Организация логистических процессов распределения товаров

Содержание скрыть

Целью дипломной работы является обоснование актуальности создания распределительного центра продукции ОАО «Полоцкий молочный комбинат» в городе Риге, обоснование актуальности использования услуг дистрибьютора в городе Пскове, и актуальность внедрения логистического программного обеспечения на предприятии и оценка экономической эффективность предложенных мероприятий.

Объектом исследования дипломной работы является ОАО «Полоцкий молочный комбинат». Предмет исследования распределительная логистика на предприятии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд зада:

  • Ш раскрыть сущность распределительной логистики;
  • Ш дать определение распределительной логистики;
  • Ш перечислить виды систем сбыта и каналы распределения;
  • Ш рассказать о построении системы сбыта на предприятии;
  • Ш дать организационно — экономическую характеристику ОАО «Полоцкий молочный комбинат»;
  • Ш проанализировать об организации логистической деятельности на ОАО «Полоцкий молочный комбинат»;
  • Ш предложить направления совершенствования распределительной логистики на примере ОАО «Полоцкий молочный комбинат».

Дипломная работа состоит из трех глав. Первая носит общетеоретический характер. Во второй главе дипломной работы проанализирована логистическая деятельность ОАО «Полоцкий молочный комбинат». В третьей главе предложены направления по совершенствованию распределительной логистики ОАО «Полоцкий молочный комбинат».

Для анализа в дипломной работе были использованы следующие методы исследования: сравнительного анализа, экспертных оценок, экономико-математические методы анализа.

Для выполнения данной дипломной работы были использованы законодательные акты на соответствующую тему, методический материал, учебники, учебные и практические пособия для студентов экономических специальностей вузов, экономические статьи и ресурсы удаленного доступа.

1.1 Сущность, задачи распределительной логистики

Сбытовая логистика, или логистика распределения, неотъемлемая часть общей логистической системы, обеспечивающая наиболее эффективную организацию распределения производимой продукции.

Она охватывает всю цепь системы распределения: маркетинг, транспортировку, складирование и др.

Как определенная система взглядов распределительная логистика сложилась еще в 1960-е годы и в какой-то мере явилась продуктом совершенствования транспортно-экспедиционной системы, сферой действия которой ее применение практически и ограничивалось на протяжении 1960 70-х годов. Однако по мере развития и совершенствования этой стороны распределительной логистики на рубеже 1970 80-х годов все явственнее стала ощущаться ограниченность ее возможностей. По мере расширения общественного производства, усложнения внутренних и внешних экономических связей стали просматриваться пределы совершенствования этой системы в избранном направлении; она уже не была в состоянии существенно влиять на повышение эффективности всей производственной цепи (поставщик производитель потребитель).

25 стр., 12398 слов

Распределительная (сбытовая) логистика

... ими) занимается распределительная логистика, внедрению принципов которой на практике и посвящена данная курсовая работа. Основными целями курсовой работы являются: 1. Анализ существующей системы распределения ... линиях. ООО ПКФ «Консалекс» работает на арендованном у Астраханского рыбоконсервного комбината сардинном заводе. Сардинный завод, работавший ранее в составе рыбокомбината, имеет давнюю ...

Хорошо отлаженная, имеющая высококвалифицированных специалистов распределительная логистика в том виде, в каком она существовала в 1970-е годы, уже не могла решать задачи, стоящие перед экономикой 1980-90-х годов [1, с. 109].

Как организация процесса сбыта во всем многообразии логистика распределения была призвана стать органической частью системы производства, нацеленной на удовлетворение разнообразных потребностей заказчиков. Поэтому практическое развитие связей с другими элементами логистической системы (производственная, информационная логистика и др.) стало одной из центральных задач, стоящих перед распределительной логистикой. В начале 1980-х годов никто из специалистов не сомневался в том, что основной путь становления логистики — не концентрация внимания на развитии каждого отдельного элемента логистической цепи, а совершенствование системы в целом и главным образом связей в границах общей цепи, усиление взаимодействия и взаимовлияния ее звеньев.

Логистика распределения это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров [2, с. 97].

Границы распределения в отечественной экономической науке впервые очертила М. Е. Залманова, предложив под распределением понимать упаковку продукции; экспедирование: управление сбытом; хранение на складе готовой продукции поставщика; складское хозяйство для готовой продукции; транспортировку до склада транспортное хозяйство для перевозок готовой продукции.

Логистика в сфере распределения представляет собой комплекс стратегических, организационных, финансовых и других мер, тесно связанных между собой в гибкую систему управления материальными, информационными, финансовыми и другими потоками в непроизводственный период.

Объектом изучения в логистке распределения является материальный поток на стадии его движения от поставщика к потребителю.

Предметом изучения является организация рационального процесса физического продвижения товара к потребителю [3, с. 124].

Основными функциями логистики распределения являются [5, с. 87]:

Ш определение покупательского спроса и организация его удовлетворения;

  • Ш установление хозяйственных связей по поставкам товаров, оказанию услуг потребителям;
  • Ш построение организационной структуры распределительных каналов;
  • Ш транспортировка готовой продукции, возвратной тары и отходов;
  • Ш управление запасами, консолидация и рассредоточение товаров;
  • Ш выбор рациональных форм товародвижения и организация торговли;
  • Ш поддержание стандартов качества готовой продукции и логистического сервиса;
  • Ш мониторинг и информационная поддержка распределения.

Эти функции можно разукрупнить по следующим блокам [6, с. 53]:

8 стр., 3926 слов

Себестоимость продукции строительной организации

... 1. Себестоимость строительно-монтажных работ и ее виды Себестоимость продукции – выраженные в денежной форме все затраты организации, связанные с производством и реализацией продукции. Себестоимость ... составляющих общие расходы на производство строительно-монтажных работ, называют структурной себестоимости работ. Распределение себестоимости строительно-монтажных работ может быть представлено ...

Ш функции обмена,

Ш физического распределения

Ш поддерживающие.

Состав задач распределительной логистики делится на два уровня задачи внутренней и внешней распределительной логистики.

Внутренняя распределительная логистика на уровне предприятия решает задачи по [6, с. 54]:

  • а)организации получения и обработки заказа;
  • б)планированию процесса реализации;
  • в)выбору вида упаковки, принятию решения о комплектации, а также организации выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
  • г)организации отгрузки продукции;
  • д)организации доставки и контролю за транспортировкой;
  • е)организации послереализационного обслуживания.

К задачам внешней распределительной логистике относят [6, с. 55]:

  • Ш выбор «архитектуры» канала распределения;
  • Ш организацию работы с участниками канала распределения (торговыми посредниками);
  • Ш выбор стратегии распределения готовой продукций;
  • Ш выбор стратегии ценообразования;
  • Ш организацию мероприятий по продвижению продукции предприятия на рынок;
  • Ш контроль за состоянием рынка продукции предприятия и анализ позиции продукции в целевых сегментах;
  • Ш работу с клиентами и организаций послепродажного обслуживания.

Таким образом, сбытовая логистика, или логистика распределения, — неотъемлемая часть общей логистической системы, обеспечивающая наиболее эффективную организацию распределения производимой продукции. Она охватывает всю цепь системы распределения: маркетинг, транспортировку, складирование и др.

Термин «распределение», использованный в названии изучаемой функциональной области логистики, имеет широкое применение как в науке, так и на практике.

В логистике под распределением понимается физическое, ощутимое, вещественное содержание этого процесса. Закономерности, связанные с распределением прав собственности, здесь также принимаются во внимание, однако не они являются основным предметом исследования и оптимизации. Главным предметом изучения в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов.

Логистика изучает и осуществляет сквозное управление материальными потоками, поэтому решать различные задачи распределительного характера, т. е. делить что-либо между кем-либо, здесь приходится на всех этапах.

1.2 Виды систем сбыта и каналов распределения, способы их выбора

Существуют две основные формы организации распределения готовой продукции [7, с. 127]:

а) реализация продукции напрямую конечному потребителю через собственную сбытовую сеть.

б) реализация продукции через посредников.

Чаще всего промышленная компания комбинирует варианты использования собственной сбытовой сети и зависимых и независимых посредников.

Логистический канал распределения это совокупность независимых юридических или физических лиц, участвующих в процессе продвижения товара от производителя к потребителю, а также сопутствующий этому движению сервис.

Существуют различные определения каналов распределения. Так, американская маркетинговая ассоциация (American Marketing Association) определяет канал распределения следующим образом: структура, объединяющая внутренние подразделения организации с внешними агентами и дилерами, оптовыми и розничными торговцами, через которых осуществляется продажа товаров, продуктов или услуг [8, с. 103].

27 стр., 13351 слов

Планирование и анализ ассортимента продукции на промышленном предприятии

... изделия, закупаемые промышленными предприятиями для комплекто- вания выпускаемой продукции? Какова известность продукции конкурентов? Каков объем реализации продукции конкурентами? Имеет ли продукция конкурентов свою марку? ... сбытового аппарата; уровень подготовки персонала по сбыту; правильный выбор каналов товародвижения; грамотная реклама; стимулирование сбыта. Показатель емкости товарного рынка ...

В отечественной литературе встречаются такие трактовки канала распределения. А. Д. Чудаков отмечает: канал распределения представляет собой ряд организаций или отдельных лиц, которые осуществляют передачу того или иного товара на пути от производителя к потребителю. При этом происходит не простое перемещение товара из рук в руки, а имеет место передача права собственности на передаваемый товар. Происходит своеобразная перепродажа товара, причем, за исключением конечного потребителя, другие участники этой цепочки покупают его с целью последующей продажи, а не для использования в соответствии с назначением. В связи с этим логистический канал распределения представляет собой соответствующим образом организованную цепь более или менее постоянных перекупщиков, осуществляющих посредничество между производителем и потребителем.

Другие авторы представляют логистический канал распределения как

обособленную совокупность звеньев логистической системы, ориентированных по основному потоку, сформированному с целью выполнения маркетинговых требований и/или экономии на масштабах логистической деятельности за счет гармонизации трансакционных единиц упаковки, хранения, грузопереработки и транспортировки продукции [9, с. 151].

Полное множество каналов распределения образует распределительную сеть предприятия.

Виды каналов распределения и структура сети зависят от множества факторов стратегических и тактических целей и задач предприятия на рынке сбыта готовой продукции, логистической стратегии предприятия, видов и параметров материальных и других потоков, продуктовых атрибутов и прочих факторов.

Использование каналов распределения способствует экономии финансовых средств на распределение продукции, появлению возможности вложения сэкономленных средств в основное производство и продаже продукции более эффективными способами, высокой эффективности обеспечения широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков, сокращает объем работ по выбору каналов распределения продукции.

Преимущества увеличения количества каналов распределения растет степень охвата рынка, так как новые каналы распределения привлекают ранее недоступную часть потребителей, снижается уровень общих затрат на содержание всех каналов распределения Дополнительный канал формируется в целях снижения уровня общих затрат на сбыт продукции существующей группе потребителей, повышается уровень качества продаж, в новом создаваемом канале, как правило, учитываются неудовлетворительные потребности потребителей.

Канал распределения характеризуют его длина (звенность) и ширина. Под длиной канала подразумевают число промежуточных звеньев, выполняющих работу по продвижению товара от производителя к потребителю.

Канал длиной, равной нулю, называется каналом прямого маркетинга, так как в нем нет промежуточных звеньев, он состоит только из продавца и потребителя.

Ширина канала распределения число участников канала распределения, выделяемое для каждого уровня канала.

Остальные каналы являются каналами опосредованного маркетинга и могут включать от одного до трех и более уровней.

Одноуровневый канал предполагает наличие одного посредника. На потребительских рынках этим посредником обычно бывает розничный торговец, а на рынках товаров промышленного назначения им нередко оказывается агент по сбыту или брокер.

32 стр., 15899 слов

Логистическая оптимизация деятельности предприятия на примере ООО Совлит

... затраты в дистрибуции, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сервиса. Целью курсовой работы является анализ управления на предприятии с помощью современных логистических методов, логистическая оптимизация деятельности предприятия, ... логистика закупочная логистика производственная логистика промышленная логистика логистика распределения (распределительная или ...

Двухуровневый канал включает двух посредников. На потребительских рынках такими посредниками обычно становятся оптовые и розничные; торговцы, на рынках товаров промышленного назначения это могут быть промышленный дистрибьютор и дилеры.

Трехуровневый канал охватывает трех посредников.

Существуют каналы и с большим числом уровней, но они встречаются реже.

С точки зрения производителей, чем больше уровней имеет канал распределения, тем меньше возможностей контролировать его.

Ширина канала, т. е. число посредников на каждом уровне, участвующих в распространении продукции. Поэтому основной задачей любой фирмы является принятие решения о том, какое число посредников будет использовано на каждом уровне канала.

При формировании канала распределения товара на первое место выдвигается решение о структуре канала, т. е. о числе уровней канала и конкретном составе участников канала.

Выделяют основных и специализированных участников канала [10, с. 137].

Основной участник канала это предприятие, принимающее на себяответственность, связанную с владением запасами, или иные значительные формы финансового риска. Специализированный участник канала это предприятие, оказывающее важные специальные услуги основному участнику за соответствующее вознаграждение. Распределение риска между этими категориями имеет важное значение. Однако при установлении хозяйственных связей в канале больше внимания уделяют тому, чтобы организовать возможности всех потенциальных участников в такую систему, которая отвечала бы ожиданиям конечного потребителя.

Основные и специализированные участники канала распределения сообща должны обеспечивать рыночные требования к ассортименту, т. е. к качественному и количественному составу продуктов, направленному на удовлетворение конкретных потребностей покупателя. Кроме того, каналы распределения проводят маркетинговые исследования, осуществляют сбор информации, необходимой для планирования и облегчения обмена, определяют условия закупки и продажи продукции (по факту, предоплата, консигнация), стимулируют сбыт, налаживают и поддерживают контакты с постоянными покупателями, согласуют цены Полное множество каналов распределения образует распределительную или дистрибутивную сеть предприятия [10, с. 138].

Таким образом, движение материальных потоков можно рассматривать как движение, которое исходит из различных источников источника сырья, производства или из распределительного центра.

Поставщик и потребитель материального потока в общем случае представляют собой две микрологистические системы, связанные так называемым логистическим каналом, или иначе каналом распределения.

Логистический канал это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока отконкретного производителя до его потребителей.

34 стр., 16542 слов

Автоматизированная система учета движения грузов на складе

... автоматизированные системы. Целью моей дипломной работы является исследование автоматизированной системы, призванной максимально автоматизировать процессы учёта грузов на складе аэропорта. ... системы. Для автоматизации этих функций и служат программы складского учета. На складе аэропорта ведётся сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия грузов; ...

Принятие принципиального решения о реализации продукции через агентскую фирму и, таким образом, отказ от непосредственной работы с потребителем, является выбором канала распределения. Выбор же конкретной агентской фирмы, конкретного перевозчика, конкретного страховщика и так далее это выбор логистической цепи.

Логистическая цепь это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.

На уровне макрологистики логистические каналы и логистические цепи являются связями между подсистемами макрологистических систем. В зависимости от вида макрологистической системы каналы распределения имеют различное строение. В логистических системах с прямыми связями каналы распределения не содержат каких-либо оптово-посреднических фирм. В гибких и эшелонированных системах такие посредники имеются.

Каналы распределения имеют различное строение. В логистической системе с прямыми связями каналами распределения не содержат каких-либо оптово посреднических фирм. В гибких и эшелонированных системах такие каналы имеются.

При выборе канала распределения происходит выбор формы товародвижения транзитной или складской. Выбор эффективной цепи распределения выбор конкретного дистрибьютора, перевозчика, страховщика, экспедитора, банкира и т.д. При этом могут использоваться различные методы экспертных оценок, методы исследования операций и др.

1.3 Построение системы распределения

При построение логистической системы распределения применяется следующая последовательность выбора оптимального варианта распределения [11, с. 150]:

1. Изучение конъюнктуры рынка и определение стратегических целей системы распределения.

2. Определение прогнозируемой величины материального потока, проходящего через систему распределения.

3. Составление прогноза необходимой величины запасов по системе в целом и на отдельных участках материалопроводящей цепи.

4. Изучение транспортной сети региона обслуживания, составление схемы материальных потоков в пределах системы распределения.

5. Изучение различных вариантов движения системы распределения.

6. Оценка логистических издержек для каждого из вариантов.

7. Реализация выбранного для выполнения одного из разработанных вариантов.

Для того, чтобы из множества вариантов выбрать один, необходимо установить критерий выбора, а затем оценить каждый из вариантов по этому критерию. Таким критерием, как правило, является критерий минимума приведенных затрат, т.е. затрат, приведенных к единому годовому измерению.

Величину приведенных затрат определяют по формуле 1.1 [12, .с 137]:

Зп = Сэ + Ст + (1.1)

где Зп приведенные затраты по варианту;

  • Сэ готовые эксплуатационные расходы;
  • Ст годовые транспортные расходы;
  • К полные капитальные вложения в строительство распределительных центров, приведенных по фактору времени по норме дисконта;

Т срок окупаемости варианта.

Для реализации принимается тот вариант системы распределения, который обеспечивает минимальное значение приведенных (годовых) затрат.

25 стр., 12386 слов

Учет и распределение накладных расходов

... строительства, обслуживающих хозяйств, производства товаров народного потребления распределяются только в той части, которая непосредственно относится к данным работам (по сметам). Базой для пропорционального распределения накладных расходов ... перемещением грузов, подвозкой в цеха и выгрузкой материалов, инструментов и деталей и доставкой готовой продукции на склады хранения; стоимость транспортных ...

Необходимым условием возможности выбора канала распределения, а также оптимизации всего логистического процесса является наличие на рынке большого количества посредников.

Использование посреднических услуг для многих предприятий является необходимым условием успешным продвижением товара. Решить задачу, что выгодней в данном случае: воспользоваться услугами посредников или самостоятельно выходить к потребителю необходимо каждому предприятию самостоятельно. То есть необходимо учесть все плюсы и минусы конкретной системы распределения.

Услуги посредника являются востребованными, если их стоимость ниже собственных расходов на выполнение каких-либо работ. В формальном виде это соотношение можно представить в следующем виде: П<С.

Экономический эффект использования услуг посредника также можно определить разностью собственных затрат и стоимости услуг посредника [13, с. 115]:

Ц = С — П (1.2)

где П — размер оплаты услуг посредника;

С — объем затрат фирмы (складские расходы, самостоятельная организация распределения и размещению заказа).

Оптимизация канала распределения, а затем и цепи распределения возможна лишь при наличии на товарном рынке большого количества предприятий, осуществляющих функцию посредника.

При рассмотрении концепции стратегического управления затратами выделяют три базовых элемента [13, с. 116]:

1. Цепочки ценностей.

2. Стратегическое позиционирование.

3. Затратообразующие факторы.

На этапе рассмотрения цепочки ценностей необходимо выделить основные области распределения. Процесс организации управленческого учета сосредотачивает свое внимание на процессах, происходящих внутри предприятия: закупках, административных расходах, материальном движении. Ключевым моментом в существующем механизме является получение максимального дохода посредством доведения до максимума разницы между закупками и реализацией. Интегрированный логистический подход, использующий цепочки ценностей, ориентирован на всех участников производственно сбытовых систем. Со стратегической точки зрения цепочки распределения и соответствующего учета затрат позволяет выделить пять областей эффективности взаимодействия [13, с. 117]:

1. Связь с поставщиками.

2. Связь с потребителями.

3. Единство технологических связей внутри одного подразделения.

4. Связи между подразделениями внутри предприятия.

5. Связи между предприятиями, работающими в единой логистической сети.

Вторым базовым элементом логистической системы является стратегическое позиционирование. Роль анализа и направленности управления затратами будет зависеть от того, какой путь выбирает предприятие. Это может быть лидерство на затратах, либо дифференциация продукции. Как правило, эта проблема глубоко и всесторонне рассматривается в рамках стратегического менеджмента. Отметим лишь, что выбранная стратегия существенным образом окажет влияние на формирование системы учета логистических затрат и конфигурацию информационной системы.

При рассмотрении третьего элемента затратообразующего фактора необходимо разделять на стратегические структурные и функциональные факторы.

52 стр., 25728 слов

Электроснабжение торгового центра с разработкой вопросов монтажа ...

... склад ; Отдел снабжения, инженер по подготовке производства 3. Лабораторный контроль: силовых электрических кабелей; вводно-распределительных ... материальных ресурсов при сооружении систем электроснабжения. Отсюда — повышение роли инженеров ... «Управление судебного департамента «, торговый центр на улице Маяковского 72 и на ... за качество выполняемых ими работ и операций. Постоянно Начальник участка, ...

Стратегические структурные факторы [14, с. 131]:

Ш масштаб распределения: объемы инвестиций в различные функциональные области логистической системы;

  • Ш диапазон: вертикальная и горизонтальная интеграция;
  • Ш опыт;
  • Ш технологии, используемые на каждой стадии цепочки затрат;
  • Ш сложность: широта ассортимента продукции.

Функциональные факторы [14, с. 132]:

  • Ш постоянное усовершенствование процессов и трудовых ресурсов;
  • Ш комплексное управление качеством (TQM);
  • Ш оптимальная загрузка мощностей;
  • Ш эффективная планировка предприятия;
  • Ш эффективность проекта или расчета;
  • Ш использование связей с поставщиками или заказчиками с точки зрения цепочки затрат.

Приведение в действие каждого из указанных факторов или их групп способно оказать самое существенное влияние на величину и динамику затрат.

Таким образом, при построение логистической системы распределения применяется последовательность выбора оптимального варианта распределения.

Для того, чтобы из множества вариантов выбрать один, необходимо установить критерий выбора, а затем оценить каждый из вариантов по этому критерию. Таким критерием, как правило, является критерий минимума приведенных затрат, т.е. затрат, приведенных к единому годовому измерению.

Вторым базовым элементом логистической системы является стратегическое позиционирование. Роль анализа и направленности управления затратами будет зависеть от того, какой путь выбирает предприятие.

При рассмотрении третьего элемента затратообразующего фактора необходимо разделять на стратегические структурные и функциональные факторы.

Проблема определения места расположения склада приобретает актуальность при наличии развитой транспортной сети, так как в противном случае решение будет очевидным. Например, если на территории района есть только две пересекающиеся магистрали, вдоль которых расположены все поставщики и потребители компании, то склад (распределительный центр), скорее всего, будет размещен на пересечении магистралей.

Рассмотрим задачу выбора места расположения склада для распределительной системы, включающей один склад. Методы построения мультискладских систем более сложные, однако основаны на тех же принципах.

Основным, но не единственным фактором, влияющим на выбор места расположения склада, является размер затрат на доставку товаров со склада. Минимизировать эти затраты можно путем применения метода определения центра тяжести грузопотоков либо метода пробной точки (либо их сочетания).

Метод аналогичен определению центра тяжести физического тела. Суть его состоит в следующем. Из легкого листового материала вырезают пластину, контуры которой повторяют границы района обслуживания. На эту пластину в местах расположения потребителей материального потока укрепляют грузы, вес которых пропорционален величине потребляемого в данном пункте потока. Затем модель уравновешивают. Если распределительный центр разместить в точке района, которая соответствует точке центра тяжести изготовленной модели, то транспортные расходы по распределению материального потока на территории района будут минимальны [15, с. 138].

13 стр., 6178 слов

Распределительные центры и организация складского хозяйства

... отдельностоящим складам подводят временные дороги. Запас материалов, подлежащих хранению на складе, определяется по формуле: распределительный центр склад логистический ... производство и снабжение. Хранение товаров также необходимо в связи с сезонным потреблением некоторых ... строительной организацией. Эти склады (главным образом закрытого типа) располагаются на территории наиболее крупной строительной ...

При использовании метода надо учесть неизбежную ошибку, которая будет внесена весом пластины, выбранной для основы модели. Эта ошибка выразится присутствием на модели мнимого потребителя, расположенного в центре тяжести самой пластины, с грузооборотом, пропорциональным ее весу.

Ошибка будет тем меньше, чем меньше вес пластины.

Применение описанного метода имеет одно ограничение. На модели расстояние от пункта потребления материального потока до места размещения распределительного центра учитывается по прямой. В связи с этим моделируемый район должен иметь развитую сеть дорог, так как в противном случае будет нарушен основной принцип моделирования принцип подобия модели и моделируемого объекта.

Методом определения центра тяжести можно оптимизировать, например, размещение склада предприятия оптовой торговли, снабжающего магазины района продовольственными товарами. В этом случае необходимо уравновесить грузообороты обслуживаемых магазинов. Если зона обслуживания оптового склада включает несколько населенных пунктов, снабжаемых определенной группой товаров только с этого склада, то на модели распределительной системы грузы могут быть пропорциональны численности населения соответствующих населенных пунктов.

Задача определения точки территории, соответствующей центру тяжести физической модели системы распределения, может быть решена с помощью известных математических формул.

В качестве примера найдем место для размещения склада в распределительной системе, обслуживающей пять потребителей, которые представлены на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 Определение места расположения склада методом поиска центра тяжести грузовых потоков

Примечание — Источник: [16, с. 118]

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/diplomnaya/raspredelitelnyiy-tsentr/

Нанесем на карту района обслуживания координатные оси и найдем координаты точек, в которых размещены потребители материального потока, например, магазины (на рис. 1.1 указаны номера магазинов, в скобках их месячный грузооборот).

Координаты центра тяжести грузовых потоков (Х склад, Y склад), то есть точки, в которых может быть размещен распределительный склад, определяются по формулам 1.3 и 1.4 [16, с. 119]:

(1.3)

(1.4)

где Г — грузооборот i-го потребителя;

Х i , Yi — координаты i-го потребителя;

  • n — количество потребителей.

Расчет выполненный по данным формулам, показывает, что склад необходимо разместить в точке с координатами

Х = 68, Y = 42

(Х =

На реальной местности точка территории, обеспечивающая минимум транспортной работы по доставке, в общем случае не совпадает с найденным на карте центром тяжести грузопотоков, но, как правило, находится где-то недалеко. Подобрать приемлемое место для склада позволит последующий анализ возможных мест размещения в окрестностях найденного центра тяжести.

Определение места расположения распределительного центра методом пробной точки.

Предлагаемый метод позволяет определить оптимальное место размещения распределительного склада в случае прямоугольной конфигурации сети автомобильных дорог на обслуживаемом участке.

Вначале на примере отдельного линейного участка транспортной сети разберем суть метода. Пусть на участке дороги произвольной длины (участок АH, рисунок 1.2) имеется 8 потребителей материального потока: А, В, С, D, E, F, G и H. Месячный объем завоза товаров к каждому из них указан в скобках. Оптимальное место расположения распределительного склада легко определить по методу, который можно назвать методом пробной точки.

Суть метода состоит в последовательной проверке каждого отрезка обслуживаемого участка.

Введем понятие пробной точки отрезка, а также понятия левого и правого по отношению к этой точке объема завоза товаров [16, с. 120].

логистический дистрибьютор сбыт программный

Рисунок 1.2 Определение оптимального места расположения склада на участке обслуживания методом пробной точки (числами указан грузооборот потребителей, тонн в месяц)

Примечание — Источник: [16, с. 120]

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/diplomnaya/raspredelitelnyiy-tsentr/

Левый по отношению к пробной точке объем завоза товаров товаропоток к потребителям, расположенным на всем участке обслуживания слева от этой точки.

Правый от пробной точки объем завоза товаров товаропоток к потребителям, расположенным справа от нее.

Участок обслуживания проверяют, начиная с крайнего левого конца. Вначале анализируют первый отрезок участка (в нашем случае отрезок АВ).

На данном отрезке ставится пробная точка и подсчитывается сумма объемов завоза товаров к потребителям, находящимся слева и справа от поставленной точки. Если объем завоза к потребителям, находящимся справа, больше, то проверяется следующий отрезок. Если меньше, то принимается решение о размещении склада в начале анализируемого отрезка.

Перенос пробных точек продолжается до тех пор, пока не появится точка, для которой сумма объемов завоза к потребителям с левой стороны не превысит сумму объемов завоза к потребителям с правой стороны. Склад может размещаться в начале этого отрезка, то есть слева от пробной точки. В нашем примере это точка F [16, с. 121].

Рассмотрим вариант, представленный на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 Определение оптимального расположения склада при равенстве левого и правого грузооборотов пробной точки (числами указан грузооборот потребителей, тонн в месяц)

Примечание — Источник: [16, с. 122]

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/diplomnaya/raspredelitelnyiy-tsentr/

Сумма объемов завоза слева и справа от пробной точки очередного отрезка становится одинаковой. Отметим начало этого отрезка точку O как первое из возможных мест расположения распределительного склада на участке обслуживания, и продолжим анализ до появления отрезка, для пробной точки которого значение левого объема завоза будет выше правого. Начало этого отрезка (точка P) определит последнее из возможных мест расположения распределительного центра на участке обслуживания. Распределительный центр может быть расположен в любой из точек отрезка OP участка обслуживания.

Для определения методом пробной точки оптимального узла транспортной сети прямоугольной конфигурации и размещения в нем распределительного склада следует нанести на карту района координатные оси, сориентированные параллельно дорогам. Определив координаты потребителей, необходимо на каждой координатной оси найти методом пробной точки оптимальное место расположения координаты Х и координаты Y искомого узла.

В качестве примера рассмотрим обслуживаемую систему, состоящую из четырех потребителей. Сеть дорог прямоугольная. Присваивая ординатам и абсциссам потребителей соответствующие значения объема завоза, методом пробной точки найдем ординату и абсциссу оптимального узла транспортной сети. Размещение распределительного склада в найденном узле обеспечит минимальное значение грузооборота транспорта по доставке товаров в магазины.

Применив метод пробной точки к ситуации, приведенной на рисунке 1.1, получим координаты склада (X = 77, Y = 45), обеспечивающие минимум грузооборота транспорта при условии, что сеть дорог на местности будет иметь прямоугольную конфигурацию.

Факторы, которые необходимо учитывать при выборе участка под распределительный центр

В заключение перечислим и охарактеризуем факторы, которые необходимо учитывать при выборе участка под распределительный центр уже после того, как решение о географическом месторасположении центра принято.

1. Размер и конфигурация участка. Большое количество транспортных средств, обслуживающих входные и выходные материальные потоки, требует достаточной площади для парковки, маневрирования и проезда. Отсутствие таких площадей приведет к заторам, потере времени клиентов. Необходимо принять во внимание требования, предъявляемые службами пожарной охраны: на случай пожара к складам должен быть свободный проезд пожарной техники.

Любой распределительный центр, являясь элементом некоторой логистической системы, разворачивается в сложную систему. Складские помещения распределительного центра только один из элементов этой системы. Для эффективного функционирования распределительного центра на отведенном для него участке необходимо организовать функционирование всех остальных элементов, так как недооценка любого из них может отрицательно сказаться на работе всего центра. В частности, на отводимой территории необходимо разместить [16, с. 123]:

Ш административно-бытовые помещения, включающие центральный офис, столовую, санитарно-бытовые помещения для рабочих,

Ш пост охраны,

Ш устройства для сбора и обработки отходов.

2. Транспортная доступность местности. Значимой составляющей издержек функционирования любого распределительного центра являются транспортные расходы. Поэтому при выборе участка необходимо оценить ведущие к нему дороги, ознакомиться с планами местной администрации по расширению сети дорог. Предпочтение необходимо отдавать участкам, расположенным на главных (магистральных) трассах. Кроме того, требует изучения оснащенность территории другими видами транспорта, в том числе и общественного, от которого существенно зависит доступность распределительного центра как для собственного персонала, так и для клиентов [17, с. 267].

3. Планы местных властей. Выбирая участок, необходимо ознакомиться с планами местной администрации по использованию прилегающих территорий и убедиться в отсутствии факторов, которые впоследствии могли бы оказать сдерживающее влияние на развитие распределительного центра.

4. Местное законодательство. Необходимо учесть местные правила

строительства, безопасности, высоту зданий, ограничения на типы зданий и др.

5. Строительные факторы. Следует учесть общепринятые стандарты для аналогичных сооружений, то есть расстояния между зданиями, подъезд к ним и т.п.

Кроме перечисленных факторов при выборе конкретного участка под распределительный центр необходимо проанализировать расходы по облагораживанию территории, оценить уже имеющиеся на участке строения (если они есть), учесть возможность привлечения местных инвестиций, ознакомиться с ситуацией на местном рынке рабочей силы.

В качестве примера того, как были учтены различные факторы при выборе места расположения распределительного центра на обслуживаемой территории, рассмотрим задачу размещения оптового продовольственного рынка на территории обслуживаемого населенного пункта. Размещение оптовых рынков требует учета большого числа факторов. При этом основными из них являются [18, с. 160]:

  • Ш размер зоны обслуживания, в границах которой находится достаточное количество потенциальных пользователей услугами оптового рынка;

Ш наличие развитой транспортной инфраструктуры: автодороги, железные дороги, аэропорты, водные магистрали,

Ш возможность расширения участка земли в связи с ростом торговой активности рынка.

Таким образом, величина транспортных расходов может существенно меняться не только в зависимости от количества складов, но также и в зависимости от места расположения этих складов на обслуживаемой территории (ранее мы исходили из предположения, что склады на территории расположены оптимально).

Задача размещения распределительного центра приобретает актуальность только при наличии развитой транспортной сети. В остальных случаях решение скорее всего будет очевидным: например, если на территории района есть только две пересекающиеся магистрали, вдоль которых расположены все потребители, то, очевидно, распределительный центр целесообразно разместить на пересечении магистралей.

Таким образом, в заключение к первой главе дипломной работы сделаем следующие выводы.

Распределительная логистика процесс управления коммерческим, канальным и физическим распределением готовой продукции и услуг с целью удовлетворения спроса потребителей и извлечения прибыли.

Принципы распределительной логистики: координация всех процессов товародвижения, начиная от конечных операций товаропроизводителя и заканчивая сервисом потребителя; интеграция всех функций управления процессами распределения готовой продукции и услуг, начиная с определения цели и заканчивая контролем; адаптация распределения к постоянно меняющимся требованиям рынка; системность как управление распределением в его целостности и взаимозависимости всех элементов сбытовой деятельности; комплексность, т.е. решение всей совокупности проблем, связанных с удовлетворением платежеспособного спроса покупателей; оптимальность как в соотношении частей системы, так и в режиме ее функционирования; рациональность как в организационной структуре, так и в организации управления.

Задачи распределительной логистики:

  • Ш оптимизация формирования портфеля заказов;
  • Ш заключение договоров с заказчиками на поставку продукции;
  • Ш обеспечение ритмичности и соблюдение планомерности реализации продукции;
  • Ш изучение и удовлетворение потребностей в логистическом сервисе;
  • Ш рационализация параметров, структуры и продвижения динамичных материальных потоков;
  • Ш оптимизация параметров и условий содержания запасов товарного характера;
  • Ш контроль над выполнением договорных обязательств с партнерами;
  • Ш формирование и совершенствование системы информационного обеспечения.

Функции распределительной логистики:

  • Ш планирование, организация и управление транспортно перемещающими процессами в логистической системе в послепроизводственный период;
  • Ш управление товарными запасами;
  • Ш получение и эффективная обработка заказов;
  • Ш комплектация, упаковка и выполнение ряда других логистических операций по подготовке товарных потоков к генерации;
  • Ш организация рациональной отгрузки;
  • Ш управление доставкой и контроль над выполнением транспортно-перемещающих операций в логистических целях;
  • Ш планирование, организация и управление логистическим сервисом.

Складская сеть, через которую осуществляется распределение материального потока, является значимым элементом логистической системы. Построение этой сети оказывает существенное влияние на издержки, возникающие в процессе доведения товаров до потребителей, а через них и на конечную стоимость реализуемого продукта.

Величина транспортных расходов может существенно меняться не только в зависимости от количества складов, но также и в зависимости от места расположения этих складов на обслуживаемой территории (ранее мы исходили из предположения, что склады на территории расположены оптимально).

Задача размещения распределительного центра приобретает актуальность только при наличии развитой транспортной сети.

2.1 Организационно — экономическая характеристика ОАО «Полоцкий молочный комбинат»

ОАО «Полоцкий молочный комбинат» медалист и дипломант белорусских и международных выставок, яркий представитель молочной отрасли с богатой историей и традициями. Продукция предприятия отличается не только выдающимися вкусовыми характеристиками — она полезна для здоровья и, что немаловажно в наше время, безопасна.

Это достигается, во-первых, за счёт того, что в сырьевую зону предприятия входят 3 экологически чистых, благоприятных по своим природным условиям для выращивания кормов района — Полоцкий, Миорский и Россонский.

Во-вторых, продукция, выпускающаяся под маркой «Молочное раздолье», не содержит консервантов, красителей, искусственных добавок, генетически модифицированных источников сырья. Кроме того, особое внимание специалисты комбината уделяют выпуску изделий с лечебно-профилактическими свойствами.

Основными направлениями деятельности предприятия являются производство и реализация цельномолочной продукции, сыров, масла, майонеза, мороженого, сухого молока. Такую продукцию, как молоко, кефир, масло, сметана, сливки и творог, комбинат получил право маркировать знаком «Натуральный продукт», однако предприятие на этом не останавливается: в ближайшее время ещё 3 продукта получат право на маркировку данным знаком.

Продукция комбината соответствует всем технологическим нормам и постоянно проходит лабораторный контроль на всех стадиях производства.

Качеству на Полоцком молочном комбинате уделяется особое внимание: на предприятии внедрены система НАССР и система менеджмента качества в соответствии с требованиями СТБ ИСО 9001-2008. В январе 2011 года предприятие сертифицировало систему менеджмента безопасности пищевых продуктов и систему менеджмента качества на производство молока сухого в соответствии с требованиями европейских стандартов (LSTENISO 22000:2005, LSTENISO 9001:2008).

Сертификаты соответствия выдала публичная организация «LSTSERT» (г. Вильнюс).

Производственная лаборатория предприятия аккредитована на техническую компетентность в соответствии с требованиями СТБ ИСО/МЭК 17025.

Высокое качество продукции подтверждается многочисленными победами на международных выставках и конкурсах. Среди заслуженных наград — диплом «Золотой Густ» за стабильное качество, внедрение новых технологий и широкий оссортимент выпускаемой продукции.

В феврале золотых медалей на 18-й международной выставке «Продэкспо-2011» в Москве удостоены биокефир 2 % и творог 9 % жирности, а сыр Адыгейский с массовой долей жира 45 % завоевал бронзовую медаль. Следует отметить, что данные виды продукции стали лауреатами международного конкурса «Лучший продукт-2001».

Также в 2011 году на конкурсе-дегустации «ГУСТ» наград удостоились следующие виды продукции: сырок творожный глазированный с ванилином с м.д.ж. 26,0%, кефир обогащённый лактулозой и кальцием м.д.ж. 2,5 %, биопродукт «Биолюкс» МТП с м.д.ж. 2,5 %, десерт творожный с м.д.ж. 4,0 % с черносливом пастеризованный «для сластен».

В 2010 году золотую медаль на выставке «Интерыуд-2010» в Санкт-петербурге и статус лучшей продовольственной продукции получил кефир с жирностью 3,2 %; на выставке «Петерфуд-2010» золотой медалью дегустационного конкурса «Наша марка» был награждён сырок «Орфей и Эвридика» с мармеладом и ванилином.

Лучшими продуктами 2010 года на рынке Российской Федерации были также названы йогурт питьевой «Крепышок» с фруктовым наполнителем «Земляника», десерт творожный «Клубника-мюсли», сырок творожный с какао 23 % жирности. Кроме этого, продукция комбината была отмечена различными наградами и сертификатами на международных выставках «Продэкспо», «Интерфуд», «Петерфуд», «Золотая осень», «ГУСТ».

Управление в обществе осуществляют:

Ш общее собрание акционеров;

  • Ш наблюдательный совет;
  • Ш директор.

Общество имеет следующие филиалы и представительства:

Ш Браславский филиал ОАО «Полоцкиймолочно консервный комбинат». Местонахождение филиала: Витебская обл., г. Браслав, ул. Держинского 73.Численность работающих 92 человек.

Ш Сельскохозяйственный производственный филиал «Мнюто» ОАО «Полоцкиймолочноконсервный комбинат». Местонахождение филиала: Витебская обл., Глубокский район, деревня Мнюто. Численность работающих 154 человек.

Ш Шарковщинский производственный участок. Численность 19 человек.

Уставной фонд Общества составляет 9 221 560 250 (девять миллиардов двести двадцать один миллион пятьсот шестьдесят тысяч двести пятьдесят) рублей. Уставной фонд разделен на 184 431 205 простых именных акций номинальной стоимостью 50 рублей каждая.

Структура управления предприятием ОАО «Полоцкий молочный комбинат» представлена в Приложении А.

Из схемы структуры управления ОАО «Полоцкий молочный комбинат», можно выделить следующие отделы, которые выполняют логистические функции. Это такие отделы как: отдел снабжения, отдел сбыта, отдел ВЭД.

Размещение на промышленной площадке объектов произведено с учетом подхода внешних коммуникаций, расстояния между объектами обусловлены санитарными нормами и противопожарными нормами, требованиями по прокладке инженерных коммуникаций.

Расположение предприятия в черте города и наличие хорошо развитых магистралей позволяют без затруднений осуществлять доставку сырья и отгрузку готовой продукции автомобильным и железнодорожным транспортом.

ОАО «Полоцкий молочный комбинат» обеспечено инженерными объектами, необходимыми для нормальной производственной деятельности предприятия.

Инженерные коммуникации предприятия соответствуют государственным нормам, правилам, стандартам, а также техническим условиям и требованиям, выданным органами надзора (контроля) и заинтересованными организациями.

Подъездные пути предусматривают обеспечение предприятия автомобильным (в том числе пожарным) и железнодорожным транспортом.

В процессе производственной деятельности предприятием потребляется тепловая и электрическая энергия, хозяйственно-питьевая и техническая вода.

Производственная деятельность ОАО «Полоцкий молочный комбинат» ориентирована на закупку и переработку молока с массовым выпуском молочных продуктов питания (молочная продукция, масло).

ОАО «Полоцкий молочный комбинат» обладает достаточно мощным производственным потенциалом. Техническое и метрологическое оснащение позволяет обеспечить выпуск продукции в соответствии с требованиями нормативных документов.

Санитарное состояние территории предприятия, производственных цехов, участков, отделений — удовлетворительное и соответствует требованиям, предъявляемым «Санитарными правилами для предприятий молочной промышленности», требованиями Ветеринарного законодательства.

Ключевым фактором деятельности предприятия является завоевание и удержание клиента благодаря эффективному удовлетворению его потребностей. Предприятие стремится знать и понимать особенности запросов клиентов. Маркетинговая служба предприятия поддерживает постоянную связь с клиентами и распространяет полученную информацию по всем подразделениям. Приобретенные знания используются для изготовления продукции более высокого качества с учетом запросов клиентов.

Формирование партнерских взаимоотношений с поставщиками происходит по принципу «100 % совместимости», т.е. поставляемое сырье и вспомогательные материалы соответствуют требованиям предприятия на 100 %.