Правительство РФ порядок создания, состав, полномочия

Конституция РФ, в отличие от прежнего Основного акта государства, исходит из самостоятельности всех ветвей власти, в том числе и исполнительной.

Сохраняя известную преемственность в законодательной регламентации деятельности Правительства как органа представительной власти, Конституция весьма существенно изменила его статус и место в системе федеральных органов власти.

В современном облике Правительства, в отличие от ранее действовавшего законодательства, более последовательно выражены прерогативы федеральной исполнительной власти.

Правовой статус Правительства основан на принципе разделения властей и ответственности Правительства за проведение социально-экономических преобразований в стране. Важным фактором в деятельности Правительства является осуществление им единой государственной политики в отраслях и сферах народного хозяйства, которые отнесены к ведению Российской Федерации и совместному ведению Федерации и субъектов, входящих в ее состав.

Основной функцией Правительства является организация исполнения федеральных законов. Кроме того, Правительством должно контролировать исполнение законов органами исполнительной власти всех уровней, и принимать необходимые меры по устранению допущенных нарушений.

Объектом данного исследования является комплекс теоретических и практических проблем, связанных с правовым положением, порядком создания и составом, полномочиями Правительства РФ.

Задачи исследования:

  • охарактеризовать Правительство РФ как орган исполнительной власти РФ и выявить правовую базу актов правового регулирования его деятельности;
  • рассмотреть порядок создания и состав Правительства РФ;
  • проанализировать полномочия Правительства РФ;
  • изучить особенности актов Правительства РФ;
  • исследовать вопросы сложения полномочий и отставки Правительства РФ.

В работе использованы нормы Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ», а также иное законодательство. Также базой для работы послужили работы авторов по конституционному праву.

Курсовая работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованных источников.

Глава I. Характеристика и правовое регулирование статуса , Правительства Российской Федерации

Правительство РФ, согласно ст.10 Конституции РФ, осуществляет наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и судами государственную власть, действуя при этом самостоятельно, независимо, но в тесном взаимодействии с указанными органами.

6 стр., 2856 слов

Отставка Правительства и его членов как мера конституционно-правовой ...

... Федерации в частности и исполнительная власть в целом обеспечивают соблюдение режима законности в государстве. Тем не менее, существуют предусмотренные законодательством основания прекращения деятельности Правительства – случаи отправления его в отставку, а так же порядок ...

Ранее действовавшая Конституция РФ 1978 года установила в 1991 году, что Президент РСФСР является высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти (гл.13.1), тем самым возложив на него непосредственное руководство Правительством. Правительство было подотчетно Съезду народных депутатов и Верховному Совету РФ.

Действующая Конституция, как отмечает Г.Д.Садовникова, сохраняя некоторые формы парламентского контроля за деятельностью Правительства РФ, закрепляет самостоятельность Правительства и его ответственность за проведение социально-экономической политики в стране.

Конституция не называет Правительство высшим органом исполнительной власти, но в Федеральном конституционном законе от 17.12.1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ст.1) Правительство РФ определяется как высший исполнительный орган государственной власти в Российской Федерации.

Следовательно, закон признает Правительство органом государственной власти. Непосредственного определения термина «государственная власть» в отечественном законодательстве не содержится. Однако, взяв за основу определение А.В.Малько, можно характеризовать государственную власть как распространяющееся на все общество и осуществляемое специально уполномоченными лицами и органами публично-правовое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Государственная власть – это один из способов осуществления власти народа. Согласно ч.ч.1, 2 ст. 3 Основного закона Российской Федерации, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Устойчивость власти декларирует ч.4 ст.3 Конституции: никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Статья 10 Конституции РФ закрепляет принцип разделения властей. Согласно данной статье, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В соответствии со ст.11 Конституции государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. По сути, это дублирует положения ст.110 Конституции РФ о целевом направлении деятельности Правительства и отнесении данного органа к исполнительной ветви власти.

Закон «О Правительстве РФ» закрепляет две основные характеристики Правительства как органа государственной власти:

  • Правительство возглавляет систему органов исполнительной власти;

— коллегиальный характер осуществления деятельности Правительства РФ. Неслучайно в обиходе и средствах массовой информации Правительство иногда называют «кабинетом министров». Коллегиальный характер деятельности означает, что ни одно лицо не может присвоить себе всю полноту власти и правомочий данного органа. Все решения подготавливаются, обсуждаются и принимаются всеми членами данного органа совместно. Непосредственно коллегиальный состав Правительства раскрывается в ч.2 ст.110 Конституции РФ и ст.6 Закона «О Правительстве РФ». В данных нормах указывается, что Правительство состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

11 стр., 5213 слов

Конституционное право Российской Федерации как отрасль права и юридическая наука

... государственной власти Баглай,, М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Норма, 2009. - С. 3.. Главной задачей конституционного права является нахождение баланса между властью, необходимой для организации общества и свободой Конституционное право России. Основные законы, конституции и ...

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ч.1 ст.15 Конституции РФ).

К нормам Конституции РФ, прямо регулирующим деятельность Правительства, относятся положения ч.1 ст.11, ч.4 ст.78, главы 6 и ст.134 Основного закона. Часть 1 ст.11 Конституции относит Правительство РФ к органам, непосредственно осуществляющим государственную власть. Нормы ч.4 ст.78 Конституции вменяют в обязанность Президенту РФ совместно с Правительством обеспечение осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. Глава 6 Основного закона регламентирует состав Правительства, порядок его формирования, полномочия Председателя Правительства, функции и основные направления деятельности Правительства, определяет издаваемые Правительством нормативные акты, обязывает Правительство слагать свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ, регулирует такие основания прекращения деятельности Правительства, как отставка, «вотум недоверия», сложение полномочий. Статья 134 Конституции наделяет Правительство правом внесения предложений о пересмотре Конституции или внесении в нее поправок.

Непосредственное отношение к деятельности Правительства имеют и большинство норм 1 и 2 глав Конституции, закрепляющих основы конституционного строя и права и свободы человека и гражданина, поскольку, согласно ст.2 Основного закона, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Правительство является высшим органом исполнительной власти государства, а значит защита конституционного строя и прав и свобод человека и гражданина – одна из основных его задач.

объему, после Конституции, юридической силой обладают федеральные конституционные законы. Они принимаются по вопросам, органически связанным с Конституцией, и регулируют наиболее важные правоотношения. Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» регламентирует основы деятельности Правительства Российской Федерации: его состав и порядок формирования; полномочия Правительства РФ; саму организацию деятельности (полномочия отдельных членов Правительства, порядок проведения заседаний Правительства и т.д.); закрепляет основы взаимоотношений Правительства с Президентом РФ, Федеральным собранием, судебными органами, органами государственной власти субъектов РФ; определяет порядок обеспечения деятельности Правительства РФ.

Среди федеральных законов, регламентирующих отдельные вопросы деятельности Правительства, в первую очередь необходимо назвать кодифицированные нормативные акты: Гражданский кодекс, Бюджетный кодекс и др.

К иным федеральным законам относятся:

  • Федеральный закон от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 13 января 1995 года № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», и др.

группа источников, составляющих нормативную основу деятельности Правительства РФ, — это нормативные указы Президента РФ. Нормативные указы издаются Президентом на основании конституционных полномочий или в случае пробелов в законодательстве. Ненормативные указы Президента – это акты применения им какого-то закона

15 стр., 7035 слов

Функции Государственной Думы РФ и основания ее роспуска

... и представительного органа Российской Федерации существенно сузилась. Пункт «а» ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации относит к числу полномочий Государственной Думы дачу согласия на назначение Председателя Правительства Российской Федерации. Согласно ст. 111 Конституции Российской Федерации, предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации ...

  • Ненормативные указы не могут быть источником права.

К нормативным указам Президента РФ, регламентирующим деятельность Правительства РФ, относятся:

  • указы о структуре федеральных органов исполнительной власти и об образовании отдельных министерств и ведомств;
  • указы, регламентирующие организацию деятельности Правительства в целом, а также отдельных министерств и ведомств;
  • указы Президента об отдельных направлениях деятельности Правительства или о вопросах, подлежащих разрешению Правительством.

Исследованными нормативными актами база правовых источников, регламентирующих деятельность Правительства Российской Федерации, не ограничивается.

Глава II. Порядок создания и состав Правительства РФ

В силу важности кандидатуры Председателя Правительства РФ для руководства исполнительной властью в стране закон определяет сложную процедуру его назначения, предусматривающую ключевую роль Президента РФ и участие в этом процессе Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Поскольку Российская Федерация является республикой президентского типа, то Председателя правительства назначает на должность Президент РФ (в отличие от парламентских республик, где кандидатуру председателя правительства определяет, как правило, лидирующая партия).

Председатель Правительства должен быть гражданином России и не иметь гражданства другого государства.

Согласно ст.111 Конституции, Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Конституционный Суд РФ, осуществляя толкование положений ч.4 ст.111, дал следующее разъяснение закрепленной в ней норме: положение части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации о трехкратном отклонении представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой во взаимосвязи с другими положениями данной статьи означает, что Президент Российской Федерации при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства Российской Федерации вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. Право Президента Российской Федерации предлагать ту или иную кандидатуру и настаивать на ее одобрении, с одной стороны, и право Государственной Думы рассматривать представленную кандидатуру и решать вопрос о согласии на назначение – с другой, должны реализовываться с учетом конституционных требований о согласованном функционировании и взаимодействии участников этого процесса, в том числе на основе предусмотренных Конституцией Российской Федерации или не противоречащих ей форм взаимодействия, складывающихся в процессе реализации полномочий главы государства и в парламентской практике.

5 стр., 2312 слов

Нормативные документы Российской Федерации по организации аэропортовой ...

... по организации аэропортовой деятельности утверждены или подготовлены именно этими органами, в зависимости от вида деятельности. Лицензирование и сертификация аэропортовой деятельности гражданский авиация пассажир аэропортовый Правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в ...

После трехкратного отклонения представленных Президентом Российской Федерации кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации – независимо от того, представлялся ли каждый раз новый кандидат либо один и тот же кандидат дважды или трижды, — Государственная Дума подлежит роспуску. Правовая логика статьи 111 Конституции Российской Федерации, рассматриваемой во взаимосвязи с ее статьями 83 (пункт «а»), 84 (пункт «б») и 103 (пункт «а» части 1), заключается в том, чтобы в условиях разделения государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10 Конституции Российской Федерации) не допускать их противоборства, которое не согласуется с тем, что единственным источником, из которого они проистекают, и носителем воплощаемого ими суверенитета является многонациональный народ Российской Федерации (преамбула, статья 3, части 1 и 2).

Указанными принципиальными положениями, лежащими в основе организации власти в демократическом правовом государстве, обусловлена также и необходимость получения согласия Государственной Думы на назначение предложенной Президентом Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации. При этом, определяя условия и порядок назначения Председателя Правительства Российской Федерации, Конституция Российской Федерации предусматривает способы преодоления возможных разногласий ветвей власти, с тем чтобы не допустить затягивания формирования и вследствие этого – блокирования деятельности Правительства Российской Федерации как одного из институциональных элементов конституционного строя Российской Федерации (статья 11, часть 1).

Из части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими конституционными положениями, касающимися статуса главы государства, следует, что выбор представляемой Государственной Думе кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации является прерогативой Президента Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, не ограничивая данное право, позволяет Президенту Российской Федерации самому определять конкретный вариант его реализации, а именно вносить предложение об одном и том же кандидате дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. В свою очередь Государственная Дума участвует в назначении Председателя Правительства Российской Федерации, давая согласие или отказывая в согласии на назначение предложенной кандидатуры. При этом из Конституции Российской Федерации не вытекает возможность юридических ограничений названных правомочий участников данного процесса[6].

9 стр., 4314 слов

Конституционный строй Российской Федерации (2)

... Российской Федерации рассматриваются мной в курсовой работе подробнее в одном из последующих разделов. § 1.2 Закрепление конституционного строя в Конституции РФ конституционный строй гражданский общество Конституция РФ Под основами конституционного строя РФ понимаются устои государства, его основные принципы, ...

Закон определяет конкретные основания прекращения полномочий Председателя Правительства РФ. Освобождает от должности (как и назначает на должность) Председателя Правительства только Президент РФ. Закон предусматривает всего два основания прекращения полномочий Председателя Правительства: его собственное желание и невозможность исполнения Председателем Правительства Российской Федерации своих полномочий. Собственное желание Председатель Правительства изъявляет в форме заявления об отставке. Невозможность исполнения полномочий может быть вызвана различными причинами – тяжелая или продолжительная болезнь, смерть, наличие фактов, компрометирующих Председателя Правительства, ненадлежащее исполнение им своих обязанностей.

О прекращении полномочий Председателя Правительства Президент РФ обязательно должен уведомить Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Такое уведомление должно быть произведено без излишних отлагательств в день принятия решения.

Поскольку члены Правительства назначаются на должность и освобождаются от должности по предложению Председателя Правительства, то прекращение полномочий (освобождение от должности) Председателя Правительства влечет отставку всего Правительства.

Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации. Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры назначаются из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры вправе подавать заявления об отставке.

Таким образом, заместителей председателя Правительства и федеральных министров может назначать на должность только Президент Российской Федерации, однако выбор Президентом осуществляется из кандидатур, предложенных Председателем Правительства РФ.

Относительно освобождения от должности указанных лиц закон определяет всего два основания: предложение Председателя Правительства об освобождении от должности конкретного заместителя Председателя или федерального министра или согласие Президента с поданным данными лицами заявлением об отставке.

Глава III. Общие полномочия Правительства РФ

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии со ст.113 Конституции Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

Свою основную функцию по определению основных направлений деятельности Правительства РФ и организации его работы Председатель Правительства РФ обязан осуществлять в соответствии с Конституцией, федеральными законами и указами Президента РФ. Верховенство Конституции, федеральных конституционных и федеральных законов относится к важным принципам деятельности Правительства.

Полномочия Председателя Правительства РФ по организации работы Правительства конкретизируются в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации».

4 стр., 1654 слов

Государственный строй РФ

... статье 11 Конституции России в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, Суды Российской Федерации. Отдельно подчёркивается, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ...

Председатель Правительства представляет Правительство РФ в России и за ее пределами, ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса, подписывает акты Правительства, распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства, систематически информирует о работе Правительства Президента РФ.

Закон также устанавливает некоторые ограничения, связанные с пребыванием в должности Председателя Правительства и члена Правительства РФ. Они должны при назначении на должность, а впоследствии ежегодно представлять сведения о своем имуществе и доходах, которые могут быть опубликованы. Им запрещено одновременно с пребыванием в данной должности быть членами Совета Федерации, депутатами любых представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, занимать другие должности, заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой. Закон содержит и некоторые другие ограничения для Председателя и членов Правительства РФ.

Согласно ст.114 Конституции РФ Правительство Российской Федерации:

  • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  • представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • осуществляет управление федеральной собственностью;
  • осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Таким образом, компетенция Правительства РФ предусматривается Конституцией в самом общем виде.

Статья содержит традиционные для правительства любой страны полномочия по разработке и исполнению федерального бюджета, финансовой политики; основные направления деятельности Правительства в экономической, социальной, культурной сферах, в области обороны, безопасности, обеспечения законности, охране прав и свобод граждан. Предусмотренный в Конституции перечень не является исчерпывающим. Конституция предусматривает и иные полномочия Правительства РФ.

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» в гл.3 конкретизирует и выделяет полномочия Правительства РФ:

  • общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти;
  • в сфере экономики;
  • в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики;
  • в социальной сфере;
  • в сфере науки, культуры, образования;
  • в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью;
  • по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ;
  • в сфере внешней политики и международных отношений.

Конституция предусматривает в качестве сферы регулирования федерального конституционного закона только определение порядка деятельности Правительства, то есть сферу, которая обычно регулируется регламентами. Действующий Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» не только определяет порядок деятельности Правительства, но и его статус, правовую основу и принципы деятельности, состав Правительства и порядок его формирования, полномочия, статус актов, организацию деятельности Правительства, его взаимоотношения с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, органами судебной власти, органами государственной власти субъектов РФ и обеспечение деятельности Правительства РФ.

7 стр., 3206 слов

Основы строительства Вооруженных Сил Российской Федерации (2)

... Минобороны России в условиях перехода Вооруженных Сил Российской Федерации к новому облику, является их оснащение ... разрабатываемых средств, обеспечение реализации программ строительства и ремонта образцов, обеспечивающих удержание ... разработанных на основе магистрально-модульного принципа конструирования. В рамках реализации отмеченных ... целью развития системы вооружения ВС РФ на период до 2020 года ...

От других федеральных органов Правительство отличается прежде всего предметом и сферой деятельности. Оно не занимается принятием законов, как Федеральное Собрание, а обеспечивает управление экономикой всей страны. Достаточно сказать, что, согласно ст.114 Конституции, Правительство разрабатывает федеральный бюджет и отчитывается о его исполнении, осуществляет управление федеральной собственностью, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, государственную поддержку культуры, науки, образования и здравоохранения.

Одной из основных функций Правительства являются организация исполнения федеральных законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений. Данная задача пронизывает деятельность Правительства, предопределяет содержание и характер его полномочий, подзаконность его решений, то есть принятие их на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов и указов Президента.

Свои полномочия Правительство реализует, принимая постановления и распоряжения по стратегическим и текущим вопросам управления, а также используя право законодательной инициативы (ст.104) путем разработки и внесения в Государственную Думу проектов законов, формирующих необходимую правовую базу. Активное участие Правительства в законотворческом процессе, обязательность его заключений по всем проектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, дают возможность Правительству осуществлять возложенные на него функции и намеченную экономическую программу.

На федеральном уровне Правительство объединяет и координирует работу министерств, комитетов и других подведомственных ему органов. В этом отношении Правительство и федеральная система (структура) управленческих органов тесно связаны. Большинство центральных органов управления, входящих в систему исполнительной власти, находятся в непосредственном ведении Правительства и ему подчиняются.

Глава VI. Акты Правительства РФ

Конституция Российской Федерации устанавливает подзаконность актов Правительства Российской Федерации.

Правительство действует на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента России. Правительство правомочно решать вопросы исполнительной власти, отнесенные к ведению Российской Федерации, поскольку они не входят, согласно Конституции и федеральным законам, в компетенцию Президента и Федерального Собрания.

7 стр., 3236 слов

Категории нормативные документов по стандартизации в Российской Федерации

... 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ СИСТЕМЫ СТАНДАРТОВ стандарт государственный федерация российский На основе комплексной стандартизации в РФ разработаны системы стандартов, каждая из которых ... их целенаправленности и быстрейшему внедрению научных достижений в практическую деятельность. Стандартизация создает организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции, специализации и ...

В то же время Правительство, организуя исполнение законов и указов, осуществляет распорядительную деятельность в пределах своей компетенции, и потому оно вправе издавать нормативные и индивидуальные акты.

В соответствии со ст.104 Конституции Правительство России обладает правом законодательной инициативы, которое означает, что оно может самостоятельно подготавливать проекты законов и вносить их на рассмотрение в Государственную Думу.

Правовые акты Правительства являются важным звеном правовой системы России, и их основные формы устанавливаются в Конституции. Конституция определяет, что формами правовых актов Правительства России являются постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации.

Так, как следует из ст.115 Конституции РФ, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

При этом, такие постановления и распоряжения обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Однако акты Правительства РФ, в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации, могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Таким образом, Конституция определяет статус актов Правительства РФ, которые носят подзаконный характер и должны издаваться на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ.

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» устанавливает, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.

В целях обеспечения действия единой правовой системы государства на всей его территории Конституция устанавливает обязательность постановлений и распоряжений Правительства к исполнению всеми органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и их объединениями, иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования, следовательно, обязательны к исполнению с этого дня.

Конституция предусматривает право Президента РФ отменять акты Правительства, но это право не является абсолютным, так как Правительство – самостоятельный орган, осуществляющий в соответствии со ст.11 Конституции государственную власть, обладающий собственной компетенцией, предусмотренной Конституцией и законом. Это право Президента может быть реализовано им только в случае противоречия актов Правительства Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ.

С учетом значения правовых актов Правительства разрабатывается специальная процедура их подготовки. Правительство Российской Федерации издало «Временное положение о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» от 19 июня 1994 года № 733, в котором определяются формы участия Правительства Российской Федерации в законопроектной деятельности Президента Российской Федерации и Федерального Собрания, а также порядок подготовки и внесения Правительством в Государственную Думу проектов законов.

Порядок разработки правовых актов предполагает подготовку такого акта, пояснительной записки к нему, а также материалов с прогнозами ожидаемых социально-экономических и иных последствий при реализации актов и др. Предусмотрена система согласования проектов с Администрацией Президента Российской Федерации, с Минюстом РФ, Минфином РФ, с другими заинтересованными органами и организациями, порядок информирования Президента о ходе подготовки проектов и реализации законопроектных работ, выполнении его поручений.

В Положении определяются взаимоотношения Правительства с Федеральным Собранием в области законопроектной деятельности, участие министров и иных федеральных органов исполнительной власти, а также субъектов Федерации в подготовке проектов. Правительство России осуществляет координацию с органами исполнительной власти субъектов Федерации по формированию и выполнению программ и планов законопроектных работ.

Для подготовки предложений по отдельным вопросам государственного управления, разработки проектов решений Правительства и рассмотрения разногласий по таким проектам Правительство может создавать постоянные и временные комиссии и другие рабочие органы.

Особенно важно взаимодействие Правительства и других федеральных органов исполнительной власти с органами субъектов Федерации. Статья 77 Конституции Российской Федерации определила, что в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти. Это положение Конституции России позволяет устанавливать единые подходы к выбору организационных форм органов, а также и субординацию правовых актов.

Правительство Российской Федерации осуществляет контроль за исполнением принятых им правовых актов по всей системе органов страны непосредственно или через подведомственные ему органы. Акты, изданные с нарушением законодательства в подведомственных Правительству органах и организациях, могут быть отменены самим Правительством РФ. Постановление и распоряжение Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом. Если же возникает спор о соответствии нормативных актов Правительства Конституции РФ, разрешение вопроса может быть предметом рассмотрения в Конституционном Суде.

Глава V. Сложение полномочий и отставка Правительства РФ

Конституция устанавливает период, в течение которого Правительство РФ может осуществлять свои полномочия. Этот период полностью зависит от периода исполнения своих полномочий Президентом РФ. Поскольку срок полномочий Президента РФ составляет 4 года, срок полномочий Правительства совпадает с ним.

При этом, если досрочное прекращение полномочий Президента РФ допускается только в установленных Конституцией случаях, Правительство РФ может быть отправлено в отставку Президентом в любое время по своему усмотрению.

Сложение полномочий Правительства перед вновь избранным Президентом происходит в любом случае, даже если вновь избранный Президент избран на эту должность на второй срок и предполагает работать с тем же составом Правительства.

Новое Правительство может быть сформировано в том же составе, что и прежнее, но формальный акт сложения полномочий является обязательным.

Решение о сложении Правительством своих полномочий оформляется распоряжением Правительства РФ в день вступления в должность Президента РФ.

После сложения полномочий Правительство продолжает по поручению Президента действовать до сформирования нового Правительства.

Что касается отставки Правительства, то, как следует из ст.117 Конституции РФ, право Правительства РФ подать в отставку является едва ли не единственным средством выражения его несогласия с Президентом РФ, который вправе решить вопрос о том, принять отставку Правительства или отклонить ее. В случае отклонения отставки Правительства оно продолжает работать в прежнем статусе. В случае принятия отставки Правительства оно по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Одним из способов обеспечения Президентом РФ согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти является его право по своему усмотрению без согласования с иными органами государственной власти РФ принять решение об отставке Правительства РФ. Такое право является самой важной формой воздействия Президента по отношению к Правительству.

В качестве системы сдержки законодательной власти по отношению к исполнительной Конституция предусматривает право Государственной Думы выразить недоверие Правительству. Это важное средство парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти. Решение Государственной Думы о выражении недоверия Правительству она принимает самостоятельно и независимо от угрозы ее роспуска. Президент может в случае несогласия с Государственной Думой принять решение о ее роспуске и назначении новых выборов только после повторного, в течение 3 месяцев после получения вышеуказанного уведомления о выражении недоверия Правительству РФ, заявления о недоверии Правительству.

Конституция предусматривает и такой серьезный противовес Правительства по отношению к законодательной власти, как постановка вопроса перед Государственной Думой о доверии Правительству. Государственная Дума может принять одно из двух возможных решений: о доверии Правительству или об отказе в нем. С целью недопущения затягивания кризиса власти Конституция обязывает Президента РФ оперативно, в течение 7 дней, принять решение об отставке Правительства либо о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Деятельность органов государственной власти должна быть непрерывной. Особенно это касается исполнительной власти, осуществляющей оперативное, каждодневное регулирование и руководство всеми основными сферами государственной и общественной жизни, включая оборону, безопасность, обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

С целью недопущения перерыва в деятельности высшего органа исполнительной власти страны Конституция устанавливает, что во всех случаях отставки Правительства или сложения им своих полномочий оно продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Как верно отмечает А.Н.Мещеряков [7] , неоднозначно в Конституции РФ решен вопрос об ответственности Правительства РФ. Согласно п.«в» ст.83 Конституции РФ Президент РФ в любой момент может принять решение об отставке Правительства РФ, не мотивируя и не согласуя свое решение. Эта норма прямо указывает на политическую ответственность Правительства РФ перед Президентом РФ.

Однако в соответствии со ст.117 Конституции РФ Государственная Дума имеет возможность выражать Правительству РФ недоверие, что теоретически указывает на наличие у Правительства РФ ответственности и перед парламентом. Вместе с тем установленная в этой же статье процедура опровергает высказанное предположение.

Так, в случае выражения Государственной Думой недоверия Президент РФ решает: согласиться ему с Государственной Думой и отправить Правительство РФ в отставку или же не соглашаться с Государственной Думой и не предпринимать никаких действий.

То есть выражение Государственной Думой Правительству РФ недоверия – лишь способ, при помощи которого парламент российского государства может обратить внимание Президента РФ на свое несогласие с осуществлением Правительством РФ своих полномочий. Вопрос об отставке решает Президент РФ.

Если Президент РФ не согласится с выдвинутым Государственной Думой недоверием, все остается на своих местах и у Государственной Думы возникает возможность выражения повторного недоверия.

В случае повторного выражения недоверия Президент РФ вынужденно становится перед следующим выбором:

  • согласиться с Государственной Думой и отправить Правительство РФ в отставку;
  • повторно не согласиться с Государственной Думой и распустить ее.

Если учитывать, что Президент РФ может в случае возникновения такого желания самостоятельно отправить Правительство РФ в отставку и, кроме того, мог сделать это при первоначальном выражении Государственной Думой недоверия, сложно представить что Президент РФ выберет первый из названных вариантов.

Однако на данную ситуацию влияет еще одно условие. Согласно п.3 ст.109 Конституции РФ Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст.117 Конституции РФ, в течение года после ее избрания.

Таким образом, обозначенная схема правомочна только по истечении года со дня избрания Государственной Думы. До истечения годичного срока у Президента РФ остается лишь один вариант в случае повторного выражения недоверия: согласиться с Государственной Думой и отправить Правительство РФ в отставку.

Но при этом активируется процедура формирования нового состава Правительства РФ, которое Президент может сформировать в прежнем составе, а если Государственная Дума не будет утверждать кандидатуру Председателя Правительства, распустить Государственную Думу (ст.111 Конституции РФ).

Таким образом, при комплексном анализе конституционных процедур очевиден факт наличия юридической ответственности Правительства РФ только перед Президентом РФ.

Показательно и право Президента РФ отменять постановления и распоряжения Правительства РФ. Статья 115 Конституции РФ наделяет его правом отменять постановления Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. Как считает И.А.Ионов [8] , это полномочие является реализацией Президентом РФ своих конституционных функций как главы государства и гаранта Конституции РФ. При этом, по мнению И.А.Ионова, Президент, прежде чем отменить постановление Правительства, обязан обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности отменяемых нормативных актов.

В целом эта теория заслуживает внимания, однако ее действие распространяется только на случаи отмены Президентом РФ актов Правительства РФ, противоречащих Конституции РФ, оставляя в стороне процедуру отмены актов, противоречащих федеральным законам и указам Президента. Кроме того, содержание ст.115 Конституции РФ не указывает на обязательность предварительного обращения в судебные органы.

Таким образом, отмена Президентом РФ актов Правительства РФ – не результат признания судом акта противоречащим законодательству, а самостоятельная процедура. Причем ст.115 Конституции РФ даже не предусматривает возможность Правительства РФ обжаловать соответствующее решение Президента в суде.

Можно утверждать, что в отношениях с федеральными органами исполнительной власти Президент обладает широчайшими полномочиями и не только определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ст.80 Конституции РФ), но и кардинально воздействует на Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти России.

Заключение

Согласно Конституции РФ исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство, которое является органом государственной власти Российской Федерации, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации.

Такое определение раскрывает юридическую природу Правительства, отражает его место в системе органов государственной власти Российской Федерации и характеризует его деятельность.

Как высший исполнительный орган государственной власти, Правительство РФ осуществляет государственное управление.

Правительство РФ в пределах своих полномочий:

  • организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров Российской Федерации;
  • осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

Правительство РФ осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ.

Очевидно, что, исключив верховенство одной власти над другой, Конституция РФ кардинально изменила взаимоотношения органов законодательной и исполнительной власти, а также сам механизм контроля и подотчетности Правительства.

Закрепив самостоятельность каждой из ветвей власти, Конституция вывела Правительство из своеобразного двойного подчинения, в то же время конституционные нормы не оставляют исполнительную власть бесконтрольной в ее самостоятельности.

Многие полномочия Президента непосредственно касаются деятельности Правительства, при этом, хотя Президент не глава исполнительной власти, он сохраняет мощные рычаги воздействия на Правительство. Это происходит путем персональных назначений членов Правительства и принятия необходимых решений, в том числе в сфере исполнительной власти.

Таким образом, независимость Правительства допустима в тех пределах и до тех пор, пока его курс отвечает интересам Президента, определяемым им направлениям внутренней и внешней политики.

Список источников:

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/reglament-pravitelstva-rf/

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//Российская газета. 25.12.1993. № 237.

2. Федеральный конституционный закон РФ от 17.12.1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 22.12.1997. № 51. Ст.5712.

3. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 года № 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 1998. № 52. Ст.6447.

4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.

5. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004.

6. Ионов И.А. Полномочия Президента РФ по отмене актов Правительства РФ и приостановлению действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации//Конституционное и муниципальное право. 2004. № 4.

7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник (3-е издание, переработанное и дополненное).

– М.: Юристъ, 2004.

8. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учеб. метод. пособ. – М.: Юристъ, 2001. 3-е изд., перераб. и доп.

9. Мещеряков А.Н. Конституционные способы воздействия Президента РФ на исполнительную власть и связанные с ним особенности российской формы правления//Конституционное и муниципальное право. 2005. № 5.

10. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный).

– Издание 3-е, исправленное и дополненное. – М.: Юрайт-Издат, 2006.

11. Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному конституционному закону России от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (постатейный).

– М.: 2006.

12. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации». Комментарий (постатейный)/Под ред.Л.А.Окунькова. – М.: Издательство «Юридическая литература», 1999.