Концепция движущих сил в отрасли

В последнее время все более популярными становятся слова «стратегия», «стратегическое планирование», «стратегический менеджмент».

Усиливается поток научной и учебно-методической литературы, исследующей вышеназванные понятия. Рассмотрение проблем социально-экономического развития с позиций стратегического мышления становится объективной необходимостью.

Стратегический менеджмент уже в течение двух десятков лет является одним из общепризнанных направлений экономической науки в промышленно развитых странах. Выпущен не один десяток фундаментальных монографий и учебников по данной проблеме, издаются

специализированные журналы, проводятся конференции, сформировались научные школы. Вместе с тем в нашей стране стратегический менеджмент и как наука, и как инструмент управления предприятием на практике еще находится в стадии становления. Поэтому для него характерны все признаки «болезни роста»: не устоявшаяся терминология, эклектичность теоретических построений, разобщенность ученых и практиков, работающих в данной области. Особенно трудно становится тем, кто пытается изучить проблемы стратегического планирования и управления. Достаточно проблематично непосвященному разобраться в многообразии различных точек зрения, подходов и применяемых методов, а ссылки на фундаментальные работы известных западных специалистов в области стратегического планирования часто тенденциозны и усечены, иногда даже искажают идеи оригинала.

Стратегический менеджмент – наиболее современная модификация управления предприятием с целью разработки долгосрочной стратегии победы конкуренции, создания и использования управленческих инструментов для превращения этой стратегии в текущие производственно-хозяйственные планы. Неспособность менеджеров справиться с нарастающими трудностями во внешней среде в условиях кризиса ставит предприятия перед проблемой управляемости своих хозяйственных систем.

Поиски выхода из сложившейся ситуации обусловили необходимость перехода к новой управленческой концепции, которая позволяет рассматривать предприятие как единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а другие переживают стагнацию или им грозит банкротство, т. е. почему происходит постоянное перераспределение ролей участников рынка. Стратегический менеджмент – интегрирующая дисциплина, которая объединяет различные дисциплины теории предприятия: менеджмент, маркетинг, экономику предприятий, информационные технологии, планирование на предприятии, финансовый менеджмент.

20 стр., 9924 слов

Анализ производственного менеджмента на примере производственного ...

... прибыльности производственного предприятия. В своей курсовой работе буду рассматривать предприятие Открытое акционерное общество ОАО «Прибой». Целью курсовой работы на примере производственного предприятия ОАО «Прибой» будет являться рассмотрение и изучение максимальной работы производственного менеджмента, где проведу анализ объектов производственного предприятия и ...

Каждое явление в стратегическом менеджменте взаимообусловлено и взаимозависимо от другого, в частности стратегия развития предприятия, его основной план действий, несомненно, находится в зависимости, как от внешних, так и внутренних условий среды отрасли. Чтобы достичь желаемых результатов: получить максимальную прибыль, занять устойчивое положение на рынке, повысить конкурентоспособность, — подробно должны быть изучены факторы, которые помогут достичь желаемого, либо приведут к плачевным результатам. Выходя на рынок товаров, либо же услуг, предприятие должно быть «во всеоружии». Практическое значение анализа движущих сил отрасли велико, в чем и заключается актуальность выбранной темы курсовой работы.

Основная цель работы – исследовать зависимость стратегии развития предприятия от внешних условий отрасли, проанализировать практическое значение концепции движущих сил.

В процессе достижения вышеуказанной цели в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Изучить и выделить виды движущих сил в отрасли;
  2. Изучить и проанализировать типы движущих сил и их воздействие;
  3. Исследовать практическое значение концепции движущих сил в отрасли;
  4. Сформулировать выводы по проделанной работе.

Объектом исследования данной курсовой работы является совокупность общественных отношений, возникающих в связи с разработкой стратегии развития предприятия, а также принятие стратегических решений.

Вышеуказанные цели и поставленные задачи обусловили структуру курсовой работы.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы познания, включающие, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, логический методы, а также анализ существующих научных точек зрения по теме исследования.

Представленная курсовая работа имеет огромную практическую значимость, так как в ней отражен анализ концепции движущих сил в отрасли, включая её практическое значение.

Глава 1. Понятие и виды движущих сил в отрасли

менеджмент – это деятельность по обеспечению реализации целей организации в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды, позволяющая предприятию быстро реагировать на изменения внешней среды. Стратегия – основной план действий организации, реализация стратегии – это ключевая часть стратегического

менеджмента. Разработка и реализация стратегии полностью зависит от внешней среды, но прежде чем понять какие именно силы в отрасли оказывают воздействие, необходимо уяснить понятие «стратегия».

В настоящее время существует множество определений стратегии, но всех их объединяет понятие стратегии как определенной совокупности правил, норм, процедур, которыми руководствуется организация при выработке и принятии стратегических решений. Различают четыре типа таких правил:

1. Правила, используемые при оценке деятельности предприятия в настоящее время и в перспективе. При этом качественную сторону критериев оценки называют ориентиром, а количественное содержание – заданием.

9 стр., 4373 слов

Повышение рентабельности предприятий отрасли

... Целью курсовой работы является разработка путей повышения рентабельности производства. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: Изучить теоретические аспекты, сущность и понятие рентабельности предприятия; Выявить основные показатели рентабельности; Предложить мероприятия, направленные на повышение рентабельности ...

2. Правила, по которым строятся отношения организации с внешней средой, определяющие: какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать, каким образом будет добиваться превосходства над конкурентами. Этот набор правил называется продуктово-рыночной стратегией, или стратегией бизнеса.

3. Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри предприятия, которые называют организационной концепцией.

4. Правила, по которым предприятие ведет свою повседневную текущую деятельность, называемые основными оперативными приемами.

Слово «стратегия» произошло от греческого «strategos» – искусство генерала. Термин «стратегия» взят из военного лексикона и в общем смысле это понятие употребляется для обозначения широких долгосрочных мер или подходов. В лексиконе делового управления оно стало употребляться для обозначения того, что раньше называлось деловой политикой.

По своему предметному содержанию стратегический менеджмент обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии и во внешней среде, уделяя основное внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала предприятия. В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения.

Стратегические решения – это управленческие решения, которые:

1. ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных управленческих решений;

2. сопряжены со значительной неопределенностью, т. к. учитывают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;

3. связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия.

Примеры стратегических решений:

  • реконструкция предприятий;
  • внедрение новаций (новая продукция, новые технологии);
  • организационные изменения (изменение организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы и системы оплаты труда, изменение партнерских взаимоотношений);
  • приобретение, слияние предприятий;
  • выход на новые рынки и т. д.
  • Стратегические решения всегда инновационны по своей природе, а поскольку человеку и организации свойственно отвергать все новое, то требуются особые меры по преодолению индивидуального, группового и организационного сопротивления, которые помогут предвидеть, ослаблять и держать под контролем сопротивление изменениям. Они направлены на долгосрочные цели предприятия, на возможности, а не на задачи, на будущее, а не настоящее. Так как они направлены в будущее, являются, неопределенными по своей природе. Стратегические решения имеют долгосрочные последствия, не имеют жестких временных рамок, и, что, несомненно, нужно учитывать, имеют высокую степень риска.

    Целями разработки стратегии и принятия стратегических решений являются: повысить эффективность деятельности предприятия, получить максимальную прибыль, занять устойчивое положение на рынке, повысить конкурентоспособность. Чтобы принять единственное верное решение, а также, чтобы оно соответствовало сложившейся ситуации, необходимо провести полный анализ внешней среды.

    16 стр., 7789 слов

    Анализ конкурентоспособности строительного предприятия «Стройинвест»

    ... строительная компания «Стройинвест». Предмет исследования - конкурентоспособность предприятия на рынке города Перми и Пермского края. Целью данной работы является исследование конкурентоспособности предприятия и разработка управленческих решений ... за лучшие условия производства, продажи и купли товаров. Понятие «конкуренция» - (от ... четыре вида конкурентов: 1. Прямые конкуренты - те компании, которые ...

    Так, в ходе анализа конкуренции используется набор концепций и методов, которые позволяют уловить изменения условий производства и определить характер и мощь конкурентных сил. На основе анализа принимается решение о сложившейся в отрасли ситуации и выносится заключение о привлекательности отрасли для инвестирования фондов компании. Суть анализа производства и конкуренции сводится к решению семи основных вопросов:

    1. Каковы главные экономические особенности анализируемой отрасли производства?
    2. Каковы главные движущие силы отрасли и какое влияние они будут оказывать в будущем?
    3. Каковы силы конкуренции и каков уровень конкуренции в отрасли?
    4. Какие компании имеют наибольшую (наименьшую) конкурентоспособность?
    5. Кто вероятнее всего и какие конкурентные шаги предпримет?
    6. Каковы главные факторы, которые будут определять успех или провал конкурентной борьбы?
    7. Насколько привлекательна отрасль с точки зрения перспективы достижения уровня рентабельности выше среднего?

    Анализ конкуренции начинается с выявления основных экономических особенностей отрасли. Отрасль производства — это группа фирм, продукты которых во многом обладают одинаковыми свойствами и конкурируют между собой из-за одних и тех же покупателей. Для этого используется стандартный набор факторов:

    • размер рынка;
    • размах конкуренции (локальный, региональный, национальный или глобальный);
    • темп роста рынка и стадия жизненного цикла, на которой находится отрасль;
    • число конкурентов и их относительный размер;
    • число покупателей и их относительный размер, распространенность интеграции вперед и назад;
    • легкость входа на рынок и выхода с рынка (входной и выходной барьеры);
    • темп технологических изменений;
    • являются ли продукты (услуги) конкурирующих фирм высоко/слабодифференцированными или в основном идентичными;
    • степень выраженности экономии масштаба в производстве, перевозке или массовом сбыте;
    • является ли показатель использования мощности решающим для достижения низких затрат производства;
    • можно ли построить для отрасли кривую опыта;
    • потребности капитала;
    • рентабельность отрасли выше или ниже номинальной.

    Выделенные экономические особенности дают представление о характере макросреды отрасли, но при этом оставляют в стороне природу происходящих в отрасли изменений. Ведь любая отрасль может быть описана при помощи тенденций и закономерностей, которые спустя некоторое время или почти мгновенно могут вызвать столь значительные изменения макросреды, что потребуется внесение соответствующих корректив в стратегию фирмы.