Стандартизация в странах СНГ

q повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

  • q повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • q обеспечения научно-технического прогресса;
  • q повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
  • q рационального использования ресурсов;
  • q технической и информационной совместимости;
  • q сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
  • q взаимозаменяемости продукции.

Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач.

1. Краткие сведения из истории развития стандартизации

Стандартизацией человек занимается с древнейших времен. Например, письменность насчитывает по меньшей мере 6 тыс. лет и возникла согласно последним находкам в Шумере или Египте. Знаки, пиктограммы и другие формы письма можно рассматривать как ранние примеры стандартизации. Цифры появились, по крайней мере, у вавилонян около 4 тыс. лет назад. Нотная запись является, можно сказать, древним нормализованным языком, появилась в Греции, вероятнее всего, около 200 г. до н. э.

Карты, содержащие символические обозначения городов и деревень, известны в Китае с 206 г. до н. э. — 220 г. н. э.

Печатание отмечено в 1700 — 1600 годах до н. э. на глиняных дисках из дворца в Фесте.

Император Китая Цинь Шихуанди (около 2200 лет назад) для упрощения сбора налогов сделал все гири, меры и монеты одинаковыми. Он унифицировал написание иероглифов, установил одинаковыми длины осей у телег для обеспечения единой колеи на дорогах.

Искусство измерения известно было в Древнем Египте примерно 7 тыс. лет назад. В Египетских гробницах были найдены эталоны длины, на строительстве пирамид применялся “царский локоть” длиной около 52,6 см. В ХVIII веке до н. э. царь Хаммурапи издал закон, в котором были установлены и стандартизованы веса и меры.

Со временем развитие мер и весов сильно расширилось. Чем сложнее становились сделки и чем больше появлялось поддельных мер и гирь, тем всестороннее становились законы. Об этом говорилось и в библии “Да не преступишь ты закона с помощью неверного локтя, неверной гири, неверной меры. Верные весы, верные гири, верные сосуды, верные меры да будут с тобой”. Упоминание о ранних системах весов мы находим и в скандинавской истории.

13 стр., 6414 слов

Меры безопасности при сооружении горных выработок

... 1.4 Меры безопасности при сооружении шахтных выработок Второе место среди добычных процессов занимает проведение подготовительных работ по уровню объективной опасности. Например, около 65% ... предприятии в повышении безопасности горных работ. Какие меры безопасности вы знаете при строительстве шахты? Факторы, определяющие безопасность проходческих работ. Лекция 2. Меры безопасности при эксплуатации ...

Множество примеров показывают, что меры объема были нормали-зованы рано. Например, римляне пользовались стандартной мерой конгиус, равняющейся шести секстариям (один секстарий приблизительно равен пинте).

Восемь конгиусов составляли одну амфору.

Измерение времени дает очень ранние примеры стандартизации и восходит, по меньшей мере, к вавилонянам. В Китае уже в V веке до н. э. был принят календарь, насчитывающий 365,25 дня. Наш календарь прослеживается до эпохи Цезаря (45 г. до н. э.), исправлен в 1581 г. при правлении папы Григория XIII.

В строительстве города Чатал-Гуют (6500 — 5700 годах до н. э.) были использованы кирпичи со стандартными размерами (8х16х32 см).

В эпоху Возрождения в связи с развитием экономических связей между государствами начинают широко использоваться методы стандартизации. Так, в связи с необходимостью строительства большого количества судов в Венеции начала осуществляться сборка галер из заранее изготовленных деталей и узлов (был использован метод унификации).

В период перехода к машинному производству имели место такие впечатляющие достижения стандартизации, как создание французом Лебланом в 1785 г. 50 оружейных замков, каждый из которых был пригоден для любого из одновременно изготовленных ружей без предварительной подгонки (пример достижения взаимозаменяемости и совместимости); с целью перехода к массовому производству в Германии на королевском оружейном заводе был установлен стандарт на ружья, по которому калибр последних был определен 13,9 мм; в 1845 г. в Англии была введена система крепежных резьб; тогда же в Германии была стандартизирована ширина железнодорожной колеи.

Началом международной стандартизации можно считать принятие в 1875 г. представителями 19 государств Международной метрической конвенции и учреждение Международного бюро мер и весов.

Первые упоминания о стандартах в России отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были введены для измерения пушечных ядер стандартные калибры — кружала. Петр I, стремясь к расширению торговли с другими странами, не только ввел технические условия, учитывающие повышенные требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организовал правительственные бракеражные комиссии в Петербурге и Архангельске. В обязанность комиссий входила тщательная проверка качества экспортируемого Россией сырья (древесины, льна, пеньки и др.).

Развитие государственной стандартизации началось только при Сове

В 1926 утвержден первый общесоюзный стандарт “Пшеница. Селективные сорта зерна. Номенклатура”. В последующие три года Комитет по стандартизации при СТО утвердил более 300 стандартов. В 1930 г. решением ХVI съезда ВКП(б) установлена ответственность за качество продукции.

За период 1929 — 1932 гг. было утверждено более 4500 стандартов главным образом на продукцию тяжелой промышленности. В 1940 г. постановлением СНК СССР введена категория государственных стандартов (ГОСТ).

3 стр., 1474 слов

Основы стандартизации: стандарты, стандартизация

... к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарт может быть ... стандартизации Целями стандартизации являются: установление требований к качеству готовой продукции на основе стандартизации ... Государственные стандарты утверждает Государственный комитет по стандартам. Отраслевые стандарты обязательны ... продукции. Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и ...

С начала 2-й пятилетки и до 1941 года было разработано и утверждено 8600 ГОСТов, что и подготовило промышленность страны к работе в военных условиях. Стандарты периода войны и послевоенных пятилеток (1945-1965 гг.) предусматривали сокращение типов, марок, видов, размеров изделий, что обусловило ускорение выпуска продукции для фронта и процесс восстановления народного хозяйства. Только за один год войны было утверждено 2200 новых стандартов, которые позволили мобилизовать ресурсы страны.

В 1954 г. создан Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР. С этого момента руководство стандартизацией и метрологией в стране стало единым.

В 1970 году Комитет стандартов мер и измерительных приборов Совета Министров СССР был преобразован в Государственный комитет Совета Министров СССР по стандартам (Госстандарт).

В 1968 г. был разработан и утвержден комплекс государственных ста

Значительный вклад в развитие стандартизации был внесен Советом Экономической Взаимопомощи. В 1962 г. были созданы Постоянная комиссия СЭВ по стандартизации (ПКС СЭВ) и Институт СЭВ по стандартизации.

Создание ПКС явилось поворотным моментом в проведении работ по стандартизации в странах-членах СЭВ, который был вызван углублением экономических и научно-технических связей в рамках СЭВ. Была создана постоянная организационная основа для многостороннего сотрудничества по стандартизации и метрологии как важнейшего элемента программы социалистической интеграции стран — членов СЭВ.

21 июня 1974 г. сессия СЭВ на своем заседании утвердила положение о стандарте Совета Экономической Взаимопомощи. В первые годы после утверждения Положения о СТ СЭВ основное внимание было уделено созданию систем общетехнических базовых СТ СЭВ. Так были созданы и внедрены: Единая система проектно-конструкторской документации СЭВ (ЕСКД СЭВ), Единая система допусков и посадок (ЕСДП СЭВ) и др.

Создание систем общетехнических СТ СЭВ явилось необходимой основой для разработки предметных СТ СЭВ. К ним относятся объекты судостроения и сельскохозяйственного машиностроения, контейнерно-транспортные системы, средства механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ, сосуды высокого давления, топливные насосы, кованые трубы и др.

На 1 января 1985 г. было утверждено более 5000 СТ СЭВ, в том числе около 800 стандартов общетехнического характера, более 1100 стандартов на изделия машиностроения, 450 стандартов на продукцию химической и нефтеперерабатывающей промышленности, около 400 стандартов на изделия электротехники, около 200 стандартов на продукцию легкой и пищевой промышленности и др.

В 1974 г. заинтересованными странами-членами СЭВ была принята Конвенция об обязательности применении СТ СЭВ.

При стандартизации в рамках СЭВ большое значение придавалось комплексной стандартизации, под которой понималось целенаправленное и планомерное установление в стандартах СЭВ взаимосвязанных требований как к самому объекту комплексной стандартизации в целом, так и к его основным элементам.

Правительства государств — участников СНГ, признавая необходимость проведения в области стандартизации согласованной технической политики, подписали 13 марта 1992 г. Соглашение о политике в области стандартизации, метрологии и сертификации. В соответствии с Соглашением был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, в задачу которого входила организация работ по стандартизации (а также метрологии и сертификации) на межгосударственном уровне. Для Российской Федерации это послужило началом формирования российской системы стандартизации.

10 стр., 4610 слов

Стандартизация товаров и услуг в Российской Федерации

... установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству объекта стандартизации в интересах потребителя и государства; определение требований по безопасности, совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости -продукции; унификация конструктивных ...

В 1993 г. был принят Закона РФ “О стандартизации”, который опр

2. Задачи стандартизации

Основными задачами стандартизации являются:

  • обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);
  • установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  • установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;
  • согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;
  • унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;
  • установление метрологических норм, правил, положений и требований;
  • нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;
  • установление требований к технологическим процессам, в том числе для снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, для обеспечения применения малоотходных технологий;
  • создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации;
  • нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т.д.);
  • создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции;
  • содействие выполнению законодательства Российской Федерации методами и средствами стандартизации.

3. Основные понятия и определения в системе стандартизации

Нормативный документ — документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Нормативный документ охватывает такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации, нормы, правила, своды правил, регламенты и другие документы, соответствующие основному определению.

Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;

  • Международный стандарт — стандарт, принятый международной организацией;
  • Национальный стандарт — стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации;
  • Комплекс стандартов — совокупность взаимосвязанных стандартов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации.

Регламент — документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органами власти.

Техническое peгулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Технический регламент- — документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Международная стандартизация — стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран.

Региональная стандартизация — стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов стран только одного географического или экономического региона мира.

Национальная стандартизация — стандартизация, которая проводится на уровне одной страны.

Безопасность — отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.

Охрана здоровья людей — защита здоровья людей от неблагоприятного воздействия продукции, работ (процессов) и услуг, окружающей среды.

Охрана окружающей среды — защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия продукции, работ (процессов) и услуг.

Совместимость — пригодность продукции, процессов и услуг к совместному, не вызывающему нежелательных взаимодействий, использованию при заданных условиях для выполнения установленных требований.

Взаимозаменяемость — пригодность одного изделия, процесса, услуги для использования вместо другого изделия, процесса, услуги в целях выполнения одних и тех же требований.

Унификация — выбор оптимального числа разновидностей продукции, процессов и услуг, значений их параметров и размеров.

Применение стандарта — использование стандарта его пользователями с выполнением требований, установленных в стандарте, в соответствии с областью его распространения и сферой действия.

Пользователь стандарта — юридическое или физическое лицо, применяющее стандарт в своей производственной, научно-исследовательской, опытно-конструкторской, технологической, учебно-педагогической и других видах деятельности.

Отрасль — совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительное или функциональное назначение.

Правила (ПР) — документ в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки (правила процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ соответствующих направлений, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ.

Рекомендации (Р) — документ в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, содержащий добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки (правила процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ соответствующих направлений, а также рекомендуемые правила оформления результатов этих работ. Соответствие государственному стандарту (государственным стандартам) — соблюдение изготовителем всех установленных в государственном стандарте (государственных стандартах) требований к продукции.

Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов -проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.

4. Межгосударственная система стандартизации (МГСС)

стандартизация производство обращение продукция

Межгосударственная стандартизация (по ГОСТу 1.0) — это стандартизация объектов, представляющих межгосударственный интерес.

Представителями стран СНГ 13 марта 1992 г. подписано Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации и образованы Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) и Межгосударственная научно-техническая комиссия по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС).

Таблица 1. Государства — участники Соглашения и их национальные органы по стандартизации, метрологии и сертификации

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации, метрологии и сертификации

Азербайджанская республика

Азгосстандарт

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Беларуси

Грузия

Грузстандарт

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизская Республика

Киргизстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикстандарт

Туркменистан

Главная государственная инспекция Туркменистана

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Украина

Госстандарт Украины

В 1995 г. Совет ИСО признал МГС региональной организацией по стандартизации в странах СНГ.

Членами МГС являются руководители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации 12 государств-участников Соглашения (табл. 1).

МГС открыта и для других государств, признающих ее принципы и присоединяющихся к Соглашению.

Основные положения системы МГСС изложены в следующих нормативных документах:

  • ГОСТ 1.0 — 92. Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации. Общие положения;
  • ГОСТ 1.2 — 97. Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены документов по межгосударственной стандартизации;
  • ГОСТ 1.5 — 93. Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов;
  • ПМГ 02 — 93. Типовое положение о межгосударственном техническом комитете по стандартизации;
  • ПМГ 04 — 94. Порядок распространения межгосударственных стандартов и нормативной документации Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации;
  • ПМГ 05 — 94. Порядок взаимодействия национальных органов по стандартизации по осуществлению переводов межгосударственных, международных и зарубежных стандартов;
  • ПМГ 13 — 95. Порядок разработки и ведения межгосударственных классификаторов;
  • ПМГ 14 — 96. Положение о гармонизации классификаторов технико — экономической и социальной информации;
  • ПМГ 22 — 97. Правила по программному планированию разработки межгосударственных стандартов;
  • РМГ 19 96. Рекомендации по основным принципам и методам стандартизации терминологии;
  • РМГ 24. Рекомендации по разработке стандартов межгосударственными техническими комитетами.

Целями межгосударственной стандартизации в соответствии с ГОСТом 1.0 являются:

  • защита интересов потребителей и каждого государства — участника Соглашения в вопросах качества продукции, услуг и процессов, обеспечивающих безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды;
  • обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции и других требований, представляющих межгосударственный интерес;
  • содействие экономии всех видов ресурсов и улучшению экономических показателей производства стран — участников Соглашения;
  • устранение технических барьеров в производстве и торговле, содействие повышению конкурентоспособности продукции государств — участников Соглашения на мировых торговых рынках и эффективному участию государств в межгосударственном и международном разделении труда;
  • содействие повышению безопасности хозяйственных объектов государств — участников Соглашения при возникновении природных и технологических катастроф, а также других чрезвычайных ситуаций.

Объектами межгосударственной стандартизации являются:

  • общетехнические нормы и требования, в том числе единый технический язык;
  • типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж и др.);
  • совместимые программные и технические средства информационных технологий, справочные данные;
  • справочные данные о свойствах материалов и веществ;
  • объекты крупных промышленных и хозяйственных комплексов (транспорт, энергетика, связь и др.);
  • объекты крупных межгосударственных социально — экономических и научно — технических программ;
  • взаимопоставляемая продукция, выпускаемая в ряде государств.

В рамках СНГ действует “Cоглашение о взаимном признании результатов сертификации”.

В области метрологии реализуются программы совместных работ в нескольких направлениях: передача размеров единиц физических величин; разработка и пересмотр основополагающих межгосударственных нормативных документов по метрологии; создание и применение стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов; методы неразрушающего контроля.

Рабочими органами МГС являются постоянно действующий технический секретариат с местом пребывания в Минске. Органами по разработке стандартов являются межгосударственные технические комитеты (МТК), которых создано свыше 200. Благодаря деятельности МГС сохранено около 25 тыс. государственных, 40 тыс. отраслевых стандартов, 35 классификаторов технико-экономической информации, 140 метрологических эталонов физических величин. За период до конца 1996 г. принято новых и пересмотрено более 2000 межгосударственных стандартов.

МГС стремится к расширению сотрудничества с международными организациями по стандартизации, метрологии и сертификации (ИСО, МЭК, СЕН).

Уже имеется соглашение с Европейским комитетом по стандартизации (СЕН) о прямом (безвозмездном) применении европейских стандартов в качестве межгосударственных для стран СНГ. В случае использования этих стандартов все национальные стандарты в данной области, противоречащие евронормам, должны быть изъяты из обращения. При этом в СЕН в обязательном порядке направляются копии стандартов, являющихся прямым применением евронорм.

5. Направления развития стандартизации в РФ

«Концепция стандартизации в условиях рыночной экономики и подготовки России к вступлению в ВТО» [14], принятая в 1998 г., определяет задачи по актуализации целей и методов стандартизации, выбору приоритетных направлений стандартизации и международного сотрудничества в этой области, гармонизации основной терминологии с основополагающими документами ИСО, МЭК, ВТО и др.

Главными направлениями развития стандартизации в РФ по этой Концепции являются:

1. Выполнение условий присоединения России к ВТО. По этому направлению поставлено две главные задачи стандартизации:

  • создание условий для гармонизации отечественных стандартов и других нормативных документов с международными стандартами;
  • обеспечение информационного взаимодействия со всеми государствами — членами ВТО.

Решение первой задачи должно осуществляться прежде всего в тех областях, где зафиксировано наличие технических барьеров.

Для решения второй задачи в России создан Центр обработки запросов (НИЦ ВТО), касающихся отечественных и зарубежных стандартов. Информационное взаимодействие предполагает выполнение определенных требований: опубликование не реже раза в шесть месяцев программы работ по стандартизации; направление в секретариат ВТО нотификаций (уведомлений) о выявленных различиях в стандартах; представление по запросам членов ВТО копий проектов нормативных документов; обеспечение функционирования системы информационного обеспечения в режиме электронного обмена данными.

2. Сближение статуса отечественных и зарубежных стандартов, т. е.

3. Интенсивное развитие работ в приоритетных направлениях, к которым относятся: экология и безопасность, информационные технологии, ресурсосбережение, обеспечение качества продукции с целью защиты прав потребителей, бухгалтерская и банковская деятельность, услуги по оценке имущества.

4. Формирование технического законодательства (технического регламента) должно осуществляться в следующих направлениях:

  • разработка законодательных актов по конкретным видам продукции (услуги, процесса);
  • включение в законодательные акты (законы, постановления Правительства РФ и т.

д.) конкретных требований, в частности, нормативов, т. е. норм прямого действия.

Стандарт приобретает статус обязательного, если законодательный акт ссылается на данный стандарт либо текст законодательного акта непосредственно содержит его требования.

5. Развитие международного сотрудничества в области стандартизации.

6. Сближение стандартизации оборонной продукции с гражданской по организационным и методологическим принципам. Приоритетными задачами стандартизации оборонной продукции являются: установление взаимосвязанных требований к военно-техническим комплексам; обеспечение безопасности личного состава, населения и окружающей среды при производстве, испытаниях, эксплуатации и утилизации техники в мирное время; обеспечение создания продукции и технологий двойного применения; содействие безопасной утилизации оборонной продукции; внедрение на предприятиях оборонного комплекса систем качества на основе требований стандартов ИСО серии 9000; активизация работы по межгосударственной стандартизации в рамках СНГ в связи с необходимостью сохранения и развития кооперации предприятий оборонного комплекса.

7. Актуализация действующего фонда государственных стандартов должна осуществляться более высокими темпами, чем сейчас. Обновление нормативных документов необходимо довести до уровня передовых стран.

8. Информационное обеспечение стандартизации должно быть доступным для заинтересованных пользователей, полным и оперативным. Федеральный фонд стандартов должен уделить особое внимание развитию системы каталогизации и накоплению банка данных.

9. Классификация и кодирование технико-экономической и социальной информации должна быть направлена на гармонизацию с между-народными принципами и направлениями дальнейшего развития этой деятельности. Гармонизация может быть достигнута прямым либо косвен-ным применением международного классификатора.

Перспективные задачи классификации и кодирования касаются: оптимизации состава и структуры системы общероссийских классификаторов; обеспечения информационной совместимости продукции; охвата новых приоритетных направлений инфраструктуры рыночной экономики, таких, как социальная сфера, банковская и финансовая деятельность, оценка основных фондов и т. д.; постоянной актуализации общероссийских классификаторов, включая осуществление разработки и экспертизы общероссийских классификаторов и изменений к ним; обеспечения требований ВТО.

10. Государственный контроль и надзор за соблюдением стандартов по мере перехода России на добровольный статус стандартов должны трансформироваться в надзор за соблюдением технических регламентов по обязательным требованиям. Госнадзор предполагается осуществлять и в случаях, когда при сертификации субъекты хозяйствования заявляют о соответствии товаров и услуг требованиям стандартов.

11. Подготовка и повышение квалификации кадров остаются важным направлением, обеспечивающим реализацию тех направлений, которые сформулированы в Концепции.

Заключение

Региональные стандарты для российских условий — это межгосударственные стандарты (ГОСТ) и стандарты бывшего Совета Экономической Взаимопомощи (СТ СЭВ).

До сих пор в странах СНГ (в том числе и в Российской Федерации) применяются стандарты СЭВ, вводимые в действие в качестве межгосударственных.

Межгосударственные стандарты (ГОСТ) действуют, как региональные стандарты в странах СНГ. Основу Межгосударственной системы стандартизации (МГСС) составили государственные стандарты бывшего Союза ССР. В Российской Федерации действующие государственные стандарты бывшего Союза ССР применяются постольку, поскольку они не противоречат законодательству Российской Федерации.

Межгосударственные стандарты принимаются Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) или Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС).

Решение об отмене того или иного стандарта СССР на территории Российской Федерации принимают Госстандарт или Госстрой России.

Условные обозначения межгосударственных стандартов аналогичны обозначениям государственных стандартов Российской Федерации.

Межгосударственный стандарт, оформленный на основе применения аутентичного международного стандарта (например, ИСО 9591: 1992), обозначается как ГОСТ ИСО 9591 — 93.

Если в межгосударственном стандарте имеются дополнительные требования по сравнению с международным стандартом, то в скобках приводится обозначение международного стандарта, например,

ГОСТ 20231 — 92

(ИСО 7173 -89).

Международные стандарты (ИСО, МЭК, ИСО/МЭК) наиболее широко используются во всем мире; представляют собой тщательно отработанный вариант технических требований к продукции (услуге), что значительно облегчает обмен товарами, услугами и идеями между всеми странами мира.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kontrolnaya/standartizatsiya-v-sodrujestve-nezavisimyih-gosudarstv-sng/

Всеобщее управление качеством. / Под ред. Глудкина О.П. М.: «Радио и связь», 1997

Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5154-I «О стандартизации» (с изменениями от 27 декабря 1995 г.)

Медведев А.М. Международная стандартизация. М.: Издательство стандартов, 1988

Менеджмент систем качества. / Круглов М.Г. и др. М.: Издательство стандартов, 1997