Распределительные центры и организация складского хозяйства

Курсовая работа

Организация складского хозяйства включает:

  • Расчет потребности в материалах и конструкциях, и определение необходимых запасов материалов;
  • Расчет площадей складов, установление их размеров и величины погрузочно-разгрузочных фронтов;
  • Выбор наиболее рациональных типов складов, целесообразных способов укладки и хранения основных материалов;
  • Составление схемы складского хозяйства, а также разработка системы приемки, отпуска и учета материалов.

Учитывая это, состав можно представить, как сложную систему. В то же время сам состав является лишь элементом системы более высокого уровня — логистической цепи, которая и формирует основные требования к складской системе, ставит цели и критерии ее оптимального функционирования.

Основное назначение склада — концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей. Основные функции склада:

  • Трансформация производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом. Особо важное значение эта функция принимает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает большой перечень товаров различных товаропроизводителей;
  • Складирование и хранение, дающие возможность выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением, а также осуществлять беспрерывное производство и снабжение. Хранение товаров также необходимо в связи с сезонным потреблением некоторых из них;
  • Консолидация и транспортировка грузов.

Многие потребители заказывают со складов партии «меньше, чем вагон» или «меньше, чем контейнер», что увеличивает расходы по доставке таких грузов. Для минимизации транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения небольших партий грузов для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства;

  • Предоставление различных услуг: подготовка товаров для продажи, проверка количества и качества товаров; транспортно-экспедиционные услуги и др.
  • Предоставление клиентам дополнительных услуг обеспечивает высокий уровень обслуживания состава.

Функции складов осуществляются в процессе реализации отдельных логистических операций. Комплекс складских операций на различных складах отличается. Состав операций, выполняемых на складах предприятий оптовой торговли, представляет последовательность: разгрузка транспорта; приемки товаров, размещение на хранение (укладка в стеллажи, штабели) отборка товаров с мест хранения; комплектования и упаковка; погрузка; внутри складское перемещение грузов.

20 стр., 9796 слов

Совершенствование организации управления процессом перемещения ...

... ]. «Технология хранения грузов основной задачей складского процесса является размещение и укладка груза на хранение. Процесс складирования включает следующие действия: формирование складской грузовой единицы (укладка товара в складской контейнер); взвешивание грузового агрегата (на автоматизированных складах) и ...

Наиболее тесная взаимосвязь склада с другими участниками логистического процесса осуществляется при выполнении операций с входящими и исходящими материальными потоками, то есть при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. Технология выполнения этих работ зависит от характера груза, типа и вида транспортного средства, а также от вида используемых средств механизации.

Следующая не менее важная операция — приемка грузов по количеству и качеству. В процессе приемки происходит сверка фактических параметров прибывшего груза с данными товарно-сопроводительных документов.

На складе принятый по количеству и качеству груз перемещают в зону хранения. Товар со склада предприятия оптовой торговли может доставляться заказчику силами и средствами этого предприятия.

В этом случае на складе необходима отправная экспедиция, накапливает к отгрузке товар и обеспечивает его доставку покупателям.

Склады различаются:

  • по размерам — от небольших по размерам помещений до складов-гигантов (площадью в несколько сотен тысяч квадратных метров);
  • высоте укладки грузов (существуют составы, в которых специальные устройства способны поднять и уложить груз в ячейку на высоте более 24 м);
  • конструкции — закрытые, размещаемые в отдельных помещениях;
  • полузакрытые, имеющие только крышу и неполное количество стен;
  • открытые, представляющие собой специально оборудованные площадки;
  • параметрам содержания (хранения), где поддерживается специальный режим температуры и влажности;
  • степени механизации складских операций — механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические;
  • наличии железнодорожных путей или водно-пристанционных или портовых складов;
  • широте ассортимента сохраняется груза — специализированные, со смешением или универсальным ассортиментом;
  • признаку места — склады на участке движения продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления[7].

Виды складов по эксплуатационному назначению:

1. Базисные (центральные) склады создаются в составе производственно-комплектовочных баз УПТК и предназначаются для централизованного обслуживания объектов, сооружаемых одной строительной организацией. Эти склады (главным образом закрытого типа) располагаются на территории наиболее крупной строительной площадки или за ее пределами, но у подъездных путей. На базисных складах хранят материалы и изделия, требующие сортировки, комплектации и дополнительной переработки (паркет, стекло, гвозди, скобяные изделия, материалы для приготовления малярных полуфабрикатов и др.).

2. Приобъектные склады устраивают на строительной площадке, они состоят из открытых складских площадок (в зоне действия монтажного механизма — железобетонные изделия, стеновые материалы, оконные и дверные блоки, поддоны и контейнеры с кирпичом и т.д.) и складов для материалов закрытого хранения (инструмента, спецодежды, отделочных, электротехнических и других материалов).

3. Участковые склады предназначены для нужд определенного общестроительного или специализированного участка.

4. Склады производственных предприятий организуют для хранения необходимого им сырья, вспомогательных материалов и выпускаемой ими готовой продукции.

13 стр., 6462 слов

Склад строительных материалов

... с ней, не вникая во все подробности работы на уровне аппаратного обеспечения. Целью работы является разработка СУБД «Учет строительных материалов на складе». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие ...

5. Перевалочные склады предназначены для временного хранения материалов и изделий при перегрузке с одного вида транспорта на другой. По железной дороге или водным путем грузы доставляют большими партиями через определенные периоды времени, а на строительную площадку эти материалы и детали поступают со складов более равномерно и небольшими партиями[33].

Виды складов по конструктивному признаку и способу хранения материалов и изделий:

  • открытые — для хранения материалов, не требующих защиты от атмосферных и температурных воздействий (песок, гравий, шлак, кирпич, сборные железобетонных конструкций);
  • полузакрытые (навесы) — для хранения материалов, подвергающихся порче от непосредственного воздействия атмосферных осадков и солнечных лучей, но не изменяющихся под воздействием температур, переменной влажности и ветра (арматурная сталь, рулонные материалы, столярные изделия, изделия из гипса, плитки облицовочные и метлахские, строительный инвентарь, такелаж, металлическая тара и т.д.);
  • закрытые утепленные и неутепленные — для хранения ценных материалов и материалов, подвергающихся порче при открытом хранении (в неутепленных складах — цемент, известь, красители, стекло, метизы, электрооборудование, кровельная сталь и др.;
  • в утепленных закрытых складах хранятся химикаты, краски, олифа, спецодежда и др..);
  • специальные — для хранения горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, взрывчатых веществ, химических материалов и т.д., удаленные от строительных площадок.

Склады, предназначенные для длительного использования (базисные, перевалочные, производственных предприятий), т.е. постоянные, строят по типовым проектам, а временные склады (участковые, приобъектные) должны быть контейнерными, сборно-разборными или передвижными. Закрытые и полузакрытые склады на строительной площадке строят облегченного типа из сборно-разборных конструкций. Небольшие склады-кладовые устраивают во временных зданиях контейнерного типа или в передвижных (на колесах) зданиях. Площадки для открытых складов утрамбовываются, а для навалочных грузов, кроме того, ограждаются[33].

Складское хозяйство, создаваемое непосредственно на строительной площадке, носит временный характер и ликвидируется с окончанием строительства объекта.

Для материалов, требующих временного закрытого хранения, используются также постоянные здания и нижние этажи вновь строящихся объектов.

Открытые склады на строительной площадке располагают в зоне действия монтажного крана, обслуживающего объект. Участки, выбираемые для размещения складов, должны быть по возможности ровными, с небольшим уклоном для водоотвода, не требовать затрат на осушение или понижение грунтовых вод. На недренирующих грунтах помимо планировки следует сделать небольшую подсыпку из щебня или песка (5-10 см).

При необходимости производят поверхностное уплотнение. Участки складской площадки, куда материалы (раствор, песок) разгружают непосредственно с транспорта, должны выполняться в той же конструкции, что и временные дороги. Отводимые для складов участки должны находиться вблизи существующих или проектируемых постоянных и временных дорог.

Навесы для хранения массовых и тяжелых материалов или оборудования следует размещать в зоне действия монтажного механизма или непосредственной близости, что обеспечивает безперегрузочную доставку в рабочую зону. К отдельностоящим складам подводят временные дороги.

14 стр., 6810 слов

Автоматизированная информационная система управления складом

... материалов; быстрое выполнение складских операций; возможность хранения всего ассортимента необходимых материалов; обеспечение безопасных условий работы ... немеханизированные, механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические; по ... управления запасами и др. 1.2 Классификация складов ... система унифицированных размеров транспортной тары. Принцип создания этой системы ...

Запас материалов, подлежащих хранению на складе, определяется по формуле:

распределительный центр склад логистический

Р скл =(Робщ /Т)*n*k1 *k2 ,

где Р общ — количество материалов, деталей и конструкций, необходимых для выполнения заданного объема СМР в течение планируемого периода, кв. м, куб. м, т, шт. и др.;

  • Т — продолжительность выполнения СМР по календарному плану, с использованием рассматриваемого вида материала, дн.;
  • n — норма запаса материалов на складе, дн.;

k 1 — коэффициент неравномерности поступления материалов на склад; для водного транспорта может быть принят 1,2; для ж/д и автомобильного — 1,1;

k 2 — коэффициент неравномерности потребления поступивших на склад материалов (принимают 1,3).

Площадь склада зависит от вида, способа хранения материалов и его количества. Площадь склада слагается из полезной площади, занятой непосредственно под хранящимися материалами; вспомогательной площади приемочных и отпускных площадок; проездов, проходов и служебных помещений (в больших складах).

Требуемую площадь складов определяем по формуле:

S=Р скл /(q*kскл ),

где q — количество материала, укладываемого на 1 кв. м полезной площади склада (норма складирования); значение q зависит от вида складируемого материала, способа производства погрузочно-разгрузочных работ, а также от типа склада.

k скл — коэффициент использования складской площади, учитывающий проходы или проезды между стеллажами или штабелями материалов, площади для сортировки, комплектации, затаривания, взвешивания материалов (зависит от вида материала и принимается равным 0,5 — 0,7).

Любой состав обрабатывает три материальных потока: входящий, исходящий, внутренний.

При обслуживании входного потока выполняются работы по разгрузке транспорта, проверки количества и качества прибывшего груза. Обслуживание выходного потока включает погрузку транспорта. Внутренний поток перемещается внутри склада. Различные составы, встречающиеся на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя, выполняют различные функции.

На складах готовых изделий предприятий-производителей осуществляются складирования, хранения, подсортировка или дополнительная обработка продукции перед ее отправкой, маркировка, подготовка к погрузке и погрузочные операции.

Склады сырья и исходных материалов предприятий-потребителей принимают продукцию, выгружают, сортируют, хранят и подготавливают ее к производственному потреблению.

Склады оптово-посреднических фирм в сфере обращения продукции производственно-технического назначения, кроме перечисленных, выполняют также следующие функции:

  • обеспечивают концентрацию товаров, доукомплектование продукции, ее подборку в нужном ассортименте;
  • организуют доставку товаров мелкими партиями, как на предприятия-потребители, так и на склады других оптовых посреднических фирм;
  • осуществляют хранение резервных партий.

Склады торговли, находящиеся в местах сосредоточения производства (выходные оптовые базы), принимают товары от производственных предприятий большими партиями, комплектуют и отправляют крупные партии товаров оптовым покупателям, находящимся в местах потребления.

18 стр., 8563 слов

Система сбыта продукции на предприятии

... Целью данной работы является исследования системы сбыта продукции на предприятии на ... Курсовая работа имеет состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников. 1.Теоретиче Сбыт можно представить как систему ... сбыта включают расходы рекламу, затраты на функционирование отделов сбыта, расходы на устройство витрин, предоставление скидок и т.д. Таким, образом сбыт в системе ...

Склады, расположенные в местах потребления (торговые оптовые базы), получают товары производственного ассортимента и, формируя широкий торговый ассортимент, снабжают ими розничные торговые предприятия.

Разнообразие видов складов в логистической системе, выполняемые ими функции и задачи, особенности перерабатываемых грузов и др. требуют их систематизации. Цель классификации складов в логистике состоит в выявлении тех или иных признаков систематизации складского объекта как элемента логистической системы, влияет на особенности продвижения материального потока.

Концепция логистики требует комплексного подхода к управлению системой распределительных каналов, через которые осуществляются перевозки на склад предприятия, их внутренняя переработка и реализация потребителю.

Логистический процесс — определенная последовательность основных логистических операций и совокупность действий, обеспечивающих их выполнение с целью эффективного взаимодействия элементов и оптимизации логистической системы в целом. Логистический процесс на складе можно рассматривать как управление логистическими операциями, связанными с переработкой грузов (операционное управление), и координацию смежных служб, так или иначе обеспечивают эффективное функционирование состава. Этот логистический процесс не отождествляется с чисто физической переработкой грузов, что относится к области технологии.

Широта логистического процесса объясняется в первую очередь координацией доставки товаров, управления их запасами и обеспечением продаж. При этом должно соблюдаться упорядоченность во времени всего цикла грузопереработки для удовлетворенияпотребностей покупателя необходимым ассортиментом в необходимом количестве, в назначенное время. Основными логистическими принципами об утилизации груза на складе следует считать:

  • планирование — разделение состава на основные рабочие зоны и определения последовательности прохождения груза через эти зоны;
  • рациональность — планирование движения материального потока при сокращении количества операций до минимально необходимой величины и ликвидация обратных грузопотоков;
  • системный подход — разработка прохождения грузов через склад должна быть увязана с особенностями входных и выходных потоков с учетом всех их характеристик;
  • эффективность использования складских мощностей — хранение груза на складе должно обеспечивать максимальное использование площади склада и его высоты;
  • оптимальный уровень технической оснащенности — выбор технической оснащенности должен быть продиктован особенностями самого состава, перерабатываемого груза и экономической целесообразностью;
  • универсализация оборудования — применяется подъемно-транспортное оборудование (ПТО) должен выполнять различные технологические операции, чтобы сократить парк ПТО на складе до минимума и т.д.

Функционирование всех составляющих логистического процесса должно рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости. Такой подход позволяет четко координировать деятельность служб склада, выступая при этом основой планирования и контроля за продвижением груза на складе с минимальными затратами.

4 стр., 1632 слов

Особенности складов временного хранения

... - рассмотреть особенности складов временного хранения. Склад временного хранения - место временного хранения иностранных товаров под таможенным ... проблем. Во многом они обусловлены состоянием инфраструктуры общего пользования в целом по стране. Не хватает помещений ... что в итоге приведет к сокращению административных расходов; содействию реализации торговой политики с учетом социально-экономических ...

Логистический процесс на складе можно разделить:

  • На операции, связанные с функцией логистической координации закупки и сбыта;
  • На операции, связанные с переработкой груза и соответствующим документооборотом.
  • Обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.

Координация службы закупки осуществляется в ходе операции по поставке запасами и посредством контроля за ведением поставок. Функцией логистической координации является оптимальное сочетание интенсивности входят и выходят из состава грузопотоков, ориентированных на спрос клиентов, при максимальном использовании складских мощностей и минимальных логистических затратах.

1.1 Выбор складского помещения

При выборе состава общего пользования проблема решается достаточно просто и сводится к расчету необходимой складской площади. При изменении рынка сбыта условия аренды могут корректироваться в зависимости от меняющихся интересов предприятия.

Однако продвижение на новые рынки сбыта, изменение объемов потребления, развитие новых производств, технологические новации, усиливающаяся конкуренция и ряд других факторов ставят вопрос о расширении складской сети через аренду новых складов и (или) изменения положения за счет покупки в собственность уже действующих складов. Решение должно стать результатом исследования и расчетов, где решающее значение имеют эффективность функционирования склада и его экономическая целесообразность в процессе дальнейшей эксплуатации.

Географическое расположение склада оказывает воздействие на уровень затрат по транспортировке (на склад и со склада), складирование грузов, а значит, на уровень и стоимость логистических услуг, предлагаемых покупателям. Для складов производственной логистики дело упрощается тем, что склады размещены на основных производственных площадях самого предприятия, а потому остается решить лишь вопрос размера склада. Гораздо сложнее складывается ситуация для складов снабженческой и распределительной логистики. Основным показателем при выборе состава служит показатель соотношения расходов и доходов.

Расходы на транспорт включают первоначальные капиталовложения на развитие транспортной сети (на строительство и реконструкцию подъездных дорог, приобретение подвижного состава, строительство гаражей, объектов ремонтного хозяйства и т.д.) и эксплуатационные расходы по доставке и отправке грузов (расходы, связанные с транспортировкой груза, содержанием и ремонтом транспортных средств, устройств и объектов).

Расходы на строительство и эксплуатацию складов включают в первую очередь затраты на строительство здания (сооружения), приобретение оборудования, а также расходы, связанные с дальнейшей эксплуатацией (содержание и ремонт здания и оборудования, расходы на зарплату, электроэнергию и т.д.).

При увеличении мощности и размеров складов капитальные и удельные затраты на 1 т грузооборота и запаса хранения сокращаются, что говорит в пользу строительства более крупных складов. Однако это чаще всего влечет за собой сокращение числа складов, а следовательно, увеличение транспортных расходов при доставке. Строительство мелких складов дает возможность приблизиться к потребителю и снизить транспортные расходы, что приводит к увеличению затрат на строительство и дальнейшую эксплуатацию таких складов.

45 стр., 22333 слов

Общая характеристика ООО Швейная фабрика Весна

... расходы. Из материальных затрат своим объемом выделяются затраты на энергию и работы, услуги сторонних организаций. Вследствие того, что ООО «Швейная фабрика ... 3 Структура затрат на производство продукции №п/п Элементы затрат Количество (тыс.руб.) 1. Сырье и основные материалы за вычетом ... Зав.отделом снабжения 1 7 40 М Техник- оператор склад. учета 3 4,5 43 М 5 Рабочие-сдельщики Слесарь-ремонтник ...

При рассмотрении вопроса о размещении складского помещения необходимо учитывать факторы, влияющие на их выбор: близость к рынкам сбыта, наличие конкурентов; близость к рынкам снабжения, уровень жизни населения, наличие трудовых ресурсов, заработная плата, транспортные коммуникации; налоги, финансирование.

При рассмотрении конкретного местоположения следует обратить внимание: на наличие железнодорожного транспорта, существующие транспортные коммуникации; расстояние до объектов снабжения и сбыта, определение принадлежности района застройки (в сельской местности, большому городу — окраина, пригород и т.д.) стоимость земли; водные коммуникации; разрешение экологической службы города и др.

Предприятию (оптовику) приходится выбирать между организацией собственного склада и использованием для размещения запаса склада общего пользования.

Основой для принятия решения является полученное значение так называемого грузооборота «безразличия», при котором затраты на хранение запаса на собственном складе равны расходам за пользование услугами наемного склада.

Размер зависимости расходов на грузопереработку на собственном складе от объема грузооборота определяется на базе расценок за выполнение логистических операций на собственном складе[7].

1.2 Эффективность функционирования складов

Эффективное функционирование складов в системе логистики, независимо от их назначения и вида деятельности, возможно только при решении проблем, с которыми сталкиваются при создании складского хозяйства и рационализации действующих складов. К таким проблемам можно отнести:

* выбор между собственным складом и складом общего пользования;

  • выбор места расположения склада;
  • определение вида и размера склада;
  • разработку системы складирования.

Предприятие должно выбирать: иметь собственный склад или воспользоваться услугами склада общего пользования, арендовав в нем необходимые площади. Возможно использование и третьего варианта — аренда всего состава с обслуживающим складским оборудованием (лизинг) за ежегодную плату. Однако такой вариант близок к приобретению склада, поскольку все расходы на обслуживание склада ложатся на предприятие.

Склады производственной логистики должны быть собственностью предприятия и располагаться в непосредственной близости от производственного процесса. В снабженческой и распределительной логистике решения проблемы направлено на поиск компромиссов. Возможна комбинация использования собственного склада и склада общего пользования. Это становится особенно привлекательным и экономически выгодным решением, обеспечивающим минимальные общие расходы, при условии расширения рынка сбыта в различных регионах, а также в случае сезонного спроса на товар.

Ключевым фактором, влияющим на выбор состава, является объем складского товарооборота. Предпочтение собственном состав отдается при стабильно большой объем складируемой продукции и высокой оборачиваемости. При этом стабильность имеет первостепенное значение. Другим определяющим фактором выступает рыночное пространство: чем выше концентрация потребителей в регионе сбыта, тем целесообразнее организация собственного склада. Наряду с плотностью рынка сбыта необходимо учитывать постоянный спрос на товар.

Чем выше конкуренция при обслуживании покупателей, тем важнее такие факторы, как обеспечение необходимых (и даже специальных) условий хранения продукции и контроля за ее запасами, гибкая политика в оказании предлагаемых клиенту услуг.

Все это достижимо лишь на собственных складах. Располагая складом общего пользования, руководство предприятия может оперативно корректировать стратегию сбыта с целью укрепления своих активных позиций в конкурентной борьбе.

К складам общего пользования следует обращаться при низких объемах товарооборота или при хранении товара сезонного спроса.

В снабженческой и распределительной логистике (в тех случаях, когда на первое место выходят требования частой поставки мелкими партиями при строгой гарантии ее выполнения) многие стремятся воспользоваться услугами складов общего пользования, которые максимально приближены к потребителям. Это приобретает особое значение при работе «поставщик — потребитель» на основе использования системы «точно в срок». Составам общего пользования также отдается предпочтение, когда предприятие внедряется на новый рынок, где уровень стабильности продаж либо неизвестен, либо непостоянен.

Многие предприятия в начальной стадии своей деятельности из-за отсутствия финансовых возможностей пользуются мощностями складов общего пользования, имеют следующие преимущества:

* не нужны частные инвестиции в развитие складского хозяйства;

  • сокращаются финансовые риски;

* увеличивается гибкость складской площади (можно изменить арендованные мощности и сроки их аренды);

* отпадает необходимость в подборе квалифицированных кадров и ответственности по управлению запасами.

Основным моментом оптимизации распределительной системы является определение необходимого количества складов.

В первую очередь нужно учитывать количество потребителей, их расположение, а также объем потребляемого ими материального потока. Приоритетным фактором является минимизация суммарных затрат.

Если сделать число складов небольшим (один или два), то в этом случае транспортные расходы по доставке будут наибольшими.

Вариант с большим количеством распределительных центров предполагает наличие пяти-шести распределительных центров, максимально приближенных к местам сосредоточения потребителей материального потока. В этом случае транспортные расходы по товароснабжению будут минимальными. Однако появление в системе распределения дополнительных складов увеличивает эксплуатационные расходы, затраты на доставку товаров на склады, на управление всей распределительной системой.

Не исключено, что дополнительные расходы могут значительно превысить экономический эффект, полученный от сокращения пробега транспорта, доставляющего товары потребителям.

Задача размещения распределительных центров может формулироваться как поиск оптимального решения или как поиск субоптимального (близкого к оптимальному) решения. При таких условиях расширение распределительной сети целесообразно не строить новые склады, так как для этого требуются большие финансовые вливания, а воспользоваться уже существующими с налаженной инфраструктурой, оборудованными подъездными путями и т.д., поэтому рациональнее будет либо приобрести склады, или снять их в аренду.

На выбор участка под распределительный центр уже после того, как решение о географическом месторасположении центра принято, будут влиять: размер и конфигурация участка. Большое количество транспортных средств, обслуживающих входные и выходные материальные потоки, требует достаточной площади для парковки, маневрирования и проезда. Отсутствие таких площадей приведет к заторам, потере времени клиентами (возможно, и самих клиентов).

Также необходимо принять во внимание требования, предъявляемые службами пожарной охраны (к складам, на случай пожара, должен быть обеспечен свободный проезд пожарной техники);

Транспортная доступность местности. Значимым составляющей расходов функционирования любого распределительного центра являются транспортные расходы, поэтому при выборе участка необходимо оценить ведущие к нему транспортные магистрали, ознакомиться с планами местной администрации по расширению сети дорог. Предпочтение необходимо отдавать участкам, расположенным на главных (магистральных) трассах. Кроме того, требует изучения оснащенность территории другими видами транспорта, в том числе и общественного, от которого существенно зависит доступность распределительного центра как для собственного персонала, так и для клиентов; планы местной власти. Выбирая участок, необходимо ознакомиться с планами местной администрации по использованию прилегающих территорий и убедиться в отсутствии факторов, которые впоследствии могли бы оказать сдерживающее влияние на развитие распределительного центра.

Кроме перечисленных факторов, необходимо ознакомиться с особенностями местного законодательства, проанализировать расходипо облагораживание территории, оценить уже имеющиеся на участке строения (если они есть), учесть возможность привлечения местных инвестиций, ознакомиться с ситуацией на местном рынке рабочей силы и др.

Выбор между организацией собственного склада и использованием услуг наемного

Логистическая цепь может быть организована с использованием собственных складов или складов общего пользования.

Выбор между организацией собственного склада и использованием для размещения запаса склада общего пользования относится к классу задач «сделать или купить».

Вопрос об использовании собственного склада возникает, если объемы грузооборота выше Г6. Решение принимается на основе сопоставления разницы расходов по использованию собственного и наемного складов с капитальными вложениями, необходимыми для организации собственного склада.

1.3 Методы определения месторасположения склада

Задача размещения складов может формулироваться как поиск оптимального решения или как поиск решения, близкого оптимального. Наукой и практикой для решения задач обоих видов произведенные три метода.

1. Метод полного перебора. Задача выбора оптимального месторасположения склада решается полным перебором и оценкой всех возможных вариантов размещения распределительных центров с помощью методов математического программирования.

Метод достаточно трудоемкий, и количество переменных растет по экспоненте по мере увеличения масштабов сети.

2. Эвристический метод основан на предварительный отказ от большого количества очевидно неприемлемых вариантов. Опытный специалист-эксперт анализирует транспортную сеть региона, исключением из задачи непригодных вариантов. Для других спорных вариантов расчеты выполняются по полной программе. Менее трудоемкие субоптимальные или близкие к оптимальным методы. В их основе лежат человеческий опыт и интуиция.

3. Метод определения центра тяжести системы распределения. Данный метод основан на вычислении центра тяжести состава к определенным потребителям, то есть распределительный склад будет располагаться в определенной точке ближе к крупным покупателям. Для его применения необходимо нанести на карту района обслуживания координатные оси и найти координаты точек, в которых размещены потребители материального потока (например, магазины).

Точка территории обеспечивает минимум транспортной работы по доставке, в общем случае не совпадает с найденным центром тяжести, но находится недалеко. Подобрать приемлемое место для склада позволит последующий анализ возможных мест размещения в окрестностях найденного центра тяжести.

Решение по развитию складской сети необходимо принимать на основе анализа полной стоимости означает учет всех экономических изменений, возникающих при изменении количества складов в логистической системе. Проблема определения оптимального количества заключается в следующем: если количество слогов на обслуживаемой территории меньше оптимального, то транспортные расходы по доставке товара потребителю будут большими. Если же количество слогов будет чрезмерно велико, то при снижении транспортных расходов на доставку потребителям повысятся эксплуатационные расходы на содержание складов, затраты на доставку товаров на склады, а также расходы на управление всей системой распределения.

Для принятия решения об использовании оптимального количества складов в зоне обслуживания необходимо проанализировать зависимость от числа складов:

^ Транспортных расходов. Расходы, связанные с доставкой товара на склады, при увеличении их количества растут, расходы, связанные с доставкой со складов потребителям, снижаются. Суммарные транспортные расходы при увеличении числа складов, как правило, убывают;

^ Расходов на содержание запасов. Суммарный запас в распределительной системе при увеличении количества складов растет. Это происходит из-за увеличения страхового запаса (он необходим на каждом складе), а также из-за того, что потребность склада в некоторых группах товара при уменьшении зоны обслуживания может оказаться ниже минимальных норм;

^ Затрат, связанных с эксплуатацией складского хозяйства и управлением складской системой. При увеличении количества складов расходы, связанные с их эксплуатацией и управлением, растут, но менее медленными темпами, чем растет количество складов. Причина этого заключается в эффекте масштаба и компьютеризации системы управления;

^ Потери продаж, вызванных удалением состава от потребителей (в случае небольшого числа складов).

При сокращении количества складов среднее расстояние до обслуживаемых пунктов растет. Это означает, что потребителю сложнее самому приехать на склад и подобрать ассортимент.

Следовательно, потери продаж при увеличении числа складов снижаются. На основании приведенных зависимостей минимизируются общие затраты и соответствующее им количество складов.

Площади служебных помещений и вспомогательная площадь склада.

В состав служебной площади состав входят площади конторских и бытовых помещений. Они определяются в соответствии со строительными нормами и правилами, рассчитываются в зависимости от количества работающих на складе по нормам площади на одного работающего, например:

* гардеробные должны иметь площадь из расчета 0,72 м2 на одного работающего при однорядном расположении шкафов и 0,6 м2 — при двухрядном;

* количество душевых определяется из расчета: одна кабина на пять работающих в наиболее многочисленной смене, а площадь душевых принимается из расчета 1,9 м2 на одну кабину (с учетом проходов между душевыми)

* умывальные комнаты — один кран на 15 работающих в наиболее многочисленной смене, площадь — 1,2 м2 на один кран;

* туалетные комнаты — из расчета 2,25 м2 на каждую кабину;

* площадь помещения для отдыха — 0,2 м2 на одного работающего в наиболее многочисленной смене, но не менее 18 м2;

* помещения для обогрева рабочих — 0,1 м2 на одного работающего в наиболее многочисленной смене, но не менее 12 м2;

* рабочие комнаты для служащих и конторы кладовщиков — 4 м2 на одного работающего;

  • комнаты конструкторских бюро — 6 м2 на чертежный стол;

* кабинеты для руководства базы — 15% площади рабочих комнат служащих, площадь комнат не менее 9 м2;

* столовые — при числе работающих в наиболее многочисленной смене более 250 человек, буфеты с отпуском горячих блюд — по числу работающих менее 250 человек;

* комнаты приема пищи — при числе работающих менее 30 человек, площадь — из расчета 1 м2 на одного посетителя.

В вспомогательную площадь входят проходы и проезды.

Ее размер зависит от габаритов хранящихся на складе материалов и изделий, технологии складских работ, внутренней компоновки складских помещений и оборудования, от размеров подъемно-транспортных средств. Ширину главных проездов (А) рассчитывают по формулам

А = 2В + ВС;

А = В + r + С,

где В — ширина транспортного средства, м;

С — ширина зазоров между транспортными средствами, а также между ними и стеллажами, штабелями (около 0,2 м);

r — внутренний радиус поворота транспортного средства, г.

Для осмотра товаров и грузов по периметру склада между стенами и стеллажами, а также между стеллажами и штабелями оборудуют проходы для работников склада (их ширина не менее 0,8 м).

Если в проходе ведутся работы по отборке, укладке, строповке грузов, то ширина его увеличивается до 1 м, если перемещается ручная тележка, то проход должен быть не менее 1,2 м.

Общая вспомогательная площадь склада определяется суммой площадей проходов и проездов.

1.4 Условия создания независимых распределительных центров

Термин «Распределительный центр», несмотря на его широкое употребление, появился в России всего несколько лет назад, и понимание его в настоящее время неоднозначно. Во многих случаях под этим термином подразумевается просто более крупный склад. Западные специалисты под РЦ понимают, прежде всего, возможность оперативной обработки грузов самой широкой номенклатуры. В связи с этим главным и определяющим технологическим параметром РЦ является не объем складирования, а производительность по приему, комплектации и отгрузке товаров. Именно высокая производительность РЦ позволяет реализовать принципиально иную концепцию бизнеса — не складирование как можно большего объема товаров на неопределенное время с соответствующим замораживанием оборотных средств, а максимально быстрое распределение товаров по конечным потребителям. Это позволяет строить РЦ на меньшие объемы хранения с соответствующим сокращением затрат, но со значительно более высоким годовым оборотом. Доля издержек в этом случае на единицу оборота может быть сокращена в несколько раз.

Современный распределительный центр может быть использован как крупным Торговым Домом для обеспечения собственной розничной торговой сети, так и в качестве регионального открытого РЦ (независимые распределительные центры) для обеспечения товарами большого количества мелких, средних и крупных потребителей в данном регионе.

Распределительные центры логистических операторов т.е. свободные РЦ сегодня успешно обслуживают такие компании, как, например, P&G, Ford, Auchan, «М.видео», «Эльдорадо». С ростом количества логистических компаний, спектра предоставляемых услуг появляется все большая заинтересованность сетевиков в аутсорсинге. «Логистические операторы имеют опыт оказания услуг клиентам с совершенно различными запросами и требованиями, — говорит директор складского комплекса FM Logistic в Химках Марк Плакар. — Основное их преимущество в том, что они могут адаптироваться в короткие сроки к изменениям объемов поставок или к условиям хранения. Тот, кто оказывает логистические услуги, за счет специализации имеет больше возможностей для маневра, поэтому оптимизация затрат в большей степени возможна при помощи логистического оператора»[19]

Условия, вызывающие необходимость создания независимых РЦ разнообразны:

— стремление сократить расходы. Розничная сеть стремиться сократить логистические издержки, а на свой РЦ средств нет, а прямые поставки становятся более затратными, чем передача логистики на аутсорсинг.

В логистике аутсорсинг имеет ту же задачу, что и в других, а именно — снижение затрат компании.

— интеграционные процессы в торговле. Имеют огромное влияние на создание независимых РЦ. С одной стороны диверсификация деятельности — вложение денег в создание свободных РЦ в последующем сдача в аренду или оказание услуг в виде компании -аутсорсера, для получения большей прибыли.

  • сокращение времени на транспортировку, разгрузку, погрузку, доставку товаров

Все товары концентрируются в одном месте, что позволяет легко управлять партиями товаров, нет путаницы какой поставщик отгрузил, как погрузил и т.д.

— эффективное использование освободившихся площадей. сокращение персонала, сокращение оборудования. Так как у логистического оператора все это есть, то организация может получить прибыль от продажи ненужного оборудования, увеличить площадь торгового зала, увеличить ассортимент, сократить персонал и т.д.

— сосредоточение всех логистичесикх услуг в одном месте (логистический оператор уровня 3 PL, 4 PL, 5 PL).

Рынок логистики в России слабо развит основу рынка около 95% составляют 2 PL операторы (которые работают в рамках 2 услуг например транспортировка и отгрузка или складирование и упаковка), а операторы 3PL занимают не более 7-8% сегмента экспедиторских услуг. Основную долю российского рынка 3PL занимают сейчас международные операторы, (например, французская компания «FM Logistic», британская компания «Tablogix»), а отечественных компаний в этом сегменте очень мало( Smart Logistic Group (SLG), Русская логистическая служба (РЛС), Группа ЕВРОСИБ).Так, компания «Metro Cash & Carry» объявила тендер на поставку товаров от поставщиков в розничные магазины, но выиграть конкурс из российских провайдеров не смог никто. Операторы уровня 3 PL, 4 PL, 5 PL имея свой РЦ, позволяют сокращать издержки, время персонал, площади розничным сетям и помогают им развиваться дальше.

Управление всеми компонентами цепи поставок с помощью средств информации. Интеграция всех компаний, вовлеченных в цепь поставки. Предоставление логистических услуг, выходящих за пределы простой транспортировки товаров. Традиционный набор по услуге по транспортировке и управлению складскими помещениями. Выполнение всех логистических операций самим грузовладельцем

5 PL Интернет-Логистика

4 PL Интегрированная Логистика

3 PL Логистика для Третьих Лиц

2 PL Традиционная Логистика

1 PL Автономная Логистика

Подводя итоги можно сделать вывод, есть очень много условий, которые влияют на создание независимых РЦ. Существуют условия связанные: с желанием организации сократить затраты, время, площади, персонал и сосредоточиться на основном виде деятельности; с интеграционными процессами в торговле; с развитием логистического рынка России.

Характеристика НЛК

Показатель

Участок земли:

12,7 га

Общая площадь складских площадей

80000 кв.м.

Складские площади:

Общего назначения

50 000 кв.м.

Напольного и мелкоячеистого хранения

20 000 кв. м.

Фармсклады

6500 кв. м.

Склад временного хранения:

2300 кв. м.

Офисные площади:

4 000 кв. м.

Владелец, заказчик

Национальная логистическая компания

Девелопер

РосЕвроДевелопмент

Генподрядчик (строительство площадей):

ТраскоИнвест

Объем финансирования:

50 млн. долларов

2.1 Влияние особенностей деятельности на стратегию РЦ

В характеристиках качества результата на первом месте — соблюдение сроков. Поставки по принципу just in time в последнее время приобретают все большую роль. Для сетевых магазинов, в которых запас товарно-материальных ценностей небольшой, своевременные поставки имеют решающее значение.

Распределительный центр обеспечивает точность по видам и количеству грузов, клиент получает именно тот ассортимент и в том количестве, что он заказывал.

Проект и строительство

Проект Национального логистического парка разработан на основе оптимального соотношения издержек в системе «хранение — транспортировка». Территория комплекса имеет удобный автомобильный подъезд с Вашутинского, Международного и Ленинградского шоссе, а также соединена железнодорожной веткой со станцией Химки. На терминале предусмотрены высокостеллажный склад общего назначения — 50 тыс. кв. м, склады напольного и мелкоячеистого хранения — 20 тыс. кв. м, фармацевтические склады — 6500 кв. м, склад временного хранения — 2300 кв. м. На территории парка организована большая зона комплектации, на которой можно одновременно обрабатывать до 72 траков, и вместительная стоянка, рассчитанная на 460 грузовых автомобилей[16].

«НЛК-Химки» — это складские помещения класса А. Полезная высота склада — 14 м. Емкость — 60 тыс. паллет. Склад оборудован погрузо-разгрузочными воротами с автоматическим управлением и гидравлическими аппарелями. Сверхпрочные полы с антипылевым покрытием, рассчитанные на нагрузку до 4 т на кв. м, регулируемый температурный режим, круглосуточная охрана, автоматизированная система управления — все это характеризует проект «НЛК». Планировочные решения комплекса дают возможность производить погрузочно-разгрузочные операции с двух сторон здания. Склад оборудован системой автоматизированного управления, которая позволяет получать точную информацию о грузе в любой форме складской и бухгалтерской отчетности, планировать объемы и ассортимент складских запасов, осуществлять полную инвентаризацию товара без остановки работы склада, система обеспечивает качественную обработку груза, а потому позволяет исключить ошибки по вине персонала и минимизировать совокупную ошибку всей логистической цепочки[16].