Свыше 50% территории Кировской области покрыто лесами. Леса хвойных пород составляют 54% лесного фонда. Общий запас древесины составляет 1,1 млрд. куб. м, расчетная лесосека – 15,4 млн. куб. м в год. Ежегодный прирост древесины составляет 18 млн. куб. м. Огромные лесные богатства обусловили здесь создание одного из крупнейших лесозаготовительного и деревоперерабатывающего комплекса, эффективность которого определяется концентрацией крупных лесных ресурсов, в том числе многих ценных пород древесины. Основные направления специализации лесной промышленности: производство древесно-стружечных и древесноволокнистых плит, фанеры клееной, паркета, лыж, деревянных домов, щитов из цельного дерева, отделочных материалов из древесины, бумаги, тарного картона. Наиболее крупные предприятия: ОАО «Красный якорь», ОАО «Нововятский лыжный комбинат», ОАО «Домостроитель», ОАО «Центральная компания Концерна «Вятка-Лес Инвест», ООО «Нововятский лесопромышленный комбинат», ООО ЛПК «Полеко»; ОАО «Майсклес», ОАО «Лесной профиль».
Наиболее крупные предприятия химической промышленности : ОАО «Кирово-Чепецкий химический комбинат им. Б.П. Константинова», ОАО «Кировский шинный завод».
Химическая промышленность. В Кировской области производятся минеральные удобрения, содакаустическая, синтетический каучук, фторполимеры, резиновые и пластмассовые изделия, шины для грузовых и легковых автомобилей, автобусов и сельхозтехники. Ежегодно осваивается несколько видов новой продукции. Крупные предприятия: ЗАО «Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического комбината», ООО «Завод полимеров Кирово-Чепецкого химического комбината», ОАО «Шинный комплекс «Амтел – Поволжье», ОАО «Кировский ордена Отечественной войны I степени комбинат искусственных кож».
Таблица 9
Типы предприятий ХЛК и виды сырья,
используемого в производстве:
Типы предприятия |
Природное сырье |
Искусственное сырье |
Синтетическое сырье |
Нефтехимическая |
+ |
||
Лесозаготовительное производство |
+ |
||
Лесопильное производство |
+ |
||
Мебельная промышленность |
+ |
||
Фанерное производство |
+ |
||
Производство целлюлозы |
+ |
||
Производство древесных |
+ |
||
Производство пластических масс и синтетических смол |
+ |
На размещение ХЛК решающее значение оказывают благоприятные природные
Агропромышленный комплекс Кировской области. Аграрно-промышленный комплекс (АПК) включает в себя отрасли, совместно участвующие в обеспечении населения продуктами питания и товарами народного потребления. В АПК входят: отрасли, обслуживающие сельскохозяйственное производство (с/х машиностроение, производство минеральных удобрений).; отрасли, непосредственно занимающиеся сельскохозяйственное производство (растениеводство, животноводство).; отрасли, обеспечивающие переработку, хранение, транспортировку и реализацию продукции (все отрасли легкой и пищевой продукции, торговли).
В отраслевой структуре промышленного
Уровень развития АПК Кировской области обеспечивает определенную продовольственную
Для выявления объема и структуры
где F – доля продукции района в общем производстве федерального округа, в %, а P – доля населения района в общей численности населения федерального округа, в %. Исходная информация – данные приложения И.
Таблица 10
Расчет коэффициента специализации
сельскохозяйственного производства Кировской области:
Продукция, тыс. т |
Кировская область |
Приволжский ФО |
Россия |
Валовый сбор зерна |
641,8 |
19815 |
78091,8 |
Сбор льноволокна |
— |
8,8 |
57,9 |
Сбор сахарной свёклы, млн.т |
21,2 |
4357 |
21851,4 |
Сбор семян подсолнечника |
17,3 |
1008 |
4800,6 |
Сбор картофеля |
296 |
9227 |
33260,81 |
Сбор овощей |
102,2 |
3542 |
14583,8 |
Производство мяса |
108,2 |
1378 |
4993,7 |
Производство молока |
601,4 |
10219 |
32174,9 |
Производство яйца, млн. шт. |
572,2 |
9000 |
35776 |
Таблица11
Расчет коэффициента специализации Кировской области:
Продукция, тыс. т |
Доля продукции района (F) |
Доля населения района (P) |
Коэффициент специализации |
Валовый сбор зерна |
3,24 |
4,7 |
0,69 |
Сбор льноволокна |
— |
4,7 |
— |
Сбор сахарной свёклы, млн.т |
0,49 |
4,7 |
0,1 |
Сбор семян подсолнечника |
1,72 |
4,7 |
0,37 |
Сбор картофеля |
3,2 |
4,7 |
0,68 |
Сбор овощей |
2,9 |
4,7 |
0,62 |
Производство мяса |
7,85 |
4,7 |
1,67 |
Производство молока |
5,89 |
4,7 |
1,25 |
Производство яйца, млн. шт. |
6,36 |
4,7 |
1,35 |
В соответствии с расчетами, К специализации больше 1 в трех видах производства: в производстве мяса (1,67), в производстве молока (1,25), в производстве яиц (1,35), поэтому данные виды производства можно считать отраслями рыночной специализации Кировской области. То есть производством мяса, молока и яиц Кировская область не только обеспечивает потребности населения, но и участвует в межрегиональном продовольственном рынке. В то же время в области производится недостаточное для нужд населения количество зерновых культур, овощей и картофеля. Наиболее крупные предприятия пищевой
Выводы:Ведущими отраслями промышленности Кировской области являются: машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, пищевая промышленность, электроэнергетика. Их удельный вес в объеме промышленного производства составляет 84%. Отраслью хозяйственной специализации области является химическая и нефтехимическая промышленность, пищевая, легкая промышленность, лесная, промышленность строительных материалов. В масштабах страны имеет значение химическая и лесная промышленность. Кировская область является энергодефицитным регионом: топливные и электрические ресурсы поставляются из других регионов – республики Башкортостан, республики Коми, Пермской области. В Кировской области ограничена собственная металлургическая база. Машиностроение области работает на привозном металле с Урала, Кузбасса. В области имеются предприятия энергетического и транспортного машиностроения. На размещение ХЛК решающее значение оказывают благоприятные природные условия, фактор сырьевых ресурсов, трудовых ресурсов и сильное значение — фактор районов потребления готовой продукции. Производство мяса, молока и яиц являются отраслями рыночной специализации в Кировской области. В то же время в области производится недостаточное для нужд населения количество зерновых культур, овощей и картофеля.
Глава 5. Транспортный комплекс района тяготения
Виды транспорта, обслуживающие Кировскую область. Транспортные пути выполняют связующую роль в межотраслевом и территориальном разделении труда страны. Транспортная инфраструктура Кировской области включает в себя следующие виды транспорта: железнодорожный, речной, автомобильный. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 12400 км. По территории области проложена федеральная автомобильная трасса “Вятка”, завершено строительство участка автомагистрали Северо-Запад – Урал, соединяющей города Санкт-Петербург и Екатеринбург. Основная водная магистраль области — река Вятка. Протяженность эксплуатируемых водных путей по реке Вятке и ее притокам свыше 1800 километров. По водным путям есть выход в Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное моря. Через Кировскую область проходит Кировское отделение Горьковской железной дороги с общей протяженностью железнодорожных путей 2200 км. Кировское отделение является узловым, связывая ГЖД с Северной железной дорогой и Свердловской железной дорогой. Через Кировское отделение ГЖД проходят Северный и Новый ходы Транссибирской железнодорожной магистрали. Крупные станции: Киров, Котельнич, Лянгасово, Глазов, Яр.
Характеристика железнодорожного транспорта Кировской области. Горьковская магистраль — одна из старейших железных дорог России. Она ведет свое начало от Московско-Нижегородской дороги, построенной в 1862 году. В мае 1918 дорога передана в ведение НКПС (Народный комиссариат путей сообщения СССР).
В 1936 в соответствии с приказом Народного комиссариата путей сообщения из состава Московско-Курской железной дороги была выделена Горьковская железная дорога. В 1961 в результате слияния Горьковской и Казанской магистралей возникла Горьковская железная дорога. Сегодня Горьковская магистраль протянулась на 5734 км от станции Петушки (Владимирская область) до станции Дружинино (Свердловская область).
ГЖД обслуживает 15 субъектов Федерации, среди которых 6 республик, 8 областей и Пермский край. Услугами дороги пользуются 205 административно-
Таблица 12
Характеристика транспортных путей Кировской области:
Регион |
Железные дороги, тыс. км |
Речные пути, тыс. км |
Автомобильные дороги, тыс. км |
Площадь территории региона, тыс. км |
Густота ж-д. путей, км/10000 кв. км |
Густота речных путей, км/1000 кв. км |
Густота автодорог, км/1000 кв. км |
Кировская область |
2,2 х 1,15=2,53 |
1,8 |
12,4 х 1,15= = 13,915 |
120,8 |
20,944 |
14,9 |
115,2 |
Пр Фо |
14,897 х 1,15=17,13 |
9,374 |
174,796 х 1,15= 201,02 |
1038,0 |
16,05 |
9,03 |
193,66 |
Таким образом, мы видим, что основную нагрузку по транспортному сообщению несут автодороги. Транспортный комплекс является, чуть ли не важнейшим комплексом хозяйственной деятельности региона, поскольку именно он связывает все остальные
Выводы: Транспортные пути выполняют связующую роль в межотраслевом и территориальном разделении труда страны. Транспортная инфраструктура Кировской области включает в себя железнодорожный, речной, автомобильный транспорт. Протяженность проходящих через Кировскую область путей: железной дороги – 2200 км, речных путей – 1800 км, автомобильных дорог – 12400 км.
Горьковская железная дорога — одна из самых технически оснащенных дорог РФ. Ежегодно дорога перевозит более 90 млн. пассажиров и отправляет более 44 млрд. тонн грузов. В настоящее время в состав дороги входит пять региональных центров – Муромское, Горьковское, Кировское, Казанское, Ижевское. Через Кировскую область проходит Кировское отделение Горьковской железной дороги. По ГЖД проходит нейтральный участок Транссибирской магистрали. По ГЖД идет поток следующих грузов: нефть и продукты ее переработки, продукции химических предприятий, производящих сельхозудобрения, предприятий металлургического комплекса и машиностроения, предприятий по заготовке и переработке лесной продукции, строительные грузы. По сравнению со всем Приволжским федеральным округом, в Кировской области густота железнодорожных путей и речных путей больше, но развитие автодорог намного меньше.
В Кировской области