Основные виды межотраслевых моделей прогнозирования

1. Сущность социально-экономического прогнозирования

Под прогнозом понимается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Социально-экономическое прогнозирование — это процесс разработки экономических и социальных прогнозов, основанный на научных методах познания экономических и социальных явлениях и использования всей совокупности методов, способов и средств экономической прогностики.

Прогнозирование имеет две стороны или плоскости конкретизации: предсказательную (дескриптивную, описательную); предуказательную (предписательную).

Предсказание означает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Предуказание означает решение этих проблем, путем использования информации о будущем в целенаправленной деятельности.

Таким образом, в прогнозировании различают два аспекта: теоретико-познавательный и управленческий.

Экономическое прогнозирование имеет своим объектом процесс конкретного расширенного воспроизводства во всем его многообразии. Предметом экономического прогнозирования является познание возможных состояний функционирующих экономических объектов в будущем, исследование закономерностей и способов разработки экономических прогнозов.

В основе экономического прогнозирования лежит предположение о том, что будущее состояние экономики в значительной мере предопределяется ее прошлым и настоящим состояниями. Будущее несет в себе и элементы неопределенности. Это объясняется следующими моментами:

  • наличием не одного, а множества вариантов возможного развития;
  • действие экономических законов в будущем зависит не только от прошлого и настоящего состояний экономики, но и от управленческих решений, которые еще только должны быть приняты и реализованы;
  • неполнота степени познания экономических законов, дефицит и недостаточная надежность информации.

Единство определенности (детерминированности) и неопределенности будущего — решающая предпосылка экономического прогнозирования. Если бы будущее было полностью определенным, то тогда бы не было потребности в прогнозировании. При неопределенности будущего сама возможность экономического прогнозирования исключается.

Важную роль в развитии экономического прогнозирования играет прикладная научная дисциплина прогностика и ее составная часть — экономическая прогностика.

14 стр., 6568 слов

Основные виды межотраслевых моделей прогнозирования (2)

... межотраслевых моделей прогнозирования. Задачи: раскрыть понятие прогнозирования рассмотреть необходимость и функции прогнозирования изучить схему балансовой межотраслевой модели и её особенности исследовать модель динамического межотраслевого баланса и модель В.В. Леонтьева «затраты - выпуск» Объектом работы является прогнозирование. Предметом - межотраслевые модели прогнозирования. ...

Прогнозирование следует рассматривать в комплексе с более широким понятием — предвидением, которое дает опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. Различают три формы научного предвидения: гипотезу, прогноз и план.

Гипотеза характеризует научное предвидение на уровне общей теории. На уровне гипотезы дается качественная характеристика исследуемых объектов, выражающая общие закономерности их поведения.

Прогноз в сравнении с гипотезой имеет значительно большую качественную и количественную определенность и отличается большей достоверностью.

План представляет собой постановку точно определенной цели и предвидение конкретных, детальных событий исследуемого объекта. Его отличительные черты: определенность, конкретность, адресность, обязательность или индикативность. Между прогнозом и планом имеются существенные различия. Прогноз носит вероятностный, а план обязательный характер. План — это однозначное решение, прогноз же по своей сущности имеет вероятное содержание. В то время как планирование направлено на принятие и практическое осуществление управленческих решений, цель прогнозирования — создать научные предпосылки для их принятия.

Таким образом, задача экономического прогнозирования состоит, с одной стороны, в том, чтобы выяснить переспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, а с другой стороны, способствовать оптимизации текущего и перспективного планирования и регулирования экономики, опираясь на составленный прогноз.

2. Методы социально-экономического прогнозирования как учебной и научной дисциплины

Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе ретроспективных данных внешних и внутренних связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенного и достоверного относительно будущего состояния и развития объекта.

В настоящее время насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, из которых на практике используется 15-20.

В процессе экономического прогнозирования используются как общие научные методы и подходы к исследованию, так и специфические методы, свойственные социально-экономическому прогнозированию. В числе общих методов можно выделить следующие:

  • исторический метод заключается в рассмотрении каждого явления во взаимосвязи его исторических форм;
  • комплексный метод заключается в рассмотрении явлений в их взаимозависимости, используя для этого методы исследования не только данной, но и других наук, изучающих эти явления;
  • системный метод предполагает исследование количественных и качественных закономерностей протекания вероятностных процессов в сложных экономических системах;
  • структурный метод позволяет установить причины исследуемого явления, объяснить его структуру;
  • системно-структурный метод предполагает, с одной стороны, рассмотрение системы в качестве динамически развивающегося целого, а с другой — расчленение системы на составляющие структурные элементы и рассмотрение их во взаимодействии.

— Специфические методы экономического прогнозирования целиком и полностью связаны с экономической прогностикой. Среди инструментов экономической прогностики важную роль играют экономико-математические методы, методы экономико-математического моделирования, статистической экстраполяции и др.

3 стр., 1400 слов

Температура тела. Методы измерения: история развития и современность

... ·Нормальная температура тела при измерении в подмышечной ямке: 36,3-36,90 С. Измерение температура в паховой складке. Это не лучший способ измерения температуры тела, но его допустимо ... капилляра специальной конструкции и опускается только в результате встряхивания. температура измерение тело повышение Глава 2. Методы термометрии Термометрия тела - измерение температуры тела. Для термометрии тела ...

Важное значение для прогнозирования имеет вопрос о его объективной истинности, под которой понимается соответствие форм и параметров предвидения объективным возможностям и тенденциям, которые будут реализованы в будущем и в то же время имеются в настоящем в виде ростков этого будущего. Вопрос об истинности прогнозирования тесно связан с проблемой критериев истинности, которые делятся на две группы: практические критерии (практика, как критерий истины на всех стадиях прогнозирования) и логические или косвенные критерии (проверяемость прогнозов, их адекватность, логическая непротиворечивость).

Типология прогнозов.

Типология прогнозов строится в зависимости от различных критериев и признаков. В их числе можно выделить следующие:

1) масштаб прогнозирования;

2) время упреждения или временной горизонт прогноза;

3) характер объекта;

4) функциональный признак;

5) степень детерминированности (определенности) объектов прогнозирования;

6) характер развития объектов прогнозирования во времени;

7) степень информационной обеспеченности объектов прогнозирования.

По масштабу прогнозирования выделяют:

1. макроэкономический прогноз;

2. структурный (межотраслевой и межрегиональный) прогноз;

3. прогнозы развития народнохозяйственных комплексов (энергетического, инвестиционного, аграрно-промышленного и др.);

4. прогнозы отраслевые и региональные;

5. прогнозы развития отдельных предприятий, АО, а также отдельных производств и продуктов.

По времени упреждения или временному горизонту все прогнозы подразделяются на:

  • оперативные (до 1 месяца);
  • краткосрочные (от 1 месяца до 1 года);
  • среднесрочные (от 1 года до 5 лет);
  • долгосрочные (от 5 лет до 15-20 лет);
  • дальнесрочные (свыше 20 лет).

Временный горизонт прогноза можно определить как отрезок времени, в рамках которого изменения объема прогнозируемого объекта представляются соизмеримыми с его начальной (с тч. зр. прогноза) величиной, и как период, в течение которого на объект прогнозирования оказывают влияние решения, применяемые сегодня, т.е. в момент разработки прогноза.

Применительно к комплексным национальным экономическим прогнозам принята следующая классификация: краткосрочные прогнозы до 2-3 лет, среднесрочные до 5-7 лет, долгосрочные до 15-20 лет. Каждый из указанных видов прогнозов опирается на те устойчивые циклы и процессы в развитии экономики, продолжительность которых укладывается в соответствующий временной горизонт.

Разрабатываемые прогнозы опираются на определенные заделы: краткосрочные — на имеющиеся виды продукции и финансовые ресурсы; среднесрочные — на накопленный инвестиционный потенциал; долгосрочные — на те или иные направления НТП и новые технологии.

По характеру исследуемых объектов различают следующие прогнозы:

  • развития производственных отношений;
  • развития НТП и его последствий;
  • динамики народного хозяйства;
  • воспроизводства основных фондов и капитальных вложений;
  • экономического использования природных ресурсов;
  • воспроизводства населения и трудовых ресурсов;
  • уровня жизни населения;
  • внешних экономических связей и др.

По функциональному признаку прогнозы подразделяются на два типа:

76 стр., 37936 слов

Анализ и прогнозирование развития российского рынка газа

... газовой отрасли накопилось много проблем, которые необходимо решать. Цены на газ на внутреннем рынке не создают условий для расширенного воспроизводства промышленного производственного аппарата, а ... государства в иностранной валюте от поставок газа. Актуальность работы определяется исключительной важностью газовой отрасли в экономическом и социальном развитии общества в России. Особое значение ...

1. поисковый прогноз, который основан на условном продолжении в будущее тенденции развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем, и отвлечении от условий, способных изменить эти тенденции;

2. нормативный прогноз, который представляет собой определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогнозирования, принимаемых в качестве цели.

По степени детерминированности можно выделить следующие объекты прогнозирования:

1. детерминированные (определенные или предсказуемые), описание которых может быть представлено в детерминированной форме без существенных для задачи прогнозирования потерь информации;

2. стохастические (вероятностные), при анализе и прогнозировании которых учет случайных составляющих необходим для удовлетворения требований точности и достоверности прогноза;

3. смешанные, описание которых возможно частично в детерминированном, частично в стохастическом виде.

По характеру развития во времени объекты прогнозирования можно подразделить на:

1. дискретные (прерывные) объекты, регулярная составляющая (тренд) которых изменяется скачками в фиксированные моменты времени;

2. апериодические объекты, имеющие описание регулярной составляющей в виде непрерывной функции времени;

3. циклические объекты, имеющие регулярную составляющую в виде периодической функции времени.

По степени информационной обеспеченности объекты прогнозирования можно подразделить на:

1. объекты с полным обеспечением количественной информацией, для которых имеется в наличии ретроспективная количественная информация в объеме достаточном для реализации метода экстраполяции, либо статистического метода;

2. объекты с неполным обеспечением количественной информацией;

3. объекты с наличием качественной ретроспективной информацией;

4. объекты с полным отсутствием ретроспективной информации (как правило, это проектируемые и строящиеся объекты).

Основные группы прогнозов.

Под системой социально-экономического прогнозирования понимается определенное единство методологии, организации и разработки прогнозов, обеспечивающих их согласованность, преемственность и непрерывность. Национальное прогнозирование носит комплексный характер, охватывая все уровни и аспекты расширенного воспроизводства. Те или иные частные национальные прогнозы, описывающие различные стороны экономического роста, характеризуются относительной обособленностью и имеют собственное специфическое содержание. Однако они тесно взаимосвязаны и образуют целостную систему, которая может быть представлена в виде следующих групп прогнозов.

1. Технико-экономические прогнозы исследуют перспективы развития народного хозяйства, его отраслей, размещения производства, динамики технико-экономических показателей производства продукции, освоения ее новых видов, финансирования производства, структурных сдвигов в экономике и т.д.

19 стр., 9487 слов

Прогнозирование сбыта на предприятии

... вышеизложенного, целью данной курсовой работы является прогнозирование объемов сбыта продукции и экономическое обоснование полученного прогноза. Объектом исследования является ОАО «Амкодор» - крупнейший ... учебными пособиями по прогнозированию, а также материалами ресурсов Интернета. 1. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СБЫТА ПРОДУКЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СБЫТА В условиях ...

2. Научно-технические прогнозы рассматривают достижения научно-технического прогресса, развитие фундаментальных и прикладных исследований, новых видов техники и технологии, определяют последствия НТП.

3. Социально-экономические прогнозы исследуют вопросы динамики уровня жизни населения, доходов, потребления населением продуктов питания и непроизводственных товаров, развития отраслей социальной инфраструктуры, демографии, занятости населения и т.д.

4. Естественно-природные прогнозы характеризуют запасы природных ресурсов и возможности их вовлечения в хозяйственный оборот, состояние растительного и животного мира, окружающей среды.

5. Внешнеэкономические прогнозы рассматривают перспективы сотрудничества с зарубежными странами, проблемы интеграции национальной экономики в мировое хозяйство, вопросы рационализации экспорта и импорта и т.д.

В настоящее время разработка системы национальных прогнозов в нашей стране еще далеко не завершена и предстоит большая работа в этом направлении в будущем.

Основные принципы прогнозирования.

Социально-экономическое прогнозирование основывается на ряде принципов. Рассмотрим важнейшие из них.

1. Принцип системности прогнозирования означает, что народное хозяйство рассматривается, с одной стороны как единый объект, а с другой — как совокупность относительно самостоятельных объектов или направлений прогнозирования. Системный подход предполагает построение прогнозов на основе системы методов и моделей, характеризующейся определенной субординацией и последовательностью, что позволяет разрабатывать согласованный и непротиворечивый прогноз экономического развития по каждому объекту народного хозяйства. Однако, в условиях переходной экономики построить целостную систему моделей социально-экономического прогнозирования, очень сложно. В связи с чем необходима унификация блочных моделей, использование вычислительных способов решения, создание информационного банка данных.

2. Принцип единства политики и экономики означает, что при рассмотрении вопросов развития экономики, составлении прогнозов и программ следует исходить из совокупности экономических интересов всех субъектов хозяйствования и в то же время по некоторым направлениям прогнозирования необходимо, в первую очередь, учитывать общегосударственные вопросы (устойчивость финансовой системы, обеспечение целостности страны, ее обороноспособности и т.д.).

3. Принцип научной обоснованности означает, что в экономическом прогнозировании всех уровней необходим всесторонний учет требований объективных экономических и других законов развития общества, использование научного инструментария, достижений отечественного и зарубежного опыта формирования прогнозов.

4. Принцип адекватности (соответствия) прогноза объективным закономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии народного хозяйства и создания теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией.

5. Принцип вариантности прогнозирования связан с возможностью развития народного хозяйства и его отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных соотношениях. Источниками возникновения различных вариантов развития народного хозяйства служат возможные качественные сдвиги в условиях воспроизводства при переходе от экстенсивных методов его расширения к интенсиным, при создании новых условий хозяйствования.

16 стр., 7719 слов

Прогнозирование спроса

... модели, в том числе множественной линейной регрессии). Для долгосрочных прогнозов применяется нормативно-целевой метод, который также можно отнести к группе количественных методов прогнозирования спроса. Рассмотрим некоторые из указанных типовых методов прогнозирования спроса. ... к которой предъявлен спрос, т.е. реализованная продукция. В этом случае при анализе и прогнозе можно оперировать и ...

6. Принцип целенаправленности предполагает активный характер прогнозирования, поскольку содержание прогноза не сводится только к предвидению, а включает и цели, которые предстоит достигнуть в экономике путем активных действий органов государственной власти и управления.

7. рентабельность (эффект от разработанного прогноза должен превышать затраты на его разработку).

Принципы прогнозирования обеспечивают методологическое единство разнообразных методов и моделей прогнозирования.

3. Основные функции прогнозирования.

В их числе можно выделить следующие функции.

Научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций. Он осуществляется по трем стадиям: ретроспекция, диагноз, проспекция.

Под ретроспекцией понимается этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта прогнозирования для получения его систематизированного описания. На этой стадии происходит сбор, хранение и обработка информации, источников, необходимых для прогнозирования, оптимизация как состава источников, так и методов измерения и представления ретроспективной информации, окончательное формирование структуры и состава характеристик объекта прогнозирования.

Диагноз — это такой этап прогнозирования, на котором исследуется систематизированное описание объекта прогнозирования с целью выявления тенденции его развития и выбора моделей и методов прогнозирования. На этой стадии анализ заканчивается не только разработкой моделей прогнозирования, но и выбором адекватного метода прогнозирования.

Проспекция представляет собой этап прогнозирования, на котором по данным диагноза разрабатываются прогнозы развития объекта прогнозирования в будущем, производится оценка достоверности, точности или обоснованности прогноза (верификация), а также реализация цели прогноза путем объединения конкретных прогнозов на основе принципов прогнозирования (синтез).

На стадии проспекции выявляется недостающая информация об объекте прогнозирования, уточняется ранее полученная, вносятся коррективы в модель прогнозируемого объекта в соответствии с вновь поступившей информацией.

Исследование объективных связей социально-экономических явлений развития народного хозяйства в конкретных условиях в определенном периоде.

При непрерывном характере прогнозирования анализ его объекта происходит также непрерывно, сопровождая все стадии формирования прогнозов, тем самым осуществляется обратная связь между реальным объектом и его прогностической моделью. В результате научного анализа хозяйственных процессов и тенденции развития экономики определяется, насколько принятые решения соответствуют будущему развитию, выявляются несоответствия в экономике, достигнутый в стране уровень сравнивается с мировым опытом.

Оценка объекта прогнозирования базируется на сочетании аспектов детерминированности (определенности) и неопределенности.

4. Основные принципы и методы социально-экономического прогнозирования

Принципы прогнозирования меняются в зависимости от экономических условий, которые существуют на том или ином историческом этапе развития общества. В частности, со сменой социально-экономического строя в нашей стране ушли такие принципы, как партийность прогнозирования, принцип сочетания политики и экономики, принцип директивности планирования.

9 стр., 4256 слов

Сущность планирования и прогнозирования

... и методики прогнозирования. 1. Сущность и место прогнозирования в планировании Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Прогноз ... этого служит прогноз как связующее звено между общенаучным предвидением и планом. Прогноз и план взаимно дополняют друг друга. Формы со­четания прогноза и плана могут ...

В рыночных условиях среди основных принципов, на которых базируется процесс прогнозирования, можно выделить следующие:

  • научная обоснованность прогноза (разработка с помощью научных методов, с учетом закономерности развития природы, общества и мышления);
  • непрерывность прогнозирования (прогноз должен постоянно корректироваться с учетом изменения ситуации в стране, экономике);
  • сочетание перспективного и текущего прогнозирования (данные виды прогнозирования осуществляются во взаимосвязи, но приоритет отдается перспективному прогнозированию);
  • согласованность прогнозов (разработанный прогноз должен быть взаимосвязан со смежными прогнозами);
  • многовариантность, альтернативность прогноза (рекомендуется разрабатывать несколько вариантов прогноза, чтобы в случае изменения ситуации использовать другой вариант.

Обычно существует три варианта прогноза: оптимистичный, пессимистичный, реалистичный);

  • выбор основных факторов (при прогнозировании должны быть заложены в расчеты основные факторы, оказывающие влияние на исследуемый процесс).

    Это особенно актуально потому, что экономические процессы сложные, многофакторные и учесть влияние всех факторов невозможно;

  • системность разработки прогноза (процесс прогнозирования следует рассматривать, с одной стороны, как единую целостную систему, а с другой — как сложную систему, состоящую из отдельных самостоятельных блоков);
  • верифицированность прогнозов (прогнозные оценки должны быть достоверны и обоснованы);
  • адекватность (максимальное приближение прогнозной модели к реальной действительности, тенденциям, закономерностям);
  • рентабельность (эффект от разработанного прогноза должен превышать затраты на его разработку).

Принципы прогнозирования обеспечивают методологическое единство разнообразных методов и моделей прогнозирования.

В настоящее время существует приблизительно 150 методов прогнозирования, но на практике используются около 20-30 основных методов.

Метод прогнозирования — это способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогнозов. Методика прогнозирования — это совокупность специальных приемов и правил разработки конкретных прогнозов. Прием прогнозирования — это математическая или логическая операция, направленная на получение конкретных результатов в процессе разработки прогнозов.

Классификация методов прогнозирования осуществляется по трем основным признакам: 1) по степени формализации методов; 2) по общему принципу действия; 3) по способу получения прогнозной информации.

По степени формализации выделяют формализованные и интуитивные методы прогнозирования. Формализованные методы используются в том случае, когда информация об объекте прогнозирования носит в основном количественный характер, а влияние различных факторов можно описать с помощью математических формул.

Интуитивные методы применяются тогда, когда информация количественного характера об объекте прогнозирования отсутствует или носит в основном качественный характер и влияние факторов невозможно описать математически.

17 стр., 8090 слов

Социально-экономическое положение Сахалинской области

... развитие ключевых сфер, таких как сельское хозяйство, рыбопромышленный комплекс, промышленность строительных материалов с максимально эффективным использованием ресурсного потенциала Сахалинской области. Цель курсовой работы заключается в анализе социально-экономическом положении Сахалинской. ... отрасли. Почти половину всей продукции дает рыбная промышленность. Основная часть рыбы добывается в океане. ...

В свою очередь эти две группы можно разделить по общему принципу деятельности и способу получения прогнозной информации. Формализованные методы подразделяются на методы экстраполяции и методы моделирования.

К методам экстраполяции относятся метод скользящей средней, метод экспоненциального сглаживания, метод наименьших квадратов, а к методам моделирования — методы информационного моделирования (патентный и публикационный), статистического моделирования, логического моделирования (прогнозной аналогии, «дерево целей»).

Интуитивные методы прогнозирования делятся на индивидуальные и коллективные экспертные оценки. Причем индивидуальные экспертные оценки основаны на обобщении мнений отдельных экспертов, выраженных независимо друг от друга. К ним относятся: метод интервью, метод анкетного опроса, аналитический метод, метод написания сценария. Коллективные экспертные оценки базируются на получении объединенной оценки от всей группы специалистов-экспертов, выработанной при непосредственном контакте. К таким методам относятся метод Дельфи, метод «мозговой атаки», метод экспертных комиссий.

В экономическом прогнозировании применяются два принципиально отличающихся друг от друга подхода — поисковый и нормативный.

Поисковый прогноз можно определить как условное продолжение в будущее наблюдаемых тенденций исследуемого явления или процесса, закономерности, развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны. Причем, если возможные организационные решения способны существенно видоизменить наметившиеся тенденции, от них следует абстрагироваться. Основная цель поискового прогноза состоит в том, чтобы выяснить, что может произойти, какие проблемы могут возникнуть при сохранении существующих тенденций развития.

Нормативный прогноз основан на экстраполяции от будущего к настоящему, т.е. на определении оптимального состояния изучаемого объекта на период прогнозирования с использованием средств целеполагания по заранее сформулированным критериям. При нормативном прогнозе сначала задается некоторая цель развития объекта прогнозирования, а затем определяется траектория движения прогнозируемого процесса или явления. Цель данного подхода — выявление альтернативных путей достижения оптимума.

Поисковый и нормативный прогнозы не взаимоисключают, а дополняют друг друга. Как правило, поисковый прогноз составляет первый этап разработки прогнозного исследования, на котором получается сравнительная оценка возможных вариантов развития. На втором этапе осуществляется разработка нормативного прогноза, который исходит из познанных общественных закономерностей, тенденций, потребностей развития, а также формулировка программы возможных путей, мер и условий для достижения поставленных целей с привлечением необходимых ресурсов и средств.

5. Структура и классификация прогнозных моделей

социальный экономический прогнозирование

Конструктивно каждая модель представляет собой систему математических зависимостей (уравнений или неравенств) между переменными (показателями), отображающих определенные группы реальных экономических зависимостей. Переменные, описывающие экономические объекты, выступают в модели в качестве либо известных, либо неизвестных величин. Известные величины определяются вне модели, поэтому они носят название экзогенных (от греческих корней ехо -снаружи и genos — происхождение).

5 стр., 2017 слов

Энергетика Великобритании в условиях мирового экономического ...

... спрос на нефть проявляет стабильность. Возникает вопрос о дальнейших перспективах развития топливной энергетики в Великобритании в условиях рецессии. Добыча и производство энергоносителей взаимосвязаны ... рынка энергетики накладываются факторы мирового экономического кризиса. Неустойчивое состояние факторов спроса не предоставляет возможности для объективных прогнозов в отрасли и заставляет компании ...

Значения неизвестных величин определяются в результате решения экономической задачи в рамках модели, поэтому их называют эндогенными.

Модели конструируются таким образом, чтобы значения эндогенных переменных определялись в них однозначно либо неоднозначно.

В последнем случае открывается возможность выбирать среди допустимых значений эндогенных переменных такие, которые соответствовали бы представлениям об их наилучших вариантах. Если эти представления формализованы, они имеют математическую форму целевых (критериальных) функций.

Разделение переменных на экзогенные и эндогенные до известной степени условно и связано с техникой прогнозных расчетов. Расчеты часто состоят в получении различных вариантов прогноза в зависимости от различных значений переменных, экзогенных в каждом варианте расчетов. Однако при этом задача расчетов заключается именно в выборе значений последних.

Параметры уравнений (неравенств) характеризуют интенсивность взаимосвязей между переменными.

В качестве простейшего примера прогнозной модели можно привести уравнение макроэкономической функции потребления:

С = a + bY,

где

Y — использованный ВВП — экзогенная переменная;

  • С — потребление в составе использованного ВВП — эндогенная переменная;
  • a, b — параметры модели.

В зависимости от того, каково значение параметра b (предельной склонности к потреблению), рост ВВП в прогнозном периоде сопровождается большим или меньшим ростом потребления. Кроме того, в моделях всегда присутствуют балансовые уравнения (тождества), или уравнения определения. Они показывают выражение одних переменных через другие. Таково, например, уравнение ресурсов и использования ВВП:

Y+U=C+I+E,

Где

ВВП + импорт = потребление + накопление + экспорт

С математической точки зрения балансовое уравнение эквивалентно уравнению поведения, в котором параметры при входящих в него переменных принимают значения 1 или -1 (т.е. переменные суммируются или вычитаются).

Модели классифицируются, прежде всего, по способу определения численных значений параметров.

В эконометрических моделях основная часть параметров определяется методами математической статистики на основе обработки отчетной экономической информации. Так, параметры указанной выше функции потребления могут быть определены лишь путем регрессионного анализа. А именно, значения параметров а и b определяются по отчетным данным об Y и С, исходя из условия, чтобы модельные значения потребления воспроизводили отчетные данные о потреблении с наименьшей среднеквадратической ошибкой (так называемый метод наименьших квадратов и его модификации).

Использование регрессионных и подобных им методов связано с тем, что значения параметров не являются непосредственно наблюдаемыми.

Исключение составляют лишь модели, содержащие простейшие функциональные уравнения следующего типа:

Y = d К,

где

Y — использованный ВВП;

  • К — объем основного капитала;
  • коэффициент отдачи капитала, являющийся параметром модели.

В этой модели проблема оценки параметра отсутствует. Ясно, однако, что коэффициент отдачи капитала сам зависит от некоторой совокупности факторов — степени его обновления, технического уровня, меняющегося со временем, и т.д. Для определения его динамики, очевидно, надо строить какие-либо уравнения поведения.

Когда речь идет о построении моделей, описывающих национальную экономику или ее крупные сектора, регрессионный анализ оказывается практически единственным способом параметризации уравнений поведения. Лишь отдельные группы их параметров могут быть обоснованы с помощью технико-экономических, экспериментальных данных, а также экспертных оценок. Примером модели, параметры которой определены специальным образом на основе технико-экономической информации, является модель статического межотраслевого баланса. В ней коэффициенты прямых затрат определяются по результатам специальных выборочных обследований. Соответственно, выражение каждого межотраслевого потока через произведение коэффициента прямых затрат на объем производимой продукции представляет собой простейшее уравнение поведения.

Модели, используемые в прогнозировании национальной экономики, могут быть также разделены с точки зрения типа описания объекта на факторные и структурные. При этом один и тот же тип модели может применяться к объектам разного уровня агрегирования (народное хозяйство, отрасль, регион и т.п.) и разного содержания (воспроизводство основных фондов, финансы и цены, потребление населения и т.д.).

Факторные модели — это модели, использующие для прогноза установленную на отчетном периоде статистическую зависимость какого-либо экономического параметра (функции, зависимой переменной) от определенного набора других (факторов, независимых аргументов).

Примерами факторных моделей, широко используемых в прогнозно-аналитических исследованиях, являются производственные функции, модели прогнозирования спроса от доходов и цен и целый ряд других.

Структурные модели позволяют отразить и учесть при разработке прогноза сдвиги в соотношениях между (изменяющимися по своим закономерностям) составными частями более крупных агрегатов. Эти модели используются, в частности, для исследования межотраслевых и межрайонных связей. Если результатом расчетов по факторной модели является скалярная величина, то для структурных моделей — это вектор. Примерами структурных моделей являются межотраслевые балансы производства и распределения продукции, трудовых ресурсов, модели движения населения и др.

Более сложными являются факторно — структурные модели. Примером может служить межотраслевой баланс, включающий отраслевые производственные функции и функции спроса, являющиеся многофакторными регрессионными уравнениями.

Наконец, модели могут быть разделены на оптимизационные и дескриптивные.

Оптимизационные модели имеют формализованную целевую функцию, позволяющую определять наилучший вариант значений эндогенных переменных. Классическим примером такой прогнозной модели является задача оптимизации нормы производственного накопления.

Дескриптивные модели не имеют формализованной целевой функции. Однако, с их помощью могут строиться различные варианты прогнозных значений эндогенных переменных, после чего решение о выборе наилучшего варианта может приниматься неформальным образом. Следует отметить, что большинство используемых в прогнозировании моделей являются дескриптивными.

По характеру зависимостей в связи с временным фактором макроэкономические модели могут быть либо статическими, все зависимости которых относятся к одному периоду (году), либо динамическими, описывающими процесс изменения объекта во времени. Разным временным горизонтам прогноза соответствуют и различия в структуре моделей, связанные с детализацией описания экономики, использованием месячной, квартальной или годовой информации и т.д.

Существуют также градации моделей, связанные с характером применяемого математического аппарата (линейные и нелинейные, дискретные и с непрерывным временем и т.д.)

6. Структурные элементы и этапы разработки комплексных социально — экономических прогнозов

Структура комплексного социально-экономического прогноза, трактуемого как содержательное согласование целей и ресурсов хозяйственного развития в перспективе, может рассматриваться как с точки зрения уровня агрегирования исследуемых параметров, явлений и процессов, так и в разрезе различных функциональных элементов, формирующих в совокупности содержание воспроизводственного процесса в народном хозяйстве. Естественно, подобное деление весьма условно, поскольку, с одной стороны, на любом уровне агрегирования присутствуют те или иные аспекты функциональной структуры, а с другой — практически любой функциональный элемент и процесс может исследоваться на соответствующем уровне агрегирования. По уровню агрегирования в комплексном народно-хозяйственном прогнозе обычно выделяют: макроэкономический прогноз, структурный (межотраслевой) прогноз, прогноз развития межотраслевых народно-хозяйственных комплексов и отдельных сфер экономики, прогноз развития отдельных отраслей производственной и непроизводственной сферы.

К макроэкономическим прогнозам, как правило, относят прогнозы:

  • объемов валового внутреннего продукта (национального дохода, конечного общественного продукта и т.п.) и его распределения на нужды потребления и накопления;
  • численности занятого населения и его распределения между отраслями и сферами народного хозяйства;
  • динамики производительности труда в масштабах реального сектора и его крупных составляющих;
  • производственных основных и оборотных фондов и производственных капитальных вложений в целом по народному хозяйству и по крупным секторам;
  • динамики фондоемкости и капиталоемкости в народном хозяйстве и его секторах;
  • уровня жизни населения страны, объемов основных непроизводственных фондов и непроизводственных капитальных вложений;
  • макроэкономических параметров денежно-кредитной сферы;
  • основных параметров государственного бюджета и др.

Структурные прогнозы включают прогнозы:

  • отраслевой и функциональной структуры валового внутреннего продукта или аналогичных ему элементов;
  • объемов продукции отраслей промышленности и народного хозяйства в стоимостном и натуральном выражении и межотраслевых связей;
  • динамики отраслевой производительности труда и распределения занятых по отраслям;
  • межотраслевого распределения и эффективности использования основных фондов и капитальных вложений;
  • формирования первичных и конечных доходов всех отраслей народного хозяйства и т.д.

Макроструктурные прогнозы, где объектом прогнозирования являются народнохозяйственные комплексы, крупные отрасли и регионы (типа экономических районов или федеральных округов), обеспечивают лучшее согласование макроэкономического и структурного прогнозов, поскольку позволяют более точно и полно учесть характер и масштабы структурных ограничений на макроэкономические параметры. Они предполагают получение следующих прогнозных оценок:

  • народно-хозяйственной потребности в продукции комплекса, крупной отрасли, региона;
  • объема и структуры производства промежуточной и конечной продукции в рамках соответствующего хозяйственного комплекса;
  • эффективности использования производственных ресурсов с учетом результатов научно-технического прогресса.

Отраслевые прогнозы включают прогнозы:

  • объемов производства продукции отрасли в стоимостном и натуральном выражении;
  • динамики и структуры производственных мощностей и сдвигов в техническом уровне производственного аппарата;
  • удельной трудо-, капитале-, энерго-, материалоемкости производства основных видов продукции;
  • развития сырьевой базы отрасли;
  • профессионально-квалификационного уровня занятых и т.п.

В свою очередь, к структурным характеристикам социально-экономического прогноза можно отнести и содержательные этапы, составляющие процесс разработки прогноза.

Исходным пунктом и неотъемлемым элементом процесса разработки прогнозов социально-экономического развития является содержательный экономический анализ текущего состояния ключевых параметров воспроизводственного процесса в народном хозяйстве. На этом этапе формируется позиция исследователя по таким вопросам, как:

  • объективная оценка общеэкономической ситуации;
  • наиболее значимые позитивные и негативные тенденции во всех сферах хозяйственного и социального развития, сложившиеся к началу разработки прогноза;
  • наиболее вероятные «узкие места» и потенциально возможные «точки роста» в перспективном хозяйственном развитии;
  • конструктивные и деструктивные эффекты предшествующих управляющих воздействий и их причины;
  • наиболее устойчивые и важные взаимосвязи, сложившиеся в экономике, и другие подобные аспекты.

На следующем этапе происходит формулировка и обоснование целей и ориентиров, которые могут быть выдвинуты для достижения в прогнозной перспективе. Выдвигаемые на перспективу цели и ориентиры социально-экономического развития могут иметь как количественный, так и качественный характер и должны носить четко определенное предметное содержание, демонстрирующее состояние ключевых параметров в конце рассматриваемого срока.

Основное место в прикладных прогнозно-аналитических исследованиях уделяется вопросам обоснования путей достижения целей и ориентиров, выдвигаемых на перспективу. На этом этапе, как правило, рассматриваются следующие вопросы:

  • оценка состояния социально-экономической системы к концу прогнозного периода при сохранении сложившихся тенденций и процессов и его соответствие выдвигаемым на перспективу целям и ориентирам;
  • обоснование потенциально возможных качественных альтернатив перехода хозяйства из исходного состояния к желаемому в случае неудовлетворительных итогов инерционного развития;
  • исследование вариантов развития с позиций меры согласованности ресурсных возможностей экономики и корректировка в случае необходимости выдвинутых ранее целей и ориентиров;
  • оценка и сопоставление основных количественных и качественных параметров рассматриваемых вариантов;
  • обоснование согласованного комплекса мер по основным направлениям экономической политики, обеспечивающего развитие социально-экономических процессов в желаемом направлении и обеспечивающего достижение поставленных целей.

7. Сущность государственного прогнозирования социально-экономического развития страны

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации регламентируются Федеральным Законом от 23.06.95 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Согласно этому документу государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации — это система научно-обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Прогноз социально-экономического развития страны является основой для разработки макроэкономических программ.

Система государственных прогнозов, сложившаяся в Российской Федерации:

  • государственные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы;
  • концепция социально-экономического развития страны — это система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлений и средств реализации указанных целей;
  • программа социально-экономического развития страны — это рабочий документ правительства, в котором указывается комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития страны, предлагаются конкретные мероприятия и средства их достижения;
  • федеральные целевые программы, направленные на преодоление отдельных острых проблем социально-экономического развития страны.

Разработке государственного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации предшествует анализ, осуществляемый по следующим блокам: оценка демографической ситуации в стране; оценка накопленного национального богатства; анализ социальной структуры общества; оценка внешнеэкономической деятельности; оценка научно-технического потенциала; оценка состояния природных ресурсов.

Прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается в нескольких вариантах (сценариях).

Он включает в себя комплекс количественных и качественных характеристик и состоит из следующих основных блоков.

Первый раздел государственного прогноза социально-экономического развития страны — макроэкономические показатели (сводный раздел).

Здесь представлены прогнозные оценки ВНП, национального дохода, объема выпуска продукции, объема и динамики основных фондов, оборотных средств, темпов инфляции, трудовых ресурсов в целом по стране.

Второй раздел прогноза — отраслевые прогнозы. Показатели данного раздела раскрывают размер спроса на продукцию отрасли и отраслевые возможности по выпуску продукции.

Региональные прогнозы — следующий третий раздел. В нем приводятся основные характеристики развития регионов России, которые группируются в соответствии с достигнутым уровнем социально-экономического развития на проблемные, развивающиеся развитые. В этой части прогноза определяются суммы, выделяемые на поддержку проблемных регионов страны.

Четвертый раздел государственного прогноза социально-экономического развития посвящен прогнозу социального развития и прогнозным оценкам уровня жизни населения. Здесь представлены показатели функционирования сферы обслуживания населения; показатели, характеризующие уровень доходов населения и распределение их по социальным группам.

Прогноз воспроизводства основных фондов и инвестиций — следующий раздел государственного прогноза. В нем приведены показатели ввода и выбытия основных фондов, степень изношенности основных фондов и эффективность их использования.

Прогноз трудовых ресурсов и занятости — обязательный элемент государственного прогноза, содержащий прогнозные оценки уровня безработицы, уровень квалификации трудовых ресурсов, уровня производительности труда (среднего по стране).

Прогноз социально-экономических предпосылок и последствий НТП представляет основные направления НТП, показатели, характеризующие степень влияния НТП на уровень жизни населения, на состояние окружающей среды.

Прогноз экономического использования природных ресурсов — предлагает показатели ввода, вовлечения в экономические процессы основных видов природных ресурсов и расчеты по затратам на восстановительные мероприятия. Прогноз внешнеэкономических связей и условий — обязательный структурный элемент государственного прогноза, в котором приводятся показатели товарно-географической структуры экспорта и импорта страны, основные показатели платежного баланса страны, объема и структуры средств, полученных от продажи патентов и лицензий на право осуществления внешнеэкономической деятельности.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу.

Прогноз социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительство Российской Федерации организует разработку Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. В Концепции конкретизируются варианты социально-экономического развития Российской Федерации, определяются возможные цели социально-экономического развития страны, пути и средства достижения указанных целей.

Порядок разработки прогноза социально-экономического развития страны и порядок разработки Концепции на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации Данные прогноз и Концепция на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию.

В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу определяется Правительством РФ. Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу подлежит опубликованию.

Первое после вступления в должность Президента РФ послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу. В данном разделе характеризуется состояние экономики страны, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие РФ на среднесрочную перспективу. Правительство РФ разрабатывает программу социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу исходя из положений, содержащихся в послании Президента РФ.

Порядок разработки программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу определяется Правительством РФ.

В программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу должны быть отражены:

  • оценка итогов социально-экономического развития РФ за предыдущий период и характеристика состояния экономики РФ;
  • концепция программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу;
  • макроэкономическая политика;
  • институциональные преобразования;
  • инвестиционная и структурная политика;
  • аграрная политика;
  • экологическая политика;
  • социальная политика;
  • региональная экономическая политика
  • внешнеэкономическая политика.

Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу на рассмотрение и утверждение.

Прогноз социально-экономического развития РФ на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Можно выделить две основные цели его разработки:

  • предоставление оперативной информации Правительству для принятия решений в области экономической и социальной политики;
  • параметры ежегодного прогноза используются для разработки показателей проекта государственного бюджета.

Ежегодное послание Президента РФ, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий года.

Правительство РФ одновременно с предоставлением проекта Федерального бюджета предоставляет Государственной Думе следующие документы и материалы:

  • итоги социально-экономического развития РФ за прошедший период текущего года;
  • прогноз социально-экономического развития страны на предстоящий год;
  • проект сводного финансового баланса по территории РФ;
  • перечень основных социально-экономического проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства РФ в предстоящем году;
  • перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год;
  • перечень и объемы поставок продукции для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре;
  • намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики.

В перечне федеральных целевых программ, намеченных к финансированию указываются:

  • краткая характеристика каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ, включая указания целей, основных этапов и сроков их выполнения;
  • результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ;
  • требуемые объемы финансирования каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ в целом и по годам с указанием источников финансирования;
  • объемы финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году;
  • государственные заказчики программ.

Намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики включают показатели его функционирования и развития, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом. В них представлены оценки эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций, а также программы повышения эффективности использования федеральной собственности.

Порядок рассмотрения представленных документов и материалов определяется Государственной Думой при обсуждении проекта федерального бюджета на предстоящий год.

Итоги социально-экономического развития РФ за предыдущий год предоставляются Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу не позднее февраля текущего года и подлежат опубликованию.

Правительство РФ и Центральный банк РФ обеспечивают ежемесячный мониторинг состояния экономики страны и публикуют информационно-статистические данные о социально-экономическом положении РФ.

Непременным условием эффективного регулирования и прогнозирования социально-экономического развития страны является система четкого функционирующих органов. Такая система в России создана и включает в себя законодательные и исполнительные органы власти.

Участник процесса государственного прогнозирования.

Выполняемые функции:

1. Министерство экономического развития и торговли РФ. Разработка, исполнение прогнозов социально-экономического развития страны.

2. Министерство финансов РФ. Разработка и контроль за исполнением федерального бюджета на год, в т.ч. по кварталам.

3. Центральный банк РФ. Определение параметров денежно-кредитной и валютной политики страны.

4. Государственный комитет по статистике. Составление статистических мониторингов итогов социально-экономического развития страны, что позволяет оценить качество прогнозов, создать массив данных для новых прогнозов.

5. Научно-исследовательские институты: Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ;.

Институт макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития и торговли РФ; Институт экономики РАН; Совет по размещению производительных сил и др. Проводят научные исследования и разрабатывают прогнозы по заказам.

Законодательные органы — это государственная Дума и Совет Федерации. Они устанавливают правовую базу прогнозирования, рассматривают и утверждают выносимые Правительством страны проекта прогнозных документов. Исполнительные органы — это Правительство, которое в лице своих рабочих органов осуществляет всю практическую работу по государственному прогнозированию.

В систему рабочих органов Правительства входят: