Характеристика перевозимого груза

Грузоперевозки — это динамично развивающаяся отрасль. Высокий спрос на перевозки и большая конкуренция в сфере грузоперевозок требуют от перевозчиков постоянного совершенствования и введения новых предложений, выгодно выделяющих их от других перевозчиков.

Крупные транспортные компании предлагают не только выполнение простых грузоперевозок, но и берутся за самые сложные задачи, требующие определенных знаний и специальной техники. И перевозка леса на данный момент одна из самых популярных услуг.

Лес необходимо перевозить и на дальние, и на небольшие расстояния, но для этого нужна специальная техника. Достоинством перевозок на автотранспорте служит маневренность, мобильность и возможность поставки груза практически в любое место некрупными партиями. Стоит все же заметить, что такие перевозки стоят довольно дорого и отличаются небольшой грузоподъемностью. При перевозке лесоматериалов следует использовать только надежную спецтехнику, способную работать в тяжелых условиях. Машины должны обладать высокой проходимостью, наилучшей грузоподъемностью.

Специфика перевозки леса-кругляка состоит том, что древесина предрасположена к воздействию влажности воздуха, температуры, загрязнению пылью, может быть повреждена жуками — короедами. Все эти обстоятельства приводят к необходимости проведения карантинного контроля.

Лес замечательный, универсальный, многосторонний материал, применяемый широко в строительстве, при производстве мебели, поэтому услуги по перевозке леса пользуются огромной популярностью. Конечно, доверить столь сложную и ответственную работу можно только профессионалам, знающим все тонкости и нюансы, имеющие специальную технику и профессиональных работников.

Характеристика перевозимого груза

1 Физико-химические свойства

Главными физическими и химическими свойствами древесины являются: средняя и истинная плотность, гигроскопичность, влажность, набухание и усушка.

Средняя плотность напрямую зависит от пористости и влажности породы. Значение средней плотности указывается применительно к стандартной 12% влажности.

Все породы средней плотности можно разделить на три категории: легкие, средние и тяжелые.

Истинная плотность древесины устанавливается совокупностью элементов, которые составляют оболочку клеток. Клетки, практически у всех пород, имеют схожее строение, поэтому истинная плотность древесины колеблется в промежутке от 1490 до 1560 кг/м ³

4 стр., 1593 слов

Измерение плотности, вязкости и влажности

... прибора однозначно связано с измеряемой влажностью газа. Для измерения влажности жидкостей применяют как специальные влагомеры, так и приборы, измеряющие какое-либо свойство жидкости, если оно связано с ее влажностью. ... процессе производства определять такие свойства жидкостей, как концентрация кислот и щелочей, состав пульп и т. п. Для измерения плотности жидкостей чаще всего применяют буйковые, ...

Влажность — оказывает прямое влияние на физические и механические свойства древесины, и в большинстве случаев устанавливает ее пригодность. В древесине вода может выть в 3х видах: в свободном состоянии, в гигроскопическом и в химическом связном. Свободная вода, она же капиллярная, заполняет полости клеток и сосудов и все межклеточное пространство. Гигроскопическая вода располагается в стенках клеток. Химически связная вода входит в химический состав элементов и веществ.

Вода, содержащаяся в древесине, изменяется вследствие ее гигроскопичности и влагоотдачи.

Гигроскопичность — это способность древесины поглощать парообразную влагу из воздуха.

Влагоотдача — это противоположная характеристика гигроскопичности. Влагоотдача — способность древесины отдавать влагу в окружающую среду. Влагоотдача и гигроскопичность зависят от температуры и влажности воздуха.

Если древесина долгое время находилась на воздухе с неизменной относительной влажностью и температурой, то она приобретает определенную влажность, называемую равновесной. Если происходит изменение влажности, то древесина, либо усыхает, либо набухает.

Усушка — это уменьшение линейных размеров и объема древесины в результате высыхания. Усушка происходит лишь при удалении гигроскопической воды. В разных направлениях усушка воды разная. Усушка вдоль волокон составляет 0,1- 0,3%, в радиальном направлении 3-6%, а в тангенциальном от 7 до 12%. Объемная усушка, которая выражается коэффициентом объемной усушки и составляет от 0,2 до 0,75%. Усушка древесины может привести к образованию трещин и к появлению щелей между деревянными элементами.

Набухание — это потенциал древесины увеличивать свои размеры при впитывании воды. Набухание вдоль волокон составляет приблизительно 0,1-0,8%, в радиальном направлении от 3 до 5%, а в тангенциальном от 6 до 12%.

Способность древесины по-разному изменять свои формы и размеры при усушке, или при набухании, в конечном результате приводит к короблению.

Теплопроводность древесины составляет примерно 0,16 — 0,3 Вт/м °С, причем вдоль волокон теплопроводность в 1,8 раза выше, чем поперек них.

Звукопроводность древесины поперек волокон в 3-4 раза выше звукопроводности воздуха, а вдоль волокон выше в 16 раз. Вдоль волокон звукопроводность составляет 5000 м/с, в радиальном — 1450м/с, а в тангенциальном — 850 м/с.

К механическим свойствам древесины относятся: твердость, прочность, деформативность, вязкость. Все эти свойства зависят от средней плотности, наличия пороков, влажности, применения нагрузки с учетом строения древесины.

Влажность древесины значительно влияет на ее механические и биологические свойства и массу. Влага содержится в древесине в свободном (капиллярном) и химически связанном (молекулярном) состояниях. При высыхании лесоматериалов в первую очередь испаряется капиллярная влага. При этом изменяется только масса древесины. Дальнейшее высушивание происходит за счет испарения молекулярной влаги, что приводит к объемной усушке древесины (максимально до 5…6 %) и увеличению ее механической прочности. Высушивание древесины до 17…20 % относительной влажности приводит к необратимым изменениям, которые затрудняют обратное впитывание влаги. Быстрое высушивание лесоматериалов при неправильном хранении вызывает их растрескивание и коробление с соответствующей потерей качества.

46 стр., 22628 слов

Строение, основные свойства и применение древесины

... и уменьшению прочности, а при высыхании древесина уменьшается в размерах (происходит усушка); она растрескивается и коробится; поражается ... направления, а на продольных разрезах направления вдоль волокон и радиальное или тангенциальное. Основные анатомические части ... связывает корневую систему с кроной дерева. Он проводит воду с растворенными минеральными веществами вверх (восходящий ток), а ...

Появление на древесине серых пятен, цветных полос, синевы, желтизны свидетельствует о наличии пороков и порче древесины. Пороки лесных грузов образуются в результате жизнедеятельности дереворазрушающих и деревоокрашивающих грибков.

Изменение окраски снижает товарный вид древесины, но не изменяет ее механических свойств. Основной болезнью древесины на складах леса, приводящей к ее разрушению, является гниль. При этом появляется характерный затхлый запах. Общие потери древесины в результате поражения гнилью достигают 8%. Рост большинства дереворазрушающих и деревоокрашивающих грибков прекращается при температуре ниже +5°С или влажности древесины ниже 25 или выше 55%. Поэтому для предохранения древесины от поражения грибками ее, как правило, хранят на открытых площадках в сухом или очень влажном состоянии.

Кроме перечисленных, к порокам древесины относится ее поражение различными насекомыми. Насекомые селятся на древесине, расположенной на освещенных местах. При хранении леса в больших, плотно уложенных штабелях, а также окоренной древесины, степень поражения насекомыми резко уменьшается.

Марку на круглые лесоматериалы наносят в центральной части верхнего торца водостойкими красками. Допускается маркировка и другими средствами (например, мелом), обеспечивающими сохранность марки. При поштучной маркировке лесоматериалов применяют следующие обозначения:

  • для указания сортов: первый сорт — 1 или I, второй — 2 или II, третий — 3 или III, четвертый сорт — 4 или IV;
  • для указания диаметра лесоматериалов установлены соответствующие цифровые знаки;
  • для указания назначения лесоматериалов применяют буквенные знаки: К — лесоматериалы для выработки целлюлозы и древесной массы;
  • Л — лесоматериалы для лущения и строгания;
  • СК или С — лесоматериалы для использования в круглом виде.

2 Объёмно-массовые свойства

К объемно-массовым характеристикам грузов относятся линейные размеры, масса, объем грузового места и ряд производных показателей. Линейные размеры грузов используются для расчетов загрузки транспортного средства, выбора средств механизации перегрузочных работ и решения ряда других эксплуатационных вопросов.

Масса грузового места для всех видов транспорта определяется в килограммах или тоннах. Масса груза является исходной характеристикой при решении всех задач по приему и сдаче грузов в порту, по загрузке подвижного состава, обеспечению сохранности грузов и безопасности мореплавания. Масса грузового места определяется по показателю «брутто» и устанавливается ГОСТами для каждого наименования груза.

Объем груза определяется в кубических метрах. Учет жидких грузов при погрузке, хранении и выгрузке ведется в единицах массы. Это объясняется тем, что жидкие грузы под воздействием температуры меняют объем и поэтому учет их по объему может дать большие погрешности. Объем лесных грузов выражается в специальных единицах — плотной мере или в складской мере и в других единицах.

Удельный объем и удельный погрузочный объем.

Габаритный объем отдельного грузового места (Vм) определяется как произведение его геометрических размеров (длины Lм ширины Bм высоты Нм) с учетом всех выступающих частей тары (планок, накладок и т. п.).

16 стр., 7515 слов

Размещение и крепление грузов в вагонах

... груза с учетом пористости вещества (т. е. с учетом объема внутренних пор и капилляров). Эта характеристика груза используется для расчета массы лесоматериалов, железобетонных изделий и других видов грузов. ... упаковки и пакетирования; разработке рациональных способов и схем погрузки-разгрузки и перевозки и т. д. Изменение транспортной характеристики груза приводит к изменению технических и ...

Удельным объемом груза (м3/т) называется объем единицы массы груза, определяемый как отношение суммы габаритных объемов грузовых мест к их суммарной массе брутто.

При расчете, объема штабеля, сформированного из совокупности грузовых мест с характеристикой Vw следует учитывать зазоры, образующиеся между отдельными грузовыми местами. Приращение объема штабеля в результате неизбежной неплотности укладки груза определяется

Таблица 1

Приращение объема штабеля

Порода древесиныЛесоматериалыПиломатериалы и шпалы при укладке пачек с прокладкамиНе окоренныеГрубоокоренныеОкоренныеЕль, пихта Сосна Береза, осина Липа Лиственница0,70 0,68 0,67 0,64 0,650,750,770,74…0,93

Таблица 2

Зависимость массы древесины от высушивания

ПОРОДА ДРЕВЕСИНЫУДЕЛЬНАЯ МАССА ДРЕВЕСИНЫ, Т/М 3, ПРИ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ, %152033404550Ель450,480,560,620,680,75Сосна500,5250,6250,700,760,84Лиственница0,670,700,820,911,001,10Пихта0,370,410,490,540,600,65Береза0,620,670,790,880,961,06Осина0,450,500,600,670,730,80Ольха0,520,540,650,720,790,87Тополь0,450,500,600,650,700,75

Круглые лесоматериалы

Круглые лесоматериалы используют: в качестве сырья для получения пиломатериалов, шпал, фанеры, различных заготовок, дубильных экстрактов и древесного угля; в строительстве; для изготовления свай, мачт и опор электролиний; для крепления горных выработок; для установки снеговых щитов. В зависимости от назначения их заготовляют в окоренном и неокоренном виде.

По толщине круглые лесоматериалы бывают:

  • мелкие — диаметром до 13 см с градацией 1 см;
  • средние — 14…24 см с градацией 2 см;
  • крупные — 26 см и более с градацией 2 см.

При этом за диаметр круглых лесоматериалов принимается полусумма значений диаметров в верхнем и нижнем отрубах отрезка ствола. По качеству древесины мелкие лесоматериалы относятся к бессортным, а средние и крупные делятся на четыре сорта.

Длина круглых лесоматериалов установлена от 0,5 до 18 м. В зависимости от условий перевозок железнодорожным транспортом круглые лесоматериалы делятся:

  • на короткие длиной до 3 м;
  • средние — 3…13 м;
  • длинные — свыше 13 м.

Погрузка средних и длинных круглых лесоматериалов производится с использованием верхней суженой части габарита погрузки.

Круглые лесоматериалы рассортировывают по назначениям, сортам, породам и толщине. В одном штабеле загруженных в вагон круглых лесоматериалов не должно быть более четырех смежных размеров по толщине, а разница длин не должна превышать 0,5 м. На торцы круглых лесоматериалов наносят маркировку, в которой указывают их назначение, сорт и диаметр.

3 Способы транспортировки

Лесоматериалы могут быть доставлены конечному потребителю разными видами транспорта. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, поэтому предприятия, перерабатывающие лес, используют удобный именно для них способ транспортировки в зависимости от своих приоритетов.

10 стр., 4677 слов

Древесина в строительстве

... складе. Степень влияния пороков на пригодность древесины в строительстве зависит от их вида, места расположения, ... (нижней) части ствола. Закомелистость бывает круглой и ребристой. В любом случае она увеличивает количество ... лесоматериалов, уменьшают выход высокосортной продукции, снижают прочность и даже делают их непригодными для строительных целей. Кроме того, трещины способствуют гниению древесины. ...

На рис.1 предоставлена перевозка <#»286″ src=»doc_zip1.jpg» />

  • Рис. 1 — Процесс перевозк <#»340″ src=»doc_zip2.jpg» />
  • Процесс перевозки лесоматериалов по железной дороге.

Лесоматериал — негабаритный груз, его длина обычно больше длины вагона. Поэтому перевозку леса осуществляют на специально предназначенных для этого платформах. Иногда лесоматериал грузят в полувагоны. Если погрузка производится на открытые платформы, то бревна фиксируют стойками. Существуют также специально оборудованные платформы для перевозки леса.

Перевозка лесоматериалов железнодорожным транспортом очень популярна ввиду ее низкой стоимости. По сравнению с автомобильной транспортировкой железная дорога имеет ряд преимуществ:

  • Стоимость транспортировки большого количества груза обходится значительно дешевле.
  • Сохранность груза.

Лес на платформах-лесовозах, как правило, повреждается меньше, чем при перевозке на автомобилях. Для обеспечения безопасности транспортировки можно заключить договор на охрану отдельной партии перевозимого груза.

  • Большие партии. Очевидно, что железнодорожным транспортом можно доставить гораздо большее количество лесоматериалов, чем при помощи автомобилей-лесовозов.

Кроме того, железнодорожные перевозки гораздо меньше подвержены непредвиденным обстоятельствам, чем автомобильные. Следует отметить, что вероятность возникновения форс-мажорных ситуаций на железной дороге значительно ниже.

Перевозка лесоматериалов водным транспортом

Водный транспорт — это отличный способ перевозки леса на дальние расстояния. Около пятидесяти процентов лесного сырья перевозится именно по воде. Как известно, самые густые леса находятся в Сибири и северных районах. Часто автомобильные и железные дороги там даже не проложены, поэтому сплав и водный транспорт (открытые баржи) — единственный способдоставить лес до потребителя.

Это самый дешевый способ перевозки леса, но и самый долгий по времени.

На рис.4 предоставлена перевозка <#»justify»>

  • Процесс перевозки лесоматериалов водным транспортом.

4 Способы хранения и складирования

Готовая продукция (круглые лесоматериалы, щепа), сырье (хлысты, деревья, круглые лесоматериалы для переработки в цехах, порубочные остатки) могут храниться как на лесосеке, так и на лесных складах.

На рис.5 предоставлен склад лесоматериалов.

Круглые лесоматериалы укладывают в штабели различных типов: плотные, рядовые, плотно-рядовые, пачковые, пакетные. Типы и размеры штабелей выбираются с учетом наилучшей сохранности древесины, технических возможностей штабелевочного оборудования, обеспечения безопасных условий работы, размеров площадей для складирования.

В плотном штабеле лесоматериалы укладываются без прокладок. Такой штабель характеризуется хорошей вместимостью.

На рис.6 предоставлен способ укладки лесоматериалов штабелями.

Способ укладки лесоматериалов штабелями.

4 стр., 1979 слов

Открытый способ разработки полезных ископаемых

... случаях при наклонном залегании и энергией взрыва. Погрузку руды в автосамосвалы выполняют с использованием экскаваторов и ... вертикали между подэтажными штреками) зависит от применяемого способа отбойки. Параллельно с проведением восстающего производятся работы ... 2. Системы подземной разработки с открытым очистным пространством Системы разработки с открытым очистным пространством являются наиболее ...

В рядовом штабеле лесоматериалы укладывают параллельными рядами, между которыми помещают две-три линии прокладок.

На рис.7 предоставлен способ укладки лесоматериалов рядовым штабелем.

Способ укладки лесоматериалов рядовым штабелем.

В плотно-рядовом штабеле лесоматериалы укладываются многослойными рядами, отделенными друг от друга горизонтальными прокладками. По интенсивности циркуляции воздуха, вместимости и возможной степени механизации работ плотно-рядовой штабель занимает промежуточное значение между плотными и рядовыми штабелями.

На рис.8 предоставлен способ укладки лесоматериалов плотно-рядовым штабелем.

Способ укладки лесоматериалов плотно-рядовым штабелем.

В пачковом штабеле лесоматериалы укладываются пачками, отделенными друг от друга горизонтальными, наклонными или вертикальными прокладками. Укладка пачек в штабель и его разборка производятся кранами или лебедками, оснащенными канатными стропами.

На рис.9 предоставлен способ укладки лесоматериалов пачковым штабелем.

Способ укладки лесоматериалов пачковым штабелем.

Пакетный штабель формируется из пакетов определенных формы и размеров, фиксированных обвязкой, контейнером или другим устройством. Ряды пакетов могут укладываться параллельно или перпендикулярно относительно друг друга.

На рис.10 предоставлен способ укладки лесоматериалов пакетным штабелем.

Способ укладки лесоматериалов пакетным штабелем.

Короткие круглые и колотые лесоматериалы (длиной до 2 м) могут храниться в поленницах или кучах

На рис.11 предоставлен Способ укладки лесоматериалов в кучах, поленницах.

Способ укладки лесоматериалов в поленницах.

Хранение лесоматериалов — это система мероприятий по предотвращению их порчи с момента производства до переработки в конечную продукцию. В зависимости от вида и назначения лесоматериалов применяют различные способы хранения. В процессе хранения в лесоматериалах могут появиться пороки в результате повреждения насекомыми, поражения грибами и образования трещин.

груз лесоматериал погрузка древесина

По способности противостоять разрушению насекомыми, грибами и растрескиванию древесину разделяют на два класса стойкости.

Общие сроки хранения древесины нестойких пород на лесосеке не должны превышать двух, а стойких — четырех месяцев.

В зимнее время древесине никакой защиты не требуется, и срок ее хранения не ограничивается.

Для хранения лесоматериалов могут быть применены влажный, сухой и химический способы защиты лесоматериалов от порчи. Влажный способ предусматривает рядовую или плотную укладку лесоматериалов в штабели, замазку и затенение торцов, укрытие межштабельных интервалов, замораживание, снегование, дождевание и др.

Химический способ хранения предполагает обработку неокоренных лесоматериалов ядовитыми веществами, предохраняющими от поражения насекомыми и грибами.

Сухой способ хранения имеет наиболее широкое применение. Наиболее благоприятные условия при сушке лесоматериалов обеспечиваются при укладке их в небольшие штабели из 2-3 рядов. Нижний ряд укладывается на окоренные подкладки.

Сохранность качества нижнего ряда бревен в значительной мере зависит от высоты подкладок и отсутствия под штабелем травы. Если эти условия не соблюдаются, подкладки поражаются синевой, другими окрасками и гнилью. Высота нижнего ряда над землей должна быть 35-40 см.

14 стр., 6705 слов

Конструктивные и химические меры защиты древесины от гниения и возгорания

... (пожароопасные). Деревянные конструкции отнесены по ГОСТ 30403 к классу КЗ. 1.2 Горючесть древесины и ее ... огня (а -- первоначальное сечение; б -- слой угля; в -- слой древесины, ослабленной нагревом (толщина 25--35 мм); г -- холодная древесина, сохранившая нормальную прочность). 1.3 Определение огнезащитной эффективности Способы ... преобразователя 8 с пределами измерения от 0 до 900° С. Горячий ...

Бревна в ряде северных районов укладываются с промежутками, а в южных — вплотную.

Каждый ряд следует перекладывать окоренными прокладками диаметром примерно 1/3 диаметра укладываемых бревен.

Оттенение штабелей порубочными остатками, особенно со стороны торцов, уменьшает растрескивание. Боковые же поверхности можно оттенять только на концентрированных вырубках и открытых местах.

На каждый штабель крепится бирка, на которой указывают номер штабеля, время заготовки, объем уложенной в штабель древесины.

Сортименты, заготовленные в весенне-летний период, без принятия защитных мер могут храниться не более 10 суток. Если сроки хранения превышают 10 суток, бревна следует укладывать в плотные штабели, торцы бревен покрывают защитными замазками. Штабели можно закрывать порубочными остатками. Сушка дров таких пород, как дуб, ольха, осина достаточно хорошо происходит в течение летнего периода. Березовые дрова (круглые) со своей плотной берестой сохраняют влажность и поэтому быстро разрушаются. Складирование порубочных остатков на вырубках после сплошных и санитарных рубок, предназначенных в дальнейшем для производства топливной щепы, должно производиться на хорошо продуваемых площадках. Не рекомендуется площадки устраивать близко к лесовозным дорогам и в густых насаждениях. Вал порубочных остатков следует укладывать так, чтобы господствующие ветры дули вдоль него. Складирование целесообразно проводить в весенне-летный период, чтобы обеспечить их просушку.

На рис.12 предоставлен способ хранение лесоматериалов на лесных складах

Хранение лесоматериалов на лесных складах.

Деревья (хлысты) укладывают на лесных складах для создания межсезонных или межоперационных запасов, которые обеспечивают ритмичную работу технологического оборудования при их первичной обработке. Укладка производится пачками вразнокомелицу в клетку; пачками вразнокомелицу рядами на прокладках; пачками комлями в одну сторону; россыпью вразнокомелицу с прокладками и без прокладок. Коэффициент плонодревесности штабеля изменяется в зависимости от способа укладки и вида древесины. Для штабелей из хлыстов его значения колеблются от 0,23 (россыпью комлями в одну сторону) до 0,35 (вразнокомелицу с укладкой в клетку).

Для штабелей из деревьев коэффициент полнодревесности принимается на 5-7 % меньше, чем для хлыстов.

5 Способы погрузки и разгрузки

В процессе переработки и доставки потребителям древесина неоднократно перегружается с одного вида транспорта на другой, в связи с чем погрузочно-разгрузочные работы являются важным звеном лесозаготовительного процесса.

Состав, вид лесоматериалов и место проведения погрузочно-разгрузочных операций определяются организационно-технологическими факторами. Конструкция, выбор и применение машин, их параметры в большей степени определяются видом древесины и характером подъемно-транспортных операций. Заготовленную на лесосеках древесину вывозят в виде сортиментов (72,4%), хлыстов (27,6%), автопоездами (70-75%), на ширококолейных (2-3%) платформах, а также тракторными поездами (8-10%).

Объем погрузки древесины на лесовозный транспорт и разгрузки его определяется объемом вывозки. Выбор вида древесины для вывозки и типа машин для применения на лесосечных работах определяются факторами технико-экономического, технологического и природного характера.

10 стр., 4828 слов

Материалы и изделия из древесины

Область применения. Из древесины возводят деревянные конструкции, применяют для наружной и внутренней отделки, изготавливают композиционные материалы из отходов древесины (древесностружечные плиты ДСтП, цементно-стружечные плиты ЦСП, арболит, ксилолит и др.). Особенно широко ...

На верхних складах или лесопогрузочных площадках около лесовозных дорог могут выполняться следующие грузоподъемные операции: штабелевка стволов с кроной, хлыстов или сортиментов; погрузка на транспортные машины стволов с кроной, хлыстов или сортиментов.

Все применяемые в настоящее время способы механизации погрузки древесины на лесовозный транспорт можно разделить на три группы.

1. Погрузка древесины трелевочными тракторами и лебедками. Применяются различные установки для крупнопакетной погрузки с помощью трелевочного трактора реже трелевочные лебедки.

На рис.13 предоставлен трелевочный трактор.

Погрузка древесины трелевочными тракторами.

2. Погрузка специальными машинами с самостоятельным приводом. Такими машинами являются различные стреловые краны (автомобильные, тракторные) и погрузчики с челюстными грузозахватами.

На рис.13 предоставлена машина с самостоятельным приводом.

Погрузка лесоматериалов специальными машинами с самостоятельным приводом.

— Погрузка навесными погрузочными устройствами на транспортных машинах. Эти устройства монтируют на автомобилях, тракторах (форвардеры), двигатель которых используется для погрузки. Сейчас применяют навесные устройства двух основных типов: канатные и гидроманипуляторные.

На рис.14 предоставлено навесное погрузочное устройство.

Погрузка лесоматериалов навесными погрузочными устройствами.

Кроме того, существуют разработки различных технологических процессов контейнерной погрузки деревьев, хлыстов и сортиментов. При осуществлении этого способа погрузочных работ контейнер транспортируют к лесоперегрузочному пункту специальными тягачами, после чего он заполняется, и при помощи лебедки натаскивается на базовую машину.

На рис.15 предоставлен гусеничный погрузчик.

Погрузка лесоматериалов с помощью гусеничного погрузчика.

В настоящее время челюстные тракторные гусеничные погрузчики перекидного типа и агрегатные автомобили являются основными средствами погрузки древесины на лесосеках в Республике Беларусь. Однако опыт применения в производственных условиях указывает на ряд их технологических недостатков.

На расстояния более 20 км гусеничные лесопогрузчики нужно перевозить по железным дорогам или на трейлерах. При установке навесного оборудования подвергается доработке и рама базового трактора. Появляется лишний промежуточный узел, как рама навесного оборудования, вес которой составляет 30% от общего веса всего навесного оборудования. Использование трактора как базы для погрузчиков перекидного типа ведет к значительному увеличению веса всей машины, в то время как мощностные, тяговые и скоростные качества трактора используются на 50%. Нерациональный расход металла приводит к значительному ухудшению проходимости и маневренности погрузчиков. Тесная кабина трактора, особенно трелевочных тракторов, не позволяет создать удобные условия для управления погрузчиком, а плохая обзорность затрудняет оператору слежение за выполнением основных погрузочных операций.

Самозагружающиеся же автомобили, оснащенные гидроманипулятором, не могут использовать в полной мере свою полезную грузоподъемность в связи с необходимостью перевозки собственно погрузочно-разгрузочного устройства. Кроме того, их действительная производительность всегда несколько меньше из-за большого времени технологического цикла.

56 стр., 27735 слов

Основы конструирования изделий из древесины

... ёта расхода лесоматериала Наименование КТГ, сборочной еденицы или детали. Мтериал, ГОСТ. Сорт. Количество деталей в изделии. Размеры детали ... развития и притяжения для всего макрорегиона Сибирь. Основу производственного комплекса города составляют более 220 крупных ... также более 600 малых промышленных предприятий. Каждый пятый из числа работников предприятий и организаций города -- занят ...

В связи с этим целью исследований являлось совершенствование процессов погрузки древесины путем применения альтернативных технологических решений, удовлетворяющих всем требованиям, предъявляемым к проведению лесозаготовок. В частности, новые экологические требования, выдвигаемые Комитетом лесного хозяйства при Совете министров Республики Беларусь, ограничивают применение гусеничной техники на работах в лесных массивах, в связи с чем все предприятия, осуществляющие заготовку древесины, к 2005 году должны перейти на эксплуатацию лесной техники на пневмоколесном ходу.

В настоящее время за рубежом для механизированной погрузки леса на лесовозный транспорт, его разгрузки, выполнения различных лесоперевалочных и штабелевочных работ применяются в большом количестве колесные погрузчики различных типов и конструкций

На рис.16 предоставлен колесный погрузчик

Колесный погрузчик.

Преимущественной областью их применения являются лесосеки с концентрированными лесозаготовками, и большими объемами складируемой или перерабатываемой древесины, а также склады лесопильных заводов и бумажных комбинатов.

Зарубежные колесные погрузчики создаются, как правило, на базе шасси колесных тракторов, а технологическое оборудование шарнирно-рычажного типа, состоящее в основном из грузоподъемных ферм и грузового захвата, оборудованных гидравлическим приводом, является навесным. Следует отметить, что эти машины выпускаются преимущественно фронтальными по четырехопорной колесной схеме с шарнирно-сочлененной рамой и всеми ведущими колесами, и имеют по сравнению с гусеничными большую скорость движения и маневренность.

У погрузчиков на пневмошинах угол поворота полурам достигает 90°, что позволяет им иметь небольшой радиус поворота. Лесопогрузчики этой группы чаще всего имеют четыре ведущих колеса, гидромеханическую трансмиссию, гидравлический привод рабочих органов и грузовой захват челюстного типа. В нашей стране также разрабатываются новые конструкции лесопогрузчиков фронтального типа на пневмоколесном шасси, снабжаемые различными грузовыми захватами. Примером тому является продукция отечественных предприятий МТЗ, Амкодор-Инвар и других организаций, занимающихся проектированием лесной техники. Недостатком данного рода техники является дооборудование контргрузом, увеличивающим общий вес машины, а, следовательно, и удельное давление на грунт, для получения необходимой устойчивости. Это резко сказывается на ее проходимости в условиях лесосеки, причем установка контргруза не всегда придает должную устойчивость машине на пересеченной местности, в связи, с чем возникает необходимость в укреплении площадок, охватываемых фронтом работы погрузочной техники. Все это несколько ограничивает возможность применения и этих машин на рассматриваемых лесозаготовительных операциях. Вариантом решения существующей проблемы может являться выполнение процессов погрузки в лесном массиве колесными манипуляторными погрузчиками большой грузоподъемности (рисунок, в), которые по сравнению с гусеничными в меньшей степени оказывают негативное воздействие на физико-механические и биологические свойства почвогрунтов и дают больший процент сохранения подроста и живого напочвенного покрова. С применением манипуляторных колесных погрузчиков на лесосеках возможны два варианта организации работ: погрузка и вывозка древесины текущей заготовки; погрузка и вывозка леса из запасов, заранее заготовленных у трасс лесовозных дорог. Технология самой погрузки при любом из перечисленных вариантов не меняется, разница заключается только в количестве древесины, уложенной на погрузочных площадках. Процесс погрузки манипуляторным лесопогрузчиком включает следующие операции: установку и подготовку подвижного состава к погрузке; захват древесины и перемещение ее к лесовозному транспорту; укладку и выравнивание погружаемых лесоматериалов на подвижном составе; уборку гужевого подвижного состава.

Вышеприведенный анализ погрузочно-разгрузочной техники показывает, что применение колесных лесопогрузочных машин манипуляторного типа может значительно улучшить работу лесотранспортной системы при погрузке и разгрузке лесовозного транспорта. Также данную технику можно использовать как на предприятиях с комплексной переработкой древесины, так и на предприятиях других отраслей народного хозяйства.

Для осуществления технологического процесса разгрузки хлыстов с подвижного состава лесовозной дороги, создания запасов и подачи сырья на основные поточные линии может использоваться оборудование следующих типов:

разгрузочное оборудование, которым можно создавать запасы деревьев или хлыстов в количестве не более 2-3 пачек, т.е. только межоперационные запасы сырья. это бревносвалы, разгрузочно-растаскивающие установки, тракторные толкатели. при использовании этого оборудования резервные и сезонные запасы деревьев или хлыстов укладывают в стороне от основного технологического потока на промежуточном складе.

разгрузочное оборудование, в зоне действия которого можно располагать до 5-10 тыс. м3деревьев или хлыстов. это двухниточные кабельные, козловые, консольно-козловые и мостовые краны грузоподъемностью 20-30 т. при использовании таких кранов межоперационные и резервные запасы (иногда и часть сезонных запасов) находятся в основном технологическом потоке и обслуживаются основным разгрузочным оборудованием. на промежуточном складе размещается только сезонный запас сырья (полностью или частично).

  • разгрузочное оборудование, которым можно создавать запасы леса неограниченных объемов. это колесные лесоразгрузчики грузоподъемностью 20-30 т. оборудование такого типа обеспечивает создание всех видов запасов сырья в основном технологическом потоке;
  • при этом нет необходимости организовывать промежуточные склады. к разгрузочным установкам на лесопромышленных складах предъявляют ряд специфических требований, обусловленных значительным весом, габаритами, несимметричностью формы перемещаемых грузов, а также необходимостью их размещения на сравнительно большой площади.

Объем пачек, доставляемых на лесопромышленные склады современными транспортными средствами составляет 20-30 м3. Пачки разгружают целиком — без деления их на части. Поэтому для указанных объемов грузоподъемность разгрузочных установок должна быть 20-30 т.

Тара, упаковка, маркировка

Нанесение марки на вершинный торец лесоматериалов производят поштучно на сортименты длиной более 2 м, толщиной 14 см и более. Коротье до 2 м любой толщины (за исключением учитываемых поштучно) и дол-готье любой длины диаметром до 13 см включительно не маркируют. Марка характеризует назначение сортимента, сорт и толщину. Применяют следующие знаки, указывающие назначение сортиментов:

Лесоматериалы для распиловки и строгания, из которых выпиливают кряжи:

авиационные ……………………… А

резонансные ……………………… Р

o карандашные, лыжные, протезные для лож (различают по породам и размерам) …………………………С

шпалы и переводные брусья железнодорожные……….К

экспортные ………………………. Э

строганый шпон ……………………. Л

Лесоматериалы для лущения ……………… Л

3. Лесоматериалы для выработки целлюлозы и древесной массы (балансы) …………………………. К

Лесоматериалы, используемые в круглом виде:

o для мачт судов, радиомачт, свай гидротехнических сооружений элементов мостов, изготовления плавучих средств ………… М

o для линий связи и автоблокировки, опор линий электропередач, строительства, вспомогательных и временных построек ……… С

o для разделки на рудстойки (отличаются от резонансных лесоматериалов диаметром, сортом) ……………. Р

Знак назначения сортимента не ставят на массовый сортимент- пиловочник общего назначения, а также на сортименты палубные, шлюпочные обшивочные, для баржестроения, бочковой и ящичной тары. Назначение указанных сортиментов определяют по породе, диаметру, длине и сортности.В лесоматериалах, заготавливаемых в комбинированном виде по толщине, кондиционную часть от некондиционной на вершинном торце отграничивают чертой: в верхней части наносят знаки назначения, сорта и толщины основного сортимента, в нижней части — только знак сорта. На лесоматериалы для лущения, поставляемые в долготъе, или на комбинированном по длине бревне наносят обозначение сортимента, сорта каждого чурака и диаметра. Рядом со знаком назначения сортимента проставляют знак сортности и диаметра. приведены примеры маркировки лесоматериалов: а — бревна п кряжи 2-го сорта диаметром 14; 24; 34 см и т. д., из которых получают пиломатериалы для машиностроения и другого назначения, или диаметром 24; 34 см и т. д. для судо- и баржестроения, судоремонта и пр.; б — бревна 1-го сорта диаметром 22; 32 и 42 см для выработки пиломатериалов на экспорт; в — кряжи комбинированные диаметром 28; 38 и 48 см для выработки авиационных пиломатериалов с некондиционной частью 2-го сорта, пригодной для выработки пиломатериалов общего назначения; г — бревна 2-го сорта диаметром 14 и 24 см для рудничной стойки; д — фанерные кряжи диаметром 20; 30 и 40 см и дающие первый от комлевого торца чурак 1-го сорта, второй и третий — 2-го сорта; е — лесоматериалы 3-го сорта диаметром 26; 36 и 46 см для выработки шпал и переводных брусьев железных дорог или диаметром 16 см для выработки целлюлозы и древесной массы. Диаметр обозначается последней цифрой числа, показывающего размер диаметра.

2.

Расчет технико-эксплуатационных показателей

Методика расчета технико-эксплуатационных показателей

Время оборота, ч

, (1)

об -время оборота, ч;

ге — длина груженной ездки, км;

х — длина холостой ездки, км;

пр — время погрузки-разгрузки, ч;

т — техническая скорость, км/ч.

Время на маршруте, ч

,(2)

м— время на маршруте, ч;

н — нулевой пробег, км;

н — время в наряде, ч.

Количество полных оборотов, ед

,(3)

где Z — количество ездок, ед.

Выработка одного автомобиля, т

,(4)

где q- грузоподъемность автомобиля, т;

— коэффициент использования грузоподъемности;

Q1a- выработка одного автомобиля, т.

Количество автомобилей, необходимое для перевозки заданного объема груза, ед

,(5)

где А — количество автомобилей, ед;

Q — потребность в перевозках, т.

Выработка автомобилей на маршруте, ткм

,(6)

где Р — транспортная работа, ткм.

Произведем расчет по приведенной методике:

ч.

= 7,69ч.

ед.

=30 т.

ед.

ткм.

Заключение

На основе проделанной работы мы можем сделать вывод:

1) Лесоматериалы чаще всего являются длинномерным грузом, поэтому для их перевозки необходимо использовать специализированный подвижной состав и соблюдать требования законодательства по перевозке не габаритных грузов;

2) Так как погрузка чаще всего осуществляется на местах добычи древесины (в лессу) необходимо использовать погрузо-разгрузочные и транспортные средства повышенной проходимости;

Погрузо-разгрузочные работы лесоматериалов характеризуются повышенной опасностью, поэтому требуют соблюдение особых требований безопасности;

Во время хранения древесины на складах требуется предохранение древесины от влаги, за исключение случаев, когда древесина требует вымачивания;

Для перевозки груза в заданных условиях потребуется 14 автомобилей. Для того, чтобы сократить это количество необходимо рассмотреть возможность совершения нескольких ездок каждым автомобилем.

Список литературы, Грузовые автомобильные перевозки: Учебник для вузов

А. В. Вельможин, В. А. Гудков, Л. Б. Миротин, А. В. Куликов.

Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки.

Организация перевозок грузов. Авторы: Владимир Семенов, Валерий Болотин, Владимир Кустов, Владимир Ефимов, Владимир Бадах, Татьяна Сергеева. 2011 г.

Автор: М. Е. Майборода, В. В. Беднарский. Название: Грузовые автомобильные перевозки. 2008 г.