения момента, равному Мпер =-225 Н·м.
щ нач =-36; рад/с.
При расчете переходного процесса щ=f (t) для второй пусковой характеристики в качестве конечного значения скорости берется величина щ кон . =-64 рад/с
Полученные значения начальных, конечных значений момента и скорости подставляем в выражения для расчета переходных процессов.
Полученные расчетные значения заносим в табл.6.
Таблица 6.
t, с |
0 |
0.1 |
0.2 |
0.3 |
0.39 |
|
М, Н·м |
-315 |
-287 |
-263 |
-242 |
-225 |
|
щ, рад/с |
-36 |
-44 |
-51 |
-57 |
-64 |
|
n, об/мин |
||||||
По данным табл.6 строим графики переходных процессов М=f (t) и n=f (t) для режима пуска на второй ступени (см. рис.7).
Рисунок.7. График переходных процессов М,щ=f (t) для второй ступени пусковой характеристики (t пп = 0.39 с).
Выход на первую рабочую ступень
R я . пуск 1 =0.507 Ом; с;
М нач =Мпуск =-315 Н·м; Мкон . фикт =Мс 2 =-110 Н·м.
При расчете переходного процесса М=f (t) для выхода на первую рабочую ступень характеристики в качестве конечного значения момента берется величина М кон . фикт , а расчет ведется до значения момента, равному.
щ нач = — 64 рад/с; рад/с.
При расчете переходного процесса щ=f (t) характеристики в качестве конечного значения скорости берется величина щ кон . фикт , а расчет ведется до значения скорости, равной:
Полученные значения начальных, конечных значений момента и скорости подставляем в выражения для расчета переходных процессов.
;
Полученные расчетные значения заносим в табл.7.
Таблица 7.
t, с |
0 |
0.2 |
0.5 |
1.0 |
1.3 |
2.1824 |
|
М, Н·м |
-315 |
-236 |
-171 |
-128 |
-119 |
-110 |
|
щ, рад/с |
-64 |
-81 |
-95 |
-104 |
-106 |
-108 |
|
По данным табл.6 строим графики переходных процессов М=f (t) и щ=f (t) для выхода на первую рабочую ступень (см. рис.8).
Рисунок.8. График переходных процессов М,щ=f (t) для третьей ступени пусковой характеристики с выходом на первую рабочую ступень (t пп =2.1824с).
Переходные процессы в режиме торможение противовключением с выходом на вторую рабочую ступень
R ст2 =6.452 Ом; с;
М нач =М’пуск =330 Н·м; Мкон =Мс 2 =-110 Н·м.
щ нач =108 рад/с.
При расчете переходного процесса М=f (t) в качестве конечного значения момента берется величина М кон . фикт , а расчет ведется до значения момента, равному Мc 1 =110 Н·м.
щ нач = 108; рад/с;
щ нач = 0; рад/с;
Полученные значения начальных, конечных значений момента и скорости подставляем в выражения для расчета переходных процессов
Полученные расчетные значения заносим в табл.9.
t, с |
0 |
0.5 |
1.0 |
1.5 |
2.0 |
3.616 |
|
М, Н·м |
330 |
290 |
253 |
220 |
190 |
110 |
|
щ, рад/с |
-108 |
-79 |
-54 |
-31 |
-9.9 |
50 |
|
По данным табл.9 строим графики переходных процессов М,щ=f (t).
Рисунок.9. График переходных процессов М,щ=f (t) для перехода на вторую рабочую ступень (t пп =3.616 с).
Переходные процессы для режима динамического торможения
R дт =0.48Ом; с;
М нач =Мпуск =-315 Н·м; Мкон =Мс 1 =110 Н·м. до М=0
щ нач =50 рад/с. рад/с до щ=0
Полученные значения начальных, конечных значений момента и скорости подставляем в выражения для расчета переходных процессов
Полученные расчетные значения заносим в табл.9.
t, с |
0 |
0.1 |
0.2 |
0.4 |
0.5 |
0.525 |
|
М, Н·м |
-315 |
-218 |
-144 |
-41.6 |
-7.2 |
0 |
|
щ, рад/с |
50 |
34 |
21 |
3.7 |
2.1 |
0 |
|
По данным табл.9 строим графики переходных процессов М,щ=f (t) (см. рис.10).
Рисунок 10. График переходных процессов М,щ=f (t) в режиме динамического торможения (t=0.525c)
Рисунок 11. Графики переходных процессов M=f (t) и щ= f (t) заданного цикла работы: I — разгон двигателя в две ступени с выходом на первую рабочую ступень; II — работа на первой ступени; III-выход двигателя на вторую рабочую ступень; IV-работа на второй ступени; V — режим динамического торможения до нулевой скорости.
1. А.Ю. Чернышев, Н.В. Кояин. Проектирование электрических приводов: Учебно — метод. пособие. — Томск: Издательство ТПУ, 2005. — 120 с.
2. Р.Ф. Бекишев, Ю.Н. Дементьев. Общий курс электропривода: Учебное пособие. — Томск: Издательство НИ ТПУ, 2010. — 302с.
3. Н.В. Кояин. Проектирование электрических приводов. Ящики резисторов: Техническая информация. — Томск: Издательство ТПУ, 2005. — 13 с.