Техническое обслуживание экскаватора ЭО-322Б

Курсовая работа

Во всех отраслях строительства подготовительные и земляные работы являются первоочередными. Эффективное использование экскаваторов зависит от хорошего знания их конструкций и технического обслуживания и невозможно без освоения машинистами рациональных приемов эксплуатации. В современном строительстве земляные работы приобретают все большие объемы и являются наиболее трудоемкими, поэтому земляные работы механизируются различными видами землеройных машин. Одной из представителей данной категории являются одноковшовые экскаваторы.

Одноковшовые экскаваторы классифицируются по:

1. Назначению:

  • универсальные строительные;
  • карьерные;
  • специальные.

2. Типу ходового устройства:

  • гусеничные;
  • пневмоколесные.

3. Исполнению рабочего оборудования:

  • с жесткой подвеской (элементы рабочего оборудования соединены шарнирно и приводятся в действие гидроцилиндрами);
  • с телескопическим оборудованием (выдвижение и вытягивание стрелы являются рабочими движениями).

У экскаваторов с гибкой подвеской, как правило, привод механический, а у экскаваторов с жесткой подвеской и телескопическим оборудованием гидравлический.

4. По массе, мощности и вместимости ковшей экскаваторы подразделяют на размерные группы, каждой из которых соответствуют набор ковшей разной вместимости для различных типов грунтов и видов рабочего оборудования.

1. Организационно-техническая часть

1.1 Описание экскаватора ЭО-3322Б

Экскаватор пневмоколесный гидравлический ЭО-3322Б представляет собой многоцелевую землеройную машину, предназначенную для разработки котлованов, траншей, карьеров в грунтах — V категорий, погрузки и разгрузки сыпучих материалов, разрыхленных скальных пород и мерзлых грунтов (при величине кусков не более 200 мм), а также для других работ в условиях промышленного, городского, сельского, транспортного и мелиоративного строительства.

Экскаватор сохраняет работоспособность в диапазоне температур окружающего воздуха от -40°С до +40°С.

Уклон рабочей площадки, на которой устанавливается экскаватор, не должен превышать 5° .

Одноковшовый экскаватор ЭО-3322Б состоит из следующих основных составных частей и систем: пневмоколесного ходового устройства, поворотной платформы, рабочего оборудования, гидравлической системы, системы пневмоуправления, электрического оборудования.

Пневмоколесное ходовое устройство экскаватора, выполненное на двух ведущих мостах, обеспечивает высокую скорость передвижения на рабочих площадках и по дорогам, а также возможность буксировки экскаватора тягачом. Передний мост — управляемый, на одинарных шинах, балансирно крепится к ходовой раме. Задний мост — неуправляемый, имеет двойные шины, жёстко соединён с ходовой рамой. Привод мостов осуществляется от низкомоментного гидромотора через коробку перемены передач и карданные валы.

13 стр., 6405 слов

Земляные работы в строительстве

... и котлованов, уплотнения и разработки мерзлых грунтов. 2. Виды земляных сооружений В промышленном и гражданском строительстве земляные работы приходится выполнять при устройстве котлованов и траншей под ... экскаваторами грунты по трудности разработки подразделяются на шесть групп, многоковшовыми и скреперами — на две группы, а при ручной — на семь групп. В процессе производства земляных работ ...

Во время работы для повышения устойчивости экскаватор опирается на выносные опоры и на отвал.

Поворотная платформа крепится к опорно-поворотному устройству, смонтированному на ходовой раме. На поворотной платформе смонтированы: силовая установка, топливный бак, механизм поворота, кабина, отопительно-вентиляционная установка, гидрооборудование (гидробак, гидрораспределители, маслоохладительная установка и др.), элементы электрооборудования и пневмооборудования, противовес.

Силовая установка экскаватора предназначена для привода всех механизмов. Рабочее оборудование экскаватора устанавливается в проушинах поворотной платформы и крепится с помощью пальцев.

Конструкция экскаватора предусматривает возможность использования различных видов сменного рабочего оборудования и рабочих органов, в том числе, обратной лопаты, гидромолота и др.

Опора-отвал расширяет технологические возможности экскаватора, обеспечивая возможность засыпки траншей, ям и планирования небольших участков поверхности.

Привод всех рабочих движений, а также управление исполнительными органами экскаватора и рулевое управление — гидравлическое.

Управление тормозами колёс и стояночным тормозом, переключением передач -пневматическое.

На экскаваторе используются электрические системы освещения, вентиляции, сигнализации и пуска дизельного двигателя, обеспечивающие возможность работы в любое время суток и нормальный микроклимат в кабине.

1.2 Технические характеристики экскаватора ЭО-3322Б

Конструкция экскаватора позволяет использовать следующие виды сменного рабочего оборудования и рабочих органов:

Ковш обратной лопаты ёмкостью, м 3 0,4; 0,63

Обратная лопата с моноблочной стрелой с ковшом ём., м 3 0,5

Обратная лопата с составной стрелой с ковшом ём., м 3 0,5

Погрузочное оборудование с ковшом ём., м 3 0,57

Грейферное оборудование с ковшом ём., м 3 0,4

Сменные челюсти к двухчелюстному грейферу ём., м 3 0,5

Удлинитель грейфера.

Крюковая подвеска грузоподъёмностью, т. 1,5

Рыхлительное оборудование.

Профильный ковш для мелиоративных траншей ём., м 3 0,5

Планировочный отвал.

Ковш для узких траншей ём., м 3 0,2

Ковш к погрузочному оборудованию ём., м 3 1,0

Удлиненная рукоять к моноблочной стреле.

Пятичелюстной грейфер (для рытья колодцев) ём., м 3 0,35

Ковш пятичелюстного грейфера ём., м 3 0,45

Вставка к оборудованию пятичелюстного грейфера.

Основные технические данные приведены ниже.

Вес экскаватора, оборудованного обратной лопатой, т 14,5

Двигатель СМД-14НГ или СМД-15Н

10 стр., 4624 слов

Организация работы службы эксплуатации номерного фонда в ГТК

... и руководителей других служб гостиницы. Работа в этом подразделении - хорошая стартовая площадка для продвижения по служебной лестнице. 1.1 Служба эксплуатации номерного фонда. Состав службы. Структура (схематично). Роль в обслуживании Служба эксплуатации номерного фонда предоставляет основные ...

Мощность двигателя, кВт (л.с.) 58,8

Частота вращения вала двигателя, об/мин 1800

Давление в гидросистеме, МПа (кгс/см 2 ) 16 (160)

Давление в пневмосистеме, МПа (кгс/см 2 ) 0,7…08

Суммарная производительность сдвоенного гидронасоса, л/мин 330

Скорость передвижения, км/ч на шинах 12*20 19,5

на шинах 14*20 22,0

Напряжение в электросистеме, В 12

Средняя продолжительность рабочего цикла, с 15,5

Частота вращения поворотной платформы, об/мин 9

Радиус копания на уровне стоянки, не менее, м 8,1

Геометрические характеристики, мм:

  • длина 925
  • ширина 2700 -высота 3800

1.3 Техническое обслуживание экскаватора ЭО-3322Б

Экскаваторы в процессе эксплуатации подвергаются значительным нагрузкам, в результате их действия детали экскаватора изнашиваются, зазоры их в сопряжении увеличиваются и детали разрушаются. Для восстановления работоспособности экскаватора изношенные детали ремонтируют или заменяют новыми.

Различают естественный и преждевременный (аварийный) износ.

Естественный износ является следствием поверхностного разрушения деталей, возникающий под действием сил трения при работе экскаватора в условиях нормальной эксплуатации.

Преждевременный износ возникает в результате нарушения правил эксплуатации экскаватора, плохого качества ремонта или изготовления деталей.

Для своевременного обнаружения дефектов, возникающих в процессе эксплуатации экскаватора, производится техническое обслуживание, которое осуществляется по планово-предупредительной схеме (ППР), которая предусматривает ежесменное, периодическое и сезонное техническое обслуживание.

Все работы технического обслуживания производятся по плану и предупреждают возникновение отказов и неисправностей.

Планирование ТО заключается в составлении единого графика их приведения по каждому экскаватору. График включает в себя все виды технического обслуживания и время проведения. Выполнение работ по графику возлагается на машиниста и механика участка.

Ежесменное техническое обслуживание для поддержания работоспособности экскаватора в течение смены, его выполняет машинист в начале рабочей смены. При ежесменном обслуживании проверяют состояние гидрооборудования, системы управления, крепление узлов экскаватора, металлоконструкций, балансиров, выносных опор, поворотного механизма экскаватора, ковша. Производят смазочно-заправочные операции и устраняют подтекание жидкости. Экскаваторы обслуживаются обязательно с участием квалифицированного слесаря, Результаты ежесменного осмотра и проверки экскаватора заносятся машинистом в журнал осмотров экскаватора.

Периодическое техническое обслуживание экскаваторов (ТО-1 или ТО-2) выполняют по специальному графику. При выполнении ТО-1 или ТО-2 вначале выполняют дополнительно работы очередного ТО.

ТО1 — через 60 моточасов.

ТО2 — через 240 моточасов.

Сезонное техническое обслуживание (СО) проводят для подготовки к предстоящему летнему или зимнему сезону эксплуатации и совмещают с ТО-1 или ТО-2. Для экскаваторов при проведении СО выполняют работы по сезонному обслуживанию и обслуживанию базовой машины.

Текущий ремонт является основным видом планово-предупредительного ремонта и проводится для обеспечения работоспособности экскаватора в межремонтный период. При совпадении очередного технического обслуживания с плановым ремонтом техническое обслуживание выполняют одновременно с текущим ремонтом. При текущем ремонте производят частичную разборку экскаватора, заменяют изношенные детали в механизмах, заваривают трещины в металлоконструкциях и правят вмятины, ремонтируют электрооборудование, регулируют двигатель внутреннего сгорания и выполняют необходимый ремонт его, заменяют уплотнения в гидроцилиндрах, регулируют клапаны гидросистем и проводят другие регулировочные и ремонтные работы. При проведении текущего ремонта экскаватора разборке подлежат только те сборочные единицы, которые требуют ремонта.

Периодичность, объем, порядок разборки и сборки, дефектация и выполнение ремонтных работ должны соответствовать «Указаниям по текущему ремонту», прилагаемым к технической документации экскаватора ЭО-3322Б.Текущий ремонт проводят через 960 моточасов.

Капитальный ремонт проводят для полного восстановления работоспособности экскаватора.

При капитальном ремонте полностью разбирают экскаватор, заменяют все изношенные детали, ремонтируют базовые сборочные единицы (неповоротную и поворотную рамы), ходовое устройство, двигатель внутреннего сгорания, базовые шасси, гидропривод и другие механизмы.

Эксплуатация экскаватора, на котором хотя бы одна сборочная единица (механизм, металлоконструкции) достигли предельного состояния не допускается без проведения ремонта или проведения замены. Предельным состоянием называется состояние, при котором дальнейшее использование экскаватора без капитального ремонта невозможно.

Сдача экскаватора в ремонт и приемка его из ремонта оформляется приемно-сдаточным актом. По окончании ремонта в паспорт экскаватора записывают вид ремонта, дату проведения, перечень выполненных работ и дату технического освидетельствования.

Для проведения технического обслуживания и текущего ремонта используют автомобили «Техническая помощь», агрегаты технического ухода (АТУ), топливо-маслозаправочные станции, передвижные мастерские, специальный инвентарь, инструменты и транспортные средства.

Перечень рабочих жидкостей, масел, смазок, топлива, используемых при эксплуатации экскаватора.

Таблица 1

Марка

Заменитель

ГОСТ

Масло гидравлическое ВМГЗ

Масло веретённое АУ

ТУ 38-101479-74 ГОСТ 1642-75

Масло гидравлическое МГ-30

Масло индустриальное И-30А

ТУ 38-1-01-50-70 ГОСТ 20799-75 ГОСТ 4002-53

Масло для коробки передач, рулевого управления Смазка ЦИАТИМ-203

Смазка жировая (тугоплавкая) 1-13

ГОСТ 8773-73 ГОСТ 1631-61

Смазка универсальная среднеплавкая УС-1 и УС-2 (л)

Солидол синтетический С

ГОСТ 1033-73 ГОСТ 4366-76 ГОСТ 3333-55

Смазка графитная УСсА

Смазка жировая 1-13

ГОСТ 1033-73 ГОСТ 4366-76 ГОСТ 3333-55

1.4 Транспортирование экскаватора

За период эксплуатации экскаваторы транспортируют с завода изготовителя на эксплуатационную базу, с эксплуатационной базы на объект и обратно, с объекта на объект, а также в ремонт и к месту консервации. Время транспортирования экскаватора оказывает существенное влияние на их использование. При выборе способа транспортирования учитывают длительность и дальность транспортирования, габаритные размеры и осевые нагрузки, наличие дорог.

Для передвижения по дорогам общего пользования экскаватор приводят в транспортное положение в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации. При передвижении экскаватора собственным ходом водитель-машинист должен соблюдать «Правила дорожного движения ГИБДД РФ».

Транспортирование экскаватора по железной дороге осуществляется в соответствии с техническими условиями погрузки и закрепления грузов Министерства путей сообщения РФ. На платформе экскаватор устанавливают так, чтобы он вписывался в железнодорожный габарит и закрепляют с помощью упоров, колодок и тяг так, чтобы не было его перемещения на платформе во время движения железнодорожного состава. Если экскаватор не вписывается в железнодорожный габарит, то частично демонтируют стрелу, кабину или другие части.

1.5 Хранение экскаватора

Хранение экскаваторов бывает необходимым при перерывах при эксплуатации на несколько часов — межсменное хранение. На срок более месяца — длительное хранение. При межсменном хранении экскаватор может быть отведен в предназначенное для этого охраняемое место; если экскаватор остается на рабочей площадке, то машинист должен освободить ковш от груза и поставить его в безопасное положение, на случай возникновения дождя и сильного ветра закрыть проемы в кабине и запереть ее. При длительном хранении (консервации) следует провести определенный комплекс подготовительных работ, предусмотренных инструкцией по эксплуатации и техническому обслуживанию.

При установке экскаватора на хранение необходимо:

  • вымыть его и произвести очередное техническое обслуживание ТО-1 или ТО-2;
  • проверить давление в шинах и при необходимости привести его до нормы;
  • отключить аккумуляторную батарею;
  • слить воду из системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания и повесить бирку «вода слита»;
  • плотно закрыть жалюзи радиатора, проемы, люки кабины и капота экскаватора;
  • смазать по ТО согласно карте смазывания;
  • восстановить поврежденную окраску поверхностей;
  • гидроцилиндры смазать смазкой;
  • опломбировать кабину экскаватора и шасси, капот, люки и инструментальный ящик.

При снятии экскаватора с хранения необходимо:

  • произвести расконсервацию и очередное техническое обслуживание ТО-1 или ТО-2;
  • смазать механизмы и агрегаты экскаватора согласно карте смазывания;
  • проверить регулировку тормозов;
  • произвести техническое освидетельствование экскаватора.

После проведения этих мероприятий экскаватор может быть пущен в эксплуатацию.

2. Расчетно-конструктивная часть

2.1 Общий расчет экскаватора

1. Расчет производительности:

Техническая производительность экскаватора определяется по формуле:

где =0,5 — ёмкость ковша.

n — число циклов за один час работы,

t ц =15,5 с (продолжительность цикла);

к н =0,61,2 (коэффициент наполнения ковша);

к р =1,11,3 (коэффициент разрыхления грунта);

тогда техническая производительность равна:

м 3 /ч.

Эксплуатационную производительность определяем по формуле:

где к в =0,80,85 (коэффициент использования машины по времени);

м 3 /ч.

2. Определение основных параметров экскаватора.

При расчете рабочего оборудования экскаваторов находят:

  • длину стрелы l с ;
  • длину рукояти l р ;
  • радиус ковша;
  • координаты пяты стрелы X, Y.

Радиус приложения сил на кромке ковша находим по формуле:

  • где q — объем (вместимость) ковша;
  • в — ширина ковша;

Путь наполнения ковша с обратной лопатой:

где М Э — масса экскаватора (МЭ =14500 кг);

Расчетная толщина стружки (с) определяется по формуле:

Необходимое касательное усилие на режущей кромке ковша определим по формуле:

Р к =К*b*c

где К — удельное сопротивление грунта копанию, кПа

(К =300 кПа — для грунтов V категории).

Р к =300*103 *0,85*0,146=37,23кН

Длина стрелы:

где Н к =3 м (наибольшая глубина копания);

Н В =2,2 м (наибольшая высота выгрузки);

с — угол поворота стрелы (=900 ).

Расстояние Y от оси поворота стрелы до уровня расположения машины, при с =90о :

, т.е.

Расстояние Х в нашем случае равно 0.

Максимальное усилие копания поворотом ковша:

  • где А — заданная энергоемкость процесса копания в расчетном грунте, отнесенная к объему ковша (А=269,8 кДж);

3. Определение мощности экскаватора, необходимой для работы отвалом.

Длина отвала: в=2,5 м.

Высота отвала: h=0,6 м.

Глубина резания: с=0,05 м.

Расчет ведем для грунтов категории — суглинки.

Усилие, которое необходимо преодолеть экскаватору при работе отвалом, определяем как сумму сопротивлений, возникающих в результате этой работы:

где W 1 — сопротивление грунта резанию;

W 2 — сопротивление волочению призмы грунта впереди отвала;

W 3 — сопротивление трению грунта по отвалу;

W 4 — сопротивление движению

где =90 0 — угол поворота отвала в плане, относительно оси экскаватора;

  • к=0,07 МПа — коэффициент сопротивления грунта резанию для бульдозеров;

где =40 0 — угол естественного откоса грунта;

=1600 кг/м 3 — плотность грунта;

g=9,81 м/с 2 — ускорение свободного падения;

  • =0,5 — коэффициент трения грунта по грунту;
  • =0 — уклон пути;

Получим сопротивление волочению призмы грунта впереди отвала:

где =53 0 — угол резания (50-550 );

  • =0,6 — коэффициент времени;

Сопротивление движению

где G — вес экскаватора;

0 =0,2 — удельное сопротивление движению.

Усилие, которое необходимо преодолеть экскаватору при работе отвалом равно:

Тогда необходимая мощность двигателя для работы экскаватора с отвалом:

  • где =2,1 м/с скорость движения;

Н =0,8 — коэффициент полезного действия;

Получим:

2.2 Расчет коробки передач и выбор гидромотора хода

Рис. 1 Коробка перемены передач (ЭО-3322.53.01.000А) ТВЭКС ЭО-3322

1. Пружина ЭО-3322.53.01.050

2. Шкив тормозной ЭО-3322.53.01.012

3. Болт БУПТ-М10х25

4. Шайба стопорная Э-302А-2-0400-30

5. Шайба ЭО-3322.53.01.029

6. Колодка тормознаяЭО-3322.53.01.401

7. Рычаг тормозной ЭО-3322.53.01.013

8. Валик ЭО-3322.53.01.044

9. Болт БУНГ-М12х65

10. Гайка ГШ-М12

11. Шайба ШП-12

12. Крышка ЭО-3322.53.01.021А

13. Кольцо КРУ-Н1-120х110-2

14. Болт БУНГ-М12х35

15. Прокладка регулировочная ЭО-3322.53.01.056

16. Прокладка регулировочная ЭО-3322.53.01.068

17. Гайка ГШ-М10

18. Шайба ШП-10

19. Болт БУНГ-М10х55

20. Шпонка ШПП-8х7х50

21. Прокладка регулировочная ЭО-3322.53.01.069

22. Прокладка регулировочная ЭО-3322.53.01.073

23. Кольцо КРУ-Н1-35х28-2

24. Подшипник 311

25. Шайба ЭО-3322.53.01.039

26. Вилка Э-302-1-0800-21

27. Гайка ГШ-М16

28. Рычаг ЭО-3322.53.01.034А

29. Болт БУНГ-М16х110

30. Шайба ШП-16

31. Пружина ЭО-3322.53.01.038

32. Вилка штока 120-3519060

33. ШпилькаЭО-3322.53.01.037

34. Болт БУПТ-М12х40

35. Шплинт Ш-3,2х20

36. Шайба ШЧ-12

37. Винт ЭО-3322.53.01.036А

38. Ось 22-12Х4х40

39. Гайка ГШУ-М22х1,5

40. Кронштейн ЭО-3322.53.01.800

41. Камера тормозная ЗИЛ-150В-3519108

42. Сухарь ЭО-3322.53.01.043

43. Проволока ПЖ-041.6

44. ВинтЭО-3322.53.01.052А

45. Пробка-сапун Э-302А-3-0100-95А

46. Корпус редуктора ЭО-3322.53.30.001

47. Вилка ЭО-3322.53.01.042

48. Болт БУНГ-М16х30

49. Шайба стопорная ЭО-3322.53.01.057

50. ШайбаЭО-3322.53.01.028

51. Шестерня ЭО-3322.53.01.010

52. Вал-шестерня ЭО-3322.53.01.005

53. Прокладка ЭО-3322.53.01.023

54. Вилка Э-302-3-0300Б-29А

55. Валик ЭО-3322.53.01.046Б

56. ШайбаШП-20

57. Болт БУНГ-М20х70

58. Втулка ЭО-3322.53.01.022

59. Гидромотор 210.32.13.20

60. Крышка ЭО-3322.53.01.020А

61. Шестерня ЭО-3322.53.01.008

62. Вал-шестерня ЭО-3322.53.01.004

63. Подшипник 217

64. КольцоЭО-3322.53.01.040

65. Кольцо КВК-2Б150

66. Кольцо КНК-2Б82

67. Шайба ШП-6

68. Шайба ВПК-М6х12

69. Шестерня ЭО-3322.53.01.007Б

70. Полумуфта зубчатая ЭО-3322.53.01.011

71. Крышка ЭО-3322.53.01.019А

72. Прокладка ЭО-3322.53.01.059

73. Подшипник 413

74. Подшипник 215

75. Кольцо ЭО-3322.53.01.024

76. Крышка ЭО-3322.53.01.048А

77. Уплотнение ЭО-3322.53.01.049

78. Корпус ЭО-3322.53.01.001В

79. Кольцо КВК-2Б130

80. Кольцо ЭО-3322.53.01.035

81. Штифт ШТЦ-12С3х40

82. Манжета АРМ-2-120х150-1

83. Болт БПТ-3М10х50

84. ПроволокаПЖ-041.6

85. Полумуфта Э-302А-3-5300-25А

86. Крышка Э-302-3-0300Б-20

87. Заклепка 6х12-Н118-64

88. Накладка ЭО-3322.53.01.402

89. Болт БУНГ-М16х90

90. Шайба Э-302А-2-0400-29

91. ПрокладкаЭ-302-3-0300Б-19

92. Подшипник1310

93. КрышкаЭ-302-3-0300-40

94. Шестерня ЭО-3322.53.01.009Б

95. Полумуфта Э-302-3-0300Б-24

96. Вал ЭО-3322.53.01.003В

97. Прокладка ЭО-3322.53.01.058

98. Крышка редуктора ЭО-3322.53.20.002

99. Кольцо ЭО-3322.53.01.014А

100. Подшипник 320

101. Штифт ШТК-16х65

102. ШестерняЭО-3322.53.01.006Б

103. Шпилька ШПН-Б-М16х105.16/38

104. Пробка КГ 1 1/4″

105. Подшипник 3614

106. Прокладка ЭО-3322.53.01.053

107. Прокладка регулировочная ЭО-3322.53.01.026

108. Прокладка регулировочная ЭО-3322.53.01.031

109. Пробка КГ 1/4″

110. Прокладка регулировочная ЭО-3322.53.01.063

111. Прокладка регулировочная ЭО-3322.53.01.064

112. Прокладка ЭО-3322.53.01.041

113. Кольцо ЭО-3322.53.01.30

114. Манжета АРМ-2-90х120-1

115. Прокладка регулировочная ЭО-3322.53.01.055

116. Прокладка регулировочная ЭО-3322,53.01.065

117. Прокладка регулировочная ЭО-3322.53.01.066

118. Прокладка регулировочная ЭО-3322.53.01.067

119. Крышка-суппорт ЭО-3322.53.01.100

120. Крышка ЭО-3322.53.01.002А

121. Полумуфта ЭО-3322.53.01.017А

122. Кольцо КНК-2Б25

123. Проволока ПЖ-041.6

124. Болт БУПТ-М16х40

125. Шайба Э-302А-1-0400-15

126. Болт БУПТ-М16х35

127. Проволока ПЖ-041.6

128. Колодка тормозная ЭО-3322.53.01.501

Для выбора гидромотора вычислим необходимый для преодоления усилия грунта — крутящий момент, вызванный сопротивлением движению экскаватора со стороны грунта.

Усилие, которое необходимо преодолеть экскаватору при работе отвалом равно: .

3. Охрана труда и экология

3.1 Техника безопасности при работе и обслуживании экскаватора

К управлению экскаватором допускаются рабочие, обученные по специальной программе, аттестованные квалифицированной комиссией и имеющие удостоверение машиниста экскаватора и удостоверение на право управления транспортным средством данной категории.

Машинист экскаватора несет ответственность за содержание его в исправном состоянии, за нарушение правил эксплуатации и правил техники безопасности.

Работа на неисправном экскаваторе запрещается. В кабине машиниста экскаватора на видных местах должны быть таблицы с данными вылета и высоты подъема для всех видов оборудования экскаватора, медицинская аптечка и термос с питьевой водой. На экскаваторе должны быть ясные надписи, запрещающие посторонним находиться под стрелой и в зоне поворота стреловой части.

Площадку, на которой будет работать экскаватор, машинист должен осмотреть и в случае необходимости подготовить. Установка экскаватора на свеженасыпанном не утрамбованном грунте, а также на площадке с уклоном более указанного в паспорте не допускается.

Машинисту до начала работы необходимо проверить давление в шинах передних и задних колес и правильность установки выносных опор.

Расстояние между поворотной частью экскаватора и выступающими частями и конструкциями должно быть не менее 1 м.

Машинист должен выполнять свои обязанности при начале и производстве работ.

При движении экскаватора своим ходом в пределах строительной площадки запрещается передвигаться с грузом в ковше по дороге, имеющей выбоины, ямы, канавы. Стрела при перевозке в ковше груза не должна касаться элементов экскаватора.

При работе экскаватора у линий электропередачи и контактных проводов должен иметь квалифицированную группу по технике безопасности не ниже второй, в соответствии с Правилами технической эксплуатации.

Расположение экскаватора под линией электропередачи (независимо от напряжения в сети) не допускается. Экскаватора может работать в зоне не ближе 30 м от крайнего провода ЛЭП.

При необходимости проведения работ экскаватором на расстоянии, меньше 30 м, должен быть получен наряд-допуск, подписанный главным инженером или главным энергетиком организации, эксплуатирующей экскаватор. Экскаватор должен работать по наряду допуску, определяющему безопасные условия такой работы только под наблюдением ответственного инженерно-технического работника. При наличии разрешения от организации, эксплуатирующей ЛЭП в соответствии с требованием ГОСТ 12.1.013-78 должно быть не менее указанных значений:

Таблица 2

Напряжение ЛЭП, кВ

До 1

1-20

35-110

150-220

330

500-700

Расстояние по вер-тикали

1,5

2,0

4,0

5,0

6,0

9,0

Работа экскаватора у контактных проводов троллейбусной и трамвайной сети допускается при условии соблюдения расстояния между стрелой экскаватора и проводом не менее 1 м.

Экскаваторы должны быть оборудованы персональным заземлением, соответствующим требованиям «Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок» Минэнерго России и ГОСТ 12.1.013-78.

В грозу даже при надежно действующем заземлении работа экскаватора должна быть прекращена.

3.2 Промсанитария

Машинист должен бороться за снижение загазованности и запыленности воздуха, шума, загрязнение водных ресурсов, бережно относиться к сохранению растительного слоя.

Загрязнение возникает в результате выброса выхлопных газов из силовой установки экскаватора, содержащих вредные токсичные вещества (окись углерода и соединения свинца) и раздражающие (окислы азота и серные соединения).

Содержание вредных примесей в выхлопных газах может быть уменьшено в результате использования качественных сортов и полного сгорания топлива, эксплуатации исправной и отрегулированной топливной аппаратуры, применения совершенных очистных устройств в силовой установке, исключение холостой работы двигателя.

Уменьшению и устранению запыленности способствует соблюдение правил строительной площадки к эксплуатации экскаватора, технического обслуживания его составных частей и сборочных единиц, сокращение и уменьшение операций цикла, загрузка пыльных материалов.

Меры борьбы с шумом при эксплуатации экскаваторов заключается в умеренных звуковых сигналах, исключение их подачи без необходимости, применение исправных глушителей на силовой установке, своевременное смазывание трущихся частей сборочных единиц.

Следует организовывать механизированную заправку силовой установки и системы гидропривода, собирать отработанные и заменяемые масла и отправлять их на переработку, применять системы оборотного водоснабжения и очистки стоков в очистные сооружения. Запрещается мыть экскаватор в водоемах или вблизи них.

Нельзя допускать передвижение экскаваторов по местности с растительным покровом, минуя дороги общего назначения и пути строительных площадок. Сохранение деревьев и другой растительности в рабочей зоне экскаватора должно быть предусмотрено в проекте производства работ.

экскаватор ремонт гидромотор

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/rulevoe-upravleniya-ekskavatora-eo/

1. Волков Д.П., Крикун В.Я. Машины для земляных работ. — М.: Машиностроение, 1992

2. Беркман И.Л. Универсальные одноковшовые строительные экскаваторы. — М.: ВШ, 1977

3. Рейш А.К. Машины для земляных работ. Справочное пособие по строительным машинам. Стройиздат, 1981

4. Изаксон А.А. Справочник молодого машиниста экскаватора. — М.: ВШ, 1970