Любое производство связано с затратами сырья, электроэнергии, рабочей силы, оборудования, земли и т.д. Без использования необходимых ресурсов невозможно создать новые блага.
Все используемые в производстве ресурсы носят ограниченный характер. Любой из факторов производства может быть использован для производства различных продуктов. Ресурсы, затраченные на производство данного товара, утрачены для производства других товаров. Если у производителя имеется 1000 куб. м древесины, то он может из неё произвести или 700 куб. м пиломатериалов , или пять мебельных гарнитуров, или определённое количество бумаги. Задача производителя заключается в том, чтобы из множества вариантов использования данного ресурса выбрать наиболее эффективный.
В силу этого обстоятельства любые затраты на производство какого-либо товара носят альтернативный характер. Поэтому производители
К издержкам относят сумму
С точки зрения действующих фирм долговременный период – это период времени достаточно продолжительный, чтобы изменить количества всех занятых ресурсов, включая и производственные мощности. С точки зрения отрасли, долговременный период включает в себя достаточно времени, чтобы действующие в ней фирмы смогли расформироваться и покинуть отрасль, а новые фирмы возникнуть и вступить в отрасль. В отличие от кратковременного периода – периода фиксированных мощностей, долгосрочный – период изменяющихся мощностей.
В течение длительного периода времени все желательные изменения в структуре ресурсов могут быть предприняты как отраслью, так и отдельными составляющими её фирмами. Фирма может изменить масштабы своих производственных мощностей; она может установить новое оборудование или оставить в своём владении меньшее количество оборудования. Отрасль в целом также может изменить свои масштабы.
Представьте себе, что небольшое предприятие обрабатывающей промышленности сначала развернуло минимальные производственные мощности, а затем, благодаря успешной экономической деятельности, все больше и больше расширялось. Что будет происходить со средними общими издержками в процессе этого роста предприятия? Ответ таков. Сначала какое-то время расширение производственных мощностей будет сопровождаться снижением средних общих издержек. Однако в конце концов ввод все больших и больших мощностей приведет к росту АТС.
Стратегия для конкуренции в отраслях, находящихся в стадии зрелости
... ее товары уже известны на зарубежном рынке. Наверное, самой большой ошибкой, которую фирма может совершить при определении своей стратегии в тот период, когда отрасль находится в стадии зрелости, является ... дорогостоящим, когда усиливается ценовая конкуренция и снижается максимальный уровень прибыли. Производство слишком большого количества подвидов и модификаций товара не дает возможности фирмам ...
Концентрация производителей на отраслевых рынках приводит к росту размеров фирм. Вслед за Винером, проводившим исследование кривых затрат, в анализе отраслевой организации рынков принято считать, что размер фирм и их число в отрасли связаны с уровнем отдачи от масштаба производства. Это, как правило, проявляется в том, что крупным субъектам рынка удается производить и сбывать изделия с менее высокими средними издержками, чем это могут себе позволить относительно небольшие производители. Экономия на затратах при росте масштабов производства получила название эффекта масштаба. Достаточно часто эффект масштаба анализируется с трех точек зрения:
- выпуска одного вида продукции;
- выпуска всей продукции одного предприятия;
- выпуска продукции компании, состоящей из нескольких производственных единиц [8].
Каждый из названных аспектов требует специального рассмотрения. Мы же отметим лишь общие моменты. К ним относится прежде всего то обстоятельство, что крупные фирмы способны сократить перерывы в процессе производства. Это выражается и в сокращении времени наладки оборудования, приходящегося на единицу производимого изделия, и в более рациональной организации производственной деятельности, и в росте опыта работников фирмы.
Кроме того, с увеличением масштабов производства снижаются затраты на единицу продукции в связи с тем, что, хотя накладные расходы в эффективно работающих фирмах растут, удельный вес в затратах на единицу изделия сокращается. Оптовая закупка ресурсов позволяет крупным фирмам, с одной стороны, добиваться снижения цен на ресурсы, с другой — более рационально их использовать. К тому же у крупных фирм налажены устойчивые связи как с поставщиками, так и с организациями дистрибьюции и транспортными компаниями.
Следует также иметь в виду, что в крупных фирмах, как правило, концентрируются более квалифицированные
Вместе с тем рост размеров предприятия не безграничен. Кривые обучения по мере роста фирмы становятся более пологими. Рост вознаграждения за труд постепенно приостанавливается. Необходимость в рабочей силе приводит к расширению географии ее привлечения. Рациональность переработки ресурсов при использовании традиционной технологии постепенно достигает некой стабилизации. Снижается скорость доставки ресурсов на фирму и усложняется доставка готовой продукции. Да и управлять крупным подразделением сложнее, чем мелким. Следовательно, растут и все виды расходов. Это означает, что эффект масштаба имеет свои пределы. Отсюда появляется необходимость оптимального сочетания темпов роста фирмы и изменения издержек производства на единицу продукции. Как отмечают зарубежные исследователи, форма графика функции долгосрочных средних издержек в зависимости от роста объема производства становится такой, как показано на рис.1 [9]
Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
... учета затрат, а также методы анализа затрат на производство продукции; учет затрата калькулирование себестоимость продукция рассмотреть организацию документооборота по учету затрат на производство продукции; Предмет исследования - методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции. В качестве объекта исследования в курсовой работе выступают затраты предприятия ...
АВQ
Рис.1 Типичный график функции долгосрочных средних издержек в зависимости от роста объема производства: LRAC — кривая долгосрочных средних издержек
До некоторого минимально эффективного уровня выпуска продукции (на рис.1 это отрезок ОА) эффект масштаба значителен, что проявляется в снижении средних издержек по мере наращивания объемов производства и масштабов выпуска. С помощью организационно-технологических преобразований можно несколько увеличить размеры фирмы за пределы отрезка ОА, однако в точке В наступают отрицательные последствия чрезмерного роста масштабов производства и будет наблюдаться рост средних издержек.
Таким образом, эффект масштаба всегда исторически конкретен и зависит от того, насколько быстро изменяется технология производства, насколько интенсивно совершенствуется система управления фирмой, как точно высший менеджмент компании уловит ту точку, в которой следует изменить отношение к росту масштаба производства.
Эффект масштаба схематично представлен на рисунке 2 [12]:, Рис. 2 – Эффект масштаба
Плодами эффекта масштаба удается воспользоваться не всем фирмам, а лишь немногим счастливчикам. И те фирмы, которым это удается, очевидно, имеют отличный от других механизм перераспределения ресурсов. Следовательно, в структуре отраслевого рынка однородности природы фирм не наблюдается, хотя бы по отношению к тому, насколько каждая из них умеет воспользоваться эффектом масштаба.
Эффект масштаба производства – это экономическое явление, обусловленное поведением издержек в долгосрочном периоде [15].
Наращивание производственных мощностей протекает достаточно долго, поэтому в краткосрочном периоде мощности производства условно считаются неизменными. Однако в долгосрочном периоде времени рост масштабов производства очень хорошо заметен, и к тому же любые издержки предприятия, даже постоянные, выступают как переменные.
Расширение производственных мощностей приводит к сокращению средних общих издержек на единицу продукции, но затем издержки начинают расти. Это связано с положительным и отрицательным эффектами роста масштабов производства.
Эффект масштаба производства может проявляться в двух формах: положительный эффект масштаба; отрицательный эффект масштаба.
1. Положительный эффект масштаба производства проявляется в увеличении размеров производства, в специализации труда работников на производстве и управленческого персонала, в применении масштабных технологий, в производстве побочных продуктов из отходов, в экономии материальных ресурсов благодаря новейшим технологиям. Положительный эффект масштаба производства вызывает уменьшение средних издержек.
2. Отрицательный эффект масштаба производства обусловлен управленческими трудностями на предприятиях, противоречивыми интересами отдельных структурных подразделений фирмы, сбоями в координации решений и указаний, а также в пропорциях развития подразделений фирмы, снижением гибкости реакции на изменение рынка. Отрицательный эффект масштаба производства характеризуется застоем на предприятии или даже убыточностью. Отрицательный эффект состоит в том, что при увеличении масштабов производства средние издержки увеличиваются. До сих пор мы терпеливо соглашались с утверждением, согласно которому последовательное увеличение размеров предприятия в течение какого-то времени влечет за собой снижение издержек производства единицы продукции, но начиная с определенного момента все большие и большие размеры предприятия означают повышение средних общих издержек. Теперь нам следует объяснить эту закономерность. Собственно, почему же кривая долгосрочных АТС имеет дугообразную форму? Дугообразность кривой долгосрочных средних издержек можно объяснить при помощи того, что экономисты называют положительным и отрицательным эффектами роста масштабов производства, или эффектами масштаба [15].
Анализ производства и реализации продукции (2)
... и производственных отношений, расширением масштабов производства стало невозможно обойтись, и принимать правильные управленческие решения без анализа производственной и хозяйственной деятельности предприятия. Система производства и реализации продукции является центральной во всей ...
Эффе́кт масшта́ба связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов ее производства фирмой. Рассматривается в долгосрочном периоде. Снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства называется экономией на масштабе. Вид кривой долгосрочных издержек связан с эффектом масштаба производства.
Экономией на масштабе могут воспользоваться компании любого размера, увеличив объем своей операционной деятельности. Наиболее распространными методами являются закупки (получение оптовых скидок), менеджмент (используется специализация менеджеров), финансы (получение менее дорогих кредитов), маркетинг (распространение затрат на рекламу для большего ассортимента продукции).
использование любого из этих факторов снижает долгосрочные средние затраты (англ. Long Run Average Costs LRAC) сдвигая на графике вниз и вправо кривую краткосрочных средних затрат (англ. Short-run average total cost SRATC) [15].
Рис. 3 — Участки производственной кривой с положительной отдачей от масштаба и один (последний) участок — с отрицательной
Пусть параметр K — единица капитала, параметр L — единица рабочей силы, параметр a — увеличение/уменьшение в а-раз.
Можно сказать, что для производственной функции при:
положительная отдача от масштаба
постоянная отдача от масштаба
убывающая отдача от масштаба [15].
Положительный эффект от масштаба
Происходит, когда при увеличении количества выпускаемой продукции и уровня влияния на рынке, затраты на единицу продукции уменьшаются. Обычно связан с углублением разделения труда и может рассматриваться как последствие синергии. Благодаря этому эффекту, очень выгодным оказался переход от ручного труда к мануфактуре и затем к конвейеру с одновременным увеличением производства. Также появляется возможность применения дорогостоящих технологий и производства побочных продуктов из отходов.
В модели, когда издержки делятся на постоянные и переменные положительный эффект от масштаба описывается уменьшением величины постоянных издержек в единице продукции с сохранением того же количества переменных издержек при увеличении количества производимой продукции:
Рис. 4 — Снижение средних общих издержек при помощи увеличения производства до определенного количества Q2 называется положительной отдачей (эффектом) от масштаба
Издержки производства
... трудовых и финансовых затрат общественного питания, снизить себестоимость продукции собственного производства, повысить ... «издержки производства и обращения» Сущность и классификация издержек производства и обращения С экономической точки зрения затраты на производство и обращение ... и на его основе максимизировать прибыль. В курсовой работе также рассмотрен механизм анализа затрат на производство и ...
Пока наблюдается положительный эффект от масштаба — предприятию следует наращивать свои производственные мощности, если конъюнктура рынка позволяет.
где с — себестоимость единицы продукции; FC — общая величина постоянных издержек; Q — количество выпускаемой продукции; vc — переменные издержки на единицу продукции [16].
Отрицательный эффект от масштаба
Обратный положительному эффекту, при котором средние издержки увеличиваются вместе с ростом предприятия. Связывается с некоторой потерей