Контрольная работа: Социология управления

Объект, предмет и функции социологии управления

.

В Российской социологической энциклопедии социология управления определяется как отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений.

Специфика социологии управления состоит в том, что она относится к активной социологии. Социология управления, используя концептуальный и методологический аппарат прикладной социологии, позволяет вносить реальные изменения на различных уровнях человеческого взаимодействия.

Т.о. социология управления, как часть общей социологии, рассматривает процесс становления, функционирования и развития определённой сферы жизнедеятельности; исследует механизм социальных изменений и социальных отношений, закономерности социальных действий и поведение в процессе управления.

Что же составляет сущность управленческой деятельности?

Под управлением понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющий) на социальный объект (управляемый), в качестве каковой может выступать общество в целом, его отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, учреждения и т.п.) с тем, чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели. Управление осуществляется путем целенаправленного влияния на условия жизни; людей, их целостные ориентации, поведение и имеет в качестве основной задачи обеспечение хорошо скоординированной целенаправленной деятельности как отдельных участников совместных усилий (трудовых, политических, спортивных и др.), так и социальной организации (системы) в целом.

Процесс управления включает в себя множество компонентов разного качества, для чего он изучается разными науками: политологией, социологией, психологией, экономической наукой. Однако каждая из них отличает свой, неповторимый сущностный объект и объект исследования.

Объектом социологии управления являются управленческие процессы, протекающие в обществ его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующий в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.

5 стр., 2075 слов

PDM системы управления информацией об изделиях в процессе производства» ...

... за введение удобного и расширенного архива этих объектов. Модуль Workflow Management («Управление технологиями») позволяет создать базу данных о проведении работ, помогает руководить процессами производства, отслеживая пакет заданий для каждого из ...

Предмет социологии управления составляет изучение, оценка и совершенствование процессов управления различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп.

Выделение объекта и субъекта социологии управления позволяет более полно представить специфику этой отрасли социологического знания.

Она изучает многообразную деятельность органов управления, государственных и общественных, прежде всего как социальных систем:

  • весь комплекс подбора, расстановки, формирования управленческих кадров;
  • отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчиненными им сотрудниками и организационными структурами;
  • исследование и формирование целей управления с точки зрения социально-экономических и социально-психологических критериев, их соответствия интересам и ожиданиям управляемых;
  • анализ и оценку социальных последствий принимаемых управленческих решений, определение эффективности управленческих действий;

— изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) для сохранения ее качественной специфики и целостности, обеспечения ее нормального функционирования, успешного движения к заданной цели.

Социология управления в своем развитии базируется на сформулированных Ф. Тейлором, А. Файолем, М. Вебером, Э. Мэйо и другие ведущие теоретики и практики управленческой деятельности, принципы научного управления общественными и производственными организациями.

Определив характеристики социологии управления как специальной социологической теории, а также ее объект и предмет, можно сформулировать ее основные задачи.

Первая из основных задач социологии управления состоит в изучении реальных фактов, составляющих живую, постоянно развивающуюся социальную ткань управленческой деятельности; фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия тех людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями, и тех, кто, не занимая руководящих постов, не включены в управленческую деятельность и вынуждены подчиняться первым, выполнять их распоряжения, приказы, указания.

Вторая задача социологии управления заключается в том, чтобы из огромного и многообразного скопления реальных фактов управленческой деятельности выделил наиболее важные, типичные и на этой основе обнаружить тенденции развития процессов управления, их изменения зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом.

Третья задача социологии управления связана с необходимостью объяснить, почему некоторые инновации появляются в системе и структуре управленческой деятельности, в силу каких обстоятельств возникают новые практические способы их внедрения в процессы управления.

Но если мы сумеем определить тенденции развития управленческой деятельности и оценить важность, практическую значимость новых управленческих теорий, их конструктивность и эффективность, перспективы их применения более или менее отдаленном будущем, то это означает, социология управления способна решить еще одну, четвёртую задачу. Сущность этой задачи составляет построение наиболее вероятных направлений и сценариев развита управленческой деятельности в будущем, т.е. прогноз ее совершенствования

4 стр., 1651 слов

Управление деятельностью аэропортов

... развитие компании невозможно без радикального улучшения инфраструктуры аэропорта. Это, в свою очередь, потребовало одновременно и расширения поля деятельности, ... средой становится основой построения всех процессов управления. Менеджмент уже не занимается только ... аэровокзального комплекса аэропорта Домодедово. 2001 – 2002 годы ознаменовались дальнейшими работами по развитию аэропорта. Летом 2002 ...

А это означает, что определив наиболее вероятную траекторию дальнейшего развития управленческой деятельности, социология управления получает возможность более или менее успешно решать и пятую свою задачу — сформулировать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию системы управления, т.е. стать реально действующим средством повышения эффективности управленческой деятельности.

Вычленение основных задач социологии управления позволяет определить ее основные функции, которые непосредственно связаны с ее задачами и вытекают из них.

Первая из функций социологии управления — познавательная. Ее основная цель: изучить основные особенности управления как специфической сферы трудовой деятельности, определить ее роль и значимость в развитии! общества и, его подсистем, организаций, групп и т.п.

Вторая функция социологии управления — оценочная: Ее сущность состоит в том, чтобы оценить, в какой мере соответствует (или, напротив, не соответствует) существующая в данном обществе, организации система управления основным тенденциям этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения; является ли она демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает или сковывает инициативу отдельных индивидов, их групп и общностей.

Третья функция социологии управления — прогностическая. Она направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или более отдаленного будущего, т.е. на определение возможных траекторий развития управления, на его прогнозирование.

Четвертая функция социологии управления — образовательная (обучающая).

Сущность ее состоит в том, чтобы на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций их развития и совершенствования, прогнозирования их развития в будущем — распространять знания об управлении, т.е. об основных его задачах, функциях, механизмах реализации. Речь идет о распространении знаний через систему учебных заведений, различных институтов и центров повышения квалификации, переобучения и переквалифицирования кадров, помогающую им лучше понять, в чем заключается сущность процессов управления, приобрести знания, умения и навыки практического осуществления управленческой деятельности.

Наконец, социология управления может выполнять еще одну важную социальную функцию (пятую) — вооружать управленческие кадры новыми приемами, технологиями управления, превращаясь тем самым в практически действующее средство совершенствования системы управления.

2.Социальное предвидение и социальное прогнозирование.

Предвидение конкретизируется в двух формах: в относящейся к собственно категории предвидения — предсказательной (дескриптивной, или описательной), и в сопряженной с ней, относящейся к категории управления — предуказательной (прескриптивной, или предписательной).

Прогнозирование подразумевает описание возможных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Назначение связано с эффективным решением этих проблем, с использованием информации о будущем для целенаправленной деятельности личности и общества.

19 стр., 9061 слов

Производственный менеджмент и перспективы его развития

... производственного менеджмента) полностью зависит от качества работ по стратегическому маркетингу, НИОКР и ОТПП. От того, насколько эффективен менеджмент в организации, зависит эффективность деятельности в целом, возможности и динамика развития организации, ...

Предсказание принимает форму предчувствия, ожидания, предсказания, предсказания. Предчувствие (простое предвосхищение) содержит информацию о будущем на уровне интуиции, подсознания. Предугадывание (сложное предвосхищение) несет информацию о будущем на основе жизненного опыта, более или менее верные догадки о будущем, не основанные на специальных научных исследованиях. Наконец, прогнозирование (которое часто употребляют в предыдущих значениях) должно означать при таком подходе специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явления.

Меры предосторожности проявляются в постановке целей, планировании, составлении графика, планировании и принятии решений в целом. Постановка цели — это создание идеально ожидаемого результата деятельности. Планирование — это проекция человеческой деятельности на будущее человеческой деятельности с целью достижения заранее определенной цели определенными средствами, преобразование информации о будущем в директивы для целенаправленной деятельности. Программирование в этом ряду понятий означает установление основных положений, которые затем развертываются в планировании, либо последовательности конкретных мероприятий по реализации планов Проектирование — создание конкретных образов будущего, конкретных деталей разработанных программ. Управление в целом как бы объединяет четыре перечисленных концепции, поскольку каждая из них основана на одном и том же элементе: решении. Но управленческие решения не обязательно запланированы, программны или основаны на проектах.

Религиозное предвидение имеет собственные формы конкретизации. Так, предсказание принимает форму «откровения», прорицания, гадания, а предуказание — форму «предопределении», заклинания, просьбы-молитвы и пр.

Предсказание и предуказание тесно связаны между собой. Без учета этой связи невозможно понять суть прогноза, его реальную взаимосвязь с менеджментом. В предварительном указании может преобладать волевой принцип, и поэтому соответствующие цели, планы, программы, проекты, решения в целом являются добровольными, субъективистскими, произвольными. в них желательно преобладать объективный, исследовательский принцип, чтобы они были научно обоснованы и соответствовали ожидаемой эффективности принимаемых решений.

Важнейшие способы научного обоснования предуказаний — описание (анализ), объяснение (диагноз) и предсказание (прогноз) — составляют три основные функции каждой научной дисциплины. Прогноз не есть лишь инструмент такого обоснования. Однако его практическое значение сводится именно к возможности повышения эффективности принимаемых с его помощью решений. Вот почему в последние десятилетия прогнозирование приобрело беспрецедентные масштабы и начало играть важную роль в процессах управления.

Прогнозирование не сводится к попыткам предугадать детали будущего (хотя в некоторых случаях это важно).

Прогнозист исходит из диалектического определения явлений будущего, с того факта, что необходимость пробивается через случайность, что явления будущего требуют вероятного подхода, учитывающего широкий спектр возможных вариантов. Только с этим подходом прогнозирование можно эффективно использовать для выбора наиболее вероятного или оптимального варианта для обоснования цели, плана, программы, проекта или решения в целом.

Прогнозы должны предшествовать планам, содержать предоценку последствий выполнения ,(или невыполнения) планов, охватывать все, что не поддается планированию. Прогноз и план отличаются тем, как они оперируют информацией о будущем: вероятное описание — это прогноз, директивное решение о мерах по достижению возможного, желаемое — это план. Прогноз и план могут разрабатываться независимо друг от друга. Но для того, чтобы план был эффективным, ему должен предшествовать прогноз, как можно более непрерывный, который позволяет научное обоснование этого и последующих планов.

14 стр., 6895 слов

Территориальное планирование в Российской Федерации

... тенденций развития территориального планирования, определить актуальные проблемы современной системы градостроительных отношений; - — рассмотреть взаимосвязи документов стратегического и территориального планирования и ... территориального планирования должна преследовать следующие стратегические цели: обеспечение государственных гарантий предоставления определенного объема и набора социальных услуг ...

Будущее стремятся предвидеть, предсказать, предвосхитить, предугадать, прогнозировать и т.д. Но будущее можно также планировать, программировать, проектировать. По отношению к будущему можно ставить цели и принимать решения.

3.Социальное проектирование и планирование.

Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» — брошенный вперед; это -процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния. Это специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретическии практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений Проектирование — составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса. Дизайн означает выявление версий или вариантов развития, изменения или другого явления. Чтобы точно и однозначно понять суть дизайна, необходимо соотнести его с близкими по смыслу и смыслу понятиями. Это следующие концепции: планирование, проектирование, прогнозирование, прогнозирование, прогнозирование, проектирование, моделирование. Все эти понятия нами будут рассмотрены. Начнем с уточнения содержания этих понятий: — Планирование — научное и практическое определение целей, определение задач, сроков, темпов и пропорций в развитии того или иного явления и его реализации и реализации в интересах общества.

Предвидение, Социальное проектирование, Субъектом социального проектирования

1) человек как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;

2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);

3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т.п.);

— Анализ объекта и субъекта проектирования позволяет создать «информационный массив», который является главным источником социального проектирования. Массив информации — это система научно определенных параметров, факторов, полностью характеризующих объект проектирования. Среди множества источников создания «информационного массива» — материалы социологических исследований, интервьюирование, анализ периодической печати, статистические данные и т. п.

Основным направлением социального дизайна как специфической управленческой деятельности является создание социальных проектов с использованием массива информации. Социальный проект как источник информации — это научно обоснованная, сознательно разработанная особенность, связанная с определенной зависимостью, которая дает конкретные знания о желаемом будущем состоянии социальной системы или процесса. Следует отметить, что социальный проект — это предписывающая модель. Проект отражает желаемое будущее состояние системы, которое проявляется определенными действиями людей, наличием определенных финансовых, трудовых, материальных, топливно-энергетических ресурсов и других ресурсов, в том числе интеллектуальных, когнитивных, эвристических, ценных.

15 стр., 7355 слов

Планирование производственной деятельности

... развития предприятия, и все частные решения служат условием для достижения поставленной цели. Объект исследования – ОАО «ЧМК». Предмет исследования – процесс планирования напредприятии ОАО «ЧМК». Цель работы – изучить горизонт планирования производственной деятельности ...

Социальный проект должен содержать систему общих параметров проектируемого объекта, характеризующих его целостность, а также систему параметров составляющих его подсистем, блоков, элементов и их связей. Всем научно разработанным социальным проектам присущи следующие черты:

1) наличие таких характеристик, которые у проектируемого объекта без четкого проекта не возникают;

2) наличие параметров, способных обеспечить реализацию социального заказа;

3) наличие характеристик, поддающихся внедрению в течение определенного промежутка времени.

Проект будущих возможных состояний социальных систем, процессов и явлений должен соответствовать следующим условиям его разработки:

  • он должен быть создан на научной основе,
  • не противоречить нравственным нормам,
  • выражать общепринятые социальные ценности,
  • выражать социальный заказ,
  • быть эффективным с точки зрения реализации,
  • не содержать противоречий,
  • должен быть предназначен для реализации.

Социальный проект задает параметры, основные характеристики развития социальных систем на ограниченный и четко определенный период времени. Однако недостаточно определить стратегически важные цели, направление развития, важно уметь их выразить в тех или иных показателях. Основная конечная стратегическая цель социального проекта — создать оптимальное сообщество для организации коллективных отношений с учетом объективных условий и жизни различных социальных групп. К средствам осуществления социального проектирования относятся те (в том числе технические, математические и логические), при помощи которых получается, анализируется и перерабатывается информация о состоянии систем и процессов, тенденциях их развития, возникновения и развития проблемной ситуации, потребностях субъектов, средств, при помощи которых ведется непосредственное проектирование, создаются словесные описания, таблицы, чертежи, бланки, схемы, сети взаимодействий, макеты, коды, символы, алгоритмы, блок-таблицы, матрицы и другие носители, осуществляется управление процессом проектной деятельности.

Каждое государство, заботясь о перспективах своего населения, постоянно планирует и реализует всевозможные программы социального развития. при этом важно, чтобы средства и методы, используемые в социальном развитии общества, соответствовали его потребностям и требованиям. В связи с этим возникает необходимость в научном обосновании, системе критериев социальных потребностей в государстве или определенном регионе. Все социальные преобразования необходимо проверять, чтобы убедиться в их эффективности и адекватности. Обеспечить такую обоснованность может социальное планирование.

38 стр., 18961 слов

Бизнес-планирование как средство повышения на примере Фирмы грантстроЙ

... «Грантстрой»; 8) разработать бизнес-план развития нового направления деятельности ООО «Грантстрой» как направления повышения конкурентоспособности. Предмет дипломной работы – процесс бизнес-планирования на предприятии как ... экономической, политической, социальной, духовной и др. (непредсказуемость таких изменений уменьшает масштабы и горизонты планирования и затрудняет составление плана хотя ...

Социальное планирование — это форма регулирования социальных процессов в обществе, связанных с жизнью населения. Основная задача социального планирования — оптимизация процессов экономического и социального развития, повышение социально-экономической эффективности.

Объектом социального планирования являются социальные отношения на всех уровнях, включая социальную дифференциацию, социальную структуру; качество и уровень жизни населения, в т. ч. уровень реальных доходов в целом и по социальным группам; качество и уровень потребления; обеспеченность жильем, его комфортность; обеспеченность населения важнейшими видами благ и услуг; развитие образования, здравоохранения, культуры; определение объема данных услуг, предоставляемых населению на платной и бесплатной основе, и др.

Социальное планирование, начиная с середины 50-х гг. XX в. являлось важнейшим элементам индикативного планирования в странах с развитой рыночной экономикой, а с конца 70-х начала 80-х гг. в связи с переходом этих стран от индикативного планирования к программно-целевым методам регулирования социальное планирование стало важнейшей составной частью стратегических общегосударственных программ. Одним из примеров является пятилетний план развития Франции, пятилетний план развития Японии, которые по сути являются общей концепцией социально-экономического развития страны.

В СССР был накоплен большой опыт социального планирования, но в тех условиях планирование было директивным.

Социальное планирование имеет многоуровневый характер: общегосударственный, региональный, уровень предприятия (фирмы).

Социальное планирование фокусируется на техническом процессе решения социальных проблем. В основе этой модели, основанной на программном развитии, лежит тщательно спланированный и контролируемый процесс рациональных изменений, направленных на оказание услуг членам сообщества или конкретному местному органу власти.

Поскольку планирование — это и наука, и деятельность, метод следует понимать не только как способ реализации, но и как способ разработки программ или задач.

Общие методы планирования характеризуются тем, что в основе объективных закономерностей развития общества лежат возможные пути достижения целей, на что они направлены и в каких организационных формах воплощены.

Долгое время основным методом планирования был метод баланса, который возник как способ обеспечить связь между потребностями компании и ее ограниченными ресурсными возможностями. В настоящее время на первый план выходят методы, связанные с существованием рыночных отношений, когда особенно важно видеть социальные последствия принимаемых решений, уметь согласовывать интересы всех участников преобразований, предоставив им благоприятные условия для проявления творческой активности.

Научный характер социального планирования во многом зависит от использования нормативного метода. Его требования служат основой для построения показателей общественного развития на различных уровнях социальной организации общества. Это стандарты, позволяющие производить расчеты и обосновывать реальность намеченных целей, определять ориентиры развития многих социальных процессов.

20 стр., 9925 слов

«Планирование развития скотоводства». Симферополь –

... отрасли определяется не только высокой долей ее в производстве валовой продукции, но и большим влиянием на экономику сельского хозяйства, на уровень обеспечения важными продуктами питания. Скотоводство ... масса мясной продукции. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ СКОТОВОДСТВА Вариант 5 I - На начало ... 54 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ Для разработки плана развития отросли КРС необходимо иметь следующие данные: ...

Аналитический метод соединяет в себе анализ и обобщение. Его суть сводится к тому, что в процессе планирования социальный прогресс делится на составные части и на этой основе определяются направления реализации намеченной программы.

Все большее значение приобретает метод вариантов, суть которого заключается в определении различных возможных способов решения социальных проблем при наличии максимально полной и достоверной информации. Его разновидностью является метод вариантных приближений: сначала на основе имеющихся исходных данных определяется возможный путь в порядке первого приближения, затем производятся последующие уточнения. Использование этого метода связано с поиском оптимального решения той или иной социальной проблемы, с правильным выбором приоритетов.

Комплексный метод — это разработка программы с учетом всех основных факторов: материальные, финансовые и трудовые ресурсы, исполнители, сроки. Его применение предполагает соблюдение следующих требований: определение темпов и пропорций развития социального процесса, его статистических и динамических моделей и разработка основных показателей плана.

В социальном планировании все чаще используется проблемно-целевой метод, который обычно связан с решением ключевых актуальных задач общественного развития независимо от их ведомственной принадлежности.

широкое признание получил социальный эксперимент, в ходе которого выясняется механизм действия объективных закономерностей и особенности их проявления на основе одного или нескольких социальных институтов. Полученные выводы помогают скорректировать ход развития планируемого процесса, проверить на практике прогнозируемые положения и выводы.

Важное место в социальном планировании занимают экономико-математические методы. Такое название в известной форме условно. В действительности речь идет о количественном анализе при использовании уже перечисленных выше методов планирования. Математические методы не отменяют социальный анализ, а опираются на него и в свою очередь влияют на дальнейшее его совершенствование.

В настоящее время количественный анализ опирается на такие методы, как линейное программирование, моделирование, многофакторный анализ, теория игр и т.д. Но всем этим формально-логическим количественным процедурам отводится роль специфического инструмента, необходимого для решения различных задач.

В теории и методологии планирования важно уметь применять количественные характеристики. Ведь формальная логика (и математика соответственно) — средство получения новых знаний. Но практическая реализация этих знаний требует не только истинности в математическом значении, но и правильной интерпретации результатов. Только на основе комплексного использования этих методов планирования с помощью количественного анализа возможна выработка оптимального решения. Количественный анализ всегда необходимо сопоставлять со здравым смыслом, чтобы не было абсолютизации количественных характеристик. Таким образом, количественный анализ и экономико-математический инструментарий играют важную, но не самодовлеющую роль в планировании. Они нуждаются в постоянном развитии и совершенствовании, в постоянном соотнесении их результатов с социальными целями общества.

Как нам известно, сущность государства проявляется в его функциях, которые являются основными направлениями деятельности государства. Функции органов власти делятся на внутренние (хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная, регулирование меры производства и потребление, охрана всех форм собственности, правопорядка, природы и окружающей среды, борьба с преступностью, защита прав и свобод граждан и др.) и внешние (борьба за мир и мирное сосуществование, содружество с другими странами, защита родины, суверенитета и независимости государства, участие государства в гуманитарных международных, культурных связях и др.).

14 стр., 6639 слов

Анализ готовых программных решений автоматизации маркетинговой ...

... решениям в области автоматизации маркетинговой деятельности, которые появляются на российском рынке информационных продуктов. Цель работы проанализировать программные продукты для автоматизации маркетинга. ... мере относится и к управлению маркетингом, где анализ, планирование, реализация и контроль за ... вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации. Небиблиографические базы данных ...

Социальное планирование можно отнести к разряду внутренних функций, так как оно одновременно способствует реализации прав и свобод граждан, а также формирует хозяйственно-организаторскую систему на всех уровнях.

Социальное планирование имеет свои объекты и субъекты.

Субъектом социального проектирования (т.е. тем, кто осуществляет проектирование) являются различные носители управленческой деятельности, — как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая черта субъекта проектирования — его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования.

Главным субъектом социального управления является государство. Таким образом, социальное планирование – это одна из управленческих функций государства.

Объектом социального проектирования (т.е. где или на ком осуществляется процесс проектирования) называют системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия. Это могут быть объекты самой различной природы:

1) человек как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;

2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);

3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные ит. п.).

В широком смысле объектами и субъектами социального планирования выступает вся совокупность людей социума, которая не является однородной массой. Это совокупность социальных общностей, больших социальных групп и классов, представляющих всю палитру социально-стратификационной структуры.

Еще одним важным доказательством того, что социальное планирования является значимой функцией органов власти, то, что ему присуща комплексность, которая достигается только на уровне действия структур власти. Это потребует объединения усилий как специалистов субъектов управления, так и представителей науки (от социологов и экономистов, правоведов, политологов и др.) Скоординировать действия всех субъектов социального планирования может государство в лице законодательных и исполнительных органов власти.

Список использованной литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kontrolnaya/sotsiologiya-upravleniya-kak-otrasl-sotsiologicheskoy-nauki/

1. Бестужев-Лада И. Глобальные проблемы современности и пути их решения.

2. Бестужев-Лада И.В. Предвидение научное. Прогнозирование // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

3. Граждан В.Д. Социология управления, Учебник. – М.: КноРус, 2008

4. Добров Г.М. Рабочая книга по прогнозированию. — М.: 1998

5. Луков В.А. Социальное проектирование. — М.: 1997

6. Стегний В.Н. Теория и методология социального прогнозирования. Курс лекций. Пермь: ПГТУ, 1991

7. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд. — М., 1998