Кировская область

Свыше 50% территории Кировской области покрыто лесами. Леса хвойных пород составляют 54% лесного фонда. Общий запас древесины составляет 1,1 млрд. куб. м, расчетная лесосека – 15,4 млн. куб. м в год. Ежегодный прирост древесины составляет 18 млн. куб. м. Огромные лесные богатства обусловили здесь создание одного из крупнейших лесозаготовительного и деревоперерабатывающего комплекса, эффективность которого определяется концентрацией крупных лесных ресурсов, в том числе многих ценных пород древесины. Основные направления специализации лесной промышленности: производство древесно-стружечных и древесноволокнистых плит, фанеры клееной, паркета, лыж, деревянных домов, щитов из цельного дерева, отделочных материалов из древесины, бумаги, тарного картона. Наиболее крупные предприятия: ОАО «Красный якорь», ОАО «Нововятский лыжный комбинат», ОАО «Домостроитель», ОАО «Центральная компания Концерна «Вятка-Лес Инвест», ООО «Нововятский лесопромышленный комбинат», ООО ЛПК «Полеко»; ОАО «Майсклес», ОАО «Лесной профиль».

Наиболее крупные предприятия химической промышленности : ОАО «Кирово-Чепецкий химический комбинат им. Б.П. Константинова», ОАО «Кировский шинный завод».

Химическая промышленность. В Кировской области производятся минеральные удобрения, содакаустическая, синтетический каучук, фторполимеры, резиновые и пластмассовые изделия, шины для грузовых и легковых автомобилей, автобусов и сельхозтехники. Ежегодно осваивается несколько видов новой продукции. Крупные предприятия: ЗАО «Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического комбината», ООО «Завод полимеров Кирово-Чепецкого химического комбината», ОАО «Шинный комплекс «Амтел – Поволжье», ОАО «Кировский ордена Отечественной войны I степени комбинат искусственных кож».

Таблица 9

Типы предприятий ХЛК и виды сырья,

используемого в производстве:

Типы предприятия

Природное сырье

Искусственное сырье

Синтетическое сырье

Нефтехимическая

+

Лесозаготовительное производство

+

Лесопильное производство

+

Мебельная промышленность

+

Фанерное производство

+

Производство целлюлозы

+

Производство древесных пластиков

+

Производство пластических масс и синтетических смол

+

На размещение ХЛК решающее значение оказывают благоприятные природные условия, фактор сырьевых ресурсов, трудовых ресурсов и сильное значение — фактор районов потребления готовой продукции. Причем на размещение деревообрабатывающей промышленности одинаково сильное значение оказывают как благоприятные природные условия, так и 3 фактора: сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы и районы потребления готовой продукции. На размещение целлюлозно-бумажной промышленности решающее значение оказывает фактор сырьевых ресурсов и одинаково слабое значение оказывают 2 фактора: топливно-энергетических ресурсов и районов потребления готовой продукции. Это обеспечивает современное и способствует дальнейшему развитию ХЛК Кировской области.

Агропромышленный комплекс Кировской области. Аграрно-промышленный комплекс (АПК) включает в себя отрасли, совместно участвующие в обеспечении населения продуктами питания и товарами народного потребления. В АПК входят: отрасли, обслуживающие сельскохозяйственное производство (с/х машиностроение, производство минеральных удобрений).; отрасли, непосредственно занимающиеся сельскохозяйственное производство (растениеводство, животноводство).; отрасли, обеспечивающие переработку, хранение, транспортировку и реализацию продукции (все отрасли легкой и пищевой продукции, торговли).

В отраслевой структуре промышленного производства Кировской области АПК занимает 18,5 % (в отраслевой структуре России 13,6 %, в структуре Приволжского федерального округа – 9,4 %).

Уровень развития АПК Кировской области обеспечивает определенную продовольственную самостоятельность, экономическую безопасность района тяготения.

Для выявления объема и структуры сельскохозяйственного производства произведем расчеты коэффициентов специализации района тяготения Кировской области по формуле: К=F/P,

где F – доля продукции района в общем производстве федерального округа, в %, а P – доля населения района в общей численности населения федерального округа, в %. Исходная информация – данные приложения И.

Таблица 10

Расчет коэффициента специализации

сельскохозяйственного производства Кировской области:

Продукция, тыс. т

Кировская область

Приволжский ФО

Россия

Валовый сбор зерна

641,8

19815

78091,8

Сбор льноволокна

8,8

57,9

Сбор сахарной свёклы, млн.т

21,2

4357

21851,4

Сбор семян подсолнечника

17,3

1008

4800,6

Сбор картофеля

296

9227

33260,81

Сбор овощей

102,2

3542

14583,8

Производство мяса

108,2

1378

4993,7

Производство молока

601,4

10219

32174,9

Производство яйца, млн. шт.

572,2

9000

35776

Таблица11

Расчет коэффициента специализации Кировской области:

Продукция, тыс. т

Доля продукции района (F)

Доля населения района (P)

Коэффициент специализации

Валовый сбор зерна

3,24

4,7

0,69

Сбор льноволокна

4,7

Сбор сахарной свёклы, млн.т

0,49

4,7

0,1

Сбор семян подсолнечника

1,72

4,7

0,37

Сбор картофеля

3,2

4,7

0,68

Сбор овощей

2,9

4,7

0,62

Производство мяса

7,85

4,7

1,67

Производство молока

5,89

4,7

1,25

Производство яйца, млн. шт.

6,36

4,7

1,35

В соответствии с расчетами, К специализации больше 1 в трех видах производства: в производстве мяса (1,67), в производстве молока (1,25), в производстве яиц (1,35), поэтому данные виды производства можно считать отраслями рыночной специализации Кировской области. То есть производством мяса, молока и яиц Кировская область не только обеспечивает потребности населения, но и участвует в межрегиональном продовольственном рынке. В то же время в области производится недостаточное для нужд населения количество зерновых культур, овощей и картофеля. Наиболее крупные предприятия пищевой промышленности в Кировской области: ОАО «Кировский мясокомбинат», ОАО «Слободской мясокомбинат», ОАО «Кировский маргариновый завод», ЗАО «Кировский молочный комбинат», ОАО «Кировский кондитерско-макаронный комбинат», ОАО «Бараночно-кондитерский комбинат», ОАО «Уржумский спиртоводочный завод», ОАО «Слободской спиртоводочный завод», ОАО «Вятич».

Выводы:Ведущими отраслями промышленности Кировской области являются: машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, пищевая промышленность, электроэнергетика. Их удельный вес в объеме промышленного производства составляет 84%. Отраслью хозяйственной специализации области является химическая и нефтехимическая промышленность, пищевая, легкая промышленность, лесная, промышленность строительных материалов. В масштабах страны имеет значение химическая и лесная промышленность. Кировская область является энергодефицитным регионом: топливные и электрические ресурсы поставляются из других регионов – республики Башкортостан, республики Коми, Пермской области. В Кировской области ограничена собственная металлургическая база. Машиностроение области работает на привозном металле с Урала, Кузбасса. В области имеются предприятия энергетического и транспортного машиностроения. На размещение ХЛК решающее значение оказывают благоприятные природные условия, фактор сырьевых ресурсов, трудовых ресурсов и сильное значение — фактор районов потребления готовой продукции. Производство мяса, молока и яиц являются отраслями рыночной специализации в Кировской области. В то же время в области производится недостаточное для нужд населения количество зерновых культур, овощей и картофеля.

Глава 5. Транспортный комплекс района тяготения

Виды транспорта, обслуживающие Кировскую область. Транспортные пути выполняют связующую роль в межотраслевом и территориальном разделении труда страны. Транспортная инфраструктура Кировской области включает в себя следующие виды транспорта: железнодорожный, речной, автомобильный. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 12400 км. По территории области проложена федеральная автомобильная трасса “Вятка”, завершено строительство участка автомагистрали Северо-Запад – Урал, соединяющей города Санкт-Петербург и Екатеринбург. Основная водная магистраль области — река Вятка. Протяженность эксплуатируемых водных путей по реке Вятке и ее притокам свыше 1800 километров. По водным путям есть выход в Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное моря. Через Кировскую область проходит Кировское отделение Горьковской железной дороги с общей протяженностью железнодорожных путей 2200 км. Кировское отделение является узловым, связывая ГЖД с Северной железной дорогой и Свердловской железной дорогой. Через Кировское отделение ГЖД проходят Северный и Новый ходы Транссибирской железнодорожной магистрали. Крупные станции: Киров, Котельнич, Лянгасово, Глазов, Яр.

Характеристика железнодорожного транспорта Кировской области. Горьковская магистраль — одна из старейших железных дорог России. Она ведет свое начало от Московско-Нижегородской дороги, построенной в 1862 году. В мае 1918 дорога передана в ведение НКПС (Народный комиссариат путей сообщения СССР).

В 1936 в соответствии с приказом Народного комиссариата путей сообщения из состава Московско-Курской железной дороги была выделена Горьковская железная дорога. В 1961 в результате слияния Горьковской и Казанской магистралей возникла Горьковская железная дорога. Сегодня Горьковская магистраль протянулась на 5734 км от станции Петушки (Владимирская область) до станции Дружинино (Свердловская область).

ГЖД обслуживает 15 субъектов Федерации, среди которых 6 республик, 8 областей и Пермский край. Услугами дороги пользуются 205 административно- территориальных районов, где проживает более 14 миллионов человек. По ГЖД проходит нейтральный участок Транссибирской магистрали, отсюда ее большое транзитное значение. Зона ответственности ГЖД также является территорией значительного исходного отправления грузов, среди которых — нефть и продукты ее переработки, продукции химических предприятий, производящих сельхозудобрения, предприятий металлургического комплекса и машиностроения, предприятий по заготовке и переработке лесной продукции, строительные грузы. ГЖД — одна из самых технически оснащенных дорог Российской Федерации. Удельный вес электротяги в перевозках составляет около 90 процентов. Ежегодно дорога перевозит более 90 млн. пассажиров и отправляет более 44 млрд. тонн грузов. Дорожный фирменный центр транспортного обслуживания может выполнить заказ по отправке груза в любую страну мира. Общая развернутая длина ГЖД составляет 12066,4 км. Протяженность главных железнодорожных путей — 7987 км. Главные пути магистрали — это два параллельных широтных направления: Москва — Нижний Новгород — Киров и Москва — Казань – Екатеринбург. В настоящее время в состав дороги входит пять региональных центров – Муромское, Горьковское, Кировское, Казанское, Ижевское. В состав дороги входят 389 станций, 4 из них крупные сортировочные. Все сортировочные станции магистрали имеют механизированные горки. Крупнейшие из станций дороги знают на всем пространстве железнодорожной колеи: Нижний Новгород-Сортировочный, Нижний Новгород-Московский, Киров, Казань, Агрыз, Ижевск, Костариха, Владимир, Лянгасово, Юдино. Грузовые операции ведут свыше 250 станций. Проведем анализ протяженности ж.д. путей, речных путей, автодорог, найдем густоту ж.д. путей, речных путей, густоту автодорог Кировской области. Поправочный коэффициент, учитывающий рельеф местности района тяготения Кировской области К=1,15 – для холмистой местности.

Таблица 12

Характеристика транспортных путей Кировской области:

Регион

Железные дороги, тыс. км

Речные пути, тыс. км

Автомобильные дороги, тыс. км

Площадь территории региона,

тыс. км

Густота ж-д. путей, км/10000 кв. км

Густота речных путей, км/1000 кв. км

Густота автодорог, км/1000 кв. км

Кировская область

2,2 х 1,15=2,53

1,8

12,4 х 1,15=

= 13,915

120,8

20,944

14,9

115,2

Пр Фо

14,897 х

1,15=17,13

9,374

174,796 х 1,15= 201,02

1038,0

16,05

9,03

193,66

Таким образом, мы видим, что основную нагрузку по транспортному сообщению несут автодороги. Транспортный комплекс является, чуть ли не важнейшим комплексом хозяйственной деятельности региона, поскольку именно он связывает все остальные отрасли деятельности и обеспечивает взаимодействие отраслей.

Выводы: Транспортные пути выполняют связующую роль в межотраслевом и территориальном разделении труда страны. Транспортная инфраструктура Кировской области включает в себя железнодорожный, речной, автомобильный транспорт. Протяженность проходящих через Кировскую область путей: железной дороги – 2200 км, речных путей – 1800 км, автомобильных дорог – 12400 км.

Горьковская железная дорога — одна из самых технически оснащенных дорог РФ. Ежегодно дорога перевозит более 90 млн. пассажиров и отправляет более 44 млрд. тонн грузов. В настоящее время в состав дороги входит пять региональных центров – Муромское, Горьковское, Кировское, Казанское, Ижевское. Через Кировскую область проходит Кировское отделение Горьковской железной дороги. По ГЖД проходит нейтральный участок Транссибирской магистрали. По ГЖД идет поток следующих грузов: нефть и продукты ее переработки, продукции химических предприятий, производящих сельхозудобрения, предприятий металлургического комплекса и машиностроения, предприятий по заготовке и переработке лесной продукции, строительные грузы. По сравнению со всем Приволжским федеральным округом, в Кировской области густота железнодорожных путей и речных путей больше, но развитие автодорог намного меньше.

В Кировской области недостаточно развиты автодороги. Для рационализации транспортно-экономических связей и грузопотоков на направлениях транспортной сети Кировского района – необходимо дальнейшее развитие автомобильных дорог, которые свяжут все районы Кировской области.