Техническое обслуживание и ремонт системы смазки автомобиля ВАЗ

Система смазки двигателя за счет подачи масла к трущимся поверхностям обеспечивает: уменьшение трения и повышение механического КПД двигателя, уменьшение износа трущихся деталей; охлаждение деталей двигателя и вынос продуктов износа из сопряжений деталей двигателя. Смазывание трущихся деталей наряду с подбором материалов и вида обработки их поверхностей эффективно повышает долговечность двигателя. Система смазки также обеспечивает очистку циркулирующего масла от механических и других вредных примесей при прохождении его через масляный фильтр с бумажным фильтрующим элементом. Масло для двигателя имеет комплекс присадок, обеспечивающих высокие смазочные свойства масла, стойкость против окисления и возможность работы в широком интервале температур. Необходимый для нормальной работы двигателя запас масла находится непосредственно в картере двигателя. Заправку масла в картер двигателя производят через маслоналивную горловину, герметично закрываемую крышкой 19. Отработанное масло сливают из системы через отверстие, закрытое резьбовой пробкой. Вместимость системы смазки 3,75 л. Уровень масла контролируется по меткам на указателе уровня. Давление масла на прогретом двигателе при средних оборотах коленчатого вала составляет 0,35-0,45 МПа. Система смазки двигателя комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, опоры распределительного вала, втулка шестерни и валика привода масляного насоса и распределителя зажигания. Маслом, вытекающим из зазоров и разбрызгиваемым движущимися деталями, смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках поршня, цепь привода газораспределительного механизма, опоры рычагов привода клапанов, а также стержни клапанов в их направляющих втулках.

2 ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ СМАЗКИ

В систему смазки входят: масляный насос 1, приемный патрубок с фильтрующей сеткой, прикрепленный к корпусу насоса; полнопоточный масляный фильтр, установленный на левой передней стороне двигателя; редукционный клапан давления масла, встроенный в приемный патрубок; датчик 23 контрольной лампы давления масла. Датчик контрольной лампы давления масла соединен с контрольной лампой давления масла на щитке приборов, которая загорается при падении давления масла до 0,02-0,06 МПа (0,4-0,8 кгс/см’).

При работе двигателя с исправной системой смазки лампа должна гаснуть (если двигатель не перегрет).

17 стр., 8237 слов

Ремонт системы смазки и системы охлождения Газ

... При перегреве двигателя возникает детонация, наблюдается падение давления в системе смазки из-за чрезмерного разжижения масла, пригорание масла, возможны ... и требуют осторожного обращения. 1. Двигатель ГАЗ-24 "Волга" Двигатели 24Д и 24-01 выпускаются на Заволжском моторном ... цилиндрах двигателя повышается до 2500 °С и в среднем при работе двигателя составляет 800...900°С. Поэтому детали двигателя ...

Циркуляция масла при работе двигателя происходит следующим образом. Масляный насос 1, приводимый в движение парой зубчатых колес со спиральными зубьями, засасывает масло из картера через фильтрующую сетку приемного патрубка и подает его по каналу 3 в полнопоточный фильтр. Отфильтрованное масло по каналу 4 попадает в продольный магистральный канал 22, проходящий вдоль блока с левой стороны, а оттуда по каналам 24, просверленным в перегородках блока цилиндров, подводится к коренным подшипникам коленчатого вала. К центральной опоре распределительного вала масло подводится по каналам 20, 21, просверленным в блоке цилиндров, в головке цилиндров и в корпусе 17 подшипников распределительного вала.

В прокладке головки блока цилиндров имеется окантованное медью отверстие, по которому масло проходит из канала 21 блока в канал 20 головки.

В каждом вкладыше первого, второго, четвертого и пятого коренного подшипников имеется по два отверстия, через которые масло попадает в кольцевые канавки на внутренней поверхности вкладышей. Из канавок часть масла идет на смазывание коренных подшипников, а другая часть по каналам 6, просверленным в шейках и щеках коленчатого вала, к шатунным подшипникам, и от них через отверстия в нижних головках шатунов струя масла попадает на зеркало цилиндров в момент совпадения отверстия подшипника с каналом в шатунной шейке. Масло для смазывания третьего (центрального) коренного подшипника поступает из канала через два отверстия во вкладышах. Во вкладышах этого коренного подшипника отсутствуют кольцевые канавки и от него нет отвода масла к шатунному подшипнику.

Масло, прошедшее к центральной опоре распределительного вала через кольцевую выточку 18 в опорной шейке, попадает в магистральный канал 15 распределительного вала, а из канала через отверстия 14 и 16 в кулачках и опорных шейках к рабочим поверхностям кулачков, рычагов и опор вала. Масло от первого подшипника валика 10 привода масляного насоса и распределителя зажигания поступает по каналу, просверленному в самом валике, ко второму подшипнику. К втулке 9 шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания масло подводится по отдельному каналу 5 из полости перед масляным фильтром. Остальные детали смазываются разбрызгиванием и самотеком.

Масло, собирающееся под крышкой головки блока цилиндров, стекает в картер двигателя через специальные полости 11 слива и вентиляции в головке и блоке цилиндров. Для того, чтобы при работе двигателя на любом режиме обеспечить необходимое давление масла в магистрали, а также чтобы компенсировать увеличивающийся при износе двигателя расход масла, масляный насос имеет избыточную производительность. А чтобы предотвратить повышение давления масла сверх допустимого, в системе установлен редукционный клапан, перепускающий избыточное масло в маслоприемник.

Масляный насос (см. рисунок поперечного разреза двигателя) шестеренчатого типа, установлен внутри картера и крепится к блоку цилиндров двумя болтами. Ведущая шестерня насоса закреплена на валике неподвижно, а зубчатое колесо свободно вращается на оси, запрессованной в корпусе насоса.

10 стр., 4762 слов

Система смазки и охлаждения двигателя автомобиля

... фильтр, предотвращает вытекание его из смазочной системы в масляный поддон при неработающем двигателе. Это позволяет ускорить подачу масла к трущимся поверхностям деталей двигателя после его пуска. Масляный фильтр крепится к блоку цилиндров ...

Масло поступает в насос по маслоприемному патрубку, пройдя фильтрующую сетку. В корпусе маслоприемного патрубка встроен редукционный клапан. При повышении давления в системе смазки выше допустимого масло отжимает редукционный клапан и избыточное масло перепускается из полости давления в полость маслоприемника. Давление, при котором срабатывает редукционный клапан, обеспечивается пружиной соответствующей упругости, установленной на заводе. Это давление не регулируется. Масляный фильтр Масляный фильтр полнопоточный, неразборный. До 1986 г. на двигатели ставился масляный фильтр 2101 (показан на рисунке), который ввиду больших размеров, чем фильтр 2105, ставился с помощью кронштейна 2. Позднее на все описываемые двигатели ставится фильтр 2105. Ввиду меньших размеров он может ставиться на все двигатели ВАЗ.

Фильтр навернут на штуцер и прижат к кольцевому буртику кронштейна или блока цилиндров. Герметичность соединения обеспечивается резиновой прокладкой, установленной между крышкой фильтра и буртиком блока. Масло поступает в фильтр по каналу 3 и, пройдя фильтрующий элемент 27, выходит в магистральный канал 22 блока через центральное отверстие и штуцер крепления. Фильтр имеет противодренажный клапан 28, предотвращающий отекание масла из системы при остановке двигателя, и перепускной клапан 26, который срабатывает при засорении фильтрующего элемента и перепускает масло помимо фильтра в магистральный канал 22.

Фильтрация масла производится бумажным элементом 27. При смене масла в двигателе фильтр необходимо заменять. чтобы обеспечить эффективную фильтрацию масла. Система вентиляции картера двигателя. Во время работы двигателя через зазоры в местах установки поршневых колец и зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками в картер проникает некоторое количество отработавших газов. При пуске двигателя в цилиндрах также конденсируются пары бензина, которые, попадая в картер, разжижают масло и ухудшает его смазывающие свойства. Имеющиеся в составе отработавших газов пары воды, конденсируясь в картере, вспенивают масло и приводят к образованию густых и липких эмульсий, а в соединении с сернистым газом образуют кислоты. которые разъедают рабочие поверхности деталей двигателя и ускоряют их износ. Для удаления из картера газов и паров бензина, что увеличивает срок службы масла и повышает долговечность двигателя, служит принудительная вентиляция картера, осуществляемая отсосом газов из картера во впускную трубу двигателя. Кроме того, вентиляция картера не допускает повышения давления в картере из-за проникновения в него отработавших газов. А поскольку система вентиляции закрытая, то исключается попадание картерных газов в салон автомобиля и уменьшается выброс токсичных веществ в атмосферу. Картерные газы отсасываются по шлангу, надетому на патрубок крышки маслоотделителя 31, в вытяжной коллектор 29, размещенный под воздушным фильтром.

Оттуда газы могут отсасываться двумя путями:

  • вверх в пространство за фильтрующим элементом воздушного фильтра и далее через карбюратор во впускную трубу двигателя;
  • через шланг 36 в золотниковое устройство карбюратора и далее в задроссельное пространство карбюратора.

Золотниковое устройство регулирует режим отсоса газов при различной частоте коленчатого вала. Оно состоит из золотника 33, находящегося на оси дроссельной заслонки первичной камеры, и калиброванного отверстия 34 в корпусе карбюратора. При малой частоте вращения коленчатого вала (при закрытых дроссельных заслонках) разрежение на входе в карбюратор незначительно и основная масса газов отсасывается по шлангу 36, а затем через калиброванное отверстие 34 золотникового устройства в задроссельное пространство карбюратора. Калиброванное отверстие 34 ограничивает количество отсасываемых газов, и система вентиляции оказывает малое влияние на величину разрежения за дроссельной заслонкой. С повышением частоты вращения коленчатого вала при открывании дроссельной заслонки 35 золотник 33 поворачивается и открывает дополнительный путь для газов по канавке золотника и газы отсасываются как по шлангу 36, так и через воздушный фильтр. Общее количество отсасываемых газов увеличивается наконец, при высокой частоте вращения коленчатого вала (дроссельные заслонки открыты полностью) основная масса картерных газов отсасывается в воздушный фильтр в пространство за фильтрующим элементом. Чтобы пламя не попало в картер двигателя при «выстреле» в карбюратор, в вытяжном шланге установлен пламегаситель 30. В вытяжной шланг картерные газы проходят через маслоотделитель 31, отделившееся от газов масло по трубке 32 стекает в масляный картер. Корпус маслоотделителя 31 установлен в приливе блока цилиндров и закрыт крышкой.

26 стр., 12898 слов

Устройство наддувного дизельного двигателя КамАЗ

... газотурбинная с двумя турбокомпрессорами Внешняя скоростная характеристика двигателей КамАЗ-7403.10 и КамАЗ-740.10: N e – эффективная мощность; Mкр ... 7 – крыльчатка вентилятора; 8 – ремни привода; 9 – фильтр центробежный масляный; 10 – генератор; 11, 25 – кронштейны; ... закрытие ---//---//---//---//---//--- Число клапанов на цилиндр Давление масла в прогретом двигателе, кгс/см 2 , при частоте вращения: ...

3 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ СИСТЕМЫ СМАЗКИ ВАЗ 2107, Проверка уровня масла.

Проверка уровня масла в двигателе автомобиля ваз 2107

  • подготавливаем автомобиль ваз 2107 к выполнению операций;
  • вынимаем из двигателя ваз 2107 указатель уровня масла (щуп) из направляющей трубки, протираем щуп чистой ветошью и устанавливаем в трубку до упора;
  • повторно вынимаем щуп и контролируем уровень масляной пленки на указателе, который должен находиться между метками «MIN» и «МАХ»;

— если уровень масла близок к метке «MIN», доливаем масло в двигатель автомобиля ваз 2107. Рекомендуемое масло заводом-изготовителем Эксплуатационные жидкости используемые на автомобилях ваз 2107.

Замена масла в двигателе автомобиля ваз 2107.

1. Устанавливаем автомобиль ваз 2107 на смотровую яму или эстакаду (см. Подготовка автомобиля ваз 2107 к техническому обслуживанию и ремонту).

2. Снимаем крышку маслозаливной горловины.

3. На автомобиле ваз 2107 с инжекторным двигателем корпус воздушного фильтра (см. «Корпус воздушного фильтра — снятие и установка»).

Примечание:

4. Шестигранным ключом на 12 мм отворачиваем пробку сливного отверстия поддона картера.

5. Сливаем с двигателя автомобиля ваз 2107 масло в подготовленную емкость.

6. С помощью съемника или руками отворачиваем масляный фильтр.

7. Очищаем резьбу пробки сливного отверстия и заворачиваем пробку.

8. Заливаем в новый масляный фильтр свежее масло и смазываем им резиновую прокладку.

9. Наворачиваем фильтр на штуцер и после соприкосновения прокладки с привалочным кольцом блока доворачиваем фильтр на 3/4 оборота.

10. Заливаем в двигатель автомобиля ваз 2107 свежее масло (см. Эксплуатационные жидкости используемые на автомобилях ваз 2107).

11. Выждав 2-3 минуты, извлекаем щуп и контролируем уровень масла.

12. Устанавливаем крышку маслозаливной горловины.

13. Запускаем на автомобиле ваз 2107 двигатель на несколько минут, после чего останавливаем его и проверяем уровень масла и отсутствие утечек из-под прокладки фильтра и сливной пробки. На автомобиле ваз 2107 шестерня привода масляного насоса находится в отверстии блока цилиндров под распределителем зажигания (карбюраторного двигателя ваз 2107) или заглушкой (инжекторного двигателя ваз 2107).

10 стр., 4584 слов

Курсовая работа двигатель ямз

... климатических поясах. Двигатель ЯМЗ-240 имеет увеличенную периодичность смены масла. Автомобили, на которых установлен двигатель ЯМЗ-240, имеют более ... и работе, будут вам очень благодарны. по производственно-технологической практике Технология капитального ремонта двигателя ЯМЗ-240 Двигатель ЯМЗ-240 — ... их сохранность. К каждому двигателю и отдельно сдаваемому топливному насосу прилагаются паспорт и ...

Снятие шестерни привода масляного насоса:

  • подготавливаем автомобиль ваз 2107 к выполнению операций (Подготовка автомобиля ваз 2107 к техническому обслуживанию и ремонту);
  • снимаем распределитель зажигания (см. «Распределитель зажигания ваз 2107 — снятие и установка»);
  • устанавливаем с натягом в шлицевое отверстие шестерни привода масляного насоса заостренную деревянную палочку и извлекаем шестерню из блока цилиндров.

Установка шестерни привода масляного насоса:

  • установка на автомобиль ваз 2107 всех снятых деталей выполняется в обратной последовательности;

— на автомобиле ваз 2107 с карбюраторным двигателем проверяем и при необходимости корректируем угол опережения зажигания Заменяем масляный насос при недостаточном или чрезмерном давлении масла в двигателе автомобиля ваз 2107 при работе на холостом ходу.

Снятие масляного насоса с двигателя автомобиля ваз 2107:

  • устанавливаем автомобиль ваз 2107 на смотровую яму или эстакаду (Подготовка автомобиля ваз 2107 к техническому обслуживанию и ремонту);
  • снимаем поддон картера двигателя (см. «Поддон картера двигателя автомобиля ваз 2107 — снятие и установка»);
  • торцовым ключом на 13 мм отворачиваем два болта крепления масляного насоса. Болты крепления масляного насоса ваз 2107 имеют разную длину;
  • снимаем масляный насос и уплотнительную прокладку.

Установка масляного насоса на двигатель автомобиля ваз 2107:

  • перед установкой нового масляного насоса заменяем уплотнительную прокладку;
  • установка на автомобиль ваз 2107 всех снятых деталей выполняется в обратной последовательности;
  • заливаем масло в двигатель автомобиля ваз 2107 (см. «Масло в двигателе ваз 2107 — проверка уровня и замена»).

4 УСТРОЙСТВО МАСЛЯНОЙ СИСТЕМЫ

Рисунок

На рисунке приняты следующие обозначения: 1. Масляный насос; 2. Кронштейн масляною фильтра; 3. Канал подачи масла от насоса к фильтру; 4. Горизонтальный канал в блоке цилиндров для подачи масла от фильтра в масляную магистраль; 5. Канал в блоке цилиндров для подачи масла к шестерне привода масляного насоса и распределителя зажигания; 6. Канал в шейке коленчатого вала; 7. Передний сальник коленчатого вала; 8. Канал подачи масла от масляной магистрали к коренному подшипнику и к валику привода вспомогательных агрегатов; 9. Втулка шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания; 10. Вадик привода вспомогательных агрегатов; 11. Полость слива масла в картер двигателя; 12. Шкив распределительного вала; 13. Сальник распределительного вала; 14. Канал в кулачке распределительного вала; 15. Магистральный канал в распределительном вале; 16. Канал в опорной шейке распределительного вала; 17. Корпус подшипников распределительного вала; 18. Кольцевая выточка на средней опорной шейке; 19. Крышка маслоналивной горловины; 20. Наклонный канал в головке цилиндров для подачи масла; 21. Вертикальный канал в блоке цилиндров для подачи масла к газораспределительному механизму; 22. Магистральный канал в блоке цилиндров; 23. Датчик контрольной лампы давления масла; 24. Канал подачи масла к коренному подшипнику коленчатого вала; 25. Канал подачи масла от коренного подшипника к шатунному; 26. Перепускной клапан масляного фильтра; 27. Бумажный фильтрующий элемент масляно28.Противодренажныклапан; 29. Вытяжной коллектор вентиляции картера; 30. Пламегаситель; 31. Маслоотделитель; 32. Сливная трубка

3 стр., 1406 слов

Назначение, устройство, и работа масляного насоса двигателя Зил

... автомобиль подвергается, как правило, одному капитальному ремонту. Для нагнетания масла в магистральны каналы и подачи его под давлением к трущимся деталям узлов и механизмов двигателя служит масляный насос. Двухсекционный, шестерёнчатый масляный насос ... «Устройство и эксплуатация автотранспортных средств», «Транспорт» М 1991 год. 2) Фрункин.А.К. «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», « ...

5 ВЕНТИЛЯЦИЯ КАРТЕРА ДВИГАТЕЛЯ

Рисунок

На рисунке следующие обозначения: А и В — работа золотникового устройства карбюратора при малой частоте вращения коленчатого вала (А) и при высокой (В).

1 — сливная трубка маслоотделителя; 2 — маслоотделитель; 3 — крышка сапуна; 4 — шланг отсоса газов; 5 — пламегаситель; 6 — вытяжной коллектор; 7 — фильтрующий элемент воздушного фильтра; 8 — шланг отвода газов в задроссельное пространство карбюратора; 9 — ось дроссельной заслонки первичной камеры; 10 — золотник; 11 — канавка золотника; 12 — калиброванное отверстие.

6 МАСЛЯНЫЙ ФИЛЬТР

Рисунок — Масляный фильтр автомобилей ВАЗ-2105 ВАЗ-2107: 1 — корпус; 2 — дно корпуса; 3 — противодренажный клапан; 4 — перепускной клапан; 5 — уплотнителъная прокладка; 6 — фильтрующий элемент

смазка двигатель масляный насос

7 МАСЛЯНЫЙ НАСОС

Рисунок — Разборка масляного насоса: 1 -редукционный клапан; 2 — пружина; 3 — крышка; 4 — корпус; 5 — валик

8 ПРОВЕРКА РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА В МАСЛЯНОМ НАСОСЕ

Рисунок — Проверка радиального зазора в масляном насосе

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kontrolnaya/sistema-smazki-dvigatelya-vaz-3/

1. Левин Б.И. Устройство и техническое обслуживание автомобиля ВАЗ 2107. Пособие для средних специальный учебных заведений. Москва.1989 г.

2. Васильев А.М. Пособие по обслуживанию системы смазки автомобиля ВАЗ 2107. Практическое пособие. Москва.1991 г.

3. Абрамов А.С. Устройство и обслуживание двигателя автомобиля ВАЗ 2107. Москва.1997 г.