Приобретение гражданства РФ

гражданства Российской Федерации …………………………………………

Глава I Основания приобретения гражданства: сравнительная характеристика законодательства Российской Федерации,

СССР и государств участников СНГ

Важным компонентом института, обеспечивающего основу правового статуса человека, является набор правовых норм, регулирующих отношения, связанные с гражданством.

Обладание гражданством является обязательным условием полного распространения всех прав и свобод, признанных законом, на конкретного человека, защиты человека государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

В настоящее время все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. с изменениями, внесёнными Законом от 17 июня 1993 г.

На основе данного Закона Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. в редакции Указа от 27 декабря 1993 г. утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. действует положение о приеме в гражданство Администрации Президента Российской Федерации.

Действующая Конституция расширила количество норм, регулирующих гражданство Российской Федерации. Причём наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного

Понятие гражданства сформулировано в преамбуле закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». он определяется как стабильные правовые отношения между человеком и государством, выраженные в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанные на признании и уважении достоинства, прав и основных свобод человека и гражданина.

Эта формулировка подчеркивает основные существенные черты, характеризующие гражданство.

Правовая природа взаимоотношений человека с государством, формирующих отношения гражданства, выражается в их правовой форме. Гражданство — правовое, а не фактическое состояние.

Граждан государства нельзя рассматривать как совокупность лиц, проживающих на его территории, ибо по этому признаку последние образуют население страны — категорию демографическую

Человек является гражданином государства не в силу проживания на его территории, а в силу наличия особых связей между человеком и государством, составляющих содержание гражданства.

3 стр., 1084 слов

Основания прекращения гражданства

... вопросам гражданства. 2. Порядок прекращения гражданства в РФ Прекращение российского гражданства - утрата лицом гражданства Российской Федерации с одновременным обретением (сохранением) им статуса иностранца или лица без гражданства. Закон о гражданстве в качестве оснований прекращения гражданства предусматривает: выход из гражданства; отмену ...

Последние основаны на юридическом оформлении отношений гражданства. Это выражается, во-первых, в их общем правовом регулировании и, во-вторых, в индивидуальном юридическом оформлении гражданства каждого человека.

Общее правовое регулирование заключается в том, что государство в законе устанавливает причины, по которым лицо признается гражданином государства, причины приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих проблем.

Устойчивый характер гражданских отношений заключается в их постоянном характере, который обычно длится от рождения до смерти гражданина, в установлении особого порядка их прекращения, не допускающего одностороннего решения гражданина. Для прекращения отношений по требованию гражданина необходимо согласие государства, оформленное в конкретном индивидуальном документе уполномоченного органа. На данный момент по инициативе государства они вообще не могут быть решены.

В советский период содержание гражданства трактовалось по иному. Сущность связей по гражданству сводилась только к таким его признакам, как распространение на лицо суверенной власти государства как внутри страны, так и за её пределами, к наделению его государством всей полнотой установленных законом прав, свобод и возложением всех обязанностей. Этот тип определения гражданства отражал преобладающую в то время концепцию верховенства государства над индивидом, поглощения индивида государством, которое рассматривалось как наиболее полная и самая массовая организация рабочих из всех людей.

Новый подход к содержанию отношений, связанных с гражданством, основан на признании примата общечеловеческих ценностей, что означает признание человека и государства равноправными субъектами, равно ответственными, наделенными взаимной ответственностью.

Гражданство связано с самыми значимыми последствиями для человека: объемом его прав, свобод, обязанностей.

До 1917 года в России понятия гражданства не существовало. Все жители Российской империи считались подданными. Подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом:

1. Природные подданные, в составе которых, в свою очередь выделялись: а) дворянство (потомственное и личное); б) духовенство (делилось по вероисповеданиям); в) городские обыватели (разбивались на группы: почётные граждане, купцы, мещане и цеховые); сельские обыватели.

2. Инородцы (евреи и восточные народы).

3. Финляндские обыватели.

После прекращения существования царской империи первым актом по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 11 (24) ноября 1917 года, который отменил подданство и установил общее для всего населения России наименование — граждане Российской Федерации.

1 апреля 1918 г. ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского гражданства». Право на принятие российского гражданства для иностранцев, проживающих на территории РСФСР, предоставлено местным советам. Народный комиссариат внутренних дел зарегистрировал иностранцев, принятых в гражданство, и опубликовал их списки для общего сведения.

Конституция РСФСР 1918 г. отнесла к предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории республики.

8 стр., 3888 слов

Общественный и государственный строй Римской империи

... наводнивших империю. Цель работы - рассмотреть общественный и государственный строй Римской империи, выявить их специфические особенности. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1. рассмотреть общественный строй Римской империи; 2. выявить особенности государственного строя Римской империи. 1. Общественный и государственный строй Римской империи Периоду империи в ...

В последующие годы были приняты многочисленные акты, касающиеся урегулирования отдельных вопросов, связанных с приобретением гражданства СССР и восстановлением гражданства. К ним относятся указы Президиума Верховного Совета СССР «О порядке приобретения гражданства СССР гражданами Литовской, Латвийской и Эстонской Советских социалистических республик» (1940 г.), «О восстановлении в гражданстве СССР жителей Бессарабии и о приобретении советского гражданства жителями Северной Буковины» (1941 г.), «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории Маньчжурии» (1945 г.) и ряд других актов, аналогичных последнему в отношении лиц, проживающих на территории Франции, Югославии, Болгарии, Японии, Чехословакии, Бельгии и др.

Конституция СССР 1977 г. более широко урегулировала сферу отношений, связанных с гражданством СССР. Он впервые заявил, что причины, порядок приобретения и утраты гражданства определяются Законом о гражданстве СССР. Важный принцип гражданства получил конституционное выражение: граждане СССР за рубежом пользуются защитой и покровительством Советского государства. Решение вопросов об отказе от гражданства и лишении его гражданства возлагалось на Президиум Верховного Совета СССР.

На основании ст. 33 Конституции СССР был принят новый Закон о гражданстве СССР от 1 декабря 1978 г. Принятие нового закона о гражданстве СССР должно было означать вступление государства в качественно новую фазу: «развитый социализм», его трансформацию из состояния диктатуры пролетариата в «национальный».

Исходным началом в определении принадлежности лица к гражданству СССР признавалось его состояние в гражданстве СССР на день вступления в силу настоящего закона (а не в подданстве бывшей Российской империи — Закон о гражданстве 1938 г.).

Новый этап в развитии государства, охарактеризованный как «перестройка», введение поста президента СССР вызвал необходимость внесения некоторых изменений в союзное законодательство о гражданстве. Был принят Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 г. Он обозначил некоторые шаги на пути к демократизации правового регулирования отношений гражданства.

Теперь в законе содержатся разделы об органах, занимающихся вопросами гражданства, о процедурах рассмотрения заявлений и апелляций по этим вопросам, об исполнении и обжаловании решений. Этот закон устранил некоторые проблемы, существовавшие в предыдущем законодательстве, оставив достаточно места для произвольного применения положений закона.

В связи с распадом СССР и образованием Содружества Независимых Государств вопрос гражданства имеет большое значение для повседневной жизни граждан этих государств.

Таким образом, под влиянием норм международного права и общего права СНГ конституционное регулирование правового статуса личности в различных странах СНГ является наиболее унифицированным и приближенным к международным стандартам. Международные конвенции о правах человека, Устав СНГ, внутригосударственное законодательство стран СНГ о правах человека и гражданина ориентирует правовую политику государств СНГ на полное обеспечение прав, свобод и обязанностей личности, развитие связей и контактов между людьми, взаимопонимание между странами и народами СНГ и мирового сообщества. Конституции объявляют права человека и гражданина неотъемлемыми. установлено, что ничто не может быть поводом для унижения достоинства человека.

11 стр., 5213 слов

Конституционное право Российской Федерации как отрасль права и юридическая наука

... России, их структуры и организации деятельности; _ конституционных основ местного самоуправления. Конституционное право как отрасль права - составная часть общей правовой системы России. Эта отрасль права, как и другие (административное, гражданское, уголовное и т.д.) ...

Во всех странах СНГ предусмотрено равное гражданство независимо от причин его приобретения. Каждый имеет право на выбор гражданства. Граждане имеют гарантированные государством социально-экономические, политические и личные права и свободы. Только граждане имеют право избирать и быть избранными в законодательные (представительные) органы государственной власти, участвовать в референдумах, быть главами государств, депутатами, народными судьями и заседателями, занимать должности в высших органах государственной власти и управления.

Заключение или расторжение брака с гражданином другого государства или лицом без гражданства не изменяет гражданство супругов. Граждане обязаны соблюдать конституцию и законы государства, чтобы способствовать укреплению его власти и авторитета. Устанавливаются взаимные обязательства и ответственность человека и государства, вытекающие из факта принадлежности к гражданству.

В исключительных случаях в соответствии с национальным законодательством и межгосударственным договором допускается двойное гражданство (Молдова, Туркменистан и др.).

Межпарламентской Ассамблеей СНГ разработан рекомендательный законодательный акт «О согласованных принципах регулирования гражданства» от 29 декабря 1992 г., направленный на повышение уровня защиты прав человека в СНГ, сокращение случаев безгражданства, облегчения контактов между людьми, установления и поддержки дружественных и добрососедских отношений со всеми государствами. Ассамблея признала нормативное значение таких принципов, как право каждого человека на гражданство и его изменение; равенство гражданства; недопустимость лишения гражданства и дискриминации в вопросах гражданства по признакам социального происхождения, имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, рода и характера занятий. Поощряется приобретение гражданства лицами без гражданства. Установлено, что отсутствие источника средств к существованию, наличие хронического заболевания, судимости не должны препятствовать решению вопросов гражданства. Подчеркивается, что дети, рожденные на территории одного из государств-членов Содружества, не должны становиться лицами без гражданства. Решение властями вопросов гражданства должно способствовать воссоединению семей. Он содержит рекомендации о том, что отдельные нации, народности, национальные меньшинства не должны нарушаться при урегулировании вопросов, связанных с гражданством. Защита граждан за пределами своей территории государством признана законной в соответствии с международными правовыми стандартами.

Сохраняется неизменный принцип, согласно которому заключение или расторжение брака с лицом, принадлежащим другому государству, а также проживание за границей в течение любого периода времени не влечет за собой прекращения гражданства. Консолидируются принцип судебной защиты прав человека в вопросах гражданства, приоритет норм международного права и договора над национальным законодательством.

4 стр., 1636 слов

Основания приобретения гражданства

... оно проживает, одним государством другому. Основания приобретения гражданства Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации приобретается: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство Российской Федерации; в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным ...

Конституции государств Содружества содержат основные правила о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства. Все государства СНГ признают международные конвенции о правах иностранцев и лиц без гражданства, беженцев и перемещённых лиц (вынужденных переселенцев).

Национальные законы о правовом положении иностранных граждан (законы Армении «О правовом положении иностранных граждан в Республике Армения» от 17 июня 1994 г., Молдовы «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Молдова» от 10 ноября 1994 г., Украины «О правовом статусе иностранцев» от 2 февраля 1994 г.) закрепляют принципы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, порядок иммиграции и временного пребывания, процедуру предоставления им убежища или гражданства, личные, социальные, экономические и культурные права этой категории лиц; порядок въезда в страну пребывания и выезда из неё, процедуру выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства.

Действующая Конституция Российской Федерации и закон о гражданстве закрепляет порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом (ст. 6).

Таким законом в настоящее время является Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от

28 ноября 1991 г., вступивший в силу 6 февраля 1992 года.

В части первой статьи 6 Конституции Российской Федерации закреплен принцип единого гражданства. В основном это связано с тем, что законодательством республик, входящих в состав Российской Федерации, устанавливается гражданство этих субъектов Федерации. Единство гражданства означает следующее: граждане России, постоянно проживающие на территории республики, также являются гражданами этой республики. В соответствии с Законом о гражданстве Российской Федерации прекращение гражданства Российской Федерации влечет прекращение гражданства республики в ее составе. Единое гражданство в федеративном государстве является предварительным условием его статуса суверенитета и целостности.

Конституция Российской Федерации провозглашает принцип равного гражданства независимо от причин его приобретения. В законодательстве некоторых зарубежных стран наблюдается иная картина: введены некоторые ограничения на получение гражданства в зависимости от причин приобретения. Россия идет по более демократическому пути. Он не различает права граждан в зависимости от того, как и когда они были приобретены.

Гражданство РФ открыто и бесплатно. Это выражается в закреплении в законе нормы о том, что «в Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство». Ст. 7 Закона о гражданстве Российской Федерации называется «Сокращение числа лиц без гражданства». В нем говорится, что Российская Федерация поощряет лиц без гражданства к приобретению гражданской федерации и не препятствует им приобретать другое гражданство. В ст. 17 Закона установлено, что ребёнок, родившийся на территории Российской Федерации от лиц без гражданства, является гражданином Российской Федерации.

Свободный характер гражданства Российской Федерации выражается в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина Российской Федерации на изменение гражданства. Этого права никто не может быть лишен. Стабильный характер взаимоотношений человека и государства, присущий гражданству, не означает принудительного, принудительного сохранения лица в гражданстве. Это ущемляло бы его свободу.

24 стр., 11773 слов

Государственное устройство России

... и этнические группы. 1.2. Российская Федерация как конституционная федерация Под государственным устройством понимается политико-территориальная ... организации своей жизни – общественного и государственного строя, основных направлений развития внутренней и внешней ... национального суверенитета в России. С одной стороны, Конституция принимается «многонациональным народом Российской Федерации» , что ...

Проживание гражданина России за ее пределами не меняет его гражданство. Заключение или расторжение брака между гражданином России и лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, даже не влечет изменения гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет изменения гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет изменения гражданства детей, рожденных в этом браке или усыновленных.

Принадлежность человека к гражданству того или иного государства имеет важное значение, поскольку гражданин имеет все права и свободы по отношению к государству, и государство защищает своего гражданина, где бы он ни находился. Гражданство — это наделение гражданина не только соответствующими правами и свободами, но и обязанностями.

В Конституции Российской Федерации подчеркивается, что каждый гражданин имеет на своей территории все права и свободы и несет одинаковые обязанности.

Следует отметить, что граждане Российской Федерации по сравнению с другими людьми, законно находящимися на территории России, наделены правами в сфере осуществления политической власти.

Например, только граждане Российской Федерации могут избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Только граждане Российской Федерации обязаны защищать нашу Родину и брать на себя другие обязанности.

Одной из важных гарантий использования гражданином Российской Федерации своих прав и свобод является закрепление в ст. 6 Конституции РФ положения, исключающего возможность лишения гражданина его гражданства. Этот принцип является новым в законодательстве о гражданстве. Все предшествующее — вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 г. — закрепляло такую форму утраты гражданства.

Лишение — прекращение гражданских отношений по инициативе государства в одностороннем порядке без предоставления согласия гражданина в качестве условия. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства и выдворен за пределы Российской Федерации. Что неоднократно практиковалось за время существования тоталитарного режима в СССР. Он не может быть также выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора РФ. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство и за ее пределами.

Конституционным принципом гражданства является предоставляемая гражданину Российской Федерации возможность иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом и международным договором Российской Федерации. Это новая норма в законодательстве о гражданстве. Ранее такое право отвергалось.

Закон Российской Федерации о гражданстве впервые вводит такой институт как почётное гражданство. Почётное гражданство может быть предоставлено лицу, не являющемуся гражданином РФ, имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом, с его согласия. Почётное гражданство предоставляется Президентом.

Глава II. Основания и порядок приобретение гражданства Российской Федерации.

Гражданство — это первый и основополагающий элемент правового статуса личности. Гражданство дает объем прав, свобод и обязанностей конкретному лицу. Ст. 6 Конституции РФ говорит, что приобретение гражданства происходит в соответствии с федеральным законом (Законом РФ «О гражданстве»).

22 стр., 10864 слов

Рыбная промышленность России

... нерыбных объектов после Китая, Японии, Перу, Чили и США. Рыбная промышленность является одной из тех отраслей экономики России, которая находится в постоянном контакте с мировым рынком, ... таможенную границу Российской Федерации российскими рыбопромысловыми судами; 4) закон РФ от 16.07.1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»; 5) закон ...

Закон говорит, что гражданство представляет собой устойчивою связь человека с государством. Эта связь выражается в совокупности прав и обязанностей, основанных на уважении и достоинстве основных прав и обязанностей.

Закон о гражданстве РФ установил следующие основания приобретения гражданства:

1. Признание гражданства как основание его приобретения не предусматривалось в предшествующем законодательстве. Во всех прежних законах содержалась общая норма, определяющая принадлежность к гражданству, т.е. дающая ответ на вопрос о том, кто является гражданином государства. Обретение такого статуса связывалось с двумя основаниями: 1) признание гражданства, 2) приобретением гражданства в соответствии с данным законом. Последнее основание начинало действовать с момента вступления в силу нового закона, т.е. нацелено на будущие отношения гражданства. Но закон должен решить и вопрос о тех, кто уже имел гражданство данного государства до принятия нового закона.

Поэтому применяется форма признания гражданства, означающая законодательное решение вопроса о том, за кем из числа лиц, состоявших в гражданстве данного государства на момент вступления в силу нового закона, сохраняется этот статус.

Закон обычно применяет «нулевой вариант». Он заключается в том, что по новому закону гражданами государства признаются все лица, которые состояли в его гражданстве на момент вступления в силу данного закона.

Российский закон не мог использовать форму признания гражданами Российской Федерации всех лиц, которые состояли в гражданстве Российской Федерации на день вступления в силу закона. Объясняется это тем, что гражданство Российской Федерации (как и других союзных республик) за весь период её пребывания в составе СССР не имело юридического оформления. Хотя по союзной и республиканской конституциям Россия обладала гражданством, однако оно растворялось полностью в союзном гражданстве, не фиксировалось ни в каких документах. Действовал единый паспорт гражданина СССР, и нельзя было правовыми средствами ни подтвердить, ни опровергнуть факта принадлежности к гражданству Российской Федерации.

По Закону (ст. 13) гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории России на день вступления в силу закона о гражданстве (6 февраля 1992 года), если в течение одного года после опубликования закона они не заявили о нежелании состоять в гражданстве РФ.

Следовательно, основаниями признания являлись такие признаки, как обладание гражданством СССР и постоянное проживание на территории Российской Федерации. По сути, это нулевой вариант, так как фактически никому из проживающих в России граждан СССР не пришлось принимать какие-либо меры для подтверждения гражданства.

Для решения вопросов, связанных с приобретением гражданства в порядке регистрации, восстановления в гражданстве, имеет значение порядок определения гражданства лиц, родившихся 30 декабря 1922 года и позднее и утративших гражданство бывшего СССР. Закон определил, что такие лица считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребёнка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории РФ. При этом под территорией России понимается ее территория по состоянию на момент рождения гражданина.

2. Главным постоянно действующим основанием пополнения корпуса граждан является приобретение гражданства по рождению. Это основание исходит из сочетания двух принципов приобретения гражданства: «право крови», т.е. с учётом гражданства родителей, и «права почвы», — т.е. в зависимости от места рождения.

Гражданами России признаются лица по принципу «по рождению» («по крови»).

Если один из родителей является гражданином России, а второй родитель — лицо без гражданства, то ребенок будет являться гражданином Российской Федерации. Если один из родителей — гражданин России, а второй — гражданин иностранного государства, то вопрос о гражданстве ребенка, не зависимо от места его рождения, определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок становится гражданином России, если он родился на ее территории.

Если ребенок будет найден на территории Российской Федерации, а родители его не будут установлены, то он становится гражданином России — принцип «право почвы». Если же впоследствии будут найдены родители или опекуны ребенка, то ребенок может изменить гражданство.

Если ребенок родился на территории России у родителей, являющимися гражданами иностранных государств, то он будет признан гражданином России, если эти государства не предоставят ему своего гражданства.

3. Принцип «в порядке регистрации». Регистрация — это упрощённый порядок приобретения гражданства. Она не связана со сложными процедурами, сопутствующими решению о приёме в гражданство, которое оформляется указом Президента РФ. Эта форма приобретения гражданства РФ распространяется на:

  • а) лиц, у которых супруг или родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ;
  • б) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином РФ, но который приобрел иное гражданство по рождению, в течение 5 лет после достижения 18, лет могут заявить и стать гражданином РФ;
  • в) лица, родившиеся от бывших граждан РФ также могут, в течение 5 лет по достижении 18 лет, подать заявление о приобретении Российского гражданства;
  • г) лица — граждане бывшего СССР, проживающие на территории государств, входивших в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию РФ после 6 февраля 1992 года, если они в течение трех лет после принятия закона о гражданстве заявили о своем желании приобрести гражданство РФ;
  • д) лица без гражданства, которые на день вступления в силу закона о гражданстве постоянно проживают на территории России или на территории других республик, входивших в состав бывшего СССР при условии, что они в течение одного года после вступления в силу закона о гражданстве заявили о своем намерении получить гражданство России;

— е) иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства если они сами или хотя бы один из родственников по прямой восходящей линии состояли в Российском гражданстве «по рождению» и при условии, что эти иностранные граждане и лица без гражданства в течение одного года после вступления в силу закона о гражданстве заявили о своем желании приобрести гражданство России.

4. Основанием приобретения гражданства является также восстановление в гражданстве Российской Федерации (ст. 20).

Оно предусматривалось и в прежнем союзном законодательстве, однако не рассматривалось в качестве основания приобретения гражданства. В действующем Законе Российской Федерации предусмотрены различные формы восстановления в гражданстве:

В порядке регистрации.

Признание факта восстановления.

По ходатайству лица.

Восстановление осуществляется в порядке регистрации и распространяется на лиц, у которых такое гражданство прекратилось в связи с установлением опеки или попечительства; на лиц, у которых гражданство прекратилось в связи с изменением гражданства родителей. Восстановление в гражданстве происходит в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста по заявлению лица. Граждане, которые были лишены гражданства российской Федерации без их свободного волеизъявления считаются восстановленными в гражданстве российской Федерации.

5. Гражданство РФ может приобретаться в результате выбора гражданства (оптации).

Такая форма применяется при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренными международными договорами Российской Федерации.

6. К иным основаниям приобретения гражданства, предусмотренным действующим Законом РФ относятся усыновление, опекунство, соглашение родителей о российском гражданстве ребёнка, предоставление почётного гражданства и др.

Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоявшее в гражданстве РФ, имеет право ходатайствовать о приеме в гражданство РФ. При этом закон о гражданстве закрепляет принцип равноправия для всех лиц ходатайствующих о гражданстве. В качестве обычного условия приема в гражданство в России установлено — постоянное проживание на ее территории.

Для иностранцев и лиц без гражданства необходимо прожить 5 лет на территории РФ при этом 3 года непрерывно перед обращением о приеме в гражданство. Непрерывным считается проживание в России, если лицо выезжало за пределы России для учебы или лечения не более, чем на 3 месяца.

Особый статус при ходатайстве о приобретении гражданства РФ имеют беженцы, официально признанные законом. В этом случае сроки сокращаются вдвое.

Закон Российской Федерации «О гражданстве» определяет основания прекращения российского гражданства:

1. В результате выхода из гражданства Российской Федерации. Такая форма прекращения гражданства может осуществляться двумя путями.

Во-первых, по ходатайству гражданина. закон предусматривает возможность отклонения такого ходатайства в случае проживания гражданина или его намерения поселится в стране, не связанной с Россией договорными обязательствами о правовой помощи, но имеющего либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами РФ, либо не исполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определенных законом России. Во-вторых, в порядке регистрации. Такая форма может иметь место, если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства РФ, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство либо если лицо выехало на постоянное место жительства в другое государство в установленном порядке. При этом должны отсутствовать препятствия, отмеченные выше и связанные с ограничениями выхода из гражданства по ходатайству. Закон определяет и случаи, не допускающие выхода из гражданства России ни по ходатайству, ни в порядке регистрации.

Выход невозможен после получения повестки о призыве на срочную военную службу и до ее окончания, а также в случае, когда гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства России, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

2. В результате отмены решения о приеме в гражданство РФ. Такая форма применяется в отношении лиц, приобретших гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Сам факт представления таких сведений и документов устанавливается в судебном порядке. При этом отмена решения о приеме в гражданство России не освобождает данное лицо от ответственности. Отмена решения о приеме в гражданство РФ не распространяется на супруга и детей лица, приобретших такое гражданство вместе с ним, в том случае, если не будет доказана их осведомленность о том, что гражданство было приобретено незаконным путем. Установлен срок, в течение которого возможна отмена решения о приеме в гражданство, — 5 лет после приема.

3. В результате выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории. При изменении границ лицо, проживающее на территории, выходящей из состава России, может прекратить российское гражданство.

4. По другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации. Имеются в виду иные, чем предусмотренные в Законе, основания прекращения гражданства России.

5. По иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве РФ. К таким основаниям относится случай, когда оба родителя прекращают гражданство России. В такой ситуации дети в возрасте до 14 лет следуют гражданству родителей, то есть тоже прекращают гражданство России.

Часть 1 ст. 62 Конституции РФ регулирует случаи двойного гражданства. Такая ситуация возникает обычно из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести двойное гражданство, например, при различном гражданстве родителей или в случае усыновления иностранным гражданином, женщина — при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна следовать гражданству своего мужа.

До последнего времени российское законодательство стояло на позиции непризнания за гражданами РФ двойного гражданства:

в случаях, когда российский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства и фактически становился лицом с двойным гражданством, законодательство рассматривало его только как российского гражданина.

Отступление от этой позиции наметилось в Законе о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 года. Часть 1 ст. 62 Конституции РФ определяет, что российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства. Но допускается это только в одном из следующих случаев:

1) если такую возможность предусматривает федеральный закон;

2) если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопроса двойного гражданства в других законодательных актах недопустимо. Согласно ст. 3 Закона о гражданстве российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор. как видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию — наличию международного договора — Закон о гражданстве других возможностей признания двойного гражданства не добавляет.

Признание в соответствии с Конституцией двойного гражданства российских граждан лишь в указанных, строго ограниченных случаях означает, что общий принцип, по которому за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, продолжает действовать.

Гражданин иностранного государства при приобретении гражданства российской Федерации может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного гражданства, при получении российского, не требуется).

Но в России в соответствии с нашим законодательством он будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним признано в России, лишь если с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется соответствующий международный договор.

Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным с двумя государствами и должен подчиняться закона обоих. Это касается, например, несения военной службы.

Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, факт двойного гражданства не умаляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства. Однако ч. 2 ст. 62 допускает, что федеральным законом или международным договором РФ может быть предусмотрено то или иное ограничение или освобождение от обязанностей, вытекающее из факта двойного гражданства.

В ч. 3 ст. 62 Конституции РФ определено правовое положение в России иностранцев и лиц без гражданства. Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Лица без гражданства — это лица, которые, не являясь российскими гражданами, не имеют доказательств своей принадлежности и к гражданству иностранного государства. Исходя из ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого на гражданство, Российское государство стремится к устранению и предотвращению без гражданства проживающих на ее территории лиц.

Согласно ст. 7 Закона о гражданстве наше государство поощряет приобретение гражданства России лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими другого гражданства.

В полном соответствии с общепринятыми нормами международного права Конституция РФ закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностей к российским гражданам, т. е. устанавливает для этих лиц национальный режим.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или международным договором Российской Федерации не установлено иное. Отклонение от национального режима (в сторону ограничения прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами российских граждан) могут быть согласно Конституции РФ установлены только федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно.

Специальные правила российского законодательства установлены для отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов — пользующихся дипломатическим иммунитетом, консулов, членов экипажей иностранных военных кораблей, самолетов и т. п.

Конституция не связывает применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности: он предоставляется в России независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы (а значит, и российские граждане).

В то же время, если ограничение прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан (в отличие от других иностранцев), т. е. носят дискриминационный характер, Правительством России могут быть установлены в соответствии со ст. 3 Закона о правовом положении иностранных граждан в СССР ответные ограничения (реторсии).

Глава III. Порядок решения дел о приобретении гражданства Российской Федерации.

Реализация вышеуказанных норм об основаниях прекращения и изменения гражданства российской Федерации требует правового регулирования.

На основе Закона о гражданстве Российской Федерации принято «Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ», утверждённое Указом президента РФ (в редакции Указа от 27 декабря 1993 г.).

Закон определяет, какие государственные органы ведают делами о гражданстве и их полномочия, закрепляет порядок производства и обжалования решений по этим делам.

В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент РФ, именно как глава государства, олицетворяющий его, уполномочен официально оформлять гражданство Российской Федерации.

Так, согласно п. «а» ст. 89 Конституции РФ, Президент уполномочен решать вопросы гражданства Российской Федерации. Следует отметить, что отнесенные п. «в» ст. 71 Конституции РФ вопросы гражданства России решаются прежде всего федеральным парламентом путем принятия законов. Содержание же полномочий Президента Российской Федерации в этой области состоит в решении конкретных вопросов гражданства в соответствии с Законом и регулировании порядка их рассмотрения. Согласно Закону о гражданстве Президент России решает вопросы приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства; принимает решения по вопросам восстановления в гражданстве; дает разрешение на выход из гражданства; разрешает гражданину России иметь одновременно гражданство другого государства; отменяет решение о приеме в гражданство; предоставляет почетное гражданство Российской Федерации. В осуществлении полномочий по делам о гражданстве Президент издает указы. Все другие государственные органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.

Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства при Президенте действует образованная им Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Ее полномочия установлены ст. 34 Закона о гражданстве РФ. Президент утвердил Положение о комиссии.

Порядок рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации определяется Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 года № 386 в редакции Указа от 27 декабря 1993 года.

Комиссия рассматривает ходатайства о приобретении и прекращении гражданства РФ, о приобретении двойного гражданства, о предоставление почётного гражданства. К её компетенции также относится рассмотрение и общих вопросов, связанных с разработкой, изменением и дополнением законодательства РФ о гражданстве.

Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы, Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения. Компетенция этих органов по решению вопросов гражданства аналогична, с тем лишь различием, что первые принимают их в отношении лиц, проживающих на территории РФ, а вторые — за её пределами.

В их функции входят: приём заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации; проверка фактов и представленных документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ; определение принадлежности лиц к гражданству Российской Федерации; осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства РФ в предусмотренных Законом случаях.

Для решения вопроса о регистрации гражданства подаётся заявление; решение по этому вопросу принимают соответствующие органы внутренних дел либо Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации; оформляются решения заключением; срок рассмотрения не более 6 месяцев; решения могут быть обжалованы в суд в месячный срок.

Во всех других случаях приобретения и прекращения гражданства, не подпадающих под регистрационный порядок, оформляются ходатайством на имя Президента; оформляются они Указом Президента; срок рассмотрения ходатайств — не более 9 месяцев; решения обжалованию не подлежат, что не исключает возможности повторного ходатайства через год.

Гражданство Российской Федерации считается приобретённым или прекращённым со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ.

Исполнение решений возлагается на Министерство внутренних дел Российской Федерации или названные выше органы Российской Федерации за рубежом.

ЛИТЕРАТУРА:

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/grajdanstvo-rf-ponyatie-printsipyi-osnovaniya-priobreteniya-i/

1. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года. М., Юридическая литература 1993 год.

2. Комментарий к Конституции РФ. Общ. Ред. Ю.В. Кудрявцева. М. Фонд «Правовая культура». 1996.

3. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., Издательство БЕК. 1994 г.

4. Конституция Российской Федерации: Комментарий. М., Юрид. Лит. 1994 г.

5. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации», с изменениями и дополнениями от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992 №6. Собрание законодательства РФ. 1995, №7.

6. Указ Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 г. №2007 «О некоторых вопросах реализации Закона РФ «О гражданстве РФ». Собрание законодательства. 1994. №27.

7. Закон СССР от 23 мая 1990 г. «О гражданстве СССР». Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990 г. №23.

8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ. Учебник. М. Юристъ. 1995.

9. Кутафин О. Позвольте принадлежать Отечеству: Интервью. Зап. М. Щербаченко. Российская газета. 1996. 14 июня.

10.Авакьян С. А. Гражданство Российской Федерации. М., 1994 г.

11.Айрапетова Н. Российское гражданство в стране и за рубежом. Независимая газета. 1996. 28 февраля.

БИЛЕТ № 1 1. Зарождение и развитие МП Возникновение и развитие международного права связано с возникновением государства. Международное право возникло …

Ко второй группе относятся двусторонние соглашения о предотвращении возникновения двойного гражданства , Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о сокращении безгражданства …

если заявитель в прошлом состоял в гражданстве одной из договаривающихся сторон и одновременно в гражданстве СССР , проживал на их территориях на 21 декабря 1991 г. и проживает

Раздел:

Тип: шпаргалка

Тема 1. Конституционное право как отрасль права §1. Конституционное право как отрасль права Стараясь не воспроизводить общие положения теории права …

В качестве порядка приобретения гражданства Российской Федерации следует рассматривать те условия, которые необходимы для обращения с заявлением о получении гражданства (при …

Порядок прекращения гражданства , также как и порядок приобретения , состоит в условиях, необходимых для его прекращения и административной процедуры в уполномоченных органах …

Раздел:

Тип: учебное пособие

БИЛЕТ № 1 1. Зарождение и развитие МП Возникновение и развитие международного права связано с возникновением государства. Международное право возникло …

Ко второй группе относятся двусторонние соглашения о предотвращении возникновения двойного гражданства , Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о сокращении безгражданства …

если заявитель в прошлом состоял в гражданстве одной из договаривающихся сторон и одновременно в гражданстве СССР , проживал на их территориях на 21 декабря 1991 г. и проживает

Раздел:

Тип: шпаргалка

  • Заказ
  • Оплата
  • Соцсети
  • Каталог
  • Карта сайта
  • Гарантии
  • <span class="acLnk 1F4943CCC2 <b>приобретения</b> <b>гражданства</b> <b>СССР</b> и выхода из него в отношении: а) <b>иностранцев</b>

    — рабочих и крестьян, <b>проживающих</b> в пределах <b>СССР</b> для трудовых … <br/> 2002 № 62 — ФЗ закон "О <b>гражданстве</b>" от 28.11.1991 г. утратил силу, за исключением пунктов "а"

    — "в" статьи 18, части третьей статьи 19, статей 20 и 41, предусматривающих более … </td> <td> Раздел: <a href=» data-score=»2″> Рефераты по государству и праву

    <span class="acLnk 1F4943CCC2 <b>приобретения</b> <b>гражданства</b> <b>СССР</b> и выхода из него в отношении: а) <b>иностранцев</b>

    — рабочих и крестьян, <b>проживающих</b> в пределах <b>СССР</b> для трудовых … <br/> 2002 № 62 — ФЗ закон "О <b>гражданстве</b>" от 28.11.1991 г. утратил силу, за исключением пунктов "а"

    — "в" статьи 18, части третьей статьи 19, статей 20 и 41, предусматривающих более … </td> <td> Раздел: <a href=» data-score=»2″> Тип: курсовая работа

Тема 1. Конституционное право как отрасль права §1. Конституционное право как отрасль права Стараясь не воспроизводить общие положения теории права …

В качестве порядка приобретения гражданства Российской Федерации следует рассматривать те условия, которые необходимы для обращения с заявлением о получении гражданства (при …

Порядок прекращения гражданства , также как и порядок приобретения , состоит в условиях, необходимых для его прекращения и административной процедуры в уполномоченных органах …

Раздел:

Тип: учебное пособие

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Кафедра конституционного …

Положение устанавливало упрощенный порядок приобретения гражданства СССР и выхода из него в отношении: а) иностранцев — рабочих и крестьян, проживающих в пределах СССР для трудовых …

2002 № 62 — ФЗ закон «О гражданстве » от 28.11.1991 г. утратил силу, за исключением пунктов «а» — «в» статьи 18, части третьей статьи 19, статей 20 и 41, предусматривающих более …

Раздел:

Тип: курсовая работа

Зміст Введение 1. Подданство и гражданство в России 1.1 Понятие подданства и гражданства в дореволюционной России 1.2 Понятие гражданства в советский …

Положение о союзном гражданстве 1924 г. разрешило ряд конкретных вопросов: кто признается гражданином СССР , о гражданстве при вступлении советских граждан в брак с иностранцами ; о …

В нем указывалось, что гражданство СССР является равным для всех советских граждан независимо от оснований его приобретения и принадлежности к гражданству любой из республик …

Раздел:

Тип: реферат

Введение Без лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России, а равно и для миллионов людей, проживающих в независимых соседних …

Для решения вопросов, связанных с приобретением гражданства в порядке регистрации, восстановления в гражданстве , имеет значение порядок определения гражданства лиц, родившихся 30 …

В их функции входят: прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства ; проверка фактов и представленных документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по …

Раздел:

Тип: реферат