Система охлаждения служит для отвода излишнего тепла от нагретых деталей двигателя. Нормальная температура охлаждающей жидкости у работающего двигателя должна находиться в пределах 80…100 °С.
Вместе с тем двигатель не должен переохлаждаться, так как при этом теряется полезное тепло и уменьшается давление газов на поршень, а слишком охлажденное или остывшее масло увеличивает потери мощности на трение, часть горючей смеси конденсируется, смывая смазку со стенок цилиндра, износ деталей увеличивается.
Поэтому двигатель следует охлаждать до оптимальной температуры, обеспечивающей получение максимальной мощности и высокой экономичности, а также длительного срока службы (моторесурса).
2. Назначение системы охлаждения
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания — совокупность устройств, обеспечивающих подвод охлаждающей среды к нагретым деталям двигателя и отвод от них в атмосферу лишней теплоты, которая должна обеспечивать наивыгоднейшую степень охлаждения и возможность поддержания в требуемых пределах теплового состояния двигателя при различных режимах и условиях работы.
В период сгорания рабочей смеси температура в цилиндре достигает 2000 °C и более. Система охлаждения предназначена для поддержания оптимального теплового состояния двигателя в пределах 80-90 °.Сильный нагрев может вызвать нарушения нормальных рабочих зазоров и, как следствие, усиленный износ, заклинивание и поломку деталей, а также снижение мощности двигателя, за счёт ухудшения наполнения цилиндров горючей смесью, самовоспламенения и детонации. Для обеспечения нормальной работы двигателя необходимо охлаждать детали, соприкасающиеся с горячими газами, отводя от них тепло в атмосферу непосредственно, либо при помощи промежуточного тела (воды, низкозамерзающей жидкости).
При чрезмерно сильном охлаждении рабочая смесь, попадая на холодные стенки цилиндра конденсируется и стекает в картер двигателя, где разжижает моторное масло. Как следствие этого мощность двигателя уменьшается, а износ увеличивается. При понижении температуры масло густеет. Это является причиной того, что масло хуже подается в цилиндры и увеличивается расход топлива, уменьшается мощность. Поэтому система охлаждения должна ограничивать температурные пределы, обеспечивая наилучшие условия работы двигателя.
3. Подготовка рабочего места
1. Привести в порядок рабочую спецодежду.
2. Внимательно осмотреть рабочее место, привести его в надлежащий порядок, убрать все мешающие работе посторонние предметы.
Асинхронные двигатели в системах электропривода
... ударный (момент статистической нагрузки резко увеличивается по различным законам, а затем снижается до момента холостого хода). 1 Асинхронные двигатели в системах электропривода 1.1 Параметры задания и выбор ... относительно небольших пределах, необходимы плавный пуск, хорошие тормозные качества, ограничение токов в переходных процессах и т. д. , находят широкое применение асинхронные двигатели с ...
3. Проверить наличие и исправность ручного инструмента, приспособлений и средств индивидуальной защиты.
4. Подготовить хорошее освещение.
5. Установите автомобиль на горизонтальную ровную площадку, так чтобы его передняя часть была выше задней.
6. Отсоедините минусовую клемму аккумулятора.
4. Диагностика и техническое обслуживание системы охлаждения автомобиля ВАЗ-2115
Система охлаждения ВАЗ 2115 — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка.
Термостат и электровентилятор радиатора поддерживают тепловой режим работы двигателя. Последний включается датчиком, ввернутым в левый бачок радиатора на двигателе ВАЗ-2115. Контакты датчика замыкаются при температуре 99±2°С, а размыкаются при температуре 94±2°С. Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку блока цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели.
Насос охлаждающей жидкости — лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма.
Термостат управляет перераспределением потоков жидкости. На холодном двигателе перепускной клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор.
На двигателе ВАЗ-2115 малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева карбюратора и жидкостную камеру полуавтоматического пускового устройства. При температуре (85±2) °С перепускной клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 102°С патрубок полностью открывается, и вся жидкость циркулирует по большому кругу. Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм.
Принцип работы системы охлаждения заключается в следующем. Центробежный насос, вал которого приводится во вращение с помощью ремня от шкива коленчатого вала, забирает охлаждающую жидкость из нижней части радиатора и нагнетает ее в рубашку охлаждения головки и блока цилиндров. Жидкость омывает наиболее нагретые части, отнимает от них часть тепла’ и нагревается, а затем через шланг поступает в верхний бачок радиатора. Одновременно часть нагретой жидкости проходит через рубашку впускного трубопровода двигателя, подогревая горючую смесь; при необходимости жидкость может отводиться с помощью крана в отопитель салона кузова. Проходя через сердцевину радиатора в его нижний бачок, нагретая жидкость охлаждается и снова поступает к центробежному насосу.
Схема системы охлаждения двигателя
1 — радиатор отопителя; 2 — пароотводящий шланг радиатора отопителя; 3 — шланг отводящий ; 4 — шланг подводящий; 5 — датчик температуры охлаждающей жидкости (в головке блока); 6 — шланг подводящей трубы насоса; 7 — термостат; 8 — заправочный шланг; 9 — пробка расширительного бачка ; 10 — датчик указателя уровня охлаждающей жидкости; 11 — расширительный бачок; 12 — выпускной патрубок; 13 — жидкостная камера пускового устройства карбюратора; 14 — отводящий шланг радиатора; 15 — подводящий шланг радиатора; 16 — пароотводящий шланг радиатора; 17 — левый бачок радиатора; 18 — датчик включения электровентилятора; 19 — электродвигатель вентилятора; 20 — крыльчатка электровентилятора; 21 — правый бачок радиатора; 22 — сливная пробка; 23 — кожух электровентилятора; 24 — зубчатый ремень привода механизма газораспределения; 25 — крыльчатка насоса охлаждающей жидкости; 26 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 27 — подводящий шланг к жидкостной камере пускового устройства карбюратора; 28- отводящий шланг;
Механизм |
Возможные неисправности |
Способы устранения |
Примечания |
|
1. Радиатор |
1.Грязный или забитый радиатор. ( засоряется мелкими насекомыми, грязью и т.д.) |
1. Прочистить радиатор 2. Помыть на мойке 3. При необходимости заменить радиатор |
||
2. Течёт радиатор (пробит радиатор) |
1. Сварка 2. Пайка 3. Замена |
|||
3.Шланги радиатора закупорены или изношены |
Заменить шланги |
Если потёки охлаждающей жидкости вызваны лопнувшим шлангом, его можно на время залатать липкой лентой (изолента, скотч) |
||
4.Повреждена крышказаливной горловины радиатора |
Замена |
|||
5. Внутреннее засорение радиатора |
Промыть с использованием спец. жидкости и воды |
|||
2.Термостат |
1. Не работает клапан |
Замена |
||
2.Лопнул корпус |
Замена |
|||
3.Водяной насос |
1. Износ подшипника |
Замена |
Ремонт водяного насоса, как правило, к желаемому результату не приводит, поэтому рекомендуется заменять насос в сборе. |
|
2.Износ прокладки |
Замена |
|||
3.Ослаблено натяжение ремня привода водяного насоса |
Отрегулировать натяжение ремня привода |
|||
4. Вентилятор |
1. Поломка датчика включения вентилятора |
Замена |
||
2. Поломка лопастей вентилятора |
Замена |
|||
3. Вывод из строя вентилятора |
Замена |
|||
5.Расширительный бачок |
1. Негерметичен расширительный бачок |
Замена |
||
2. Вздутие бачка с охлаждающей жидкостью |
Замена крышки бачка или прокладки головки блока цилиндров |
|||
5. Технологический процесс замены вышедшего из строя клапана термостата
Слить охлаждающую жидкость (ОЖ):
- снять пробку расширительного бачка.
- установить емкость под двигатель и отвернуть пробку сливного отверстия на блоке цилиндров.
- установить емкость под радиатор, и отвернуть пробку сливного отверстия на радиаторе.
После того, как вся ОЖ выбежит из системы, заверните пробки в блок цилиндров и радиатор.
За одно определяем состояние термостата, радиатора, резиновых шлангов в системе охлаждения двигателя.
Необходимость в снятии термостата и его разборке может возникнуть при нестабильном температурном режиме двигателя: перегреве или недостаточном прогреве. В этом случае полностью сливать охлаждающую жидкость не требуется.
Для проверки термостата мод. 210182.1306010-11 на автомобиле пустите двигатель и потрогайте рукой нижний шланг радиатора — он должен быть холодным. После того как температура охлаждающей жидкости достигнет 85-92 ‘С, шланг должен начать нагреваться. Если этого не происходит, снимите термостат и проверьте его работоспособность.
Вам потребуются: ключ-шестигранник «на 5», отвертка с крестообразным лезвием.
1.Снимите пробку с расширительного бачка. Отверните пробку сливного отверстия внизу правого бачка радиатора и слейте из него жидкость. Заверните пробку сливного отверстия.
2.Ослабьте затяжку двух хомутов крепления шлангов на патрубках крышки термостата и снимите шланги с патрубков крышки.
3.Выверните три болта крепления крышки и снимите ее вместе с термоэлементом.
4.Преодолевая усилие пружины, отожмите фиксирующую пластину термоэлемента вниз и, повернув ее в любом направлении, выведите из зацепления с пазами.
5.Выньте из крышки термоэлемент мод. 21082.1306100.
6.Перед установкой нового термоэлемента проверьте его, опустив в воду, подогретую до 78-80 °С. Нагревайте воду, постоянно перемешивая, до температуры (85±2)
7.При температуре (87±2) °С шток термоэлемента должен начать выдвигаться из силового элемента. Если этого не происходит, замените термоэлемент.
8.Установите термостат в порядке, обратном снятию, обратив внимание на состояние уплотнительного резинового кольца в пазу гнезда. Сильно деформированное, надорванное или потерявшее упругость кольцо замените.
6. Охрана труда и техника безопасности
В охлаждающей жидкости (антифризе) содержится этиленгликоль, который ядовит который является ядом. То же относится и к тормозной жидкости.
1. Применять только исправный инструмент и только по назначению.
Под колеса устанавливают противооткатные бошмаки
2. Хорошее освещение
3. При вывешивании колес автомобиля с помощью домкрата устанавливать козелки и потом на них опускать ось. Нельзя подставлять вместо козелков случайные предметы (бревна, кирпичи и т. п.).
4. При техническом обслуживании и ремонте автомобиль затормозить стояночным тормозом, включить низшую передачу, выключить зажигание.
5. Пускать двигатель только при нейтральном положении рычага переключения передач.
6. Антифриз перевозят и хранят в герметичных металлических бидонах и бочках с завертывающимися пробками. Для переливания антифриза применяют насосы, засасывать его ртом нельзя.
8. Используемый инструмент
Приспособления:
1. Охлаждающая жидкость (количество зависит от емкости радиатора).
2. Ведро.
3. Шланг, диаметром примерно на 12.
4. Набор исправных и без сколов ключей и отверток.
5. Ветошь.
6. Воронка
автомобиль термостат двигатель охлаждение
9. Заключение
В данной работе подробно рассмотрено назначение, устройство и принцип работы системы охлаждения автомобиля ВАЗ-2115 в том числе его технологическое обслуживание и диагностика неисправностей.
Описан технологический процесс замены вышедшего из строя элемента термостата системы охлаждения и его замена.
8. Список источников и литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kontrolnaya/na-temu-sistema-ohlajdeniya-vaz/
1. С.Н. Косарев — «Руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту.»
2.П.Л. Козлов — «Практическое руководство по ремонту системы охлаждения.»
3. С. Н. Погребной — «Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту ВАЗ-2115-01 и ВАЗ-2114-20»