Энергетика является базовой отраслью, определяющей потенциал развития экономики регионов и страны в целом. Современное состояние
Основные проблемы Российского ТЭК и подходы к реформированию заложены в Энергетической стратегии до 2020 г., в которой предусматривается реструктуризация электроэнергетики на основе четкого разделения учета финансовой деятельности, развитие конкуренции в отрасли с целью снижения издержек производства и обеспечение полной организационной и финансовой прозрачности деятельности предприятий на внутреннем и внешнем рынках. При этом особое внимание отводится методам государственного регулирования, направленным на обеспечение сбалансированного экономического роста и решение социальных проблем. Вместе с тем Энергетическая стратегия предусматривает отказ от перекрестного субсидирования как инструмента социальной защиты населения, являющегося одним из потребителей электроэнергии. Однако эта мера требует предварительной оценки экономических и социальных последствий, вызванных предполагаемыми изменениями тарифной политики. В сложившихся экономических
Особенности государственного регулирования деятельности предприятий ...
... оперативном управлении или хозяйственном ведении находится аэродром, по следующим направлениям деятельности: безопасность полетов; летная подготовка; организация воздушного движения в районе аэродрома; ... необходимости допускается привлечение научных или иных организаций, компетентных в направлениях деятельности, изложенных выше. Для определения готовности аэродрома к эксплуатации воздушных судов ...
Таким образом, высокая научная и народохозяйственная значимость повышения эффективности электроэнергетики наряду с необходимостью решения социальных задач, а также дискуссионный характер проблемы государственного регулирования электроэнергетики обусловили актуальность выбранной темы, постановку цели и задач диссертационного исследования.
Целью проектного исследования является теоретическое обоснование и разработка инструментов государственного регулирования тарифов на электроэнергию, обеспечивающих стимулирование развития промышленности в регионе.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- исследование современного состояния и основных
направлений реформирования электроэнергетики; - определение и систематизация факторов, оказывающих влияние на формирование тарифов на
электрическую энергию с учетом региональных особенностей; - систематизация потребителей электрической энергии;
- исследование существующих инструментов государственного регулирования
электроэнергетики; - разработка инструментов формирования стратегии
государственного регулирования для выделенных типов потребителей; - разработка модели определения тарифов, стимулирующих развитие промышленных предприятий региона;
- разработка методики регулирования тарифов на
электроэнергию; - апробация разработанных инструментов при формировании тарифов для различных групп потребителей в Ульяновской области.
Объектом исследования является предприятие топливно-энергетического комплекса ОАО «Ульяновскэнерго».
Предметом исследования являются инструменты государственного регулирования тарифов на электроэнергию.
Практическая значимость проектного исследования заключается в возможности применения инструментов государственного регулирования тарифов на электроэнергию для обеспечения эффективности регионального экономического развития, в том числе за счет утверждения тарифов, обеспечивающих покрытие издержек энергокомпании в условиях нестабильности и неопределенности факторов внешней и внутренней среды.
- Понятие тарифной политики в сфере электроэнергетики
Энергетика — являющаяся основой экономики и главной
И главным инструментом функционирования электроэнергетической системы, влияющим на этот уровень, являются тарифы. Реформирование российской электроэнергетики в течение последних 10 лет внесло кардинальные перемены в систему организации отрасли, что отразилось и на системе тарифов. Постоянный рост тарифов на электрическую энергию, как показывает практика последних лет, не решает финансовые проблемы функционирования электроэнергетики, а приводит к новым — неплатежи и накапливающаяся задолженность: на оптовом рынке она составляет по стране 30-35 млрд. руб. За период с января 2009 г. по март 2011 г. задолженность на розничном рынке электроэнергии выросла на 100,8 млрд. руб. — c 47,8 млрд. руб. до 148,6 млрд. руб., то есть в среднем каждый месяц она увеличивалась на 3,7 млрд. руб. По итогам 2011 г. долги вырастут за электроэнергию — до 175 млрд. руб.
Фискальная политика и её роль в регулировании государственной экономики
... и национального дохода; регулирование финансовой политики осуществляется государством. Основными принципами построения финансовой системы государства являются принципы демократичного централизма и фискального федерализма. Первый характерен для плановой экономики и состоит в сосредоточении в руках высшей государственной ...
Основы тарифного
Нацеленность на создание эффективной социально-
Поэтому необходимо оценивать влияние тарифной
В настоящее время существуют следующие методы определения затрат при тарифном регулировании:
1) метод экономически обоснованных расходов (затрат) предусматривает формирование необходимой
2) метод индексации тарифов (в том числе долгосрочной) — применяется только в условиях умеренной инфляции на основе прогнозных темпов инфляции;
3) метод доходности
Как видно из сути методов, расчет необходимой валовой выручки по методу доходности инвестированного капитала коренным образом отличается. Можно надеяться, что измененный подход к расчету тарифной выручки предприятий энергетики, осуществляющих одинаковые виды деятельности внесет изменения и при формировании региональной и федеральной составляющей в тарифах на энергию для каждого региона. Тем самым будет ликвидирован дисбаланс тарифной нагрузки на потребителей разных регионов, которая сложилась в результате затратных подходов к ценообразованию в энергетическом комплексе.
Тарифы на транспортировку нефти и газа
Курсовая работа состоит из теоретической и расчетной части. В теоретической части рассмотрим задачи ФЭК Росии, нормы тарифов и регулирование цен на транспортировку нефти и газа и предельные максимальные ставки тарифов за 2014 год на услуги по ...
Предлагается разрабатывать единые тарифы по районированному принципу — тарифы должны быть едиными по группе регионов, объединенных в одну энергосистему (ОЭС), близких по территориальному принципу и экономическому развитию. Можно согласиться, что не могут быть тарифы одинаковыми для северных и южных регионов, но и различаться в трех рядом расположенных областях, как например Архангельская, Псковская и Новгородская области, не должны, поскольку они входят в одну ОЭС Северо-Запада.
Можно предположить, что размер тарифов зависит не от экономического развития
Кроме того, при расчете тарифов необходимо проводить анализ социально-
Мировой финансово-экономический кризис стал началом нового этапа повышения роли государства в экономике, что обусловило возрастание значения планирования и регулирования как исходных функций государственного управления. Вместе с тем, значительную долю экономики России составляют отрасли, изначально создававшиеся по монопольному принципу, и, несмотря на то, что уже завершены основные этапы реформирования этих отраслей, необходимость государственного регулирования тарифной политики в сложившихся условиях приобретает первостепенное значение. Электроэнергетика является важнейшей инфраструктурной отраслью жизнеобеспечения страны, от состояния которой зависят национальная безопасность и экономическое развитие России.
Методы прямого регулирования не создают достаточных экономических стимулов для развития энергосистемы. Поэтому за рубежом намечается тенденция ограничения прямого государственного вмешательства при установлении цен и делается упор на активное использование рыночных методов косвенного регулирования тарифов: формирование системы купли-продажи энергии, обеспечивающей снижение ценовой нагрузки на потребителей; создание экономически выгодных условий функционирования для производителей энергии на оптовых и региональных рынках; разработка единых для всех участников правил ценообразования и многоступенчатых тарифов для потребителей с дифференциацией по режимам; создание элементов механизма рыночного ценообразования (электроэнергетической биржи, фьючерсного рынка электроэнергетических контрактов), позволяющих устанавливать реальные рыночные тарифы; формирование системы инвестиционных приоритетов государства, стимулирующих развитие электроэнергетики; формирование стабильного налогового режима, гарантирующего соблюдение прав и интересов инвесторов; государственное кредитование эффективных инвестиционных программ, реализуемых с преобладанием передовых технологий.
Тарифы воздушной перевозки и их сущность
... на определенное расстояние называется тарифом. Тарифная политика является эффективным инструментом в области коммерческого управления авиакомпании, позволяющим формировать ценовую политику, отвечающую основным запросам повышения доходности пассажирских авиаперевозок. Всем, кто пользовался воздушным транспортом ...
Тарифы на электрическую энергию в РФ представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию. Действующая в настоящее время тарифная политика предусматривает право потребителя на выбор одного из трех вариантов тарифов за потребленную электроэнергию: одноставочный тариф, двухставочный тариф и тарифы, дифференцированные по времени суток. На федеральном уровне методом индексации ФСТ устанавливает тарифы оптового рынка и предельные уровни тарифов. Региональные органы регулирования и органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливают на розничном рынке тарифы на электрическую и тепловую энергию и сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков в рамках установленных ФСТ предельных уровней тарифов, где применяются метод обоснованных затрат и метод обоснованной нормы прибыли на инвестированный капитал. Сочетание этих двух методов повышает эффективность функционирования электроэнергетики. Первый метод нейтрализует недостатки двух других.
Главная задача тарифной политики в области электроэнергетики состоит в обеспечении социально-экономического развития региона на основе надежного энергоснабжения в условиях меняющихся внешних факторов. Любое изменение цены на электроэнергию оказывает существенное влияние на экономическую ситуацию в регионе и расходы потребителей. Рассмотренные социально-экономические последствия свидетельствуют о необходимости комплексного рассмотрения результатов реформирования электроэнергетики, учитывающих как изменение налоговых поступлений в бюджет, риск снижения платежеспособности предприятий, так и необходимость предоставления дотаций отдельным потребителям электроэнергии. На основании проведенного анализа социально-экономических последствий изменения стоимости электроэнергии на экономику региона сформулированы следующие требования к инструментам тарифной политики: устойчивое обеспечение энергокомпаний финансовыми ресурсами для полного возмещения текущих и инвестиционных затрат; отсутствие перекрестного субсидирования при формировании тарифов на энергию; стимулирование эффективного управления энергозатратами в сфере использования энергии предприятиями; дифференцированный подход к формированию тарифной политики.