Быстрый темп жизни современной цивилизации со всем его разнообразием и сложностью процесса требует от людей способностей к нестандартному разрешению проблем и творческого мышления. Воспитание всех необходимых для будущего качеств начинается с детства, с первых классов в школе.
Вопрос особенностей детей младшего школьного возраста исследован ещё не полностью, так как выделился в отдельную возрастную категорию относительно недавно, с введением обязательного и полного среднего образования. Содержание и задачи обучения детей в школе до конца ещё не определились, поэтому психологические особенности младшего школьного возраста нельзя считать неименными и изученными до конца. Одним из способов воспитания ребёнка, открывающим широкие возможности для всестороннего развития является художественная деятельность, связанная с конструированием из бумаги. Таким образом, вопрос положительного влияния конструирования из бумаги на детей младшего школьного возраста является актуальным.
Объектом данного исследования является процесс обучения конструированию из бумаги в младшем школьном возрасте. Предмет данной работы — программа обучения конструированию из бумаги учеников младших классов МБОУ СОШ № 25 г. Петрозаводска.
Цель проведенного нами исследования — анализ процесса обучения конструированию из бумаги детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели нами решались следующие задачи:
- выявление специфики обучения учеников младших классов конструированию из бумаги;
- изучение особенностей развития детей младшего школьного возраста;
- определение положительного влияния конструирования из бумаги на развитие школьников младших классов;
- классификация видов бумажного конструирования в младших классах;
- анализ значения оригами для развития школьников младших классов;
- анализ использования техники квиллинг в занятиях по конструированию из бумаги в классах начальной школы;
- разработка программы занятий по конструированию из бумаги для младших классов МБОУ СОШ № 25 г. Петрозаводска;
- составление учебно-тематического плана занятий по конструированию из бумаги в технике оригами;
- разработка программы обучения детей конструированию из бумаги в технике квиллинг.
Методологической основой курсовой работы являются общенаучные методы исследования: диалектический, сравнительно-сопоставительный, а также метод анализа и синтеза.
Дипломный проект : Создание методического пособия «Методика ...
... такой нетрадиционный для начальной школы прием работы с бумагой как конструирование. Основные приемы и методы обучения конструированию из бумаги Все в детстве выполняли различные изделия ... тема нашего дипломного проекта является перспективным направлением в обучении младших школьников. И поэтому разработанное нами методическое пособие «Методика разработки занятий по конструированию в технике ...
Курсовая работа написана при использовании литературы по педагогике и психологии, специализированным исследованиям, раскрывающим затронутую в работе проблему. Библиографический список представлен в конце курсовой работы.
В первой главе рассматривается специфика обучения учеников младших классов конструированию из бумаги. Во второй главе курсовой работы рассматривается использование таких видов бумажного конструирования как оригами и квиллинг в учебном процессе в младших классах. В третьей главе разрабатывается программа занятий по конструированию из бумаги для младших классов МБОУ СОШ №25 г. Петрозаводска. В заключение курсовой работы сделаны основные выводы по результатам исследования.
1. Специфика обучения учеников младших классов конструированию из бумаги
1.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста
Дети младшего школьного возраста имеют свои особенности развития, которые необходимо учитывать в учебном процессе. Начало обучения в школе является важным фактором, который в корне меняет систему отношений ребёнка с действительностью. Появляется новая сфера социальных отношений — «ребенок — учитель», которая в свою очередь начинает определять и отношение к родителям и к другим детям. В жизни ребёнка появляется оценочная система. Становится важным получить хорошие оценки и получить похвалу за хорошее поведение, так как родители расстраиваются от плохих отметок и радуются хорошим. Это оказывает влияние и на отношения с другими детьми.
Москаленко Т.Ф. в своей статье «Психологические особенности детей младшего школьного возраста» так описывает первый год обучения в школе: «Первый год обучения в школе является одним из самых сложных этапов в жизни ребенка. Школа с первых дней ставит перед ним целый ряд задач, требующих мобилизации интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать не то, что хочется, а то, что от них требуют. Ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе». Москаленко, Т.Ф. Психологические особенности детей младшего школьного возраста (2010 / 2011 учебный год) — Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/585259/]
Школа становится главным местом, где ребёнок учится взаимодействовать с обществом, так как там построена система определённых отношений. Внутри этой системы ребёнок получает новый статус, теперь он ученик, и несёт ответственность за свои поступки и результаты труда в обучении. Появление новых условий жизни и адаптация к ним ребёнка помогает развитию чувства личности.
Вот как характеризуют понятие учебной деятельности Хилько М.Е и Ткачева М.С. в своём издании «Возрастная психология»: «Учебная деятельность — это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение старых. Предметы науки и культуры — это особые предметы, с которыми надо научиться действовать.
Особенности игровой деятельности детей с различными нарушениями
... происходит коррекция различных нарушений. В связи с особенностями в развитии дети с нарушениями нуждаются в целенаправленном обучении и подборе игр для конкретного обучения. 1. Особенности игровой деятельности детей с нарушениями слуха В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не ...
Учебная деятельность не дается человеку от рождения, ее надо сформировать. Поэтому задача начальной школы состоит в том, чтобы научить ребенка учиться.
Для того чтобы учебная деятельность проходила успешно, необходима положительная мотивации, т. е. чтобы ребенок сам очень хотел учиться. Но мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, и со временем мотив теряет свою силу. Поэтому одной из главных задач успешности учебной деятельности является формирование познавательной мотивации, которая тесно связана с содержанием и способами обучения». Хилько, М Е. Возрастная психология: Конспект лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. — М.: Юрайт, 2010. — 208с. — c. 126.
Игра, которая занимала важное место в жизни дошкольника, не теряет своё значение и в младшем школьном возрасте. Однако в характере игровой деятельности происходит ряд изменений. Более значимыми становятся игры с нацеленностью на результат, например спортивные или интеллектуальные. И самое главное, игра, как и всё в жизни ребёнка, подчиняется учебной деятельности. Игровая деятельность, как и учебная, позволяет проявить смысл вещей и осознать высокие общественные мотивы поведения. Воспитание и формирование нравственных качеств ребёнка в ходе учебной деятельности не менее важны, чем обучение определённому количеству знаний.
Помимо развития интеллекта в задачу учебной деятельности входит развитие творческих способностей и воображения детей. Опаричева С.В. в своей статье «Методологические аспекты развития творческих способностей на примере занятий оригами» пишет следующее: «В школьных занятиях главенствующая роль, безусловно, принадлежит коре левого полушария головного мозга, отвечающего за логику и речь. Восприятие же структур, связей, чувство прекрасного — это функции правого полушария, ответственного за творческое мышление, интуицию, воображение. Самые большие достижения отмечены интеграцией обоих полушарий. В детях нужно развивать оба пути познания. Для этого следует использовать такие виды деятельности, в которых задействованы обе руки». Опаричева С.В. Методологические аспекты развития творческих способностей на примере занятий оригами (2011 / 2012 учебный год) — Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/623837/]
Бумажное конструирование, о котором речь пойдёт в данной работе, полностью соответствует этому требованию, загружая обе руки, тем самым развивая творческие способности детей, которые позволят им создавать нечто новое, неповторимое и оригинальное. Творить своими руками, значит приобретать бесценный жизненный опыт. Задача учителей состоит в том, чтобы создать все условия для успешного развития ребёнка. Современные школьные программы направлены на формирование всесторонне развитой личности. Особо положительное влияние на развитие ребенка оказывает продуктивная творческая деятельность детей.
В данной работе мы рассмотрим ещё один важный аспект, от которого зависит успешное обучение детей младших классов — развитие мелкой моторики рук. Слабость движения пальцев и кистей рук приводит к затруднению овладения различными полезными навыками. Развитие мелкой моторики рук способствует успешному формированию отдельных личностных и физиологических качеств ребенка.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ
... Кравцова, Т.В. Кудрявцев); концептуальные подходы к пониманию роли Lego-конструирования в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста (Е.В. Фешиной). Новизна исследования: определены потенциальные ... как непосредственное развитие творческого воображения, так и позволяет раскрыть особенности мышления и эмоционально-волевой сферы, развивать память, речь и мелкую моторику. Психолого- ...
На заре человеческого существования жесты были основным способом общения. Именно движения руки давали возможность понять, что имеет в виду собеседник, формируя первичный язык, помогающий объединиться людям в племена. Уже после жесты стали сопровождаться выкриками и восклицаниями. И ещё долго жестикуляционная речь оставалась неразрывной от словесной речи. При этом с каждой эпохой люди становились способны выполнять всё более тонкую работу. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. И в наши дни механическое развитие руки тесно связано с развитием мышления и речи. Хорошее развития мелкой моторики обычно означает, что у ребёнка хорошо развита речь, память, внимание и он умеет рассуждать логически.
В своей статье Долидудо Т.А. Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством творческого конструирования из бумаги в технике «Квиллинг» исследует связь между развитием мелкой моторики рук ребёнка и развитием у него речевых способностей. «Величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне доказывает, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Если движение пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы. У многих детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью и несогласованностью. Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук необходимо начинать как можно раньше». Долидудо, Т.А. Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством творческого конструирования из бумаги в технике «Квиллинг» (2010 / 2011 учебный год) — Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/602425/]
Таким образом, в младшем школьном возрасте идет активное интеллектуальное развитие. В процессе школьного обучения происходит усвоение и обобщение знаний и умений, формируются интеллектуальные операции. К концу младшего школьного возраста формируются элементы трудовой, художественной, общественно-полезной деятельности. Важным является развитие мелкой моторики детей младшего школьного, также как и помощь в развитии их творческих способностей и воображения. Одним из интересных способов способствовать этому развитию является конструирование из бумаги.
1.2 Положительное влияние конструирования из бумаги на развитие школьников младших классов
бумага квиллинг оригами школьник
Бумага — один из самых доступных и недорогих материалов для творчества. Полуэктова А.О. в своей статье «Авторская образовательная программа художественно-эстетического направления по декоративно-прикладному творчеству «Рукоделие. Кружевные тайны квилинга»» отмечает следующее: «Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка. Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира». Полуэктова А.О. «Авторская образовательная программа художественно-эстетического направления по декоративно-прикладному творчеству «Рукоделие. Кружевные тайны квилинга» (2011 / 2012 учебный год) — Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/619748/] Между тем бумага обладает возможностью трансформироваться путём сгибания, смятия, разрывания, складывания, разрезания, скручивания, склеивание. Экспериментируя со свойствами бумаги, можно сконструировать много интересных и полезных вещей. Поэтому конструирование из бумаги всегда актуально в работе с детьми.
Развитие конструктивных умений дошкольников в изготовлении подвижных игрушек
... конструирование как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе. В психологических и педагогических исследованиях вскрываются особенности умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. В работах ... характеру детское конструирование более ... бумаги и картона, дерева и других материалов. В процессе приобщения детей к разным видам изобразительного искусства происходит развитие ...
Обучение ребёнка конструированию из бумаги преследует несколько целей. Оно развивает как практические навыки ребёнка, так и нравственные достоинства. Прежде всего, развивается мелкая моторика рук, разрабатывается кисть, совершенствуются точные движения пальцев, что очень важно для развития ребёнка в целом.
Корнеева С.Г. в своей статье «Оригами как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» рассказывает о научном эксперименте, который подтвердил положительное влияние занятий оригами на развитие мелкой моторики рук: «Нужно отметить, что оригами положительно сказывается и на мелкой моторике пальцев. Такие выводы были сделаны на основе тестов, проведенных по методике Озерецкого. Была набрана группа детей, в которой практически у всех малышей была определена низкая моторика пальцев, а высокой не было ни у одного. После того, как дети прошли курс занятий оригами, группа разделилась на детей со средним и высоким уровнем моторики пальцев. Что примечательно, низкой моторики не наблюдалось ни у одного ребенка». Корнеева С.Г. Оригами как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста (2011 / 2012 учебный год) — Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/603731/]
Аспекты положительного влияния конструирования из бумаги на школьника младшего класса таковы:
- § сосредоточение на процессе изготовления позволяет обучать ребёнка концентрировать внимание на объекте на продолжении длительного времени, чтобы достигнуть желаемого результата;
- § в процессе конструирования ребёнок запоминает последовательность изготовления, приёмы и способы складывания и скручивания, что отлично развивает и стимулирует память;
- § развивается глазомер, наблюдательность, чувство формы попутно формируется способность читать чертежи;
- § развиваются конструктивное мышление и пространственное воображение;
- § для облегчения процесса школьного обучения, конструирование из бумаги знакомит детей с различными геометрическими понятиями, например, квадрат, треугольник, угол;
- § словарь младшеклассника обогащается новыми словами, терминами, параллельно он учится точнее следовать устным инструкциям.
Упомянутые выше факторы способствуют улучшению успеваемости ребёнка по остальным школьным предметам, делая учебный процесс лёгким и приятным. Но помимо этого конструирование из бумаги оказывает положительное влияние на психику ребёнка, формируя и развивая навыки и способности, которые пригодятся в будущей жизни, не связанной со школой. Конструирование из бумаги:
Конструирование из бумаги с детьми 5-7 лет
... из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают: конструирование из строительных материалов; конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов; конструирование из природного материала. Конструирование из ... Развивается способность устанавливать ... развития фантазии у ребенка. Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из ...
- § развивает творческое воображение и исследовательские способности;
- § формирует художественный вкус и эстетическое восприятие действительности;
- § приучает к самостоятельности и аккуратности в работе;
- § формирует культуру труда;
- § способствует возникновению игровых ситуаций, что позволяет улучшить коммуникативные способности;
- § Придаёт уверенность в своих силах, возможностях и способностях, избавляя от комплексов.
Ишимцева С.И. в своей статье «Развитие творческих способностей детей конструированием из бумаги» предлагает следующие этапы работы с детьми в ходе конструирования из бумаги: «В своей работе я придерживаюсь строгой последовательности: от плоскостной формы к объёмному художественному образу. Использую поэтапную систему обучения детей:
1. Вынесение способов конструирования из контекста практической деятельности конкретного характера и последующее введение их в процесс изготовления различных игрушек.
2. Постановка перед детьми задач проблемного характера, требующих соотнесения усвоенных способов с новыми условиями и их переноса в новую ситуацию либо прямого (младший возраст), либо трансформированного (старший возраст), что обеспечивало их обобщение.
3. Самостоятельное конструирование по замыслу.
Такое обучение, построенное по принципу «от общего к частному», обеспечивает переориентацию детей с получения практического результата (знакомой поделки) на осознание способов конструирования как средств изготовления разных новых и интересных поделок, игрушек». С.И. Ишимцева Развитие творческих способностей детей конструированием из бумаги (2011 / 2012 учебный год) — Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/617750/]
Можно выделить следующие направления конструирования из бумаги: оригами, киригами, квиллинг или бумажная филигрань, бумажная мозаика, папье-маше, бумажная скульптура и т.д. В данной работе мы остановимся на двух видах конструирования из бумаги, которые таят в себе большие возможности для творческого развития детей. Во-первых, мы рассмотрим технику оригами, весьма популярную в работе с детьми. Во-вторых, изучим такой вид конструирования из бумаги как квиллинг, или составление композиций из скрученных полос бумаги.
2. Виды бумажного конструирования в младших классах
2.1 Значение оригами для развития школьников младших классов
Прежде всего, дадим определение понятию оригами. Опаричева С.В. в своей статье «Методологические аспекты развития творческих способностей на примере занятий оригами» даёт следующее определение: « Оригами — складывание из бумаги фигур с соблюдением канонов (запрет использования разрезания и клея).
Конструирование в детском саду. Его виды и формы
... машинки из бумаги. Конструирование по условиям. При этой форме работы детям описываются некие ... тема (класс объектов) для конструирования. Тема может звучать, например, как «Здания» или «Машины». Во всём остальном (детализация объекта, выбор материала и техники ... элемент конструирования. Робототехника — наиболее перспективный и востребованный вид конструирования на сегодняшний день Конструирование само ...
Геометрия листа определяется каноном (квадрат) или творческим желанием (прямоугольник, треугольник, круг, многоугольники и т.д.)« . Опаричева, С.В. Методологические аспекты развития творческих способностей на примере занятий оригами (2011 / 2012 учебный год) — Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/623837/]
Оригами используется в качестве педагогического средства по всему миру. Оригами — это способ тренировки ума и рук, в котором равноценно задействованы обе руки, а не только правая, как в письме или в рисовании. При этом конструирование из бумаги фигурок остаётся популярным развлечением. Оригами имеет и практическую ценность. Поделки из бумаги могут стать прекрасными подарками, использоваться в оформлении праздников: открытки, приглашения, стенгазеты, украшения интерьера — всё можно украсить причудливыми оригами. Можно создать любую модель на любую тему. Детям нравится, когда без ножниц и клея из обычного белого листа бумаги получаются новые игрушки. Да и сам процесс создания оригами, по сути, является игрой, что улучшает мотивирование школьников на достижение результата.
Рассмотрим историю возникновения традиции складывания из бумаги различных фигурок. Оригами, как вид декоративно-прикладного искусства появилось в десятом веке. Его родиной является Япония. «Оригами» состоит из двух японских слов: «ори», что в переводе с японского значит «складывание», и «ками», в переводе одновременно «бумага» и «бог». В далёкой древности в стране восходящего солнца искусство складывания бумаги имело религиозное предназначение, и было храмовым искусством. Изготовление фигурок из сложенной бумаги являлось священным ритуальным действием.
Степанова О.А. в своей статье «История оригами» пишет: «Японцы видели мистическую связь между религиозными ритуалами и изделиями. Утратив со временем своё ритуальное предназначение, оригами вышло за пределы храмов. Умение складывать из бумаги считалось у придворных одним из признаков хорошего образования. В те времена бумага была материалом редким и дорогим. Лишь спустя несколько столетий оригами стало достоянием каждого японца, украшением японского быта, карнавальных шествий, народных праздников. Во второй половине XIX века оригами перешло границы Японии. В странах Европы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами». Степанова, О.А. История оригами. (2008/2009 учебный год) — Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/538235/]
С конца XIX века красочные фигурки начали складывать в школах всего мира. Опаричева С.В. описывает этот период истории оригами в своей статье «Методологические аспекты развития творческих способностей на примере занятий оригами»: «Складывание из бумаги применялось в школах во всем мире с конца XIX века. В Европе, Южной Америке, Великобритании, Северной Америке и Японии, где в 1880-х годах открылись первые детские сады, работавшие по методике Ф. Фребеля. Знаменитый немецкий педагог, последователь Песталоцци, и основатель системы дошкольного образования Фридрих Фребель (1782-1852) первым предложил использовать складывание бумажного листа как метод для обучения детей основам геометрии. Оригами распространилось в школах всего мира с различной степенью успеха. К сожалению, преподаватели зачастую не принимали во внимание объяснения Ф. Фребеля о важности игры с бумагой и использовали эту методику механически. Складывание превращалось в скучное повторение готовых образцов. О творчестве речь не шла. В Японии идеи Фребеля соединились с японским традиционным оригами, включающим множество изящных фигурок « . Опаричева, С.В. Методологические аспекты развития творческих способностей на примере занятий оригами (2011 / 2012 учебный год) — Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/623837/]
Быстрое распространение в мире оригами получило во второй половине XX века после второй мировой войны. Японский мастер-оригамист Акира Йошидзава создал систему универсальных и простых условных знаков, с помощью которой стало возможным записывать схемы складывания любых фигурок оригами. Знаки стали международными и человек из любой страны мог прочитать схемы складывания моделей из бумаги без перевода. Также заслугой Акиры Йошидзавы можно считать то, что он начал создавать собственные оригинальные модели, называя этот процесс «творческим складыванием». До этого возможность создания новых моделей в технике оригами не принималась во внимание.
В наше время оригами широко распространено по всему миру. А в некоторых странах занятие оригами является обязательным школьным предметом. На сегодняшний день складыванием фигур из бумаги занимаются и взрослые, и дети. Даже малыши могут конструировать из бумаги, ведь в этой технике не используются ни ножницы, ни клей, что делает её совершенно безопасной. В каждой стране существуют сообщества любителей оригами, где энтузиасты делятся новыми идеями и фигурами.
Ведение занятий по оригами в младших классах способствует учебно-воспитательному процессу. Ишимцева С.И. в своей статье «Развитие творческих способностей детей конструированием из бумаги» так описывает пользу занятиями оригами с детьми: « Техника оригами отличается большой трудоёмкостью, требует многократно повторяющихся действий и строгого соблюдения определённого их порядка. Детальное изучение искусства оригами показало мне, что в нём хорошо сочетаются моторика и воображение (логическое и пространственное в равной мере), размышление и фантазия, быстрый результат и творчество. Все предлагаемые модели легко изменить (усложнить или упростить) — в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Если вначале складывание из бумаги опирается на все каналы восприятия, то затем постепенно переходит к более сложным формам: самостоятельному складыванию по схеме, складыванию на основе зрительной демонстрации («Игра в молчанку« ), складыванию по словесному описанию». Ишимцева, С.И. Развитие творческих способностей детей конструированием из бумаги (2011 / 2012 учебный год) — Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/617750/] Получая основные навыки, переходя от простых заданий к более сложным, ребенок постепенно будет творчески развиваться.
При обучении школьников младших классов технике оригами главной целью является не создание как можно большего числа разных фигурок, а развитие, формирование и воспитание у детей целого ряда способностей, умений и навыков.
Занятие оригами оказывает положительное влияние на успехи в учёбе школьников младших классов. Создание с помощью техники оригами геометрических фигур поможет ученикам младших классов лучше освоить математику. Животные, птицы, цветы из бумаги — хорошее пособие для уроков природоведения. Кораблики, коробочки и даже динозавры — всё это даёт большой простор для детского творчества. Поделки оригами, это обычно конечный результат уроков технологии. Также дети подтягиваются по таким предметам как чтение, графические основы письма, черчение, природоведение, историю. В образовательной программе складывание бумажных фигурок может даже стать частью различных мероприятий, состязаний и спортивных эстафет.
Дети получают удовольствие от работы, и им интересно, что же получится в итоге. Также занятия оригами налаживают психологические контакты в cpeде учителей и учеников. Вот что говорится в статье Опаричевой С.В. «Методологические аспекты развития творческих способностей на примере занятий оригами» о необходимости занятия оригами именно в младших классах: « Торренс провел изучение креативности мышления и получил следующие результаты: креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие год-два и затем получает толчок в период предпубертата. В соответствии с этим для развития творческих способностей детей рекомендуется заниматься оригами особенно детям младшего школьного возраста, что подтверждается также практикой« . Опаричева, С.В. Методологические аспекты развития творческих способностей на примере занятий оригами (2011 / 2012 учебный год) — Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/623837/]
Существует много разнообразных видов оригами: из квадрата; из неквадратного листа; мозаичное оригами или пазлы; киригами, с элементами разрезания бумаги; модульное оригами или бумажный конструктор, когда модели составляются из нескольких листов бумаги, состыковывающихся друг с другом с помощью оригамных замков; и многие другие виды.
Основным материалом для занятия оригами является, конечно, бумага. Можно использовать ещё несколько инструментов, которые помогут разнообразить урок. Прежде всего, это цветные карандаши и фломастеры. Их стоит использовать для украшения бумажных поделок, можно нарисовать глаза, нос, чешуйки у рыбок, клювы у птичек. Если фигурка выполнена из бумаги белого цвета, использование фломастеров и карандашей особенно актуально. Если поделку необходимо приклеить на основу, или требуется склеить небольшие детали друг с другом, в этом случае на занятиях необходимы клей и кисточки разных размеров.
Можно провести занятия в технике киригами. Основным отличием киригами от других техник складывания бумаги является то, что в данной разновидности оригами разрешено разрезание бумаги в процессе изготовления модели с помощью ножниц. При использовании ножниц на занятиях в младших классах нельзя забывать о технике безопасности. Сам инструмент желательно должен быть с закруглёнными концами.
В связи с тем, что бумага является всё же основным инструментом для занятия оригами, ей стоит уделить особое внимание. Степанова О.А. в своей статье «История оригами» пишет следующее: «Бумага: для оригами лучше брать такую бумагу, которая после сгибания не образует трещин. Бумага должна быть чистой, не мятой. Следует обращать внимание на цвет бумаги, из которой будет складываться та или иная поделка. Это очень важно. Цвет должен конкретизировать образ предмета, с одной стороны (зелёный — ёлка, лягушка; оранжевый — лиса, белка), и представлять себе возможность использовать всю палитру цветов (цветы, бабочки, рыбы, птицы) с другой стороны. Обрезки бумаги убирать в специальную коробочку « . Степанова, О.А. История оригами. (2008/2009 учебный год) — Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/538235/]
Таким образом, оригами можно рассматривать как важную часть учебно-воспитательного процесса в младших классах. Работа в технике оригами оказывает положительное влияние на творческое развитие ребёнка, улучшая мелкую моторику рук и облегчая учебный процесс по многим школьным предметам.
2.2 Использование техники квиллинг в занятиях по конструированию из бумаги в классах начальной школы
Более сложная, чем оригами, но и, возможно, более интересная, старинная техника обработки бумаги, ранее называемая бумажной филигранью, в наши дни получила название «квиллинг». Этот художественный способ конструирования из бумаги способствует всестороннему интеллектуальному и творческому развитию детей в процессе овладения простыми приемами техники. Название квиллинг произошло от английского слова «quill», что в переводе значит «птичье перо».
Квиллинг как способ конструирования из бумаги помогает развитию ребенка, его пространственному и конструкторскому мышлению, мелкой моторики рук, его художественно-эстетический вкус и творческие способности. Все это способствует становлению школьника как гармонично развитой личности.
Рассмотрим подробнее суть техники квиллинга. Квиллинг базируется на скручивании длинных и узких полосок бумаги в спиральки, видоизмении их формы и конструировании из полученных деталей плоскостные или объемные композиции.
Т.А. Долидудо в своей статье «Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством творческого конструирования из бумаги в технике «Квиллинг» описывает начальный процесс работы в технике квиллинг следующим образом: «Полоска бумаги свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квиллинга на кончик стержня. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга собственными руками. Так у ребенка появляется возможность подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и вовремя скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль небольшого размера. Она будет основой дальнейшего многообразия форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, а затем из нее формируется необходимая квиллинговая фигура.
Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые разнообразные формы, выполняя сжатия и вмятины. Всего существует 20 базовых элементов для квиллинга, но принцип остается тем же: сворачиваем, прищипываем. Дети всегда смогут придумать новые элементы для квиллинга». Долидудо, Т.А. Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством творческого конструирования из бумаги в технике «Квиллинг» (2010 / 2011 учебный год) — Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/602425/]
Осваивание техники квиллинга детьми следует начать с накручивание полосок большого размера. Постепенно в процессе тренировок после того как школьники научатся скручивать плотные роллы, полоски должны становиться тоньше. Работа с полосками меньшей ширины требует от детей большей концентрации внимания, сосредоточенности и очень точных аккуратных движений пальцев. Всё это приводит к активному развитию мелкой моторики рук. Как уже выше было сказано, высокая степень развития мелкой моторики рук обуславливает эффективное развитие речевого аппарата и мышления школьников. Таким образом, закручивание тонких полосок бумаги способствует развитию ребёнка.
Поначалу скручивание бумажных полос может вызвать у детей затруднения, так как требует сконцентрированности на работе и точных движений пальцев рук. Можно даже делать паузы на пальчиковые гимнастики для физической и эмоциональной разрядки. Но при регулярных тренировках уже вскоре дети смогут уловить суть техники и способы приготовления деталей для будущих творений. После того как дети натренируют пальцы и сумеют освоить основные действия и операции, занятия станут для них ещё увлекательнее. Из накрученных роллов можно уже начать творить, например складывать цветы: один ролл — сердцевина цветка, еще пять — лепестки.
Рассмотрим историю происхождения декоративно-прикладного искусства бумагокручения. Если родиной оригами является Япония, то квиллинг возник в Европе в конце XIV — начале XV века. Вот как Т.А. Долидудо в своей статье «Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством творческого конструирования из бумаги в технике «Квиллинг» описывает начальный этап становления этого вида искусства: «В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако, эта древняя техника сохранилась до наших дней и очень популярна во многих странах мира». Долидудо, Т.А. Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством творческого конструирования из бумаги в технике «Квиллинг» (2010 / 2011 учебный год) — Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/602425/]
Квиллинг был скорее искусством дам из богатых слоёв общества, так как бумага раньше была дорогим материалом, а особенно цветная и качественная. В XV веке квиллинг считался искусством, в XIX он стал развлечением для дам, в XX веке мало кто о нём вспоминал. И лишь недавно бумагокручение снова стало превращаться в искусство.
На сегодняшний день во многих Европейских странах квиллинг стал популярным видом досуга, особенно в Англии и Германии. На Востоке традиции конструирования из бумаги имеют давнюю историю, примером тому служит распространение оригами, поэтому техника квиллинга получило широкое распространение. Особенно это относится к Южной Корее, где последователи самых разных направлений бумажного творчества объединились в Ассоциацию любителей бумажной пластики.
Кудряшова Мария Петровна в своей научной разработке « План-конспект урока на тему «Бумажные фантазии« , техника: квиллинг, аппликация «Поросенок» пишет: « Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку« . Кудряшова, М.П. «План-конспект урока на тему «Бумажные фантазии», техника: квиллинг, аппликация «Поросенок», слайдовая презентация в Microsoft PowerPoint (2009 / 2010 учебный год) — Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/574249/]
Перечислим основные инструменты, которые могут понадобиться при обучении детей младших классов технике квиллинга. Прежде всего, это бумага. Она должна с двух сторон быть цветной. Её вес должен равняться самое меньшее 60 грамм на квадратный метр, иначе она не будет аккуратно скручиваться и держать форму. Полоски можно нарезать самим, они должна быть шириной от 3 до 7 миллиметров. Можно купить в специализированных магазинах уже готовые нарезанные полоски. Также для получения полос нужного размер можно пропустите листы цветной бумаги через уничтожитель документов.
Также для занятий понадобится стержень маленького диаметра, с удобной ручкой для контроля усилия натяжения бумаги. Можно в качестве стержня приобрести шило диаметров в один миллиметр. На стержень наматывается спираль бумажной полосы. Помимо этого потребуются ножницы и пинцет. Для точной нареки бахромы ножницы нужны с заострённым концом. Пинцет должен быть с точно совмещёнными, гладкими концами, так как зазубринки могут оставлять следы на бумаге. И естественно он должен быть удобен в использовании ребёнком, обеспечивая надежный захват с наименьшим давлением. И, наконец, нам потребуется клей, который не будет оставлять следов и будет быстро высыхать. На эту роль отлично подойдёт ПВА. При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты: циркуль, линейка, карандаш.
Кудряшова Мария Петровна в своей научной разработке « План-конспект урока на тему «Бумажные фантазии« , техника: квиллинг, аппликация «Поросенок» описывает изготовление базисной заготовки для квиллинга: «Возьми полоску бумаги двумя пальцами. Оттяни с нажимом конец полоски двумя пальцами другой руки, проводя по нему ногтем так, чтобы конец немного изогнулся. Загнутый кончик легче наматывается на «шило». Плотно накрути несколько витков. Когда диаметр валика станет 3-4 мм, его уже можно снять с шила и дальше крутить вручную. Скручивай плотный диск двумя руками, всё время перехватывай его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась. Вся полоска свёрнута. А теперь слегка расслабь пальцы, позволяя бумажной спирали немного распуститься. Приклей конец полоски клеем ПВА. Теперь сожми заготовку двумя пальцами. Получилась заготовка «капля». Заготовкам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины. Это заготовки «капля» и «лепесток». Кудряшова, М.П. «План-конспект урока на тему «Бумажные фантазии», техника: квиллинг, аппликация «Поросенок», слайдовая презентация в Microsoft PowerPoint (2009 / 2010 учебный год) — Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/574249/]
Помимо вышеуказанных капли и лепестка, существует много других основных базовых элементов квиллинга: тугая спираль, свободная спираль, изогнутая капля, глаз, ромб, треугольник, полукруг, полумесяц, конус, лист, стрелка, птичья лапка, звезда. При изучении этих элементов с детьми нужно идти от простого к сложному. Впоследствии при комбинировании разных элементов, дети сами смогут творить из бумажных полос оригинальные элементы и новые композиции, развивая тем самым своё воображение и раскрывая весь творческий потенциал. Т.А. Долидудо в своей статье «Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством творческого конструирования из бумаги в технике «Квиллинг» описывает основные композиции, созданные при помощи техники бумагокручения: «В основном применение техники «quilling» целесообразно при изготовлении натюрмортов с цветами, роллы и получаемые из них формы способны точно передавать элементы цветковых растений. Но нет ограничений в использовании этой технике: мастера создают также пейзажи, произведения анималистического жанра, и другие композиции. Возможно также создание объемных фигур, которые, несомненно, будут отличаться своей оригинальностью». Долидудо, Т.А. Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством творческого конструирования из бумаги в технике «Квиллинг» (2010 / 2011 учебный год) — Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/602425/] Несмотря на непрочность бумаги, поделки практического назначения, выполненные в технике «квиллинг», вполне могут служить по назначению. Например, собранная из бумажных элементов ваза для конфет не развалится в процессе использования, а на объёмную филигранную подставку можно положить книгу или поставить тарелку, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает.
Таким образом, техника «квиллинг»» — это вид конструирования из бумаги, весьма эффективный для развития мелкой моторики рук учеников младших классов, способствующий положительному развитию личности ребенка и его творческих способностей.
3. Программа занятий по конструированию из бумаги для младших классов МБОУ СОШ № 25 г. Петрозаводска
3.1 Учебно-тематический план занятий по конструированию из бумаги в технике оригами
Программа занятий по конструированию из бумаги для младших классов рассчитана на 2 года обучения. В течение первого учебного года на занятиях будет изучаться техника оригами. Второй год будет посвящен искусству квиллинга. В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. Занятия проводятся раз в неделю — всего 40 учебных часов в год.
Методы организации занятий по конструированию из бумаги:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Задачи занятий в технике оригами:
§ Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
§ Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и
§ зарисовывать схемы изделий.
§ Обучение различным приемам работы с бумагой.
§ Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда,
§ рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
§ Развитие мелкой моторики рук и глазомера, внимания, памяти, логического и абстрактного мышления,
§ пространственного воображения.
§ Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
§ Воспитание интереса к искусству оригами.
§ Расширение коммуникативных способностей детей.
§ Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Техническое оснащение занятий по оригами:
- бумага;
- клей;
- краски, карандаши;
- ножницы;
- линейки, транспортиры.
Таблица 1. Учебно — тематический план занятий по конструированию из бумаги в технике оригами 1-го учебного года в МБОУ СОШ №25 г. Петрозаводска.
№ |
Название темы |
теория |
практика |
|
1 |
Знакомство с оригами: его историей и терминами |
1 |
0 |
|
2 |
Беседа по технике безопасности и охране труда. Правила поведения на занятиях оригами. |
1 |
0 |
|
3 |
Диагностика обученности учеников |
0 |
1 |
|
4 |
Изучение основных геометрических фигур. Основная фигура в оригами — квадрат |
1 |
0 |
|
5 |
Различные способы окрашивания бумаги Изучение простых базовых форм оригами |
1 |
0 |
|
6 |
Базовая форма «Треугольник» |
1 |
0 |
|
7 |
Создание поделки «Стилизованный цветок» |
0 |
1 |
|
8 |
Базовая форма «Воздушный змей» |
1 |
0 |
|
9 |
Создание поделки «Сова» |
0 |
1 |
|
10 |
Базовая форма «Двойной треугольник» |
1 |
0 |
|
11 |
Создание поделки «Рыбка и бабочка» |
0 |
1 |
|
12 |
Базовая форма «Двойной квадрат» |
1 |
0 |
|
13 |
Создание поделки «Жаба» |
0 |
1 |
|
14 |
Базовая форма «Конверт» |
1 |
0 |
|
15 |
Создание поделки «Пароход и подводная лодка» |
0 |
1 |
|
16 |
Диагностика по итогам 1 полугодия. Создание поделки «Ёлочка» |
0 |
1 |
|
17 |
Новогодняя викторина «Страна Оригами» |
1 |
0 |
|
18 |
Моделирование елочных игрушек на основе изученных базовых форм. |
0 |
1 |
|
19 |
Базовая форма «Рыба» |
1 |
0 |
|
20 |
Создание поделки «Пингвин» |
0 |
1 |
|
21 |
Создание композиции «Антарктида» |
0 |
1 |
|
22 |
Проведение выставки поделок оригами |
1 |
0 |
|
23 |
«Валентинки» из оригами |
0 |
1 |
|
24 |
Открытка для папы в технике оригами |
0 |
1 |
|
25 |
Стаканчик и ваза |
0 |
1 |
|
26 |
Букет цветов для мамы в технике оригами |
0 |
1 |
|
27 |
Базовая форма «Дверь» |
1 |
0 |
|
28 |
Создание поделки «Рыбка» |
0 |
1 |
|
29 |
Создание композиции «Аквариум» |
0 |
1 |
|
30 |
Модульное оригами |
1 |
0 |
|
31 |
Создание деталей для модуля |
0 |
1 |
|
32 |
Изготовление мобиля «Бабочки и цветы» |
0 |
1 |
|
33 |
Создание поделки «Японский журавлик» |
0 |
1 |
|
34 |
Иллюстрация к сказке «Теремок» в технике оригами |
0 |
1 |
|
35 |
Оригами на летнюю тему. Создание поделки «Подсолнух» |
0 |
1 |
|
36 |
Создание поделки «Ромашка» |
0 |
1 |
|
37 |
Создание композиции «Поле цветов» |
0 |
1 |
|
38 |
Выставка поделок оригами |
1 |
0 |
|
39 |
Диагностика по итогам года (теоретическая часть) |
1 |
0 |
|
40 |
Диагностика по итогам года (практическая часть) |
0 |
1 |
|
Всего |
16 |
24 |
||
3.2 Программа обучения детей конструированию из бумаги в технике квиллинг
Техническое оснащение занятий в технике квиллинг:
- цветная бумага,
- картон белый и цветной,
- клей (наилучшим является клей ПВА),
- зубочистка
- бумажные полоски шириной 5-7 мм,
- стержни для шариковой ручки с расщепленным концом,
- пинцет
- ножницы,
- карандаши простые,
- линейка,
- кисточки для клея,
- салфетки,
- клеенка.
Задачи занятий в технике квиллинг:
§ Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
§ Обучать различным приемам работы с бумагой.
§ Формировать умения следовать устным инструкциям.
§ Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
§ Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
§ Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
§ Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
§ Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Таблица 2. Учебно — тематический план занятий по конструированию из бумаги в технике квиллинг 2-го учебного года в МБОУ СОШ №25 г. Петрозаводска.
№ |
Название темы |
теория |
практика |
|
1 |
Знакомство с квиллигом: его историей и терминами |
1 |
0 |
|
2 |
Беседа по технике безопасности и охране труда. Правила поведения на занятиях квиллинга. |
1 |
0 |
|
3 |
Инструменты и материалы для квиллинга. |
1 |
0 |
|
4 |
Диагностика обученности учеников. |
0 |
1 |
|
5 |
Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. |
0 |
1 |
|
6 |
Изучение простых базовых форм квиллинга. |
1 |
0 |
|
7 |
Базовая форма «Капля» |
0 |
1 |
|
8 |
Создание поделки «Цветок» |
0 |
1 |
|
9 |
Базовая форма «Треугольник» |
0 |
1 |
|
10 |
Создание поделки «Бабочка» |
0 |
0 |
|
11 |
Базовая форма «Долька» |
0 |
1 |
|
12 |
Создание поделки «Долька апельсина» |
0 |
0 |
|
13 |
Базовая форма «Квадрат» |
0 |
1 |
|
14 |
Базовая форма «Прямоугольник» |
0 |
0 |
|
15 |
Создание поделки «Дом» |
0 |
1 |
|
16 |
Диагностика по итогам 1 полугодия. |
0 |
1 |
|
17 |
Новогодняя викторина «Волшебный квиллинг» |
1 |
0 |
|
18 |
Создание поделки «Ёлочка» |
0 |
1 |
|
19 |
Создание поделки «Снежинка» |
0 |
0 |
|
20 |
Базовые формы «Стрела», «Лист» |
0 |
1 |
|
21 |
Создание поделки «Украшение для дома» |
0 |
1 |
|
22 |
Проведение выставки поделок квиллинга |
1 |
0 |
|
23 |
«Валентинки» в технике квиллинг |
0 |
1 |
|
24 |
Открытка для папы в технике квиллинг |
0 |
1 |
|
25 |
Изготовление простых, несложных цветов. |
0 |
1 |
|
26 |
Изготовление бахромчатых цветов. |
0 |
1 |
|
27 |
Коллективная работа. Композиция из цветов для мам на 8 марта. |
0 |
1 |
|
28 |
Изготовление животных в технике квиллинг. Базовые формы. |
1 |
0 |
|
29 |
Создание поделки «Поросёнок» |
0 |
1 |
|
30 |
Создание картины из базовых форм квиллинга.1-е занятие. |
0 |
1 |
|
31 |
Создание картины из базовых форм квиллинга.2-е занятие. |
0 |
1 |
|
32 |
Изготовление посуды в технике квиллинг. |
1 |
0 |
|
33 |
Создание поделки «Блюдце» |
0 |
1 |
|
34 |
Создание поделки «Чашка» |
0 |
1 |
|
35 |
Создание поделки «Подставка» |
0 |
1 |
|
36 |
Квиллинг на летнюю тему. Коллективная работа Создание композиции «Поле цветов». 1-е занятие |
0 |
1 |
|
37 |
Квиллинг на летнюю тему. Коллективная работа Создание композиции «Поле цветов». 2-е занятие |
0 |
1 |
|
38 |
Выставка поделок квиллинга |
1 |
0 |
|
39 |
Диагностика по итогам года (теоретическая часть) |
1 |
0 |
|
40 |
Диагностика по итогам года (практическая часть) |
0 |
1 |
|
Всего |
10 |
30 |
||
Предполагаемые результаты работы. К концу второго года обучения учащиеся должны:
§ Уметь организовывать свое рабочее место. Овладеть практическими навыками и приемами конструирования из бумаги.
§ Знать историю возникновения техники оригами и техники квиллинг.
§ Знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами и квиллинга.
§ Уметь следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
§ Создавать изделия оригами и квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами.
§ Работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности
§ Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку.
Формы подведения итогов занятий по конструированию из бумаги:
* Проведение аттестации учащихся в начале, середине и конце года
* Составление альбома лучших работ.
* Проведение выставок работ учащихся в классе и в школе,
* Участие в школьных, городских и областных конкурсах.
Заключение
В младшем школьном возрасте идет активное интеллектуальное развитие. В процессе школьного обучения происходит усвоение и обобщение знаний и умений, формируются интеллектуальные операции. К концу младшего школьного возраста формируются элементы трудовой, художественной, общественно-полезной деятельности….