Разработка конструкции стенда-кантователя для ремонта двигателя автомобилей КамАЗ

Содержание скрыть

В настоящее время численность грузового автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки грузов, значительно возросла.

Свыше 2/3 всех грузоперевозок в народном хозяйстве осуществляется грузовым автомобильным транспортом.

Основные направления социального и экономического развития РФ, включают развитие и расширение производства специализированных и грузовых автомобилей, автобусов, в основном работающих на газомоторном топливе, увеличение производства малотоннажных грузовых автомобилей (пикапов, фургонов), прицепов, полуприцепов и автомобилей, работающих на электричестве для осуществления городских перевозок.

Своевременное техническое обслуживание, качественный ремонт и правильная эксплуатация – факторы, гарантирующие работоспособность автомобиля в процессе эксплуатации [1].

Исследованию методов и средств поддержания автомобилей в исправном техническом состоянии, закономерностей изменения технического состояния автомобилей в процессе эксплуатации, при бережном с точки зрения экономики и экологии использовании всех ресурсов уделяется важное значение.

Изменение экономической ситуации в стране привело к возникновению десятков тысяч коммерческих фирм малой формы собственности, не имеющих полноценной собственной производственно-технической базы и персонала, способного проводить качественное техническое обслуживание, что впоследствии привело к обострению проблем поддержания требуемого технического состояния эксплуатируемых автомобилей.

Государственные и международные нормы регламентируют требования к техническому состоянию автотранспортных средств. Для обеспечения выполнения этих требований в течение всего срока эксплуатации автомобиля, необходима качественная работа обслуживающего персонала высокой квалификации, соответствующего уровню современной автомобильной техники и наличие современного оборудования, обеспечивающего механизацию производственных процессов, требующих малоквалифицированного труда, экономию топливно-энергетических ресурсов и защиту окружающей среды, а также повышающего качество технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Разнообразные конструкции узлов и агрегатов автомобилей отечественного и зарубежного производства требует разнообразное технологическое оборудование, применяемое в практике технического обслуживания автомобилей. В настоящий момент рынок технологического оборудования заполнен, в основной массе дорогими моделями зарубежного изготовления, а оборудование, используемое в АТП, зачастую является старым и изношенным [5].

52 стр., 25874 слов

Производство газового оборудования для автомобилей и специфика ...

... с производством газового оборудования для автомобилей , а также с переводом автомобилей на газовое топливо. Задачи исследования: Анализ материалов по теме исследования Изучение ситуации перевода автомобилей на газовое топливо в разных странах, в том числе и в Латвии 1. Газ, как альтернативное топливо ...

Таким образом, значительно увеличивается роль инженеров, которые способны сделать обоснованный выбор наиболее приемлемой модели приобретаемого технологического оборудования, умеющих спроектировать оптимальное технологическое оборудование для изготовления в условиях СТО, АТП, или АРЗ.

1 Состояние вопроса

Стенд для ремонта двигателя является самым используемым оборудованием в агрегатно-моторном отделении и одновременно наиболее загруженным по коэффициенту загрузки и самым дорогостоящим из всего перечня оборудования в табеле отделения [8].

Необходимым условием разработки конструкции стенда для ремонта двигателя автомобилей КамАЗ является проведение глубокого анализа работы устройства, конструкций стендов, отечественных и зарубежных производителей и разработанных патентов.

При выполнении анализа отечественного рынка можно выделить следующие стенды для ремонта двигателя автомобилей КамАЗ [1]:

  • стенд для разбора двигателей Р1250 ЧЗАО (производство Россия);
  • стенд универсальный ЛПН-087.00.000-02 (производство Россия);
  • стенд для разборки-сборки V-образных и рядных двигателей, КПП, задних мостов Р770Е (производство Россия).

Необходимо отметить большой ассортимент находящихся в продаже стендов, схожесть их основных технических характеристик и довольно высокую по российским меркам стоимость.

Для выявления достоинств и недостатков конструкций и выбора наиболее прогрессивного стенда выполним сравнение по заранее выбранным параметрам:

  • габаритные размеры;
  • угол поворота двигателя;
  • грузоподъемность;
  • масса;
  • стоимость.

Стенд для разбора двигателей Р1250 ЧЗАО (рисунок 1.1) предназначен для разборки-сборки двигателей и других агрегатов легковых и грузовых автомобилей весом не более 1250 кг в подвешенном состоянии.

Технические особенности стенда Р-1250:

  • наличие универсальных адаптеров, позволяющих без лишних усилий устанавливать на стенд любой двигатель, коробку передач, или другой узел весом до 1250 кг;
  • наличие самотормозящегося червячного редуктора, позволяющего поворачивать и фиксировать в необходимом положении закрепленный на стенде двигатель или другой узел.

Рисунок 1.1 – Стенд для разбора двигателей Р1250

Технические характеристики стенда для разбора двигателей Р1250 представлены в таблице 1.1. Таблица 1.1 – Технические характеристики стенда для разбора двигателей Р1250

Габаритные

Угол поворота Грузоподъемность, Масса Стоимость, Параметр размеры

двигателя, град кг нетто, кг рублей

(ДхШхВ), мм

1430х940x Значение 360 1250 235 82170

1137

Преимуществом стенда для разбора двигателей Р1250 ЧЗАО является его универсальность, невысокие затраты на монтаж и эксплуатацию, низкая стоимость по сравнению с аналогами Недостатком является неудобство выполнение ремонтных работ на V-образных двигателях

Кантователь для автомобильных агрегатов комбинированный ЛПН087.00.000-02 (рисунок 1.2) предназначен для ремонта автомобильных двигателей, коробок передач и других агрегатов трансмиссии. В зависимости от вида ремонтируемого агрегата, кантователь может быть собран соответствующим образом с оснасткой, предназначенной для данного агрегата.

3 стр., 1210 слов

Обкатка и испытания двигателей

... испытания. После обкатки приработанный двигатель предъявляют контролеру ОТК для приемо-сдаточных испытаний, которые проводят с целью проверки качества сборки двигателя и отдельных его сборочных единиц, качества приработки трущихся поверхностей, определения соответствия показателей двигателя техническим ...

Рисунок 1.2 – Кантователь для автомобильных агрегатов

комбинированный ЛПН-087.00.000-02

Кантователь легко разбирается на отдельные узлы, станина складывается, что позволяет выполнять удобную транспортировку к месту выполнения ремонтных работ

Данный стенд обладает наименьшими весовыми и габаритными характеристиками, а также стоит меньше большинства всех аналогов.

Технические характеристики кантователя для автомобильных агрегатов комбинированного ЛПН-087.00.000-02представлены в таблице 1.2. Таблица 1.2 – Технические характеристики кантователя для автомобильных агрегатов комбинированного ЛПН-087.00.000-02

Габаритные

Угол поворота Грузоподъемность, Масса Стоимость, Параметр размеры

двигателя, град кг нетто, кг рублей

(ДхШхВ), мм

1500х920x Значение 360 1200 129 159740

1055

Стенд Р770Е (рисунок 1.3) предназначен для разборки и сборки двигателей, КПП, задних мостов и агрегатов

Технические особенности стенда Р770Е:

  • автоматический поворот червячного редуктора при помощи электродвигателя;
  • наличие самотормозящегося червячного редуктора, позволяющего поворачивать и фиксировать в необходимом положении закрепленный на стенде двигатель ;
  • универсальное крепление для двигателя с любым пространственным положением.

Рисунок 1.3 – Стенд для разборки-сборки двигателей Р770Е

Преимуществами стенда Р770Е являются: простота конструкции, универсальность в применении, недостатками – большие габариты и масса, высокая стоимость по сравнению с аналогами.

Технические характеристики стенда для разборки-сборки двигателей Р770Е представлены в таблице 1.3. Таблица 1.3 – Технические характеристики стенда для разборки-сборки двигателей Р770Е

Габаритные

Угол поворота Грузоподъемность, Масса Стоимость, Параметр размеры

двигателя, град кг нетто, кг рублей

(ДхШхВ), мм

2467х1060х Значение 360 2000 445 150480

1425

Проведение достоверной оценки качества технологического оборудования возможно только с учетом всей системы групп показателей качества. Для этого требуется разработка формальных правил проведения данной оценки.

В том случае, если определенные единичные показатели качества Pi могут быть выражены количественными значениями, то их можно соотнести с базовым показателем Pi 0 , который обычно отражает значение показателя качества оборудования, соответствующее современным требованиям и хорошо зарекомендовавшим себя на рынке. Если рост абсолютного значения показателя качества ведет к улучшению качества, то уровень качества данного оборудования выражается следующим отношением (формула 1.1):

Pi

Yi (1.1)

Pi 0

Иначе, если при увеличении показателя ухудшается качество оборудования, то уровень качества определяется обратным отношением (формула 1.2):

Pi 0

Yi (1.2)

Pi

Таким образом, улучшение качества всегда приводит к росту уровня качества по рассматриваемому показателю.

Определяем показатели качества, характеризующие стенд-кантователь для ремонта двигателя КамАЗ:

12 стр., 5694 слов

Система охлаждения двигателя КАМАЗ

... мощность двигателя снижается. Рассмотрим систему охлаждения двигателя автомобиля КАМАЗ. 1. Общее устройство системы охлаждения двигателя КАМАЗ Система охлаждения двигателя жидкостная ... система охлаждения. Нормальная работа системы охлаждения способствует получению наибольшей мощности двигателя, уменьшению расхода топлива и увеличению срока службы двигателя без ремонта. Чрезмерное охлаждение двигателя ...

  • габаритные размеры;
  • угол поворота двигателя;
  • грузоподъемность;
  • масса;
  • стоимость.

Для выбранных показателей качества определяем Yi и заносим в таблицу 1.4. Таблица 1.4 – Сравнительная характеристика аналогов

Модель сравниваемого оборудования

Показатель ЛПН Р1250 Р770Е

087.00.000-02

1 2 3 4 Занимаемая площадь в плане, м2

1,34 1,38 2,61

Pi 0 1,34 м 2

Yi 1 0,97 0,51

Грузоподъемность, кг

Pi 0 1200 кг 1250 1200 2000

Yi 0,96 1 0,6 Угол поворота двигателя, град

360 360 360

Pi 0 360 °

Yi 1 1 1 Масса оборудования, кг

Pi 0 129 кг 235 129 445

Yi 0,55 1 0,29

Стоимость, рублей

82170 159740 150480

Pi 0 82170 рублей

Yi 1 0,51 0,54

Итого ( Yi ) : 4,51 4,48 2,94

По данным таблицы 1.4 видно, что наибольший суммарный показатель качества имеют стенды Р1250 и ЛПН-087.00.000-02, из этого можно сделать заключение, что в настоящее время данные стенды являются наиболее прогрессивными в данной области техники.

Особенности конструкций данных стендов можно использовать при разработке нового оборудования.

На основании полученных значений характеристик по формулам (1.11.2) строим циклограмму выбора оборудования.

2 Конструкторская часть

2.1 Техническое задание на разработку конструкции стенда –

кантователя для ремонта двигателя КамАЗ

2.1.1 Область применения

Стенд – кантователь для ремонта двигателя КамАЗ относится к

ремонтной технике, и может применяться при выполнении сборочных и ремонтных работ на двигателях грузовых автомобилей КамАЗ [2].

Стенд может использоваться на авторемонтных предприятиях и СТО, где выполняется техническое обслуживание и ремонт грузовых автомобилей. Предполагается использование стенда на моторном участке.

2.1.2 Основание для разработки

Конструкция стенда разрабатывается по заданию кафедры «ПЭА» ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет».

Разработка конструкции стенда – кантователя для ремонта двигателя КамАЗ проводится на основании технического описания существующих аналогов.

2.1.3 Цель и назначение разработки

Целью разработки конструкции стенда – кантователя для ремонта двигателя КамАЗ является изменение конструкции аналога за счет уменьшения количества деталей, упрощения конструкции отдельных узлов повышения технологичности при изготовлении, что в совокупности позволяет изготавливать конструкцию в условиях небольшого парка станков, применения экономически более выгодных конструкций, а также унифицированных узлов и деталей.

Назначением разработки данной конструкции является разработка пакета конструкторской документации, на основании которого будет разрабатываться рабочая документация, по результатам которой в дальнейшем будет изготовлен опытный образец стенда – кантователя для ремонта двигателя КамАЗ.

2.1.4 Источники информации

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/bakalavrskaya/stend-dlya-razborki-i-sborki-dvs/

При разработке данной конструкции стенда – кантователя для ремонта двигателя КамАЗ использовались следующие источники информации:

8 стр., 3798 слов

Обслуживание и ремонт двигателя автомобиля КамАЗ

... ремонт двигателя автомобиля КамАЗ обслуживание двигатель ремонт коленчатый вал Разборку, регулировку и испытание двигателя автомобиля КАМАЗ осуществляют на специализированных стендах. При ремонте и восстановлении узлов и агрегатов двигателей ... двигатель монтируют планшайбы (кронштейны) для его установки на стенд-кантователь и закрепляют двигатель на стенде. Для снятия с двигателя ... третьих, работы, ...

1. В.В. Крамаренко «Техническое обслуживание автомобилей». Изд-во «Транспорт», 1968 г.

2. П.И. Орлов «Основы конструирования. Справочно-методическое пособие в 3-х книгах». М., «Машиностроение», 1977 г.

3. Оборудование для ремонта автомобилей. Под ред. Шахнеса М. М. Изд-во «Транспорт», 1971 г.

2.1.5 Технические требования к проектируемой конструкции стенда – кантователя для ремонта двигателя КамАЗ

Стенд – кантователь для ремонта двигателя КамАЗ должен [9]:

удовлетворять требованиям надёжности и экономичности;

  • быть безотказным при эксплуатации;
  • иметь малую трудоемкость при проведении ремонтных работ;
  • быть технологичным при производстве;
  • быть работоспособным в течение всего срока хранения и транспортировки;
  • отвечать требованиям пожаро- и электробезопасности.

При проектировании стенда должны приобретаться изделия, отвечающие требованиям государственного стандарта — автомобильные запасные части, крепежные детали и т.д. Кроме того, в разработанной конструкции стенда должны быть предусмотрены варианты дальнейшей модификации конструкции с целью улучшения ее технико-потребительских качеств и свойств.

Безопасность труда при эксплуатации стенда – кантователя для ремонта двигателя КамАЗ обеспечиваются следующими требованиями [15]:

1. Конструктивными (при выполнении ремонтных работ и в нерабочем состоянии при транспортировке должно быть предусмотрено крепление и фиксация рабочих органов стенда, устройства для обеспечения безопасности оператора и т.д.).

2. Санитарно-гигиенические условия.

3. Эргономические требования (рабочее место (размещение редуктора на стенде) не должно вызывать повышенной усталости оператора и должно находиться на уровне груди с удобным размещением стопорных и крепежных элементов, элементы управления должны располагаться так, чтобы во время работы оператор не мог бы попасть в зону движения частей стенда).

4. Эстетические требования (очертания конструкции должны быть простыми и строгими, предпочтительно выполнять части стенда в форме прямоугольника, внешний вид конструкции не должен оказывать воздействия на психическое состояние оператора, отвлекать его от работы, заостренные углы и кромки поверхностей должны быть скруглены, выступающие углы по возможности иметь скошенные грани).

5. Стенд – кантователь для ремонта двигателя КамАЗ должен удовлетворять условиям разборки / сборки и ремонтопригодности. При осуществлении хранения и транспортировки стенд должен разбираться и упаковываться в ящики.

2.1.6 Рекомендуемая техническая характеристика стенда – кантователя для ремонта двигателя КамАЗ

Рекомендуемая техническая характеристика стенда – кантователя для ремонта двигателя КамАЗ представлена в таблице 2.1. Таблица 2.1 — Рекомендуемая техническая характеристика стенда – кантователя для ремонта двигателя КамАЗ

Параметр Значение Габаритные размеры без установки двигателя: — длина, мм не более 2200 — ширина, мм не более 1600 — высота, мм не более 1400 масса (без установки двигателя), не более, кг 400 грузоподъемность, кг не более 1700 диапазон поворота двигателя, град 220 Привод стенда механический, ручной,

поворотный механизм

29 стр., 14249 слов

Технологический процесс сборки двигателя автомобиля Камаз

Двигатель КамАЗ-7403.10 отличающийся высокой мощностью, над ... каналов. Нарушение герметичности не допускается. 2. Установить блок но стенд для разборки - сборки в горизонтальное положение. 3. ... работ включает как исследования, так и разработку технологических процессов, проектирование и изготовление оборудования. электрофакельного устройства подогрева воздуха, обеспечивающего надёжный пуск двигателя ...

должен иметь

возможность надежной

механической фиксации

от проворота

2.1.7 Стадии и этапы разработки

Сроки выполнения технического задания по разработке конструкции стенда – кантователя для ремонта двигателя КамАЗ должны соответствовать срокам, установленным в учебном плане.

2.1.8 Порядок контроля и приёмки

Конструкторская документация на стадии технического проекта проходит согласование с руководителем выпускной квалификационной работы, и техническими специалистами, рекомендованными руководителем ВКР.

2.2 Техническое предложение на разработку стенда – кантователя для ремонта двигателя КамАЗ

2.2.1 Анализ технического задания, выбор материалов

Техническое задание, выданное кафедрой «Проектирование и эксплуатация автомобилей» на разработку конструкторской документации по производству стенда-кантователя для ремонта V-образных двигателей грузовых автомобилей КАМАЗ, дополнительных уточнений не требует, кроме подтверждения марок двигателей, которые подразумевается устанавливать на этот стенд: ЯМЗ-236, -238, КАМАЗ-740, -741, -7403.10, 740.11-240 [1,2].

При выполнении проектирования конструкции стенда используются материалы, собранные в ходе литературного обзора разрабатываемой конструкции, курс лекций кафедры «Проектирование и эксплуатация автомобилей», книги и журналы.

2.2.2 Выявление, оценка и общее конструктивное устройство стенда – кантователя для ремонта двигателя КамАЗ

Конструктивно стенд можно разделить на две составных части: рама 1 и поворотная рамка 2 в сборе с опорными крепежами 3 ремонтируемого двигателя. Поворотная рамка 2 установлена на оси 4 и приводном валу 8 редуктора 6. Рама 1 представляет собой сварную цельную конструкцию выполненную из швеллеров, усиленную в местах стыка труб косынками. С целью обеспечения неообходимой стационарной устойчивости всей конструкции опорные площадки рамы 1 максимально разнесены по краям.

Т.е. за основу не был взят стенд-аналог, и при этом внедрены в конструкцию ряд изменений:

1) Прежде всего была усилена рама 1 (см. выше).

2) Поворотная рамка стала неким симбиозом от стендов Р-730 и Р776Е. Т.е. оставив идею вращения рамки, было приянято решение о исключении из конструкции поворотного обруча, и замена его более простым конструктивом – вращение на осях. Это решение обосновано более дешевым производством и простотой конструкции.

3) Из механизма привода поворотной рамки 2 решено было не исключать червячный редуктор 6, так как червячный редуктор является наилучшим решением для подобных стендов в виду отсутствия обратного вращения и соответственно отпадает необходимость в внедрении в конструкцию стенда каких – либо фиксаторов поворотной рамки, что так же позволяет снизить себестоимость стенда в целом и повысить технику безопасности при работе на стенде.

1 – рама; 2 – рамка поворотная; 3 –опорные крепежи; 4 – ось рамки; 5 – рукоятка редуктора; 6 – редуктор; 7 – втулка поворотная; 8 – выходной вал поворотного редуктора Рисунок 2.1 – Схема стенда-кантователя для ремонта двигателя КамАЗ

Ремонтируемый двигатель устанавливается на опоры 3 и надежно закрепляется болтовыми соединениями.

Благодаря поворотной рамки 2 имеем возможность поворота ремонтируемого двигателя при помощи редуктора 6; вращая рукоятку 5. А благодаря отсутствию обратного КПД у червячного редуктора 6 добиваемся надежной фиксации положения поворота двигателя при любом угле поворота.

10 стр., 4662 слов

Кривошипно-шатунный механизм двигателя Камаза

... отверстий в нижней головке шатуна при проведении ремонта двигателя должны быть такими же, как у номинальных размеров новых двигателей. Коренные и шатунные подшипники изготовлены из стальной ... повышенной емкости, мощного стартера, маловязкого моторного масла и системы предпускового разогрева двигателя. Двигатель состоит из кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения и систем смазки, ...

Поворотная рамка 2 установлена на оси 4 и на поворотном валу 8 редуктора 6 через переходную втулку 7.

Переходная втулка 7 имеет несколько назначений:

1) Снимает консольную нагрузку с выходного вала 8 редуктора 6, что позволит в разы повысить ресурс редуктора 6 до капитального ремонта, и соответственно повышает количество времени безотказной наработки стенда в целом.

2) Является наиболее просты, дешевым и надежным конструктивным решением для перехода с конического выходного вала 8 редуктора 6 на цилиндрическую втулку поворотной рамке 2. Одновременно передавая крутящий момент от вала 8 редуктора 6 (через шпонку) на поворотную рамку 2 (через болты во втулке поворотной рамки).

Таким образом, предложенная конструкция стенда максимально соответствует изложенным в ТЗ требованиям и рекомендациям, а также из предложенного варианта исключены все выявленные недостатки стендованалогов, и наоборот максимально внедрены преимущества каждого из аналогов.

2.2.3 Эстетические требования к разрабатываемой конструкции

Общий конструктивный стиль отдельных узлов должен создавать продуманный и гармоничный дизайн разрабатываемого изделия.

Форма очертаний узлов и деталей проста и строга и в большинстве случаев является повторением горизонтальных и вертикальных линий. Простота и открытость внешней формы обеспечивает содержание стенда в чистоте и упрощает удаление различных видов загрязнений [17].

Стенд-кантователь для ремонта двигателя КамАЗ окрашивается в соответствии с эстетическими требованиями и требованиями безопасности. Все части корпуса стенда окрашиваются в светло-зеленый цвет, так как он является физиологически оптимальным для зрения человека, не оказывает влияния на нервную систему оператора и не снижает производительность труда. Движущиеся части окрашиваются ярко-красной эмалью.

2.2.4 Эргономические требования

Конструкция стенда в целом эргономична, так как ее техническое обслуживание не сопряжено с большими неудобствами.

Рукоять управления легко доступна и находится на уровне согнутой в локте руки. Доступ ко всем узлам и механизмам стенда также не вызывает никаких затруднений.

2.2.5 Техника безопасности в конструкции

Выполнение требований техники безопасности обеспечивается проведением комплекса следующих мероприятий [14]:

  • выполнение требований пожаро- и взрывобезопасности путем оснащения участка для проведения ремонта средствами пожаротушения: пожарный щит, огнетушитель порошковый ОП-5, огнетушитель углекислотный ОУ-5 и ящик с песком (вместимость 0,5 м 3) на 50 м2 площади помещения;
  • обеспечение эргономики труда оператора;
  • проведение инструктажей для слесарей МСР согласно ГОСТ 12.0.004-2015.

«Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» с обязательным ведением журнала регистрации;

27 стр., 13249 слов

Разработка технологии и процесса ремонта двигателей автомобиля КамАЗ 5320 на АТП

... 1.2.2 Перечень технологических воздействий на Двигатель автомобиль, включая системы охлаждения, смазки: выполняемые, работы при первом техническом обслуживании 1. осмотром Проверить герметичность систем ... целесообразности о свидетельствуют регламентации ряда работ ТР {предупредительный например), ремонт, по предупреждению отказов, влияющих на безопасность или движения дающих большие убытки ...

  • соблюдение порядка и чистоты на рабочем месте;
  • проверка крепления всех узлов стенда и исправности крепежа перед проведением ремонтных работ.

Таким образом, предлагаемая конструкция стенда-кантователя для ремонта двигателя КамАЗ полностью соответствует техническим требованиям и рекомендациям, изложенным в ТЗ. Стенд является универсальным, себестоимость его изготовления значительно ниже представленных на рынке стендов аналогичного назначения отечественного изготовления.

2.3 Расчет элементов конструкции стенда-кантователя для ремонта

двигателя КАМАЗ

2.3.1 Определение крутящих моментов

При определении крутящих моментов задаваться необходимо моментом, возникающим при установке двигателя на поворотную рамку момент возникает из-за смещения центра масс ремонтируемого двигателя относительно оси вращения поворотной рамки (рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 – Схема действующих сил

Т.е. максимальный момент, а, следовательно, и все силовые нагрузки, может создать только ремонтируемый двигатель.

Очевидно, что не вся масса двигателя будет способствовать образованию крутящего момента на поворотной рамке стенда (не более 50% от общей массы 600кг), но поскольку необходимо заложить определенный запас прочности, чтобы не допустить несчастных случаев, принимаем в расчетах, что вес двигателя передается более половины от общей массы двигателя. Т.е. принимаем максимальное усилие ( F ) равным 400кг.

Длину плеча на рамке ( l р ) принимаем равной 250 мм (результирующая нагрузка – для упрощения расчетов).

Таким образом, максимальный крутящий момент ( М кр ), который образует силы ( Рср ) перпендикулярные к оси болтов, вызывает срез этих болтов (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 – Схема действующих сил на болты

Следовательно, делаем проверочные расчеты на прочность, а именно считаем болты на срез и втулку на смятие.

2.3.2 Расчет болтов на срез

Расчет болтов на срез осуществляем из условия его прочности по формуле (2.1):

Pср

ср ср ,

d2 (2.1)

i где Pср – сила, действующая на срез;

  • i – число плоскостей среза, i 4;
  • d – диаметр срезаемой части болта, d = 9 мм ;
  • ср – расчетное напряжение на срез.

ср 0,2… 0,3 т – допускаемое напряжение на срез;

где т – предел текучести материала болта, т = 280 Н/мм 2

ср 0,3 280 84 Н/мм 2 .

Из условия, что:

М кр

4 Pср ,

r

где r — радиус втулки, r = 0,03 м .

М кр

Получаем: Pср

4 r

Момент на поворотной рамке исходя из условия гарантированного запаса прочности, определяется по формуле (2.2):

  • М кр F lр , (2.2) где F – усилие создаваемое весом ремонтируемого двигателя, F = 40 кг = 4000 Н ;

  • длина плеча действия силы F, l р 250 мм 0,25 м.

М кр 4000 0,25 1000 Н м .

1000

Pср 8333 ,3 H

4 0,03

Подставив соответствующие значения в формулу (2.1), получим:

8333,3

ср 32,76 ср 84 Н/мм 2 .

3,14 9 2

4

Условие выполняется, значит принятые ранее размеры (М10) и кол-во болтов (4шт.) были приняты верно.

13 стр., 6120 слов

Система питания двигателя КамАЗ–

... и воздухоподводящая аппаратура, выпускной газопровод и глушитель шума отработавших газов. В двигателе КамАЗ ... с карбюраторными двигателями, надежность и возможность работы на более дешевом и тяжелом (менее опасном) топливе. К системе питания дизельного двигателя относятся топливо- ...

2.3.3 Расчет втулки на смятие

Поверхности контакта соединяемых деталей проверяют на смятие по формуле (2.3):

Pср

см см , (2.3)

d min

где см – расчетное напряжение смятия;

  • min – наименьшая толщина соединяемых деталей, находящихся в контакте с болтами, мм, m in 6 мм ;

см – допускаемое напряжение смятия, для стали углеродистой

см 0,8… 1,0 т , см 0,8… 1,0 т 0,8 280 224 Н/мм 2 .

Подставив соответствующие значения в формулу (2.3), получим:

8333,3

см 154,32 см 224 .

9 6

Условие выполняется, значит размеры втулки рукоятки также были выбраны верно.

2 5000

σ см 9,201 150 180 МПа .

22 19 2,6

Условие прочности выполняется.

2.4 Руководство по эксплуатации стенда для ремонта двигателя

автомобилей КамАЗ

Руководство по эксплуатации стенда-кантователя для ремонта двигателя КамАЗ (далее по тексту – стенд) предназначено для изучения принципа действия стенда и содержит сведения, необходимые для его правильной эксплуатации и обслуживания.

Ремонт стенда выполняется поставщиками.

2.4.1 Описание и работа стенда-кантователя для ремонта двигателя КамАЗ

Стенд – кантователь для ремонта двигателя КамАЗ предназначен для проведения сборочно-разборочных работ на двигателе автомобилей КамАЗ в различных модификациях (ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, КамАЗ-740 и КамA3-741).

Для повышения качества ремонтных работ стенд оснащен поворотной рамой с зубчатым редуктором привода вращения рамы и фиксатором в промежуточных повернутых положениях.

Технические характеристики стенда представлены в таблице 2.2 Таблица 2.2 – Технические характеристики стенда-кантователя для ремонта двигателя КАМАЗ

Параметр Значение

1 2

  • длина, мм 1613 – ширина, мм 1000 – высота 922 Масса, кг 150 Тип стационарный Обслуживаемые двигатели

ручной, с механической фиксацией в Способ поворота

любом положении

  • мощность редуктора – 1,25 кВт;
  • Тип редуктора – червячный — передаточное отношение – 50;
  • Ч-100-50-У2 — номинальный крутящий момент – 387

Н*м Угол поворота редуктора, град. неограничен

5000

Максимальная грузоподъемность, кг 800 Срок службы, лет 10

Комплект поставки стенда должен соответствовать перечню таблицы 2.3. Таблица 2.3 – Комплект поставки стенда

Наименование Количество, шт

1 2

Основные части Рама в сборе 1 Рамка поворотная 1 Редуктор червячный 1 Рукоятка 1 Комплект из оси и втулки переходной 1 Комплект метизов прочих деталей 1 Кронштейны крепления двигателя 4

Техническая документация Паспорт 1 Руководство по эксплуатации 1 Лист упаковочный 1

2.4.2 Общие меры безопасности

Любые изменения или модификации, вносимые в стенд без предварительного разрешения производителя, освобождают производителя от ответственности за возможный ущерб, нанесенный или вызванный вышеназванными действиями.

Стенд необходимо установить на горизонтальном, твердом, не имеющим повреждений полу и закрепить его к полу с помощью анкерных болтов.

Производитель не несет ответственности за вред, нанесенный вследствие невыполнения правил данного руководства по эксплуатации.

2.4.3 Общее описание и принцип работы стенда-кантователя

Двигатель, установленный на поворотную рамку 2 посредством кронштейнов 3 (рисунок 2.1), поворачивается с помощью рукоятки 5 в удобное для работы положение.

Двигатель (поворотная рамка 2) надежно фиксируется в любом положении благодаря червячному редуктору 6.

2.4.4 Подготовка и порядок работы на стенде

1. Транспортируйте стенд на заранее подготовленное для монтажа место (ровное, сухое, горизонтальное бетонное основание) и расконсервируйте его.

2. Выполнить сборку стенда согласно сборочного чертежа:

  • установить редуктор;
  • установить подшипниковую опору правой стойки;
  • собрать поворотную ось, зафиксировать гайкой;
  • собрать корпус поддона;
  • регулировать выступ для вращения редуктора;
  • отрегулировать горизонтальность оси вращения поворотной рамы, подкладывая под ножки каркаса регулировочные пластины нужной высоты.

смазать при необходимости синтетическим солидолом ГОСТ 4366-76 фиксатор и оси опорных роликов вращения поворотной рамы.

3. Проверить вращение поворотного диска в прямом и обратном направлении. Вращение диска должно быть плавным без рывков, заеданий и ощутимых усилий (не более 15…17 кг усилия оператора).

4. Перед началом работы проверяется работоспособность стопора, надежность крепления резьбовых соединений стенда, люфт горизонтальной оси поворотной рамы.

5. Запрещается эксплуатация редуктора стенда с ослабленной или слишком сильно зажатой пружиной фиксатора.

6. Рабочая область оператора должна быть чистой, без наличия мусора и посторонних агрегатов.

Порядок работы на стенде:

1. Поднять ремонтируемый двигатель с помощью грузоподъемного приспособления (предварительно ремонтируемый двигатель тщательно моют в моечной установке).

Установить и надежно закрепить на двигателе кронштейны.

2. Далее аккуратно опустить двигатель на поворотную рамку 2 и в подвешенном состоянии прикручиваются болты крепления кронштейнов 3 к поворотной рамке 2.

3. Отсоединить стропы грузоподъемного механизма от двигателя.

4. Вращением рукоятки 5 повернуть двигатель в удобное для работы положение.

5. Выполнить ремонт двигателя.

6. Вернуть двигатель в первоначальное горизонтальное положение.

7. Закрепить стропы грузоподъемного механизма на двигателе и далее снять двигатель, осуществляя операции, описанные в п. 2 в обратном порядке.

2.4.5 Меры безопасности при работе на стенде

К работам по управлению стендом, надзору за его работой, уходу, техническому обслуживанию и контролю разрешается допускать только персонал, знакомый с принципами проведения указанных работ и изучивший настоящее руководство по эксплуатации, а также прошедший инструктаж относительно связанных со стендом опасностей.

Перед началом работы необходимо убедиться, что ремонтируемый двигатель надежно закреплен на кронштейнах.

Ежедневно перед началом работы проверяйте исправность и надежность крепления тяги фиксатора.

2.4.6 Техническое обслуживание

Регулярное техническое обслуживание способствует длительной и безотказной работе стенда.

Работы по техническому обслуживанию должны регулярно проводиться квалифицированными лицами в соответствии с указаниями производителя. При этом необходимо соблюдать существующие положения и требования охраны труда.

Перед началом каждой смены осмотрите червячный редуктор, особое внимание обратите на его крепление и целостность корпуса.

Роликовые опоры смазывать не реже двух раз в год солидолом синтетическим ГОСТ 4366-76.

Ежемесячно производите профилактический осмотр стенда и подтяжку всех крепежных деталей стенда.

Полную ревизию всего стенда проводить перед первым пуском на рабочем месте и затем регулярно раз в 2 года.

2.4.7 Гарантийные обязательства

Предприятие — изготовитель дает гарантию на исправную работу стенда в течение 12 месяцев со дня продажи, при условии эксплуатации его в точном соответствии с требованиями руководства по эксплуатации, но не более 18 месяцев со дня отгрузки заказчику.

В течение гарантийного срока предприятие-изготовитель производит ремонт или замену преждевременно вышедших из строя деталей и сборочных единиц.

Предприятие-изготовитель не несёт никаких гарантийных обязательств в случае использования стенда не по назначению и несоблюдению правил и условий эксплуатации указанных в данном руководстве по эксплуатации.

2.4.8 Сведения о рекламациях

Потребитель предъявляет рекламации предприятию-изготовителю на основании действующего положения о поставке продукции производственного назначения.

Детали и сборочные единицы заменяются предприятием-изготовителем при условии предоставления акта рекламации с полным обоснованием причин поломок.

В акте должны быть указаны наименование деталей и сборочной единицы, время и место выявления дефекта, а также подробно указаны обстоятельства, при которых обнаружен дефект.

3 Технологический процесс

3.1 Технологическая карта разборки двигателя автомобиля КамАЗ-740

В связи с ограниченным объемом пояснительной записки технологический процесс разборки двигателя автомобиля КамАЗ-740 представлен на листе графической части ВКР [1].

Общая трудоёмкость 5,89 чел.-ч. Исполнитель – слесарь-моторист 5-го разряда.

4 Безопасность и экологичность стенда-кантователя для ремонта двигателя КамАЗ

Технологический паспорт безопасности объекта – это документ, который требуется на всех опасных сооружениях и производствах. Он помогает не только сократить количество чрезвычайных ситуаций, происходящих на производстве по причине работы с потенциально опасными объектами, но и нужен для разработки плана на случай ЧС. Благодаря тому, что в Главном управлении МЧС находятся паспорта для всех опасных объектов на подконтрольной территории, повышается техногенная безопасность, а в случае аварии и персонал, и спецслужбы точно знают как действовать. Плюс ко всему, организации, работающие с взрывоопасными, радиоактивными, химическими и биологическими веществами, получают гарантию безопасности во время их производства, перевозки и использования. Промышленный уровень безопасности значительно повышается.

Создается и утверждается паспорт безопасности опасного объекта по нормам, установленным Российским законодательством, а также Приказом МЧС РФ. Основные документы, регулирующие разработку и предоставление документа были утверждены более десятилетия назад, но содержащиеся там рекомендации и правила актуальны и сегодня.

Необходимо разрабатывать паспорт безопасности по следующим причинам:

  • оценка последствий в случае аварийной ситуации или ЧС;
  • расчет рисков для персонала, оборудования, производства и населения;
  • установление плана дальнейших действий для восстановления после происшествия;
  • анализ подготовленности персонала на случай аварии, готовность персонала материальной базы к устранению последствий;
  • составление плана действий для увеличения уровня защиты, а также проведение подробного инструктажа среди работников.

В документе фиксируются все вышеуказанные факторы с указанием уровня подготовленности, безопасности и степени риска. После заполнения один экземпляр остается на предприятии, а другой отправляется в местное самоуправление, которому поручено контролировать данный объект.

4.1 Конструктивно-технологическая характеристика стенда-

кантователя для ремонта двигателя КамАЗ

Технологический паспорт стенда-кантователя для ремонта двигателя КамАЗ представлен в таблице 4.1 [18].

Таблица 4.1 – Технологический паспорт стенда-кантователя для ремонта двигателя КамАЗ

Занимаемая

должность

Оборудование, Одежда, Технологический Технологическая сотрудника,

устройство, материалы, процесс операция выполняющего

приспособление вещества

технологический

процесс

1 2 3 4 5 Разборка 1 Установка Слесарь- Стенд- Спецодежда, двигателя двигателя на моторист пятого кантователь перчатки, КамАЗ-740 кантователь. разряда для ремонта набор

двигателя инструмента

2 Снятие привода

КамАЗ

ТНВД.

3 Снятие головки

блока.

4 Снятие

выключателя

гидромуфты.

5 Снятие вала

привода

гидромуфты.

6 Снятие маховика.

7 Снятие картера

маховика.

8 Снятие крышки

шатуна. Продолжение таблицы 4.1

1 2 3 4 5

9 Снятие поршней.

10 Снятие оси

привода

распределительного

вала.

11 Снятие

коленчатого вала.

12 Снятие гильзы.

13 Снятие

распределительного

вала.

14 Снятие

направляющих

толкателей

4.2 Идентификация производственно-технологических и

эксплуатационных профессиональных рисков

Рассмотрим воздействующие на человека опасные и вредные производственные факторы (таблица 4.2) в соответствии с классификацией, приведенной в ГОСТ 12.0.003-74, при выполнении работ на стендекантователе для ремонта двигателя КамАЗ [18].

Таблица 4.2 – Перечень основных вредных и опасных производственных факторов при выполнении работ на стенде-кантователе для ремонта двигателя КамАЗ

Вредные и опасные

Очаг происхождения Производственно- производственные факторы в

вредного и/или опасного технологический соответствии с ГОСТ 12.0.003-74

производственного

процесс Система стандартов

фактора

безопасности труда (ССБТ)

1 2 3 Установка двигателя на Физические опасные и вредные Стенд-кантователь для кантователь факторы: ремонта двигателя КамАЗ, Снятие привода ТНВД движущиеся машины и детали и узлы двигателя

механизмы. КамАЗ Снятие головки блока Продолжение таблицы 4.2

1 2 3 Снятие выключателя Нервно-психологические пегидромуфты регрузки: Снятие вала привода перенапряжение анализаторов; гидромуфты однообразные многократно Снятие маховика повторяющиеся действия Снятие картера (монотонность труда).

маховика Психофизиологические опасные Снятие крышки шатуна и вредные факторы: Снятие поршней статические и динамические

физические перегрузки. Снятие оси привода распределительного вала Воздействие испарений масла,

бензина на кожу и органы Снятие коленчатого вала

дыхания. Снятие гильзы Снятие распределительного вала Снятие направляющих толкателей

В таблице 4.3 представлены методы и средства снижения опасных и вредных производственных факторов. Таблица 4.3 – Методы и средства снижения опасных и вредных производственных факторов

Опасный Организационные методы и технические

Средства и/или вредный средства защиты, снижения, устранения

индивидуальной производственный опасного и/или вредного

защиты персонала

фактор производственного фактора

1 2 3 Перенапряжение Лечебно-профилактические мероприятия: анализаторов, проведение предварительных, монотонность периодических медицинских труда освидетельствований работников для

установления годности к выполняемой

работе;

устройство комнат психологической

разгрузки, физкультурных комнат;

внедрение оптимальных режимов труда

и отдыха

Регулярная очистка рабочей зоны,

вентиляция, разграничение опасных зон Воздействие Санитарно-гигиенические мероприятия: Спецодежда, испарений масла, 1) выдача специальной одежды, респиратор, защитные бензина спецобуви и других СИЗ; 2) выдача очки, перчатки Продолжение таблицы 4.3

1 2 3

смывающих и обезвреживающих средств

(мыла, кремов)

4.3 Разработка комплекса организационно-технических мероприятий

по обеспечению пожарной безопасности

Технические средства пожаротушения являются неотъемлемой частью всей системы безопасности. На производственных объектах и там, где существует повышенная опасность возникновения аварийных ситуаций, связанных с возгораниями, наличие технических средств для ликвидации пожаров обязательно. Требования к ним описаны в соответствующем техническом регламенте и отраслевых актах нормативной литературы. Некоторые правила и их своды выпущены во времена СССР, но продолжают действовать до сих пор.

Рассмотрим классификацию средств пожаротушения применяемых для данного технического объекта:

  • первичные средства пожаротушения — внутренний пожарный кран, щит пожарный с песком и инвентарем (лом, багор пожарный, топор, комплект для резки электропроводов, лопата совковая, полотно асбестовое), универсальный огнетушитель порошковый ОП-10 – 1 шт., воздушно-пенный огнетушитель ОВП-12 – 1шт.;
  • мобильные средства пожаротушения предназначены для тушения пожаров с возможностью перемещения (мотопомпа для тушения возгораний);

— стационарные средства пожаротушения состоят из трубопроводов, в случае с наполнением из воды, пара или пены. Система трубопроводов соединяет автоматические устройства и оборудование. Приборы реагируют на повышенную температуру, сигнал передается на датчики. Затем происходит включение насосов, подающих воду.

Идентификация класса пожароопасности и опасных факторов пожара приведена в таблице 4.4. Таблица 4.4 – Идентификация класса пожароопасности и опасных факторов пожара

Участок и его

Класс

оснащенность Вредные и опасные факторы при пожаре

пожароопасности оборудованием Технологическое класс В Основные факторы: оборудование в искры и пламя, тепловой поток, агрегатно-моторном повышенная концентрация токсичных

отделении продуктов горения и термического

разложения, пониженная концентрация

кислорода, повышенная температура

окружающей среды.

Сопутствующие проявления пожара:

части, фрагменты разрушившихся строений,

опасные факторы взрыва, воздействие

огнегасящих элементов

4.4 Организационно-технические мероприятия по предотвращению

чрезвычайных происшествий

Организационно-технические мероприятия по предотвращению ЧС приведены в таблице 4.5. Таблица 4.5 – Организационно-технические мероприятия по предотвращению ЧС

Требования, которые

Варианты проводимых Технологический предъявляются для

организационно-технических процесс, оборудование обеспечения ПБ, реализуемые

мероприятий эффекты

1 2 3 Стенд-кантователь для Наличие свидетельства по ПБ Приобретение оборудования с ремонта двигателя на стенд-кантователь для сертификатом на требования

КамАЗ ремонта двигателя КамАЗ ПБ

Своевременное и регулярное

Проведение инструктажей по

проведение инструктажей по

ПБ

ПБ под роспись

Выполнение регулярного и Профилактические работы на

высококачественного основании ранее

осуществления планово- разработанного и

предупредительных и утвержденного графика.

ремонтных работ Определение приказом по Продолжение таблицы 4.5

1 2 3

организации работника,

ответственного за

осуществление планово предупредительных и

ремонтных работ

Наличие в соответствии с

Знаки безопасности,

требованиями

применяемые для соблюдения

законодательства РФ знаков и

условий охраны труда и

информационных табличек

пожарной безопасности,

безопасности применяемых

установленные в соответствии

для соблюдения условий

с требованиями

охраны труда и пожарной

законодательства РФ

безопасности

Должен быть обеспечен

оборудования в соответствии работающего персонала к

с требованиями ПБ путям эвакуации и средствам

пожаротушения

Материально-техническое

обеспечение с целью Исправное состояние

безусловного выполнения огнетушителей и других

функционального назначения средства пожаротушения

во всех режимах Не допускать наличие и

эксплуатации, поддержки и применение просроченных

своевременного обновления средств пожаротушения

работоспособности

Наличие действующего плана

эвакуации. Планы эвакуации

вывешиваются на видных

местах. Планы

пересматриваются не реже

одного раза в 5 лет. При

Разработка плана эвакуации

изменениях в

людей в соответствии с п. 3.14

ГОСТ Р 12.2.143-2002 технологическом процессе,

метрологическом

обеспечении, при наличии

информации об имевших

место пожароопасных

ситуациях, планы уточняются

в 15-дневный срок.

4.5 Обеспечение экологической безопасности рассматриваемого

технического объекта

Идентификация экологических факторов стенда-кантователя для ремонта двигателя КамАЗ приведена в таблице 4.6. Таблица 4.6 – Идентификация экологических факторов стенда-кантователя для ремонта двигателя КамАЗ

Название

В каком месте Влияние Влияние Влияние технического

планируется технического технического технического объекта или

использовать объекта на объекта на объекта на технологического

устройство и кем атмосферу гидросферу литосферу процесса

Стенд- Агрегатно- Не выявлено Отработанное Отработанные кантователь для моторное масло, сажа средства ремонта отделение индивидуальной двигателя специальной

КамАЗ защиты

(спецодежда,

перчатки),

отработанное

масло, сажа

4.6 Мероприятия, способствующие уменьшению негативного

антропогенного воздействия на окружающую среду

Перечень мероприятий, определяющих экологические факторы стендакантователя для ремонта двигателя КамАЗ приведен в таблице 4.7. Таблица 4.7 – Перечень мероприятий, определяющих экологические факторы стенда-кантователя для ремонта двигателя КамАЗ

Название технического объекта Стенда-кантователь для ремонта двигателя КамАЗ Мероприятия, способствующие Проведение контроля за состоянием воздуха в уменьшению негативного рабочей зоне оператора. антропогенного влияния на Применение фильтрующих элементов в вытяжных атмосферу шкафах (зондах) участка диагностики. Мероприятия, способствующие Проведение утилизации и захоронения выбросов, уменьшению негативного отходов, стоков и осадков сточных вод соблюдая антропогенного меры по предотвращению загрязнения почв влияния на гидросферу

Выполнение сбора, накопления и хранения отходов в

специальных закрытых емкостях (бочки, контейнеры Мероприятия, способствующие и т.д.), которые установлены в специально уменьшению негативного отведенных местах. антропогенного влияния на Вывоз ТБО и КТО осуществляется на основании литосферу договоров, заключенных со специализированными

организациями по сбору и вывозу отходов, в

соответствии с действующим законодательством

Выводы по разделу «Безопасность и экологичность стенда-кантователя для ремонта двигателя КамАЗ».

В разделе представлен обзор и оценка основных характеристик технологического процесса разбора двигателя КамАЗ-740, составлен технологический паспорт стенда-кантователя для ремонта двигателя КамАЗ (таблица 4.1).

Произведена идентификация опасностей в процессе производственной деятельности (таблица 4.2).

Определены возможные профессиональные риски при выполнении разборки двигателя КамАЗ-740. Вредными и опасными производственными факторами определены: острые края, заусенцы и не соответствующая шероховатость плоскости оборудования монотонность работы, движущиеся части стенда-кантователя для ремонта двигателя КамАЗ, физические перегрузки.

Рассмотрены методы и средства снижения опасных и вредных производственных факторов (таблица 4.3).

Разработаны мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в агрегатно-моторном отделении (таблица 4.4).

Разработаны организационно-технические мероприятия по предотвращению чрезвычайных происшествий в агрегатно-моторном отделении (таблица 4.5).

Проведена идентификация экологически опасных факторов стендакантователя для ремонта двигателя КамАЗ (таблица 4.6) и разработан перечень мероприятий для обеспечения экологической безопасности при выполнении работ на данном техническом объекте (таблица 4.7).

5 Расчет экономической эффективности стенда-кантователя для ремонта двигателя КамАЗ

5.1 Калькуляция себестоимости изготовления проектируемого изделия

5.1.1 Расчет расходов на сырье и основные материалы производится по формуле (5.1) [19, 20]:

К тз

М Ц м Q м (1 ) (5.1)

Расчет расходов на сырье и основные материалы представлен в таблице 5.1. Таблица 5.1 – Себестоимость изготовления проектируемого изделия

Наименование материала Единица Количество Заготовительная Стоимость,

измерения цена, руб. руб. Труба квадратная кг 65 17 1105 Грунтовка кг 1,3 51 66,3 Эмаль ПФ кг 1,8 70 126 Круг горячекатаный,d=90 мм кг 7,5 13,4 100,5 Круг, бронза кг 0,5 195 97,5 Металл листовой в ассорт. кг 17 18,2 309,4 Швеллер кг 20 18,5 370 Уголок 30х30 кг 15 13 195 Круг горячекатаный в ассорт. кг 12 15 180

Иное — — — 600

ИТОГО: 2044,7

Расходы на заготовку и транспортировку: 143,13

Возвратимые отходы: 92,01

ВСЕГО: 2279,84

5.1.2 Расчет затрат на готовые покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, используемые для комплектования изделий производится по формуле (5.2):

К тз

ПИ Ц i ni (1 ) (5.2)

42

Расчет затрат на готовые покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты представлен в таблице 5.2. Таблица 5.2 – Затраты на покупные комплектующие

Наименование комплектующих Количество Заготовительная Стоимость,

цена, руб. руб. Редуктор Ч-100-8-51 У2 1 12450 12450 Болт М10х22 ГОСТ 7805-70 2 8,3 16,6 Болт М20х30 ГОСТ 7805-70 12 12,2 146,4 Гайка М30 ГОСТ 5929-70 3 168 504 Шайба 30 ГОСТ 11371-78 3 45 135 Иное 450

ИТОГО: 13702

Расходы на заготовку и транспортировку: 959,14

ВСЕГО: 14661,14

5.1.3 Расчет затрат на выплату основной заработной платы производится по формуле (5.3):

К ПД

ЗО С р T (1 ) (5.3)

Расчет затрат на выплату основной заработной платы представлен в таблице 5.3. Таблица 5.3 – Затраты на выплату основной заработной платы

Вид операции Квалификационный Трудоемкость, Тарифная Тарифная

разряд работы человек/час часовая заработная

ставка плата

3 4,5 42,17 189,765

5 6 50,51 303,06 Токарная 5 4 50,51 202,04 Фрезерная 5 2 50,51 101,02 Сверлильная 4 2 45,04 90,08 Слесарная 4 4 45,04 180,16 Сборочная 5 8 50,51 404,08 Окрасочная 4 1 45,04 45,04 Испытательная 4 0,5 45,04 22,52

ИТОГО: 1537,76

Доплата премии: 307,55

Заработная плата основная: 1845,32

5.1.4 Расчет затрат на выплату дополнительной заработной платы производится по формуле (5.4):

КД

ЗД ЗО (5.4)

Подставив соответствующие значения в формулу (5.4), получим:

ЗД 1845,32 (1,1 1) 184 ,53 руб.

5.1.5 Расчет затрат на отчисления единого социального налога производится по формуле (5.5):

ОС (ЗО ЗД ) КС (5.5)

Подставив соответствующие значения в формулу (5.5), получим:

ОС (1845,32 184 ,53) 0,26 527 ,76 руб.

5.1.6 Расчет расходов на ремонт, содержание и эксплуатацию промышленного оборудования производится по формуле (5.6):

К ОБ

РСОД .ОБ ЗО (5.6)

Подставив соответствующие значения в формулу (5.6), получим:

РСОД .ОБ 1845,32 1,04 1919 ,13 руб.

5.1.7 Расчет затрат общепроизводственного характера производится по формуле (5.7):

К ОПР

РОПР ЗО (5.7)

Подставив соответствующие значения в формулу (5.7), получим:

РОПР 1845,32 1,5 2767 ,97 руб.

5.1.8 Расчет цеховой себестоимости производится по формуле (5.8):

СЦ М ПИ ЗО ЗД ОС РСОД .ОБ РОПР (5.8)

Подставив соответствующие значения в формулу (5.8), получим:

СЦ 2279,84 14661,14 1845,32 184,53 527 ,76 1919 ,13 2767 ,97 24185 ,7 руб.

5.1.9 Расчет затрат на общехозяйственные расходы производится по формуле (5.9):

К ОБЩ. ХОЗ. Р

РОБЩ. ХОЗ. Р ЗО (5.9)

Подставив соответствующие значения в формулу (5.9), получим:

РОБЩ . ХОЗ. Р 1845,32 1,6 2952 ,50 руб.

5.1.10 Расчет производственной себестоимости производится по формуле (5.10):

С ПР СЦ РОБЩ. ХОЗ. Р (5.10)

Подставив соответствующие значения в формулу (5.10), получим:

С ПР 24185 ,7 2952 ,5 27138 ,21 руб.

5.1.11 Расчет затрат на внепроизводственные расходы производится по формуле (5.11):

К ВНЕПР

Р ВНЕПР. С ПР (5.11)

Подставив соответствующие значения в формулу 5(.11), получим:

Р ВНЕПР. 27138 ,21 0,05 1356 ,91 руб.

Для определения общих затрат на производство стенда, приобретения материалов и затрат связанных с выплатой денежных средств воспользуемся формулой (5.12):

С Общ С ПР Р ВНЕПР (5.12)

Подставляем ранее вычисленные значения в формулу (5.12) и получаем:

С ОБЩ 27138 ,21 1356 ,91 28495 ,12 руб.

Анализ отечественного рынка показал, что средняя стоимость приобретения стенда-кантователя для ремонта двигателя КамАЗ составляет 130796 руб. На основании этого можно сделать вывод, что изготовление конструкции разработанного стенда является экономически целесообразным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проработки темы выпускной квалификационной работы проведена следующая работа, а именно:

Проведен анализ конструкций стендов – кантователей для ремонта двигателя КамАЗ, отечественных производителей. Выполнена сравнительная оценка основных параметров представленных стендов путем построения циклограммы и выявлены наиболее прогрессивные конструкции – стенды Р1250 и ЛПН-087.00.000-02. Особенности конструкций данных стендов были использованы при разработке нового оборудования.

1. Разработана конструкция стенда – кантователя для ремонта двигателя КамАЗ с улучшенными технико-экономическими характеристикам, выполнены сборочные чертежи конструкции в графическом редакторе Компас-3D, проведены прочностные расчеты элементов конструкции стенда, составлено руководство по эксплуатации стенда.

Невысокие затраты на изготовление стенда и относительно простая конструкция позволяет изготовить стенд – кантователь в условиях станции технического обслуживания и/или автотранспортного предприятия.

2. Составлена технологическая карта разборки двигателя КамАЗ-740 на спроектированном оборудовании.

3. Рассмотрен раздел Безопасность и экологичность стенда – кантователя для ремонта двигателя КамАЗ, составлен технологический паспорт стенда – кантователя для ремонта двигателя КамАЗ, определены возможные профессиональные риски при выполнении работ по разборке двигателя автомобиля КамАЗ, разработаны мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на агрегатно-моторном участке, разработаны организационно-технические мероприятия по предотвращению ЧС, разработан перечень мероприятий для обеспечения экологической безопасности при выполнении работ на данном техническом объекте.

4. Проведен расчет экономической эффективности спроектированного стенда – кантователя для ремонта двигателя КамАЗ, в ходе которого было установлено, что изготовление конструкции разработанного стенда является экономически целесообразным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/bakalavrskaya/stend-dlya-razborki-i-sborki-dvs/

1 Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей : КАМАЗ-5320, 5321, 53212, 53213, 5410, 54112, 55111, 55102, 53229, 65115. — М. : Ливр, 2000. — 238, [2] с. : ил.

2 Автомобили КамАЗ [Текст] : Руководство по техн. обслуживанию и ремонту / В/о Автоэкспорт. — Москва : Внешторгиздат, [1979]. — 416 с., 1 отд. л. схем. : ил.; 22 см.. — М. : КамАЗ : РусьАвтокн., 2004. — 312,[2] c. : ил.

3 Иванов, В. П. Техническая эксплуатация автомобилей [Текст] : дипломное проектирование : учеб. пособие / В. П. Иванов. — Минск : Высшая школа, 2015. — 216 с. : ил.

4 Проектирование технологической оснастки для ремонта и обслуживания транспортных и транспортно-технологических машин [Текст] : практикум / Сев.-Кавказ. федерал. ун-т ; [сост. Н. Ю. Землянушнова, Н. И. Ющенко]. — Ставрополь : СКФУ, 2015. – 150.

5 Виноградов, В. М. Ремонт и утилизация наземных транспортнотехнологических средств [Текст] : учеб. пособие / В. М. Виноградов, А. А. Черепахин, В. Ф. Солдатов. — Москва : ИНФРА-М , 2016. — 346 с. : ил.

6 Плаксин, А. М. Технологический расчет производственных подразделений автотранспортного предприятия [Текст] : учеб. пособие / А. М. Плаксин, Э. Г. Мухамадиев. — Челябинск : ЧГАУ, 2007 (Челябинск).

— 68 с.

7 Круцило, В. Г. Расчет и проектирование производственнотехнической инфраструктуры предприятия [Текст] : учеб. пособие / В. Г. Круцило, В. В. Плешивцев, А. В. Карпов. — Самара : [б. и.], 2007. — 292 с. : ил.

8 Напольский, Г. М. Технологический расчет и планировка автотранспортных предприятий [Текст] : учеб. пособие к курсовому проектированию по дисциплине Проектирование предприятий автомоб. трансп. / Г. М. Напольский. — М. : [б. и.], 2003. — 43 с. — Библиогр.: с. 41-42 (9 назв.).

— 300 экз. — Б. ц.

9 Кирсанов, Е. А. Основы расчета, разработки конструкций и эксплуатации технологического оборудования для автотранспортных предприятий [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Кирсанов, С. А. Новиков — М. : [б. и.], 19 — . — В надзаг.:Моск. гос. автомоб.-дор. ин-т (Техн. ун-т).

Ч. 1. — 1993. 80 с. : ил.

10 Машины, агрегаты и процессы. Проектирование, создание и модернизация: материалы международной научно-практической конференции [Текст]. — Санкт-Петербург : СПбФ НИЦ МС, 20 — . — ISSN 25877577. № 1. — 2018. — 236 с. : ил.

11 Бурков, А. А. Проектирование оборудования и систем из него [Текст] : учеб. пособие / А. А. Бурков, Е. Б. Щелкунов, И. П. Конченкова. Комсомольск-на-Амуре : КНАГТУ, 2006 (Комсомольск-на-Амуре).

— 92 с. : ил.

12 Волков, И. А. Основы математического моделирования транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования [Текст] : метод. пособие для студентов оч. и заоч. обучения спец. 190600.62 Эксплуатация трансп.-технол. машин и комплексов / И. А. Волков, А. С. Рукодельцев, И. С. Тарасов ; Волж. гос. акад. вод. трансп., Каф. приклад. механики и подъем.-трансп. машин. — Н. Новгород : ВГАВТ, 2014. — 51 с. : ил.

13 Теория проектирования подъемно-строительных, транспортнодорожных средств и спецоборудования [Текст] : учебное пособие / Р. Р. Шарапов [и др.] ; БГТУ им. В. Г. Шухова. — Белгород : БГТУ им. В. Г. Шухова, 2017. — 121 с. : ил.

14 Шестаков, В. С. Исследование и совершенствование способов графического представления оборудования в процессе технологической подготовки производства [Текст] : автореф. дис. канд. техн. наук : 05.11.14 / В. С. Шестаков. — СПб., 2016. — 23 с. : ил.

15 Ковалевский, В. И. Проектирование технологического оборудования и линий [Текст] : учеб. пособие / В. И. Ковалевский. — СПб. : ГИОРД, 2007 (СПб.).

— 316 с. : ил.

16 Бортяков, Д. Е. Основы проектной деятельности системы автоматизированного проектирования машин и оборудования [Текст] : учеб. пособие / Д. Е. Бортяков, С. В. Мещеряков, Н. А. Солодилова ; С.-Петерб. политехн. ун-т Петра Великого. — СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2017. — 150 с. : ил.

17 Новиков, А. И. Конструкция и эксплуатационные свойства транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования [Текст] : лаб. практикум / А. И. Новиков ; Воронеж. гос. лесотехн. ун-т им. Г. Ф. Морозова. — Воронеж : ВГЛТУ, 2016. — 83 с. : ил.

18 Горина, Л. Н. Раздел выпускной квалификационной работы Безопасность и экологичность технического объекта. Уч.-методическое пособие [Текст] / Л. Н. Горина — Тольятти: изд-во Тольяттинский государственный университет, 2016. –33 с.

19 Бычков, В. П. Экономика автотранспортного предприятия [Текст] : учебник / В. П. Бычков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2017. 404 с.

20 Ярин, Г. А. Экономика предприятия [Текст] : учеб. / Г.А. Ярин. 2.изд., перераб.и доп. — Екатеринбург : [б. и.], 2001. — 182 с. + 1 л. портр. 2000 экз. — Б. ц.

21 Wittel, H. Maschinenelemente: Normung, Berechnung, Gestaltung Lehrbuch und Tabellenbuch [Text] / H. Wittel, D. Muhs, D. Jannasch. Vieweg+Teubner Verlag, 2011. — p. 810.

22 Konig, R. Sehmiertechnuk [Text] / R. Konig. – Springer, 1963. – p.164.

23 Niemann, G. Maschinenelemente: Band 1: Konstruktion und Berechnung von Verbindungen, Lagern, Wellen [Text] / G. Niemann, H. Winter. 2005.Springer, — p. 903.

24 Enclosure integrity procedure for Halon 13B1 total flooding fire suppression systems / C. Casey, Grant ; National Fire Protection Research Foundation из кн.: International Halon Research Project. — 1989. — P.1-63.

25 Mikell, P. Fundamentals of Modern Manufacturing: Materials, Processes, and Systems [Text] / P. Mikell. — John Wiley & Sons, 2010. — p. 1024. ПРИЛОЖЕНИЕ А Спецификация 54