Тарифная политика в сфере электроэнергетики

Энергетика является базовой отраслью, определяющей потенциал развития экономики регионов и страны в целом. Современное состояние топливно-энергетического комплекса (ТЭК) во многом является следствием результатов осуществления экономических реформ, происходящих в России. Наметившийся экономический рост требует увеличения инвестиций в отрасль, без реального роста которых, согласно прогнозам, уже во второй половине нынешнего десятилетия в стране может возникнуть нарастающий дефицит резервов мощности, необходимых для устойчивого снабжения энергией в периоды максимума нагрузки. Важнейшим источником финансирования инвестиций являются собственные средства предприятий отрасли, формируемые в основном за счет прибыли. Однако необоснованный рост тарифов в этом случае может привести к сдерживанию темпов наметившегося экономического роста и возникновению социальной напряженности.

Основные проблемы Российского ТЭК и подходы к реформированию заложены в Энергетической стратегии до 2020 г., в которой предусматривается реструктуризация электроэнергетики на основе четкого разделения учета финансовой деятельности, развитие конкуренции в отрасли с целью снижения издержек производства и обеспечение полной организационной и финансовой прозрачности деятельности предприятий на внутреннем и внешнем рынках. При этом особое внимание отводится методам государственного регулирования, направленным на обеспечение сбалансированного экономического роста и решение социальных проблем. Вместе с тем Энергетическая стратегия предусматривает отказ от перекрестного субсидирования как инструмента социальной защиты населения, являющегося одним из потребителей электроэнергии. Однако эта мера требует предварительной оценки экономических и социальных последствий, вызванных предполагаемыми изменениями тарифной политики. В сложившихся экономических условиях перекрестное субсидирование необходимо рассматривать не только как инструмент субсидирования населения, но и как инструмент, стимулирующий развитие наиболее перспективных предприятий и отраслей экономики региона. Решение об установлении тарифов должно приниматься на основе комплексного подхода, обеспечивающего баланс интересов государства, потребителей и производителей энергии, что является главной целью государственного регулирования. В связи с изменившейся ролью и значением перекрестного субсидирования, как инструмента государственного регулирования экономического и социального развития региона, возникает необходимость определения условий и порядка его использования на современном этапе развития экономики.

4 стр., 1626 слов

Особенности государственного регулирования деятельности предприятий ...

... оперативном управлении или хозяйственном ведении находится аэродром, по следующим направлениям деятельности: безопасность полетов; летная подготовка; организация воздушного движения в районе аэродрома; ... необходимости допускается привлечение научных или иных организаций, компетентных в направлениях деятельности, изложенных выше. Для определения готовности аэродрома к эксплуатации воздушных судов ...

Таким образом, высокая научная и народохозяйственная значимость повышения эффективности электроэнергетики наряду с необходимостью решения социальных задач, а также дискуссионный характер проблемы государственного регулирования электроэнергетики обусловили актуальность выбранной темы, постановку цели и задач диссертационного исследования.

Целью проектного исследования является теоретическое обоснование и разработка инструментов государственного регулирования тарифов на электроэнергию, обеспечивающих стимулирование развития промышленности в регионе.

Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

  • исследование современного состояния и основных направлений реформирования электроэнергетики;
  • определение и систематизация факторов, оказывающих влияние на формирование тарифов на электрическую энергию с учетом региональных особенностей;
  • систематизация потребителей электрической энергии;
  • исследование существующих инструментов государственного регулирования электроэнергетики;
  • разработка инструментов формирования стратегии государственного регулирования для выделенных типов потребителей;
  • разработка модели определения тарифов, стимулирующих развитие промышленных предприятий региона;
  • разработка методики регулирования тарифов на электроэнергию;
  • апробация разработанных инструментов при формировании тарифов для различных групп потребителей в Ульяновской области.

Объектом исследования является предприятие топливно-энергетического комплекса ОАО «Ульяновскэнерго».

Предметом исследования являются инструменты государственного регулирования тарифов на электроэнергию.

Практическая значимость проектного исследования заключается в возможности применения инструментов государственного регулирования тарифов на электроэнергию для обеспечения эффективности регионального экономического развития, в том числе за счет утверждения тарифов, обеспечивающих покрытие издержек энергокомпании в условиях нестабильности и неопределенности факторов внешней и внутренней среды.

  1. Понятие тарифной политики в сфере электроэнергетики

Энергетика — являющаяся основой экономики и главной составляющей промышленного потенциала России — должна существовать ради человека. Ее существование должно повышать (а не понижать) уровень жизни, который, как мера развития общества, зависит от эффективности работы всех звеньев хозяйственной системы и среди них — электроэнергетической системы (ЭЭС).

И главным инструментом функционирования электроэнергетической системы, влияющим на этот уровень, являются тарифы. Реформирование российской электроэнергетики в течение последних 10 лет внесло кардинальные перемены в систему организации отрасли, что отразилось и на системе тарифов. Постоянный рост тарифов на электрическую энергию, как показывает практика последних лет, не решает финансовые проблемы функционирования электроэнергетики, а приводит к новым — неплатежи и накапливающаяся задолженность: на оптовом рынке она составляет по стране 30-35 млрд. руб. За период с января 2009 г. по март 2011 г. задолженность на розничном рынке электроэнергии выросла на 100,8 млрд. руб. — c 47,8 млрд. руб. до 148,6 млрд. руб., то есть в среднем каждый месяц она увеличивалась на 3,7 млрд. руб. По итогам 2011 г. долги вырастут за электроэнергию — до 175 млрд. руб.

19 стр., 9494 слов

Фискальная политика и её роль в регулировании государственной экономики

... и национального дохода; регулирование финансовой политики осуществляется государством. Основными принципами построения финансовой системы государства являются принципы демократичного централизма и фискального федерализма. Первый характерен для плановой экономики и состоит в сосредоточении в руках высшей государственной ...

Основы тарифного регулирования закреплены законами Российской Федерации. В методах государственного тарифного регулирования, которые стали применяться после реформирования единой энергетической системы страны, расчет тарифов на электроэнергию основывался на методике экономической обоснованности затрат на производство, передачу и реализации энергии потребителям каждого региона в отдельности. В результате на уровень тарифов в каждом регионе влиял ряд факторов — тип имеющихся объектов генерации (угольные, атомные, гидростанции); протяженность электрических сетей; структура потребителей. Это привело к сильной дифференциации тарифов на электрическую энергию не только для потребителей страны, но и для потребителей одной объединенной энергосистемы (ОЭС).

Нацеленность на создание эффективной социально- ориентированной системы хозяйствования, направленной на качественный подъём уровня жизни населения, ставит перед государством новые задачи в сфере государственного регулирования экономики.

Поэтому необходимо оценивать влияние тарифной политики на экономическую деятельность других отраслей народного хозяйства страны, на инфляционные процессы, на уровень жизни населения и другие социальные аспекты. Тарифное регулирование энергетики — одна из составных частей экономического регулирования. Оно является непосредственным звеном взаимодействия энергетики и потребителей, что определяет высокие требования к его качеству и эффективности. Происходящие в стране процессы реформирования энергетической системы требуют совершенствования и государственной тарифной политики, которая учитывала бы приоритеты развития социально-ориентированного государства.

В настоящее время существуют следующие методы определения затрат при тарифном регулировании:

1) метод экономически обоснованных расходов (затрат) предусматривает формирование необходимой валовой выручки с учетом изменений всех тарифообразующих факторов — норм, нормативов, программ производства и развития, цен, отраслевых тарифных соглашений, с учетом данных бухгалтерского и налогового учета: НВВ = Расходы до налогообложения + Налог на прибыль + Расходы после налогообложения

2) метод индексации тарифов (в том числе долгосрочной) — применяется только в условиях умеренной инфляции на основе прогнозных темпов инфляции;

3) метод доходности инвестированного капитала — основывается на оценке инвестированного капитала. Обязательным условием применения данного метода является оценка эффективности использования инвестиционных средств и их влияния на уровень тарифов: НВВ = Расходы текущие + Вложения инвестированного капитала + Доход на инвестированный капитал.

Как видно из сути методов, расчет необходимой валовой выручки по методу доходности инвестированного капитала коренным образом отличается. Можно надеяться, что измененный подход к расчету тарифной выручки предприятий энергетики, осуществляющих одинаковые виды деятельности внесет изменения и при формировании региональной и федеральной составляющей в тарифах на энергию для каждого региона. Тем самым будет ликвидирован дисбаланс тарифной нагрузки на потребителей разных регионов, которая сложилась в результате затратных подходов к ценообразованию в энергетическом комплексе.

13 стр., 6113 слов

Тарифы на транспортировку нефти и газа

Курсовая работа состоит из теоретической и расчетной части. В теоретической части рассмотрим задачи ФЭК Росии, нормы тарифов и регулирование цен на транспортировку нефти и газа и предельные максимальные ставки тарифов за 2014 год на услуги по ...

Предлагается разрабатывать единые тарифы по районированному принципу — тарифы должны быть едиными по группе регионов, объединенных в одну энергосистему (ОЭС), близких по территориальному принципу и экономическому развитию. Можно согласиться, что не могут быть тарифы одинаковыми для северных и южных регионов, но и различаться в трех рядом расположенных областях, как например Архангельская, Псковская и Новгородская области, не должны, поскольку они входят в одну ОЭС Северо-Запада.

Можно предположить, что размер тарифов зависит не от экономического развития региона и главных факторов потребления, а от особенностей формирования тарифной политики на региональном уровне, а так же от нехватки/переизбытка генерирующих мощностей.

Кроме того, при расчете тарифов необходимо проводить анализ социально- экономической значимости уровня тарифа на электроэнергию для развития региона. Особое место в этом процессе занимают данные по расходам бюджетов на субсидирование граждан по коммунальным платежам. В качестве основных индикаторов анализа предлагаются следующие: количество граждан, нуждающихся в предоставлении субсидий на оплату коммунальных услуг, доля затрат на оплату коммунальных услуг в расходах бюджетов и доля затрат на предоставление субсидий на оплату коммунальных услуг. Кроме того большое значение имеет информация о доле затрат на электроэнергию в себестоимости основных видов продукции.

Мировой финансово-экономический кризис стал началом нового этапа повышения роли государства в экономике, что обусловило возрастание значения планирования и регулирования как исходных функций государственного управления. Вместе с тем, значительную долю экономики России составляют отрасли, изначально создававшиеся по монопольному принципу, и, несмотря на то, что уже завершены основные этапы реформирования этих отраслей, необходимость государственного регулирования тарифной политики в сложившихся условиях приобретает первостепенное значение. Электроэнергетика является важнейшей инфраструктурной отраслью жизнеобеспечения страны, от состояния которой зависят национальная безопасность и экономическое развитие России.

Методы прямого регулирования не создают достаточных экономических стимулов для развития энергосистемы. Поэтому за рубежом намечается тенденция ограничения прямого государственного вмешательства при установлении цен и делается упор на активное использование рыночных методов косвенного регулирования тарифов: формирование системы купли-продажи энергии, обеспечивающей снижение ценовой нагрузки на потребителей; создание экономически выгодных условий функционирования для производителей энергии на оптовых и региональных рынках; разработка единых для всех участников правил ценообразования и многоступенчатых тарифов для потребителей с дифференциацией по режимам; создание элементов механизма рыночного ценообразования (электроэнергетической биржи, фьючерсного рынка электроэнергетических контрактов), позволяющих устанавливать реальные рыночные тарифы; формирование системы инвестиционных приоритетов государства, стимулирующих развитие электроэнергетики; формирование стабильного налогового режима, гарантирующего соблюдение прав и интересов инвесторов; государственное кредитование эффективных инвестиционных программ, реализуемых с преобладанием передовых технологий.

9 стр., 4273 слов

Тарифы воздушной перевозки и их сущность

... на определенное расстояние называется тарифом. Тарифная политика является эффективным инструментом в области коммерческого управления авиакомпании, позволяющим формировать ценовую политику, отвечающую основным запросам повышения доходности пассажирских авиаперевозок. Всем, кто пользовался воздушным транспортом ...

Тарифы на электрическую энергию в РФ представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию. Действующая в настоящее время тарифная политика предусматривает право потребителя на выбор одного из трех вариантов тарифов за потребленную электроэнергию: одноставочный тариф, двухставочный тариф и тарифы, дифференцированные по времени суток. На федеральном уровне методом индексации ФСТ устанавливает тарифы оптового рынка и предельные уровни тарифов. Региональные органы регулирования и органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливают на розничном рынке тарифы на электрическую и тепловую энергию и сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков в рамках установленных ФСТ предельных уровней тарифов, где применяются метод обоснованных затрат и метод обоснованной нормы прибыли на инвестированный капитал. Сочетание этих двух методов повышает эффективность функционирования электроэнергетики. Первый метод нейтрализует недостатки двух других.

Главная задача тарифной политики в области электроэнергетики состоит в обеспечении социально-экономического развития региона на основе надежного энергоснабжения в условиях меняющихся внешних факторов. Любое изменение цены на электроэнергию оказывает существенное влияние на экономическую ситуацию в регионе и расходы потребителей. Рассмотренные социально-экономические последствия свидетельствуют о необходимости комплексного рассмотрения результатов реформирования электроэнергетики, учитывающих как изменение налоговых поступлений в бюджет, риск снижения платежеспособности предприятий, так и необходимость предоставления дотаций отдельным потребителям электроэнергии. На основании проведенного анализа социально-экономических последствий изменения стоимости электроэнергии на экономику региона сформулированы следующие требования к инструментам тарифной политики: устойчивое обеспечение энергокомпаний финансовыми ресурсами для полного возмещения текущих и инвестиционных затрат; отсутствие перекрестного субсидирования при формировании тарифов на энергию; стимулирование эффективного управления энергозатратами в сфере использования энергии предприятиями; дифференцированный подход к формированию тарифной политики.