Ремонт и ТО дополнительного оборудования автомобилей

Назначение и устройство дополнительного оборудования

Дополнительное оборудование на автомобилях облегчает управление автомобилем и создает комфорт водителю и пассажирам. К дополнительному оборудованию можно отнести стеклоподъемник, стеклоочиститель, устройство для обмыва ветрового стекла, систему вентиляции и обогрева кузова, седельное сцепное

Подъем и опускание стекла, а также фиксация его в нужном положении в двери осуществляется стеклоподъемником. Стеклоподъемник на автомобиле ЗИЛ-130 (рис. 1) состоит из корпуса, зубчатого сектора, ведущей шестерни, ручки стеклоподъемника, рычага с роликом, кулисы с обоймой и механизма, фиксирующего подъемное стекло в любом положении. Подъем и опускание стекла осуществляется вращением ручки стеклоподъемника, от которой вращается ведущая шестерня. Эта шестерня поворачивает зубчатый сектор с рычагом, который поднимает или опускает стекло. В дверях кабины установлены замки, открывающиеся при помощи наружных и внутренних ручек. Одна из дверей запирается изнутри предохранителем, исключающим открывание ее снаружи, а другая дверь – ключом снаружи.

Рис. 1 Устройство стеклоподъемника

1 Винт М6х12 крепления ручки
2 Шайба пружинная 6
3 Ручка стеклоподъемника в сборе
4 Прокладка ручки стеклоподъемника
5 Валик стеклоподъемника приводной с поводком тормозного механизма в сборе
6 Винт М6х14 крепления стеклоподъемника
7 Шайба 6 пружинная
8 Корпус стеклоподъемника в сборе
9 Сектор стеклоподъемника левый
10 Ось сектора стеклоподъемника
11 Заклепка 5х12 ведущего рычага стеклоподъемника
12 Рычаг стеклоподъемника ведущий
13 Ось ролика стеклоподъемника
14 Ролик стеклоподъемника
15 Палец рычагов стеклоподъемника
16 Рычаг стеклоподъемника Т-образный
17 Рычаг стеклоподъемника ведомый
18 Ось-регулятор рычагов стеклоподъемника
19 Кольцо оси стеклоподъемника пружинное
20 Пружина стеклоподъемника
21 Шайба тормозного механизма стеклоподъемника
22 Шестерня тормозного механизма стеклоподъемника
23 Пружина тормозного механизма стеклоподъемника
24 Корпус тормозного механизма стеклоподъемника
25 Заклепка 3х6 тормозного механизма

Ветровое стекло автомобиля при движении в сырую погоду часто забрасывается грязью, которую не может удалить стеклоочиститель. Поэтому необходимо периодически подавать на ветровое стекло небольшую часть чистой воды.

Эту операцию выполняют при помощи устройства для обмыва ветрового стекла (рис. 2).

В устройство входят: диафрагменный насос с ручным приводом, установленный на щитке приборов, водяной бачок, расположенный под капотом, соединительные шланги, жиклер для выпрыскивания воды на стекло и впускной клапан с фильтром.

Рис. 2 Устройство для обмыва ветрового стекла

1 – диафрагменный насос, 2, 4 – соединительные шланги, 3 – жиклеры, 5 – водяной бачок, 6 – впускной клапан

В заполненный водой бачок опускают впускной шланг так, чтобы между ним и днищем бачка оставался зазор 8-20 мм. Затем освобождают систему от воздуха, прокачав ее насосом до выхода воды из жиклеров. Во время движения автомобиля для очистки ветрового стекла несколько раз нажимают на ручку насоса, приводящего в действие его плунжер. Нагнетаемая вода выпрыскивается через жиклеры на стекло. Включаемый при этом стеклоочиститель позволяет полностью удалить грязь с поверхности стекла.

Кабины грузовых автомобилей и кузова легковых автомобилей оборудуются системой отопления и вентиляции. Принцип действия отопителей одинаков у всех автомобилей. Горячая вода поступает в отопитель из системы охлаждения двигателя через краник, установленный на головке цилиндров. В летнее время краник закрывается и отключает подачу горячей воды в отопитель. Конструктивно отопитель объединен с устройством для вентиляции.

Для создания направленной циркуляции воздуха отопитель имеет вентилятор, который забирает свежий воздух в передней части автомобиля и направляет его в радиатор отопителя и далее в распределительный канал. При помощи заслонки, расположенной в канале, можно изменять распределение воздуха, поступающего для обогрева пассажирского помещения и ветрового стекла. Стремясь повысить эффективность работы системы отопления при низких температурах окружающего воздуха, прибегают к так называемой рециркуляции воздуха, т. е. используют для циркуляции один и тот же воздух, который в этом случае все время будет находиться в кругообороте отопитель-кабина-отопитель.

На рис. 3 представлена схема системы отопления и вентиляции кабины автомобиля ГАЗ-53А. на переднем щитке под панелью приборов установлен радиатор системы отопления. Перед ветровым стеклом расположен люк для забора свежего воздуха, прикрываемый крышкой. Вентилятор, приводимый в действие электродвигателем, подает воздух в радиатор отопителя. Проходя через радиатор, воздух нагревается и далее поступает в распределитель. Из распределителя воздух направляется по различным каналам для обдува ветрового стекла и обогрева кабины.

Пользуясь отопителем на стоянке, при работающем двигателе, закрывают крышку и открывают крышку внутреннего люка.

Рис. 3 Схема системы отопления и вентиляции кабины грузового автомобиля.

1 – рукоятка крышки воздухопритока, 2 – рукоятка крышки внутреннего люка, 3 – включатель, 4 – крышка внутреннего люка, 5 – крышка люка воздухопритока, 6 – вентилятор с электродвигателем, 7 – радиатор отопителя, 8 – распределитель.

Отопитель эффективно работает только при хорошо прогретом двигателе, когда температура воды в системе охлаждения двигателя достигла не менее 80о С.

На автомобилях-тягачах, предназначенных для буксировки полуприцепов, устанавливают опорно-сцепное (седельное) устройство. В это устройство (рис. 4) входят плита основания, опорная плита и балансир.

Плита основания укреплена на раме тягача. На ней при помощи балансира шарнирно крепится опорная плита, получающая возможность поворачиваться в продольном и поперечном направлениях. На опорной плите имеется устройство для сцепки с полуприцепом, выполненное в виде захватов, удерживающих шкворень полуприцепа. Запорный кулак, находящийся под действием пружины, удерживает захваты в закрытом положении, когда прицеп сцеплен с тягачом.

Для расцепки тягача поворачивают рычаг, действующий на кулаки, и освобождают шкворень полуприцепа, после чего последний может быть отсоединен от тягача.

В расцепленном состоянии захваты остаются в раскрытом положении, что облегчает последующую сцепку тягача с полуприцепом, которая происходит автоматически. При подаче тягача назад (под полуприцеп) шкворень полуприцепа сначала скользит по салазкам в задней части рамы тягача, затем, придя в соприкосновение с захватами и заняв установленное положение, закрывает их, а стопорное устройство надежно запирает шкворень.

Рис. 4 Опорно-сцепное (седельное) устройство

1 – ограничитель, 2 – плита основания, 3 – опорная плита (седло), 4 – ось опорной плиты (седла), 5 – ось балансира, 6 – пружина защелки, 7 – защелка, 8 – пружина запорного кулака, 9 – левый захват, 10 – запорный кулак, 11 – правый захват, 12 – рычаг, 13- ось защелки, 14 – балансир, 15 – кронштейн плиты основания.

  1. Неисправности и ТО

Оборудование, устанавливаемое в кабине и обеспечивающее водителю благоприятные условия работы, может иметь отдельные неисправности.

Неисправности механизмов дополнительного оборудования автомобиля вызваны, как правило, ослаблением крепежных соединений, нарушением герметичности сопряжений, механическими повреждениями отдельных деталей.

Ослабленные резьбовые соединения подтягивают при очередном ТО автомобиля. Опорно-сцепное и буксирное устройства в процессе эксплуатации автомобилей регулировок не требуют, а появляющиеся недопустимые зазоры и посторонние звуки устраняют заменой изношенных элементов новыми или восстановленными деталями или узлами.

При обслуживании стеклоочистителя необходимо контролировать наличие жидкости в бачке для обмыва ветрового стекла. Во избежание засорения жиклеров и фильтра насоса бачок заполняют отфильтрованной водой. Для бесперебойной работы стеклоочистителя необходима своевременная смазка всех его шарнирных соединений.

Если щетки стеклоочистителя при работе ударяются об уплотнитель ветрового стекла или после выключения останавливаются слишком далеко от уплотнителя, то изменяют установку рычагов, переставив их на оси. Очистку ветрового стекла считают удовлетворительной, если щетка вытирает очищаемую зону не более чем за 5 двойных ходов. Допустимая ширина невытертой полосы по краям зоны очистки не должна превышать 10% длины щетки.

К неисправностям стеклоподъемников относятся: обломы на корпусе, обломы зубьев сектора и шестерни, тормозной и натяжной пружин; трещины в корпусе и рычагах; износы зубьев сектора и шестерни, кожи на роликах, стенок, чашки тормозной пружины; ослабление заклепок крепления чашки тормозной пружины и гаек в корпусе; уменьшение упругости пружин; погнутость корпуса и рычагов; люфт в соединениях рычагов, роликов и в отверстии чашки и корпуса валика тормоза стеклоподъемника; повреждение резьбы в гайках корпуса и в отверстии валика; риски и износ валика по наружному диаметру; повреждение шлицев валика; обрыв троса стеклоподъемника.