Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения автомобиля ВАЗ

Автомобиль самое распространённое в современном мире механическое транспортное средство.

Попытки создать самодвижущуюся тележку предпринимались с 18 века. В России над проектом такой повозки работал изобретатель И.П. Кулибин.

В России автомобили начали собирать в 1890 году из импортных деталей на заводах Фрезе и К. В 1908 году сборка автомобилей Руссо-Болт на Руссо-Балтийском вагонном заводе в Риге, сначала из импортных деталей, а затем из деталей отечественного производства.

Однако началом отечественного автомобилестроения считается 1924 год, когда на заводе АМО (ныне ЗИЛ Московский завод имени Лихачёва) были изготовлены первые отечественные грузовые 1,5 тонные автомобили АМО-Ф-15 с двигателем мощностью 30 лошадиных сил.

С введением в строй в 1932 году Горьковского автомобильного завода, началось интенсивное развитие отечественного автомобилестроения. Большой прорыв в производстве отечественных автомобилей явился ввод в строй Волжского автомобильного завода (ВАЗ, 1970, г. Тольятти) и Камского автомобильного завода (КамАЗ, 1976 г., г. Набережные Челны) по производству грузовых автомобилей.

В настоящее время происходит интенсивное совершенствование конструкции транспортных средств, повышение их надёжности и производительности, снижение эксплуатационных затрат, повышение всех видов безопасности.

Осуществляется более частое обновление выпускаемых моделей, придание им более высоких потребительских качеств, отвечающих требованиям.

Таблица 1. Основные заводы России и последние выпущенные модели

ВАЗ (г. Тольятти)

Калина

Иж (г. Ижевск)

Fabula

МАЗ (г. Минск)

SuperMAZ

УАЗ (г. Ульяновск)

Волга 3105 — 3107

УРАЛ (г. Уральск)

УРАЛ 375

ЗИЛ (г. Москва)

Бычок

1. Краткая техническая характеристика ВАЗ-2106

Общие данные

вместимость, чел

5

грузоподъемность, кг

400

снаряженная масса автомобиля, кг

1035

мax расход топлива, л/100 км

9

Двигатель

модель

2106

тип

4-хтактный, бензиновый, карбюраторный

кол-во и расположение цилиндров

4 в ряд

диаметр цилиндра/ход поршня, мм

79/80

рабочий объем цилиндра, л

1,569

порядок работы цилиндров

1 3 4 2

Трансмиссия

сцепление

однодисковое, сухое, с центральной нажимной пружиной, гидравлический привод выключения сцепления

коробка передач

механическая, 4-хступенчатая с синхронизаторами на всех передачах переднего хода

карданная передача

2 вала с промежуточной эластичной опорой, соединяется с валом коробки передач эластичной муфтой

главная передача

коническая, гипоидная, одинарная

Рулевое управление

редуктор рулевого управления

глобоидальный червяк с двухгребневым роликом, передаточное число 16,4

рулевой привод

3-хзвенный, состоит из 1 средней и 2 боковых тяг, сошки, маятниковых и поворотных рычагов

Тормоза

рабочие

дисковые

задние

барабанные, с автоматическим восстановлением зазоров между колодками и барабаном, с регулятором давления задних тормозов

привод рабочих тормозов

ножной, гидравлический, двухконтурный, с вакуумным усилителем

стояночный тормоз

ручной, с тросовым приводом на колодки тормозных механизмов задних колес

Электрооборудование

номинальное напряжение, В

12, ток постоянный

аккумуляторная батарея

емкость 55 А при 20-часовом режиме разряда

Кузов

модель

2106

тип

седан, цельнометаллический, несущий, 4-хдверный, 3-х объемный

2. Назначение и устройство системы охлаждения автомобиля ВАЗ-2106

Система охлаждения служит для поддержания оптимального теплового режима двигателя за счет регулируемого отвода тепла от наиболее теплонагруженных деталей в результате соприкосновения их с горячими газами или трения.

При перегреве двигателя уменьшается его мощность, увеличивается расход топлива, кроме того, в карбюраторном двигателе могут возникнуть детонирующие удары. Все это выводит двигатель из строя, повышается износ в связи с ухудшением смазки, т.к. она теряет свои свойства.

С другой стороны, переохлаждение двигателя также не желательно. Увеличиваются потери мощности двигателя на преодоление возросшего трения из-за более густой смазки.

В автомобили ВАЗ 2106 применяют систему жидкостного охлаждения с принудительной циркуляцией жидкости. В качестве охлаждающей жидкости применяют воду или низкозамерзающие жидкости антифризы, водный раствор этиленгликоля (ТОСОЛ).

Поток циркулирующей жидкости направляется в первую очередь к наиболее нагретым деталям двигателя: стенкам камеры сгорания, свечам зажигания, выпускным клапанам, цилиндрам двигателя. Теплота от нагревающих деталей передается через стенки агрегатов двигателя охлаждающей жидкости, а от нее также через наружные стенки агрегатов системы охлаждения в атмосферу.

К системе жидкостного охлаждения относятся:

  • Полость (рубашка) охлаждения блока и головки цилиндров;
  • Радиатор;
  • Вентилятор пластик;
  • Водяной насос (помпа) корпус (алюминиевый сплав);
  • Термостат корпус (латунь);
  • Датчики температуры охлаждающей жидкости;
  • Патрубки и шланги с деталями крепления;
  • Расширительный (компенсационный) бочок;
  • Пробки;
  • Отопитель кабины водителя (салона) состоит: сопло для обдува стекла, регулятор подачи воздуха. 8

Рис. 1. Устройство и работа термостата: а) основной клапан полностью закрыт, перепускной открыт; б) основной клапан полностью открыт, перепускной закрыт; 1 и 2 соответственно основной и перепускной клапаны; 3 корпус; 4 и 10 входные патрубки соответственно из рубашки охлаждения и из радиатора; 5 выходной патрубок (к центробежному насосу); 6 крышка; 7 термочувствительный элемент; 8 стакан; 9 резиновая вставка; 11 стержень; 12 и 13 пружины соответственно перепускного и основного клапанов; 14 патрубок присоединения для соединения шланга от расширительного бачка; 15 твердый наполнитель; 1 и 2 положения термочувствительного элемента термостата при температуре охлаждающей жидкости соответствует менее и более 80С

Рис. 2. Системам охлаждения двигателя ВАЗ 2106: 1 патрубок отвода жидкости из отопителя; 2 патрубок подвода жидкости из головки цилиндра в отопитель; 3 расширительный бачок; 4 рубашка охлаждения; 5 радиатор; 6 вентилятор; 7 центробежный насос системы охлаждения; 8 термостат.

3. Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения

3.1 Проверка уровня и плотности жидкости в системе охлаждения

Правильность заправки системы охлаждения проверяется по уровню жидкости в расширительном бочке, который на холодном двигателе (при 15 — 20 С) должен находиться на 3 — 4 см выше метки MIN, нанесенной на расширительном бочке.

Уровень охлаждающей жидкости рекомендуется проверять на холодном двигателе, т.к. при нагревании ее объем увеличивается, и у прогретого двигателя уровень жидкости может значительно подняться.

При необходимости проверти ареометром плотность охлаждающей жидкости, которая должна соответствовать для жидкости ТОСОЛА А-40 1,078 1,085 г/м.

Если уровень жидкости в бочке ниже нормы, а плотность выше нормы, то необходимо заменить охлаждающую жидкость.

3.2 Заправка системы охлаждения жидкостью

Заправка производится при смене охлаждающей жидкости или после ремонта двигателя.

Операции при заправке выполняются в следующем порядке:

  • снять пробку с радиатора и расширительного бочка, открыть кран отопителя;
  • залить охлаждающую жидкость в радиатор (жидкость заливается до тех пор, пока она не будет выливаться из горловины) и поставить на место пробку радиатора;
  • долить оставшуюся жидкость в расширительный бочок и закрыть его пробкой;
  • запустить двигатель и дать ему проработать на холостом ходу 1 2 мин для удаления воздушных пробок.
  • после остывания двигателя проверить уровень охлаждающей жидкости.

Если уровень ниже нормального, а в системе охлаждения нет следов подтекания, то долить жидкости.

3.3 Регулировка натяжения ремня привода насоса

Натяжение ремня проверяется прогибом между шкивами генератора и насоса или между шкивами насоса и коленчатого вала.

При нормальном натяжении ремня прогиб между шкивами генератора и насоса под усилием 98,1 Н (10 кг/с) должен быть в пределах 10 15 мм, а прогиб между шкивами насоса и коленчатого вала в пределах 12 17 мм.

3.4 Насос охлаждающей жидкости

Разборка:

  • отсоединить корпус от крышки;
  • закрепить крышку в тисках, используя прокладки, и снять крыльчатку с валика съемником А.40026;
  • снять ступицу шкива с валика при помощи съемника А.40005/1/5;
  • вывернуть стопорный винт и вынуть подшипник с валиком насоса;
  • удалить сальник из крышки корпуса.

Контроль.

Проверить осевой зазор в подшипнике. Эту операцию нужно делать обязательно, если отмечается значительный шум насоса.

Зазор не должен превышать 0,13 мм при нагрузке 49 Н (5 кгс).

При большом зазоре подшипник заменить.

Сальник насоса и прокладку между насосом и блоком цилиндров при ремонте заменить.

Осмотреть корпус и крышку насоса. Деформации или трещины на них не допускаются.

Рис. 3. Жидкостный насос двигателей ВАЗ 2105 и 2106: 1 блок; 2 стопорный винт; 3 крышка; 4 вал; 5 манжета; 6 крыльчатка; 7 приемный патрубок; 8 приемное отверстие от отопителя; 9 корпус; 10 подшипник; 11 шкив; 12 ступица.

Сборка:

  • установить оправкой сальник, не допуская перекоса, в крышку корпуса;
  • запрессовать подшипник с валиком в крышку так, чтобы гнездо стопорного винта совпало с отверстием в крышке корпуса насоса;
  • завернуть стопорный винт подшипника и зачеканить контуры гнезда, чтобы затяжка винта не ослабевала;
  • напрессовать, с помощью приспособления А.60430, на валик ступицу шкива, выдержав размер 84,4 0,1 мм.

Ступицу напрессовывают каждый раз новую;

  • напрессовать крыльчатку на валик с помощью приспособления А.60430, обеспечивающего технологический зазор между лопатками крыльчатки и корпусом насоса 0,9 1,3 мм;
  • собрать корпус насоса с крышкой, установив между ними прокладку.

3.4.1 Неисправности насоса и его ремонт

При неисправности насоса системы охлаждения, необходимо снять и восстановить его работоспособность восстановлением вышедших из строя деталей либо заменой на новые или б/у.

Основные неисправности жидкостного насоса являются: засорение водяного насоса, если через контрольные отверстия водяного отверстия выходит вода, то неисправен сальник и его следует заменить, нельзя заглушать контрольное отверстие, когда через него идет вода, это приводит к порче подшипников водяного насоса, т.к. при заглушении контрольного отверстия вода начинает поступать к подшипнику и смывать с него смазку.

3.5 Термостат

У термостата следует проверять температуру начала открытия основного клапана и ход основного клапана.

Для этого термостат установите на стенде БС 106.000, опустив в бак с водой или охлаждающей жидкостью. Снизу в основной клапан уприте кронштейн ножки индикатора.

Нормальная температура жидкости в баке должна быть 73 79С. Температура жидкости постепенно увеличивается примерно на 1С в мин, чтобы она во всем объеме была одинаковой.

Термостат необходимо заменять, если температура начала открытия основного клапана не находится в пределах 81,5С или ход клапана менее 6,0 мм.

Простейшая проверка термостата может быть осуществлена на ощупь непосредственно, на автомобиле. После запуска холодного двигателя при исправном термостате нижний бочок радиатора должен нагреваться, когда стрелка указателя температуры жидкости находиться примерно на расстоянии 3 4 мм от красной зоны шкалы, что соответствует 80 85С.

Основная неисправность термостата не закрывается основной клапан: необходимо проверить термостат, и при необходимости заменить его.

3.5.1 Основные неисправности термостата

Основными неисправностями термостата является его засорение, при этой поломке следует снять термостат с двигателя, ослабить хомуты, отсоединить 3 шланга. Удалить накипь, грязь, очистить маленькие отверстия в клапане, после чего промыть и поставить его на место.

При заедании клапана заменить термостат.

3.6 Радиатор

Снятие с двигателя:

  • слить жидкость из радиатора и блока цилиндров, удалив сливные пробки в нижнем бочке радиатора и на блоке цилиндров, кран отопителя салона при этом открыть, а пробку радиатора удалить с заливной горловины;
  • предупреждение: чтобы не повредить радиатор, отворачивая сливную пробку нижнего блока, вторым ключом поддерживайте штуцер пробки, впаянный в радиатор.

Пробку отворачивайте торцевым ключом, чтобы не повредить грани пробки;

  • отсоединить шланги от радиатора и привода от электродвигателя и его датчика;
  • отвернуть болты и снять кожух;
  • вынуть радиатор из отсека двигателя, отвернув болты крепления его к кузову.

Проверка герметичности.

Герметичность радиатора проверяется в ванной с водой. Заглушив патрубки радиатора, подведите к нему воздух под давлением 0,1 МПа (1кгс/см) и опустите в ванную с водой не меньше чем на 30сек. При этом не должно наблюдаться травления воздуха.

Незначительные повреждения запаяйте мягким припоем, а при значительном — замените радиатор новым.

Допускается глушение (обязательно с 2 сторон) не более 10% охлаждающих трубок радиатора.

Моменты затягивания резьбовых соединений

Деталь

Резьба

Моменты затягивания, Нм/кгс (м)

минимальная

максимальная

болт крепления насоса охлаждающей жидкости

М 8

21,6 (2,2)

23,75 (2,7)

гайка крепления выпускного патрубка охлаждения

М 8

15,97 (1,63)

22,64 (2,3)

3.6.1 Основные неисправности системы охлаждения

Система охлаждения двигателя обеспечивает его работу в оптимальном температурном режиме, равным 85 90С, при различных условиях эксплуатации. охлаждение автомобиль термостат радиатор

Характерными неисправностями системы охлаждения являются подтекания и недостаточная эффективность охлаждения двигателя. Первое происходит из-за повреждения шлангов и их соединений, сальника жидкостного насоса, норм прокладок, трещин, а второе из-за пробуксовки ремня вентилятора или его обрыва, поломок водяного насоса, неисправности термостата, внутреннего или внешнего загрязнения радиатора, в результате образования накипи.

Признаками неисправности системы охлаждения служит перегрев двигателя и закипание охлаждающей жидкости в радиаторе, если они не являются результатом длительной и большой нагрузки двигателя или неправильной регулировки системы питания.

Диагностирование системы охлаждения двигателя заключается в определении ее теплового состояния и герметичности, проверки натяжения ремня вентилятора и работы термостата. Герметичность системы контролируют на холодном двигателе.

3.6.2 Основные неисправности радиатора и их устранение

Одной из причин неисправности радиатора является засорение радиатора, для удаления шлама в первую очередь снимаем крышку радиатора и патрубки системы охлаждения. Затем промываем радиатор струей воды под давлением 0,15-0,2 МПа в направлении, обратном циркуляции охлаждающей жидкости. Промывку выполняем до появления чистой воды.

Второй причиной является накипь. Для удаления накипи, приводящей к снижению мощности двигателя, увеличение расхода топлива (на 5-6 %), возникновение детонации и интенсивному износу деталей цилиндро-поршневой группы, систему охлаждения промывают различными растворами. Наиболее эффективным является раствор соляной кислоты с ингибитором, смачивателем и пеногасителем.

Раствор заливают в систему охлаждения, пускают двигатель и прогревают раствор до температуры 60С (термостат должен быть снят).

Через 10 15 мин раствор сливают, а систему промывают горячей водой. Сливные краники прочищают мягкой проволокой.

Если это не помогло, то нужно прочистить радиатор. От радиатора отсоединяют патрубки (плоской отверткой или ключом на 8), отсоединяют кожух вентилятора (отвернув гайки ключом на 10) и снимают радиатор (предварительно открутив 4 болта ключом на 10).

Если радиатор протекает, то следует снять радиатор, к входному отверстию подсоединить шланг подачи воздуха, а другие отверстия радиатора заглушить.

После этого поместить радиатор в ванную с водой для обнаружения утечки. Обнаружение отверстий или трещин в радиаторе пузырение в воде в этом месте. При обнаружении вынимаем радиатор из воды, просушиваем его, зачищаем поверхность и паяем при помощи олова. После проведения этой операции снова проводим проверку в ванной и если все в порядке, то устанавливаем радиатор на место.

4. Технологическая карта по теме: Снятие жидкостного насоса

Проводимые работы

Инструменты

1

Снять хомуты

отвертка, плоскогубцы

2

Снять радиатор для доступа к насосу

ключ, головка на 10

3

Ослабить натяжение клиновидного ремня привода жидкостного насоса и генератора и снять его

ключ на 13

4

Снять вентилятор

ключ на 10

5

Снять шкив привода ремня со ступицы вала насоса

6

Отсоединить от насоса шланги

ключ на 8, отвертка, плоскогубцы

7

Отвернуть болты или гайки крепления насоса и аккуратно, чтобы не повредить прокладку, снять его с двигателя

ключ, головка на 10

8

Выпрессовать подшипник в сборе с валиком при помощи пресса или ударов по оправке

съемник

9

Выпрессовать манжету из корпуса насоса и так же с помощью оправки установить в него новую манжету

съемник

10

Перед сборкой следует убедиться, что подшипник валика насоса работает без заеданий, не имеет повреждения уплотнений и чрезмерного люфта

11

При необходимости установить новый подшипник в сборе с валиком и с новой ступицей

12

Произвести запрессовку в корпус нового подшипника в сборе с валиком при помощи пресса или ударов по оправке до совпадения гнезда стопорного винта

13

После запрессовки подшипника завернуть стопорный винт и зачеканить контуры его гнезда

4.1 Приспособления и инструменты для проведения ТО и ремонта системы охлаждения

Инструмент

1

Набор ключей

2

Отвертки

3

Плоскогубцы

4

Набор головок

5

Стенд БС 106.000

6

Приспособление А.60430

7

Съемник А.40005/1/5

8

Съемник А.40026

5. Техника безопасности и пожаробезопасности при ТО и ремонте

В России существует государственная система стандартов безопасности труда, устанавливающая общие требования безопасности работ, которые проводятся на автотранспортных предприятиях, станциях ТО и специализированных центрах.

Все лица, поступающие на работу, проходят вводный инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии, который является первым этапом обучения техники безопасности на данном предприятии.

При выполнении работ повышенной опасности проводят повторный инструктаж через определенные промежутки времени, но не реже одного раза в 3 месяца.

Слесарь по ремонту автомобиля должен уметь оказать первую помощь при несчастных случаях, поражение токами до прибытия скорой медицинской помощи или доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

К производственному травматизму относятся увечья, ранения, ожоги, поражение электрическим током, отравления и профессиональные заболевания, связанные с выполнением трудовых обязанностей.

В условиях автотранспортных предприятий и сервисных центров важное значение имеют мероприятия, устраняющие вредное влияние отработанных газов, этилированного бензина, кислот и других вредных материалов на здоровье работающих при ТО и ремонте автомобилей, погрузочно-разгрузочных работах. Помещения, где выполняют ТО и ремонт автомобилей должны быть хорошо освещены и содержаться в чистоте.

Безопасность работы во многом зависит от исправности применяемого инструмента. При разборке узлов и механизмов нельзя применять ключи, не соответствующие размерам гаек, с установкой подкладок в зев ключа; наращивать ключ другим ключом; ударять молотком по ключу при отвертывании гаек; отвертывать гайки молотком и зубилом. Рукоятка должна прочно удерживать молоток (или кувалду), для чего в торец рукоятки выбивают клин из мягкой стали. Бойки молотков и кувалд должны быть без заусенец и трещин, с гладкой, слегка выпуклой поверхностью. Отвертку для работы выбирают такую, чтобы ширина ее рабочей части была равна диаметру головки винта.

Нельзя становиться на подвижные, особенно круглые детали, так как с них легко можно упасть.

Соосность деталей проверят с помощью оправки. Ни в коем случае нельзя использовать для этих целей свой палец.

При сливе горячего масла из поддона двигателя нужно остерегаться, чтобы не обжечь руки.

Запрещается техническое обслуживание автомобиля с работающим двигателем, за исключением случаев его регулировки.

Подъемно-транспортное оборудование должно быть в исправном состоянии и использоваться только по своему прямому назначению.

Во время работы не следует оставлять инструменты на краю смотровой канавы, на подножках, капоте или крыльях автомобиля.

Во время разборки и сборки узлов и агрегатов следует применять специальные съемники и ключи. Трудно снимаемые гайки сначала нужно смочить керосином, а затем отвернуть ключом. Отвертывать гайку зубилом и молотком не разрешается.

Запрещается загромождать проходы между рабочими местами деталями и узлами, а также скапливать большое количество деталей на местах разборки.

Рабочий инструмент следует содержать в исправном состоянии.

Одним из основных мероприятий по обеспечению безопасности труда является обязательный инструктаж вновь принимаемых на работу и периодический инструктаж всех работников предприятия. Все работники независимо от производственного стажа и квалификации должны один раз 6 месяцев проходить повторный инструктаж, во время которого разбирают допущенные нарушения. Каждый инструктаж регистрируется в журнале.

Слесарно-монтажные инструменты, применяемые на постах, должны быть исправными. Не допускается использование ключей с изношенными гранями и несоответствующих размеров, применение рычагов для увеличения плеча гаечных ключей, а также применение зубил и молотка для отвёртывания гаек. Рукоятки отвёрток, напильников, ножовок и так далее должны быть изготовлены из пластмассы или дерева, иметь гладкую, ровно зачищенную поверхность. Деревянные рукоятки во избежание раскалывания должны иметь металлические кольца.

Впрессовывать втулки, подшипники и другие детали следует при помощи прессов и специальных съёмников. Съёмники должны прочно и надёжно захватывать детали в месте приложения усилия.

Осмотровые канавы должны иметь направляющие предохранительные борта и содержатся в чистоте. Неиспользуемые осмотровые канавы должны быть огорожены или закрыты. Автомобили должны въезжать на канаву, когда в ней нет людей.

При постановке автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта необходимо на рулевое колесо повесить табличку с надписью: «Двигатель не пускать — работают люди!». Автомобиль при этом должен быть заторможен ручным тормозом и включением первой передачи в коробке передач.

При обслуживании автомобиля, установленного на подъёмнике, необходимо на механизме управления подъёмником укрепить табличку с надписью: «Не трогать — под автомобилем работают люди!». Во избежание самопроизвольного опускания гидравлического подъёмника нужно после подъёма автомобиля откинуть предохранительные стойки или вставить штыри в отверстия предохранительных труб, выдвигающихся вместе с плунжерами.

Перед началом работ на автомобиле — самосвале с поднятым кузовом надо устанавливать упорную штангу, предотвращающую опускание кузова.

При техническом обслуживании и ремонте автомобиля со снятыми колёсами, вывешенного на домкратах, талях и кранах, разрешается приступать к работе только после установки автомобиля на подставки (козелки), при этом под неснятые колёса должны быть подложены упоры. Подставки должны быть прочными и надёжными (только металлическими).

При подъёме и транспортировании агрегатов нельзя находиться под поднятыми частями автомобиля. Запрещается снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом и канатами без специальных захватов. Тележки для транспортирования должны иметь стойки и упоры, предохраняющие агрегаты от падения и перемещения по тележке.

Для осмотра автомобиля применяют переносные безопасные электролампы напряжением до 36 вольт с предохранительными сетками, при работе в осмотровых канавах напряжение не должно превышать 12 вольт. Ручные электроинструменты (дрели, гайковёрты) надо присоединять к сети только через штепсельные розетки с заземляющим контактом. Провода электроинструментов нужно подвешивать, не допуская прикосновения их с полом.

Приёмку автомобиля на ходу и проверку тормозов следует производить вне помещения; пускать двигатель и трогаться с места разрешается только по получении сигнала от рабочего, производящего регулировку.

Вождение автомобиля на территории автохозяйства, в том числе и опробование автомобилей после ремонта и регулировки, разрешается только лицам, имеющим удостоверение шофёра. Скорость движение не должна превышать: на подъездных путях и проездах — 10 км/ч, в производственных помещениях — 5 км/ч, обгон одного автомобиля другим на территории автохозяйства запрещается.

Монтаж и демонтаж шин надо производить на специально выделенных местах. Накачивать шины воздухом следует в ограждённом месте или с применением устройств, предохраняющих рабочих от несчастных случаев при выскакивании замочного кольца или разрыве покрышки.

6. Техника безопасности при обслуживании системы охлаждения ВАЗ -2106

Гараж или бокс, где проводятся ремонтные работы, должен хорошо проветриваться, дверь — легко открываться как изнутри, так и снаружи. Проход к двери всегда должен быть свободным.

При работе двигателя (особенно на пусковых режимах) выделяется оксид углерода (угарный газ) — ядовитый газ без цвета и запаха. Опасная для жизни концентрация оксида углерода может образоваться даже в открытом гараже, поэтому перед запуском двигателя необходимо обеспечить принудительный отсос отработавших газов за пределы гаража. При отсутствии принудительной вытяжки можно запускать двигатель на короткое время, надев на выпускную трубу отрезок шланга и вынув его наружу. При этом система выпуска и ее соединение со шлангом должны быть герметичны.

При ремонте цепей электрооборудования или при риске их повреждения (сварка, рихтовка вблизи жгутов проводов) отключают клемму аккумулятора.

Для защиты рук от порезов и ушибов во время силовых операций надевают перчатки (лучше кожаные).

Для защиты глаз надевают очки (лучше специальные, с боковыми щитками).

При работе с электролитом очки обязательны.

При возможности пользуются ромбическим или гидравлическим домкратом взамен штатного — они более устойчивы и надежны. Нельзя применять неисправный инструмент: рожковые ключи с раскрывшимся зевом или смятыми губками, отвертки со скругленным, скрученным шлицем или неправильно заточенные, пассатижи с плохо закрепленными пластмассовыми ручками, молотки с незафиксированной ручкой и т.п.

В охлаждающей жидкости системы охлаждения двигателя (антифризе) содержится этиленгликоль, который ядовит при попадании в организм и — в меньшей степени — при попадании на кожу. При отравлении антифризом нужно немедленно вызвать рвоту, промыть желудок, а в тяжелых случаях принять солевое слабительное (например, глауберовую соль) и обратиться к врачу. При попадании на кожу — смыть большим количеством воды. То же при отравлении тормозной жидкостью.

Работу по замене охлаждающей жидкости производят на холодном двигателе. Охлаждающую жидкость сливают в подставленную емкость.

7. Пожаробезопасность

В производственных помещениях, где производится техническое обслуживание автомобилей, существует система пожарной безопасности , которая состоит из:

  • автоматических средств тушения пожара (сплинкерная система);
  • ручных средств (пожарные краны, шланги, брандспойты, огнетушители, химические порошки).

На территории автотранспортного предприятия от всего персонала требуется безукоризненное исполнение всех правил пожарной безопасности: курение разрешено только в отведенных местах, запрещено пользоваться открытым огнем, бензином для мойки деталей. Особое внимание необходимо обращать на хранение легковоспламеняющихся материалов, чистоту помещений и исправность электропроводки и электрических приборов, а также производство сварочных, медицинских и молярных работ.

Пожары можно тушить веществами, которые способствуют понижению температуры горения (вода) или изоляции горящих предметов от доступа кислорода (песок, огнетушительная пена).

Однако нельзя тушить водой горючие жидкости, плотность которых меньше плотности воды, т.к. эти жидкости всплывают и продолжают гореть.

Химические вещества

Химические порошки применяют для тушения горящих электродвигателей, двигателей внутреннего сгорания, ацетилена и других веществ, которые нельзя тушить водой. Главным компонентов этих порошков является двууглекислая сода, смешиваемая с песком, инфузорной землей, тальком. При тушении сухим порошком пламя сбивается твердой массой порошка и засыпается им, а образующийся при нагревании и разложении двууглекислой соды углекислый газ изолирует горящий предмет от доступа кислорода воздуха. Кроме того, на разложение соды расходуется часть теплоты, что вызывает охлаждение поверхности горящего вещества.

Углекислый газ применяют двумя способами: заполняют газом закрытое помещение, где произошло возгорание, или покрывают из специальных приборов поверхность горящего материала углекислым газом при температуре 78 С. после заполнения углекислым газом одной трети объема воздуха помещения горение прекращается.

Для экстренного тушения пожара подручными средствами во всех помещениях и особенно связанных с нахождением и использованием горючих веществ, должны быть в необходимых количествах песок, пожарные краны, химические или углекислотные огнетушители.

Химический огнетушитель, Углекислотный огнетушитель

Углекислота при выходе из баллона через раструб, сильно охлаждаясь, переходит в туманообразное состояние. Углекислый снег охлаждает горящий предмет, затем, превратившись в газ, снижает концентрацию кислорода в зоне пожара и тем самым прекращает горение.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/sistema-ohlajdeniya-vaz-2/

1. Васильев В.А. «методические указания для выполнения курсовой работы по ТЭА»

2. Шестопалов С.К. Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей М., 1999.

3. Техническая эксплуатация автомобилей М., 1991.