В данном курсовом проекте, выполненном на основе задания выданного кафедрой «Автомобильные дороги» по дисциплине «Искусственные сооружения на автомобильных дорогах» на тему «Расчёт промежуточной опоры моста», определены нагрузки на фундамент и голову сваи, вычерчена схема опоры с инженерно-геологическими условиями, определена несущая способность сваи и подобрано армирование сваи.
В состав курсового проекта входят:
- пояснительная записка;
- графическая часть.
Исходные данные
1. Категория дороги — II
2. Габарит моста — Г — 11,5 + 2х1
- Схема моста — 2х15
4. Расчётный уровень высокой воды (РУВВ) — ——- 84,20 м
5. Уровень межевой воды (УМВ) — ———————- 80,50 м
- Дно — ——————————————————— 77,2 м
- Линия общего размыва (ЛОР) — ———————— 75,05 м
- Линия местного размыва (ЛМР) — ——————— 72,37 м
- Расчётный уровень высокого ледохода (РУВЛ) — — 84,20 м
10. Уровень первой подвижки льда (УППЛ) — ——— 81,00 м
11. Толщина льда — ——————————————- 0,60 м
1. Природные условия района строительства
Строящийся объект — мост через реку Пукстерь на дороге Ивановское — валки II технической категории. Район строительства находится в Нижегородском р-не II-ой дорожно-климатической зоне.
Среднегодовая температура: 3,5 0С
Средняя температура наиболее холодного периода: -10,7 0С.
Среднегодовое количество осадков: 527 мм.
второй слой: песок средней крупности.
Третий слой песок мелкий.
Гидрологические характеристики:
Скорость течения в русле — 1,48 м/с
Толщина льдин — 0,60 м.
Наименование конструктивных элементов и слоёв |
Объем , м |
Объемный вес , т |
Вес, т |
Коэффициент перегрузки (нормативный) |
Расчётный вес, т |
||
max |
min |
max |
min |
||||
Пролётное строение |
|||||||
Балки П.С. крайние |
11,70 |
2,5 |
286,942 |
1,1 |
0,9 |
315,636 |
258,248 |
Балки П.С. средние |
32,7 |
2,5 |
801,968 |
1,1 |
0,9 |
882,164 |
721,771 |
Балки С.Т |
5,7 |
2,5 |
139,792 |
1,1 |
0,9 |
153,771 |
125,812 |
Тротуарные блоки |
6,8 |
2,5 |
166,77 |
1,1 |
0,9 |
183,447 |
150,093 |
Перильные ограждения |
1,0 |
2,5 |
24,525 |
1,1 |
0,9 |
26,978 |
22,072 |
Выравнивающий слой |
4,8 |
2,4 |
113,011 |
1,3 |
0,9 |
146,914 |
101,709 |
Гидроизоляционный слой |
1,62 |
1,6 |
25,427 |
1,3 |
0,9 |
33,055 |
22,884 |
Защитный слой |
7 |
2,5 |
171,675 |
1,3 |
0,9 |
223,178 |
154,508 |
Асфальтобетон |
10,382 |
2,3 |
243,249 |
1,5 |
0,9 |
364,874 |
218,924 |
Cумма |
1973,539 |
2330,017 |
1776,021 |
||||
Промежуточная опора |
|||||||
Резиновые опорные части |
2,5 |
4,11 |
1,1 |
0,9 |
4,52 |
3,699 |
|
Ригель |
1,296 |
2,5 |
31,784 |
1,1 |
0,9 |
34,962 |
28,606 |
Слив |
0,521 |
2,5 |
12,778 |
1,1 |
0,9 |
14,056 |
11,50 |
Ригель |
14,975 |
2,5 |
367,262 |
1,1 |
0,9 |
403,988 |
330,536 |
Тело опоры |
13,949 |
2,5 |
342,099 |
1,1 |
0,9 |
376,309 |
307,88 |
Фундамент |
26,263 |
2,5 |
644,10 |
1,1 |
0,9 |
708,51 |
579,690 |
Сумма |
1496,871 |
1542,345 |
1261,881 |
№ |
Наимен. Нагр. |
Норм. Расчет. усилия в уровне подошвы фундамента |
Коэфф. Перег. |
Промеж. опора |
||||||||||
нормативные |
Расчетные |
|||||||||||||
усилие |
Плеч. |
Мом. |
Вдоль |
поперек |
||||||||||
Сила max |
Сила min |
Мом. max |
Мом. min |
Сила max |
Сила min |
Мом. max |
Мом. min |
|||||||
А |
Постоянная нагрузка |
|||||||||||||
1 |
Вес пролетного строения |
1973,539 |
1,2/0,9 |
2330,017 |
1776,02 |
2330,01 |
1776,02 |
|||||||
1 |
Вес опоры |
1496,871 |
1,1/0,9 |
1542,345 |
1261,88 |
1542,34 |
1261,881 |
|||||||
3 |
Гидростатическое давление УВЛ УППЛ |
-394,303 |
1,1/0,9 |
-433,734 |
-354,87 |
-433,734 |
-354,87 |
|||||||
-290,219 |
1,1/0,9 |
-319,240 |
-261,19 |
-319,240 |
-261,19 |
|||||||||
Б |
Временная нагрузка |
|||||||||||||
1 |
2К+Т |
877,233 |
3,029 |
2657,809 |
1,4/0,9 |
1122,71 |
789,51 |
3356,49 |
2392,028 |
|||||
2 |
2К+Т(вдоль) |
489,455 |
0,325 |
159,072 |
582,192 |
440,509 |
189,212 |
143,164 |
||||||
3 |
1К+Т |
498,698 |
4,38 |
2184,648 |
629,296 |
448,282 |
2739,74 |
1966,183 |
||||||
4 |
НК 80 |
1519,65 |
0,325 |
493,886 |
1/0,9 |
1519,65 |
1367,68 |
493,886 |
444,497 |
1519,65 |
1367,68 |
3039,755 |
2735,779 |
|
5 |
Торможение |
269,5 |
6,717 |
1810,232 |
1,2/0,9 |
323,4 |
242,55 |
2172,278 |
1629,20 |
|||||
6 |
Поперечные удары |
64,35 |
7,895 |
508,043 |
77,22 |
57,915 |
609,652 |
2735,779 |
||||||
В |
Ледовая нагрузка |
|||||||||||||
1 |
УВЛ |
148,837 |
5,755 |
856,556 |
1,2/0,9 |
178,868 |
133,953 |
1027,868 |
770,900 |
|||||
2 |
УППЛ |
248,062 |
2,555 |
633,798 |
297,674 |
223,256 |
760,556 |
570,418 |
||||||
Г |
Ветровая нагрузка |
|||||||||||||
1 |
Вдоль УВЛ |
11,52 |
7,24 |
83,412 |
1,4/0,9 |
16,128 |
10,368 |
116,772 |
75,070 |
|||||
2 |
Вдоль УППЛ |
13,182 |
6,728 |
83,412 |
18,454 |
123,887 |
79,830 |
|||||||
3 |
Поперек УВЛ |
11,116 |
7,727 |
85,898 |
15,562 |
10,004 |
99,285 |
77,308 |
||||||
4 |
Поперек УППЛ |
34,171 |
2,92 |
99,839 |
49,310 |
30,754 |
206,604 |
89,805 |
||||||
2. Временные нагрузки от подвижного состава и пешеходов
1 Нагрузка АК
Расчетную временную на вертикальную нагрузку от автотранспортных средств принимаем в виде полос АК, каждая из которых включает одну двухосную тележку с осевой нагрузкой Р равной — 9,81×К кН, равномерно распределенную нагрузку интенсивностью n (на обе калии) — 0,98×К кН/м. [1.п.2.12]
Класс нагрузки по [1.n.2.12] для мостов на дорогах IV категорий принимается равным -11.
Р = 9,81×11 = 107,91 кН;
- n = 0,98×11 = 10,78 кН/м.
Расчётное давление от временной нагрузки АК определяется по формуле:
где: l — длина загружения (пролёт);
- gf — коэффициент надёжности по загрузке, принимаемый по [1.п.2.23.,б];
- S1 — коэффициент полосности [1.п.2.14.,б];
(1+m) — динамический коэффициент,равный 1,21
2.2 Нагрузка от толпы на тротуаре
Расчётную временную нагрузку на тротуары мостов принимаем в виде вертикальной нагрузки, интенсивностью р = 0,2 тс/м2 [1.п.2.21,б] и вычисляем по формуле:
Рт = р×9,81×В×L
где: В — ширина тротуара, В = 1,0 м.
Рт = 0,2×9,81×1,0×15× = 29,43 кН
Определяем момент от нагрузки АК + толпа, 1 колонна:
N1 = 29,43×1,416 + 587,330 0,633×0,5 = 227,50
М1 = 227,50×5,81 = 1322,135 кН×м
N2 = 0,5×587,330 0.368 + 0.5 587,330 0.488 = 251,377 кН
М2 = 251,377×4,15 = 1043,214 кН×м
N3 = 0,5×587,330×0,512 = 150,356 кН
М3 = 150,356×2,49 = 374,386 кН×м
Определяем момент от нагрузки АК + толпа, 2 колонны:
N1 = 227,562 кН
М1 = 1322,135 кН×м
N2 = 251,377 кН
М2 = 1049,214 кН×м
N3 = 150,356 + 0,5×493,415×0,825 = 353,890 кН
М3 = 353,890×2,49 = 881,186 кН×м
N4 = 0,5×493,415×0.175+0.5 493,415 0.681 = 211,182 кН
М4 = 211,182 0.83 = -125,281
N5 = 0,5×493,415×0,319 = 78,699 кН
М5 = 78,699×(-0,83) = -65,320 кН×м
3 Нагрузка НК-80
Расчётную временную вертикальную нагрузку от тяжёлой одиночной нагрузки принимаем в виде эквивалентной равномерно распределённой нагрузки интенсивностью — 92,1 кН/м [1,прил.6,табл.1].
РНК-80 = q×l×Кзап.×(1 + m), кН
РНК-80 = 92,1×15×1,1×1,0 = 1519,65 кН
N1 = 0.518 1519,65 0.5 = 393,589
M1 = 393,589 4.15 = 1633,394
N2 = 0,5×1519,65 0.482 = 366,236 кН
M2 = 366,236 2.49 = 911,928 кН×м
N3 = 0,5×1519,65×0.44 = 334.32 кН
M3 = 334,32 0.83 = 2562,544 кН×м
N4 = 0,5×1519,65 0.108 = 82,061 кН
M4 = 82,061 (-0.83) = -68,110 кН×м
Вес нагрузки:
Поперечный момент:
Продольный момент: М = 1519,65×0,325 = 493,883 кН×м
4 Торможение
Расчётную горизонтальную продольную нагрузку от торможения принимаем равной — 7,8×К кН [1.п.2.20]. Величина тормозной нагрузки определяется по формуле:
Т = gf ×24,5×К×(1 + m)
Т = 1,2×24,5×11×1,0 = 323,4 кН
Момент от этой силы определяется по формуле:
Мт = Т×lт,
где: lт — расстояние от центра опорной части до подошвы фундамента, м
Мт = 323,4×6,717 = 2172,278 кН×м
Нормативные усилия и моменты рассчитываются аналогично, но без учета gf.
5 Горизонтальные поперечные удары
Расчетную горизонтальную поперечную нагрузку от ударов подвижного состава автомобильной нагрузки АК принимаем в виде равномерно распределенной нагрузки интенсивностью — 0,39×К кН/м. [1.n.2.19,б], приложенной на уровне верха покрытия проезжей части.
Величину нагрузки определяем по формуле:
Н = gf ×0.39×K×l×(1 + m)
H = 1,2×0,39×11×15×1,0 = 77,22 кН
Момент от этой силы определяется по формуле:
Мн = Н×lн,
нагрузка свая ледовый гидростатический
где lн — расстояние от верха проезжей части до подошвы фундамента, м
Мн = 77,22×7,895 = 609,652 кН×м
Нормативные усилия и моменты рассчитываются аналогично, но без учета gf.
3.
Прочие временные нагрузки и воздействия
3.1 Ледовая нагрузка
Нормативную ледовую нагрузку от давления льда на опоры мостов с вертикальной передней гранью определяем по формуле:
F = y1×КnRz×b×t
где: y1 — коэффициент формы, определяем по таблице 2 [1.Прил.10] y1 = 0,9;
- Rz — предел прочности на раздробление, принимается по [1.Прил.10,1], при первой подвижке льда — 735 кПа, при наивысшем уровне ледохода — 441 кПа;
- b — ширина опоры на уровне действия льда, м;
- t — толщина льда, м.
При первой подвижке льда:
FУППЛ =·0,9×1.25 735×0,5×0,6 = 248,062 кН
МУППЛ = 248,062×2,555 = 633,798 кН×м
При наивысшем уровне ледохода:
FРУВЛ = ·0,9×1.25 441×0,5×0,6 = 148,837 кН
МРУВЛ = 148,837×5,755 = 856,556 кН×м
3.2 Ветровая нагрузка
Нормативную интенсивность горизонтальной ветровой нагрузки принимаем Wпоп. = 1,23 кПа
Вычисляем рабочую ветровую поверхность для элементов моста.
Перила: Sп = 0,2×1,0×15 = 3,3 м2
Балка п.с.: Sб = 1,14×15 = 17,1 м2
Ригель: Sр = 0,8×1,65 = 1,32 м2
Тело опоры: при РУВЛ: SопРУВЛ = 0
при УППЛ: SопУППЛ = 3,325×0,5= 1,662 м2
Определяем усилия от ветровой нагрузки:
W = S×Wпоп
п = 3,3×1,00 = 3,3 кНб = 17,10×1,00 = 16,125 кНр = 1,32×1,00 = 1,32 кНопУППЛ = 1,662×1,00 = 1,662 кНпопРУВЛ = 3,3 + 17,10 + 1,32 = 21,72 кНпопУППЛ = 3,3 + 17,10 + 1,32 + 1,662 = 23,382 кН
МпопРУВЛ = 3,3 8,32 + 17,10×7,20 + 1,32×6,155 = 158,70 кН×м
МпопУППЛ = 3,3 8,32 + 17,10×7,2 + 1,32×6,155 + 1,662×4,845 = 166,752 кН×м
Нормативную горизонтальную продольную ветровую нагрузку для пролётных строений со сплошными балками принимаем в размере 20% от нормативной поперечной ветровой нагрузки.
Wпр. = 0,20 кПа
Вычисляем рабочую ветровую поверхность для элементов моста.
Ригель: Sр = 12,64×0,4 + ·0,4·(12,64+7,52) = 13,120 м2
Тело опоры: при РУВЛ: SопРУВЛ = 0
при УППЛ: SопУППЛ = 7,52×3,325 = 25,004 м2
Определяем усилия от ветровой нагрузки.
Wр = 0,200×13,120 = 2,624 кН
WопУППЛ = 25,004×0,200 = 5,00 кН
WпрРУВЛ = 2,624 кН
WпрУППЛ = 2,624 + 5,00 = 7,624 кН
МпрРУВЛ = 2,624×6,155 = 16,15 кН×м
МпрУППЛ = 2,624×6,155 + 25,004×4,845 = 137,275 кН×м
3.3 Гидростатическое выталкивание
Выталкивающую силу определяем по формуле:
, Н
где: r — плотность воды, r = 1000 т/м3;
- g — ускорение свободного падения, g = 9,81 м/с2;
— суммарный объём погруженных в воду элементов опоры, м3.
Выталкивающая сила по уровню первой подвижке льда равна:
РVУППЛ = 1000 × 9,81×(0,6·2,1·7,2+0,92·1,7·7,2+3,341·0,5·2,545)
- ·10-3 = 290,219 кН
Выталкивающая сила по уровню высокого ледохода равна:
РVРУВЛ = 1000×9,81×(0,6·2,1·7,2+0,92·1,7·7,2+ 3,341·0,5·5,755)
- ·10-3 = 394,303 кН
4
Проверка конструкции
1 Определение нагрузки на голову сваи
Для фундаментов с вертикальными сваями расчётную нагрузку на голову сваи определяем по формулам:
, ,
где: Р, Мх, Му — соответственно расчётная сжимающая сила, кН; расчётные изгибающие моменты, кН×м; относительно главных центральных осей Х и У плана свай в плоскости подошвы ростверка (Таблица 3);
- n — число свай, шт.;
- Xi ,Yi — расстояние от главных осей до оси каждой сваи, м;
- X, Y — расстояние от главных осей до оси каждой сваи, для которой вычисляется расчётная нагрузка, м;
- Для свай №1, №10.
Рmax My max
Mx max Нх max
Нy max
Несущая способность фундаментов с вертикальными сваями не обеспечена, принимаем сваи оболочки диаметром 0,6 м.
4.2 Определение несущей способности сваи.
Несущая способность забивной висячей сваи определяется по формуле:
где: gС — коэффициент условной работы сваи в грунте, gС = 1,0;
- gСf, CR — коэффициент условной работы грунта соответственно под нижним концом и на боковой поверхности сваи (Табл.3[2]);
- R — расчётное сопротивление грунта под нижним концом сваи (Табл.1 [2]);
- А — площадь опирания на грунт, м;
- u — периметр сваи, u = 1,88;
- fi — расчётное сопротивление i-го слоя грунта основания на боковой поверхности сваи, кПа (Табл.2 [2]);
- hi — толщина i-го слоя грунта, м.
R = 2600 кПа
h1 = 2 м; f1 = 30,0 кПа
h1 = 2 м; f2 = 38,0 кПа
Fd = 1×(1×2600×0,282 + 1,88×1×(30,0×2 + 38,0 2)) = 1312,24 кН
где: N — расчётная нагрузка, передаваемая на сваю;
- gК — коэффициент надёжности (п.3.10 [2]), gК = 1,55
[N] = 846,606 кН > N2 = 774,261 кН
Несущая способность сваи обеспечивает устойчивость опоры.
3 Определение несущей способности висячей забивной сваи работающей на выдёргивание
где : gС — коэффициент условия работы, gС = 0,8 (п.4.5. [2]).
Fdn = 0,8×1,88×1×(30,0×2 + 38,0 2)= 463,232 кН
[N] = 298,859кН > N1 = 97,536 кН
Несущая способность висячей забивной сваи работающей на выдёргивание обеспечивает устойчивость опоры.
4 Проверка несущей способности по грунту фундамента из свай как условно массивного фундамента
Определяем средние значения расчётных углов трения грунтов jm по формуле:
,
где: ji — угол внутреннего трения i-го слоя грунта;
- hi — толщина i-го слоя, м;
- d — глубина погружения сваи, м.
Расчётное сопротивление основания из нескального грунта осевому сжатию R, кПа, под подошвой фундамента мелкого заложения определяется по формуле:
R = 1,7{R0×[1 + K1×(b — 2)] + K2×g×(d — 3)}
где : R0 — условное сопротивление грунта, кПа, определяется по ([1]Прил.24, Табл.1);
- b — ширина подошвы фундамента, м;
- d — глубина заложения фундамента, м;
- g — осреднённое по слоям расчётное значение удельного веса грунта;
- К1, К2 — коэффициенты принимаемые по табл.4 ([1],Прил.24).
R = 1,7{147×[1 + 0,08×(2,1 — 2)] + 2,5×19,62×(8 — 3)} = 688,824 кПа
Определяем давление грунта по подошве фундамента.
где: Nс — нормальная составляющая давления условного фундамента на грунт основания, определяется с учётом веса грунтового массива 1-2-3-4 вместе с заключённым в нём ростверком и сваями;
- Fn, Mc — соответственно горизонтальная составляющая внешней нагрузки, кН, и её момент относительно главной оси горизонтального сечения условного фундамента в уровне расчётной поверхности грунта, кН×мс, bc — размеры в плане условного фундамента, aс = 11,106 м, bc = 8,0 м;
- К — коэффициент пропорциональности, ([1].
Прил.25);
- Сb — коэффициент постели грунта в уровне подошвы фундамента, кН/м3.
Сb = К×10
Cb = 500×10 = 5000 кН/м3
Nc = 6898,206 кН
84,478
R = 477,732 > [Р] = 77,64
Rmax = 573,277 > [Рmax] = 84,478
Условие выполняется, несущая способность обеспечена.
Заключение
Курсовой проект выполнен на основе задания, выданного кафедрой «Автомобильные дороги» по дисциплине «Искусственные сооружения на автомобильных дорогах» на тему «Расчёт промежуточной опоры моста». В работе определены нагрузки на фундамент и голову сваи, вычерчена схема опоры с инженерно-геологическими условиями, определена несущая способность сваи и подобрано армирование сваи.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovoy/raschet-mosta/
1. СНиП 2.05.03 — 84. Мосты и трубы /Госстрой СССР. — М : ЦИТП Госстроя СССР, 1985.
2. Изменения СНиП 2.05.03 — 84. Мосты и трубы. ЦНИИС Госстроя СССР.
3. СНиП 2.02.03 — 85. Свайные фундаменты /Госстрой СССР. — М : ЦИТП Госстроя СССР, 1986.
- Типовые конструкции, изделия и узлы зданий и сооружений. Серия 3.503 — 73. Пролетные строения без диафрагм длиной 12, 15 и 18 м. из железобетонных балок таврового сечения с ненапрягаемой арматурой для автодорожных мостов.