Истории возникновения и развития города Владивостока

В 1859 году генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьёв-Амурский, обходя на корабле берега залива Петра Великого, обратил особое внимание на хорошо укрытую бухту. Она напоминала бухту Золотой Рог в Стамбуле, и генерал-губернатор предложил назвать её так же, а на берегах бухты приказал основать военный пост, который он же поименовал Владивостоком.

20 июня 1860 г. военный транспорт «Маньчжур» под командованием капитан-лейтенанта Алексея Карловича Шефнера основал военный пост, который официально получил название Владивосток. В 1862 г. военный пост был переименован в порт, а для увеличения объёмов внешней торговли ему был присвоен статус порто-франко (свободного порта).Тогда в 1860 году 10 ноября основные строительные работы в порту были выполнены. В приложении 1 представлен вид Владивостока в 60-годах XIX века. Большое строительство развернулось на берегу Золотого Рога.

Купца Якова Семенова принято считать первым жителем Владивостока. Прибыл купец в военный пост Ольга, который основан был в 1858 году. Вместе с собой он привез множество товаров: бязь, сукно, мануфактура. Торговля происходила за счет обмена на серебро и соболя. В результате своих торговых экспедиций, он обошел все восточное побережье.

31 октября 1861 г. Я. Л. Семенов с женой и сынишкой появился в посту Владивосток. Начальник поста лейтенант Е. С. Бурачек выделил купцу и его семье под лавку небольшую комнатку в офицерском флигеле.

Еще во время своих торговых походов, Семенов обратил внимание на богатство природы края и наличие большого количества ламинарии. Купец охотно осел во Владивостоке, по причине близости к Китайской границе, основного потребителя ламинарии. Поэтому для начала он решил осесть в этом месте.

Я. Л. Семенов оказался втянутым и в общественную жизнь поста Владивосток. К концу первого десятилетия поста жители подали представителю местной власти — заведующему гражданской частью капитан-лейтенанту А. А. Этолину — более 70 прошений об отводе в частное владение земли во Владивостоке. Но до проведения межевых работ дело все не доходило, в основном потому, что пост не имел настоящего хозяина. Как правило, военные проходившие службу на берегу Золотого Рога, по ее окончании покидали это место навсегда.

В 1870 году жители города Владивостока избрали старосту и постановили возложить обязанности старосты на Семенова Якова Лазаревича. Из 30 человек, подписавших данный документ были 2 женщины, 10 иностранцев, 1 православный китаец, семь безграмотных мужиков.

23 стр., 11490 слов

Исследование рынка и ассортимента бытовой техники, реализуемой ...

... изучить рынок и ассортимент бытовой техники, реализуемой сетью «Домотехника» г. Владивосток. Задачи курсовой работы включают: изучить рынок бытовых товаров; провести анализ структуры ассортимента бытовой техники на примере сети магазинов ... ходе АВС анализа ассортимента, довольно примитивны, однако уже более 70-ти лет данный метод постоянно используется маркетологами и аналитиками мира. XYZ анализ. ...

Большое значение в становлении и развитии города, оказал владивостокский голова Михаил Федоров. В честь данного человека была названа соответствующая бухта Федоровская.

Михаил Кузьмич Федоров являлся купцом первой гильдии, а так же первый городской голова, основатель Александровских мореходных классов и Общества изучения Амурского края.

10 декабря 1873 года Федоров был утвержден в должности городского старосты. Уже через два года в достаточно молодом порту было дано разрешение открыть Думу.

Следует отметить, что Владивосток был достаточно оживленным городом Тихого океана, однако, это было не только его преимуществом, но и недостатком: каждый год в городе и его окрестностях возникали эпидемии, которые были привезены выходцами из Китая, Кореи и Японии. В тех современных условиях, когда край только заселялся, именно выходцы из Кореи, Китая и Японии стали основными источниками торговли и осуществления экономической деятельности в регионе, а так же основная рабочая сила. Уже к началу 80-х годов многие улицы Владивостока были застроены фанзами, в которых работали и жили. Подобного рода чрезвычайная скученность грозила городу не только пожарами, но эпидемиями.

В 1886 и 1890 годах во Владивостоке холера унесла множество жизней. Приходилось тратить множество средств и сил на поддержание соответствующего санитарно-эпидемиологического состояния города. Город был разделен на 24 участка, где за каждым участком был закреплен наблюдатель.

Следует отметить, что санитарному состоянию города в настоящее время уделяется достаточно большое внимание, что свидетельствует о тщательном контроле предотвращения заболеваний и создании благоустройства города.

17 сентября 1895 года благодаря тщательной работе и выполнении своих обязанностей городского головы Федорова, эпидемия была окончена.

Большое внимание уделялось так же и народному образованию. В 1886 году было открыто городское училище, которое было преобразовано в 1889 году в трехклассное учебное заведение. Достаточно долгое время смотрителями этого училища были купец О.В. Линдгольм и член управы А.К. Вальден.

Первые школы во Владивостоке:

1.1873 -женское училище переводится во Владивосток из Николаевска -на -Амуре.

2.1875-во Владивосток переводят мужскую гимназию.

Далее по ходатайству Федорова должны были быть построены мореходные классы, но по предложению купца И. М. Лангелитье купить к него дом в центре города значительно упростили это решение.

В 1891 году Федоров стал председателем общественного комитета по организации нового учебного заведения, которое он хотел открыть и им должен был стать Александровские мореходные классы.

Так же М.К. Федоров стал одним из основателей Общества изучения Амурского края.

Русско-японская война 1904-1905 годов вписала в историю корабли Владивостокского отряда крейсеров. К началу войны в состав отряда входили 5 крейсеров: «Россия», «Громобой», «Богатырь», «Рюрик», «Лена»; 11 миноносцев и 13 подводных лодок.

Отношение японцев к русским пленным в то время было примером, на основе которого создавались будущие международные конвенции, связанные с отношением к военнопленным больным и раненым. Японское военное министерство считало, что «все войны основаны на политических отношениях между государствами, поэтому не следует разжигать ненависть к народу враждебного государства». К русским пленным относились как к почетным гостям. Так же Владивосток является базой подводного флота и еще в период Русско-Японской войны первые подводные лодки появились здесь. Подводные лодки были привезены во Владивосток для укрепления мощи военно-морской базы. Здесь они стали частью состава Сибирской флотилии. Подводные лодки в составе военно-морского флота принимали непосредственное участие в боевых действиях во времена Великой Отечественной войны. Некоторые были награждены орденами Красного Знамени, двум было присвоено звание гвардейских, а командиры подводных лодок — Б. А. Алексеев, Г. И. Щедрин, И. Ф. Кучеренко и С. П. Лисин — были удостоены званий Героя Советского Союза. Подводная лодка С-13 знаменита еще тем, что она под командованием капитана 3-го ранга А. И. Маринеско потопила 30 января 1945 г.

20 стр., 9819 слов

Транспортная система города Чикаго

... 1870 году Чикаго становится одним из крупнейших городов в мире и 2-м по численности в США. К 1856 году принимается ... 1674 года и перезимовал на территориях современного Чикаго. Таким образом французам стала понятна ценность данных территорий как важнейшего транспортного хаба. ... вокруг Чикаго заканчивались. По результатам северо-западной индейской войны в 1795 году вожди племен, в обмен на товары на ...

лайнер «Вильгельм Густлоф», на котором погибло более 4000 солдат и офицеров противника, в том числе и более 1000 специалистов-подводников. В годы Великой Отечественной войны многие жители города как работали в тылу, так и воевали на фронте. Восстановление города после войны потребовало много лет и затрачено много сил. После войны город оказался в ситуации нехватки школ, детских садов, магазинов. С 1958 года город был закрыт для посещения и для проживания не только иностранцам, но жителям и гражданам СССР. Данное обстоятельство непременно негативно отразилось не только в целом на развитии города, но и на экономическом развитии города. Уже в 1991 году Борис Николаевич Ельцин подписал Указ “Об открытии города Владивостока для посещения иностранными гражданами” и тогда же в 1991 году наблюдается пик роста численности населения, когда число постоянных жителей Владивостока превысило отметку 679 тысяч человек, а затем это число стало постепенно снижаться.

С течением времени Владивосток стал городом — столицей дипломатических представительств многих иностранных государств.

Вид с бухты Золотого Рога представлен в приложении 2.[ Дореволюционный Владивосток.

Город развивался и стремительно рос к северу, центр города формировался по берегу Золотого Рога. Вдоль этого побережья и проходила улица Светланская.

В результате анализа плана города 1918 года, можно отметить, что в тот период город состоял из нескольких образований. Самым ранним районом был западный район. Этот район был спланирован еще в 1868 году землемером М. Любенским.

В течение всей второй половины девятнадцатого века происходило достаточно быстрое развитие городов России. Процесс развития капитализма в России повлиял на развитие градостроительства. Основная характерная черта данного периода была стремительность градостроительных процессов.

Пик градостроительных процессов пришелся на начало ХХ века в связи с завершением последнего участка Великого Сибирского пути в 1916 году.

Устроители дачного предместья Владивостока целенаправленно формировали его в виде «небольшого городка определенных размеров с широким сохранением растительности по типу устраиваемых в Западной Европе и Америке так называемых сад-городов».

8 стр., 3988 слов

Проектирование городских улиц

... реферата является освоение принципов проектирования городских дорог и улиц в условиях застроенной и незастроенной территории. 1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц План уличной сети города ... современную тенденцию комплексного проектирования, строительства и эксплуатации улицы как единого инженерного сооружения. В настоящее время проезжую часть улиц и дорог, в зависимости от состава, ...

В данных условиях и складывается основные эстетические представления о городской среде. В этот период формируется соединение архитектуры и жизненных процессов и повышенный интерес к истории русской породил начинания и порывы архитекторов в создании так называемого русского стиля. Примером может служить слияние и соседство декора крупных торговых и культурных зданий (театры, музеи) и новые инженерно-технические сооружения.

Хотя проблема разуплотнения основанных в середине XIX в. городов не была столь актуальна для Дальнего Востока, как развитие железнодорожной инфраструктуры, нельзя не включить в данное исследование проект «Новый Владивосток», разработанный для Владивостока в 1919 г. Новый окраинный район предполагалось разместить в юго-восточном направлении от Владивостока на п-ове Голдобина, так как удобных под застройку земель в черте старого города к середине 1910-х гг. уже не осталось. Архитектурно-планировочные принципы проекта «Новый Владивосток» соответствуют преобразованной российским теоретическим и практическим опытом двух десятилетий идее «города-сада» и в русле бытовавшей в России с 1890-х гг. практики пространственной организации периферийных районов больших городов в целях разгрузки их исторических центров.

Таким образом, в дальневосточной провинции России в 1898—1910-х гг. теоретически обосновывался и активно апробировался новейший градостроительный подход, размах и глубина которого соизмеримы с градостроительными явлениями российского и европейского масштабов. Это явление в исследованиях истории градостроительного искусства России второй половины XIX—начала ХХ в. получает адекватную оценку только сейчас.

Подробное изучение формирования архитектурной застройки улицы Светланской имеет важное значение для формирования полного представления пространственной структуры и облика Владивостока. Представленный вопрос тщательно изучался и в источниках рассматривались важные и значительные аспекты развития города наряду с формированием и развитием улицы.

В приложении 3 представлены открытки видов улицы Светланской в конце XIX века.

В целом, территориальное развитие города осуществлялось по нижнему ярусу рельефа. Уже в самом начале была заложена планировочная структура улицы и непосредственно центра города, которая сохранилась до настоящего времени. Как уже было сказано, центр города образовался по берегу с непосредственной близостью к улице.

Улица Светланская является одной из старейших улиц города и представляет собой широтное направление, которое берет начало от Амурского залива и оканчивается в районе Луговой площади. Развитие улицы и именное ее градостроительное развитие берет на себя рельеф местности, представляющий собой береговую линию Золотого Рога.

Нечетная сторона улицы, то есть нагорная, представляет собой застройку улицы трех-, пятиэтажных зданий сплошной стеной, четная сторона так же в своем начале имеет сплошную застройку, следующая же часть имеет пунктирную застройку, которая затем перемежается с парками и скверами.

Улица в целом представляет собой целостный организм и имеет некоторую ансамблевую составляющую с бухтой Золотой Рог. Последующая более поздняя застройка улицы не нарушала всей представленной исторической целостности.

Застройка улицы обладает высокой историко-архитектурной и архитектурно-градостроительной ценностью. Многие здания и сооружения относятся непосредственно к памятникам истории и культуры регионального значения: либо к ценным объектам историко-градостроительной среды, либо к архитектурным памятникам. Примером архитектурных памятников улицы могут быть следующие объекты: Ансамбль офицерских флигелей Сибирского флотского экипажа, Дом, в котором жил Фридольф Кириллович Гек, Дом, в котором жил Алексей Матвеевич Позднеев, Дом Якова Лазаревича Семенова — первого жителя Владивостока, а так же некоторые другие памятники архитектуры и истории.

15 стр., 7332 слов

Реконструкция части города

... застройки в районах на магистралях, имеющих историческую ценность. Основные факторы городской среды, оказывающие влияние на характер проектного решения по реконструкции ... улица), [например, проектные предложения по реконструкции ... реконструкции сети дорог в исторических центрах городов практически неразрешимы традиционными методами. Это связано с тем, ... плотность застройки, различный шумовой режим и ...

Интенсивная каменная застройка способствовала тому, что начало 1910 года практически все здания как жилые, так и общественные были выполнены преимущественно из камня.

В общем, сама застройка улицы на протяжении всего времени проходила стадию преобразования от разреженной улицы она уплотнялась и превращалась в более сплошную, брандмауэрную.

В советский период улица Светланская теряет свои доминирующие стили в архитектуре (был снесен Успенский собор в 1938 году) и приобретает такие масштабные сооружения реконструированное здание Морского штаба, Штаб Тихоокеанского пограничного округа. Эти постройки своим монументальным обликом задали новый масштаб застройки улицы, организовав пространство совсем в другом ключе.

В 1970-е годы в ансамбль застройки ул. Светланской включается реконструированная центральная площадь, в центре которой был установлен памятник Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке.

В целом к 80-м годам завершается формирование градостроительного ансамбля улицы. Гораздо большее влияние на облик улицы оказал строящийся мост через бухту Золотой рог.

Рассматривая в целом роль архитектурного ансамбля улицы Светланской в формировании облика Владивостока, можно однозначно утверждать, что она является определяющей. Несмотря на то что в структуре городской застройки Светланская улица составляет небольшую часть, в формировании образа города она по-прежнему является наиболее значимой.

Таким образом, в данной главе были рассмотрены такие аспекты развития города Владивостока как его освоение и заселение, возникновение города, так же были рассмотрены аспекты топонимики и архитектурной застройки города.

Из анализа литературных источников было выявлено, что освоение Дальнего востока происходило постепенно и начиная с 1581 года. А датой основания города Владивостока принято считать 1860 год.

Так же следует отметить, что Владивосток был достаточно оживленным городом Тихого океана, однако, это было не только его преимуществом, но и недостатком: каждый год в городе и его окрестностях возникали эпидемии, которые были привезены выходцами из Китая, Кореи и Японии. В тех современных условиях, когда край только заселялся, именно выходцы из Кореи, Китая и Японии стали основными источниками торговли и осуществления экономической деятельности в регионе, а так же основная рабочая сила.

Город развивался и стремительно рос к северу, центр города формировался по берегу Золотого Рога. Вдоль этого побережья и проходила улица Светланская. Особенности застройки и расположения улицы были так же рассмотрены в данной главе. Так же в Приложении приведены иллюстрации, которые дают наглядное представление об облике города в конце XIX начале ХХ века.

6 стр., 2570 слов

Загрязнение воды и воздуха — проблема современного города

... Загрязнение воздуха Одна из самых важных проблем современного города - усиливающееся загрязнение воздуха. Над крупными городами атмосфера содержит в 10 раз больше аэрозолей и ... городах следует рассматривать в двух аспектах - загрязнение воды в зоне водопотребления и загрязнение водного бассейна в черте города за счет его стоков. 2.1 Загрязнение воды в зоне водопотребления Загрязнение воды ...

Из этого следует, что по меркам городов, Владивосток является достаточно молодым, но непременно перспективным городом, который имеет не такую богатую история как Казань или Москва, однако позволяющий судить о нем как о городе, формирующем свою собственную исключительную историю.

2. История социально-экономического развития Владивостока в период конца ХХ века до настоящего времени

ливневой канализации.

среды, особенно из-за перегруженности города автотранспортом.

1. Большое строительство развернулось на берегу Золотого Рога. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

2. Дореволюционный Владивосток. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://stomaster.livejournal.com/2315323.html

3. Петрук А.В. Китайский квартал как экономическое явление и часть культурной среды города Владивостока.// Известия Восточного института// №2. 2011 г

4. Тезисы доклада члена Президиума Регионального политического совета, главы города Владивостока И.С.Пушкарёва . // О стратегии развития Владивостока до 2020 года.-2008

5. Троицкая Н.А. Биржа во Владивостоке первой трети ХХ века.// Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. — 2010. №2.

6. Турмов Г.П. Владивосток / Г. П. Турмов, А. А. Хисамутдинов. — М.: Вече, 2010.

7. Святуха О.П. Русский стиль в гражданской застройке Владивостока.// Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. №2. 2013.

8. Энциклопедический словарь. Электронный ресурс.- Режим доступа:

9. Ежедневные новости Владивостока [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://novostivl.ru/msg/2996.htm

10. История Владивостока. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://primkray.ru/vladivostok_history/

11. РГИАДВ. Ф. 159, оп. 1, д. 41, л. 1—15 об. Док. № 4. Пояснительная записка к плану проектируемого расширения города Владивостока на полуострове Голдобина.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3