В современном мире рыночной экономики ни одна компания не создается и не функционирует без предварительной оценки ситуации на рынке товаров и услуг. Каждая фирма анализирует проблемы, которые могут возникнуть на пути её развития: конкуренция, угрозы со стороны государства, угрозы кризиса, и многое другое — во избежание целого спектра таких угроз, каждое предприятие создаёт свою собственную стратегию.
Термин «стратегия» можно определить, как систем взаимосвязанных целей, достижение которых ведёт к желаемому результату. В случае с современными компаниями во всех сферах деятельности, этот результат — достижение лидирующих позиций на рынке и максимизация прибыли. Но создать оптимальную стратегию далеко не просто — нужно учитывать множество факторов, как во внешней, так и во внутренней сфере предприятия. Нужно принимать во внимание деятельность предприятия, его внутреннюю организационную форму, темпы развития, финансовые возможности, производственные возможности, угрозы, которые могут негативно повлиять на функционирование компании, слабые и сильные стороны не только самой фирмы, но и конкурентов, и т.п.
В данной курсовой работе представлен анализ стратегии производственного развития аэропорта Домодедово. Цель исследования — анализ базовых стратегий развития и выбор наиболее оптимальной для аэропорта.
В первой части будет описана история становления аэропорта Домодево, его состояние и возможности на сегодняшний день, а также неблагоприятные факторы внешней серы предприятия.
Во второй части представлено несколько базовых стратегий развития компаний с точки зрения производственных функций, выбор наиболее оптимальной для аэропорта Домодедово.
И, наконец, в последней части будет рассмотрена реальная стратегия развития предприятия, принятая в 2010 году. В главе также представлен анализ данной стратегии и предложения автора по её улучшению.
Анализ стратегической ситуации
1.1 Историческая справка, миссия и цели развития фирмы
Аэропорт Домодедово — аэропорт города Москвы. На весну 2011 года являлся крупнейшим по величине пассажирооборота российским аэропортом, также входит в двадцатку самых загруженных аэропортов Европы. . Расположен на границе городского округа Домодедово и Раменского района Московской области, в 45 километрах к юго-востоку от центра Москвы, в 22 километрах от МКАД.
Аэропортовый комплекс включает в себя лётное поле, образованное двумя независимыми параллельными взлётно-посадочными полосами (ВПП1 и ВПП2).
Анализ конкурентоспособности предприятия и его продукции
... групповые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции (расчеты сведены в табл. 1). Таблица 1 Оценка конкурентоспособности пластиковой карточки БелКарт ... на карточке позволяет клиенту оперативно оценивать свои финансовые возможности, контролировать операции, планировать бюджет, а также, в ... на систему с 50 тыс. карточек. 200 предприятий торговли и сервиса проводят торговлю с безналичной ...
Они расположены в двух километрах друг от друга, что делает Домодедово единственным аэропортом Московского авиационного узла, способным одновременно производить на своих полосах операции по взлёту и посадке. Обе ВПП сертифицированы по категории ICAO CAT IIIА. Реконструкция ВПП1 позволила Домодедову стать первым российским аэропортом, имеющим возможности принимать пассажирский лайнер Airbus A380.
Пассажирский терминал аэропорта Домодедово имеет сертификат «С» IATA и является первым в России, прошедшим сертификацию по международному стандарту качества ISO 9001:2000.
Доля пассажиропотока аэропорта от общего объёма в Москве составляет 46 %. По состоянию на 2010 год из Домодедова выполняли рейсы 76 авиакомпаний по 243 направлениям по всему миру, 101 из которых уникальны для московского авиационного узла. Среди партнёров аэропорта 48 иностранных авиакомпаний (12 из них представляют страны СНГ) и 28 российских. В 2011 году Домодедово, выбранный для полётов в Москву членами таких известных авиационных альянсов, как Star Alliance и Oneworld, обслужил 25,7 млн пассажиров.
Владельцем аэропорта считается группа «Ист Лайн». Формально аэропорт принадлежит кипрской компании East Line, которая, в свою очередь принадлежит зарегистрированной на острове Мэн компании FML.
13 ноября 1954 г. — Началась история аэропорта, когда Совет Министров СССР принял решение о строительстве второго московского аэропорта гражданского воздушного флота в районе селения Елгазино Подольского района Московской области.
7 апреля 1962 г — Считается Днём рождения аэропорта Домодедово В этот день вышел приказ начальника Главного управления гражданского воздушного флота № 200 «Об организации Московского аэропорта Домодедово».
В 1963 г. — Из аэропорта начали осуществляться грузовые и почтовые рейсы на самолётах Ту-104 и Ил-18 ] .
25 марта 1964 г. — Из Домодедово вылетел первый пассажирский рейс самолётом Ту-104 по маршруту Москва — Свердловск.
20 мая 1964 г. — Состоялось открытие аэровокзального комплекса.
В 1966 г. — Начали выполняться регулярные пассажирские рейсы
В 1992 г. — Аэропорт получил статус международного.
1999 — 2003 гг. — Началась реконструкция аэровокзального комплекса. В её рамках прошла практически полная реконструкция аэровокзального комплекса, который открылся в 2000 г. Деятельность аэропорта на время всего периода работ не прекращалась.
2004 — 2008 гг. — Проходило расширение пассажирских терминалов. До 2013 г. руководство московского аэропорта Домодедово планирует увеличить площадь аэровокзального комплекса практически до 500 тыс. м. В 2011 году в рамках премии «World Airport Awards» аэропорт был признан самым лучшим в Восточной Европе.
Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:
1) организация и осуществление аэропортовой деятельности,
связанной с наземным обслуживанием воздушных судов в аэропорту «Домодедово», в том числе:
- осуществление оперативного руководства и координация работы подразделений аэропорта «Домодедово», участвующих в процессе наземного обслуживания воздушных судов (ВС);
- производство работ, связанных с расчетом коммерческой загрузки и обеспечением центровки ВС;
- контроль над выполнением погрузочно-разгрузочных работ в соответствии с требованиями безопасности полетов;
- осуществление лидирования ВС на территории перрона аэродрома в пределах маршрутов руления и расстановки их на местах стоянок;
2) организация работ, разработка и внедрение современных производственных и информационных технологий в области управления движением, как воздушных судов, так и наземным транспортом;
3) оказание консультационных услуг, методической помощи по внедрению производственных и информационных технологий в управление аэропортовыми комплексами, на базе современных и перспективных средств и систем;
4) оперативное руководство и перспективное планирование производственной деятельности предприятий аэропорта Домодедово по обеспечению выполнения суточного плана авиационных работ и перевозок, регулярности полетов ВС и организации информационно- справочной работы;
5) оказание информационных услуг в области управления аэропортовыми комплексом и организации работ по наземному обслуживанию ВС;
6) деятельность воздушного транспорта, подчиняющегося расписанию;
7) деятельность воздушного транспорта, не подчиняющегося расписанию;
8) транспортная обработка грузов;
9) прочая вспомогательная деятельность воздушного транспорта;
10) организация перевозок грузов;
1.2 Анализ и оценка состояния внешней среды
Если рассматривать внешнюю макро среду аэропорта Домодедово, то можно выделить ряд проблем, грозящих деятельности аэропорта. Для начала, проблема конкуренции. Главным конкурентом услуг авиакомпаний — а значит и использования аэропорта — на данный являются услуги железнодорожного транспорта. Большим преимуществом аэропорта Домодедово в данном вопросе является то, что данный аэропорт — международный и занимается обслуживанием иностранных ВС, как пассажирских, так и грузовых.
Что же касается конкурентов-аэропортов, таковыми являются «Шереметьево» (41% пассажиропотока), «Внуково» (12% пассажиропотока), остальные 47% обслужил «Домодедово».
Следующей проблемой можно считать политику государства, которая влияет на данное предприятие. Самыми важными, являются ситуации с влиянием государственной политики демонополизации рынка авиатоплива, а также земельным налогом в субъекте Федерации.
Пассажиропоток аэропорта составил в 2010 году 22,3 млн человек. Выручка «Домодедово» за 2010 год составила 29,98 млрд руб. (на 2,6 % выше, чем в 2009 году), EBITDA — 12,78 млрд руб. (рост на 34 %), чистая прибыль — 7,69 млрд руб. (рост на 18,4 %).
Свыше 60 % выручки аэропорту даёт побочный бизнес (наземное обслуживание самолётов, продажа топлива, бортовое питание и т. д.), оставшиеся 40 % практически поровну делятся между авиационным (сборы на взлет-посадку, за обслуживание пассажиров, авиационную безопасность) и неавиационным (аренда площадей, паркинг, отели и т. д.) направлениями деятельности
Год |
1990 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Пассажирооборот (млн пасс.): |
16,6 |
20,4 |
18,7 |
22,3 |
25,7 |
|
Дополнительно увеличивает расходы аэропорта необходимость затрат, связанных с использованием федерального имущества. В этом направлении наиболее важны два аспекта. В ближайшей перспективе планируется существенное увеличение затрат по аренде федерального имущества. Стоимость услуг аэропорта увеличится, что отразится на доступности авиаперевозок для населения.
Второй аспект связан с тем, что многие объекты аэродрома, находящиеся в федеральной собственности, имеют высокую степень износа, либо не соответствуют ужесточающимся сертификационным требованиям, особенно в части авиационной безопасности.
Инвестиции в данные объекты государство осуществляет в недостаточном объеме и в соответствие предъявляемым требованиям их не приводит. Однако контрольно-надзорные органы государства принуждают аэропорт принимать соответствующие меры. При этом аэропорт не обладает ресурсами для таких инвестиций и юридической возможностью их осуществления — объекты ему не принадлежат.
Ниже представлена классификация, отображающая практически все угрозы, которые могут помешать деятельности аэропорта.
1) Угрозы, связанные с безопасностью клиентов и персонала аэропорта:
- террористический акт;
- неисправности в технике;
- ошибки, допущенные персоналом при выполнении своих обязанностей;
- угроза попадания птиц в турбины самолётов.
2) Угрозы, связанные с неблагоприятной политикой государства:
- реализация статей Транспортной стратегии РФ, включающая максимальное увеличение системы безопасности, улучшение системы ценообразования, нормативных документов и многого другого. Подробнее данная тема будет рассмотрена в заключение курсовой работы;
- результаты внутренней политики, проводимой государством.
Сюда входят угрозы, связанные с ростом уровня инфляции, ростом цен на продукты, рост уровня земельного налога и многое другое.
3) Угрозы, связанные с обстановкой внутри страны:
- волнения среди народа, как в случае с Ливией и другими странами;
- природные катаклизмы, как в случае с Японией.
К возможностям аэропорта относятся:
1) Благоприятные результаты осуществления статей Транспортной стратегии РФ — включает в себя уменьшение количества или полное отсутствие несчастных случаев, что обеспечит аэропорту имидж одного из самых безопасных в России. Помимо этого, есть возможность установления оптимального уровня аэропортовых сборов, что, безусловно, приведет к повышению количества клиентов;
2) На сегодняшний день аэропорт Домодедово — самое крупное предприятие городского округа. На предприятиях, входящих в структуру аэропорта работает около 30 тысяч человек. Основная статья доходов бюджета городского округа Домодедово — налоги, поэтому администрация заинтересована в создании высокооплачиваемых рабочих мест.
3) Повышение уровня квалификации персонала аэропорта, благоприятное отношение к клиентам и т.д.
4) Комплексное планирование и расширении сети дорог, строительство подземных или надземных переездов в местах пересечений автомобильных и железных дорог.
2. Формирование стратегии
аэропортовый инфраструктура реконструкция терминал
2.1 Установление базовых стратегий развития, их подбор и оценка
Для анализа производственного развития предприятия, исходя из его проблем, были выделены четыре базовых стратегии:
1) стратегия лидерства;
2)стратегия нападения;
3)стратегия обороны;
4) стратегия отступления.
Но, для начала, нужно выделить блок проблем предприятия, который данные стратегии должны будут решить:
- Конкуренция;
- Неблагоприятная политика государства;
- Транспортные проблемы;
- Социальные проблемы;
- Объекты социальной инфраструктуры;
- Экология
Первая стратегия — стратегия лидерства. Когда рынок имеет тенденцию быстрого роста, предприятие может обеспечить успешное развитие, проводя одинаковую с конкурентами рыночную политику, поскольку конкуренция в значительной степени ослабляется расширением рынка. Однако в современных условиях часто при отсутствии этой тенденции, большое значение приобретает разработка концепции реагирования на конкурентную борьбу на рынке или взаимного комбинирования ориентаций на рыночный спрос и на конкуренцию.
Данный вид стратегии является наиболее подходящим для аэропорта «Домодедово». Постоянно меняющаяся система целей, с помощью которой предприятие может приспособиться к любым изменениям это большое преимущество аэропорта перед конкурентами. Но, с другой стороны, создание такой системы затратит огромное количество времени и ресурсов, а также, при её функционировании, изменение одной цели непременно приведёт к изменению другой, пока не придётся менять большую часть всей стратегии.
Вторая стратегия — стратегия нападения, которую также называют атакующей или созидательной, предполагает активную, агрессивную позицию предприятия на рынке и преследует цель завоевать и расширить рыночную долю. Считается, что на каждом рынке услуг имеется так называемая оптимальная рыночная доля, которая обеспечивает необходимую для эффективной деятельности и существования фирмы норму и массу прибыли.
Однако если доля фирмы опускается ниже оптимального уровня, перед ней встает дилемма — либо принять меры к ее расширению, либо уйти с рынка.
Фирма может выбрать атакующую стратегию в нескольких случаях:
- если доля на рынке ниже необходимого минимума или резко сократилась в результате действия конкурентов и не обеспечивает достаточного уровня прибылей;
- если она выпускает на рынок новый товар;
- если осуществляет расширение производства, которое окупится лишь при значительном увеличении продаж;
- если фирмы-конкуренты теряют свои позиции и создается реальная возможность при относительно небольших затратах расширить рыночную долю.
Третья стратегия — оборонительная или стратегия стабильности (ограниченного роста) предполагает сохранение фирмой имеющейся рыночной доли и удержание своих позиций на рынке. Подобная стратегия характерна в той ситуации, если рыночная позиция фирмы удовлетворительная, или у нее для проведения активной агрессивной политики недостаточно средств, или фирма опасается ее проводить из-за нежелательных ответных мер сильных конкурентов или со стороны государства. Такую политику часто проводят солидные фирмы на известных для них рынках.
Подобный тип стратегии довольно опасен и требует самого пристального внимания со стороны проводящей ее фирмы к вопросам развития научно-технического прогресса и действиям фирм-конкурентов. При выходе на рынок фирмы предпочитают идти от простого к сложному, отрабатывая методы проникновения и внедрения в более доступном или освоенном рынке, а затем уже выходить на сложные и труднодоступные рынки. Это правило соблюдается и при концентрированном (поиск оптимального сегмента рынка от одного к другому), и при дисперсном (выход на наибольшее количество сегментов, с последующим отбором оптимальных) выходе на рынок.
Помимо рассмотрения данных видов производственных стратегий аэропортов, представлена стратегия, основанная на принципах системы целей, разработанной для предприятий, занимающихся производством продукции.
Стратегическая цель производственной стратегии — удовлетворение запросов рынка по ассортименту, объему и качеству выпускаемой продукции. В нашем случае — предоставлению услуг.
Основные цели производственной стратегии:
- оптимальная загрузка мощностей;
- снижение затрат на обслуживание;
- качество обслуживания;
- соответствие производства услуг спросу.
Производственная стратегия должна комплексно решить производственные задачи в соответствии с общей корпоративной стратегией и позволить предприятию занять лидирующее положение на рынке аэропортовых услуг.
Ш Производственные ресурсы
Стратегическая задача направления — сфокусировать производственные мощности по следующим параметрам:
1) оптимальная загрузка персонала и техники, выполняющей основные функции аэропорта;
2) направление главных усилий на функции, пользующиеся наибольшим спросом в аэропорту.
Ш Управление сервисом
Стратегическая задача направления — создать эффективную систему координации обслуживания с высоким качеством менеджмента:
1) создать эффективную систему инфраструктуры для наиболее быстрой коммуникации разных уровней управления — от генерального директора до исполнителей услуг в аэропорту;
2) создать и внедрить эффективные элементы управления, способные увязать жестко формализованный контроль над обслуживанием клиентов с изменениями рынка и интересами потребителей.
Ш Технологические процессы.
Стратегическая задача направления — использование наиболее эффективных имеющихся технологий и внедрение новых, в соответствии с рыночными тенденциями и инновациями в отрасли.
Стратегическое указание — создать подразделение по разработке и внедрению новых технологий и рецептур, механизм его работы, вовлекающий в равной степени все уровни предприятия — от бухгалтеров до работников аэродрома.
Ш Оптимизация использования персонала
Стратегическая задача направления — эффективное использование персонала для выполнения сервиса.
Выполнение данной позиции возможно в сочетании с реализацией стратегии управления персоналом и кадровой политики, цель которых в бесперебойном обеспечении трудовыми ресурсами предприятия в нужном количестве и надлежащей квалификации, а так же учет человеческого фактора, роль которого имеет тенденцию к росту его значимости.
Стратегическое указание — обязать службу персонала сохранить имеющийся кадровый потенциал и обеспечить комплектацию рабочими основное производство.
Ш Управление качеством
Стратегическая задача направления — предоставление услуг с качеством, удовлетворяющим потребителей и позволяющим удерживать конкурентное преимущество.
Стратегическое указание — организовать интегрированную систему контроля за качеством в деятельности аэропорта.
Ш Инфраструктура аэропорта
Стратегическая задача направления — обеспечение общей эффективности предоставления услуг и снижение затрат на него.
Стратегическое указание — разработать программу оптимизации инфраструктуры (размещение элементов производственного комплекса и коммуникаций, т.п.).
Ш Взаимоотношения с партнерами и поставщиками
Стратегическая задача направления — установление долгосрочных, устойчивых и взаимозависимых отношений с поставщиками и партнёрами на основе выгоды и доверия.
Стратегическое указание:
1) формирование кооперативного подхода к построению отношений с поставщиками;
2) формирование конкурентного подхода к построению отношений с поставщиками оборудования и вспомогательных материалов.
3. Стратегия развития аэропорта «Домодедово»
Стратегической целью аэропорта на среднесрочную перспективу является развитие на базе аэропорта мультимодального транспортного узла трансферных пассажирских и грузовых перевозок, интегрирующего авиапотоки между Европейским и Азиатско-Тихоокеанским регионами.
В настоящий момент аэропорт внедряет план перспективного развития до 2020 года, предусматривающий строительство взлетно-посадочных полос, дальнейшее расширение пассажирского терминала, реконструкцию эксплуатируемых объектов и строительство новых с освоением специально зарезервированной территории площадью 13 000 га. Для отображения именно производственной стратегии аэропорта в данной курсовой работе был собран комплекс целей, состоящий из:
- дооснащение аэродромного комплекса новой техникой, обеспечивающей улучшение качества обслуживания покрытий аэродрома, противопожарного и аварийного обеспечения полетов;
- разработка и внедрение прогрессивных схем эксплуатации аэродрома в осенне-зимний период;
- автоматизация производственных процессов в сфере навигационного обеспечения полетов, наблюдения за состоянием искусственных покрытий аэродрома;
- оснащение современным аппаратно-программным комплексом автоматической радиовещательной передачи оперативно-полетной информации в районе аэродрома.
3.1 Развитие аэропортовой инфраструктуры
Аэропортовая инфраструктура включает в себя объекты аэродрома, а также совокупность прочих объектов аэропорта, обеспечивающих обслуживание ВС, пассажиров, грузов, багажа, почты и работу вспомогательных служб.
Аэродромный комплекс Домодедово соответствует высоким международным стандартам и считается одним из лучших в России по оснащению и развитию инфраструктуры.
Для перехода на новый качественный и количественный уровень производственной деятельности, была проведена модернизация существующей беспроводной инфраструктуры (сеть Wi-Fi) для обеспечения мобильной обработки багажа с использованием беспроводных терминалов сбора данных. Обеспечение покрытия территории Аэродромного комплекса Домодедово сетью Wi-Fi. Все работы выполнены с учетом внутрикорпоративных требований заказчика к надежности и безопасности сети Wi-Fi. Данное техническое решение позволило значительно повысить уровни сигнала, реализовать в полной мере принцип избыточности покрытия рабочих зон, гарантированно стабильный и быстрый «бесшовный» роуминг для мобильных клиентов в процессе их движения по перрону со скоростью автомобиля. По результатам проведенных испытаний система была признана соответствующей требованиям заказчика и готовой для передачи в промышленную эксплуатацию».
3.2 Реконструкция пассажирского терминала
under-one-roof
В 2010 г. пресс-служба аэропорта сообщила о дальнейшем расширении терминала, площадь которого должна достигнуть почти 500 000 кв. м
3.3 Модернизация аэропорта
Одной из наиболее интересных новаций станет открытие цокольного этажа и подъезда к нему для общественного транспорта. Сейчас автобусы и маршрутки останавливаются примерно в 150 метрах от терминала, вынуждая пассажиров пересекать несколько линий движения по дороге туда, напоминает.
Сам цокольный этаж, значительную часть которого занимают багажные службы, пока доступен пассажирам только в части туалетов и камер хранения. Из других транспортных новшеств — изменение схемы движения на привокзальной площади. Кроме того, будет расширена на 1105 мест парковка слева от терминала. Предполагается также обновление парковочного и билетного оборудования. Новые автоматы будут защищены от вероятности сбоев из-за непогоды, смогут принимать и выдавать больше разных купюр и монет различного номинала. В дальнейшем планируется введение оплаты банковскими картами.
Ближе к пику сезона предполагается открыть еще 20 секций регистрации. Еще в начале весны в правом пирсе выделен сектор для пассажиров, вылетающих в Казахстан, которые по условиям Таможенного союза проходят только паспортный, но не таможенный контроль. Вход туда — через верхний уровень (сектор D).
В то же время открытие такого сектора означает, что для пассажиров внутренних линий осталась только одна возможность попасть в чистую зону — через нижний уровень (сектор С).
Варианта обойти очереди по верхнему уровню теперь не существует.
Особое внимание в деятельности предприятия уделяется формированию единого узнаваемого стиля в интерьерах помещений и ансамбле зданий и сооружений Московского аэропорта Домодедово.
3.4 Перспективные проекты
- реконструкция существующего пассажирского терминала;
- проектирование и строительство второго сегмента пассажирского терминала;
- реконструкция фабрики бортового питания;
- проектирование многоуровневого паркинга на 4000 машино-мест;
- проектирование и строительство ангарного комплекса Авиационно-Технической Базы для авиакомпаний;
- проектирование и строительство комплекса деловой авиации;
- увеличение площади грузового терминала;
- проектирование учебного центра подготовки молодых специалистов;
- реконструкция гостиничного комплекса;
- проектирование и строительство мини-ТЭЦ.
3.5 Повышение уровня безопасности
Московский аэропорт Домодедово уделяет особое внимание мерам авиационной безопасности, целью которых является защита жизни и здоровья пассажиров и посетителей аэропорта, объектов аэропортового комплекса, а также предупреждение и пресечение незаконного оборота оружия, взрывчатых материалов и иных опасных предметов. Для решения этих задач создано специальное предприятие Domodedovo Security.
Деятельность предприятия ведется по следующим направлениям:
- обеспечение авиационной безопасности на территории аэропорта;
- досмотр воздушных судов, пассажиров, членов экипажей воздушных судов, обслуживающего персонала, багажа и ручной клади;
- досмотр груза, почты, бортовых запасов;
- обеспечение пропускного режима, охраны воздушных судов, территории аэропорта и расположенных на ней объектов гражданской авиации.
Для повышения уровня авиационной безопасности в аэропорту Домодедово планируется внедрение средств автоматизации и специализированных информационных систем, включая:
- оснащение зон контроля безопасности сканерами перевозочных документов, позволяющими автоматически проверять их подлинность;
- установку на стойках спецконтроля информационных мониторов, позволяющих сотруднику САБ предварительно оценить степень потенциальной опасности пассажира и направить его на специальный досмотр;
- создание Кризисного центра по управлению и координации деятельности служб Московского аэропорта Домодедово в чрезвычайных ситуациях;
- внедрение системы полноростовых турникетов со встроенными биометрическими считывателями в зонах ограниченного доступа персонала.
4. Развитие эффективности деятельности аэропорта
Государство построит третью взлетно-посадочную полосу в аэропорту Домодедово в 2015 году. Решение о необходимости строительства новой взлетно-посадочной полосы (ВПП) в Московском аэропорту Домодедово принято согласно официальному заявлению Министерства транспорта Российской Федерации от 25 мая 2011г.
Новая полоса будет построена взамен существующей ВПП-2, подлежащей выводу из эксплуатации в 2015 году, в связи с последующей реконструкцией .
Указанное решение, принятое во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации по итогам совещания «О развитии Московского транспортного узла» от 28.03.2011г., подчеркивает важность развития Московского аэропорта Домодедово как одного из крупнейших опорных центров транспортной системы России и крупнейшего аэропорта Восточной Европы.
Взлетно-посадочная полоса разместится на расстоянии около 1800 м к востоку от существующей ВПП-2. По оценке Министерства транспорта РФ, с вводом новой ВВП будет обеспечена планируемая пропускная способность аэропорта до 50 млн. пассажиров в год и Московского авиационного узла в целом в объеме 110 млн. пассажиров в год. В 2010 году аэропорт Домодедово обслужил около 22,3 млн. пассажиров.
В рамках государственно-частного партнерства аэропорт Домодедово принимает на себя обязательства по финансированию ряда работ, связанных с подготовкой территории к строительству федерального объекта.
4.1 Внедрение информационной системы управления системы управления
ИТ специалисты Московского аэропорта Домодедово совместно с сотрудниками Сертифицированного центра компетенции LANDesk группы ARBYTE объявляют об успешном завершении проекта по внедрению новой системы управления объектами корпоративной информационной сети на базе программного комплекса LANDesk. Высокие темпы развития Московского аэропорта Домодедово требуют высокого уровня обслуживающей его ИТ — инфраструктуры. Для эффективного обслуживания клиентов необходимо обеспечивать непрерывность ее работы.
Внедрение новой системы позволило ИТ специалистам Московского аэропорта Домодедово эффективнее решать возникающие масштабные задачи пользователей. Система, помимо прочего, обеспечила контроль функционирования специализированного программного обеспечения и прозрачное централизованное управление объектами корпоративной информационной сети, а также повысила уровень защищенности компьютерного парка.
Данный успешный проект стал ещё одной вехой в достижении стратегической цели Московского аэропорта Домодедово — развитие на базе аэропортового комплекса мультимодального транспортного узла трансферных пассажирских и грузовых перевозок, интегрирующего авиапотоки между Европейским и Азиатско-Тихоокеанским регионами.
4.2 Планы развития
Полноценное развитие транспортного узла — хаба — невозможно без интенсивного развития инфраструктуры.
В границах перспективного развития территории аэропорта Домодедово формируется центр деловой активности. В рамках реализации программы планируется строительство следующих объектов:
- комплекс деловой авиации;
- современный гостиничный комплекс категории 4-5* вместимостью 300 номеров с конференц-зоной, оздоровительным комплексом и торгово-сервисным сегментом в непосредственной близости от Аэровокзального комплекса Домодедово;
- гостиница категории 3* в 6 км от аэропорта;
- многоярусные паркинги на привокзальной площади с организацией эстакад для максимально удобного движения автомобильного транспорта;
- современный складской комплекс (склады первой линии, склады магазинов беспошлинной торговли и т.д.);
- склад для хранения скоропортящихся продуктов площадью 5000-7000 кв.м;
- офисный комплекс класса В+.
В рамках задачи по управлению земельными ресурсами, расположенными вокруг Московского аэропорта Домодедово, проводятся мероприятия по разработке единой Концепции развития земель с определением оптимального вида использования и функционального назначения.
Развитие земель вдоль федеральной трассы «Москва — аэропорт Домодедово», предполагает размещение представительств крупнейших компаний — лидеров рынка, бизнес-парков, выставочных комплексов, торгово-сервисной инфраструктуры.
Заключение
В заключение, как упоминалось в курсовой работе, будет рассмотрено состояние не только аэропорта «Домодедово», но и всех аэропортов страны с точки зрения транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. В целом, она отражает основные проблемы аэропортовой деятельности, обозначенные ранее в докладе, и предусматривает меры по их решению.
1) Для повышения авиационной безопасности предусматривается доведение оснащенности аэропортов России современными техническими средствами до уровня, при котором обеспечивается 100-процентный досмотр, и оснащение международных аэропортов современным оборудованием.
Данная политика реализуется государством в полной мере, это необходимо и является приоритетной задачей аэропортов. Однако эти меры ведут к существенному увеличению постоянных расходов аэропорта, которые в полной мере не компенсируются ни тарифами, ни государством.
2) В сфере регулирования авиационных тарифов Транспортной стратегией планируется поэтапное сокращение сферы ценового регулирования и расширение механизмов рыночного ценообразования. Дальнейшая либерализация тарифного регулирования будет осуществляться за счет формирования ставок сборов и тарифов, реально отражающих затраты на содержание и интенсивность использования объектов аэропортов.
Прекрасная инициатива, которая может решить многие экономические проблемы и сформировать классическую структуру доходов аэропортов. Однако пока данная политика не реализуется: сфера ценового регулирования не сокращается, а только увеличивается (количество регулируемых ФСТ тарифов увеличилось с 5 до 7).
Реального отражения затрат в тарифах не происходит.
3) Транспортной стратегией предусмотрено совершенствование механизмов сертификации и лицензирования в сфере воздушного транспорта, дифференциация сертификационных требований к авиапредприятиям, постепенный переход к более мягким и более общим формам регулирования.
Данная политика государства также позволила бы значительно сократить постоянные расходы аэропорта с учетом его объемов деятельности. Однако эти планы сегодня не реализуются, а предъявляемые требования, напротив, ужесточаются.
4) Совершенствование нормативно-правовой базы в рамках Транспортной стратегии включает в себя порядок установления экономически приемлемого уровня арендной платы за земельные участки аэропортов, являющиеся государственной собственностью.
Это серьезная мера, без реализации которой аэропортовая деятельность может стать экономически непривлекательной. Однако пока конкретных действий в данном направлении государством не предпринято.
5) Также Транспортной стратегией предусмотрено финансирование содержания и эксплуатации находящихся в государственной собственности объектов, обеспечивающих безопасное функционирование воздушного транспорта.
Государственная политика по демонополизации рынка авиатоплива — объективно необходимый шаг на пути развития системы авиатранспорта. Однако в отрыве от государственных мер, поддерживающих и развивающих аэропортовую деятельность, она неэффективна и может крайне негативно отразиться на отрасли.
Необходимо, чтобы Минтранс, Росавиация, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам и прочие государственные органы уже сегодня объединили свои усилия для скоординированной и согласованной реализации Транспортной стратегии. В противном случае бессистемное осуществление данной политики может крайне негативно отразиться на аэропортовой отрасли, и государству придется принимать меры не по развитию, а по спасению аэропортов.
Библиографический список
[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/aeroport-domodedovo-2/
1. «Разработка стратегии предприятия», Макаева С.М., www.cfin.ru.
2. «Стратегический менеджмент», Баринов В.А., Харченко В.Л.,
М: ИНФРА М, 2006 год.
3. Официальный сайт аэропорта «Домодедово» http://www.domodedovo.ru/
4. «Разработка стратегии предприятия», А.В. Мартынов, ведущий консультант ЗАО «РОЭЛ Консалтинг», www.management.com.ua.
5. http://domodedovod.ru/
6. «Маркетинг менеджмент и стратегии», П. Дойль, Ф. Штерн, 2007г.