Содержание физического воспитания составляет та часть социально-исторического опыта, которая включает знания, умения, навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья человека и двигательную культуру. Определены виды движений, в которых дети овладевают двигательными навыками и умениями:
- а) основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, упражнения в равновесии);
- общеразвивающие упражнения, построения и перестроения;
- б) подвижные игры (сюжетные, бессюжетные, игры с элементами спорта и др.);
- в) спортивные упражнения (плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках и пр.);
- г) детский туризм (прогулки за пределы участка — летние и зимние).
В воспитании ребенка физические упражнения занимают большое место. За период дошкольного детства при целенаправленном педагогическом воздействии в развитии движений происходят большие сдвиги: от непроизвольных, хаотичных движений при рождении до овладения всеми основными движениями, спортивными упражнениями и в целом весьма высокого уровня координацией.
На протяжении дошкольного возраста в значительной степени перестраивается выполнение произвольных движений: в раннем и младшем дошкольном возрасте оно носит недифференцированный, преимущественно подражательный характер; на шестом-седьмом году ребенок может довольно отчетливо выделять отдельные части, качества движения (направление, амплитуду и т.д.), у него уже появляется определенная целенаправленность движений.
Физические упражнения оказывают многогранное физиологическое воздействие на организм. При сокращении мышц активизируются процессы обмена веществ, кровообращения, перестраивается работа всех внутренних органов и систем. Работающая мышца поглощает в 7 раз больше кислорода и в 3 раза больше питательных веществ по сравнению с бездействующей. Это стимулирует рост и развитие мышечной системы.
Физические упражнения (особенно прыжки, бег) способствуют росту костей, надкостницы. Соединение мышц с костями становится более прочным. Самым тесным образом работа мышц связана с работой сердца. Сердце больше всего поддается тренировке и больше всего нуждается в ней.
Укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем особенно активно происходит в процессе систематических циклических упражнений: ходьбы на лыжах, плавания, продолжительного бега со средней и малой скоростью.
Важны физические упражнения и для полноценной работы головного мозга: улучшается его кровоснабжение, повышается общий тонус коры, благодаря чему усиливается деятельность всех анализаторов. Наряду с этим, как показал И.М. Сеченов, при активной мышечной работе перевозбуждение систем мозга уменьшается или полностью снимается.
Анатомический анализ типичных положений и движений человека
... состояние межреберных мышц; 3. положения и экскурсии диафрагмы; 4. состояния мышц живота. Определение влияния положений или движений тела на организм. Учитывает влияние упражнений на костную систему, подвижность в суставах, развитие мышц, осанку тела, состояние ...
Роль двигательного анализатора в общей системе коры головного мозга исключительно велика, так как любая деятельность проявляется в том или ином движении, «осложняется мышечным чувством», по выражению И.М. Сеченова. Таким образом, наряду с действием любого анализатора включается в работу двигательный анализатор, а одновременная работа нескольких анализаторов улучшает их функциональные возможности.
Под влиянием физических упражнений улучшаются основные свойства нервной системы (ее сила, подвижность, уравновешенность).
Физические упражнения в разной форме включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные и музыкально-двигательные занятия, особенно их много в разнообразных подвижных играх. Уровень развития моторики служит показателем общего нервно-психического развития ребенка.
Актуальность темы курсовой работы объясняется тем, что в физическом воспитании детей дошкольного возраста большое значение имеет подбор оборудования и инвентаря, учитывающий особенности физического развития детей и возрастных этапов формирования моторики.
Объектом исследования курсовой работы является физическое воспитание в дошкольных учреждениях.
Цель курсовой работы — раскрыть значение физкультурного оборудования, инвентаря в физическом воспитании дошкольников; привести необходимое физкультурное оборудование, инвентарь для групповых комнат, физических залов, физических площадок.
Для достижения цели курсовой работы были решены следующие задачи:
В практической части приведены фотографии оборудования, инвентаря групповых комнат, физического зала, физической площадки; таблицы с перечнем оборудования, инвентаря для физического воспитания дошкольников по возрастным группам.
Методологической и теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов в области дошкольного воспитания.
Научная новизна исследования заключается в предложении нетрадиционного оборудования, инвентаря для работы с дошкольниками по физкультурному воспитанию.
Практическая значимость проекта заключается в возможности использовать результаты курсовой работы при оформлении групповых комнат физкультурным оборудованием, инвентарем по возрастным группам, физкультурных залов и площадок и возможности изготавливать и использовать нетрадиционное оборудование по данным в работе эскизам.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и практической части.
2.1 Значение физкультурного оборудования, инвентаря для успешного решения задач физического воспитания
Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. В детском саду необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического воспитания дошкольников. Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в разных видах занятий по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов.
Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием
... специалистами, оказывающими вне его коррекционную помощь ребенку с отклонением в развитии; работа с родителями ребенка с отклонением в развитии в целях обеспечения единого подхода к его воспитанию и обучению, соблюдения рекомендаций специалистов, оказания помощи дошкольнику в овладении программными требованиями, рассчитан ...
С помощью оборудования и пособий должно обеспечиваться правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений), а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств).
Большинство физкультурных пособий используется детьми в процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр.
Поэтому в комплекты оборудования должны входить самые разнообразные предметы: крупногабаритные (гимнастические скамейки, лестницы, бумы и др.), переносные и стационарные, изготовленные из разных материалов (дерева, резины, пластмассы и т.п.), мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т.п.).
Наличие в комплектах разнообразного оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники).
При подборе физкультурного оборудования существенное значение имеет учет особенностей физического развития детей и возрастных этапов формирования моторики. Поэтому оборудование подбирается в соответствии с возрастными группами. Кроме того, для большинства предметов физкультурного оборудования указаны размеры, соответствующие основным параметрам возрастного развития детей.
Физкультурный инвентарь позволяет расширить круг упражнений, формирующих и совершенствующих двигательные навыки, например, метание в различные цели (вертикальные, горизонтальные, движущиеся, подвижные, качающиеся); набрасывание колец: кольцебросы, расположенные на разной высоте; упражнения в парах, подгруппами, в кругу. Для выполнения общеразвивающих упражнений используются: ленты, платочки, бруски, султанчики, вертушки и др., что повышает их влияние на организм.
Специально подобранные пособия: палки, палки-шесты, шнуры, большие обручи, игрушки дают возможность целенаправленно влиять на отдельные группы мышц. Например, развитию кисти руки и пальцев способствуют ручные эспандеры, массажные мячи, оздоровительные шары, мозаика и другие предметы. Полезны упражнения с предметами, обеспечивающими разные способы захвата: флажки, обручи, палки и др.
Для укрепления мышц стопы применяют массажные коврики, шариковые тренажеры, валики, палки, веревки, кольца, шарики, которые захватываются пальцами ног, а также ребристые доски разнообразной конструкции. На участке устраивают дорожки с разным покрытием (песок, галька, трава и т.д.).
2.2 Требования к физкультурному оборудованию
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
1) Педагогические требования. Подбор оборудования определяется программными задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. Для рациональной организации двигательной активности детей дошкольного возраста важно обращать внимание на размещение оборудования по месту его использования (для определенных условий).
Гимнастические залы, площадки и их оборудование
... помощью такого оборудования легче учить детей самостоятельно упражняться на снарядах, учить страховке и самостраховке. 2. Номенклатура и табели учебного оборудования и инвентаря определяются специальными нормами и правилами. Примерный перечень гимнастического оборудования школьных физкультурных залов приведен ...
Необходимо, чтобы оборудование (размеры, габариты и вес предметов) соответствовало возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Габариты и вес переносного оборудования должны быть соразмеримы с возможностями детей.
2) Эстетические требования. При оформлении мест занятий физическими упражнениями необходимо учитывать взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине, стремиться к созданию ансамблей единого стиля, украшающих помещение или площадку. Важную роль играет цветовая отделка. Крупное оборудование окрашивается в светлые, спокойные тона. Деревянные элементы лучше покрывать бесцветным лаком, сохраняя естественный цвет древесины, или масляной краской светлых тонов, металлические ― нитроэмалью светло-серого, серо-голубого цвета. Разметка щитов для метания (центр и круги) может быть красного, синего, оранжевого, зеленого цвета. Мелкий инвентарь, предметы для общеразвивающих упражнений (погремушки, флажки, обручи и др.) должны быть яркими, многокрасочными, как основных цветов, так и оттенков. Красивая окраска предметов радует глаз ребенка, способствует развитию цветоразличения.
Для хранения физкультурного инвентаря в групповых комнатах и зале используется встроенная или секционная мебель с выдвижными ящиками-тележками для мелких пособий. Они не нарушают эстетики интерьера, удобны для использования в работе с детьми.
Важнейшее требование ― безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.).
Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закругленными углами. Каждое пособие должно быть устойчивое и прочное. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма у детей во время занятий по физической культуре необходимо иметь хорошие крепления и гимнастические маты. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется воспитателем перед занятиями с детьми.
3) Гигиенические требования. Места для занятий физическими упражнениями должны содержаться в чистоте. Для этого проводится регулярная уборка помещений и площадок, чистка инвентаря. Надо позаботиться, чтобы физкультурный инвентарь был защищен от воздействия высокой температуры и сырости, в противном случае деревянные предметы трескаются, перекашиваются, резина становится пористой, теряет свои эластичные свойства. Кожаные мячи надо смазывать жиром и хранить на специальных стойках или в корзинах. Булавы и кегли подвешиваются за шейку или ставятся в ящик. Обручи подвешиваются на штырях, чтобы не перекашивались. Палки можно хранить в вертикальном или горизонтальном положении. Веревки подвешиваются, чтобы не перепутывались.
Воспитатель организует правильный уход за пособиями, знакомит детей с правилами хранения и ухода.