Предоставление земельных участков для строительства (2)

Выбор темы дипломной работы не случаен, так как актуальность проблемы предоставления земельных участков для строительства не вызывает сомнения, что можно подтвердить рядом аргументов.

Во-первых, по вопросам предоставления земельных участков для строительства сложилась обширная судебная практика, что свидетельствует о широком применении данного института земельного права;

  • Во-вторых, законодательство, регулирующее процесс предоставления земельных участков для строительства, а также затрагивающее данную процедуру, подвержено постоянным изменениям и дополнениям;

— В-третьих, Указом президента Российской Федерации №825 от 28.06.2007г. «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» был утвержден перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. В качестве одного из указанных показателей было названо время от подачи заявки на предоставление земельного участка для строительства до его получения[1].

В-четвертых, динамичное развитие экономики нашей страны, и, как следствие, развитие инвестиционно-строительной сферы привело к увеличению потребности в незастроенных земельных участках, пригодных для возведения объектов жилищного, административного, промышленного и иного назначения.

Наряду с актуальностью можно выделить такую характерную черту данной темы, как неисчислимое количество источников по ней: нормативно-правовых актов, материалов судебной арбитражной практики, комментариев законодательства, научных статей и иных публикаций.

Вопросы предоставления земельных участков рассматривались в работах Попова М.В. «Приобретение публичных земель для строительства коммерческой недвижимости»[2], «Предварительное согласование места размещения объекта: некоторые практические аспекты»[3], Скловского К.И. «Некоторые вопросы применения земельного законодательства»[4], Беляевой С.В. «Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности»[5], Г.А. Волкова «Правовые проблемы предоставления земельных участков для развития застроенных территорий»[6] и комментариях к Земельному кодексу Российской Федерации[7].

Характер данной работы не предполагает проведения полного анализа всего законодательства, регулирующего процесс предоставления земельных участков для строительства, не говоря уже обо всем массиве сложившейся к настоящему моменту судебной арбитражной практики.

3 стр., 1198 слов

Правовое регулирование долевого строительства в Российской Федерации

... долевом строительстве. Все права в отношении дипломной работы "Правовое регулирование долевого строительства в Российской Федерации" принадлежит ее законному правообладателю. Текст дипломного проекта выставлен в качестве примера выполнения работы. Использование и тиражирование текста дипломной работы ... лицам, появились земельные участки, на которых осуществлялось строительство многоквартирных домов ...

Можно выделить следующие цели данной работы:

1) изучить федеральное законодательство, регулирующее процесс предоставления земельных участков для строительства;

2) ознакомиться с работами, написанными по выбранной теме;

3) ознакомиться с судебной практикой по данной теме и охарактеризовать круг наиболее актуальных вопросов, рассматриваемых в ней;

4) сделать выводы о перечне видов наиболее часто встречающихся нарушений законодательства в указанной области;

5) изучить особенности отдельных видов предоставления земельных участков для строительства;

6) попытаться выявить недостатки в действующем законодательстве, регулирующем предоставление земельных участков для строительства.

74

1. Институт предоставления земельных участков

Под институтом права понимается группа правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений в пределах отрасли права[8].

Истоки зарождения института предоставления земельных участков О.И. Крассов находит ещё во времена феодальной раздробленности на Руси в XII — XIV веках и отмечает, что «Россия остается одной из немногих стран, где государство продолжает регулировать процесс наделения землей юридических лиц и граждан. Это объясняется только нашими необъятными земельными ресурсами. Однако свободных земель, особенно вокруг крупных городов, практически уже не осталось. В тех странах, которые имеют небольшую территорию, землю можно получить, как правило, только на основании договора купли-продажи или аренды.

Предоставление земельных участков непосредственно связано с осуществлением таких управленческих функций, как территориальное планирование, ведение государственного земельного кадастра. Тесная взаимосвязь существует между переводом земель из одной категории в другую и предоставлением земельных участков. Данная функция в ряде случаев реализуется только в связи с изъятием земельного участка. У одного лица участок изымается, а другому – предоставляется»[9].

Согласно п. 1 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года №136-ФЗ (далее – «Земельный кодекс РФ»)[10] под земельными отношениями, понимаются отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Отношения же по предоставлению прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являются одним из видов земельных отношений.

Предоставление земельных участков как функция управления представляет собой совокупность определенных юридически значимых действий органов государственной власти и местного самоуправления, направленных на наделение земельными участками юридических лиц и граждан на определенном в законе праве[11].

Действительно, земельные отношения представляют собой не только комплекс имущественных общественных отношений, но и комплекс управленческих общественных отношений. Отсюда особенность предмета земельного права: с одной стороны, земельные имущественные отношения регулируются нормами гражданского и земельного законодательства; с другой — когда земля выступает объектом управления со стороны государства, применяется административный метод регулирования[12].

13 стр., 6094 слов

Предоставление земельных участков для строительства

... «Предоставление земельных участков для строительства» послужили базовая учебная литература, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Предоставление земельных участков для строительства», справочная литература, прочие актуальные источники информации. 2. Земельный участок как объект земельных отношений До ...

Следовательно, под предметом правового регулирования предоставления прав на земельные участки можно понимать обособленную группу земельных имущественных и управленческих отношений, возникающих именно на основе земельно-правовых норм.

Так А.Л. Корнеев отмечает, что нет необходимости включать в структуру земельного права нормы, регулирующие отношения, которые основаны на частном интересе. Нет смысла в рамках земельного права создавать теорию сделок, которая сформировалась и апробирована в гражданском праве, следует использовать разработки цивилистов в области вещных и обязательственных прав, в том числе прав на землю[13].

Федеральным законом от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации»[14] были внесены изменения в законодательство, регулирующее земельные отношения. Федеральное законодательство приведено в соответствие с понятийным аппаратом Земельного кодекса РФ, внесены существенные изменения в гражданское законодательство.

Выше названым Федеральным законом законодатель подтвердил, что при решении земельных вопросов следует обращаться к земельному законодательству и лишь при наличии пробелов в нем можно привлекать нормы Гражданского кодекса РФ в силу однородности земельных имущественных отношений и гражданских отношений.

Следовательно, порядок предоставления прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должен регулироваться нормами земельного права, и лишь в некоторых случаях применяться могут нормы гражданского права.

Касательно субъектного состава отношений по предоставлению земельных участков, то Земельный кодекс РФ определяет, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29).

Таким образом, субъектом предоставления земельных участков является орган, действующий от лица государства или муниципального образования, а субъектом, которому предоставляется земельный участок – гражданин или юридическое лицо.

Следующим элементом данного института является объект.

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 141-ФЗ «О внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений»[15] были внесены существенные изменения в Земельный кодекс РФ, в частности был исключен п. 2 ст. 6 (Объекты земельных отношений) Земельного кодекса РФ, а также Земельный кодекс РФ пополнился Главой I.1. Земельные участки.

Статья 11.1 Земельного кодекса РФ предлагает следующее определение земельного участка — это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Как было сказано выше, признан утратившим силу п. 2 ст. 6 Земельного кодекса РФ, согласно которому земельным участком как объектом земельных отношений признавалась часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

22 стр., 10544 слов

Предоставление земельных участков для жилищного строительства ...

... т.д.; изучение порядка предоставления участков для жилищного строительства; выявление и исследование наиболее актуальных проблем в законодательстве и правоприменительной практики в сфере предоставления и использования земельных участков под цели дачного и индивидуального жилищного строительства; поиск решений ...

Таким образом, ранее для признания поверхности земли земельным участком требовалось описание и удостоверение его границ, то теперь есть необходимость определения границ земельного участка в установленном порядке[16].

Однако изменения, внесенные в Земельный кодекс РФ, существенно не затронули саму процедуру предоставления земельных участков.

Следует согласиться с мнением Бандорина Л.Е. и Трутнева Э.К., что процедура предоставления земельного участка не должна включать в себя процедуру по созданию ранее отсутствовавшего объекта — земельного участка.

Так авторы отмечают, что «мы имеем дело с тремя отдельными и последовательными действиями:

  • созданием ранее отсутствовавшего объекта — земельного участка;
  • определением уполномоченного органа власти, который осуществит предоставление;
  • самим предоставлением.

Соответственно, действия по предоставлению не должны включать в себя действия по созданию предмета предоставления. Однако нормы Земельного кодекса РФ противоречат вышеизложенной логике.

В п. 1 ст. 30 сказано: «предоставление земельных участков… осуществляется с проведением работ по их формированию». Пункты 4 и 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ указывают на то, что работы «по формированию земельного участка» входят в состав процедуры предоставления»[17].

Исключение норм о формировании земельных участков из института предоставления прав на земельные участки позволит унифицировать нормы, регулирующие порядок предоставления земельных участков.

Результатом унификации должна стать совокупность материальных и процессуальных норм, регулирующих все возможные случаи предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

74

2. Способы предоставления земельных участков для строительства

В соответствии с п.1 ст.30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

Земли в Российской Федерации по своему целевому назначению подразделяются на семь категорий, однако, по мнению М.В.Попова, наиболее пригодными для их застройки торговыми, офисными, промышленными, складскими и иными коммерческими объектами являются земли населенных пунктом и земли промышленности и иного специального назначения.

«Однако для определения возможности строительства конкретного объекта недостаточно только отнесения данного земельного участка к землям населенных пунктов или промышленности. Для этого необходимо учесть экологические, экономические, социальные и иные факторы, обеспечить сочетание частных и общественных интересов, проверить, соответствует ли возможное размещение объекта градостроительным, экологическим, противопожарным, санитарным и иным обязательным требованиям, выяснить мнение населения на этот счет, осуществить иные мероприятия.

13 стр., 6303 слов

Общественный и производственный земельный контроль

... проблема прежде всего самого предприятия и владельца земельного участка: он может проводить производственный земельный контроль самостоятельно либо возложить обязанности по охране земли и окружающей среды на должностных лиц предприятия, создать ...