НОД Задачи Содержание деятельности

Актуальность темы исследования связана с тем, что жизнь в постиндустриальном обществе становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека творческого подхода к решению проблем, подвижности, гибкости мышления, хорошо развитого воображения, быстрой ориентации в новых условиях. Становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью интеллекта, а задачу их развития – одной из важнейших образовательных задач. То, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Социальный заказ общества на развитие творческих способностей детей сформулирован в нормативных документах системы дошкольного образования. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «педагогические работники дошкольной образовательной организации обязаны развивать у воспитанников познавательную активность, инициативу, творческие способности» (гл. 5, ст. 48) [62].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) записано, что «образовательная программа детского сада должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для развития его инициативы и творческих способностей» [63].

Вместе с тем в практике работы детских садов все еще сильна позиция невмешательства в детское изобразительное и конструктивно-модельное творчество. Такая позиция взрослых недопустима, поскольку только под руководством взрослого развиваются творческие способности детей.

Сущность творческих способностей, основные подходы по их развитию рассмотрены в работах Д.Б. Богоявленской, Н.А. Ветлугиной, И.П. Волкова, А.Г. Гогоберидзе, Е.Е. Кравцовой, А.Э. Симановского, Д.Б. Эльконина и др. Возможности конструирования в развитии творческих способностей старших дошкольников рассмотрены в работах Л.В. Куцаковой, З.В. Лиштван, Л.А. Парамоновой, Н.В. Шайдуровой и др. Однако, возможности развития творческих способностей с помощью конструирования из природного материала изучены недостаточно.

Таким образом, существуют противоречия:

  • между необходимостью создать условия для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста и сложившейся системой дошкольного образования, ориентированной в основном на овладение детьми знаниями, умениями и навыками;
  • между необходимостью развивать у старших дошкольников творческие способности с помощью конструирования и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.

На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы ДОО была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом обосновании возможности конструирования из природного материала, обеспечивающего высокий уровень развития творческих способностей старших дошкольников.

29 стр., 14194 слов

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ

... развития творческого воображения у детей дошкольного возраста 1.1 Психолого-педагогические аспекты развития творческого воображения у детей дошкольного возраста Перед современным обществом стоит важная задача развития творческих способностей ... подходы к пониманию роли Lego-конструирования в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста (Е.В. Фешиной). Новизна исследования: ...

Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Конструирование в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании возможности конструирования из природного материала, способствующего развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте.

Предмет исследования – конструирование из природного материала, способствующее развитию творческих способностей старших дошкольников.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Проанализировать проблему творческих способностей в психологопедагогической литературе.

2. Подобрать методики диагностики творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, определить показатели творческих способностей.

3. Провести диагностику творческих способностей старших дошкольников.

4. Дать описание педагогической работы по организации конструирования из природного материала, способствующей развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирический (опрос, тестирование, наблюдение).

Практическая база исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колосок». В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.

Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 70 источников и 3 приложений.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В

СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Понятие творческих способностей. Основные подходы к изучению

Рассмотрим определения основных понятий, которые существуют в современной психолого-педагогической литературе по проблеме творческих способностей.

Термин «способности» трактуется в научной литературе неоднозначно, однако все определения этого понятия авторы так или иначе связывают с деятельностью, т.е. используют деятельностный подход к изучению способностей.

Так, С.Л. Рубинштейн под способностями понимает «высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов и личностных свойств, отвечающих требованиям какой-либо деятельности» [53, с.201]. Б.М. Теплов определяет способности как «систему индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает успех в деятельности» [57, с.130]. В «Новейшем психологическом словаре» под способностями понимается «высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков человека, которые обеспечивают успешное выполнение различных видов деятельности» [66, с.483]. Авторы этого словаря указывают на главные отличительные особенности способностей – именно они обеспечивают быстрое и качественное приобретение, закрепление и эффективное использование знаний, умений и навыков в деятельности, на практике.

5 стр., 2046 слов

Филипас 1. Термодинамическое исследование скважин

... пласта для определения его параметров. Эти исследования также можно применять и для изучения газовых скважин. 1. Термодинамическое исследование скважин. Известно, что колебания температуры на земной ... геотерма. Термограмма - распределение температуры в работающей скважине имеет отклонения от геотермы, которые связаны с термодинамическими и гидродинамическими процессами, происходящими в продуктивном ...

С точки зрения генетического подхода, способности, хотя и могут передаваться по наследству, тем не менее, они не являются неизменным свойством человека. Как указывает С.Л. Рубинштейн, «способности формируются, развиваются под влиянием правильно организованной деятельности в течение всей жизни человека» [53, с.204]. Иными словами, способности – прижизненное, а не врожденное образование.

Из вышеприведенных определений можно сделать вывод, что способности – это сложное образование, в которое входят психологические процессы (мышление, внимание, память, воображение и т.д.) и личностные свойства человека. Развитие способностей происходит «на основе задатков (которые передаются генетически) в процессе определенной деятельности» [27].

Именно способности определяют успех человека в какой-либо деятельности, в которой он эти способности проявляет.

С.Л. Рубинштейн напрямую связывает способности с творческой деятельностью. По определению этого автора, способности – это «сложная особенность личности, которая определяет ее пригодность к творческой деятельности» [53].

Нельзя не отметить тот факт, что «чаще всего творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности» [67]: с умениями рисовать, сочинять стихи, писать музыку, петь, танцевать и т.д.

Очевидно, что понятие «творческие способности» тесно связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Рассмотрим, как трактуются эти понятия в литературе.

С точки зрения философской науки, «творчество» – «высшая форма универсально понимаемой креативности» [34].

Креативность – это «готовность и способность человека создавать принципиально новые идеи, отклоняющиеся от традиционных схем мышления, а также способность решать проблемы оригинальным способом. Креативность – обязательная составляющая одаренности» [42, с.110].

Авторы «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова разъясняют, что творчество – это «процесс и результат создания новых по замыслу культурных и материальных ценностей» [45, с.674].

В педагогическом словаре понятие «творчество» определяется как «деятельность, результатом которой нечто новое, оригинальное – продукт, объект, явление. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» [22, с.186].

М.Р. Львов под творчеством подразумевает «созидание, которое порождает новые духовные и материальные ценности» [39].

В.Д. Шадриков называет творчество одним из высших познавательных процессов. Оно, по мнению этого ученого, «представляет собой «порождение нового, активную форму преобразования человеком действительности» [64].

По Дж. Гилфорду, творчество – это «способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта» [11, с.365].

4 стр., 1841 слов

Мотивы и стимулы производственной деятельности человека (2)

... производственной деятельности человека. Задачи работы: рассмотреть мотивы и мотивацию трудовой деятельности; изучить виды мотивов труда; определить стимулирование производственного труда; проанализировать системы стимулирования труда. Мотивы и мотивация трудовой деятельности Человека ... поддерживающего у работника способность с должной отдачей ... производительность, путей роста творческой инициативы и ...

Таким образом, творчество рассматривается как деятельность, как процесс и как результат создания нового, уникального. Вот почему в изучении данного понятия основной подход – деятельностный.

С понятием «творчество» напрямую связано понятие «творческая деятельность». В.А. Крутецкий подчеркивает, что это «деятельность, дающая новый, оригинальный продукт высокой общественной ценности (техническое изобретение, создание художественного, музыкального, литературного произведения, нового метода хирургической операции, разработка новых методов обучения и воспитания и т. д.)» [28, с.53].

По мнению И.П. Волкова, творческая деятельность – это «процесс создания оригинального продукта, изделия (сочинения, рассказа, изделия и т.п.), в ходе которого происходит перенос уже усвоенных знаний, умений, навыков в новые условия, комбинирование их» [6, с.40].

В процессе творчества, творческой деятельности человек проявляет творческие способности.

В общей психологии творческие способности – это «индивидуальнопсихологические особенности человека, полностью отвечающие требованиям творческой деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнении» [53, с.201].

Иногда творческие способности считают врожденными, данными от природы, передающимися по наследству. Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков. Такой точки зрения придерживается Д.Б. Эльконин, отмечая, что «творческие способности развиваются в процессе той или иной практической или теоретической деятельности» [68].

На взаимосвязь творческих способностей с мышлением и воображением указывает в своем определении В.Н. Дружинин, который определяет их как «индивидуальные особенности мышления и воображения человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода» [16, с.95].

Как видим, в структуру творческих способностей входят творческое мышление и творческое воображение, каждое из которых выполняет свои функции. Это функционально-деятельностный подход.

Многие психологи связывают способности к творчеству, творческой деятельности с особенностями мышления. В частности, А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский раскрывают творчество как «определенное содержание в процессах мышления и деятельности в самом творчестве» [49].

Я.А. Пономарев считает, что творческое мышление – это «психологическое звено творческой деятельности; вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового» [50, с.99].

Все зарубежные (С. Баррет, Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс и др.) и отечественные (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, и др.) исследователи творческого мышления выделяют его главную черту – «высокую степень новизны получаемого на его основе продукта, его оригинальность» [1, с.9]. Эти же качества свойственны творческим способностям. В результате творческого мышления, по С.Л. Рубинштейну, возникает нечто «оригинальное, принципиально новое для субъекта, т. е. степень новизны здесь высока» [53].

9 стр., 4220 слов

Функции и механизмы мышления

... волей, способностями и пр.). Мышление считается высшим познавательным процессом. Мышление как психический ... творческим преобразованием действительности. Поэтому в психологии мышление рассматривается и изучается как психический процесс и как процесс решения задач. Мышление ... мышления доминирует у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Мышление словесно-логическое (понятийное) - это мышление ...

Еще одна особенность творческого мышления выделена П.Я. Гальпериным – «это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них оригинальное решение. Речь идет о беглости и гибкости творческого мышления» [10, с.81].

Дж. Гилфорд считал, что «творческое мышление связано с доминированием в нем четырех особенностей:

1. Оригинальностью, необычностью высказываемых идей, ярко выраженным стремлением к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти и всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

2. Гибкостью, т.е. способностью видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять его функциональное применение на практике.

3. Беглостью, которая проявляется в способности видеть в объекте его новые, скрытые от наблюдения стороны.

4. Спонтанной гибкостью, т.е. способностью генерировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации» [11, с.92].

Творческие способности включают в свою структуру творческое воображение, которое, по словам Я.А Пономарева, «является условием и предпосылкой их развития» [50].

Воображение по С.Л. Рубинштейну, – это «психический процесс создания новых образов путем перестройки представлений человека на основе имеющегося у человека опыта. А раз создается нечто новое, значит, это процесс творчества» [53, с.39].

Творческое воображение – это «процесс создания новых образов, то есть образов таких объектов, которых вообще нет в действительности» [53].

Всякая деятельность человека, результатом которого является создание новых образов, объектов, действий принадлежит к творческой деятельности. Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, Т.А. Рибо называет воображением или фантазией. «Всякое изобретение, – говорит Т.А. Рибо, – осуществившись фактически, сначала было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений. По сути же все предметы обыденной жизни, не исключая самых простых и заурядных, являются «кристаллизованным воображением» [51].

Из этого пояснения Т.А. Рибо следует, что нельзя понимать творчество слишком узко – как удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали научные открытия. На самом деле творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и там, где человек что-то воображает, придумывает, изменяет или создает что-либо новое.

Творческие способности дошкольников проявляются в детском творчестве. Детское творчество определяется Т.С. Комаровой как «деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения» [23, с.22].

Велико значение детского творчества для личностного развития ребенка. Д.Б. Богоявленская отмечает, что в «процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, приобретает опыт творческой деятельности и коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, умения владеть телом, голосом, речью и др.» [2, с.35].

Т.С. Комарова считает, что процесс творчества у дошкольника своеобразен. Основой для возникновения творческих замыслов являются «окружающий мир, впечатления ребенка о природе, рукотворных предметах, людях» [23].

23 стр., 11350 слов

Оснащенности дошкольной

... эстетического развития, а также помогает развивать память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление. Обучение технологии создания интерактивных дидактических игр для детей дошкольного и младшего школьного возрастов - процесс сложный ...

Н.А. Ветлугина считает, что под детским творчеством нужно понимать «не столько сам предметный результат, т.е. детские произведения, сколько творческий процесс, подразумевающий развитие умений и навыков эстетического художественного восприятия – сопереживания искусства, а также пробуждения на этой основе способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению» [4, с.39].

Творческие способности детей дошкольного возраста в психологопедагогической литературе (И.П. Волков, Е.Е. Кравцова) определяются как «готовность и способность ребенка в рамках собственного познания и опыта создавать нечто новое, оригинальное, проявляя творческое мышление и воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения» [26, с.12].

Совершенно понятно, что творческая деятельность и творческие способности не могут быть одинаковыми у ребенка и у взрослого: взрослый, проявляя творческие способности, «создает нечто новое, уникальное, оригинальное для всего человечества» [50].

Ребенок же в силу того, что его жизненный опыт и сфера познания гораздо уже, чем у взрослого, создает такое «новое» прежде всего для самого себя, в рамках своего опыта. Любые попытки ребенка дошкольного возраста к созиданию, к продуктивному самовыражению уже есть творчество. Вот почему А.Г. Гогоберидзе отмечает, что «любая художественно-эстетическая и игровая деятельность в период дошкольного детства является творческой» [12, с.157].

Вслед за известным американским психологом Э.П. Торренсом, изучавшим творческое мышление детей и подростков, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, А.Э. Симановский и др. сходятся на том, что основными психологическими характеристиками творческих способностей и критериями для их оценки являются беглость (быстрота), гибкость и оригинальность мышления и воображения.

Беглость (быстрота, продуктивность) творческого мышления и воображения – это «способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество), она определяется общим числом идей (ответов, оригинальных решений) на поставленный вопрос, задачу» [54].

Гибкость творческого мышления и воображения – это «умение изменять намеченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала; это вариативность подходов, гипотез и методов, используемых в процессе мышления» [54].

Таким образом, гибкость мышления предполагает такую изменчивость, которая отвечает меняющимся условиям анализируемых ситуаций.

Оригинальность творческого мышления и воображения – это «способность порождать новые нестандартные идеи» [54].

Это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми, в необычности подходами к проблеме, которая определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.

Для оценки творческого мышления детей дошкольного возраста Э.П. Торренсом были разработаны специальные тесты, с помощью которых уровень развития творческого мышления и воображения ребенка определяется по выше названным критериям [58].

13 стр., 6232 слов

Восприятие музыки как средство развития музыкальности детей младшего ...

... условий для успешного формирования восприятия музыки детей младшего дошкольного возраста, как средства развития музыкальности. Решение данной проблемы ... творческой деятельности композитора и исполнителя, музыкального критика и музыковеда- исследователя. Совершенствование восприятия - слушательского, композиторского, профессионального и любительского - неотъемлемый аспект дальнейшего обогащения ...

Вторая составляющая творческих способностей дошкольника – творческое воображение, которое, по словам Л.Ю. Субботиной, «обеспечивает оригинальность творческих замыслов ребенка» [55, с.14].

Э.П. Торренс подчеркивает мысль о том, что творческие способности нужно развивать с детства. При этом по мысли этого ученого, «наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей в семье и других взрослых, в том числе педагогов» [58, с.16].

Проблему развития творческих способностей детей дошкольного возраста Л.С. Выготский выделяет как один из самых важных вопросов детской психологии и педагогики. «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не означает, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению» [7, с.62]. Поэтому применительно к процессу воспитания и развития мы определяем творчество как форму деятельности ребенка, направленную на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важных для формирования личности как общественного субъекта.

Таким образом, при изучении творческих способностей используются деятельностный, функционально-деятельностный и генетический подходы. Творческие способности – это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода, которая требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Основными составляющими творческих способностей являются беглость (быстрота), гибкость и оригинальность мышления и воображения.

1.2. Особенности развития творческих способностей детей старшего

дошкольного возраста

Исходя из этого широкого понимания творчества, оно вполне доступно детям дошкольного возраста по образному выражению К.Д. Ушинского, ребенок дошкольного возраста «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями» [61, с.64]. Более того, творчество как проявление творческих способностей ребенка оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальные творческие способности» [56, с.132]. Относительно детей дошкольного возраста выделяют игровое, литературное, изобразительное, музыкальное творчество и т.д.

В структуру творческих способностей входят творческое мышление и творческое воображение, которые развиваются у ребенка взаимосвязано. Показателями творческих способностей дошкольников являются беглость, гибкость и оригинальность творческого мышления и воображения.

Творческие способности ребенка дошкольного возраста – это способность в рамках собственного познания и опыта создавать нечто новое, оригинальное, прежде всего для самого ребенка, проявляя творческое мышление и воображение.

4 стр., 1654 слов

Особенности конструктивной деятельности дошкольников

... воспитание и развитие самостоятельности и активности мышления, конструктивно- творческих способностей; в) формирование трудолюбия, развитие правильных взаимоотношений детей, объединение их ... Особенности конструктивной деятельности дошкольников Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают ...

Процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста имеет ряд особенностей. Рассмотрим самые важные из них.

Первую особенность отмечает С.Л. Рубинштейн, когда пишет, что с психолого-педагогической точки зрения «период старшего дошкольного детства (6-7 лет) благоприятен для развития творческих способностей ребенка, потому что в этом возрасте дети очень любознательны, они активно познают окружающий мир, выказывают желание и стремление преобразовывать его посильными для них способами» [53, с.41].Таким образом, предпосылками развития творческих способностей старших дошкольников являются познавательный интерес и любознательность. Такую же мысль высказывает Т.С. Комарова. Она считает, что в основе развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста «лежит весь окружающий мир, впечатления о природе, о рукотворных предметах, о людях» [23, с.24].

Накопление опыта и знаний – важная особенность, развития творческих способностей старших дошкольников» на которую, указывает Д.Б. Богоявленская. «Такое накопление жизненного опыта происходит благодаря мышлению и воображению, которые у ребенка дошкольного возраста более свободны, более независимы от внешних обстоятельств и влияния других людей, чем у взрослых» [2, с.35]. К тому же, – добавляет Е.А. Яковлева, – «дошкольник не подвержен стереотипам поведения, принятым у взрослых. Поэтому там, где взрослый человек опирается на уже известный ему и опробованный в жизненной практике способ решения задачи, дошкольник с помощью творческого мышления и воображения может заново «изобрести» способ действия, найти новое решение проблемы» [70, с.24]. Свободу творческого мышления и воображения, свойственные ребенку, необходимо всячески развивать.

По мнению Н.А. Ветлугиной, дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческих способностей. Этот автор указывает на такую особенность этого процесса: «Любая деятельность детей в этот период – игровая, музыкальная, изобразительно-художественная и т.д. состоит в воплощении образов – музыкальных, игровых, литературных, художественно-изобразительных, конструктивных и т.д. Такое воплощения требует работы творческого мышления и воображения ребенка, что способствует развитию у него творческих способностей» [5, с.44].

Таким образом, творческие способности старших дошкольников развиваются во всех видах детской деятельности.

Важной психологической особенностью развития творческих способностей дошкольников является тесная связь творческого мышления с творческим воображением. Л.С. Выготский отмечает, что «психологические механизмы творчества и фантазии изначально свойственны дошкольникам. У детей этого возраста пока еще недостаточно развито логическое мышление, поэтому воображение, фантазия восполняют детям недостаточность конкретных знаний: то, что ребенок еще не успел познать, он с успехом творчески додумает, дофантазирует сам силой своего воображения» [8, с.171].

Таким образом, творческое мышление и творческое воображение старших дошкольников взаимосвязаны, развитие одного из них влечет за собой развитие другого. Это надо учитывать при развитии творческих способностей детей данного возраста.

17 стр., 8491 слов

Традиционная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания ...

... ее изначальная бережливость. Сам процесс изготовления обрядовой текстильной куклы символизирует выделение объекта из мира природы. В ... своими руками материал, «проживший» в доме, в семье, защитит, закроет ребенка от опасности. Роль куклы определялась использованной ... развивает эмпатию — способность легко воспринимать точку зрения другого человека. Поэтому поиграть в куклы полезно и современным ...

На еще одну важную особенность развития творческих способностей старших дошкольников указывает А.Г. Гогоберидзе. Эта особенность связана с тем, что продукты детского творчества, т.е. рисунки, поделки, музыкальные произведения или художественные образы часто нельзя назвать принципиально новыми, имеющими общественную ценность и значимость. Но это совсем не означает, что они не являются проявлениями творческих способностей дошкольника. Наоборот, любая деятельность ребенка есть проявление его творческих способностей, если, как отмечает А.Г. Гогоберидзе, «ребенок действует самостоятельно, по своей инициативе, изменяет, дополняет и комбинирует известные ему элементы, применяет умения в новых условиях, находит новые варианты решения творческих заданий. Для ребенка это всегда процесс творческий» [12, с.156]. Поясняя эту мысль, В.Т. Кудрявцев приводит такой пример. «Допустим, дошкольник, составляя рассказ по картинке, более или менее точно описывает то, что на ней изображено, причем делает это осмысленно, т.е. постоянно удерживает в поле сознания контекст изображаемого. Для ребенка – это творчество, потому что составление такого рассказа требует напряжения творческого мышления и воображения. Ребенок составляет целостный рассказ из частей, создавая при этом художественный образ, в котором передает свои знания о реальной и воображаемой действительности. Именно это и становится для ребенка особым предметом творческого поиска и преобразования» [29, с.15].

Таким образом, надо учитывать то, что продукт проявления творческих способностей дошкольников обладает новизной и оригинальностью, прежде всего для самого ребенка, который как бы совершает «открытие», а не для окружающих людей.

На очень важную особенность развития творческих способностей указывает Д.Б. Эльконин, отмечая, что «развитие детей дошкольного возраста происходит, прежде всего, в игровой деятельности, которая является ведущей в период дошкольного детства» [68].

Это полностью относится и к творческим способностям ребенка, которые лучше всего развиваются в игре. А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунская указывают, что «для ребенка старшего дошкольного возраста самым важным этапом любой деятельности является этап воплощения, т.е. сам процесс творчества, а не результат деятельности» [12, с.59]. Е.А. Яковлева добавляет: «Смысл любой деятельности для дошкольника заключен в игре, ему интересен процесс деятельности, в котором ребенок может проявить свои творческие способности, а не результат» [70, с.45].

Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети не стремятся к точному и бездумному копированию действительности, но вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазий, комбинирования. Все это является источником той глубокой и неиссякаемой радости, которую творческая игра обычно приносит детям. В игровой деятельности нет предела для живого детского воображения. Поэтому в игре ребенку все доступно, и он все может. «В творческой игре детей, – отмечает С.Л. Новоселова, – в удивительных сочетаниях сплетаются реальность и вымысел, стремление к точному воспроизведению действительности с самыми вольными нарушениями этой реальности. И чем больше возможности для такой выдумки, творческого преобразования отражаемой действительности, тем радостнее игра, тем больше удовлетворяет она самих играющих, тем быстрее формируются творческие способности детей» [19, с.68]. М.Д. Маханева указывает, что в игре формируются творческие способности дошкольников, благодаря тому, что «ребенок должен придумать замысел и образы игры и воплотить их в ролях и игровых действиях» [40].

Таким образом, еще одна особенность развития творческих способностей старших дошкольников состоит в том, что они должны развиваться преимущественно игровыми методами.

Анализ нормативных документов и примерных образовательных программ дошкольного образования по проблеме исследования позволит нам установить основные условия, направления, методы и формы, которые можно использовать при развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Одна из задач ФГОС ДО – «создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка» [63].

В ФГОС ДО говорится, что главная цель образовательной программы детского сада – «создание условий для развития инициативы и творческих способностей каждого ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту детей видам деятельности» [63].

Согласно ФГОС ДО, развитие творческих способностей старших дошкольников ведется при овладении детьми содержания всех образовательных областей:

1) при социально-коммуникативном развитии – это «формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества»;

2) при познавательном развитии – «развитие мышления, воображения и творческой активности»;

3) при речевом развитии – «речевое творчество детей»;

4) при художественно-эстетическом развитии – «реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»;

5) при физическом развитии – «развитие творческих способностей при выполнении физических упражнений, в подвижных играх» [63].

В ФГОС ДО также отмечено, что организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке ДОО) должны обеспечивать «игровую, познавательную и творческую активность всех воспитанников» [63].

Образовательная программа каждого детского сада разрабатывается на основе ФГОС ДО, примерных общеобразовательных программ дошкольного образования («От рождения до школы», «Детство», «Истоки» «Радуга», «Развитие», «Успех» и др.).

Эта программа включает совокупность образовательных областей (направлений развития дошкольников), которые обеспечивают «разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – социальнокоммуникативному, познавательному, речевому, художественноэстетическому и физическому» [63].

Приоритетная цель примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» – «воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций» [46].

По мнению авторов этой программы, для достижения этих целей первостепенное значение имеют следующие условия:

  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности и их интеграция;
  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творческие способности в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества.

Как видим, в этих условиях постоянно упоминается детское творчество, творческая организация образовательной деятельности. Следовательно, данная программа нацеливает воспитателей и педагогов ДОО на постоянное развитие творческих способностей детей.

В старшем дошкольном возрасте для развития творческих способностей детей авторами программы «От рождения до школы» ставится задача: «Формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях, занимаясь различной деятельностью: игровой, изобразительной, музыкальной, театральной, конструированием, ручным трудом и др.» [46].

Согласно программе «От рождения до школы», одно важных из условий развития творческих способностей старших дошкольников – организация развивающей предметно-пространственной среды, которая «включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами» [46].

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон (центры, уголки), оснастить их большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.).

В программе «От рождения до школы» записано: «Основным средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста являются игровая деятельность, поскольку, играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте, учась понимать правила и творчески преобразовывать их». Воспитатели должны развивать у детей творческую самостоятельность, создавать атмосферу творчества и доверия.

Согласно программе «От рождения до школы», важная особенность развития творческих способностей старших дошкольников – взаимодействие с родителями. Формы этого взаимодействия могут быть различны: семейные художественные студии; семейный праздник в детском саду; семейный театр, выставки рисунков, поделок, проекты, выполненные детьми совместно с родителями.

Главная цель примерной образовательной программы «Детство»: «создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей в разных видах деятельности, творческой самореализации» [14], для «пробуждения творческой активности и воображения каждого ребенка, желания включаться в творческую деятельность» [14].

В каждом разделе программы «Детство» в соответствии с образовательными областями предусматривается действие общего механизма развития творческих способностей ребенка: сначала происходит увлекательное знакомство детей с характерными для той или иной области культуры или деятельности объектами, затем идет освоение в разнообразной деятельности творческих умений, позволяющих ребенку проявить в меру своих индивидуальных возможностей самостоятельность и творческую активность. Авторы этой программы указывают, что благодаря этому механизму «творческие проявления детей становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми)» [14].

В программе «Детство» указано, что при освоении содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе детей учат «освоению нового содержания сюжетно-ролевых игр в процессе общения и сотворчества воспитателя и детей. Это происходит за счет накопления содержания для игр, придумывания всевозможных игровых ситуаций, творческого создания обстановки для игр» [14, с.87] и за счет творческого объединения в сюжете игры событий из разных книг, мультфильмов, самостоятельно придуманных событий».

При освоении содержания образовательной области «Художественноэстетическое развитие» основное внимание педагогов направлено на решение задач, направленных на развитие творческих способностей детей. Эти задачи таковы:

  • развивать самостоятельное определение замысла будущей работы, стремление создать выразительный образ;
  • развивать умения самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета рисунка, лепки, аппликации, поделки, выбирать, соответствующие образу изобразительные техники и материалы, взаимодействовать с другими детьми в процессе коллективных творческих работ;
  • поддерживать личностные проявления старших дошкольников в собственной творческой деятельности: самостоятельность, инициативности, проявлении индивидуальности, творчества.

Итак, в основных образовательных программах дошкольного образования («От рождения до школы» и «Детство») задача по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста сформулирована как приоритетная. Их развитие осуществляется в основном в игровой деятельности, названы основные условия реализации этой задачи – организация развивающей предметно-пространственной среды групп детского сада, создание атмосферы творчества, компетентность воспитателей по данной проблеме, взаимодействие с родителями воспитанников.

В методических пособиях всеми авторами подчеркивается, что важными средствами развития творческих способностей детей дошкольного возраста являются «изобразительная деятельность и конструирование, которые (как виды продуктивной деятельности), наряду с игровой, являются ведущими в дошкольном возрасте» [9].

Именно в этих видах деятельности, как указывает Р.Г. Казакова, у дошкольников «формируются самостоятельность в творческом выражении, стремление к поиску средств выражения творческих замыслов» [21, с.5]. Действительно, изобразительная деятельность и конструирование являются той основой, на которой, начиная с раннего детства, строится творческая деятельность ребенка. Р.Г. Казакова обоснованно считает, что «основная задача художественно-изобразительной деятельности и конструирования в период старшего дошкольного детства – развитие творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступным и изобразительными средствами» [21, с.9].

По наблюдениям Н.А. Ветлугиной, «в разных возрастных группах проявления творческих способностей в изобразительном творчестве детей (рисовании, лепке, аппликации, конструировании, ручном труде) имеют свои особенности». [35].

Например, проявлением творческих способностей у младших дошкольников могут быть просто какие-то дополнения к лепке, рисунку, аппликации, поделке из природного материала, скажем, палочкачерешок, новый необычный цветочек, листочек и т.д. В средней и старшей группе, по мере овладения изобразительными навыками, усложняется и творческое решение, которое дети используют для решения изобразительных и конструктивных задач.

В рисунках, лепке, аппликациях, поделках детей 6-7 лет уже появляются фантастические образы, сказочные герои, дворцы, волшебная природа, волшебные звери, космическое пространство с летающими кораблями и т.д. И в этой ситуации положительное отношение педагога к инициативе и творчеству ребенка – важный стимул развития его творческих способностей.

Таким образом, дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческих способностей. Накопление опыта и знаний – важная особенность развития творческих способностей старших дошкольников. Главные особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста состоят в том, что это развитие происходит в деятельности – игровой, изобразительной и т.д.

Согласно ФГОС ДО и основным образовательным программам ДО, развитие творческих способностей старших дошкольников ведется при овладении детьми содержания всех образовательных областей.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» эта задача решается в ходе реализации самостоятельной творческой деятельности детей – изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др. на основе инициативности, проявлении индивидуальности самого ребенка.

Однако в этих документах нет описания конкретных методик, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в каком-либо виде детской деятельности, в том числе и в конструировании из природного материала. Это делает актуальной разработку и применение такой методики в условиях детского сада.

1.3. Методика организации конструирования из природного

материала в ДОО

Прежде чем рассмотреть методику конструирования из природного материала в ДОО, дадим определение этому виду детской деятельности.

Термин «конструирование» в переводе с латинского языка означает «создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимосвязь отдельных предметов, частей, элементов» [45, с. 399].

Конструирование – это продуктивный вид деятельности, поскольку в результате его осуществления получается определенный продукт – объект, предмет, вещь и т.д.

Л.В. Куцакова отмечает, что детское конструирование имеет свою специфику. Это «процесс создания разных конструкций, моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного материала (веток, шишек, камешков, перьев, ракушек, мха и т.п.) и бросового материала (картонных коробок, пластмассовых или резиновых изделий, старых металлических вещей и т.п.)» [30, с. 6].

Конструирование – это особая форма детской деятельности, интерес к которой, по мнению З.В. Лиштвана, вызван «свойственным именно дошкольнику желанием практически действовать с предметами, получать определенный результат от своего замысла, почувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих» [33, с. 13].

И.В. Новикова подчеркивает, что все виды детского конструирования «способствуют развитию пространственных представлений, познанию свойств различных материалов. Ребенок овладевает разнообразными способами практических действий, приобретает так называемую ручную умелость. У него появляется созидательное отношение к окружающему. Все это способствует развитию творческих способностей и развитию интереса к трудовой деятельности» [44, с.25].

Детское конструирование может быть изобразительным (из природного материала, из бумаги) и техническим (из строительного материала – кубиков, специальных детских конструкторов).

Постройки и поделки из природного материала, бумаги, бросового материала, изготовленные детьми иногда пригодны для практического использования – для детских игр, украшения елки, подарка родственнику или другу и т.д.

По своему характеру детское художественное конструирование более сходно с изобразительной деятельностью.

Поделки из природного материала, разнообразные по технике изготовления и материалу, необходимому для работы, можно разделить на две группы: 1) конструирование из природного материала; 2) аппликация из природного материала.

Конструирование из природного материала – это «художественная техника создания объемных изделий в виде поделок из природного материала путем соединения деталей друг с другом» [36, с.4].

Природный материал, который может быть использован в конструировании для детей дошкольного возраста, очень разнообразен: овощи, фрукты, сухие листья и цветы, корни, ветки, сучки, мох, скорлупа орехов, сухие грибы, ракушки, солома, птичьи перья, мох, трава, семена, береста и т.д. Конструирование изображения происходит путем соединения между собой природного материала для передачи основных частей и деталей изображаемого объекта.

По мнению Л.А. Парамоновой, конструирование из природного материала – это «художественно-изобразительный тип конструирования» [48].

Методической основой его организации является «обучения детей умению чувствовать специфику природного материала, видеть сочетание в нем красок, форм, фактуры и на этой основе создавать разнообразные художественные образы. Такой подход, с одной стороны, развивает творческое мышление и воображение ребенка, его творческие способности, с другой – позволяет детям овладеть техническими умениями и обобщенными способами построения образа с опорой на наглядность» [47, с.29].

К обобщенным способам конструирования из природного материала относятся «опредмечивание» и «включение». В зависимости от того, какому из этих способов отдается предпочтение при развитии творческих способностей дошкольников, в методической литературе описаны 2 подхода к организации конструирования из природного материала в ДОО.

Первый подход представлен в работах О.М. Дьяченко, которая в методике организации конструирования из природного материала в ДОО выделяет два основных качественно различных способа обучения, которые выражаются в действиях ребенка по построению воображаемого образа.

«Первый способ «опредмечивание», при котором в природном материале ребенка учат видеть определенный предмет (например, в шишке – рыбку, голову «лесовичка», в сучке – туловище «лесовичка», в ракушке – лягушку или лодочку и т.д.).

Второй способ – «включение», когда заданная в самом природном материале фигура превращается во второстепенный элемент воображаемого образа (например, части желудя – в ступни человечка, сухие листья – в крылья бабочки или стрекозы и т.д.)» [47, с.32].

О.М. Дьяченко считает, что при развитии творческих способностей старших дошкольников второй способ «включение» «более эффективен, чем «опредмечивание», поскольку именно он приводит к оригинальности и продуктивности решений при работе с природным материалом» [17, с.14].

Второй подход к организации конструирования из природного материала в ДОО, цель которого – развитие творческих способностей детей, описан Л.А. Парамоновой. Этот автор «соединяет оба способа и считает, что для развития творческих способностей детей старшей группы принципиально важно вначале научить детей умению опредмечивать природный материал как основу будущего образа, а затем следует научить детей способу включения, т.е. умению использовать природный материал как деталь, значимую для построения целостного» [48, с. 29].

При обучении способу «включения», – указывает Л.А. Парамонова, – «детей обучают таким приемам конструирования из природного материала, как «достроить» образ, «изменить пространственное положение», «убрать лишнее», «скомбинировать» [48].

По мнению Л.А. Парамоновой, при обучении старших дошкольников конструированию из природного материала способ «опредмечивание» – основополагающий, поскольку именно он позволяет формировать у детей умение видеть целое раньше частей. Для развития творческих способностей ребенка обучение способу «опредмечивания» ведется в форме игры: взрослый показывает ребенку природный материал и интересуется, что он ему напоминает, на что похож, что из него можно сделать. Этот вопрос приводит в действие механизм детской фантазии, воображения, ребенок начинает придумывать оригинальный образ. Способом «опредмечивания» ребенок, проявляя свои творческие способности, может создать несколько изображений из одного и того же природного материала (сучка, шишки, листьев и т.д.).

На основе усвоения способа «опредмечивания», по мнению Л.А. Парамоновой, «зарождается другой способ – «включение» [48].

Овладение этим способом построения образа расширяет функциональность природного материала: один и тот же материал может быть и основой поделки, и ее деталью. При обучении способу «включения» развитие творческих способностей старших дошкольников поддерживается усложнением заданий, например, таких как: подбери дополнительную деталь к основному образу, прикрепи ее к основе, убери лишнее, чтобы сделать образ выразительнее, соедини два-три природных материала, чтобы получить цельную сюжетную композицию и т.д.

Развитие творческих способностей старших дошкольников в конструировании из природного материала происходит на основе осознания детьми того, что необходимо сначала увидеть будущий образ, а затем что-то в нем дополнить, достроить (или, наоборот, что-то убрать) для полноты передачи образа или целого сюжета. В такой методике детей обучают способам «опредмечивания» и «включения» и приемам «достраивания», «убрать лишнее», «изменения пространственного положения», «комбинирования» и т.д. Это «сначала происходит в непосредственно образовательной и совместной деятельности детей и взрослого, а потом в самостоятельно организованной деятельности, где воспитатель выполняет роль консультанта, помощника» [39, с. 144].

Н.В. Шайдурова отмечает, что «основными методами развития творческих способностей старших дошкольников в конструировании из природного материала являются занимательность и эмоциональное воздействие на ребенка:

  • занимательные игровые задания, которые повышают интерес ребенка к конструированию и активизируют его творческие способности;
  • эмоциональный рассказ педагога, образное описание событий, которые влияют на воображение и творческое мышление ребенка и позволяют потом передать эти события в сюжетном конструировании из природного материала» [65, с.

103].

Некоторые особенности методики конструирования из природного материала описаны в основных образовательных программах дошкольного образования.

Конструирование из природного материала как продуктивная деятельность включено во все основные образовательные программы дошкольного образования.

Программа «От рождения до школы» отводит конструированию из природного материала значительное место в работе с детьми всех возрастных групп. Оно может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Дети осваивают два способа этого конструирования:

1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);

2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Авторы программы «От рождения до школы» рекомендуют, начиная со средней группы, обучать детей делать игрушки и сувениры из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т.д., прочно соединяя их части. Особенности поделок из природного материала в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, (способ «опредмечивание») с животными, людьми, сказочными героями и т.д., а затем усилить это сходство и выразительность дополнительными деталями (способ «включения») и дополнительной обработкой с помощью инструментов. Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития творческого воображения (фантазии) у ребенка.

В старшей группе детей продолжают учить способам «опредмечивание» и «включение» при изготовлении различных поделок. Дети овладевают техническими навыками соединения отдельных частей природного материала при помощи клея, пластилина, спичек. Они совершенствуются также в планировании своей деятельности, в умении работать целенаправленно, проявляя самостоятельность, инициативу, творчество.

Авторы программы «От рождения до школы» указывают, что, организуя непосредственно образовательную, совместную и самостоятельную деятельность детей по изготовлению поделок из природного материала, воспитатель учит детей использовать естественную форму желудей, шишек, веток, плодов каштана и т.д.; учит придавать фигуркам выразительность в соответствии задуманной композицией, скрепляя отдельные части различными способами (клеем, проволокой, пластилином, спичками и т.д.).

Дети делают разнообразные фигурки людей, птиц, рыб, бабочек и т.п. по заданию воспитателя (по условию, по теме) и по собственному замыслу. Благодаря этому у детей развивается интерес, фантазия, выдумка, изобразительность – все то, что лежит в основе творческих способностей.

Для развития интереса и творческих способностей детей старшей группы к конструированию из природного материала авторы программы «От рождения до школы» рекомендуют использовать экскурсии, беседы, показ. В Уголке изобразительной деятельности предлагается разместить альбомы с фотографиями поделок из природного материала. Они необходимы для того, чтобы разбудить творческую фантазию, вызвать у детей интерес к самостоятельности изготовлению игрушек из природного материала. Любые изделия, которые изготавливают дети, должны находить применение в их играх. Можно устроить музей, рассматривать и анализировать с детьми их же работы. При этом надо выделять наиболее интересные, выразительные изделия, обращать внимание на удачное использование природного материала, на творческий замысел, творческое отношение к работе.

Авторы программы «Детство» отмечают, что конструирование из природного материала «развивает воображение детей, учит наблюдать и видеть в листьях, веточках, плодах, семенах, кореньях оригинальные образы, которые можно воплощать в поделках путем составления, соединения различных частей, при этом используются разнообразные соединительные материалы – проволока, пластилин, клей, нитки и т.д. Все это способствует развитию творческих способностей старших дошкольников.

Программа «Истоки» ставит своими целями «разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям» [20].

Согласно методическим указаниям Л.А. Парамоновой к программе «Истоки», работа по изготовлению игрушек из природного материала в старшей группе направлена на «формирование у детей интереса к этому виду конструирования, на выработку навыков работы с различными природными материалами и умений пользоваться простейшими инструментами» [20].

Для развития творческих способностей в процессе конструирования из природного материала Л.А. Парамоновой предлагается следующая схема непосредственно образовательной или совместно организованной деятельности по изготовлению игрушек, поделок из природного материала [48]:

1. Вступительная беседа (или рассказ) воспитателя о природном материале, из которого дети должны изготовить игрушку или поделку. Эта беседа или рассказ должны сопровождаться показом данного материала: детям разрешается его потрогать, ощутить поверхность, обследовать форму, обратить внимание на цвет.

2. Сообщение темы и показ образца игрушки, поделки.

3. Обсуждение творческого замысла – способ «опредмечивания», т.е. выяснение того, какой образ увидел автор поделки в природном материале и каким образом его воплотил.

4. Анализ образца и показ приемов создания игрушки, поделки. Воспитатель просит детей проанализировать образец, побуждая их к высказыванию предположений о последовательности выполнения игрушки, поделки. Затем воспитатель корректирует ответы детей, направляя их внимание на выделение особенностей работы с данным материалом.

5. Практическая часть. Изготовление детьми игрушки, поделки. Воспитатель осуществляет контроль за работой детей, следит за соблюдением ими правил техники безопасности при пользовании инструментами, оказывает затрудняющимся детям помощь, побуждает ребят к самостоятельному творческому решению в совершенствовании конструкции игрушки (поделки), ее украшении, способствует проявлению дружеских взаимоотношений между детьми.

6. Анализ готовой игрушки (поделки), в процессе которого у детей формируют умение давать оценку результату своей работы и работы товарищей.

Таким образом, детское конструирование – это создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (ветки, листья, мох, шишки, желуди, орехи, камни, ракушки, овощи и т.п.) и бросового (коробки, пластиковая тара, деревянные катушки, пуговицы и т.п.) материала. Конструирование из природного материала – это художественная техника создания объемных изделий в виде поделок из природного материала, путем соединения деталей друг с другом.

Методика организации конструирования из природного материала в

ДОО обладает большим педагогическим потенциалом по развитию творческих способностей старших дошкольников. Она предполагает обучение детей таким способам и приемам изображения образа («опредмечивание», «включение», «достраивание», «убрать лишнее», «комбинирование»), которые развивают беглость, гибкость и оригинальность творческого мышления и воображения.

В основных образовательных программах дошкольного образования указаны методы и приемы развития творческих способностей старших дошкольников в процессе конструирования из природного материала. Это словесные, наглядные, практические и игровые методы. Важно также использовать принцип занимательности, проблемные ситуации. Развитие творческих способностей необходимо проводить на диагностической основе, т.е. учитывать уровень их развития у каждого ребенка и в группе детей в целом.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ

И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Диагностика творческих способностей детей старшего

дошкольного возраста

Для диагностики уровня развития творческих способностей у старших дошкольников мы использовали следующие методики:

1. Тест Э.П. Торренса «Закончи рисунок» использовался для оценки уровня развития творческого мышления детей [58].

2. Методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» – для оценки уровня развития творческого воображения детей [17].

Подробное описание каждой из диагностических методик имеется в приложении 1.

Диагностика по каждой из этих методик проводилась с группой дошкольников. Каждому ребенку выдавался лист со стимульным материалом (незаконченными рисунками), которые ребенок должен был дорисовать, придумав такую оригинальную картинку, которую никто другой не сможет придумать, можно было добавлять к рисунку интересные новые детали.

Во время диагностики дети выполняли задания старательно, проявляли активность. Никаких нарушений в поведении детей не отмечено.

Проанализируем результаты диагностического исследования творческих способностей старших дошкольников отдельно по каждой методике.

Количественные результаты диагностики уровня развития креативности по показателям «Беглость», «Гибкость» и «Оригинальность» представлены в приложении 2 таблица 2 и на («Рис. 1»).

100

80 70

70 Высокий

60 55 уровень

50 40 45

Средний

40 30 уровень

20 Низкий

10 уровень

0 0 0

беглость гибкость оригинальность

Рис. 1. Уровни по показателям «Беглость», «Гибкость» и «Оригинальность» развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста по методике Э.П. Торренса «Закончи рисунок», в

процентах

По данным, представленным на («Рис. 1»), видим, что наилучшие результаты были получены по показателю «Беглость», который определяется числом завершенных фигур. По этому показателю 12 детей имеют средний уровень – (60%), 8 детей – низкий уровень (40%), с высоким уровнем детей нет. Это говорит о том, что у детей исследуемой группы в достаточной мере развита способность высказывать большое количество идей. Несколько хуже получены результаты по показателям «Гибкость» и «Оригинальность». По показателю «Гибкость» 11 детей имеют низкий уровень – (55%), средний уровень обнаружен у 9 детей – (45%), высокого уровня нет ни у кого из детей. Это свидетельствует о том, что у детей недостаточно развита творческая способность придумывать разные образы и картинки. По показателю «Оригинальность» 14 детей имеют низкий уровень – (70%), средний уровень имеется у 6 детей – (30%), высокого уровня нет ни у кого из детей. Это свидетельствует о том, что у детей недостаточно развита способность порождать новые нестандартные идеи.

Количественные результаты диагностики уровня развития креативности (показателей «Гибкость», «Беглость» и «Оригинальность») у старших дошкольников по методике Э.П. Торренса «Закончи рисунок» представлены в приложении 2 таблица 2 и на («Рис. 2»).

90

80 Высокий

уровень

70 60

60 Средний

уровень

40

Низкий

уровень

20

0

Рис. 2. Уровни развития креативности («Гибкость», Беглость» и «Оригинальность») у детей старшего дошкольного возраста по методике

Э.П. Торренса «Закончи рисунок», в процентах

Данные, представленные на («Рис. 2») показывают, что по методике Э.П. Торренса «Закончи рисунок» 12 детей имеют низкий уровень – (60%), 8 детей средний уровень – (40 %), с высоким уровнем детей нет. Таким образом, большинство детей показали низкий уровень развития креативности (по сумме трех показателей – «Гибкость», «Беглость» и «Оригинальность»).

Это говорит о том, что дети не могут высказывать достаточное количество идей при решении творческого задания, у них недостаточно хорошо развиты творческие способности, придумывать разные образы и картинки, придумывать новые оригинальные и нестандартные идеи и замыслы и воплощать их в рисунках.

Количественные результаты диагностики уровня развития творческих способностей у старших дошкольников по методике О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» представлены в приложении 2 таблица 3 и на («Рис. 3»).

90

80 Высокий

70 уровень

Средний

уровень

Низкий

40 уровень

30

10

0

Рис. 3. Уровни развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста по методике О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур»,

в процентах

Анализ результатов исследования по методике О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» («Рис. 3») показал, что у 14 детей (70%) имеется средний уровень развития творческих способностей, у 6 детей (30%) – низкий уровень. Детей с высоким уровнем не было выявлено.

Из результатов исследования по этой методике можно сделать вывод, что у детей недостаточно развиты творческие способности, так как при выполнении задания у них возникли трудности в придумывании и изображении оригинальных, нетипичных, не похожих фигур.

Отметим, что в процессе выполнения заданий по двум методикам, большинство детей выполняли дорисовывания фигур с интересом и активно. Предлагаемые фигуры для дорисовывания для некоторых детей были не сложными, эти дети самостоятельно придумывали, как из них сделать оригинальную картинку. Другая часть детей испытывали затруднения в выполнении задания, им постоянно требовалась помощь педагога или другого ребенка.

Результаты исследования уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на этапе исследования по двум методикам представлены в приложении 2 таблице 4.

Сопоставление результатов исследования уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по двум методикам (приложение 2 таблица 4) показало, что 13 детей (65%) имеют низкий уровень, 7 детей (35%) – средний уровень, высокого уровня у детей не выявлено.

Дадим характеристику выделенным группам детей.

1-ая группа со средним уровнем развития творческих способностей (35%).

У детей исследуемой группы (Кира В., Полина В., Тимофей К., Вика К., Ксения Н., Глеб Т., Оля У.) креативность развита на недостаточно высоком уровне. По показателю «Беглость» эти дети не способны самостоятельно высказывать и реализовывать большое количество новых идей, у них 2-3 рисунка остались незавершенными, недорисованными. По показателю «Гибкость» у этих детей недостаточно развита творческая способность самостоятельно придумывать разные образы и картинки. По показателю «Оригинальность» у детей выявлена недостаточно развитая способность самостоятельно порождать новые нестандартные идеи. Эти дошкольники выдвигали по 2-3 варианта дорисовывания фигур и давали им оригинальные названия. Например, Тимофей К. нарисовал сумку и стадион, который назвал «Футбохокки»; Оля У. – медведя и золотую рыбку, которую назвала «Затейница»; Глеб Т. – пирамиду, вагон и волшебную лампу джинна).

Эти дети использовали 2-3 разных цвета, штриховку, прорисовывали некоторые детали. Решения, предлагаемые этими детьми, отличались оригинальностью только в деталях, цвете, форме и т.д., но не в общем оригинальном, придуманном самим ребенком образе. Эти дети не могли быстро и без внутренних усилий переключиться с одной идеи на другую. Они видели того, как один из созданных им образов можно использовать в другом рисунке или преобразовать его в другой образ. Задания выполняли с интересом и активно, но им требовалось некоторое время для обдумывания будущего рисунка.

2-ая группа – низкий уровень развития творческих способностей (65%) Дети исследуемой группы (Карина А., Арина Б., Стас Г., Кирилл Д., Иван И., Слава Л., Настя М., Лиза Н., Виолетта П., Егор Р., Никита С., Алина Т. и Света Ч.) по показателю «Беглость» не способны даже при активной помощи взрослого (вспомогательных вопросов, подсказок и т.д.) высказывать и реализовывать большое количество новых идей, у них 4-6 рисунка остались незавершенными, недорисованными. По показателю «Гибкость» у этих детей не развита творческая способность придумывать разные образы и картинки. По показателю «Оригинальность» у детей выявлена не развитая способность, порождать новые нестандартные идеи. Эти дети не могут самостоятельно или даже при помощи взрослого придумать оригинальную идею или предложить необычное решение при дорисовывании фигуры или предлагают только один оригинальный вариант. Эти дети не выдвигают никаких вариантов, гипотез и методов для решения поставленной задачи. Они не могут придумать оригинальные образ, его детали, цвет, композицию, форму и т.д. Например, Карина А. даже при помощи взрослого не могла придумать оригинальные идеи, кроме одной: хрустальная гора. У этих детей все рисунки повторяют рисунки других детей (цветок, солнце, шар, домик и т.д.).

Они фактически не приняли поставленную задачу: рисовали что-то рядом с заданной фигуркой или делали беспредметные изображения из палочек, точек, завитушек (объясняли: «это такой узор»).

При дорисовывании фигур эти дети использовали только 1-2 цвета, не использовали штриховку, не прорисовывали детали. Дети не могут придумать оригинальный образ, описать его детали, цвет, композицию, форму и т.д. У детей с этим уровнем наблюдалась мотивация к выполнению задания, но дети часто отвлекались, были невнимательны, не собраны. Им требовалось большое количество времени для обдумывания и выполнения будущего рисунка.

Итак, было установлено, что уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста оказался низкий по всем трем показателям – «Беглости», «Гибкости» и «Оригинальности».

Это выразилось в том, что многие дети не способны даже при активной помощи взрослого высказывать и реализовывать большое количество новых нестандартных идей, не могут самостоятельно придумать разные оригинальные образы и картинки, их детали, цветовое решение, композицию. Дети затрудняются в объединении нескольких образов в один замысел, в целостную оригинальную композицию.

Эти дети не способны предложить варианты, новые идеи, они не выдвигают никаких гипотез и методов для решения поставленной задачи. При дорисовывании фигур они используют только 1-2 цвета, не используют штриховку, не прорисовывают существенные детали.

Все это подтвердило необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по развитию творческих способностей старших дошкольников с помощью конструирования из природного материала.

2.2. Описание хода работы по организации конструирования из природного материала, способствующей развитию творческих

способностей детей старшего дошкольного возраста

Цель педагогической работы – развитие творческих способностей средствами конструирования из природного материала у старших дошкольников.

Задачи педагогической работы:

1. Формировать представления и знания детей о конструировании из природного материала.

2. Развивать показатель «Беглость» у детей посредством умения анализировать природный материал (в совокупности всех его свойств).

3. Развивать показатели «Гибкость» и «Оригинальность» у детей в непрерывной образовательной деятельности (далее – НОД) посредством обучения таким приемам конструирования из природного материала, как «включение», «достроить» образ, «изменить пространственное положение», «убрать лишнее», «скомбинировать».

4. Активизировать детскую деятельность, инициативу и творческий подход при конструировании из природного материала.

5. Отработать технические приемы конструирования из природного материала.

Нами разработано содержание педагогической работы с детьми по организации конструирования из природного материала, направленное на развитие творческих способностей старших дошкольников.

Педагогическая работа включает содержательный и процессуальнодеятельностный модули, каждый из которых имеет определенное содержание.

Содержательный модуль педагогической работы с детьми состоит из трех тематических блоков.

 1 блок «Дары природы».

 2 блок «Предметное конструирование из природного материала».

 3 блок «Сюжетное конструирование из природного материала».

Работа с детьми организуется в 3 этапа, которые реализуются последовательно. Нами разработано 8 НОД по конструированию из природного материала для детей старшей группы (темы НОД, задачи, содержание деятельности) представлены в таблице 1.

Таблица 1

Содержание НОД по конструированию из природного материала, способствующих развитию творческих способностей старших дошкольников

Тема НОД Задачи Содержание деятельности

1 этап – подготовительный

Блок «Дары природы» 1. «Стрекоза» 1.Расширять и уточнять знания Конструирование из

детей о природе, природном природного материала «На

материале, закрепить знания детей о что это похоже?» (способ

насекомых. «опредмечивание»)

2.Развивать беглость и

оригинальность творческого

мышления и воображения,

внимания и познавательный

интерес.

3.Воспитывать познавательный

интерес к миру природы. 2. «Подсолнух» 1.Учить детей с помощью подбора Конструирование из

листьев по форме и размеру делать природного материала

композиции цветов. «Создай образ по теме»

2.Развивать беглость творческого (способ

мышления и воображения, «опредмечивание»).

оригинальность в созданном образе.

3.Воспитывать аккуратность при

работе с материалом.

2 этап – репродуктивно – деятельностный (обучающий)

Блок «Предметное конструирование из природного материала» 3. «День 1.Продолжать совершенствовать Конструирование из рождение у Бабы конструктивные навыки и умения: природного материала по Яги» соединение частей при помощи условию (способ

пластилина, дополнять изображение «включение» и прием

деталями; отбирать самостоятельно «достраивание»).

средства выразительности.

2. Учить детей анализировать

природный материал не только

основу будущей поделки, но и как

деталь, значимую для построения

будущего образа.

3.Вызвать чувство удовлетворения

от совместной деятельности по

выполнению коллективного

замысла «сделать подарок ко дню

рождения Бабы — Яги». 4. «Друзья для 1.Закреплять способы и приемы Конструирование из Шишечки» «опредмечивание», «достраивание», природного материала по

«убирать лишнее», «изменение теме (способы и приемы

Продолжение таблицы 1

пространственного расположения». «опредмечивание»,

2.Учить детей видеть характерные «достраивание», «убрать

особенности будущей поделки. лишнее»).

3.Развивать фантазию, творчество.

4.Воспитывать дружеские

взаимоотношения, уважение к

интересам товарищей,

аккуратность в обращении с

природным материалом. 5. «Игрушки» 1.Формировать умение Конструирование из

анализировать природный материал природного материала

как основу будущей поделки; «Придумай поделку»

обучать приему «достраивание» на (прием «достраивание») на

основе крестообразного образца. основе крестообразного

2.Развивать оригинальность образца.

творческого мышления и

воображения, мелкую моторику рук

детей.

3.Воспитывать умение работать

самостоятельно, поощрять детское

творчество и инициативу.

3. этап – творческий

Блок «Сюжетное конструирование из природного материала» 6. «Лодка с 1.Учить детей конструировать Конструирование из парусом» поделку из природного материала, природного материала по

соединяя детали кусочками замыслу (приемы

пластилина. «достраивание»,

2.Развивать гибкость и «комбинирование»).

оригинальность творческого

мышления и воображения,