, 2 главы, состоящие из двух параграфов, заключение, библиографический список, альбом приложений формата а3 (планы территории, визуализации, чертежи объектов, карты материалов).
Творческая часть состоит из планшета 1500х700 мм, (визуализации зон, текстуры, концепция проекта), макета проектируемой территории в масштабе (1:100) и макета арт-объекта в масштабе (1:100).
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИИ В
ПРОЕКТИРОВАНИИ ЭКСТЕРЬЕРОВ И ЛАНДШАФТОВ
ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ СТИЛЯ ХАЙ-ТЕК
1.1. Современные дизайн-концепции проектирования экстерьеров и
ландшафтов общественных зданий.
В этом параграфе будут рассмотрены современные дизайн-концепции проектирования экстерьеров и ландшафтов общественных зданий.
Фасады и прилегающая территория являются неотъемлемой частью проектирования городской среды, выполняя не только свои практические функции, но и формируя общее образное восприятие как архитектуры отдельного здания, так и микрорайона.
«Общественные здания являются основными структурными элементами застройки общегородского центра и центров городских районов. Будучи предназначены для удовлетворения общественных потребностей людей, они отражают уровень социального, культурного и технического развития той эпохи, в которую они были созданы.» [2]
При разработке концепции дизайн-проекта фасада здания и прилегающей территории следует учитывать специфику и назначение того или иного здания и территории, его место в архитектуре улицы, исторические и культурные аспекты, а также взаимодействие с окружающей средой.
Что касается последнего, современный дизайн всё больше стремится к размытию границы между внутренними и внешними пространствами города, объединению их в один “градостроительный партер” не только визуально, но и с эргономической и функциональной точек зрения. Это время экспериментов в формообразовании и поиска новых всевозможных пространственных решений, которые бы смогли сделать жизнь человека в современном мире более комфортной.
«Общественная территория выполняет две конкретные социальные функции. Во-первых, она позволяет людям чувствовать себя комфортно за пределами своих домов и личных участков, обеспечивая таким образом связь не обязательно только с конкретным соседом, но и с общественной системой в целом. Во-вторых, это территория, на которой люди могут встречаться друг с другом». [1]
Инженерная защита зданий и территорий от затопления
... и подтопления. 1. ЗАЩИТА ЗДАНИЙ ОТ ПОДТОПЛЕНИЯ 1.1 Причины и следствия подтопления, факторы вызывающие подтопление территорий подтопление дамба дренаж гидроизоляция инженерный Производство строительных работ и нормальная эксплуатация территории часто нарушаются подтоплением и заболачиванием территории. ...
В городах, где важное место занимают автомобильные шоссе и парковки, важно появление пространств для отдыха и общения. Развивающееся сетевое общество подразумевает, что интенсивность и сложность социальных взаимодействий экспоненциально выросли. Несмотря на то, что использование Интернета и мобильных девайсов возросло, возросла и потребность людей в общении лицом к лицу посредством архитектуры и городским пространств.
В качестве примера можно рассмотреть кампус Университета Южной Дании в Колдинге (Приложение 1).
В прошлом здесь находилась больница, пока в 2008 году не было решено провести конкурс на новый проект, который бы превратил здание не только в кампус университета, но и центр культурной жизни горожан: здесь также планировались проведение выставок и концертов. Фасад здания обращен к реке, и площадь перед ним невольно создаёт новое общественное пространство в дали от городского шума, ближе к природе. Часть прилегающей территории, примыкающая к городским улицам, занята автомобильными и велосипедными парковками, у выхода к реке находится зона отдыха студентов и посетителей. Фасад здания покрыт треугольными жалюзи из перфорированной стали, открывающимися и закрывающимися автоматически благодаря датчиками света и тепла, которыми оснащена вся система. Благодаря этому, фасад работает как на внутреннее, так и на наружное пространство. В приоткрытом состоянии треугольные ставни придают зданию дополнительную выразительность и динамику, разбивая плоскость стены на сегменты. Форма треугольника легла в концепцию проекта: она повторяется в самом плане здания, в убранстве внутри него и в очертаниях экстерьера. В дизайн-проекте отразился образ часов: двигающиеся треугольные ставни выполняют функцию стрелок.
Идея тесной взаимосвязи искусственного и естественного, сближения человека с природой широко прослеживается в современной архитектуре. По мнению приверженцев стиля био-тек, дом будущего — это самостоятельная система, гармонично вписывающаяся в окружающую среду, не вступающая в противоречия в природой. Пример этого можно увидеть в проекте пекинского торгово-развлекательного центра Galaxy SOHO авторства Захи Хадид (Приложение 1).
Комплекс состоит из “сросшихся” друг с другом плавными переходами четырёх башен, внутреннего дворика и парка, в котором повторяются бионические линии архитектуры здания. Пространство внутреннего двора представляет собой один из принципов китайской архитектуры: территория здесь не состоит из жёстких блоков, вместо этого она содержит объёмы, которые объединяются, чтобы создать мир непрерывной взаимной адаптации и текучего движения между каждым зданием.
Снаружи бионическая форма комплекса продолжается в территории парка. Он повторяет “слоистость” архитектуры комплекса и его нейтральную белую гамму. У входной группы выделяется зона отдыха. Её особенность отсутствие чёткой структурированности, некоторая свойственная био-теку условность границ — ступеньки перетекают в бордюр фонтана, которые в данном случае могут сыграть роль сидения, уровни фонтана перемежаются с клумбами, лавочки будто вырастают из газона, образуя у входа комплекса некое подобие амфитеатра. На нижних этажах здания располагаются объекты торговли и развлечений, уровни выше отданы под офисы, верх здания занимают бары и рестораны, откуда открывается вид на город и одну из самых красивых его улиц.
Общественные здания. Индивидуальное жилище. Промышленные здания
... 1.2 Классификация общественных зданий общественный здание архитектура домостроение Общественные здания и ... Жилые здания, хозяйственные постройки, сооружения, комплексы ... зданий становится жизненной средой, будучи наполненной необходимым оборудованием и мебелью, предметами бытового обихода, а также произведениями живописи, скульптуры, фотографии, декоративно-прикладного искусства, озеленением. ...
Стоит отметить, что парк — не единственная зелёная зона комплекса. В переходах между верхними уровнями башен размещена прогулочная площадка, разделённая газоном. Практика озеленения крыш и фасадов общественных зданий довольно широко распространена в современной архитектуре. В мегаполисах это служит не только визуальной разрядкой для горожан и одним из способов декоративного оформления фасада, но и решает некоторые экологические проблемы.
Одним из принципиально важных материалов в отделке Galaxy SOHO является стекло. Панорамное остекление и стеклянный потолок башен лишают здание визуальной тяжеловесности и замкнутости, глянцевая текстура стекла также придает дополнительной выразительности как экстерьеру, так и интерьеру. Применение стекла в фасадах общественных зданий обусловлено и его физическими характеристиками: оно не препятствует проникновению света, что является важным для помещений с большим скоплением людей. Благодаря стеклянным атриумам, пронизывающим все этажи дневной свет достигает каждого помещения.
Можно сказать, что в целом архитектура комплекса одновременно сочетает в себе новаторство, современные технологии, переосмысление традиций и подражание природным формам. Территория комплекса и окружающий ландшафт представляют собой единую систему, как в визуальном, так и в функциональном плане.
Эргономичность и экологичность — довольно актуальные факторы для современной архитектуры больших городов. Современные технологии в строительстве позволяют развивать озеленение крыш и фасадов, не прибегая к необходимости дополнительного ухода за растениями. Растения способны не только улучшить экологическую обстановку и психическое самочувствие человека, озеленение многоэтажных домой и общественных зданий является распространённой тенденцией в дизайне, предоставляющей дизайнерам и архитекторам новую плоскость для экспериментов в формообразовании. В данный момент вертикальное озеленение является не только простым способом редизайна здания, оно также может стать одним из основополагающих составных частей в его архитектуре, заменить собой стены или фасад. К примеру, можно обратить внимание на архитектуру оздоровительного центра Pure Spa во вьетнамском городе Дананг (Приложение 2).
Его фасад и стены главным образом отделаны стеклом и повторяющимися вертикальными элементами, сквозь которые будто бы естественным путём прорастают висячие сады. Растения выполняют роль стен, перегородок и ширм и повсеместно проникают в минималистичный интерьер, создавая ощущение полузакрытого пространства, что, в свою очередь, благотворно влияет на эмоциональное состояние посетителей. Живые изгороди способствуют созданию естественной вентиляции, охлаждающей внутреннее пространство. Озеленение занимает значительную часть фасада, экстерьера и интерьера, связывая архитектуру с окружающими ландшафтами и подчеркивая экологическое сознание компании.
«Зелёное строительство — это вид строительства зданий с минимальным воздействием на окружающую среду. Главной целью зелёного строительства является снижения уровня потребления энергетических и материальных ресурсов при обеспечении комфортных условий внутренней среды в течение всего жизненного цикла здания, включая инженерные изыскания, проектирование, строительство, эксплуатацию, капитальный ремонт, реконструкцию, снос.” [7] Навесные вентилируемые фасады с вертикальным озеленением позволяют выполнять проекты, не подвергая здание излишнему риску. Посадка растений может быть как локальной, так и полностью занимать поверхность фасада. Растительность очищает воздух, снижает транспортный шум, восстанавливает баланс искусственных сооружений и зелёных зон другими словами, решает многие насущные проблемы городской среды. В частности, озеленение актуально для жилых построек и общественных пространств — зданий с высокой посещаемостью.
Реконструкция и реставрация фасадов зданий
... ремонту и реконструкции фасадов Техническое обслуживание и ремонт фасадов зданий включает в себя следующие мероприятия: плановые осмотры, внеплановые осмотры, текущий ремонт, капитальный ремонт, реставрация фасадов (для памятников архитектуры и ценной ...
Эксперименты над формообразованием, поиск новых образов и переосмысление сложившихся архитектурных традиций очень характерно для архитектуры эпохи модернизма и постмодернизма. В последние десятилетия на развитие этого вида искусства также повлияла всемирная компьютеризация, предоставившая дополнительные возможности для художественного поиска и облегчившая утомительные рабочие процессы. Развитие технологий в строительстве повлекло за собой появление кинетической архитектуры единства инженерной мысли и искусства. Помимо вышеупомянутого кампуса университета в Колдинге, таким, к примеру, является фасад научного центра LIGO (Приложение 2), представляющий собой огромный магнитный маятник, собранный из множества металлических стержней высотой в десять метров. Концепция проекта заключается в придании невидимым природным явлениям видимую форму, в эстетизации науки, которой занимаются в стенах этого здания. При ветреной погоде стержни начинают колебаться, благодаря чему кажется, что по полотну фасада прокатываются волны. Если ветер усиливается, металлические элементы двигаются более хаотично. Кинетическая архитектура показывает, как простые по своей сути инженерно-дизайнерские разработки позволяют необычно оформить плоскость фасада и создать выразительный образ здания в окружающей среде.
Новые технологии ХIХ века в обустройстве промышленных выставок совершили революцию в архитектуре, подтолкнув дальнейшее развитие этого вида искусства в более функциональное русло. “Волны значений, порождённых культурой ХIХ века, не укладывались в системы знаков архитектурных форм классицизма. Эклектизм родился из попыток вернуть архитектурной форме значимость за счёт манипулирования ассоциациями, литературными по своей сути, которые связывались с формами различных исторических стилей. Как неоклассические ветви архитектурного формообразования ХХ века, так и архитектура авангарда сложилась и развивалась поначалу в полемике с эклектизмом”. [4]
Постмодернизм позволил дизайнерам и архитекторам задействовать в творчестве исторически сложившиеся архитектурные формы, но лишь опосредованно — к примеру, иронически их обыграв.
Начало ХХI века подарило свободу в сфере проектирования фасадных решений. Способствовали этому и развивающиеся технологии, и отсутствие явного регламентирующего мейнстримного направления. При всём разнообразии подходов к решению подобных задач, формально можно выделить два пути: интуитивный и дискурсивный. Интуитивная стратегия опирается на фокусирование эстетического переживания на актуальном стимуле. При данном подходе реализуются либо важные для автора, либо популярные у социума образы. Дискурсивная стратегия включает в себя поисково-исследовательский процесс и позволяет создать «аргументированную» форму, основанную на аспектах городской среды и окружающего контекста.
Подводя итог, можно сказать, что современный этап развития архитектуры и дизайна — это время принципиально нового подхода к решению задач, направленных на обустройство городского окружения и общественных пространств. В ускоряющемся ритме жизни пространства для отдыха и общения становятся важной частью городской среды. Это время экспериментов, переосмысления сложившихся традиций и поиска нового с помощью развивающихся технологий. Современная архитектура также не лишена элемента интерактивности: часто образ, заложенный в концепцию, метафоричен; он либо направлен на собственные ассоциации отдельно взятого человека, либо отражает общую социокультурную ситуацию и потребности общества в данный момент времени.
История и архитектура крупнейших мостов Санкт-Петербурга
... В некоторых городах, таких как Санкт-Петербург или Прага, мосты являются неотъемлемой частью городской архитектуры. В классическом стиле выполнены многие древнеримские мосты: почти лишённые декора, они, ... около 16 километров. И не зря Петербург иногда называют "Музеем мостов". Определение это вполне справедливо. На примере строительства городских мостов можно изучать историю мостостроения трех ...
1.2. Характерные элементы в формировании концепции фасадов и
ландшафтов в стиле хай-тек.
Данный параграф раскрывает характер формирования концепции единства в оформлении фасада и прилегающей территории ландшафта с элементами стиля хай-тек. Материал параграфа является основой для работы над собственным концептуальным решением проекта, предполагает анализ концепций существующих объектов и дизайн-проектов, определению современных тенденций в формировании концептуальной основы проекта.
Современный дизайн и архитектура общественных пространств стремятся к большей лаконичности и функциональности, поэтому популярными на сегодняшний день являются такие стили, как хай-тек, конструктивизм, деконструктивизм, био-тек и минимализм.
Все эти стили сформировались в эпоху модернизма — переосмысления красоты, перехода от богатой декоративности к выражению мысли через более лаконичные формы и образы.
Хай-тек берет своё начало в идеях архитекторов-модернистов Людвига Мис ван дер Роя и Ле Корбюзье, их концепции “Дом — машина для жилья”, а также в принципе Луиса Салливана “Форму определяет функция”, заключающихся в том, что в эпоху стремительного развития науки и технологий и ускоряющегося темпа жизни любая архитектура в первую очередь должна полностью выполнять потребности человека, делать его жизнь максимально удобной и комфортной. Это стиль, воспевающий прогресс, в котором главными выразительными средствами является материал и конструкция.
В 50-60-х годах прошлого века на фоне бурного развития технологий и полёта человека в космос среди архитекторов распространялось увлечение футурологией, попытками предсказать, как будет выглядеть мир в начале нового тысячелетия. Авторы первых визионерских работ строили свои модели на качествах, которые казались противоположными недостатках среды современных городов: хаотичности и замкнутости целого противопоставлялась открытость упорядоченной системы, недостаточности сети коммуникаций возможность их неограниченного развития, изолированности от природы слияние с ней.
Как в минимализме, так и в хай-теке отвергаются все лишние детали: гармония строится на взаимодействии пространства, форм, линий и света. Хайтек опирается на чёткие и строгие линии, в нём сочетаются экстравагантность и простота. В такой архитектуре предпочтение отдается натуральным необработанным материалам — металлу, дереву, стеклу, чья естественная фактура ввиду отсутствия привычных декоративных элементов придает интерьеру, экстерьеру или фасаду здания дополнительной художественности. В хай-теке также широко применяется пластик. Его глянцевая текстура отлично подходит для футуристичной эстетики этого стиля. Хай-тек часто можно увидеть в архитектуре и внутреннем убранстве бизнес-центров и офисов: считается, что он способен подчеркнуть технологичность и финансовое благополучие компании.
Самые необычные здания мира
... опиралась на ТОП-50 самых «необычных зданий мира» по версии сайта «Village of ... Гауди придал стене оригинального фасада волнообразную форму, которая затем была оштукатурена известковым ... Шеваля оказался вместилищем разных стилей и направлений архитектуры. Это ... мира, передающих причудливые чувства уникальности, которая демонстрирует современности экзотические формы внешнего и внутреннего дизайна ...
Один из примеров стиля хай-тек в современном дизайне экстерьеров общественных зданий — здание института молекулярных исследований университета Ла Троба в Мельбурне (Приложение 3).
Его фасад состоит из разноцветных геометрических форм, перекликающихся с видом молекул. На нижних этажах здания располагаются аудитории для занятий студентов первого-третьего курсов — просторные лаборатории, смежные с помещениями для лекций. Это позволяет студентам переходить от проектной деятельности к цифровым и совместным занятиям внутри смежных пространств. На первом этаже аудитории соседствуют с пространствами для отдыха, расширяя идею о помещении студентов в центр наружных социальных и внутренних учебных зон.
Концепцией, лежащей в основе проектирования института является создание единого комфортного пространства для коллективной работы, отдыха и общения. Лекционные аудитории и залы для конференций физически и визуально связаны с помещениями для отдыха; главная лестница, ведущая через центр здания соединяет учебные этажи с этажами для исследований, выражая идею о пути ученого. Панорамное остекление окон добавляет в помещения света и будто бы “впускает” в них часть окружающей среды, еще раз подчеркивая условность границы интерьера и экстерьера, искусственного и естественного. Прямые и перекрестные колонны, “поддерживающие” здание, визуально придают ему легкости и создают дополнительный акцент в общей композиции фасада.
Широкое использование панорамного остекления и сетчатых металлических конструкций можно заметить в творчестве одного из основателей стиля — британского архитектора Нормана Фостера. Многие из его работ базируются на сочетании металла, как основополагающего “скелета” здания и стекла, являющегося его “кожей”.
Один из наиболее известных примеров — Сити Холл — административное здание Большого Лондона, расположенное на набережной Темзы неподалеку от Тауэрского моста (Приложение 3).
Здание имеет форму эллипсоида, отклонившегося относительно своей вертикальной оси, и из-за этой формы лондонцы часто сравнивают его с коконом шелкопряда, стеклянным яйцом и велосипедным шлемом. Сам же архитектор признается, что данная форма была выбрана им из соображений экономии: он стремился сократить поверхность сооружения и таким образом уменьшить потребляемую им электроэнергию. Можно заметить, что здание немного сужается к верхним этажам, благодаря чему все этажи получают максимальное количество солнечного света, не нуждаясь в дополнительном освещении.
Технологичность и функциональность — не последние аргументы в пользу использования стиля хай-тек в проектировании общественнных зданий и пространств. Архитектура этого стиля направлена на создание комфортной жизни человека в мегополисе, в условиях информационного шума и обилия социальных контактов. Так, применение сетчатого и панорамного остекления создает иллюзию невесомости, открытого пространства, что нередко помогает улучшить психологическое состояние при учебном или рабочем процессе деятельности, предполагающей большую умственную нагрузку.
Эта особенность сопровождает дизайн-концепцию другого творения Фостера — крыши Большого двора Британского музея (Приложение 4).
Разработка макета фасада ювелирного магазина: понятие, функции, ...
... всего такие макеты используются при работе с покупателями домов, квартир. 1.2 Типы фасада Фасад - наружная, лицевая сторона здания. Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением ... элементами. Ландшафтные макеты. Эти макеты с абсолютной точностью воспроизводят ландшафт территории, на которой инвесторы предполагают развернуть будущее строительство. Художественные макеты. Макеты этого типа ...
Известно, что над обликом Британского музея на всём протяжении его существования трудились три архитектора. Первый из них, Сэр Роберт Смирк стал автором плана музея — плана по постепенному превращению дома Монтегю в Блумсбери в здание архитектуры классицизма. В саду, располагавшемся во внутреннем дворе дома, который в настоящее время является просторным закрытым помещением, связывающим разные части музея, Смирк увидел подходящее завершение ожиданий, положенных героическим масштабом ионических колонн входной группы. Позже Сидни Смирк, младший брат архитектора, построит во дворе Читальный Зал, а примерно через двести лет Норман Фостер переосмыслит идеи своих предшественников и позволит Большому двору и Читальному залу мирно сосуществовать на одной территории.
В настоящее время Большой двор представляет собой закрытое остекленной металлической сеткой многофункциональное общественное пространство, в центре которого располагается барабан Читального зала. Убрав галереи и лекционные залы на этаж ниже и разместив на барабане широкие лестницы с террасами для отдыха, Фостер освободил само пространство двора. Оно стало не только сердцем музея, но и частью города за ним, продолжением дороги от Блумсбери до Темзы.
Таким образом, концепция двора не изменилась со времен Роберта Смирка: его просторное, наполненное светом пространство все ещё является логичным продолжением великолепного фасада музея и местом отдыха его посетителей. Стеклянная крыша музея напоминает первые павильоны промышленных выставок, оранжереи британских парков и большие вокзалы Лондона. Помимо всего этого, при реконструкции музея Фостеру удалось найти гармонию исторически сложившегося и нового. Как и рассмотренный ранее многофункциональный центр Galaxy SOHO, Большой двор Британского музея сочетает в себе новаторство и уважение к архитектурным традициям прошлых лет.
Встраиваясь в сложившийся архитектурный ансамбль, хай-тек при этом не выглядит инородно. Такое смешение стилей и эпох скорее напоминает естественно сложившуюся экосистему, в которой не один из элементов не противоречит остальным.
Как было выявлено в первом параграфе, одной из задач современных ландшафтных дизайнеров при проектировании такой территории, как парк или двор общественного учреждения является создание взаимосвязи, визуальной и функциональной целостности архитектуры и среды. Примером такой организации пространства может послужить общественный парк Миллениум в Чикаго, основанный в 2004 году (Приложение 4).
Парк представляет собой площадь в девять гектар, разделенную на разные по своей функциональной составляющей зоны. Центром в общей его композиции является концертная площадка “Джей Прицкер Павиллион”, необычный дизайн которой объединяет зеленую лужайку и металлические конструкции. Зона включает в себя сцену, ряды кресел и зелёный луг в размере трёх футбольных полей, способный разместить семь тысяч посетителей. Огромная “вывернутые наизнанку” стальные конструкции обрамляют сцену, концентрируя на ней внимание зрителя. От остальной территории парка концертная площадка визуально и физически отделена решетчатым металлическим навесом, который также способствует созданию хорошей акустики, а установленные по всему его периметру фонари создают хорошую освещенность всей территории зоны даже в ночное время.
Дизайн-проект загородного дома
... заказчика и общественных организаций. Эта задача выполнима, если заказчики будут привлекать профессиональных архитекторов, дизайнеров различных направлений и специализаций. Цель: Разработка дизайн-проекта загородного дома. Задачи: ... когда еще училась в школе... Законы дизайна - законы конструирования, планировки украшения жилища, связаны с одной стороны - со стилем жизни людей, обитающих в нем, ...
Говоря о стилистике хай-тека как о торжестве высоких технологий в окружающем нас мире, невозможно не упомянуть и знаменитую систему фонтанов Краун Фонтейн, расположенную в юго-западной части парка. Два обращенных друг к другу фонтана представляют собой пятнадцатиметровые башни с расположенными на них светодиодными экранами, поочередно проецирующими лица волонтёров, нанятых Школой искусств Института Чикаго. Вода поступает из подземного резервуара по трубам внутри фонтана на вершину и стекает по всем его четырём сторонам в резервуар в основании. Проект также отображает разнообразие культурных групп, проживающих в Чикаго, “лица” фонтанов будто находятся в диалоге друг с другом.
Ландшафтам с элементами стиля хай-тек присуща некоторая
прямолинейность, колористическая минималистичность, симметрия, асимметрия и комбинированные планировки элементов. Среди материалов можно встретить как натуральные материалы, такие как камень, керамика, металл, так и пластик в различных его вариациях. Также активно используется дерево с чётко выраженной фактурой, подчеркивающей эстетичность материала. В ландшафтах с использованием этого стиля популярно применение многоуровневого озеленения, подпорных стенок, выполненных из бетона или отделанных плиткой, имитирующей натуральный камень. Среди видов озеленения распространены живые изгороди, декоративные клумбы в бетонных и деревянных вазонах, озеленение крыш, вертикальное и фигурное озеленение с использованием основных геометрических форм. Здесь используются новейшие технологии в садоводстве и садово-парковом дизайне. Некоторые из тенденций ландшафтов с элементами стиля хай-тек – геопластика, (искусственное создание или изменение рельефа ландшафта) и дендропластика (совокупность методов, направленных на создание объёмов из групп плотно высаженных кустарников).
Главным в деревьях и кустарниках является форма, они выбираются по принципу – интересное строение ствола и чёткие очертания кроны. Деревья нередко напоминают искусственные сооружения, в продолжение тематики инженерных конструкций в хай-теке. К искусственному изменению рельефа также относится создание водоёмов. Как и все остальные составные части, водоёмы имеют геометрическую форму – чаще всего прямоугольную или квадратную. Дно водоёма отделано плиткой, бетоном, натуральным или искусственным камнем.
Осветительные элементы отвечают не только за функциональность и декоративность, в данном стиле они также призваны акцентировать внимание на каком-либо объекте, чем можно объяснить и широкое применение ландшафтном подсветки и фасадного освещения. Один из возможных вариантов освещения – светильники на солнечных батареях, сочетающиеся с концепцией данного направления. Ввиду своей минималистичности и отсутствия большого количества декоративных элементов, одним из средств выразительности нередко выступают вставки декоративной насыпи из мелкого камня, абстракционистские скульптуры, текстуры различных материалов, художественное мощение. Садово-парковая мебель в стиле хай-тек отличается чёткой геометрией форм, отсутствием богатого декора, повышенной функциональностью, использованием дерева, металла и пластика в качестве главных материалов. Зачастую на подобного рода территориях применяется мощение тротуарной и зеркальной виниловой плиткой, гранитной брусчаткой, древесиной.
Чикаго известен как “город в стиле хай-тек” и Парк Миллениум стал гармоничной частью общего пейзажа, его продолжением. До парка можно добраться через два пешеходных моста. Николс Бриджуэй выходит из третьего этажа Института искусств, Бритиш Петролеум соединяет Миллениум с парком Мэгги Дейли. Оба моста открывают посетителям красивые виды на город, сам парк и озеро Мичиган, также символизируя концепцию о связи архитектуры и ландшафтов в хай-теке. “Включение в интерьер общественных зданий брутальных форм уличной мебели и оборудования, фасадного декора, мощения тротуарной плиткой давно уже нашло широкое распространение. В то же время на улицу выносятся непривычно легковесные формы мебели, ставятся камерные скульптурные и декоративные объёмные композиции, рассчитанные на восприятие с ближних дистанций, создаётся насыщенная достаточно высокими цветовыми контрастами полихромная среда. Приставные и выносные витрины, торговые лотки и автоматы, навесы и уличная мебель растворяют границу между улицей и внутренним пространством здания”. [5]
Современные строительные материалы для отделки фасадов
... структурированная. Керамогранитные плиты обычно являются частью навесного фасада, состоящего из закрепленной на стене подоблицовочной конструкции и материалов облицовки. Кирпич - традиционный строительный и облицовочный материал. Однако сегодня он оказался "знакомым незнакомцем": ...
Казавшийся утопическим в начале своего существования, хай-тек в итоге оказал огромное влияние как на современную архитектуру, так и на индустриальный дизайн. Мечты о технологичном будущем, в котором этот стиль больше не будет выглядеть так посторонне и вызывать острую критику со стороны общественности, со временем всё больше становятся реальностью. Современный хай-тек менее вызывающ, чем парижский Центр Помпиду, ему присуща большая лаконичность, лишенная ярко выраженной индустриальности. От загруженности декоративными элементами, в качестве которых здесь выступают технические конструкции, хай-тек переходит к более стройным и прозрачным формам, к активному использованию металлической оболочки сложной кривизны, современного стекла и цифровых технологий.
Таким образом, хай-тек, как стиль, сложившийся в эпоху поиска новых эстетических образов и технического прогресса, стал художественным выражением образа жизни человека начала нового тысячелетия. Присущие ему гармоничность и функциональность делают произведение этого стиля похожим на огромный механизм, роль каждой части которого строго отрегулирована. Хай-тек создаёт новое представление об архитектуре, строящейся на взаимодействии материалов, форм и объёмов, прославлении индустриальной эстетики и смелого взгляда в будущее. Отсутствие традиционного декора, минималистичность в выборе цветов и фактур позволяют ему стать дополнением городского пейзажа, не нарушая его исторически сложившегося архитектурного порядка и предлагая необычные решения сложных дизайнерских задач.
В первой главе дипломной работы были рассмотрены современные дизайн-концепции проектирования экстерьеров и ландшафтов общественных зданий, были изучены характерные элементы в формировании концепции фасадов и ландшафтов в стиле хай-тек.
Мы выяснили, что промышленная революция конца XIX века и технический прогресс ХХ века оказали большое влияние на формирование стилевых направлений современной архитектуры, повернув вектор развития этого вида искусства в более технологичное русло и сыграв роль в появлении принципиально новых художественных образов и средств для творческих поисков.
Концепции современных архитектурных проектов разнообразны. Это время экспериментов, синтеза архитектурного и инженерного искусств, иронического переосмысления традиций и взаимодействия со зрителем с помощью знакомых ему образов и метафор.
Современные фасады с элементами стиля хай-тек отличаются обилием стекла, использованием сетчатых металлических конструкций и эстетизацией натуральных необработанных материалов – дерева и металла. Благодаря своей строгости, лаконичности и функциональности хай-тек часто используется для отделки общественных пространств и легко вписывается в сложившийся архитектурный ансамбль.
ГЛАВА 2. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ДИЗАЙН-ПРОЕКТА
2.1. Предпроектный анализ проектируемых зон объекта.
В этом параграфе будет выполнен предпроектный анализ проектируемых зон объекта, выделены основные проблемы проектируемых зон, которые предстоит решить при создании проекта.
Главный корпус Алтайского гуманитарно-педагогического университета имени В.М. Шукшина представляет собой типовое советское здание из белого кирпича без ярко выраженной стилевой принадлежности.
Композиция фасада симметрична, что соответствует классическим архитектурным традициям. В архитектурных проектах симметрия чаще всего используется для придания фасаду визуальной гармонии, ясности. К примеру, для античной архитектуры было характерно одинаковое количество колонн, расположенных вдоль фасада таким образом, что вход находился посередине. Активное использование симметрии просматривается и в зодчестве последующих веков – готическом стиле, ренессансе, барокко. Симметрия связывает композицию фасада воедино, акцентируя внимание зрителя на главном элементе, находящемся в центре – входной группе, состоящей из стеклянных дверей и арочного навеса, формирующего у входа полузакрытую зону для выступлений во время проведения массовых мероприятий. Входная зона является точкой притяжения внимания зрителя и является главенствующим элементом проектируемого пространства, выполняя не только свою прямую функцию, но и выступая в качестве своего рода «сцены».
Небольшая площадка закрыта крышей, обшитой кровельным материалом и держащейся на цилиндрических металлических опорах. Главные проблемы входной зоны – её визуальная тяжеловесность, отсутствие художественного единства с плоскостью фасада.
При проектировании входной группы стоит уделить внимание и установке новых дверей, так как существующая дверная система не отвечает современным стандартам функциональности для дверей общественных учреждений. В данный момент на главном входе корпуса университета установлены окрашенные серой водоэмульсионной краской металлические двери со стеклянным наполнением. Металлические двери представляются слишком тяжёлыми и малоудобными для подобного типа строений. В данном случае удобная и функциональная входная группа являются важным показателем, учитывая потоки людского движения, практически ежедневно циркулирующие через двери общественных зданий. Входная система не должна затруднять поток большого количества людей как при нормальной движении, так и при условиях аварийной эвакуации.
Также не до конца решённой осталась задача размещения на входной группе названия университета: табличка с аббревиатурой образовательного учреждения «теряется» при первом взгляде на фасад, ей недостаёт подходящего цветового и стилевого решения, что делало бы её примечательной и мгновенно узнаваемой среди других вывесок и логотипов данного микрорайона.
Элементом, перетягивающим на себя внимание зрителя, является выложенная металлическими табличками надпись «Университет» на крыше здания. Подобная практика размещения на крышах зданий названий и лозунгов была довольно распространённой в советской архитектуре. Часто вывески, созданные таким образом, выполняли не только декоративную, но и навигационную функцию. Сейчас, в эпоху GPS-навигаторов и электронных справочников с картами городов, эта функция перестаёт быть необходимой. При отсутствии должного ухода за вывесками со стороны управляющих компаний зачастую они превращаются в «визуальный мусор» в городской среде и постепенно разрушаются, представляя потенциальную опасность для прохожих.
Одни из главных характерных черт советской типовой архитектуры – это её упрощённость, использование базовых массово производившихся элементов, бесконечный повтор, из-за чего образ улицы, района или целого города порой выглядит безликим, лишённым внешней индивидуальности.
В настоящее время всё большую популярность в России набирает создание стилевого единства и поиск уникальных узнаваемых образов отдельно взятых городов. Дизайн-код – это некое подобие сборника единых правил проектирования, унифицирующего требования к функциональной и художественной организации городской среды. Он включает в себя многое, начиная, к примеру, стандартами высоты зданий и заканчивая оформлением рекламных стендов и витрин некоторых магазинов. В мегаполисах также существует индивидуальный дизайн-код для отдельно взятых улиц и районов.
Сейчас создание индивидуального стиля как никогда востребовано во многих областях дизайна. В условиях большой конкуренции на рынке наличие узнаваемого фирменного стиля является актуальным как для крупных организаций, так и для индивидуальных предпринимателей и фрилансеров. Что касается стилевого единства целых городов, то в перспективе такой подход, к примеру, может оказать немалое влияние в развитии туризма.
В 2018 году в Бийске началась программа “Формирование комфортной городской среды”, согласно которой в ближайшие годы в городе планируется обустроить десятки дворов и общественных территорий. В последние годы в Бийске уже проводились кардинальные реновации общественных зданий и территорий, к примеру, спортивного комплекса “Заря”. Во время реконструкции изменился образ фасада: он лишился симметрии, присущей многим советским общественным зданиям и приобрёл черты, более характерные для стиля хай-тек. Основополагающим элементом служит входная группа — она задаёт ритм плоскости фасада. Благодаря асимметрии и горизонтальным линиям создаётся динамика, подчеркивающая тематику спорта и активного образа жизни.
Отсутствие взаимосвязи между различными элементами, визуальная «раздробленность» также является одной из проблем проектируемой территории. Прилегающей территории, которая в данном случае может служить связующей между разными зонами, требуется полная реконструкция. Асфальтное покрытие и бордюр находятся в неудовлетворительном состоянии, в целом убранство площади выглядит устаревшим и нуждается в полном преобразовании при создании нового проекта.
Стоит отметить, что асфальт – не самый выгодный вариант в качестве мощения подобного рода пространств, так как в среднем срок его эксплуатации составляет 10 лет – значительно меньше, чем у других видов покрытий. К аргументам против использования этого материала в общественном экстерьере также относится его токсичность: при воздействии высокой температуры от него исходит специфический запах, наиболее резкий в первое время после укладки. Несмотря на то, что при помощи асфальта достаточно просто добиться ровной поверхности, достичь при этом прочности его верхнего слоя представляется довольно затруднительным. Асфальт очевидно уступает другим материалам по эстетичности внешнего вида, если речь идёт об обустройстве частных и общественных территорий.
Одна из основных функций общественных пространств — создание комфортной среды для отдыха и общения большого количества людей. На данный момент на прилегающей территории главного корпуса университета существует слишком много пустого пространства при фактическом отсутствии на нём специально организованных мест для отдыха как учащихся, так и обычных посетителей. Единственным местом отдыха здесь является кованая скамейка в виде кареты, что при большом количестве посетителей университета явно недостаточно. Как было рассмотрено ранее в главе 1, наличие зон отдыха и зелёных зон — один из показателей хорошо спланированного общественного пространства и городской среды в современном мире.
Освещение территории в вечернее и ночное время также является проблемой, которую предстоит решить по мере создания нового проекта. В настоящий момент освещение в тёмное время суток на проектируемой территории создают лампы, размещённые на колоннах фасада. Данного освещения очевидно недостаточно для всей площади прилегающей территории, сами электроосветительные приборы являются устаревшими и рекомендующимися к замене.
Итак, проанализировав проектируемые зоны объекта, можно сказать, что основными их недостатками являются: отсутствие общей стилистики, художественной выразительности и визуальной взаимосвязи зон друг с другом; наличие устаревших и подлежащих ремонту или замене составных элементов; неудовлетворительное состояние покрытия прилегающей территории; отсутствие чёткой организации всего проектируемого пространства; недостаточное количество осветительных приборов и, как следствие, недостаток освещенности объекта и прилегающей территории в тёмное время суток; отсутствие достаточных специально организованных пространств для отдыха студентов и посетителей университета.
Мы выяснили, что наиболее популярным спросом в дизайне последних лет пользуется создание фирменного стиля и дизайн-кода. В настоящее время в Бийске ведётся реконструкция многих советских зданий и сооружений с целью сделать их облик более соответствующим современным тенденциям в дизайне и создать узнаваемый художественный образ, который в перспективе может стать частью образа города и повлиять на его культурное и экономическое развитие.
2.2. Разработка дизайн-проекта фасада и ландшафта в стиле хай-тек.
В этом параграфе будет изложены этапы разработки дизайн-проекта фасада и ландшафта главного корпуса Алтайского Государственного Гуманитарно-Педагогического Университета имени В.М. Шукшина.
Работа над проектом началась с создания эскизов и поиском общего художественного образа фасада. Были рассмотрены варианты в различных современных архитектурных направлениях с использованием разных отделочных материалов, представленных на рынке в данный момент. Как мы выяснили в предыдущем параграфе, здание главного корпуса представляет собой типовое кирпичное здание формы прямоугольного параллелепипеда с симметричным фасадом, плоскость которого разбита колоннами. Архитектура фасада довольно проста, её сложно кардинально реконструировать, поэтому было принято решение создать новый образ с помощью горизонтальных или вертикальных линий в качестве основного средства художественной выразительности.
Горизонтальные линии в архитектуре применяются чтобы визуально вытянуть здание, придать ему основательности, в то время как вертикали часто использовались чтобы добавить образу здания торжественности, лишить его визуальной приземистости, что в особенности было характерно для образовательных учреждений, зданий административного и религиозного назначения. Одним из главных элементов в художественном оформлении обновлённого фасада было принято решение оставить колонну. Колонны состоят из разных по уровню наложения составных частей, в них отображается основная цветовая гамма проекта.
На заре зодчества колонны в основном исполняли роль опоры между основанием сооружения и кровлей, со временем постепенно становясь художественным элементом, символом культурного богатства, торжественности и триумфа в глазах многих людей. Из классической архитектуры Древней Греции и Рима колоннада перекочевала в средневековую готику, барокко, рококо, а также в своеобразные переосмысления классики — классицизм, неоклассицизм и ампир. Модернисты ХХ века использовали колонны как небольшие подпорки в основании, делающие тяжеловесное многоэтажное здание визуально легче. Этот элемент и по сей день широко используется в архитектуре, зачастую принимая самые необычные формы и иронически обыгрываясь архитекторами.
Можно сказать, что одной из отправных точек при создании нового образа университета была концепция его логотипа. При создании персонального логотипа и фирменного стиля той или иной организации в первую очередь учитывается её специфика, ассоциации, которые она вызывает у потребителей. В разработанный логотип были заложены классические для символики образовательного учреждения образы: циркуль символизирует творчество, технические умения и профессиональные навыки, глобус — символ глобальности, международного масштаба. В настоящее время наличие собственной символики у образовательного учреждения — один из немаловажных факторов его развития, способный повысить конкурентоспособность среди российских и мировых учебных заведений, подчеркнуть характерные черты и персональную направленность, создать узнаваемый визуальный образ в современном медиапространстве, улучшить общий имидж.
Модульные элементы логотипа — призма, треугольник и окружность стали основополагающими формами в дизайне фасада и прилегающей территории. Исходя из проанализированных в первой главе аналогов современной архитектуры, можно сказать, что в настоящий момент использование модульных элементов является довольно распространённым решением в отделке фасадов общественных учреждений, а также при разработке фирменного стиля организации. “Фирменный стиль представляет собой, как известно, набор постоянных образов, цветовых, графических, словесных, звуковых и других констант, обеспечивающих визуальное и смысловое единство всей исходящей от фирмы информации. Единый стиль придаёт организации узнаваемость и является важнейшим инструментом брендинга.” [6] В дизайне часто прослеживается использование некоторых отдельно взятых элементов индивидуальной символики в отделке экстерьеров и прилегающей территории представительств компании, таким образом включая в айдентику той или иной организации в том числе и архитектуру. Преобладающим стилем в айдентике в настоящее время является минимализм. Тенденция формирования символики из сочетания основных геометрических фигур и ограниченного количества фирменных цветов упрощает дальнейшее использование мотивов логотипа во внешнем и внутреннем убранстве компании. Повторяющиеся в различных составных частях дизайн-проекта формы стилистически объединяют проектируемые зоны воедино.
Цветовая гамма была выбрана в соответствии с преобладающим в проекте стилем хай-тек. Для него, как правило, характерна сдержанная палитра чёрный, белый, всевозможные оттенки серого, которые часто разбавляют акцентами ярких цветов.
Концепция логотипа нашла место и на минималистичной бетонной входной арке, лаконично объединившей в себе вход, название и логотип университета и являющейся центром новой композиции фасада. Прямоугольная арка призвана визуально вытянуть плоскость фасада здания и акцентировать на себе внимание зрителя при первом взгляде на здание. Согласно концепции проекта, она может служить платформой для публичных выступлений во время проведения на территории корпуса массовых мероприятий.
Металлические двери главного входа было решено заменить на современные автоматические раздвижные, активно использующиеся в современных общественных зданиях, в том числе и в учреждениях образования. Данный тип дверей предполагает бесконтактное открытие и закрытие дверной конструкции: полотна автоматически раздвигаются перед посетителем благодаря сигналу о его приближении, поступающим с датчика и радара. Особенностями этой системы являются практичность, экономия занимаемого пространства, безопасность для всех пользователей, защита от сквозняков и гармоничное сочетание практически со всеми существующими в данный момент стилевыми направлениями. Применение сверхпрочных видов стекла также гарантирует дополнительную защиту извне. Создание комфорта входящим и повышение пропускной способности — особенно важные показатели для помещений с массовой посещаемостью, одним из которых является проектируемый объект.
При разработке проекта было предложено несколько вариантов материалов отделки фасада. Рассмотрим некоторые из них.
Одним из набирающих популярность видов внешней отделки является так называемый “мокрый фасад” с использованием декоративной штукатурки. Процесс его монтажа проходит в несколько этапов. В самом начале на поверхность стены наносится слой теплоизоляционного материала с дюбелями крепления, после чего устанавливается служащая основой для отделочного слоя армирующая сетка, поверх которой — сама декоративная штукатурка. Между каждым слоем, в том числе и в самом начале отделочных работ, наносится клей, удерживающий материал и соединяющий слои воедино. Клеевые растворы, мастики и штукатурки растворяют в воде, из-за чего эта система установки фасада и получила соответствующее название. Завершают отделку грунтовкой и покраской.
В настоящий момент существуют разнообразные виды декоративной штукатурки, различающихся по составу и текстуре. Среди достоинств этого материала в отделке многоэтажных строений и зданий общественного характера — тепло-, вибро- и звукоизоляция, защита здания от атмосферных воздействий, приемлемая стоимость на рынке отделочных материалов. Выполненный согласно всем нормам “мокрый фасад” может прослужить до 40 лет, что также является немаловажным фактором при выборе его в качестве наружного покрытия. Высокая декоративность материала, широкий выбор красящих пигментов и фактур позволяют добиваться различных заданных проектом цветов и текстур материала.
Прочностью и долговечностью обуславливается применение в отделке фасада керамогранитной плитки. Данные качественные характеристики являются результатом процесса производства материала: сырьё подвергается высоким температурным нагрузкам и давлению. Материал устойчив к различным погодным условиям, механическим повреждениям, прост в уходе, пожаробезопасен. Текстура плитки хорошо сочетается со стеклом, она имеет ровную поверхность с имитацией текстуры натурального материала, что наиболее актуально для зданий и сооружений, в архитектуре которых преобладает стиль хай-тек.
Фасадные панели также позволяют создавать имитацию различных природных материалов. Они могут быть выполненными на основе металла, камня, стекла, полимерных и композитных веществ. Монтаж осуществляется тремя основными способами. Технология монтажа на наружную поверхность стен применяется при условии абсолютно ровной поверхности и подходит для использования клинкерных термопанелей со слоем утеплителя. Технология вентилируемого фасада подразумевает установку панелей на специальную крепёжную систему профилей. Монтаж на обрешётку из бруса или металлического профиля используется для крепления полимерных или композитных панелей. Данный вид отделочных материалов часто встречается в архитектуре стилей минимализм и хай-тек. Нередко использование фасадных панелей специально разработанных форм помогает создавать на плоскости фасада всевозможные геометрические орнаменты, подчеркивающие уникальный художественный образ здания при простоте его форм и отсутствии других декоративных элементов.
Добиться долгосрочной эксплуатации фасада и хорошей его вентилируемости можно и с помощью фасадных кассет. Свободная циркуляция воздуха, создающаяся благодаря пространству между утеплителем и облицовкой, препятствует размножению микроорганизмов, разрушающих здание. Этот материал также широко используется в облицовке современных общественных учреждений, различные присутствующие на рынке конфигурации позволяют экспериментировать с обликом фасада, применяя кассеты различного цвета и толщины.
Разработанный логотип стал основой и для арт-объекта — скульптуры высотой 1,6 метра, расположенной на участке ландшафта в правой стороне от главного входа. Тонкие металлические опоры подпирают бетонную перекладину. Между опор размещена импровизированная ножка циркуля с находящимся на ней глобусом. На фронтальной части располагается название университета, выложенное из металлических букв. Скульптура повторяет образ логотипа с применением бетона, металла и пластика в качестве основных материалов. Арт-объект располагается в кольце цветочной клумбы, дополнительно выделяющей его в окружающей среде. Небольшой постамент в основании приподнимает его над насаждениями.
В качестве покрытия прилегающей территории была выбрана тротуарная плитка “Кирпич” трёх различных оттенков. Преимущества тротуарной плитки над другими видами материалов при мощении общественных территорий заключается во многих факторах. Как было неоднократно упомянуто ранее, общественный характер территории подразумевает массовые скопления людей в одном месте с целью отдыха, рабочей или учебной деятельности, а также проведения массовых мероприятий, из чего можно сделать вывод, что главными характеристиками при выборе покрытия должны быть долговечность, нетоксичность материала и простота его замены в случае повреждения. Тротуарная плитка — один из самых современных и популярных материалов в отделке как частных территорий, так и общественных пространств. Во многом этому способствует её долговечность — срок службы вибропрессованной тротуарной плитки может составить до 25 лет, что значительно выше по сравнению с отмеченным при анализе существующего состояния асфальтным покрытием. В отличие от асфальта она также не деформируется и не выделяет токсичных испарений при воздействии высоких температур, имеет высокую сопротивляемость холоду. Зазоры между составными частями мощения проводят влагу и препятствуют скоплению на общественной территории больших количеств дождевой воды. Одним из важных факторов в современном дизайне общественных пространств является эстетичность материала. Наличие ряда пигментов позволяет придавать плитке всевозможные оттенки, создание различных орнаментов с помощью плитки нередко помогает делать пространство более художественно выразительным, визуально связывать архитектуру здания с прилегающей территорией. Основным оттенком проектируемой территории является серый: им вымощена вся прилегающая территория. Плиткой тёмно-серого и терракотового цвета выделены границы основных зон объекта: входной группы, центральной и студенческой зон отдыха. Контур из терракотовой плитки также проходит по всей территории, дополнительно подчеркивает выразительность фасада университета. Мощение визуально связывает воедино разные зоны проектируемой площади и фасад, в нём отображается основная цветовая палитра дизайн-проекта.
Напротив фасада располагается центральная зона отдыха, состоящая из трёх деревянных скамеек, разделённых фонарями. Зона выделена плиткой красного и тёмно-серого оттенков. Скамьи находятся в своего рода карманах, врезанных в ландшафт и отделённых от него опорной стенкой из бетона. Такое решение позволяет одновременно обеспечить достаточное количество места для отдыха студентов и посетителей университета и сэкономить площадь, оставив больше свободного пространства зоне для проведения массовых мероприятий. У каждой из скамей находится металлическая урна, декорированная деревянными рейками.
Прототипом скамьи, размещённой в центральной зоне отдыха является работа дизайнеров компании Stoss Landscape Urbanism, спроектированной с помощью параметрических инструментов 3D-моделирования, позволяющих подобрать подходящую конструктивную схему и избежать ошибок при проектировании. Скамья была разработана с учётом максимальной эргономичности, что довольно актуально в дизайне объектов современных публичных городских пространств, так как это отчасти позволяет человеку улучшить здоровье в условиях долгой малоподвижной работы в офисе. Скамья также перекликается по формам и материалам с другими элементами дизайнпроекта, не нарушая общей стилевой целостности. Для интерьеров и экстерьеров стиля хай-тек довольно характерно применение мебели основных и сложных геометрических форм, а также модульной мебели.
Освещением на проектируемой территории служат уличные фонари авторства дизайнеров компании Technilum. Их отличают необычный дизайн с использованием элементов, напоминающих металлические фермы с параллельными поясами, что перекликается с эстетикой стиля хай-тек, в котором подобные индустриальные конструкции приобретают декоративную функцию и нередко являются одними из главных составляющих художественной выразительности проектируемого объекта. Фонари размещены у входа на территорию корпуса университета, в центральной зоне отдыха, а также вдоль клумб у студенческой зоны отдыха, что способствует равномерному освещению территории в тёмное время суток.
Как правило, тенденции дизайна какого-либо временного отрезка часто являются отражением социокультурной обстановки, существующей в обществе в этот момент, и городская среда с общественными пространствами с этой точки зрения — не исключение. “Общественное пространство — это прежде всего культурная составляющая города, выражаемая через постоянное формирование и воспроизводство не только городской культуры и образа жизни, но и наивысших образцов культурной деятельности. При этом основными признаками общественного пространства выступают пешеходная доступность и избыточность предлагаемых возможностей.” [3] Постоянно меняющиеся запросы общества и культурная ситуация, сложившаяся в нём действительно в значительной степени определяют вектор развития урбанистики и ландшафтного дизайна. Можно сказать, что в отличие от классических направлений прошлых веков, современный дизайн общественных территорий и ландшафтов в большей степени стремится к функциональности, всеобщей доступности, простоте исполнения. Ландшафтный дизайн с применением элементов стиля хай-тек отличает использование базовых геометрических форм, подчеркнутая лаконичность и современные технологии, помогающие переосмыслить сложившиеся традиции, сделать пребывание человека в общественных рекреационных пространствах максимального комфортным и отвлечь его от бурной городской жизни.
Как было выявлено в первой главе, озеленение играет важную роль в современной городской застройке. В данном дизайн-проекте наличию зелёных зон также уделена немалая часть внимания. Зелёный участок с деревьями и кустарниками, находящийся справа от входа на территорию, остался в большей степени нетронутым, его окаймляет изгородь из кустарника, которая также проходит по всему периметру территорию, выполняя функцию ограждения. На ландшафте за скамьями в центральной зоне отдыха находятся деревья с резной шарооборазной кроной. Эта форма является одним из модульных элементов проекта и повторяется в декоративных клумбах, помещенных в бетонные вазоны и цветочных горшках, вмонтированных в лавочки в студенческой зоне отдыха. Как было выявлено ранее, фигурное озеленение довольно характерно для парков и общественных территорий с элементами стиля хай-тек.
Использование живых изгородей и подпорных стенок в современном ландшафтном дизайне — один из распространённых способов разграничения территории. Подпорные стенки могут выполнять несколько функций. На местности с неровностями и уклонами они предохраняют от сползания и обрушения слоев почвы. На плоской и пологой местности подпорные стенки часто служат в декоративных целях, создавая разницу высот и объёмов и позволяя тем самым подчеркнуть выразительность ландшафта и стилистическую направленность прилегающей территории. В данный момент существует большой выбор материалов для этого элемента ландшафтного дизайна: они изготавливаются из дерева, кирпича, камня, выкладываются из габионов. В данном дизайн-проекте подпорные стенки отлиты из бетона и используются, чтобы подчеркнуть зелёные зоны, приподняв их над уровнем остальной части проектируемого пространства. Окаймлённые бетоном цветочные клумбы около студенческой зоны отдыха также перекликаются формами с очертаниями центральной зоны.
На участке вдоль одной из торцевых стен, который в данный момент пустует, было решено разместить студенческую зону отдыха. В ходе разработки проекта были рассмотрены несколько вариантов её организации.
Первым из них стал навес из поликарбоната с металлическим каркасом и размещённые под ним лавочки и столики. Сложная многоугольная форма навеса примыкает к торцевой стене и продолжается в расположенных вдоль неё деревянных лавочках и похожей формы столиках, состоящих из деревянной столешницы и ножек из перфорированного металлического листа, немного подогнутыми к основанию для большей устойчивости конструкции. Кроме лавочек вокруг столов также размещены дополнительные сидения схожей геометрической формы.
На данном этапе также был рассмотрен вариант замены навеса отдельно стоящей конструкцией, которая бы создавала в зоне тень, не закрывая участок полностью. Однако, в том и другом случае главной проблемой подобного устройства студенческой зоны отдыха оставалась некая замкнутость, отсутствие возможности уединения, ориентированность на отдых большой компанией, в кругу друзей и знакомых. “Люди не хотят попадать в незнакомую ситуацию, а закрытое помещение подразумевает сложившиеся персонифицированные отношения, препятствующие постепенному развитию интереса, который может первоначально возникнуть, когда человек проходит мимо”. [1] Другими словами, учитывая специфику данного общественного учреждения, целесообразными здесь могли бы быть открытые пространства и более хаотичный порядок размещения элементов внутри зоны, что решало бы проблему строгой организации территории.
Окончательным вариантом проектируемой зоны стали бетонные лавочки с деревянными сидениями, размещённые на участке в более свободной порядке и предоставляющие множественные вариации того, в каком порядке посетители смогли бы расположиться в зоне отдыха, не создавая друг другу ощутимого физического и психологического дискомфорта. Деревянные накладные элементы на сидениях подразумевают размещение на них цифровых устройств либо других учебных принадлежностей, использование их в качестве рабочего стола. “Слоистость” лавочек перекликается с основанием арт-объекта. Кроме того, как было упомянуто ранее, в их конструкцию встроены цветочные горшки, в каждый из которых высажены шарообразные резные кустарники.
Чтобы дополнительно обособить зону и создать на ней комфортную атмосферу для отдыха или индивидуального занятия учебной деятельностью, было решено закрыть некоторым подобием ширмы выходящее на проектируемую территорию окно. В роли потенциальной перегородки в данном случае была рассмотрена решётка с вьющийся растительностью, а также баннерная система, способная пропускать достаточное количество солнечного света во внутренние помещения здания, будучи установленной в обсадной коробке окна.
В одном из вариантов организации студенческой зоны отдыха присутствуют вертикальные накладные элементы лавочек. Они были созданы, чтобы отвлечь внимание зрителя от пустующей, нерешённой стилистически стены прилегающей постройки, однако в дальнейшем процессе разработки проекта было предложено декорирование данной стены каким-либо орнаментом или изображением.
Картины, нанесенные на поверхности в зоне студенческого отдыха муралы, созданные законным путём большеформатные художественные изображения на торцевой части здания, являются одним из популярных видов современного уличного искусства и зачастую одним из методов декорирования архитектуры, придания ему узнаваемого образа, уникальности. Одна из наиболее распространённых разновидностей — эстетические муралы, создающиеся в большей степени для того, чтобы улучшить визуальное восприятие отдельно взятого участка городской среды. За основу мурала на стене у студенческой зоны отдыха взят фрагмент картины “Кливлендская плотина” канадской художницы Элис Додж. На картине изображён водоём с находящимся над ним горным хребтом, стилизованным разноцветными полигональными фрагментами, близкими к модульным треугольным элементам, использованным в данной дипломной работе. В качестве изображения баннера использован фрагмент картины “Львы” — декоративного пейзажа, изображающего горы в лучах закатного солнца.
Итак, в данной дипломной работе был разработан дизайн-проект фасада и ландшафта в стиле хай-тек. В ходе его разработки были решены следующие проблемы: отсутствие общей стилистики проектируемой территории и визуальной взаимосвязи её отдельных зон; неудовлетворительное состояние покрытия площади; неудовлетворительное состояние осветительных приборов и недостаточное количество освещения; отсутствие чёткого зонирования; наличие больших пустых пространств и необходимость создания достаточного специально организованного пространства для отдыха студентов и посетителей.
Основная цветовая гамма дизайн-проекта — оттенки серого с акцентами красного. Вертикальные колонны визуально вытягивают здание, лишают его приземистости, создают ощущение торжественности. Входная арка сочетает в себе функциональную автоматическую раздвижную дверную систему, логотип и название университета, одновременно являясь центром композиции и комфортной площадкой для выступлений во время проведения массовых мероприятий.
Основой для создания дизайн-проекта послужил разработанный логотип университета, его модульные элементы повторяются в разных частях проекта, в том числе и в арт-объекте, размещенном слева от главного входа. Применение модульных элементов является довольно распространённым методом в современном дизайне.
В качестве отделочного материала фасада здания была предложена декоративная штукатурка, а также рассмотрены альтернативы среди других присутствующих на рынке покрытий, по характеристикам соответствующих стилистике хай-тек.
Асфальтное мощение площади было заменено на тротуарную плитку различных оттенков, её раскладкой были выделены основные зоны проекта. Тротуарная плитка имеет больший по сравнению с асфальтом срок эксплуатации, благодаря её эстетичности и декоративности на данный момент она широко применяется в мощении современных частных и общественных территорий.
На территории были разработаны две зоны отдыха. Скамьи центральной зоны “врезаны” в ландшафт, тем самым оставлено больше свободного пространства зоне проведения массовых мероприятий. Использование бетонных подпорных стенок поднимает уровень зелёных насаждений, делает территорию визуально выразительнее. Для зоны отдыха студентов были разработаны геометрической формы лавочки, хаотичная расстановка которых предполагает множественные вариации расположения в зоне отдыха как одного человека, так и большой компании. Баннерная система, расположенная в коробке окна, выходящего на зону, служит ширмой. Прилегающая стена соседствующей с зоной постройки декорирована муралом – одним из видов современного уличного искусства.
В качестве ограждения в проекте присутствует живая изгородь, существующую растительность дополнили резные фигурные деревья и кустарники. Как было выявлено в данной дипломной работе, озеленение играет большую роль в современном дизайне общественных, в частности, рекреационных, территорий.
Заключение
В данной дипломной работе был создан дизайн-проект фасада и прилегающей территории главного корпуса АГГПУ им. В.М. Шукшина. В процессе работы над проектом был проведён анализ проектируемой территории, была выявлена её специфика и основные существующие на данный момент проблемы. Следующим этапом был поиск аналогов дизайна фасада и прилегающей территории среди современных общественных зданий и сооружений. На этом основании был определён главный вектор работы над дизайн-проектом: его основная стилевая направленность и задачи, которые предстояло решить. Главенствующий стиль проекта, хай-тек, был выбран благодаря его практичности и широкому применению в современных отделочных материалах.
В основу дипломной работы была заложена дизайн-концепция логотипа университета, её формы стали модульными элементами, повторяющимися в различным частях проекта, в том числе и арт-объекте, размещенном на участке ландшафта в северной части проектируемой территории. Цветовая гамма проекта, оттенки серого с акцентами красного — довольно характерная палитра для стиля хай-тек.
Принципиальный элемент в дизайне фасада — вертикаль. Колонны визуально делают здание выше, входная арка также призвана лишить его приземистости. Стоит отметить, что входная группа является центром композиции фасада и важной частью всей работы: она акцентирует на себе внимание зрителя при первом взгляде на фасад, служит главным входом в здание и выполняет функцию площадки для выступлений спикеров во время проведения на прилегающей территории корпуса массовых мероприятий.
Асфальтное покрытие площади, ввиду его неудовлетворительного состояния и малой функциональности в организации общественных пространств, было заменено на тротуарную плитку трёх различных оттенков, помогающих дополнительно выделить зоны проекта.
Была решена проблема нехватки достаточного пространства для отдыха студентов и посетителей университета. На участках, которые в данный момент полностью или частично пустуют, были организованы зоны отдыха, включающие в себя скамьи, урны и осветительные элементы.
Также было уделено внимание озеленению территории: участок ландшафта в южной части остался практически нетронутым, в центральной зоне отдыха высажены деревья с фигурной кроной, форма которой является одним из модульных элементов проекта и повторяется в других элементах растительности.
Подводя итог, можно сказать, что обновлённый вариант фасада и прилегающей территории главного корпуса АГГПУ им. В.М. Шукшина представляет собой единую систему, как в визуальном, так и в функциональном плане и удовлетворяет современным стандартам и тенденциям организации общественных зданий и пространств. В ходе разработки проекта были последовательно решены все существующие проблемы, учтены исторические и культурные аспекты и создан индивидуальный образ проектируемого объекта, потенциально способный стать гармоничной частью окружающей городской среды, придать учебному заведению узнаваемости, повысить его имидж и конкурентоспособность среди как российских, так и зарубежных высших образовательных учреждений. Лаконичность и минимализм в настоящее время являются важными чертами в дизайне фирменного стиля и организации общественных пространств.
Библиографический список
[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/diplomnaya/fasad-zdaniya/