Настоящие методические рекомендации (далее – Рекомендации) разработаны на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) – программы специалитета по специальности 24.05.07 Самолёто- и вертолётостроение, утверждённого приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2015г. №1165 [1], и действующих нормативных документов Самарского университета: Положения о выпускной квалификационной работе [2] и стандарта организации «Общие требования к учебным текстовым документам» [3].
Рекомендации входят составной частью в учебно-методическое обеспечение основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) высшего образования – программы специалитета по специальности 24.05.07 Самолёто- и вертолётостроение по специализации № 1 «Самолётостроение». В Рекомендациях приводятся основные этапы и примерное содержание выпускной квалификационной работы (ВКР) специалиста с учетом особенностей видов профессиональной деятельности, предусмотренных ОПОП «Самолётостроение» Самарского университета согласно ФГОС ВО [1] (проектно-конструкторская деятельность; производственно-технологическая деятельность) и рекомендуемый график выполнения работ.
1 НАЗНАЧЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ
РАБОТЫ ВКР специалиста является заключительным этапом обучения студента, и представляет собой законченную разработку, в которой решается актуальная инженерная задача в области проектирования или производства самолётов. Целями выполнения ВКР специалиста являются:
- систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков в проведении конструкторских, технологических, научно-исследовательских и организационно-экономических разработок в области самолётостроения, а также опыта оформления и представления выполненной работы для её оценки специалистами;
— подтвердить наличие у студента умений, навыков и компетенций в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной соответствующим ФГОС ВО. Защита выполненной ВКР специалиста в государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) составляет заключительный этап государственной итоговой аттестации специалиста. По результатам защиты ВКР специалиста ГЭК принимает решение о присвоении выпускнику квалификации «специалист» по специальности 24.05.07 Самолёто- и вертолётостроение. Студенты, не имеющие академических задолженностей, допускаются к защите ВКР специалиста, которая является самостоятельной разработкой, выполненной под руководством научного руководителя с возможностью привлечения консультанта-практика. Общие требования к структуре, форме и объему ВКР специалиста содержатся в Положении о выпускной квалификационной работе специалиста [1].
Выпускной работы
... 2. Цель и задачи исследования Таким образом, целью работы является разработка и исследования системы управления роботом-манипулятором Katana фирмы Neuronics AG (Швейцария). Для достижения ... Анализ существующих систем управления манипуляционным роботом В настоящее время наиболее распространенные системы управления манипуляционными роботами производятся фирмами ABB, KUKA, Yaskawa Motoman, Fanuc. В ...
ВКР специалиста может быть выполнена в виде дипломного проекта или дипломной работы, которая, как правило, носит исследовательский характер. Выпускная работа представляется в письменном и электронном виде. Содержание работы должны составлять результаты разработки практических актуальных задач соответствующего уровня квалификации, а также теоретических и (или) экспериментальных исследований согласно избранной области профессиональной деятельности. Содержание ВКР специалиста, её форма и представление автором на защите позволяют председателю и членам ГЭК оценить полноту отражения в ВКР специалиста соответствующих компетенций студента в установленной ОПОП «Самолётостроение» и избранной студентом области профессиональной деятельности (проектноконструкторской или производственно-технологической).
ВКР специалиста выполняется на основе теоретических знаний и практических навыков, приобретенных обучающимся в течение всего срока освоения ОПОП, в том числе результатов прохождения практик и выполнения учебной исследовательской работы студента. Подготовка и защита ВКР специалиста в ГЭК призваны показать: способность к самостоятельному творческому мышлению, умение кратко, грамотно, логично и обоснованно излагать материал; владение методами и методиками, применяемыми при конструкторском и технологическом проектировании, при организационно-экономическом анализе, в процессе научных исследований; умение использовать методы проектирования технических объектов применительно к самолётостроению, современные системы автоматизированного проектирования, применять новые методики расчёта, выбирать технические средства и методы исследований, планировать исследования, использовать компьютерные методы сбора, хранения и обработки информации, применяемые в сфере профессиональной деятельности; умение изучать и обобщать научные источники в области авиастроения; способность к анализу и обоснованию получаемых результатов, а также защищаемых положений и выводов работы; умение оценить возможности использования полученных результатов в практической, научной и учебно-методической деятельности; умение оформлять содержание работы, докладывать и защищать её результаты. уровень профессиональной и общеобразовательной подготовки выпускника по ОПОП «Самолётостроение».
2 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ВКР СПЕЦИАЛИСТА
Темы ВКР специалистов должны соответствовать современному уровню развития науки и потребностям профессиональной практики, и формироваться с учетом предложений работодателей по видам профессиональной деятельности выпускников, установленным ОПОП «Самолётостроение». ВКР специалиста должна соответствовать следующим общим требованиям: быть актуальной и решать поставленную задачу; содержать элементы научного исследования; отвечать четкому построению и логической последовательности изложения материала; содержать убедительную аргументацию; выполняться с использованием современных методов и моделей, с использованием CAD/CAM/CAE-программ, а также специализированных программных продуктов; использовать графический материал (чертежи, 3D-модели, таблицы, графики и пр.); использовать отечественные и зарубежные источники литературы. Допускается выполнение группового комплексного дипломного проекта (системный комплексный проект) или комплексного исследования (работы), объединённых одной темой и выполняемых совместно несколькими студентами с четким обозначением роли и вклада каждого исполнителя. При этом каждый студент готовит собственную пояснительную записку, а в докладе отмечает работу над своей частью.
Экономический анализ деятельности строительной компании ЧП ‘Строим ...
... предприятий в рамках выбранной тематики дипломной работы. 3. Приобрести практические навыки, знания, умения и опыт, необходимые для профессиональной деятельности. Сфера деятельности строительной компании ЧП "Строим вместе" - выполнение работ по строительству и реконструкции ...
ВКР специалиста, претендующая на оценку «отлично», предполагает: выработку конкретных рекомендаций и прогнозов в развитии самолётостроения; получение результатов, имеющих практическое прикладное, научное или научно-методическое значение (подтверждается отзывом, рецензией, справкой сторонней организации или эксперта); апробацию полученных результатов и выводов в виде докладов на студенческих и молодёжных научно-практических конференциях или подготовленных публикаций в сборниках студенческих работ; выдвижение и обоснование новых инженерных решений, научных положений, заявок на патенты; предложения по использованию полученных результатов в учебном процессе; представление оригинальных разработок, характеристика сферы возможного применения полученных результатов за рамками проблемной ситуации, служившей непосредственным объектом исследования.
3 ВИДЫ ВКР СПЕЦИАЛИСТА И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЁ
СОДЕРЖАНИЮ ФГОС ВО по специальности 24.05.07 Самолёто- и вертолётостроение [2] определяет следующие виды профессиональной деятельности, к которым должен быть подготовлен выпускник: проектно-конструкторская; производственно-технологическая; экспериментально-исследовательская; организационно-управленческая. Выпускная работа может быть выполнена с ориентацией на один или несколько из представленных видов профессиональной деятельности. В разрабатываемой выпускной работе каждому виду деятельности соответствует определенное содержание. В последующих подразделах приведено типовое содержание ВКР специалиста в её основной форме – дипломного проекта – для двух видов профессиональной деятельности, включённых в ОПОП Самарского университета.
3.1 ВКР специалиста, ориентированная на проектно-конструкторскую деятельность
Содержание ВКР специалиста, ориентированной на проектноконструкторскую деятельность (далее конструкторского дипломного проекта) включает следующие разделы: разработка эскизного проекта самолёта заданного назначения; разработка конструкции некоторого агрегата или системы спроектированного самолёта; разработка специальной темы (спецтемы) проекта; разработка мероприятий по охране окружающей среды и безопасности жизнедеятельности при создании или (и) эксплуатации самолёта; экономическое обоснование (оценка) дипломного проекта. Конструкторский дипломный проект выполняется под руководством преподавателей выпускающей кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов. При разработке разделов по охране окружающей среды и безопасности жизнедеятельности, экономическому обоснованию дипломного проекта в качестве консультантов участвуют преподаватели соответствующих кафедр. В случаях, если дипломный проект (работа) имеет междисциплинарный характер или связан частично (или полностью) с тематикой сторонней организации, где проходила производственная или предполагается прохождение преддипломной практики студента, по решению выпускающей кафедры возможно приглашение дополнительных консультантов по отдельным разделам проекта. В качестве консультантов могут приглашаться преподаватели, научные сотрудники кафедр (факультетов) Самарского университета, а также высококвалифицированные специалисты научных, научно-производственных, проектно- конструкторских учреждений и организаций. Темами дипломных проектов в качестве объектов проектирования предлагаются различные типы гражданских и военных самолётов, а также перспективные летательные аппараты (экранопланы, воздушно-космические самолёты и др.).
Проект разработки проектной конструкторской документации на изготовление ...
... дипломная работа представляет собой проект разработки проетной конструкторской документации на изготовление женского вечернего платья. Целями дипломной работы являются: разработка базовой модели, разработка модельной конструкции; разработка ... конструирования и разработки чертежей изделий) и технического (разработка чертежей ... и по балльной оценке внешних дефектов. ... стандартов: ГОСТ, ОСТ, ТУ и другие. ...
Ниже приведены примеры тем конструкторских дипломных проектов. Широкофюзеляжный дальний магистральный самолет. Средний военно-транспортный самолет. Региональный пассажирский самолет. Легкий военно-транспортный самолет. Многоцелевой легкий самолет-амфибия. Стратегический бомбардировщик-ракетоносец. Средний магистральный пассажирский самолет. Административный самолет. Тяжелый транспортный самолет. Беспилотный многоцелевой высотный самолёт – разведчик. Учебно-тренировочный самолет. Коммерческий самолёт-контейнеровоз с несущим фюзеляжем. Многоцелевой беспилотный самолет гражданского назначения. Самолёт для программы «Открытое небо». Далее приведено развёрнутое содержание основной части (основных разделов) конструкторского дипломного проекта (примерное оглавление расчётно-пояснительной записки) и примерный состав графической части проекта с указанием примерной трудоёмкости (в % от общей трудоёмкости проекта) каждого подраздела проекта. 1 Эскизный проект самолёта (50%, включая графическую часть).
1.1 Анализ задания и исходных данных. Статистика (1%).
1.2 Анализ проектной ситуации (1%).
1.3 Разработка тактико-технических требований (1%).
1.4 Выбор схемы самолёта (2%).
1.5 Определение тяговооружённости самолёта (1%).
1.6 Определение взлётной массы самолёта (2%).
1.7 Определение основных параметров самолёта (1%).
1.8 Весовой расчёт самолёта (1%).
1.9 Компоновка и центровка самолёта (2%).
1.10 Аэродинамический расчёт самолёта (аэродинамические и лётно – технические характеристики самолёта) (7%).
1.11 Расчёт устойчивости самолёта (3%).
1.12 Безопасность жизнедеятельности и охрана окружающей среды (1%).
1.13 Техническое описание самолёта (1%).
1.14 Оценка спроектированного самолёта (аэродинамическая оценка; оценка компоновки самолёта; оценка силовой схемы; оценка производственной технологичности самолёта; оценка эксплуатационной технологичности, надёжности и живучести самолёта; оценка экономической (боевой) эффективности самолёта) (2%).
2 Проектирование агрегата (40%, включая графическую часть).
2.1 Основные требования к проектируемому агрегату (1%).
2.2 Обоснование конструктивно – силовой схемы агрегата и выбор конструкционных материалов (1%).
2.3 Определение расчётных нагрузок и расчётных условий (2%).
2.4 Проектировочный расчёт агрегата и расчёт местной прочности (9%).
Особенности управления международными проектами в условиях технологической ...
... совместный российско-китайский проект (программа, группа проектов) разработки широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта, также известного, как CR929. Разработкой занимаются «Объединённая авиастроительная корпорация» (Россия) и COMAC (Китай). ВВЕДЕНИЕ «Сила в ... технологии в овеществлённой форме (в виде товаров, работ, услуг) дошли до самолёта как на стадии ОКР и серийного производства, так и ...
2.5 Техническое описание агрегата 1%).
2.6 Директивные технологические материалы по конструкции агрегата (2%).
2.7 Экономическая оценка агрегата (1%).
3 Специальная тема проекта (10%).
Заключение. Оценка степени выполнения задания на проект (1%).
Графическая часть проекта:
- общий вид самолёта (2%);
- компоновочный чертёж самолёта (20%);
- центровочный чертёж самолёта (2%);
- теоретический чертёж агрегата (3%);
— сборочный чертёж агрегата (20%).
— плакаты по спецтеме проекта (входят в общий объём спецтемы — 10%).
Примечания. 1) Расчёт лётно–технических характеристик самолёта выполняют согласно учебным пособиям по дисциплине «Динамика полёта». 2) Расчёт устойчивости выполняют в объёме, установленном конкретным заданием на конструкторский дипломный проект с учётом особенностей его содержания. 3) Объём спецтемы проекта может быть увеличен за счёт сокращения объёмов отдельных подразделов из разделов 1 или 2. 4) Подразделы по экономическому обоснованию дипломного проекта, охране труда и безопасности жизнедеятельности выполняют с использованием учебных пособий и методических указаний, подготовленных соответствующими кафедрами.
3.2 ВКР специалиста, ориентированная на производственнотехнологическую деятельность
ВКР специалиста, ориентированная на производственно-технологическую деятельность (далее технологический дипломный проект) выполняется под руководством преподавателей выпускающей кафедры производства летательных аппаратов и управления качеством в машиностроении. При разработке разделов по охране окружающей среды и безопасности жизнедеятельности, экономическому обоснованию дипломного проекта в качестве консультантов участвуют преподаватели соответствующих кафедр. В случаях, если дипломный проект (работа) имеет междисциплинарный характер или связан частично (или полностью) с тематикой сторонней организации, где проходила производственная или предполагается прохождение преддипломной практики студента, по решению выпускающей кафедры возможно приглашение дополнительных консультантов по отдельным разделам проекта. В качестве консультантов могут приглашаться преподаватели, научные сотрудники кафедр (факультетов) Самарского университета, а также высококвалифицированные специалисты научных, научно-производственных, проектно- конструкторских учреждений и организаций. Темами дипломных проектов в качестве объектов проектирования предлагаются задачи разработки технологических процессов и организации производства разнообразных деталей, агрегатов и систем самолётов различного назначения. Ниже приведены примеры тем технологических дипломных проектов. Цех листовой штамповки деталей летательных аппаратов. Проектирование технологии и средств оснащения производства обтекателя из трёхслойной конструкции. Агрегатно-сборочный цех. Заготовительное производство деталей самолёта обработкой резанием. Цех механической обработки деталей шасси самолета. Проектирование цеха сборки и испытаний агрегатов летательных аппаратов. Цех изготовления деталей летательных аппаратов механической обработкой. Разработка цеха сборки и испытаний агрегатов бортовых систем. Цех сборки коков авиационных винтов. Цех сборки оперения самолетов. Проектирование цеха сборки фюзеляжа транспортного самолета. Разработка цеха по изготовлению узлов бортовых систем летательных аппаратов. Разработка цеха по изготовлению узлов трубопроводных систем самолета. Технологическая подготовка производства деталей самолета, обрабатываемых резанием. Цех сборки узлов из титановых сплавов. Цех листовой штамповки малогабаритных деталей самолета. Содержание технологического дипломного проекта включает следующие разделы: разработка классификатора изделий, изготавливаемых проектируемым подразделением предприятия (цехом); проектирование технологического процесса основного производства цеха; проектирование специальной оснастки для изготовления деталей, сборки агрегатов, монтажа и (или) испытаний систем оборудования самолёта (в соответствии с темой проекта и содержанием задания); разработка планировки цеха; разработка специальной темы (спецтемы) проекта; разработка мероприятий по безопасности жизнедеятельности и охране окружающей среды в производственном процессе спроектированного цеха и (или) предприятия в целом; экономическое обоснование (оценка) дипломного проекта. Разработка спецтемы проекта входит составной частью в содержание дипломных проектов обоих видов. Объектом спецтемы является исследовательская разработка одной из актуальных задач (проблем) развития авиации, непосредственно или косвенно связанной с темой дипломного проекта. Содержание задания по спецтеме определяется в начале проектирования и уточняется в ходе преддипломной практики. Возможны, например, следующие варианты содержания спецтемы: изучение по специальной литературе некоторого нового вопроса (проблемы)из области проектирования, производства или эксплуатации самолётов с выявлением основных особенностей, направлений, перспектив развития с анализом влияния рассматриваемой проблемы на развитие авиастроения; инженерная разработка с проведением расчётов и подготовкой конструкторской документации некоторого нового (оригинального) узла или агрегата самолёта, технологического процесса, сборочного приспособления, испытательного стенда и др.; разработка организационно технических мероприятий по «расшивке» каких-либо «узких» мест конкретного производства авиационной техники; подробные патентные исследования в какой-либо области самолётостроения. Результаты работы по спецтеме отражаются отдельным разделом в расчётнопояснительной записке и в графической части дипломного проекта.
Составление проекта комбинированной разработки рудной залежи. ...
С точки зрения современных представлений, под комбинированной разработкой следует понимать технологию освоения месторождения, сочетающую элементы физико-технической (открытой подземной) и физико-химической ... (карьера) принимается проектом за основу, при дальнейшем углублении или ведении горных работ разработка рудной залежи осуществляется переход на подземную разработку. Срок существования карьера ...
4 ОФОРМЛЕНИЕ ВКР СПЕЦИАЛИСТА
ВКР специалиста оформляется в соответствии со стандартом организации СТО СГАУ 02068410-004-2007 «Общие требования к учебным текстовым документам» [3], а также стандартом ГОСТ 2.105-95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам [4].
Объем текстовой части ВКР специалиста (дипломного проекта) должен составлять не менее 60, но не более 100 страниц печатного текста (без приложений, таблиц, рисунков, списка использованных источников и оглавления).
Графическая часть дипломного проекта может быть представлена в форме чертежей, схем и плакатов, удовлетворяющих требованиям стандартов ЕСКД [5] и выполненных с использованием принятых в авиастроении графических редакторов, или трёхмерных электронных моделей, выполненных согласно действующим стандартам на электронную конструкторскую документацию [6,7]. Допускается совместное использование в одном дипломном проекте обеих форм для графического представления различных частей проекта (без дублирования).
Проект устройств релейной защиты и автоматики электрооборудования ...
... МВА, асинхронных двигателей мощностью до 4 МВт. БМРЗ устанавливаются в релейных ... проекте должны быть рассмотрены основные мероприятия по проверке, ремонту и осмотру устройств релейной защиты, ... релейной защиты и автоматики приведет к повышению надежности бесперебойного электроснабжения. А своевременное отключение поврежденного электрооборудования и предупреждение нарушений нормального режима работы ...
Иллюстративные материалы, по содержанию не относящиеся к конструкторской документации (например, плакаты, отражающие результаты выполнения спецтемы проекта), выполняют с использованием редактора Power Point. Подготовленная ВКР специалиста проходит проверку в системе «Антиплагиат».
5 ПОДГОТОВКА ВКР СПЕЦИАЛИСТА К ЗАЩИТЕ
ВКР специалиста представляется на выпускающую кафедру не позднее, чем за 10 календарных дней до дня защиты в следующем комплекте: в письменной форме в прошитом, сброшюрованном или скрепленном виде – 1 экземпляр; в электронной форме посредством записи на CD – 1 экземпляр. Электронная версия дипломного проекта должна содержать аннотацию на русском языке в формате «doc» или «docx» с кратким описанием работы (без заголовка) и текстовую часть проекта в формате «pdf» (не в виде фотографии).
После завершения подготовки обучающимся ВКР специалиста руководитель работы представляет на выпускающую кафедру письменный отзыв о ВКР специалиста. ВКР специалиста подлежит предварительной защите (предзащите) на выпускающей кафедре для определения степени готовности работы. Сроки и порядок предзащиты устанавливаются выпускающей кафедрой. Комиссия по предзащите ВКР назначается распоряжением заведующего выпускающей кафедрой. Студент должен представить к предзащите один экземпляр ВКР. Необходимо наличие текстовой части работы, графических и иллюстративных материалов в полном объёме. Студенту на выступление отводится 7-10 минут. Комиссия по предзащите выносит решение о допуске (или недопуске) студента к защите ВКР специалиста. ВКР специалиста подлежат обязательному рецензированию. При представлении завершенной ВКР специалиста к защите в ГЭК решением выпускающей кафедры назначается рецензент из числа лиц, утверждённых в качестве рецензентов, не являющихся работниками выпускающей кафедры, либо факультета, либо Самарского университета [2].
Рецензент проводит анализ ВКР специалиста и представляет в ГЭК письменную рецензию на указанную работу, оформленную согласно положению [2].
На защиту представляются ВКР специалиста, отзыв руководителя работы и рецензия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/diplomnaya/besplatformennyie-izmeriteli-prostranstvennogo-polojeniya-samoleta/