Основная задача ремонтной службы — осуществление комплекса работ по ремонту и содержанию дорог и сооружений на них, обеспечивающих необходимые требования к транспортно-эксплуатационным показателям дорог.
Решение задач ремонта направленного на поддержание и повышение технического уровня дорог в соответствии с ростом интенсивности движения транспортного потока, изменением осевых нагрузок, что в итоге сказывается на повышении работы автотранспорта и снижение себестоимости перевозок грузов и пассажиров.
Для обеспечения круглогодичного, бесперебойного, безопасного и удобного движения по дороге с заданными скоростями и нагрузками проводятся различные эксплуатационные мероприятия. Система этих мероприятий включает в себя содержание дорог, текущий, средний и капитальный ремонт. Назначение того или иного мероприятия зависит от фактического состояния дорог и условия движения. Все усилия дорожной службы должны быть направлены на обеспечение наиболее высоких технико-экономических показателей (ТЭП) системы эксплуатации автомобильного транспорта. Это важнейшие требование может быть выполнено лишь при правильно спроектированной технологии содержания и ремонта дорог, которая должна базироваться на следующих основных принципах:
- комплекс работ по содержанию и ремонту должен обеспечить заданные эксплуатационные качества дороги и дорожных сооружений в течение определенного периода времени.
При устройстве или реконструкции дорог проектом устанавливают значения основных эксплуатационных качеств. Они не должны существенно снижаться в процессе эксплуатации дороги:
- ремонтные мероприятия должны проводиться своевременно в соответствии с видом работ и установленными сроками;
- все эксплуатационные мероприятия необходимо выполнять, не нарушая движения транспортных средств на ремонтируемом участке дороги;
- при средних и капитальных ремонтах необходимо устраивать объезды
так, чтобы снижение скорости движения автомобилей было минимальным;
— содержание и ремонт дорог и дорожных сооружений должны осуществляться на основе передовой технологии, обеспечивающей высокое качество работ, комплексную механизацию процессов, низкую стоимость, высокую производительность труда. К основным транспортно-эксплуатационным показателям автомобильной дороги и дорожных сооружений относят обеспеченную скорость и пропускную способность, непрерывность, удобства и безопасность движения, способность пропускать автомобилей с осевой нагрузкой и общей массой, категории дороги.
Строительство автомобильных дорог
... фонда, который позволит стабильно финансировать дорожные работы по содержанию и нормативному ремонту существующей сети, реконструкции и строительству автомобильных дорог и мостов с максимальным использованием существующих ... износ краев, что приводит к 50% снижению стандартной скорости движения автотранспортных средств. Искусственные сооружения производятся: круглыми железобетонными трубами 0,5 м — 1 ...
1. Характеристика транспортно-эксплуатационных показателей эксплуатируемого участка автомобильной дороги. Оценка качества и уровня его содержания
1.1 Визуальная оценка технического и эксплуатационного состояния дороги
Эксплуатационный участок дороги относится ко II технической категории (интенсивность движения 4000 автомобилей в сутки).
Коэффициент ежегодного прироста интенсивности движения q = 1,05.
План продольного профиля представлен на рис. 1. Длина участка дороги — 2940 м.
В результате весеннего обследования выявлены следующие деформации и разрушения (табл. 1).
Дефектность отдельных элементов дороги определена по формуле:
Д = (1)
где — L — общая протяженность участка дороги, м;
- Li — протяжённость участка, на который влияет i — тый дефект;
- h — количество дефектов на участке дороги.
1. Дефект покрытия
на 0-1 км: Д = (20+23+34)/1000 = 0.007
на 1-2 км: Д = (35+23+40)/1000 = 0.098
на 2-3 км: Д = (40+35+50)/770 = 0.162
1) Дефект земляного полотна и водоотводных сооружений
на 0-1 км: Д = (15+40+31)/1000 = 0.086
1-2 км: Д = (43+26+20+100)/1000 = 0.189
2-3 км: Д = (38+26+15)/770 = 0.102
2) Дефекты дорожного устройства и обстановки пути:
на 0-1 км: Д = (88+15+20)/1000 = 0,123
1-2 км: Д = (110+45+25) /1000 = 0,18
2-3 км: Д = (55+30+16+13)/770 = 0.148
3) Дефекты озеленения и защитных устройств:
на 0-1 км: Д = (8+20)/1000 = 0,028
1-2 км: Д = (36+40)/1000 = 0,076
2-3 км: Д = 78/770 = 0.10
4) Дефекты зданий и сооружений:
на 0-1 км: Д = 25/100 = 0,25
5) Дефекты охраны окружающей среды:
на 0-1 км: Д = (15+16+20)/1000 = 0,051
1-2 км: Д = (7+9+18)/1000 = 0,034
2-3 км: Д = (13+14+22)/770 = 0.063
По полученным значениям показателей дефектности с использованием таблицы 2 установлена балльная оценка элементов дороги.
Таблица 2. Балльная оценка элементов дороги по показателю дефектности
Оценка |
Баллы |
Дефект |
|
Отлично |
5 |
0-0,05 |
|
Хорошо |
4 |
0,051-0,10 |
|
Удовлетворительно |
3 |
0,101-0,18 |
|
неудовлетворительно |
2 |
Выше 0,18 |
|
1. Покрытие:
на 0-1 км: Д = 0,007 оценка 4
1-2 км: Д = 0,098 оценка 4
2-3 км: Д = 0,162 оценка 3
2. Земельное полотно и водоотводное сооружение:
0-1 км: Д=0,086 оценка 4
1-2 км: Д=0,189 оценка 3
2-3 км: Д=0,102 оценка 3
3. Дорожное устройство и обстановка пути:
0-1 км: Д=0,123 оценка 3
1-2 км: Д=0,18 оценка 3
2-3 км: Д=0,148 оценка 3
4. Озеленение и защитные устройства:
0-1 км: Д=0,028 оценка 5
1-2 км: Д=0,076 оценка 4
2-3 км: Д=0,10 оценка 3
5. Здания и сооружения:
0-1 км: Д=0,25 оценка 2
6. Охрана окружающей среды:
0-1 км: Д=0,051 оценка 4
1-2 км: Д=0,034 оценка 5
2-3 км: Д=0,063 оценка 4
В зависимости от значимости контролируемых элементов рассчитывается комплексный показатель эксплуатационных элементов применяется по таблице 3.
Таблица 3. Значимость элементов дороги.
№ п/п |
Наименование элемента. |
Коэффициент значимости. |
|
1 2 3 4 5 6 |
Покрытие. Земельное покрытие и водоотводные сооружения. Дорожные условия и обстановка пути. Озеленение и защитные устройства. Здания сооружения. Охрана окружающей среды. |
1,0 0,4 0,7 0,4 0,2 0,25 |
|
Комплексный показатель эксплуатационного состояния дороги определяется:
Р = (2)
где Бi — балловая оценка состояния i — го элемента;
- di — коэффициент значимости i — го элемента.
3*1,0+3*0,4+3*0,7+5*0,4+2*0,2+5*0,25
0-1 км: Р = 2,95 = 3,5
3*1,0+2*0,4+2*0,7+4*0,4+5*0,25
1-2 км: Р = 2,93 = 2,7
2*1,0+2*0,4+2*0,7+4*0,4+4*0,25
2-3 км: Р = 2,93 = 2,3
Комплексный показатель эксплуатационного состояния на 1 км принимает 3,5 балла, на 2 км — 2,7 балла, на 3 км — 2,3 балла. Показатель эксплуатационного содержания принимает в соответствии с таблицей 4.
Таблица 4. Показатель (коэффициент) эксплуатационного содержания в зависимости от балловой оценки содержания.
Баллы |
4,8-5,0 |
4,5-4,8 |
4,0-4,5 |
3,5-4,0 |
< 3,5 |
|
Кэ |
1,10 |
1,0 |
0,95 |
0,85 |
0,5 |
|
В результате Кэ на 1 км — 0,85; на 2 — км — 0,5 и на 3 км — 0,5. значение Кэ записываем в соответствующие графы рис. 1.
Видимость по всей поверхности соответствующей требованиям СН и П РК 3.03.09 — 2006 за исключением 5 пк и 10 пк.
Коэффициент запаса прочности дорожной одежды рассчитан по формуле:
Еф
Кпр = Етр (3)
где Еф — фактический модуль упругости дорожной одежды на период оценки (по прогибомеру) МПа;
Етр — требуемый модуль упругости на момент обследования конструкции дорожной одежды (по СН РК)
Значение Кпр. по каждому км. участка дороги представлены на рис. 1.
Коэффициент ровности дорожного покрытия определяется по формуле:
S н
Кр = Sф (4)
где Sн — предельно допустимая ровность для дороги данной технической конструкции, типа покрытия и интенсивности движения (принимается по нормативным документам);
- Sф — фактическая ровность покрытия, принятая по толчкомеру или ПКРС-2.
Значение Кр по км участка дороги представлен на рис. 1.
Показатель сцепных качеств на коэффициент продольного сцепления автомобилей с покрытием определяется по формуле:
ц ф
Кс=цн (5)
где цф — фактический коэффициент сцепления (по результатам изменения в период обследования);
- цн — допустимый коэффициент сцепления по нормативным документам.
1.2 Определение итогового коэффициента изменения расчётной обеспеченной скорости
Фактическая скорость движения служит обобщающим показателем транспортно-эксплуатационного состояния автодороги, от которого зависят все показатели эффективности работы автотранспорта (расход бензина, износ шин, проведение ремонтов автомобилей).
Частные коэффициенты обеспеченности расчётной скорости определены по графикам справочника инженера-дорожника, устанавливающим зависимость между коэффициентом обеспеченности расчётной скорости и параметрами автодороги и транспортного потока (ширина укреплённой поверхности, ширина обочин и состав движения, продольный уклон, радиус кривой в плане, расстояние видимости поверхности дороги, ровность покрытия, коэффициенты сцепления, прочности, грузоподъёмности мостов, безопасность движения).
Все эти коэффициенты представлены на линейном графике оценки качества автодороги и уровню её содержания (рис. 1).
Определение комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния дороги
Комплексный показатель транспортно-эксплуатационного состояния на каждом участке дороги длиной Li принят равным наименьшему из всех частных коэффициентов на этом участке. Его значение по участкам дороги представлены на рис. 1.
Определение показателя качества автомобильной дороги
Под качеством автомобильной дороги понимают степень соответствия показателей технического уровня, эксплуатационного состояния инженерного оборудования и обустройства, а также уровня содержания нормативным требованиям, которые обеспечивают потребительские свойства дороги дачной категории.
Для обобщённой комплексной оценки качества дороги и уровня её содержания определяют показатель (П), который включает в себя комплексный показатель (ПК) транспортно-эксплуатационного состояния, показатель инженерного оборудования и обустройства (Коб), эксплуатационного содержания дороги (Кэ).
П = Кэ-КП*Коб
Значение Коб принимается по таблице 5.
Таблица 5. Значение Коб в зависимости от показателя дефектности
Дефект Д |
Значение Коб |
|||
II |
III |
IV-V |
||
0 0,2 0,4 0,6 0,8 1 |
1 0,97 0,94 0,91 0,88 0,85 |
1 0,98 0,96 0,94 0,92 0,90 |
1 0,99 0,98 0,97 0,96 0,95 |
|
Рассчитанные значения показатели Пi на каждом км. и график его изменения по протяжённости дороги представлены на рис. 1, на котором даны результаты изменения и оценки качества автомобильной дороги и уровня её содержания.
2. Текущий ремонт и содержание автомобильной дороги
Мероприятия по текущему ремонту и содержанию автомобильной дороги провидится в течение всего года на 1-ом км и до начала среднего и капитального ремонта на 2-ом и 3-м км-х с последующим продвижением работ после ремонтных мероприятий.
Основная задача содержания дороги состоит в поддержании, а также в повышении транспортно-эксплуатационных качеств покрытия путей систематического ухода и содержания в чистоте и порядке, устранение мелких повреждений и деформаций, восстановление изношенных верхних слоёв покрытия на небольших участках. В весенний период осуществляется очищение от пыли, грязи усовершенствованных шипов покрытий с помощью поливомоечных машин механических щёток. Летом осенью осуществляется заделка трещин и проведение мероприятий по обеспечению водонепроницаемости дорожных одежд.
При содержании асфальтобетонных покрытий устраняются выбоины и трещины отдельные волны, наплывы, отломы и неровности кормы. Эти работы выполняют весной после наступления тёплой погоды, соблюдая общую технологическую последовательность работ, которая включает подготовку повреждённого места, приготовление, укладку и разравнивание ремонтных материалов, их уплотнение. В качестве ремонтных материалов используют асфальтные горячие смеси, которые укладывают при температуре не ниже +10 0 С в сухое и тёплое время года. Ремонтируемое место подготавливается в следующем порядке: 1) границы выбоины оконтуривают промытым минералом, захватывая по 3-5 см неповреждённой части покрытия; 2) небольшие выбоины, близко стоящие друг от друга, объединяют в одну общую карту; 3) старый асфальтобетон удаляют по очерченному контуру, выбоину очищают и при необходимости просушивают; 4) дно и стенки подгрунтовывают жидким или разжиженным битумом по норме 0,3-0,5 и/м2 . После подготовки выбоину заполняют смесью с учётом запаса на уплотнение. Смесь в небольших изолированных друг от друга выбоинах уплотняют электро или пневмотрамбовками, ручными виброкатками, а значительные по размерам площадки — катками с гладкими валиками массой 4-10 т. Уплотнение проводят от краёв к середине. При этом поверхность ремонтируемых мест должна быть на уровне покрытия.
Определяем потребное количество материалов для выполнения текущего ремонта (устранение трещин и выбоин).
Трещины
Длина — 35 м.
Ширина — 9 м.
Глубина — 0,03 м.
Максимальная площадь трещин — 359=315м 2
Процент площади трещин — 1%
Потребное количество битума для заливки трещин — 3150,010,03=0,0945м 3 или 0,0945 т.
Выбоины
Длина — 19 м.
Ширина — 9 м.
Максимальная площадь выбоины — 199 = 171 м 2 .
Процент площади выбоины — 10% — 1710,1 = 17,1м 2 .
Расход материалов для устранения выбоины: на 100 м 2 площади выбоины — 8 т. асфальтобетона мелкозернистого и 0,04 т битума.
Расход материалов для устранения выбоины площадью 17,1 м 2 : асфальтобетона мелкозернистого — 1,368 т. и битума — 0,007 т.
2.1 Средний ремонт
На дорогах с капитальными или облегчёнными дорожными одеждами сроки между средними ремонтами устанавливаются в зависимости от интенсивности движения (таб. 7).
Таблица 7.
Продолжительность между ремонтами, лет. |
Интенсивность, авт/сут. |
|
8 6 4 3 2 |
До 1500 1500-2500 2500-4500 4500-6500 > 6500 |
|
При интенсивности движения 1000 авт/сут срок между средними ремонтами составляет 4 года.
К среднему ремонту относятся периодически выполняемые работы по возмещению изношенного покрытия и улучшению его эксплуатационных качеств — коэффициента скользкости и ровности в соответствии с изменяющимся составом движения и ростом интенсивности. Средний ремонт производят в соответствии с данными ведомости деформаций и разрушений, и результатами изменений ровности, прочности дорожной одежды, т.е. на 2-ом км эксплуатационной автомобильной дороги.
При ремонте асфальтобетонных покрытий большое распространение получил метод регенерации — восстановления их первоначальных эксплуатационных свойств (прочности, ровности, шероховатости).
Регенерацию выполняют различными способами термопрофилированием, основными операциями которого являются: разогрев покрытия, рыхления его на глубину 2-5 см, планирование разрыхлённой смеси, уплотнение. Способы термопрофилирования имеют разновидности термопланирования, термогомогенизация , термоукладка, термосмешение, термопластификация.
Способ термоукладки в отличие от других имеет более широкую область применения, так как позволяет ремонтировать покрытия с большими амплитудами неровности, неудовлетворительными поперечными уклонами и более высокими водонасыщением. Кроме того, этот способ эффективен, когда по каким-либо причинам покрытие не удаётся разрыхлить на глубину, равную или превышающую минимальную допустимую.
Кроме основных операций способ термоукладки предусматривает добавление новой смеси в виде самостоятельного слоя над разрыхлённой старой смесью.
Преимущество способа термоукладки — возможность уплотнения старой и новой смеси в одном слое, что повышает его плотность. Термоукладку осуществляют с применением термопрофилировщика (рис. 4), оснащенного оборудованием для приёма и распределения новой смеси в виде одной машины или комплекта машин.
Слои повышенной шероховатости устраиваются в случае, когда следует обеспечить необходимый коэффициент сцепления колеса автомобиля с поверхностью покрытия.
Слои износа устраивают там, где дорожная одежда имеет достаточную прочность, но верхний слой покрытия износился, появились трещины и выкрашивания.
Защитные слои устраивают, когда покрытие имеет достаточную прочность, но оно водопроницаемое и пористое.
В нашем курсовом проекте назначается поверхностная обработка — слой износа, устраиваемый из щебня фракции 5-10, 10-15 мм, обработанного органическим вяжущим битумом БНД 90/130. поверхностную обработку с использованием вяжущих битумов следует производить при устойчивой, ясной погоде и температуре воздуха перед началом производства работ не ниже +20 0 С. Процесс устройства поверхностной обработки включает следующие операции: очистку покрытия, разлив битума, распределение щебня, уплотнение слоя. Разлив битума БНД 90/130 должен производиться при температуре 140-1600 С при норме расхода для чёрного щебня фракции 10-15 мм — 0,6-0,8 м/м2 . Разлив вяжущего битума и распределение щебня производится с промежутками времени между этими операциями не более 2-3 минут. Уплотнение щебня следует производить сразу после его распределения только катками на пневмоклесах массой до 15 т со скоростью до 50 км/ч. Количество проходов катка по одному следу должно быть не менее трёх. В течении 2-3 суток после устройства поверхностной обработки необходимо ограничить скорость движения автотранспорта по участку до 40 км/ч.
Определяем потребное количество подготовительных работ по устранению мелких дефектов покрытия (на 2-ом км. дороги) — трещины и выбоины.
Трещины:
Длина — 37 м.
Ширина — 9 м.
Глубина — 0,03 м.
Максимальная площадь трещин — 37*9=333 м 2 .
Процент площади трещин — 2% — 333*0,02=6,66 м 2 .
Потребное количество битума для заливки трещин — 6,66*0,03=0,2 м 3 или 0,2 т.
Выбоины:
Длина — 35 м.
Ширина — 9 м.
Максимальная площадь выбоин — 35*9=315 м 2 .
Процент площади выбоин — 20% — 315*0,2=63 м 2 .
Расход материалов для устранения 63 м 2 выбоин: асфальтобетона мелкозернистого — 5,04т битума — 0,025 т.
Расчёт потребного количества материала для выполнения поверхностной обработки, устраиваемой традиционным способом.
Нормативы расхода материалов:
1) 20*9000=180 т чёрного щебня.
2) 0,7*9000=6300 л битума.
3) 0,7*9000=(7,5+2*0,75)*1000 (для II технической категории дороги).
2.2 Капитальный ремонт
Капитальный ремонт назначается по основным транспортно-эксплуатационным показателям автомобильной дороги: коэффициенту обеспеченности расчётной скорости, коэффициенту дорожной одежды, коэффициенту сцепных качеств покрытия и итоговому коэффициенту аварийности движения. Главными критериями назначения капитального ремонта является коэффициент прочности дорожной одежды, который при назначении ремонта должен быть менее 0,8 (таб. 6).
При капитальном ремонте производится усиление конструкции дорожной одежды. Толщина усиления рассчитывается по перспективной приведённой интенсивности движения к расчётному грузовому автомобилю на конец срока службы дорожной одежды. Расчёты выполняются по ВСН — 46-83 (инструкция по проектированию нежестких дорожных одежд).
Существуют различные методы и технологии по усилению конструкции дорожной одежды. Назначенный той или иной технологии будет зависеть от эксплуатационного состояния дорожной одежды конкретного участка дороги. Если земляное полотно и система водоотвода отвечает всем требованиям, то возможны 3 основных способа повышения прочности (усиления) дорожной одежды:
1) строительство нового покрытия на старой дорожной одежде;
2) замена поверхностного слоя или всех слоёв покрытия с сохранением или усилением основания;
3) полная замена всей дорожной одежды с учётом перспективы роста интенсивности движения.
для участка данной эксплуатационной дороги (3-ий км) применяется 1 способ капительного ремонта — строительство нового покрытия поверх старой дорожной одежды.
Этот способ по сравнению с другими требуют меньших первоначальных затрат, но применим он, когда недостаточная прочность дорожной одежды связана с постоянной потерей прочности материалов или слоёв покрытия. Перед укладкой слоёв устраняют повреждения на старом покрытии (трещины, выбоины) и при необходимости укладывают выравнивающий слой из асфальтобетонной смеси.
Покрытие устраивается в следующей технологической последовательности: старое покрытие очищают с помощью механических щёток и смачивают органическим раствором (соляровым маслом, керосином) в качестве 0,1-0,15 л/м 2 с помощью краскопульта или распылителя, затем поверхность подгрунтовывают жидким битумом по норме 0,3-0,5 л/м2 , укладывают асфальтобетонную смесь и укатывают её катками.
Определим потребное количество материалов для выполнения подготовительных работ по устранению мелких дефектов покрытия — трещин и выбоин.
Трещины:
Длина — 41 м.
Ширина — 9 м.
Глубина — 0,03 м.
Максимальная площадь трещин — 41*9=369 м 2 .
Процент площади — 3% — 369*0,03=11,07 м 2 .
Потребное количество битума для заливки трещин — 11,07*0,03=0,332 м 2 или 0,332т.
Выбоины:
Длина — 63 м.
Ширина — 9 м.
Максимальная площадь выбоин — 63*9=567 м 2 .
Процент площади выбоин — 30% — 567*0,3=170,1 м 2 .
Расход материалов для устранения 170,1 м 2 выбоин (на 100 м2 — 8т а/б НЛК3 и 0,04т битума): асфальтобетона мелкозернистого — 13,608т и битума — 0,068т.
На технологический процесс устройства покрытия из горячей асфальтобетонной смеси составляется технологическая карта, по которой принимается необходимое количество машин и рабочих.
1. Расчет потребного количества асфальтобетонной смеси.
Норма расхода асфальтобетона — 9,74 т/100 м 2 для слоя 4 см.
Объём а/б смеси: V=0,01 Fq,
где F — площадь покрытия для укладки смеси
F = (7,5+2*0,75)*1000=9000 м 2
q — единичный объём расхода материала.
9,74
q = 4 *3=7,8т
V=0,01*9000*7,3=657т
2. Расчёт объёма работ на захватку и потребного количества машин для очистки основания от пыли и грязи (1-ая технологическая операция).
Производительность асфальтобетонного завода
П АБЗ = 235 т./смен.
П АБ3 *1000 235*1000
Lзах.= а арб на 1 км = 657 = 358 м.
Для расчёта принимаем 350 м.
V зах =350*9=3150м2
Потребное количество машин:
n = = = 0.096 м.
3. Расчёт объёма на захватку и потребного количества машин для разлива битума с перевозкой битумовозом (битума-0,8 л/м 2 )
V зах =3150*0,8=2520 или 2,52т.
Производительность битумовоза:
П = (8)
Где:
- Q — грузоподъемность битумовоза; Q = 3.5 т.
Ки — коэффициент использования автомобиля; Ки=0,9
8,2 — продолжительность смены, ч
l — дальность перевозки битума, l=23 км
V — средняя скорость движения, V=40 км/ч
t 1 — время заполнения 1т битума, t1 =0,14 ч
t 2 — время разлива 1т битума, t2 =0,19 ч
П =
Потребное количество машин:
n =
Расчёт объёма на захватку и потребного количества машин для перевозки асфальтобетонной смеси авто самосвалом с асфальтобетонного завода на расстояние 23 км.
V зах =657*0,35=229,95.
Потребное количество машин:
n =
Производительность автосамосвала:
П =
n =
1. Расчёт объёма на захватку и потребного количества машин для укладки асфальтобетонной смеси асфальтоукладчиком:
V зах =3150 м2
n = =
2. Расчёт объёма работ на захватку и потребного количества машин для подкатки а/б смеси катком:
V зах =3150 м2
n = =
3. расчёт объёма работ на захватку и потребного количества машин для укладки асфальтобетонной смеси тяжёлым катком.
V зах =3150 м2
n = =
Таблица 8. Технологическая карта на устройство нового покрытия из горячей асфальтобетонной смеси
Технологические операции. |
Ед. изм |
Объём работ на захватку |
Производ-ть в смену |
Потребное кол-во машин |
Потребное кол-во машин |
Состав отряда |
|
Очистка основания от пыли и грязи механической щёткой д-154 |
м 2 |
3150 |
32800 |
0,096 |
1 |
Машинисты 4 раз-1 |
|
Предварительный разлив жидкого битума в кол-ве 0,8 л/м2 автогидромотором ДС-308с, перевозкой битума на расстояние 23 км. |
т |
2,52 |
11,21 |
0,2 |
1 |
Машинисты 4 раз-1 водитель 3-го класса-1 |
|
Перевозка с АБЗ а/б смеси автосамосвала на расстояние 23 км |
т |
229,95 |
55,78 |
4,1 |
5 |
5 Машинисты 6 разр-1 |
|
Укладка а/б смеси асфальтоукладчиком Д-150Б |
м 2 |
3150 |
1900 |
1,66 |
2 |
Асфальтобионьщики: 5 раз-2 4 раз-2 3 раз-6 2 раз-2 1 раз-2 |
|
Подкатка а/б смеси катком Д__ при 15 проходах по 1 |
м 2 |
3150 |
683 |
4,6 |
5 |
Машинист 5 раз-5 |
|
Укатка а/б смеси тяжёлым катком ДУ-9А |
м 2 |
3150 |
1206 |
2,6 |
3 |
Машинист 5 раз-3 |
|
3. Оценка эффективности дорожно-транспортных ремонтных мероприятий
Расчёт эффективности от капитального, среднего и текущего ремонтов можно выполнять методику определения целесообразности строительства проектируемого участка дороги, так как экономический эффект реализуется в процессе эксплуатации построенного участка дороги (снижение себестоимости перевозок грузов и пассажиров, уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий, сокращение времени пребывания пассажиров в пути и т.д.).
В настоящее время в России и большинстве стран СНГ используется методика оценки эффективности дорожно-ремонтных работ, разработанная к.т.н. А.Я. Эрастовым. Им предлагается следующая схема определения показателя эффективности дорожно-ремонтных работ.
Оценка эффективности выполненных задач (обеспечение непрерывного, безопасного и удобного поезда по дороге, обеспечение сохранности дорог и дорожных сооружений) дорожно-ремонтных работ производится по показателям скорости движения прочности дорожной одежды, безопасности и непрерывности движения.
Назначение текущего ремонта — поддержать эти показатели на уровне предъявляемых к ним требований. Когда невозможно выполнить поддержание показателей на требуемом уровне за счёт текущего ремонта, то производятся с учётом межремонтных сроков средний и капитальный ремонты.
Математически получаемую экономию можно расписать:
Э = F(A) — f(Д), (9)
где F(A) — экономии издержек на автомобильные перевозки по участку дороги в результате выполняемых дорожно-ремонтных работ;
- f(Д) — затраты на ремонт.
Основной эффект от данного строительства реализуется в процессе эксплуатации и выражается в снижении издержек на транспорте. В качестве показателя грузовой работы принята работа в т. км. (Р).
Р = 365*2*N 0 *ц* t -1 (10)
где — l — длина участка дороги, км.
№ — среднесуточная интенсивность движения на дороге в год проведения ремонтов, авт/сут;
- ц — параметр, учитывающий долю грузовых автомобилей в составе движения, среднюю грузоподъёмность автомобилей (Д), коэффициент использование грузоподъёмности (кг) и коэффициент использования пробега (кп);
- = 1,62;
- q — показатель роста интенсивности движения;
- t — продолжительность периода между ремонтами, лет.
3.1 Оценка эффективности текущего ремонта и содержания
Своевременное проведение мероприятий, по текущему ремонту и содержанию позволяет получить экономический эффект в размере 2 и более процентов от затрат на перевозки грузов и пассажиров после проведения ремонтных мероприятий.
Затраты на перевозку грузов и пассажиров определяются по формуле:
Эм = 0,02365__№Sn,
где 0,02 — удельный вес снижения себестоимости перевозок в результате выполнения текущего ремонта;
Sn — стоимость 1 авт-км пробега, Sn= 11,70 тг
Эм = 0,02365140001,6211,7=553456,8 тг
Эффект от текущего ремонта и содержания:
Э=Эм-Дтр,
где Дтр — затраты на текущий ремонт и содержание; Дтр = 40-50 тыс тг.
Показатель эффективности текущего ремонта:
Пэ =
Или Этр = Дтр (Пэ-1)=420000 (1,32-1)133456,8 тг
3.2 Оценка эффективности среднего ремонта
Эффективность мероприятий по среднему ремонту может быть определена по номограмме (рис. 6) или по формуле (11)
Эффективность мероприятий по среднему ремонту может быть определена по номограмме. Для этого составили две вспомогательные таблицы для определения показателей П 0 сг и П1 сг.
Таблица 11. Значение коэффициентов объективной оценки транспортно-эксплуатационных показателей дороги
Значение |
|||||
До ремонта |
0,73 |
1,0 |
0,95 |
0,97 |
|
После ремонта |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|
Значение транспортно-эксплуатационных показателей дороги взяты с линейного графика оценки качества автомобильных дорог и уровне их содержания.
Таблица 12. Значение коэффициентов, характеризующих влияние транспортно-эксплуатационных показателей на себестоимость перевозок
Значение |
|||||
До ремонта |
1,04 |
1,0 |
1,007 |
1,002 |
|
После ремонта |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|
П 0 сг =1.05
П 1 сг =1
П 0 сг — П1 сг = 0.05
Показатель эффективности среднего ремонта находим по номограмме ПЭ=3,2
Затраты на проведение среднего ремонта составляют:
Дср = 5400 руб. (советское)
Коэффициент для перевода в тенге — 1,73
Коэффициент инфляции для автомобильных дорог — 100
Общий переводной коэффициент — 173
Эффект от проведения среднего ремонта: Эср = Дср (Пэ-1)= 5400 (3,2-1)*173=20055240 тг
3.3 Оценка эффективности капитального ремонта
Эффективность мероприятий по капитальному ремонту может быть определена по номограмме (7 рис.) или формуле 11.
Эффективность мероприятий по капитальному ремонту, как и по среднему ремонту, определяем по номограмме. Для этого составляем две вспомогательные таблицы для определения показателей П 0 сг и П1 сг (табл. 13, 14).
Таблица 13. Значение коэффициентов объективной оценки транспортно-эксплуатационных показателей дороги
Значение |
П v |
П 5 |
П пр |
П н |
|
До ремонта |
0,75 |
1,0 |
0,75 |
0,87 |
|
После ремонта |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|
Таблица 14. Значение коэффициентов характеризующих влияние транспортно-эксплуатационных показателей на себестоимость перевозок
Значение |
Kv |
Кб |
Кпр |
Кн |
|
До ремонта |
1,05 |
1,0 |
1,024 |
1,01 |
|
После ремонта |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|
П 0 сп = 1.08
П 1 сп = 1
П 0 сп — П1 сп = 0.08
Показатель эффективности капитального ремонта находим по номограмме
П7 = 2,5
Затраты на проведение капитального ремонта составляют: Дкр = 3800 руб. (советских).
Эффект от проведения капитального ремонта в переводе в тенге:
Эср = Дср (Пэ-1)= 38000 (2,5-1)*173= 9861000 тг.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovoy/po-ekspluatatsii-avtomobilnyih-dorog/
1. СНиП 3.03.09 — 2006 г. «Автомобильные дороги». МинТранском РК, Астана, 2006
2. «Проектирование автомобильных дорог». Справочник инженера-дорожника под редакцией д.т.н. Г.А. Федотова — Москва. Транспорт, 1989 г.
3. «Материалы и изделия для строительства дорог». Справочник под редакцией д.т.н. проф. Н.В. Горелышева — Москва. Транспорт, 1986 г.
4. «Проектирование автомобильных дорог». В.Ф. Бабков часть 1, 2.
5. Методическое пособие по оценке природных условий при решении вопросов проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.
6. Ремонт и содержание автомобильных дорог. Справочник. Под ред. Васильева. М: Транспорт, 1989 г.