Сертификация товаров и услуг (2)

Изначально стоит дать определение понятию « Сертификация».

Сертификация – это когда орган по сертификации подтверждает, что те или иные вещи в компании соответствуют нормам стандартов, технических регламентов, договоров. Подтвердив это, он выдает соответствующую бумагу – сертификат.

Круг объектов, которые можно сертифицировать – шире, чем принято думать. Существуют не только всевозможные стандарты выпускаемых с конвейера изделий, но и нормативы систем управления качеством, экологической безопасности, безопасности информации, социальной защиты сотрудников; стандартизируют услуги, предоставляемые компанией, и, даже, источники сырья, которое она использует в своей работе. По сути, получить сертификат можно на все, так как стандартизация вытекает из наличия заинтересованной стороны, а она есть всегда.

Исходя из этого, можно прийти к выводу, что сертификация является тем самым инструментом защиты прав и интересов потребителя, который действует при отсутствии спора и в условиях заинтересованности представителей предпринимательского класса в конкурентной борьбе.

Актуальность темы данной курсовой работы не вызывает сомнений.

Целью написания курсовой работы является продемонстрировать правовой механизм осуществления сертификации в соответствии с законодательством РФ.

Для достижения указанной цели данной курсовой работы полагаю необходимым решить следующие задачи:

В первую очередь раскрыть суть такого понятия как «Сертификация», далее, выделить виды сертификации по современному законодательству РФ. Затем задача сводится к определению нормативно- правовой базы, регламентирующей порядок сертификации. После чего на основании подготовленной базы, я намерен перейти к исследованию непосредственно работы механизма правового регулирования в части осуществления сертификации.

Глава 1. Общие положения о сертификации товаров, работ и услуг

Согласно действующему законодательству, всё реализовывающееся и произведённое для реализации как на территории Российской Федерации, так и вне — должно пройти сертификацию. Сертификация от certiphicacio – я подтверждаю. Сущность и содержание сертификации всегда едино – обезопасить потребителя от возможно некачественного товара. Документ, выданный при прохождении подтверждает, что субъект на законных основаниях занимается деятельностью и тем самым заботится о своих потребителях, а производство не наносит вреда окружающей среде. Сущность и содержание сертификации продукции уже становится ясной, как и её преимущества перед не сертифицированной.

13 стр., 6036 слов

Правила, порядок и основные этапы сертификации в Российской Федерации

... Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение правил, порядка и основных этапов сертификации ... осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат потребителя; недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации; ... к процессам, охватывающим все стадии ее жизненного цикла от ...

В свою очередь сущность сертификации состоит в том, что заказывает ее одно лицо, проводит второе, а выносит решение третье – таким образом, влияние на результат из вне практически невозможно, содержание же, или итог – документ, гарантирующий качество.

Сущность сертификации и содержание в выданном документе — обеспечение и формирование доверия потребителей любого уровня, развёрнутая и объективная информация и возможность выбрать необходимую продукцию. Предотвращение поступление несертифицированной продукции импортного производства в обход таможенных органов. Так же она стимулирует Научно-Технический процесс, так как устаревшие технологии не пройдут сертификацию, тем самым очистят рынок услуг, освободив путь для лучших. А потребители уж наверняка оценят старания. Возникает естественная и здоровая конкуренция. Защита окружающей среды и сохранность природных ресурсов для будущих поколений. Организациям, постоянно проходящим сертификацию без замечаний, накладок и прочих недоразумений – предоставляются дополнительные льготы со стороны Государства – участие в национальных проектах и гос. контрактах, а также продвижение произведённой Вами продукции на экспортный рынок, как наиболее конкурентоспособной – а это совсем другой уровень и совсем иные доходы, но и более жёсткие требования и ответственность.

1.2 Виды сертификации товаров (работ, услуг)

Сертификация может быть обязательной и добровольной.

Обязательная сертификация

Обязательная сертификация распространяется на продукцию и услуги, от которых зависят здоровье и жизнь потребителя, а также безопасность его имущества и окружающей среды.

Номенклатура продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в России, определяется Госстандартом РФ в соответствии с законом «О защите прав потребителей» и включает в себя более 100 групп продукции и услуг.

Например:

  • продукцию пищевой промышленности;
  • продукцию мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой и микробиологической промышленности;
  • медикаменты, продукцию медицинского назначения и медтехнику;
  • продукцию сельскохозяйственного производства, растениеводства и животноводства;
  • услуги общественного питания;
  • техническое обслуживание 1 .

При обязательной сертификации подтверждаются только те обязательные требования, которые установлены законом, вводящим обязательную сертификацию. Так, согласно ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обязательной сертификации товаров (работ, услуг) должна подтверждаться их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращения причинения вреда имуществу потребителя. Согласно ст. 6 Федерального закона «Об энергосбережении» энергопотребляющая продукция (в том числе электротовары, радиотовары и пр.) подлежит обязательной сертификации также по показателям энергоэффективности.

4 стр., 1523 слов

Стандартизация и сертификация услуг общественного питания

... должны подтверждаться при обязательной сертификации; провести идентификацию услуг, в т.ч. испытаний кулинарной продукции, проверить принадлежность к классификационной группировке, соответствие техническим документам. Органы по сертификации услуг проводят сертификацию услуг общественного питания в соответствии с ...

При обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории РФ.

Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации – Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ в отношении отдельных видов продукции, и на другие федеральные органы исполнительной власти. Самая представительная и известная система – Система обязательной сертификации ГОСТ Р, образованная и возглавляемая Госстандартом России.

Добровольная сертификация

Проводится в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции (услуг) требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.

Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителями и органом по сертификации. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.

Тем не менее, по продукции, прошедшей обязательную сертификацию, могут проверяться в рамках добровольной сертификации требования, дополняющие обязательные. Допустим, при анализе зубных паст может быть проверена эффективность их действия, при проверке телевизоров некоторых зарубежных моделей – наличие благоприятного биологического воздействия, которые они якобы (согласно рекламным проспектам) оказывают на человека.

На 1 января 2002 г. в России было зарегистрировано 133 системы добровольной сертификации.

В России в настоящее время преобладает обязательная сертификация, за рубежом – добровольная. В условиях развития рыночной экономики проведение добровольной сертификации становится условием преодоления торговых барьеров, так как, повышая конкурентоспособность, она фактически обеспечивает производителю место на рынке.

Госстандартом России в 2000 г. введена «Система добровольной сертификации продукции».

Целью ее введения является повышение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также авторитета российских государственных стандартов в стране и за рубежом2 .

Система предназначена для подтверждения соответствия отечественной и импортируемой продукции всем требованиям государственных стандартов, а также международных, региональных и национальных стандартов других стран, указанных заявителем. В выданном сертификате дается вся информация, как о безопасности продукции, так и обо всех ее потребительских свойствах. И поэтому для покупателя именно, а добровольная система оказывается более информативной и привлекательной, чем обязательная Система ГОСТ Р.

Из 133 систем добровольной сертификации 62 относятся к продукции, 45 – к услугам. 24 системы носят комплексный характер, так как относятся: к услугам и продукции; услугам продукции и системам качества; системам качества и системам охраны окружающей среды. Две системы относятся к сертификации персонала.

10 стр., 4981 слов

Российские системы сертификации продукции, работ и услуг

... однородных услуг (услуг общественного питания, туристских услуг и услуг гостиниц и др.). Добровольная сертификация проводится в соответствии с Законом РФ "О сертификации продукции и услуг" по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции (услуг) требованиям ...

Таким образом, в отличие от обязательной сертификации, подтверждающей только требования безопасности, добровольная сертификация решает более широкий круг задач, в частности:

1) подтверждение соответствия требованиям стандартов, а также ряда показателей качества, дополняющих безопасность;

2) подтверждение подлинности продукции;

3) проверка адекватности цены качеству товара;

4) подтверждение соответствия системы качества организации требованиями ИСО 9000;

5) подтверждения соответствия системы управления окружающей средой требованиям ИСО 14000;

6)подтверждение соответствия компетентности персонала, претендующего на работу в качестве эксперта, установленным требованиям;

7) подтверждение соответствия процессов жизненного цикла продукции (производство, ремонт, перевозки и пр.) установленным требованиям3 .

Добровольная сертификация является рыночным инструментом борьбы с контрафактной продукцией, особенно если органом, зарегистрировавшим систему, выступает ассоциация (гильдия) производителей. В этой ситуации маркирование продукции знаком соответствия данной системы означает, что продукция выпущена «легальным» производителем, гарантирующим качество и безопасность для потребителя.

В первую очередь необходимо назвать Закон «О защите прав потребителей», который установил права потребителей на: приобретение товаров работ и услуг, надлежащего качества; права на безопасность товаров, работ и услуг для жизни и здоровья; получение информации о товарах и их изготовителях и просвещение; государственную и общественную защиту их интересов.

Не маловажное значение играет в регулировании сертификации в Российской Федерации и Закон РФ «0 сертификации продукции и услуг» был принят 10.06.93. Впоследствии Государственная Дума приняла ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг»» от 02.07.98. Дополненный 31.07.98. Закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее используется термин продукция) в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации. В развитие положений Закона могут издаваться подзаконные акты, в том числе постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств РФ, принимаемые в соответствии с их компетенцией. Настоящий Закон является основополагающим актом в области сертификации, а все остальные акты должны быть приведены в соответствие с его нормами.

Также важно знать, что самое прямое отношение к сертификации товаров, услуг и работ фз «О техническом регулировании», регламентирующий определённый порядок приведения в соответствие с требованиями множества товаров, работ и услуг в различных сферах, в большинстве случаев связанных с безопасностью именно жизни и здоровья потребителя.

Без всяких сомнений, данная нормативно-правовая база представлена неполной. Однако, необходимо заметить, что именно данные нормативно-правовые акты играют ключевое значение в регламентации порядка сертификации в нашей стране.

4 стр., 1572 слов

Стандартизация и сертификация услуг, их правовые основы

... экономико-статистических данных; взаимозаменяемость продукции. 2. Особенности сертификации услуг В соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" сертификация - это совокупность действий и процедур по признанию и подтверждению соответствия того или иного объекта ...