Проекта (10%). Заключение. Оценка степени выполнения задания на проект (1%)

Дипломная работа

Настоящие методические рекомендации (далее – Рекомендации) разработаны на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) – программы специалитета по специальности 24.05.07 Самолёто- и вертолётостроение, утверждённого приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2015г. №1165 [1], и действующих нормативных документов Самарского университета: Положения о выпускной квалификационной работе [2] и стандарта организации «Общие требования к учебным текстовым документам» [3].

Рекомендации входят составной частью в учебно-методическое обеспечение основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) высшего образования – программы специалитета по специальности 24.05.07 Самолёто- и вертолётостроение по специализации № 1 «Самолётостроение». В Рекомендациях приводятся основные этапы и примерное содержание выпускной квалификационной работы (ВКР) специалиста с учетом особенностей видов профессиональной деятельности, предусмотренных ОПОП «Самолётостроение» Самарского университета согласно ФГОС ВО [1] (проектно-конструкторская деятельность; производственно-технологическая деятельность) и рекомендуемый график выполнения работ.

1 НАЗНАЧЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ

РАБОТЫ ВКР специалиста является заключительным этапом обучения студента, и представляет собой законченную разработку, в которой решается актуальная инженерная задача в области проектирования или производства самолётов. Целями выполнения ВКР специалиста являются:

  • систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков в проведении конструкторских, технологических, научно-исследовательских и организационно-экономических разработок в области самолётостроения, а также опыта оформления и представления выполненной работы для её оценки специалистами;

— подтвердить наличие у студента умений, навыков и компетенций в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной соответствующим ФГОС ВО. Защита выполненной ВКР специалиста в государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) составляет заключительный этап государственной итоговой аттестации специалиста. По результатам защиты ВКР специалиста ГЭК принимает решение о присвоении выпускнику квалификации «специалист» по специальности 24.05.07 Самолёто- и вертолётостроение. Студенты, не имеющие академических задолженностей, допускаются к защите ВКР специалиста, которая является самостоятельной разработкой, выполненной под руководством научного руководителя с возможностью привлечения консультанта-практика. Общие требования к структуре, форме и объему ВКР специалиста содержатся в Положении о выпускной квалификационной работе специалиста [1].

4 стр., 1968 слов

Выпускной работы

... Анализ существующих систем управления манипуляционным роботом В настоящее время наиболее распространенные системы управления манипуляционными роботами производятся фирмами ABB, KUKA, Yaskawa Motoman, Fanuc. В своих ... расчета [8] . 2. Цель и задачи исследования Таким образом, целью работы является разработка и исследования системы управления роботом-манипулятором Katana фирмы Neuronics AG ( ...

ВКР специалиста может быть выполнена в виде дипломного проекта или дипломной работы, которая, как правило, носит исследовательский характер. Выпускная работа представляется в письменном и электронном виде. Содержание работы должны составлять результаты разработки практических актуальных задач соответствующего уровня квалификации, а также теоретических и (или) экспериментальных исследований согласно избранной области профессиональной деятельности. Содержание ВКР специалиста, её форма и представление автором на защите позволяют председателю и членам ГЭК оценить полноту отражения в ВКР специалиста соответствующих компетенций студента в установленной ОПОП «Самолётостроение» и избранной студентом области профессиональной деятельности (проектноконструкторской или производственно-технологической).

ВКР специалиста выполняется на основе теоретических знаний и практических навыков, приобретенных обучающимся в течение всего срока освоения ОПОП, в том числе результатов прохождения практик и выполнения учебной исследовательской работы студента. Подготовка и защита ВКР специалиста в ГЭК призваны показать:  способность к самостоятельному творческому мышлению, умение кратко, грамотно, логично и обоснованно излагать материал;  владение методами и методиками, применяемыми при конструкторском и технологическом проектировании, при организационно-экономическом анализе, в процессе научных исследований;  умение использовать методы проектирования технических объектов применительно к самолётостроению, современные системы автоматизированного проектирования, применять новые методики расчёта, выбирать технические средства и методы исследований, планировать исследования, использовать компьютерные методы сбора, хранения и обработки информации, применяемые в сфере профессиональной деятельности;  умение изучать и обобщать научные источники в области авиастроения;  способность к анализу и обоснованию получаемых результатов, а также защищаемых положений и выводов работы;  умение оценить возможности использования полученных результатов в практической, научной и учебно-методической деятельности;  умение оформлять содержание работы, докладывать и защищать её результаты.  уровень профессиональной и общеобразовательной подготовки выпускника по ОПОП «Самолётостроение».

2 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ВКР СПЕЦИАЛИСТА

Темы ВКР специалистов должны соответствовать современному уровню развития науки и потребностям профессиональной практики, и формироваться с учетом предложений работодателей по видам профессиональной деятельности выпускников, установленным ОПОП «Самолётостроение». ВКР специалиста должна соответствовать следующим общим требованиям:  быть актуальной и решать поставленную задачу;  содержать элементы научного исследования;  отвечать четкому построению и логической последовательности изложения материала;  содержать убедительную аргументацию;  выполняться с использованием современных методов и моделей, с использованием CAD/CAM/CAE-программ, а также специализированных программных продуктов;  использовать графический материал (чертежи, 3D-модели, таблицы, графики и пр.);  использовать отечественные и зарубежные источники литературы. Допускается выполнение группового комплексного дипломного проекта (системный комплексный проект) или комплексного исследования (работы), объединённых одной темой и выполняемых совместно несколькими студентами с четким обозначением роли и вклада каждого исполнителя. При этом каждый студент готовит собственную пояснительную записку, а в докладе отмечает работу над своей частью.

5 стр., 2205 слов

Организация туристской деятельности

... Изучить историю развития воздушного транспорта; 2) Рассмотреть взаимодействия туристических организаций с авиакомпанией; 3) Рассмотреть авиаперевозки в России. Объектом исследования являются авиаперевозки в туризме. Предметом ... (Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 г. №87-ФЗ и Варшавская конвенция о международных воздушных перевозках (Монреаль, 28 мая 1999 ...

ВКР специалиста, претендующая на оценку «отлично», предполагает:  выработку конкретных рекомендаций и прогнозов в развитии самолётостроения;  получение результатов, имеющих практическое прикладное, научное или научно-методическое значение (подтверждается отзывом, рецензией, справкой сторонней организации или эксперта);  апробацию полученных результатов и выводов в виде докладов на студенческих и молодёжных научно-практических конференциях или подготовленных публикаций в сборниках студенческих работ;  выдвижение и обоснование новых инженерных решений, научных положений, заявок на патенты;  предложения по использованию полученных результатов в учебном процессе;  представление оригинальных разработок, характеристика сферы возможного применения полученных результатов за рамками проблемной ситуации, служившей непосредственным объектом исследования.

3 ВИДЫ ВКР СПЕЦИАЛИСТА И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЁ

СОДЕРЖАНИЮ ФГОС ВО по специальности 24.05.07 Самолёто- и вертолётостроение [2] определяет следующие виды профессиональной деятельности, к которым должен быть подготовлен выпускник:  проектно-конструкторская;  производственно-технологическая;  экспериментально-исследовательская;  организационно-управленческая. Выпускная работа может быть выполнена с ориентацией на один или несколько из представленных видов профессиональной деятельности. В разрабатываемой выпускной работе каждому виду деятельности соответствует определенное содержание. В последующих подразделах приведено типовое содержание ВКР специалиста в её основной форме – дипломного проекта – для двух видов профессиональной деятельности, включённых в ОПОП Самарского университета.

3.1 ВКР специалиста, ориентированная на проектно-конструкторскую деятельность

Содержание ВКР специалиста, ориентированной на проектноконструкторскую деятельность (далее конструкторского дипломного проекта) включает следующие разделы:  разработка эскизного проекта самолёта заданного назначения;  разработка конструкции некоторого агрегата или системы спроектированного самолёта;  разработка специальной темы (спецтемы) проекта;  разработка мероприятий по охране окружающей среды и безопасности жизнедеятельности при создании или (и) эксплуатации самолёта;  экономическое обоснование (оценка) дипломного проекта. Конструкторский дипломный проект выполняется под руководством преподавателей выпускающей кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов. При разработке разделов по охране окружающей среды и безопасности жизнедеятельности, экономическому обоснованию дипломного проекта в качестве консультантов участвуют преподаватели соответствующих кафедр. В случаях, если дипломный проект (работа) имеет междисциплинарный характер или связан частично (или полностью) с тематикой сторонней организации, где проходила производственная или предполагается прохождение преддипломной практики студента, по решению выпускающей кафедры возможно приглашение дополнительных консультантов по отдельным разделам проекта. В качестве консультантов могут приглашаться преподаватели, научные сотрудники кафедр (факультетов) Самарского университета, а также высококвалифицированные специалисты научных, научно-производственных, проектно- конструкторских учреждений и организаций. Темами дипломных проектов в качестве объектов проектирования предлагаются различные типы гражданских и военных самолётов, а также перспективные летательные аппараты (экранопланы, воздушно-космические самолёты и др.).

81 стр., 40081 слов

Проект разработки проектной конструкторской документации на изготовление ...

... дипломная работа представляет собой проект разработки проетной конструкторской документации на изготовление женского вечернего платья. Целями дипломной работы являются: разработка базовой модели, разработка модельной конструкции; разработка ... метода конструирования и разработки чертежей изделий) и технического (разработка чертежей деталей ... м и по балльной оценке внешних дефектов. Синтетические нитки. ...

Ниже приведены примеры тем конструкторских дипломных проектов.  Широкофюзеляжный дальний магистральный самолет.  Средний военно-транспортный самолет.  Региональный пассажирский самолет.  Легкий военно-транспортный самолет.  Многоцелевой легкий самолет-амфибия.  Стратегический бомбардировщик-ракетоносец.  Средний магистральный пассажирский самолет.  Административный самолет.  Тяжелый транспортный самолет.  Беспилотный многоцелевой высотный самолёт – разведчик.  Учебно-тренировочный самолет.  Коммерческий самолёт-контейнеровоз с несущим фюзеляжем.  Многоцелевой беспилотный самолет гражданского назначения.  Самолёт для программы «Открытое небо». Далее приведено развёрнутое содержание основной части (основных разделов) конструкторского дипломного проекта (примерное оглавление расчётно-пояснительной записки) и примерный состав графической части проекта с указанием примерной трудоёмкости (в % от общей трудоёмкости проекта) каждого подраздела проекта. 1 Эскизный проект самолёта (50%, включая графическую часть).

1.1 Анализ задания и исходных данных. Статистика (1%).

1.2 Анализ проектной ситуации (1%).

1.3 Разработка тактико-технических требований (1%).

1.4 Выбор схемы самолёта (2%).

1.5 Определение тяговооружённости самолёта (1%).

1.6 Определение взлётной массы самолёта (2%).

1.7 Определение основных параметров самолёта (1%).

1.8 Весовой расчёт самолёта (1%).

1.9 Компоновка и центровка самолёта (2%).

1.10 Аэродинамический расчёт самолёта (аэродинамические и лётно – технические характеристики самолёта) (7%).

1.11 Расчёт устойчивости самолёта (3%).

1.12 Безопасность жизнедеятельности и охрана окружающей среды (1%).

1.13 Техническое описание самолёта (1%).

1.14 Оценка спроектированного самолёта (аэродинамическая оценка; оценка компоновки самолёта; оценка силовой схемы; оценка производственной технологичности самолёта; оценка эксплуатационной технологичности, надёжности и живучести самолёта; оценка экономической (боевой) эффективности самолёта) (2%).

2 Проектирование агрегата (40%, включая графическую часть).

2.1 Основные требования к проектируемому агрегату (1%).

2.2 Обоснование конструктивно – силовой схемы агрегата и выбор конструкционных материалов (1%).

2.3 Определение расчётных нагрузок и расчётных условий (2%).

2.4 Проектировочный расчёт агрегата и расчёт местной прочности (9%).

28 стр., 13856 слов

Особенности управления международными проектами в условиях технологической ...

... совместный российско-китайский проект (программа, группа проектов) разработки широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта, также известного, как CR929. Разработкой занимаются «Объединённая авиастроительная корпорация» (Россия) и COMAC (Китай). ВВЕДЕНИЕ «Сила в ... или воды [4]. ТОиР – техническое обслуживание и ремонт; работы и услуги, связанные с поддержанием лётной годности авиационной техники; ...

2.5 Техническое описание агрегата 1%).

2.6 Директивные технологические материалы по конструкции агрегата (2%).

2.7 Экономическая оценка агрегата (1%).

3 Специальная тема проекта (10%).

Заключение. Оценка степени выполнения задания на проект (1%).

Графическая часть проекта:

  • общий вид самолёта (2%);
  • компоновочный чертёж самолёта (20%);
  • центровочный чертёж самолёта (2%);
  • теоретический чертёж агрегата (3%);

— сборочный чертёж агрегата (20%).

— плакаты по спецтеме проекта (входят в общий объём спецтемы — 10%).

Примечания. 1) Расчёт лётно–технических характеристик самолёта выполняют согласно учебным пособиям по дисциплине «Динамика полёта». 2) Расчёт устойчивости выполняют в объёме, установленном конкретным заданием на конструкторский дипломный проект с учётом особенностей его содержания. 3) Объём спецтемы проекта может быть увеличен за счёт сокращения объёмов отдельных подразделов из разделов 1 или 2. 4) Подразделы по экономическому обоснованию дипломного проекта, охране труда и безопасности жизнедеятельности выполняют с использованием учебных пособий и методических указаний, подготовленных соответствующими кафедрами.

3.2 ВКР специалиста, ориентированная на производственнотехнологическую деятельность

ВКР специалиста, ориентированная на производственно-технологическую деятельность (далее технологический дипломный проект) выполняется под руководством преподавателей выпускающей кафедры производства летательных аппаратов и управления качеством в машиностроении. При разработке разделов по охране окружающей среды и безопасности жизнедеятельности, экономическому обоснованию дипломного проекта в качестве консультантов участвуют преподаватели соответствующих кафедр. В случаях, если дипломный проект (работа) имеет междисциплинарный характер или связан частично (или полностью) с тематикой сторонней организации, где проходила производственная или предполагается прохождение преддипломной практики студента, по решению выпускающей кафедры возможно приглашение дополнительных консультантов по отдельным разделам проекта. В качестве консультантов могут приглашаться преподаватели, научные сотрудники кафедр (факультетов) Самарского университета, а также высококвалифицированные специалисты научных, научно-производственных, проектно- конструкторских учреждений и организаций. Темами дипломных проектов в качестве объектов проектирования предлагаются задачи разработки технологических процессов и организации производства разнообразных деталей, агрегатов и систем самолётов различного назначения. Ниже приведены примеры тем технологических дипломных проектов.  Цех листовой штамповки деталей летательных аппаратов.  Проектирование технологии и средств оснащения производства обтекателя из трёхслойной конструкции.  Агрегатно-сборочный цех.  Заготовительное производство деталей самолёта обработкой резанием.  Цех механической обработки деталей шасси самолета.  Проектирование цеха сборки и испытаний агрегатов летательных аппаратов.  Цех изготовления деталей летательных аппаратов механической обработкой.  Разработка цеха сборки и испытаний агрегатов бортовых систем.  Цех сборки коков авиационных винтов.  Цех сборки оперения самолетов.  Проектирование цеха сборки фюзеляжа транспортного самолета.  Разработка цеха по изготовлению узлов бортовых систем летательных аппаратов.  Разработка цеха по изготовлению узлов трубопроводных систем самолета.  Технологическая подготовка производства деталей самолета, обрабатываемых резанием.  Цех сборки узлов из титановых сплавов.  Цех листовой штамповки малогабаритных деталей самолета. Содержание технологического дипломного проекта включает следующие разделы:  разработка классификатора изделий, изготавливаемых проектируемым подразделением предприятия (цехом);  проектирование технологического процесса основного производства цеха;  проектирование специальной оснастки для изготовления деталей, сборки агрегатов, монтажа и (или) испытаний систем оборудования самолёта (в соответствии с темой проекта и содержанием задания);  разработка планировки цеха;  разработка специальной темы (спецтемы) проекта;  разработка мероприятий по безопасности жизнедеятельности и охране окружающей среды в производственном процессе спроектированного цеха и (или) предприятия в целом;  экономическое обоснование (оценка) дипломного проекта. Разработка спецтемы проекта входит составной частью в содержание дипломных проектов обоих видов. Объектом спецтемы является исследовательская разработка одной из актуальных задач (проблем) развития авиации, непосредственно или косвенно связанной с темой дипломного проекта. Содержание задания по спецтеме определяется в начале проектирования и уточняется в ходе преддипломной практики. Возможны, например, следующие варианты содержания спецтемы:  изучение по специальной литературе некоторого нового вопроса (проблемы)из области проектирования, производства или эксплуатации самолётов с выявлением основных особенностей, направлений, перспектив развития с анализом влияния рассматриваемой проблемы на развитие авиастроения;  инженерная разработка с проведением расчётов и подготовкой конструкторской документации некоторого нового (оригинального) узла или агрегата самолёта, технологического процесса, сборочного приспособления, испытательного стенда и др.;  разработка организационно технических мероприятий по «расшивке» каких-либо «узких» мест конкретного производства авиационной техники;  подробные патентные исследования в какой-либо области самолётостроения. Результаты работы по спецтеме отражаются отдельным разделом в расчётнопояснительной записке и в графической части дипломного проекта.

6 стр., 2821 слов

Составление проекта комбинированной разработки рудной залежи. ...

С точки зрения современных представлений, под комбинированной разработкой следует понимать технологию освоения месторождения, сочетающую элементы физико-технической (открытой подземной) и физико-химической ... (карьера) принимается проектом за основу, при дальнейшем углублении или ведении горных работ разработка рудной залежи осуществляется переход на подземную разработку. Срок существования ...

4 ОФОРМЛЕНИЕ ВКР СПЕЦИАЛИСТА

ВКР специалиста оформляется в соответствии со стандартом организации СТО СГАУ 02068410-004-2007 «Общие требования к учебным текстовым документам» [3], а также стандартом ГОСТ 2.105-95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам [4].

Объем текстовой части ВКР специалиста (дипломного проекта) должен составлять не менее 60, но не более 100 страниц печатного текста (без приложений, таблиц, рисунков, списка использованных источников и оглавления).

Графическая часть дипломного проекта может быть представлена в форме чертежей, схем и плакатов, удовлетворяющих требованиям стандартов ЕСКД [5] и выполненных с использованием принятых в авиастроении графических редакторов, или трёхмерных электронных моделей, выполненных согласно действующим стандартам на электронную конструкторскую документацию [6,7]. Допускается совместное использование в одном дипломном проекте обеих форм для графического представления различных частей проекта (без дублирования).

38 стр., 18648 слов

Проект устройств релейной защиты и автоматики электрооборудования ...

... МВА, асинхронных двигателей мощностью до 4 МВт. БМРЗ устанавливаются в релейных ... проекте должны быть рассмотрены основные мероприятия по проверке, ремонту и осмотру устройств релейной защиты, ... релейной защиты и автоматики приведет к повышению надежности бесперебойного электроснабжения. А своевременное отключение поврежденного электрооборудования и предупреждение нарушений нормального режима работы ...

Иллюстративные материалы, по содержанию не относящиеся к конструкторской документации (например, плакаты, отражающие результаты выполнения спецтемы проекта), выполняют с использованием редактора Power Point. Подготовленная ВКР специалиста проходит проверку в системе «Антиплагиат».

5 ПОДГОТОВКА ВКР СПЕЦИАЛИСТА К ЗАЩИТЕ

ВКР специалиста представляется на выпускающую кафедру не позднее, чем за 10 календарных дней до дня защиты в следующем комплекте:  в письменной форме в прошитом, сброшюрованном или скрепленном виде – 1 экземпляр;  в электронной форме посредством записи на CD – 1 экземпляр. Электронная версия дипломного проекта должна содержать аннотацию на русском языке в формате «doc» или «docx» с кратким описанием работы (без заголовка) и текстовую часть проекта в формате «pdf» (не в виде фотографии).

После завершения подготовки обучающимся ВКР специалиста руководитель работы представляет на выпускающую кафедру письменный отзыв о ВКР специалиста. ВКР специалиста подлежит предварительной защите (предзащите) на выпускающей кафедре для определения степени готовности работы. Сроки и порядок предзащиты устанавливаются выпускающей кафедрой. Комиссия по предзащите ВКР назначается распоряжением заведующего выпускающей кафедрой. Студент должен представить к предзащите один экземпляр ВКР. Необходимо наличие текстовой части работы, графических и иллюстративных материалов в полном объёме. Студенту на выступление отводится 7-10 минут. Комиссия по предзащите выносит решение о допуске (или недопуске) студента к защите ВКР специалиста. ВКР специалиста подлежат обязательному рецензированию. При представлении завершенной ВКР специалиста к защите в ГЭК решением выпускающей кафедры назначается рецензент из числа лиц, утверждённых в качестве рецензентов, не являющихся работниками выпускающей кафедры, либо факультета, либо Самарского университета [2].

Рецензент проводит анализ ВКР специалиста и представляет в ГЭК письменную рецензию на указанную работу, оформленную согласно положению [2].

На защиту представляются ВКР специалиста, отзыв руководителя работы и рецензия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/diplomnaya/besplatformennyie-izmeriteli-prostranstvennogo-polojeniya-samoleta/