Инфляция: измерение, формы, механизмы

Курсовая работа

На практике часто одновременно имеют место инфляция спроса и инфляция предложения. Инфляционные процессы усиливаются при эмиссии бумажных денег, увеличении дефицита госбюджета, снижении платежеспособности предприятий. [5, c.137].

В зависимости от скорости нарастания инфляционных процессов в экономической теории принято выделять следующие виды:

  • по темпам инфляции:

— умеренную, когда цены растут медленно (менее 10 % в год).

Стоимость денег сохраняется. Отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах[1, c.157]. Такая инфляция корректирует цены и в условиях конкуренции рассматривается как благо для экономического развития, так как она побуждает производство необходимых товаров. [5, c.135].

  • галопирующую, при которой цены растут от 20 до 200 % в год, что создает серьезное напряжение для экономики. Большинство контрактов «привязывается» к росту цен или иностранной валюте, деньги начинают ускоренно материализовываться в товары;

— гипер- и суперинфляцию, когда цены растут астрономическими темпами. Расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим. Разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества. [1, c.157]. В условиях гипер- и суперинфляции деньги вытесняются из оборота, на смену товарно-денежному обращению приходит бартер.

Гиперинфляция — явление редкое для стран с рыночной экономикой, чего нельзя сказать о галопирующей инфляции, которая время от времени разражается даже в промышленно развитых странах (Англии, Германии, Италии и др.).

Главная тенденция развитых стран, таких, как США, Япония, — умеренная инфляция. Государственное вмешательство, направленное на регулирование денежного обращения и использование системы налогообложения, позволяет удерживать инфляцию в экономически допустимых рамках. [5, c.135-136].

  • по характеру протекания:

И умеренная, и галопирующая, гиперинфляция и суперинфляция представляют собой форму так называемой открытой инфляции. В отличие от нее при подавленной (скрытой) инфляции роста цен может и не наблюдаться. При этом обесценение денег выражается в дефиците (отсутствие товаров в магазинах госторговли) и очередях в условиях государственного контроля над ценами и неудовлетворенном спросе. [1, c.158]. Одним из первых механизмов открытой инфляции можно назвать адаптивные инфляционные ожидания. Они представляют собой психологический феномен, склонность, образ мыслей, определяющий поведение субъектов хозяйственной жизни. Наиболее важный фактор в формировании инфляционных ожиданий – темпы роста цен, усредненные на некотором промежутке времени, предшествующему данному моменту. Если на этом промежутке наблюдаются высокие темпы инфляции, то субъекты хозяйствования закладывают эти темпы в свои планы на будущее: потребители увеличивают закупки тех товаров, цены на которые имеют тенденцию к наибольшему росту, вследствие чего нагнетается текущий спрос, провоцируется повторное подорожание товаров и услуг, производители и торговцы устанавливают все более высокие цены на свою продукцию, что приводит к дальнейшему росту цен и усилению инфляционных ожиданий. Возникает самоподдерживающийся процесс ускоренного роста цен под действием инфляционных ожиданий.

16 стр., 7713 слов

Инфляция: ее определение, измерение, формы, причины и механизм

... цены потребительских товаров и услуг, но и цены на сырье, материалы, оборудование и т.д. Измерение оптовых цен отображает динамику цен на сырье, полуфабрикаты, материалы, конечные виды продукции на оптовом рынке. 3. Виды инфляции. Темп роста цен ...

  • по степени сбалансированности:

Инфляция может быть сбалансированной, т.е. наблюдается умеренный рост цен одновременно на большинство товаров и услуг. В этом случае в соответствии с ежегодным ростом цен возрастает и ставка процента, что равнозначно экономической ситуации со стабильными ценами. Подобная инфляция в экономике ничего не изменяет.

Несбалансированная инфляция представляет собой различные темпы роста цен на различные товары. От несбалансированной инфляции страдают, прежде всего, денежное обращение и система налогообложения. [1, c.158].

  • по признаку ожидаемости:

Следует отличать ожидаемую (инерционную) инфляцию от неожидаемой (непредвиденной).

Ожидаемую инфляцию можно прогнозировать на какой-либо период. Непредвиденная инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на денежном обращении и системе налогообложения. В ситуации, когда в экономике уже существовали инфляционные ожидания, население, опасаясь дальнейшего обесценения своих доходов, резко увеличивает затраты на приобретение товаров и услуг, что само по себе создает трудности в экономике, искажает реальную картину потребностей в обществе и ведет к расстройству хозяйства. Таким образом, внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен. [1, c.158].

  • по масштабу охвата:

Можно выделить локальную инфляцию, имеющую место в отдельных странах, и мировую, охватывающую группу стран или некоторые регионы. [6, c.404].

1.3. Проблемы измерения инфляции.

Одно из главных больных мест инфляции — это то, что цены имеют

тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.

Один из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины является показатель индекса цен. Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов.

В мировой статистической практике применяются разные методы и приёмы измерения уровня, динамики и степени влияния инфляционных процессов на различные экономические показатели. Исходя из сущности инфляционных процессов, в западных странах предлагается, как метод изучения инфляции, непосредственно измерять избыточный объём бумажных денег. Однако, как отмечают сами авторы этого метода, вся количественная неопределённость, связанная с категорией «избыточного бумажно-денежного обращения», ведёт к условно-ненадёжным результатам.

13 стр., 6045 слов

Показатели качества товаров и методы их оценки

... этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них. Актуальность темы курсовой работы, подчеркивается тем, что показатели качества, являются основной категорией потребительских ценностей продукции, создают базу (основу) ...

В некоторых странах принято измерять обесценение бумажной валюты

страны путём сопоставления возросшего уровня цен с более низким их уровнем, выраженным в более прочной валюте другой страны. Хотя в принципе такой подход не вызывает возражений, как показывает практика, он даёт весьма условные и неточные результаты и к тому же труден для расчёта.

Предлагается также количественно оценивать обеспечение денег с помощью золота. И такой метод неприемлем в условиях нефинансовых предприятий. Поэтому самым надёжным и доступным методом измерения инфляционных процессов считается индексный метод.

Индексы — это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Они рассчитываются по отношению к базовому периоду.

Темп инфляции для данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100%.

индекс цен индекс цен

этого года — прошедшего года

Темп инфляции = —————————— ——————— *100%

индекс цен

прошедшего года

Индексный метод может применятся для оценки влияния инфляции как на макроэкономические показатели, так и на результаты финансовой деятельности предприятий. В связи с применением этого метода возникают следующие проблемы:

1)способ расчета индексов;

2)методика статистики цен для построения и корректировки индексов;

3)отбор базовых показателей за период, охваченный анализом;

4)пересчёт выделяемых показателей из фактических в постоянные цены, используя соответствующий индекс цен.[14]

Одним из самых распространённых индексов является индекс роста Пааше: первая сумма делится на вторую, а результат умножается на 100 для представления индекса в виде процента.

Индекс Пааше = (Σp 1 q1 )/(Σp0 q1 ),

где: p 1 — цена текущего года;

p 0 — цена базового года;

q 1 – набор товаров (товарная корзина).

[13]

Индекс Пааше отличается высоким уровнем агрегирования, но потребительские корзины различных слоев населения неодинаковы. Он лишен избирательности и улавливает любое повышение цен, хотя далеко не всегда оно является инфляционным, также совсем не реагирует на скрытое повышение цен, происходящее в результате ассортиментных сдвигов в структуре товарного предложения и незначительных изменений качества продукции. Индекс Пааше не дает четкого представления о течении открытой инфляции еще и потому, что впитывает в себя многочисленные эффекты, связанные с перекрестной эластичностью спроса по цене.

Наиболее же широко используемым в рыночной экономике показателем инфляции является индекс потребительских цен (ИПЦ).

Он измеряет изменение с течением времени в стоимости фиксированной потребительской корзины товаров и услуг. При таком подходе изменения индекса могут вызываться только изменениями цен, но не переменами в структуре потребления в результате изменения доходов или появления новых товаров. ИПЦ позволяет получить подробную картину изменения цен на отдельные группы товаров и услуг и может помочь выявить те области, где факторы, связанные с предложением, могут способствовать инфляции. Кроме того, ИПЦ и его элементы используются экономистами как дефляторы при составлении национальных счетов в постоянных ценах. Для удобства компиляции практически все официальные ИПЦ в индустриальных странах рассчитываются на основе формулы Ласпейреса для отношений цен к базовому периоду[14]:

28 стр., 13645 слов

Номинальный и реальный ВВП, индексы цен

... и реального уровня дохода), которые выражены в неизменных (сопоставимых) ценах. Поэтому важно различать номинальные и реальные (очищенные от влияния изменения уровня цен) показатели. Номинальный ВВП - это ВВП, рассчитанный в текущих ценах, в ценах данного года. ...

Ценовой индекс Ласпейреса = (Σp 0 q1 )/(Σp1 q1 ),

где: p 1 — цена текущего года;

p 0 — цена базового года;

q 1 – набор товаров (товарная корзина).[13]

Существуют две хорошо известные проблемы, связанные с определением ИПЦ, которые подводят критиков этого понятия к выводу, что ИПЦ завышает рост стоимости жизни.

Во-первых, в реальной жизни потребители меняют стиль своего поведения (а, следовательно, состав рыночной корзины тоже меняется), в особенности в ответ на изменения относительных цен. Со временем потребители будут покупать рыночную корзину, которая фактически содержит больше относительно дешевых и меньше относительно дорогих товаров и услуг. ИПЦ, взвешенный на постоянной основе, строится на предположении, что подобные замены не имели места, и таким образом, переоценивает фактическую стоимость жизни.

Во-вторых, ИПЦ не принимает во внимание качественные сдвиги (улучшение или ухудшение качества товара и услуг).

В целом экономисты считают, что ИПЦ завышает уровень инфляции – и, вероятно, весьма существенно. Таким образом, ИПЦ не просто инструмент измерения проблемы инфляции, но, вероятно, и часть самой проблемы. Необходимо отметить также, что ИПЦ нигде явным образом не учитывает диспропорции между ростом товарной и денежной массы, которая является одной из причин инфляции.

Для проведения расчётов по измерению влияния инфляции на экономику страны необходима дополнительная информация:

1) валовой внутренний продукт, внутренний конечный расход, национальный доход;

2) потребление основного капитала;

3) себестоимость реализованной продукции;

4) затраты из госбюджета на здравоохранение, образование, армию и т.д.;

5) стоимость основных производственных фондов на начало и конец года;

6) стоимость активов на начало и конец года;

7) стоимость запасов оборотных средств;

8) объём капитальных вложений, авансы и другие показатели.

Необходимы также данные о занятости населения по категориям в разных разрезах управления, общая численность населения и другие сведения. Переоценка в постоянные цены отдельных сводных консолидированных показателей СНС проводится с помощью дефляторов.

Индекс-дефлятор – это относительный показатель, в основе построения которого лежит расчёт индекса цен применительно к сводным стоимостным показателям и их составляющим. Поэтому дефлятор является как бы агрегированным индексом цен. По определению индекс-дефлятор предназначен для устранения влияния инфляции и определения динамики физического объёма таких сводных стоимостных показателей, как валовой выпуск, промежуточное потребление и добавленная стоимость, валовой внутренний продукт, национальный доход в целом по стране, по отраслям и секторам экономики и направлениям конечного использования, объём общего конечного потребления домашними хозяйствами материальных благ и услуг, объём капитальных вложений, сбережений и накопления основного капитала в целом по экономике, по секторам и в региональном разрезе и т.д.

18 стр., 8715 слов

Обоснование цен на продукцию (работ, услуги) на примере ООО «Графика-Спектр»

... предприятия по данному направлению. 3. Проанализировать основные методы для расчета цен на услуги; 4. Выявить факторы ценообразования. 5. Обосновать цену в краткосрочном периоде. Курсовая работа ... продукции, поставки бизнес-сувениров и аксессуаров с фирменной символикой. Компания начала свой отсчет с марта 2000 года. За 10 лет работы ... подход к проблеме цены довольно ясен. ... ресурсы. Таким образом, можно ...

Дефляторы исчисляются так же, как и индексы цен, путём отнесения величины показателя в фактических ценах к величине показателя в сопоставимых ценах. Специфика дефляторов состоит в том, что они рассчитываются по весам взвешенного индекса текущего периода.

При переоценке стоимостных показателей СНС в постоянные цены, наряду с индексным методом применяется и ряд вспомогатель ных методов. Так, например, используется метод непосредственной оценки продукции (услуг), при котором отдельные продукты отчётного периода непосредственно оцениваются в ценах базисного периода (этот метод применяется в основном при оценке продукции сельского хозяйства).

Используется также и метод экстраполяции, связанный с применением индексов физического объёма, при котором переоценка производится, исходя из стоимостных объёмов в базисном периоде и индексов, характеризующих изменение физического объёма (применяется при переоценке выпуска торговли, заготовок, налогов и других).[14]

Таким образом, в первой главе было дано определение понятию инфляция, определены факторы, влияющие на неё, рассмотрены виды, формы и механизмы инфляции, проблемы измерения инфляции.