Глава 1. Теоретические аспекты организации складирования
- 1.1 Склады, их понятие и роль в логистике
- 1.2 Складирование и его характеристика
- 1.3 Организация складских процессов с элементами логистики
- 1.4 Современные автоматизированные системы управления складом
- Выводы по главе 1
- Глава 2. Характеристика открытого акционерного общества «Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат»
- 2.1 Краткая характеристика деятельности ОАО «СПБ КПК»
- 2.2 Характеристика финансового состояния ОАО «СПб КПК»
- 2.3 Функционирование склада готовой продукции ОАО «СПб КПК»
- Выводы по главе 2
- Глава 3. Предложения по внедрению автоматизированной системы управления на склад готовой продукции ОАО «СПб КПК»
- 3.1 Типы складских мест
- 3.2 Автоматизация процесса приемки картона на склад
- 3.3 Автоматизация процесса отпуска картона со склада
- 3.4 Автоматизация процесса приемки картона из производства
- 3.5 Комплектование и отгрузка картона клиенту железной дорогой
- 3.6 Перемещение полуфабрикатов ролей в производство ЦПК
- 3.7 Возврат полуфабрикатов ролей из производства
- 3.8 Перемещения внутри склада
- 3.9 Инвентаризация
- 3.10 Требования к интерфейсу
- 3.11 Оценка затрат на внедрение автоматизированной системы управления
- Выводы по главе 3
- Глава 4. Безопасность объекта
- 4.1 Производственная безопасность
- 4.2 Безопасность в случае чрезвычайных ситуаций
- Выводы по главе 4
- Заключение
- Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/diplomnaya/avtomatizatsiya-na-sklade/
Введение
Транспортная система города Чикаго
... понятна ценность данных территорий как важнейшего транспортного хаба. Особенно был важен небольшой ... строительстве в Чикаго первой в США полноценной системы городской канализации. При этом канализационные ... Чикаго. На основании изложенного, можно сделать вывод, что история становления Чикаго представляется ... связи с ростом организованной преступности во главе со знаменитыми гангстерами, такими как Аль ...
Логистика — наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Логистика имеет глубокие исторические корни, но тем не менее сравнительно молодая наука. Бурное развитие она получила в период второй мировой войны, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, тыловых и снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением, горюче-смазочными материалами и продовольствием.
Начало широкого использования логистики в экономике приходиться на 60-70-е гг. и связано с достижениями в области коммуникационных технологий. Появившаяся возможность всех этапов движения сырья, деталей и готовой продукции позволила четко увидеть огромные потери, допускаемые в традиционных схемах управления материальными потоками.
Можно сделать вывод, что о логистике известно давно, но тем не менее она претендует на название научной и учебной дисциплины XXI века.
Отечественная логистика в условиях рыночной экономики пока еще находится в стадии формирования.
Главной задачей логистики является разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами.
Одной из основных задач логистики является также совершенствование управления товародвижением, создание эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков.
Существуют два вида функций логистики:
1) Оперативные
2) Координационные
Объектом изучения логистики являются материальные, финансовые, информационные потоковые процессы хозяйственно-экономической деятельности.
Логистика способствует повышению эффективности работы фирмы при соблюдении следующих требований:
- поддержание связи логистики со стратегией;
- совершенствование в организации движения материальных потоков;
- поступление необходимой информации и ее обработка;
- эффективное управление трудовыми ресурсами;
- тщательная разработка логистических операций и т.д.
Недостаточное внимание к вопросам организации логистической деятельности на предприятии способствует снижению эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а в ряде случаев может вести к банкротству фирм, т.к. затраты, связанные с входящими материальными потоками, формируют структуру затрат организаций.
Предприятия для организации основной хозяйственной деятельности требуют размещения товарных запасов, сырья, материалов, ресурсов, необходимых для бесперебойного производственного процесса, торгово-снабженческой деятельности, а также полуфабрикатов с тем, чтобы обеспечить минимально-необходимый для предприятия товарно-материальный запас. От того, насколько ритмично налажена складская деятельность, оборудованы и оснащены здания, сооружения, специализированные помещения, устройства, предназначенные для приемки, размещения, хранения грузов, товарно-материальных запасов зависит качество, товарные характеристики, сохранность и комплектность товарно-материальных ценностей.
Организация складской логистики в ритейле
... Предметом — организация складского хозяйства на логистическом комплексе ООО «Евроторг». Целью курсовой работы является изучение теоретических основ организации складской деятельности, анализ деятельности склада ООО «Евроторг» ... В свою очередь, первая группа складов подразделяется на склады готовой продукции предприятий-изготовителей, склады сырья и исходных материалов предприятий-потребителей ...
Данная дипломная работа исследует проблему разработки мероприятий по совершенствованию организации складской деятельности.
Цель дипломной работы — совершенствование в организации ОАО «СПб КПК» складской деятельности за счет внедрения автоматизированной системы управления.
Для реализации поставленной цели следует решить комплекс задач:
1) осуществить анализ теоретических аспектов организации складирования, выявить специфические особенности организации складских процессов;
2) рассмотреть основные виды складов и их функции;
3) познакомиться с основными технико-экономическими характеристиками ОАО «СПб КПК»;
4) исследовать текущую организацию складирования, складских услуг ОАО «СПб КПК»;
5) произвести технико-экономический анализ хозяйственной деятельности ОАО «СПб КПК»;
6) выявить преимущества, недостатки и возможные скрытые резервы, способные воздействовать на эффективность складской деятельности;
7) разработать комплекс мероприятий по внедрению автоматизированной системы управления складской деятельностью ОАО «СПб КПК»;
Глава 1. Теоретические аспекты организации складирования
1.1 Склады, их понятие и роль в логистике
Проектирование сквозных процессов в большинстве случаев дает оптимальное решение при условии накапливания сырья, полуфабрикатов, готовых изделий в том или ином звене логистической цепи на некоторое время. Целостный проект показывает, что необходимо сделать с грузом в месте накапливания. Возможно, поступившие грузовые единицы необходимо расформировать, товары переупаковать, какое-то время хранить, затем сформировать новые грузовые единицы и в нужный момент доставить потребителю. С этой целью в логистической системе организуется склад.
Склады — это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения, поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.
Изготовителю продукции необходимы склады сырья и исходных материалов, с помощью которых обеспечивается непрерывность производственного процесса. Склады готовой продукции позволяют содержать запас, обеспечивающий непрерывность сбыта. На складах торговли накапливаются и ожидают своего потребителя готовые изделия.
Представление о гармонично организованной логистической системе как о системе без складов ошибочно. Гармония в логистике достигается правильным сочетанием складского и транзитного способов продвижения вещественной субстанции от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.
Склад в логистике используется только тогда, когда это позволяет улучшить показатели сквозного процесса. Таким образом, роль склада заключается в создании условий для оптимизации материального потока.
Логистика ставит задачу гармоничной организации внутрискладских процессов, а также задачу технической, технологической и планово-организационной сопряженности внутрискладских процессов с процессами, происходящими в окружающей склад экономической среде.
Склады в логистике рассматривают как элементы систем товародвижения и в то же время как самостоятельные системы. Соответственно, выделяют две группы задач:
Распределительные центры и организация складского хозяйства
... складам подводят временные дороги. Запас материалов, подлежащих хранению на складе, определяется по формуле: распределительный центр склад логистический ... упаковка; погрузка; внутри складское перемещение грузов. Наиболее тесная взаимосвязь склада с другими участниками ... обслуживания объектов, сооружаемых одной строительной организацией. Эти склады (главным образом закрытого типа) располагаются ...
1. задачи, связанные со складами, возникающие при проектировании систем товародвижения;
2. задачи по складам как по самостоятельным системам.
Таким образом, основное назначение склада — концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей.
Чтобы иметь представление о видах и функциях складов, необходимо рассмотреть характеристику складов.
1.2 Складирование и его характеристика
1.2.1 Виды складов
Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов.
размеры складов
Различаются склады и по высоте укладки грузов. В одних груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более.
конструкции
Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах.
В складе может создаваться и поддерживаться специальный режим, например, температура, влажность.
степени механизации складских операций
возможность доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта
пристанционные или портовые
Для того, чтобы доставить груз от станции пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным транспортом.
широты ассортимента хранимого груза
преимуществ
логистика управление склад картон
1.2.2 Функции складов
Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в разных логистических процессах склады выполняют следующие схожие функции :
- преобразования материальных потоков;
- обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.
три вида материальных потоков
1) входной
2) выходной
3) внутренний.
Наличие входного потока означает необходимость разгрузки транспорта, проверки количества и качества прибывшего груза. Выходной поток обусловливает необходимость погрузки транспорта, внутренний — необходимость перемещения груза внутри склада.
Реализация функции временного хранения материальных запасов означает необходимость проведения работ по размещению грузов на хранение, обеспечению необходимых условий хранения, изъятию грузов из мест хранения.
Преобразование материальных потоков происходит путем расформирования одних грузовых партий или грузовых единиц и формирования других. Это означает необходимость распаковки грузов, комплектования новых грузовых единиц, их упаковку, затаривание.
Однако это лишь самое общее представление о складах. Любая из вышеперечисленных функций может изменяться в широких пределах, что сопровождается соответствующим изменением характера и интенсивности протекания отдельных логистических операций. Это, в свою очередь, меняет картину протекания всего логистического процесса на складе.
Совершенствование организации управления процессом перемещения ...
... организации управления процессом перемещения и хранения грузов на складах предприятия 1.1 Понятие и сущность процессов перемещения и хранения груза на складе «Складские системы способствуют преобразованию материальных потоков, ... комплектация партии груза подразумевает пересортировку грузов, полученных от поставщиков, и их объединение в партии отправки потребителям; 6) предоставление услуг, а именно: ...
функции различных складов
складах готовых изделий предприятий-изготовителей
Склады сырья и исходных материалов предприятий-потребителей, Склады оптово-посреднических фирм в сфере обращения
обеспечивают концентрацию товаров, комплектацию ее в нужном ассортименте, организуют доставку товаров мелкими партиями как на предприятия-потребители, так и на склады других оптовых посреднических фирм, осуществляют хранение резервных партий.
Склады торговли, находящиеся в местах сосредоточения производства,, Склады, расположенные в местах потребления,
1.2.3 Обработка информации на складе
Логистический процесс на современных складах, и в первую очередь автоматизированных складах, предполагает наличие систем управления информационными потоками, которые осуществляют:
- управление приемом и отправкой грузов;
- управление запасами на складе;
- обработку поступающей документации;
- подготовку сопроводительных документов при отправке грузов и т.д.
В зависимости от уровня организации программно-технических средств выделяют:
- обработку информации вручную;
- обработку информации в пакетном режиме (имеется ввиду подготовка данных о поступающих и отгруженных грузах, которые периодически вводятся в ЭВМ, обрабатываются вручную или автоматически);
- обработку информации в режиме реального времени (в этом случае информация вводится в ЭВМ одновременно с движением грузов, или, точнее, в момент их перехода через контрольные пункты);
- непосредственное управление от компьютера (на практике это предполагает интегрированное управление материальными и сопутствующими им информационными потоками в режиме реального времени).
критериев оценки
показатель эффективности
показатель общих затрат
Показатель, Коэффициент полезно используемой площади
K s = Srp / Soc , (1)
коэффициент полезно используемого
объема Kv :
K v = Vгp / Voc = Sгp * hCKJ 1 / Soc * hoc , (2)
где V rp — складской объем, занимаемый оборудованием, на котором хранится груз, м3 ;
V oc — общий складской объем, м3 ;
h скл _ используемая высота складского помещения под хранение груза, м
h oc — высота складского помещения, м;
показатель общих затрат
ОЗ =Э+0,29К, (3)
где Э — текущие затраты, руб./т;
0,29 — коэффициент эффективности капитальных вложений.
К — единовременные затраты, руб./т;
Текущие затраты
Э = А / nQ, (4)
где А — затраты, связанные с амортизацией, эксплуатацией и ремонтом оборудования склада, руб;
п — оборачиваемость товара (365 : t3 ); здесь t3 — средняя продолжительность срока хранения товара на складе, т.е. товарный запас в днях;
Автоматизированная система учета движения грузов на складе
... автоматизации этих функций и служат программы складского учета. На складе аэропорта ведётся сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия грузов; ... системы. Целью моей дипломной работы является исследование автоматизированной системы, призванной максимально автоматизировать процессы учёта грузов на складе аэропорта. Необходимость сокращения ...
Единовременные затраты
К =С т /nQ, (5)
При альтернативном выборе системы складирования на основе применяемого при этом оборудования оптимальным является вариант с максимальным значением показателя эффективности использования складского объема при минимальных затратах.
Эффективность использования ОПФ, Относительный перерасход (экономия)
?ОПФ отнпер = i * ОПФбаз — ОПФфакт , (6)
где i — индекс отклонения выпуска услуг.
На изменение среднегодовой стоимости ОПФ оказывают влияние следующие факторы:
- Влияние изменения фондоотдачи на выпуск услуг:
?Q f = ?f * ОПФфакт , (7)
где ?f — изменение фондоотдачи.
- Влияние изменения среднегодовой стоимости ОПФ:
?Qoпф = ?ОПФ * f ба3 , (8)
Данные показатели влияют на изменение выпуска услуг, т.к. стоимость ОПФ, затраты, связанные с эксплуатацией и ремонтом, носят достаточно высокий удельный вес в общей структуре затрат предприятия в случае, если для организации складирования товарно-материальных ценностей используются транспортные средства, машины, оборудования, силовые и передаточные устройства.
Прямые материальные затраты в организации складской деятельности.
постоянные
Переменные затраты изменяются прямо пропорционально объемам выпуска услуг.
Постоянные затраты практически всегда носят комплексный характер, включают в себя несколько видов затрат.
факторов на изменение прямых материальных затрат
изменение объёма производства:
М об = ii *Мбаз — Мфакт , (9)
где i i — индекс изменения полной себестоимости выпущенной продукции.
изменение структуры выпускаемых товаров и услуг
М структура = Мбаз * (i — i1), (10)
где i — индекс изменения объема выпуска услуг
изменение уровня материальных затрат на изготовление отдельных видов услуг:
М виды услуг = Qфакт * (Мфакт / Qфакт — Мбаз / Q6 a 3 ), (11)
Прибыль от продаж при организации складской деятельности.
прибыль от продаж
изменение объёма реализованных услуг
?П об = i * Пбаз — Пфакт (12)
где i — индекс изменения объёма реализации;
П баз — прибыль (убыток) от продаж в базисном периоде.
изменение в структуре предоставленных услуг
?Поб = П усл — i *Пбаз , (13)
где П усл — прибыль (убыток) от продаж в отчетном периоде.
Организация хранения товаров на складе (3)
... складских операций представляет собой следующую последовательность: разгрузка транспорта; приемка товаров; отборка товаров из мест хранения; комплектование и упаковка товаров; погрузка; внутрискладское перемещение грузов. Остановимся на характеристике отдельных операций. ... (склад коллективного пользования или склад-отель). Различаются склады и по степени механизации складских операций: ...
изменение себестоимости отдельных видов услуг
?П с/с = Сусл — Сфакт , (14)
где С — полная себестоимость.
изменение цен
?П ц =ВРфакт -ВРусл : (15)
где ВР — выручка от реализации.
Чтобы определить оптимальное расположение склада, необходимо рассмотреть следующие требования, необходимые для выгодного индивидуального потребления складской площади.
1.2.4 Техническое оснащение на складе
Грамотно подобранное складское оборудование помогает повысить производительность труда на складе, увеличить скорость обработки грузов и улучшить качество работы. В свою очередь, повышение качества логистики внутри склада способствует увеличению объема работ, ускорению обработки заказов и их доставки клиентам, расширение клиентской базы и, как следствие, увеличению прибыли. Поэтому так важен вопрос правильной организации склада и его оснащения хорошим складским оборудованием.
Для комфортной работы складского комплекса необходимо несколько видов складского оборудования:
- Оборудование для хранения грузов (стеллажи и шкафы)
- Грузоподъемное оборудование (штабелеры, погрузчики, тали, лебедки)
- Транспортное оборудование (тележки)
Надежность, комфорт, безопасность хранения
Далее под стеллажи подбирается подъемное и транспортное оборудование с учетом высоты стеллажей, массы груза, ширины межстеллажных проходов и прочих важных факторов, влияющих на скорость и качество обработки груза.
Главный принцип грамотного подбора складского оборудования — сопоставимость. В первую очередь лучше подбирать стеллажи. Но к тому моменту, как вы утвердите проект стеллажной системы, необходимо представлять и то, какую технику вы планируете использовать, сопоставляя характеристики подходящих моделей со стеллажной системой. Если высота вашего склада 3-4 метра, то высокоподъемная техника вам точно ни к чему. Точно так же нужно смотреть на грузоподъемность и размеры (если можно обойтись ручным штабелером и сузить за счет этого межстеллажные проходы, то наверняка нет смысла тратиться на самоходный).
Выбирая технику, необходимо знать и такой немаловажный параметр, как размер грузопотока. Для крупного склада, где погрузочно-разгрузочные работы производятся безостановочно, нужна одна техника, для небольшого подсобно-складского помещения булочной — другая.
Существует довольно много разновидностей стеллажей, и для того, чтобы выбрать идеальный вариант, необходимо ответить себе на несколько вопросов (эти знания пригодятся потом и при общении с менеджерами, так как вы будете иметь примерное представление о том, какие стеллажи вам нужны):
В каких упаковках груз будет храниться на стеллажах? Это первое, что вы должны определить. Для коробок нужна одна конструкция, для паллет — другая, для рулонов линолеума — третья. Если вы планируете хранить грузы различных видов, скорее всего вам потребуется несколько стеллажей или комбинированная стеллажная система.
Какова площадь и высота помещения, имеются ли архитектурные особенности? Для проектирования стеллажной системы нужно знать её возможную высоту, площадь, количество уровней и секций, наличие особенностей помещения (например, если в одном углу склада организован небольшой подиум, то корректируется высота стеллажа; точно так же учитываются и другие особенности).
Технология хранения кондитерских изделий
... большой комплекс исследований по установлению возможности увеличения сроков хранения кондитерских изделий. В результате проведенных работ было определено, что доброкачественность ... продукции, размер потерь и сроки хранения. Рассмотрим технологию хранения кондитерских товаров. Раздел 1. Характеристика кондитерских изделий Кондитерские товары — это изделия, большая часть которых состоит из ...
Каковы будут максимальные габариты и вес груза? Эти параметры необходимы для определения грузоподъемности уровня стеллажа и всей системы в целом, а также расстояния между уровнями и глубины стеллажа. Рекомендуем, определившись с предполагаемыми (или даже точными) характеристиками груза, прибавить 3-5% размера и грузоподъемности «для запаса» (даже если вы так и не превысите изначальные показатели, стеллажи прослужат дольше).
Нуждается ли груз в каких-то особых условиях хранения? Если вы планируете организовать склад-холодильник, то предпочтительнее стеллажи с оцинкованными стойками — они более устойчивы к низким температурам. Грузы с ограниченным сроком хранения лучше размещать на фронтальных стеллажах, а для долговременного хранения подойдут набивные. Таких нюансов очень много, и при выборе стеллажного оборудования они играют не последнюю роль.
Ни на одном складе товар не лежит мертвым грузом на стеллажах. С ним происходит непрерывная работа: укладка на хранение, подъем, спуск, перевозка в другое место, отгрузка новых партий, сбор заказа клиентам. Для всех этих операций необходимо специальное складское оборудование.
Тележки занимают второе после стеллажей место в рейтинге самых популярных видов складского оборудования. Есть очень маленькие склады, где грузы хранятся на легких полочных стеллажах и загружаются/выгружаются вручную, но вряд ли можно найти хотя бы один склад, где не нужно было бы транспортировать грузы из одной точки в другую. Поэтому без тележек немыслим ни один склад, будь это крохотный закуток рядом с торговой точкой на рынке, или крупнейший складской комплекс, — транспортное складское оборудование должно быть на каждом складе. При выборе тележки необходимо учитывать специфику перевозимого груза. Например, для сравнительно легких грузов подойдут ручные двухколесные тележки; предметы, не упакованные на поддоны (ящики, коробки, различные упаковки и т.д.) удобно перевозить на платформенных тележках, а для транспортировки паллет подойдут гидравлические или самоходные вилочные тележки.
Штабелеры и погрузчики необходимы любому складу, где грузы хранятся на паллетах. Но прежде чем выбирать погрузочную технику, нужно оценить размер грузооборота, высоту стеллажной системы, предполагаемые нагрузки, расстояние между стеллажными секциями. Для небольшого склада удобным и экономичным вариантом станет ручной гидравлический штабелер — он компактен, доступен, долговечен. При среднем и крупном грузопотоке, а также при большой высоте стеллажной системы лучше отдать предпочтение штабелерам с электроподъемом: ведомым или самоходным, с подножкой оператора или с кабиной, — производители складского оборудования предлагают множество интересных вариантов, один из которых наверняка станет идеалом для вашего склада. Погрузчик тоже следует выбирать, исходя из объема грузопотока и обязательно с учетом особенностей стеллажной системы. Для высотных стеллажей незаменимы мощные высокоподъемные машины — ричтраки; а среднему складу можно порекомендовать компактный и экономный вариант «два в одном»: компактный погрузчик-штабелер, имеющий увеличенный клиренс и высокую маневренность.
Ответственное хранение товаров
... операции, что фиксируется на счетах бухгалтерскими проводками. склад учет приемка недостача 2. Учет товаров в местах хранения Учет товара на складе оптового предприятия ведет материально ответственное ... при несоответствии фактического веса брутто указанному в сопроводительных документах, при получении груза в поврежденной, открытой или немаркированной таре, в таре с поврежденной пломбой ...
Тали, тельферы, лебедки — эти виды грузоподъемных механизмов не пользуются большой популярностью как складское оборудование, но часто оказываются незаменимыми помощниками на современном складе. Электротельфер удобно использовать в качестве подъемника на мезонинном стеллаже, ручные и электрические тали — недорогое, компактное устройство не только для поднятия тяжелого груза снизу вверх, но и для его горизонтального помещения из одного угла склада в другой. Средства малой механизации очень удобны в качестве вспомогательного складского оборудования, и будут очень полезны на складах тяжелых грузов.
1.3 Организация складских процессов с элементами логистики
Для понимания работы склада рассмотрим складские операции, связанные со складской деятельностью.
1.3.1 Краткая характеристика складских операций
Логистические функции складов реализуются в процессе осуществления отдельных логистических операций. Функции разных складов могут существенно отличаться друг от друга. Соответственно будут различны и комплексы выполняемых складских операций.
комплекс складских операций представляет собой следующую последовательность
1) разгрузка транспорта;
2) приемка товаров;
4) отборка товаров из мест хранения;
5) комплектование и упаковка товаров;
6) погрузка;
7) внутрискладское перемещение грузов.
Кратко охарактеризую отдельные операции.
погрузочно-разгрузочных работ. Эти операции определяются следующим образом
разгрузка
- погрузка — логистическая операция, заключающаяся в подаче, ориентировании и укладке груза в транспортное средство.
Технология выполнения погрузочно-разгрузочных работ на складе зависит от характера груза, от типа транспортного средства, а также от вида используемых средств механизации.
приемка поступивших грузов по количеству и по качеству
Решения по управлению материальным потоком принимаются на основании обработки информационного потока, который не всегда адекватно отображает количественный и качественный состав материального потока. В процессе различных технологических операций в составе материального потока могут происходить несанкционированные изменения, такие, как порча и хищения грузов, сверхнормативная убыль и др. Кроме того, не исключены ошибки персонала поставщика при формировании партий отгружаемых товаров, в результате которых образуются недостачи, излишки, несоответствие ассортиментного состава.
В процессе приемки происходит сверка фактических параметров прибывшего груза с данными товарно-сопроводительных документов. Это дает возможность скорректировать информационный поток.
На складе принятый по количеству и качеству груз перемещается в зону хранения. Тарно-штучные грузы могут храниться в стеллажах или в штабелях.
отборка товаров из мест хранения
1) отборка целого грузового пакета;
2) отборка части пакета без снятия поддона.
Эта операция может выполняться с разной степенью механизации. Товар со склада предприятия оптовой торговли может доставляться заказчику силами этого предприятия. Тогда в помещении, отдельном от основного помещения склада, необходимо организовать отправочную экспедицию, которая будет накапливать подготовленный к отгрузке товар и обеспечивать его доставку покупателям.
Теперь целесообразно рассмотреть непосредственно процесс поступления грузов на склад.
1.3.2 Поступление грузов на склад
Существенным резервом повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем является переход от традиционно разрозненного решения задач складирования и транспортировки к проектированию единых транспортно-складских процессов.
Сопряженность складского процесса с внешней средой достигается решением различных задач, значительная часть которых связана с обработкой материальных потоков на постах разгрузки и приемки товаров.
Надежность и экономичность работы склада зависит от того, насколько верно определено количество постов для выполнения погрузочно- разгрузочных работ. Увеличение этого количества влечет за собой рост строительных затрат и эксплуат ационных расходов, сокращение увеличивает очередь ожидающего обслуживания транспорта, то есть увеличивает потребность в площади для парковки и маневрирования. Кроме того, ожидание разгрузки — это расходы, связанные с простоем транспорта.
Таким образом, при определении количества постов обслуживания транспорта необходимо находить компромисс между размером расходов на строительство и эксплуатацию постов обслуживания транспорта, размером суммарных расходов на строительство площадок для ожидания и маневрирования транспорта и расходов на возможный простой транспортных средств в ожидании обслуживания.
Пропускная способность погрузочно-разгрузочной зоны зависит не только от числа постов, но и от грузоподъемности поступающего транспорта. Проведенные методом теории массового обслуживания расчеты показывают, что при заданном числе постов, например, 4, и при заданном значении очереди на разгрузку, например, не более одной машины, количество обрабатываемых на участке грузов прямо пропорционально грузоподъемности обслуживаемого транспорта.
Прием и отправка грузов со склада могут выполняться на одном совмещенном участке, а могут быть пространственно разъединены. Тот и другой вариант имеют свои преимущества и недостатки.
Совмещение участков поступления и отпуска груза позволяет:
- сократить размер площади, необходимой для выполнения соответствующих операций;
- облегчить контроль операций разгрузки и погрузки — операций с высокой интенсивностью материальных, транспортных и людских потоков;
- повысить использование оборудования за счет сосредоточения в одном месте всего объема погрузочно-разгрузочных работ, более гибко использовать персонал.
Основным недостатком совмещения участков приемки и отпуска грузов является появление встречных грузовых потоков со всеми вытекающими сложностями, в том числе и с возможной путаницей между отправляемыми и получаемыми товарами.
Организация в одном месте приемки и отправки будет существенно затруднена, если тип и размеры прибывающего и отправляемого со склада транспорта различны.
Облегчить организацию совмещенного участка может разъединение по времени операций поступления и отправки.
Для полной картины поступления груза на склад рассмотрим входной контроль поставок груза на склад.
1.3.3 Входной контроль поставок груза на складе
На пути первичного источника сырья до конечного потребителя собственность на грузы, образующие материальный поток, последовательно переходит от одного участника логистического процесса к другому. В этих так называемых «местах стыка» происходит сверка фактических параметров материального потока с данными сопроводительных документов. По существу, в этих местах информационный поток, движущийся в значительной степени обособленно, «пристегивается» к материальному.
Фактический состав материального потока может отличаться от информации о нем. Управление же осуществляется на основе именно информации. Последовательная приемка на всем пути движения грузов позволяет постоянно актуализировать данные, составляющие информационный поток.
Материальный поток — это движение материальных ценностей, сохранность которых обеспечивается системой материальной ответственности. В местах стыка происходит передача материальной ответственности. Нельзя проектировать логистический процесс без понимания и учета специфики порядка передачи материальной ответственности. Следовательно, задача постоянного обновления и корректировки информации о материальных потоках — одна из наиболее актуальных задач логистической деятельности.
Сложность задачи обусловлена тем, что передача материальной ответственности зачастую происходит не непосредственно от одного владельца товара другому, а с участием логистических посредников — экспедиторских организаций.
Без возложения материальной ответственности на конкретных лиц сложно обеспечить сохранность груза на всем пути движения материального потока. Однако следует иметь ввиду, что для участников логистического процесса, имеющих статус материально-ответственных лиц, безусловно, приоритетной задачей является не скорость, не надежность, не цена, а точное соответствие количественного и качественного состава потока данным сопроводительных документов. Весь логистический процесс остановится, если материально-ответственное лицо не уверено в точном соответствии количества и качества товара данным сопроводительных документов. Система материальной ответственности не должна тормозить логистический процесс. Следовательно, при проектировании логистических систем необходимо находить компромисс между различными системами, обеспечивающими сохранность материальных ценностей. Возможно, система без личной материальной ответственности принесет ущерб, но риск остановки процесса в связи с необходимостью актирования несоответствий может принести большой ущерб. Выход может быть найден в высоких гарантиях соблюдения качества и комплектности поставок, т.е. в том, чтобы Функцию контроля взяли на себя поставщик либо экспедитор (это войдет в их систему сервиса).
Традиционная система поставок требует от организации входного контроля. Соответственно, все процедуры приемки должны быть четко планированы, что позволит, не снимая материальной ответственности с конкретных лиц, снизить риск остановки логистического процесса. Порядок приемки товаров регламентируется нормативными актами государства, а также условиями договора.
После того, как мы получили полную картину о поступлении груза на склад, нам необходимо знать, как происходит отборка груза по заказу.
1.3.4 Отгрузка товаров со складов
В процессе отгрузки товаров со складов решаются следующие основные задачи:
1) формирование и группировка товаров по маршрутам;
2) контроль качества упаковки товаров
3) формирование маршрутов движения автотранспорта;
4) своевременная отправка товаров покупателям;
5) ликвидация излишних простоев автотранспорта под погрузкой;
6) контроль за возвратом оборотной тары;
7) оформление всех видов документов.
Работники, выполняющие комплекс операций по отгрузке, принимают упакованные товары с участка комплектации по количеству мест в соответствии с комплектовочными ведомостями. При этом проверяются количество мест, целостность тары и наличие сопроводительной документации. Далее товары, упакованные в транспортную тару, перемещают с помощью аккумуляторного погрузчика, и грузовых тележек в специальную экспедиционную зону склада, планировка которой должна предусматривать наличие достаточного количества мест для комплектования товаров по маршрутам. Перед отправкой товаров работники экспедиции проверяют комплектность партии по количеству мест на основе документации на отгрузку. Автомобильный транспорт при централизованной доставке товаров работает по утвержденным рейсовым графикам, что требует оперативности и быстроты погрузки, которая ускоряется за счет использования средств механизации.
Из экспедиции на рампу товары могут перемещаться с помощью аккумуляторных погрузчиков, тележек с гидравлическим подъемом вил, ручных тележек, возможно также использование ленточных транспортеров, рольгангов. В кузов автомобиля грузы укладывают с учетом максимального использования его площади, грузоподъемности и расположения грузополучателей на маршруте. Размещение товарных мест по глубине кузова должно соответствовать порядку их выгрузки при движении по маршруту. При этом рекомендуется составлять погрузочный лист. Некоторое количество грузов (обрабатываемых на складе) называется грузовая единица.
1.4 Современные автоматизированные системы управления складом
1.4.1 Характеристика системы управления складом (WMS)
Возможность предоставления широкого ассортимента товаров потребителям в сочетании с высокой скоростью и точностью обработки заказов во многом обусловлена технологическими возможностями IT-индустрии в сфере логистики. Сегодня в России наиболее показательный рост демонстрирует складская отрасль, в черте крупных городов вырастают все новые и новые складские терминалы, склады временного хранения, распределительные центры.
Увеличение предложения неизбежно приводит к обострению конкуренции в данном секторе рынка и, как следствие, к необходимости повышения эффективности функционирования складов и расширения спектра складских услуг с целью получить конкурентное преимущество.
Наиболее типичным с точки зрения мировой практики решением первой из этих задач является оснащение складского хозяйства современной СУС (системой управления складом) — WMS (Warehouse Management System), под которым понимается аппаратно-программный комплекс, позволяющий эффективно управлять размещением и перемещениями товаров на складе. Кардинальное различие между WMS и складскими учетными системами в том, что WMS помимо чисто учетной функции выполняет и активную управленческую роль, анализируя все задачи, стоящие в очереди на выполнение, и выдавая сигнал складскому персоналу о необходимости выполнить наиболее приоритетную задачу.
Так, WMS-система должна обеспечивать оптимизацию маршрутов движения погрузочно-транспортного оборудования, а также формировать задания для персонала с учетом его оптимальной загрузки.
Еще одной важной функцией WMS является биллинг, т. е. автоматизированный расчет стоимости (себестоимости) хранения, основанный на текущем учете загрузки ячеек. Эта функция особенно актуальна для компаний, предоставляющих услуги временного хранения товаров сторонним грузовладельцам. С ее помощью можно подсчитать стоимость оказанных грузовладельцам услуг по обработке товаров (механизированная и ручная погрузка-разгрузка, обмотка стретч-пленкой, и т. п.).
Кроме того, за аббревиатурой WMS зачастую скрывается также и технология выполнения складских операций, включая работу со штрих-кодами и радиочастотными идентификаторами (RFID).
И если поддержка штрих-кодов для подобных систем давно рассматривается как естественная и необходимая их функция, то работа со стандартами RFID таковой становится. Большинство разработчиков подобных систем либо уже включили поддержку этой технологии в текущие версии своих продуктов, либо анонсировали ее на ближайшую перспективу. Существование более или менее единого подхода к организации хранения на распределительных складах (наличие четырех координатной системы с проходами, стеллажами, полками и местами, зоны приемки, отгрузки, комплектации, стандартные размеры поддонов, конечное число стандартов штрихового кодирования) наводит на мысль о принципиальной возможности адаптации любой универсальной WMS -системы к бизнес-модели конкретного склада. А поскольку сам подход позаимствован у Запада, идея об адаптации именно западной системы приходит в первую очередь; вместе с тем возникает вопрос об экономической целесообразности и оценке эффективности внедрения.
1.4.2 Опыт внедрения автоматизированных систем в складской деятельности в России
Практика внедрения и эксплуатации WMS в России показывает, что срок окупаемости подобных вложений не превышает 1,5—2 года. Практический анализ результатов успешных внедрений WMS указывает на достижение следующих количественных показателей:
- сокращение времени, затрачиваемого на приемку/комплектацию/отгрузку заказов, в 1,5—2 раза;
- увеличение точности выполнения заказов до 99%;
- сокращение численности персонала в 2—2,5 раза;
- значительное снижение потерь, связанных со сроком годности или условиями хранения;
- увеличение ассортимента товара за счет повышения точности работы;
- возможность управления складом на 4000— 10000 паллето-мест одним или двумя операторами;
- значительное сокращение издержек, связанных с простоями;
- сокращение времени на подготовку складского персонала.
Нельзя не принимать во внимание и изменение качественных показателей, заключающееся в повышении общего уровня квалификации персонала, улучшении дисциплины, организованности и общей психологической атмосферы. Значительны удобства от практического использования аналитического блока WMS для целей оперативного управления складом. Все без исключения системы имеют набор стандартных отчетов:
- отчет по наличию товаров по местам хранения;
- отчет по числу различных типов операций, выполненных за указанный период времени;
- отчет по оборачиваемости отдельных ячеек;
- отчет по оборачиваемости отдельных товарных позиций
- отчет по незавершенным заказам и т. п.
Возможность практически моментально получать подобные отчеты позволяет оперативно принимать управленческие решения и сделать управление в целом более эффективным.
В настоящее время в России известно несколько десятков успешных проектов внедрения, выполненных в основном для распределительных центров крупных розничных сетей либо распределительных складов (терминалов) крупных торгово-промышленных групп. Это, как правило, лидеры в своей отрасли и в целом высокоэффективные предприятия.
На отечественном рынке уже сейчас происходит ожесточенная борьба за клиента. В нее вовлечены и небольшие отечественные фирмы-разработчики, и крупные отечественные производители ПО, и крупные зарубежные создатели специализированного ПО. Решения, предлагаемые такими фирмами, как Microsoft, Oracle и SAP, являются более привлекательными для автоматизации «с нуля», поскольку это не просто WMS, a WMS, интегрированные в ERP-системы. Это позволяет избежать затрат, связанных с интеграцией ПО разных производителей, и повысить эффективность внедрения в целом.
Очевидны и другие преимущества интегрированных WMS:
- немедленное отражение складских операций в учетных регистрах более высокого уровня — на счетах бухгалтерского, управленческого и международного учета и, как следствие, возможность быстро получать управленческие отчеты;
- единая база нормативно-справочной информации;
- единая политика безопасности работы пользователей и др.
Проведенный анализ спроса и предложений на рынке складских услуг позволяет сделать следующие выводы, которые помогут стать определенным ориентирами в процессе принятии решения о необходимости использования WMS.
1) Из всех потенциальных клиентов только около 30% самостоятельно могут четко сформулировать свои требования и составить представление о тех результатах, которые достигаются за счет внедрения системы. Остальным клиентам, скорее всего, помогут услуги компаний, занимающихся IT-консалтингом.
2) Поскольку стоимость самих систем и услуг по их внедрению достаточно высокая, следует тщательно подойти к вопросу выбора поставщика решения, каковых на российском рынке достаточно. Заключение договора с высокопрофессиональной консалтинговой компанией позволит избежать критичных для бизнеса простоев при внедрении и застраховать себя от серьезных финансовых потерь.
3) Использование WMS в совокупности с оборудованием для работы со штрих-кодами и RFID многократно усиливает общий эффект от ее внедрения.
4) Применение WMS, интегрированных в ЕRР-систему, является дальновидным и перспективным и с точки зрения эффективности функционирования корпоративной информационной системы в целом, и с точки зрения сокращения затрат на ее поддержку и обслуживание.
5) Приобретаемая система должна быть масштабируемой и гибкой. Под масштабируемостью понимается возможность использовать систему на многократно возросших объемах операций вашего бизнеса, а под гибкостью — наращивание функциональности системы за счет использования связанных с WMS модулей (управление поставками, финансы, бюджетирование) и возможность ведения собственной разработки в системе алгоритмов расчета и отчетных форм. [19]