Система охлаждения ЗиЛ

В современных автомобильных двигателях в полезную работу превращается лишь 23—40% теплоты, выделяющейся в цилиндрах двигателя, остальная теплота уносится отработавшими газами, с охлаждающей жидкостью или воздухом и затрачивается на трение, рассеивание в окружающую среду внешними поверхностями двигателя и др. Тепло, используемое для выполнения полезной работы, а также затраты на этот вид потерь составляют тепловой баланс двигателя.

Так как сгорание в двигателе происходит при высоких температурах, достигающих 2100—2300°С, то без принудительного охлаждения такие детали, как цилиндр, поршень и направляющие втулки клапанов, нагревались бы до температуры, значительно превышающей температуру воспламенения (вспышки) масла. Поэтому для поддержания нормального теплового режима работы узлов и механизмов необходимо непрерывно отводить тепло от взаимодействующих деталей, не допуская их перегрева. Для этого и служит система охлаждения двигателя.

Количество тепла, которое должна отводить система охлаждения, зависит от мощности и режима работы двигателя.

При перегреве двигателя увеличиваются силы трения и износ деталей, уменьшаются тепловые зазоры, образуется масляный кокс с нагаром, ухудшается наполнение цилиндров карбюраторных двигателей горючей смесью и дизельных двигателей очищенным воздухом. Однако при чрезмерном теплоотводе происходит переохлаждение двигателя, что вызывает изменение вязкостных свойств масла, что также приводит к повышенному износу деталей и механическим потерям из-за трения, снижению мощности двигателя и экономичности. Поэтому тепловой режим двигателя должен поддерживаться в пределах 85-95 ° С вне зависимости от его нагрузки и температуры окружающей среды. Современные поршневые двигатели используют жидкостное или воздушное охлаждение. При воздушном охлаждении через ребристые поверхности блока цилиндров и головки блока цилиндров избыточное тепло удаляется из воздушного потока, создаваемого многолопастным вентилятором с устройством, регулирующим интенсивность охлаждения.

В воздушной системе охлаждения отсутствует радиатор, жидкостный насос, каналы и трубопроводы для охлаждающей жидкости, поэтому к преимуществам такой системы относятся простота конструкции, уменьшение массы, удобство обслуживания и, кроме того, исключается опасность размораживания двигателя зимой. Размораживание, т. е. замерзание воды в системе водяного охлаждения, приводит к образованию трещин в блоке цилиндров. Однако система воздушного охлаждения хотя и обеспечивает условия для необходимого отвода тепла от сильно нагретых деталей, но при этом требуется сравнительно большая мощность двигателя для приведения в действие вентилятора и затрудняется пуск двигателя при низкой температуре из-за отсутствия возможности прогрева его горячей водой.

7 стр., 3484 слов

Бензиновый двигатель внутреннего сгорания принцип работы

... среду с большой скоростью. Комбинированный двигатель представляет собой гибрид поршневого и газотурбинного двигателей. Термин «двигатель внутреннего сгорания» получил распростра­нение применительно к поршневым двигателям. Принцип работы ДВС. Принцип действия ДВС показан на рис. ...

В этой дипломной работе я разбираю водяную помпу автомобиля ЗИЛ-130 и рассказываю о системе охлаждения в целом. Мною поставлена задача, выяснить причины неисправностей данной системы, способы их устранения, виды работ ТО (Техническое обслуживание), ЕО (Ежедневное обслуживание), СО (Сезонное обслуживание), устройство данной системы, назначение, работу и технику безопасности. На основе изученного материала разработаю технологический процесс разборки и сборки водяного насоса.

Глава 1. Системы охлаждения Зил-130

1.1.Назначение системы охлаждения Зил-130

Система охлаждения предназначена для принудительного отвода лишнего тепла от деталей и передачи его в окружающий воздух. В результате этого создается определённый температурный режим, при котором двигатель не перегревается и не переохлаждается, т.е. рабочий цикл протекает нормально. Оптимальный тепловой режим работы двигателя создается при температуре охлаждающей жидкости 85 –95 градусов Цельсия и обеспечивается системой охлаждения двигателя(рис 1).

На двигатели ЗИЛ-130 приняты жидкостная система охлаждения закрытого типа, т. е. она не связана непосредственно с атмосферой, в результате чего давление в системе увеличивается и повышается температура кипения охлаждающей жидкости (до 108 – 119°), а также снижается расход жидкости на испарение.

В систему охлаждения входят: рубашки охлаждения блока, головки и впускной коллектор, радиатор, шланги, шланги, водяной насос, вентилятор, термостат, заслонки, выпускные клапаны.

1.2. Устройство и работа узлов и механизмов системы охлаждения Зил-130

1.2.1. Радиатор

Радиатор состоит из нижнего и верхнего бачка, сердечника, патрубков, горловины с заглушкой и патрубка отвода пара.

Радиатор, размещенный на раме перед двигателем, установлен на резиновых подшипниках с пружинами. Он охлаждается встречным потоком воздуха, а вентилятор, установленный между радиатором и двигателем, усиливает этот поток. Наиболее распространены трубчатые и пластинчатые радиаторы.

У трубчатых, У пластинчатых

Верхний бачок радиатора (кроме КАМАЗа) имеет заливную горловину и пароотводную трубку. Горловина радиатора плотно закрывается двухклапанной крышкой.

1.2.2. Пробка радиатора

Крышка радиатора герметично закрыта, чтобы уменьшить потери воды из-за испарения или разбрызгивания. Паровой клапан предохраняет систему, и особенно радиатор, от разрыва и выпучивания: он открывается, когда вода закипает и давление в системе достигает 1,25 кгс/см 2 (125 кн/м2 ).

Воздушный клапан предотвращает смятие радиатора при охлаждении (конденсации паров воды).

При разрежении 0,8 кгс/см2 (80 кн/м2 ) он открывается и в радиатор поступает воздух. В герметичной системе охлаждения нет необходимости часто добавлять воду, это уменьшает отложение известкового налета на стенках гильзы ГБЦ и блока цилиндров и не влияет на теплопередачу стенок. Автомобили КАМАЗ и Газ-24 имеют в системе охлаждения расширительный бачок, позволяющий изменять объем охлаждающей жидкости при расширении или охлаждении.

7 стр., 3017 слов

Механизмы и системы двигателя

... цилиндрами); по охлаждению – с жидкостным или с воздушным охлаждением. МЕХАНИЗМЫ И СИСТЕМЫ ДВИГАТЕЛЯ. Поршневой двигатель внутреннего сгорания состоит из следующих механизмов и систем: кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, а также систем – питания, охлаждения, смазки, зажигания ...

1.2.3. Жалюзи

Жалюзи (металлические створки), установленные перед радиатором, позволяют водителю регулировать поток воздуха, проходящий через радиатор. Когда двигатель прогревается и движется при низких температурах, ребра закрываются, чтобы обеспечить наиболее благоприятную температуру охлаждающей жидкости.

1.2.4. Вентилятор

Вентилятор усиливает поток воздуха через сердцевину радиатора. Ступица вентилятора установлена ​​на валу водяного насоса, вместе они приводятся во вращение коленчатым шкивом вала одним или двумя клиновыми ремнями. Вентилятор заключен в кожух, установленный на раме радиатора, что увеличивает скорость воздушного потока, проходящего через радиатор.

1.2.5. Электротепловой указатель температуры

Температура воды в системе охлаждения контролируется электротермическим термометром. он состоит из датчика, расположенного в головке блока цилиндров, и индикатора, расположенного на панели приборов.

При включении зажигания термометр не работает, а стрелка расположена более чем на 100°. При включении зажигания ток через замкнутые контакты датчика течет по спирали индикатора и нагревает биметаллическую пластину. Пластина изгибается, и ее верхний конец перемещает стрелку в крайнее левое положение (за число «40»).

Биметаллическая сенсорная пластина, нагретая спиральным током, изгибается и размыкает контакты, размыкая цепь спирального тока. Пластина охлаждается и начинает выпрямляться. При этом пластина сенсора также охлаждается, так как ток тоже перестанет течь по ее спирали. Контакты датчик снова замкнутся.

У непрогретого двигателя размыкание контактов короткое, пластина датчика сильно нагревается, стрелка показывает соответствующую низкую температуру. С увеличением температуры воды контакты разомкнуты длительнее. Стрелка перемещается вправо и указывает более высокую температуру.

1.2.6. Водяной насос

Охлаждающую жидкость в системе охлаждения необходимо прокачивать до 10 раз каждые 1 минуту. Для обеспечения циркуляции жидкости в систему охлаждения двигателя ЗИЛ-130 включен центробежный водяной насос с односторонней подачей жидкости, установленный на передней части блока двигателя ЗИЛ-130. Приводной вал водяного насоса установлен в чугунном корпусе на двух шарикоподшипниках, между которыми находится распорная втулка.

Крыльчатка наоса находится на одном валу с вентилятором. Для предупреждения попадания жидкости в корпус подшипников на заднем конце вала в ступице крыльчатки помещен самоподжимной сальник, состоящий из резиновой манжеты с пружиной , обоймы и текстолитовой шайбы, которая плотно прижимается к торцу корпуса насоса.

Охлаждающая жидкость поступает в центр крыльчатки насоса от радиатора по патрубку, и далее от крыльчатки подаётся под паром 1,4 – 2,6 кг/см. 2 через раструбы в правую и левую группы цилиндров двигателя.

В корпусе подшипника имеется отверстие, через которое при износе деталей уплотнения будет вытекать жидкость. Для смазки подшипников в их корпусе есть масленка и контрольное отверстие для выхода излишков смазки.

1.2.7. Термостат

Термостат установлен на выходе охлаждающей жидкости из рубашки охлаждения впускного трубопровода двигателя (у двигателя ЗИЛ-645 два термостата, установленных в закрепленной на крышке распределительных шестерен термостатной коробке).

4 стр., 1522 слов

Модернизация системы охлаждения двигателя ЗМЗ

... 16. 2.3 Система охлаждения Система охлаждения двигателя - жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией жидкости. Состоит из рубашки, окружающей цилиндры и головки цилиндров двигателя. насоса 15 центробежного типа, радиатора 12, жалюзи И, вентилятора 14, ...

В системе охлаждения двигателей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-645 используется термостат с твердым зарядом, состоящим из смеси церезина и медного порошка.

Наполнитель помещается в медный баллон, закрытый резиновой диафрагмой, опирающейся на резиновую подушку. Вверху колодки находится шток, соединенный с рычагом, который удерживается в закрытом положении пружиной.

При нагреве теплоносителя до 70 ° C заливка в цилиндре начинает таять и, расширяясь, поднимает диафрагму. Давление мембраны передается через заглушку и шток на рычаг, открывающий дверцу термостата. У двигателя ЗИЛ-645 имеется, помимо основного радиаторного клапана, перепускной клапан, который открыт при прогреве двигателя и закрывается при нагреве жидкости до температуры 78°…95° C. Это открывает главный клапан, и жидкость начинает циркулировать через радиатор.

При работающем двигателе жидкость из нижнего бачка радиатора перекачивается водяным насосом через выпускной патрубок в рубашку охлаждения блока цилиндров и головки блока. При прогреве холодного двигателя патрубок, соединяющий рубашку охлаждения двигателя, перекрыт клапаном термостата, и жидкость циркулирует по малому кругу, минуя радиатор и поступая из рубашки охлаждения (включая рубашку охлаждения компрессора пневматического привода тормозов) опять к водяному насосу. Когда жидкость нагревается, клапан термостата открывается и начинает циркулировать по широкому кругу через радиатор, что обеспечивает необходимый отвод тепла.

Глава 2. Техническое обслуживание системы охлаждения ЗИЛ-130.

2.1.Основные неисправности и их причины.

Перегрев двигателя возможен в результате появления следующих неисправностей: недостаточное количество охлаждающей жидкости, пробуксовка или обрыв ремня вентилятора и водяного насоса, не включение электромагнитной фрикционной муфты, выключения вентилятора, заедание термостата и жалюзи радиатора в закрытом положении, отложение большого количества накипи. Перегрев ухудшает количественное наполнение цилиндра горючей смесью, вызывает разжижение и сгорание масла, в результате чего поршни в цилиндрах могут заклинивать и полуопоры оплавляются.

Переохлаждение мотора может возникнуть при блокировке термостата и заслонок в открытом положении, а также без утеплительных крышек зимой. При переохлаждении увеличиваются потери на трении, уменьшается мощность двигателя на холодных деталях конденсируются поры бензина и в виде капель стекают по зеркалу цилиндра смывая смазку, возрастает износ деталей и чаще требуется заменять масла.

Недостаточное количество охлаждающей жидкости возможно, если она протекает или закипает.

Не плотности в соединениях шлангов устраняют подтяжкой хомутиков (если резьба натяжного болта хомутика использована полностью, то под снятый хомутик подкладывают тонкую металлическую полоску), а краники пропускающие жидкость следует притереть. Для этого их снимают с двигателя, разгибают, на рабочую поверхность наносят притирочную пасту (такую же, как и для притирки клапанов газораспределительного механизма) и возвратно-вращательным движением притирают до появления матовой полости на всей рабочей поверхности краника. Трещины в радиаторе устраняют пайкой.

Одним из признаков повреждения сальника водяного насоса является утечка охлаждающей жидкости через смотровое отверстие в корпусе насоса.

При появлении этой неисправности необходимо слить охлаждающую жидкость, ослабить ремень вентилятора и снять его, ослабить хомутики, отсоединить резиновый шланг и осторожно снять водяной насос с тем, чтобы не повредить прокладки, отвернув болт крепления крыльчатки, снять ее. В сальнике могут быть повреждены как резиновая втулка, так и самоконтрящаяся шайба, поврежденные детали заменены, а насос собран и установлен. В случае повреждения прокладки головки цилиндров ее следует заменить.

Заклинивший в закрытом положении термостат останавливает циркуляцию жидкости через радиатор. В этом случае двигатель перегревается, а радиатор остается холодным. Когда термостат застревает в открытом положении, двигатель слишком охлаждается. В обоих случаях необходимо проверить термостат, сначала слейте жидкость из системы охлаждения и осторожно сняв трубу. Для проверки термостат опускают в сосуд с водой. Нагревая воду, следят за клапаном термостата и термометром. Клапан должен начать открываться при температуре 70° C и полностью открывается при температуре 83-90° C. При осмотре термостата следует обращать внимание на отсутствие накипи и чистоту отверстия клапана, предназначенного для прохода воздуха.

Возможно заклинивание штор из-за недостаточной или преждевременной смазки ее привода. Трос вместе с оболочкой необходимо снять, промыть в керосине (или дизельном топливе), и смазав, поставить на место.

Для проверки действия жалюзи рукоятку отводят в крайнее переднее положение (при этом жалюзи впереди радиатора должны полностью открыться), а затем – в крайнее заднее (жалюзи должны полностью закрыться).

Рукоятка должна двигаться свободно и фиксироваться в любом положении.

2.2. Перечень ремонтных работ, технологический процесс разборки и сборки водяного насоса.

Для EO проверьте уровень охлаждающей жидкости и убедитесь в отсутствии утечек. При необходимости долить жидкость или чистую воду. Убедитесь в отсутствии утечек воды, осмотрев соединения шланга с розеткой и сливные краны, а также пол под автомобилем. Сделайте то же самое после запуска и прогрева двигателя перед поездкой. Подтекания устранить.

В условиях хранения автомобиля без гаража при использовании воды в системе охлаждения в холодное время года после окончания работ слить воду.

Мы рекомендуем снимать и проверять термостат два раза в год, проверять жалюзи и удалять накипь из системы охлаждения.

При ТО-1 выполняются работы ЭО, а также смазка подшипников качения водяного насоса и вентилятора консистентной смазкой. Смазка перекачивается мощной воздуходувкой до тех пор, пока свежая смазка не появится из смотрового отверстия в корпусе.

ТО-2: необходимо проверить герметичность системы охлаждения и при необходимости устранить утечку жидкости.

Закрепить радиатор, его облицовку, жалюзи и утеплить капот (в холодное время года).

Закрепить водяной насос и проверить натяжение ремня привода вентилятора; при необходимости отрегулировать натяжные ремни.

Закрепить вентилятор и проверить действие электромагнитной фрикционной муфты (ЗМЗ-53).

Для проверки муфты закройте створки и доведите температуру в системе охлаждения до 88 ° С, при этой температуре должен включиться вентилятор. Откройте жалюзи, доведите температуру в системе охлаждения до 80 ° C, при этом вентилятор тоже должен включиться. Смазать подшипник водяного насоса (по графику).Проверить действие и герметичность системы отопления.

Проверить действие жалюзи. В крайнем переднем положении ручки пластины клапана должны быть полностью открыты, постепенно закрываясь по мере перемещения ручки к себе. Проверить действие паро-воздушного клапана пробки радиатора.

Если приводные ремни станут смазаны и их натяжение ослабнет, они могут проскользнуть. Смазанные ремни следует протирать тканью, слегка смоченной бензином. Отрегулируйте натяжение вентилятора генератора и приводного ремня, вращая генератор на его опоре, после чего генератор фиксируется коромыслом. При нажатии с силой в 4 кГ прогиб ремня посередине между шкивами генератора и вентилятора должен быть 10-15 мм. Отрегулируйте натяжение ремня насоса гидроусилителя рулевого управления, перемещая кронштейн с насосом. Требования к натяжению приводного ремня компрессора регулируются путем разведения половинок его шкива.

При сезонном обслуживании и минимум после 30 000 — 40 000 км пробег автомобиля необходимо промыть для удаления известкового налета, системы охлаждения двигателя. Когда охлаждение известняка незначительное, я рекомендую промыть систему сильной струей воды, подаваемой в направлении, противоположном нормальной циркуляции. При этом радиатор и рубашка охлаждения двигателя промываются отдельно при снятом термостате. Когда отложение накипи велики и накипь прочна (в случаи работы на жесткой воде) применить химический способы очистки. Эти методы очистки направлены на разрушение нерастворимых солей известняка с использованием различных растворов. Состав некоторых растворов, используемых для удаления накипи в двигателях с головками из алюминиевого сплава.

При промывании насыщенным раствором тринатрийфосфата его добавляют в систему охлаждения и радиатор отдельно на 2 — 3 дня эксплуатации автомобиля каждые 12 часов, ополаскивая водой. Когда наливаются растворы диоксида хрома и карбоната натрия, они заливаются в систему, и по истечении времени, указанного в таблице 1, двигатель запускается и прогревается на малых холостых оборотах в течение 10-20 минут, доводя раствор до кипения. Затем слейте раствор при работающем двигателе и одновременно промойте систему водой.

Таблица №1. Состав растворов, применяемых для удаления накипи.

Состав раствора

Количество на 10 литров воды Время, потребное для удаления накипи
Насыщенный раствор тринатрийфосфата (100 г. на 1 литр воды) 50 – 100 см . куб. 2 – 3 дня
0,2 – процентный раствор хромового ангидрида 20 г. 8 – 10 часов
Смесь состоящая из:

кальцинированной соды

хромпика

раствор ингибированной соляной кислоты

1000 – 1200 г

20 30 г

0,5 – 0,6 л

10 –12 и более

10 – 12 и более

1 – 2 и более

При промывке раствором ингибированной соляной кислоты, сначала двигатель тщательно промыть водой ( в течении 10-15 мин).

Затем залейте раствор, запустите двигатель и нагрейте раствор до температуры не выше 60 — 70 градусов. Цельсия, после 10 минут работы двигателя раствор слить, а систему тщательно ( до 4 раз) промыть водой при работающем двигателе. Продолжительность первой и второй стирки — 5 минут, последующих — 10-15 минут. Во время третьей стирки на каждый литр воды добавляют 5 граммов безводной соды и 5 граммов хромового пика.

Таблица №2. Выполняемые работы

№ выполняемых работ Наименование и содержание работ Приборы, инструменты, приспособления, модель, тип. Технические требования.
1. Установить водяной насос в сборе в тиски и закрепить Верстак слесарный, тиски
2. Отвернуть гайки М8 крепления корпуса подшипников водяного насоса, снять пружины шайбы, корпус водяного насоса, прокладку и положить корпус на стол для дефектовки. Головка сменная 14 мм, коловорот, стол для дефектовки деталей.
3. Вывернуть болт крепления крыльчатки, снять шайбу, крыльчатку и положить её на стол. Съёмник для снятия крыльчатки, ключ гаечный 19 мм, стеллаж для деталей и узлов.
4. Закрепить конец вала в тиски, отвернуть гайку М 14 крепления шкива, снять шайбу и ступицу шкива, конусную втулку, упорное кольцо переднего подшипника и шпонку, положить все детали на верстак. Верстак слесарный, тиски, губки предохранительные, пассатижи, ключ гаечный 22 мм, съемник для снятия ступицы и шкива, зубило слесарное , молоток.
5. Установить корпус подшипников водяного насоса на пресс, впрессовать валик вместе с подшипниками и положить на стол для дефектовки. Пресс гидравлический модели 2153-М2, стол для дефектовки деталей. Впрессовывать валик со стороны крепления крыльчатки.
6. Снять с вала водяного насоса передний подшипник , раскосную втулку, задний подшипник , водосбрасыватель, пружинное кольцо, положить все детали на верстак. Оправка для выпрессовки подшипников, молоток, отвертка, верстак слесарный, тиски.
7. Закрепить крыльчатку в тиски, снять с крыльчатки обойму, упорную гайку, уплотнитель и положить все детали на верстак. Верстак слесарный, тиски.
8. Промыть детали водяного насоса. Ванна для мойки деталей.
9. Проверить состояние деталей водяного насоса в соответствии с картой дефектовки и при необходимости заменить негодные детали. Стол для дефектовки деталей , оправка с бруском, станок настольно-сверлильный модели 2И112. Риски и задиры на поверхности прилегания уплотнительной шайбы не допускаются. Торец поверхности прилегания уплотнительной шайбы должен быть плоским.

Шлифование торца допускается до размера не более 19,2 мм. Устранение рисок и овальности производится путём шлифования поверхности прилегания уплотнительной шайбы обрезным бруском на оправе.

10. Установить в корпус крыльчатки уплотнитель, упорную шайбу, смазанную графитной смазкой и закрепить обойму. Верстак слесарный, бочок с графитной смазкой, отвертка, молоток. Применять графитную смазку УС с А ГОСТ 3333-55.
11. Закрепить конец вала в тиски, надеть на вал последовательно пружинное кольцо, водосбрасыватель, задний подшипник, распорную втулку и подшипник передний. Тиски, губки предохранительные.
12. Заполнить корпус подшипников водяного насоса консистентной смазкой. Банка со смазкой 1-13 Применять смазку 1-13 жировую ГОСТ 1631-61.
13. Установить корпус подшипников водяного насоса на пресс. Пресс гидровличесский модели 2153-М2
14. Запрессовать вал с подшипником в корпус подшипников водяного насоса. Пресс гидровличесский модели 2153-М2, оправка.
15. Установить корпус подшипников водяного насоса в тиски и закрепить конец вала. Тиски, губки предохранительные. Закрепить конец вала следует со стороны крепления крыльчатки.
16. Установить в корпус подшипников упорное кольцо переднего подшипника, вставить шпонку в шпоночный паз вала, надеть конусную втулку шкива на вал, установить ступицу шкива на втулку, навернуть на вал шайбу, навернуть и затянуть гайку М 14Х1,5, крепление шкива и зашплинтовать гайку. Пассатижи, молоток, ключ гаечный 22 мм.
17. Установить корпус подшипников на пресс и напрессовать крыльчатку на вал Пресс гидравлический модели 2153-М2.
18. Надеть на болт шайбу , придерживая гайку М 14Х1,5 ключом, производить затяжку болта крепления крыльчатки. Ключ гаечный 22 мм, головка сменная 19 мм, ключ динамометрический. Момент затяжки болта крепления крыльчатки 1,5 – 1,7 кг/см.
19. Затянуть посадочные места корпуса подшипников и корпуса водяного насоса под прокладку, установить прокладку смазанную уплотнительной пастой. Шабер трёхгранный, банка с пастой УН-25, кисть Для смазки прокладки применять пасту УН – 25.
20. Присоединить корпус водяного насоса к корпусу подшипников.
21. Надеть на шпильку крепление корпуса подшипников пружинные шайбы , навернуть гайки и затянуть их. Головка сменная 14 мм, коловорот. Гайки затягивать последовательно через одну.
22. Установить водяной насос на стенд и проверить его работу. Стенд для испытания водяного насоса. Проверять работу водяного насоса при 30000 об/мин. в течении 10 – 15 минут.

При этом не допускается задевание крыльчатки за корпус подшипников насоса, подтекание воды через сальник и перегрев подшипников.

23. Снять водяной насос со стенда и положить на стеллаж. Стеллаж для деталей и узлов.

Глава 3. Техника безопасности

Берегите руки от попадания во вра­щающиеся привода. Особенно осто­рожны будьте с электровентилятором радиатора системы охлаждения дви­гателя: он может неожиданно для вас включиться по команде контроллера. Поэтому все работы с ним производи­те только при обесточенной цепи пи­тания электродвигателя.

Осторожнее работайте с алюминие­вым радиатором — его пластины очень острые. Термические ожоги на горячем двигателе можно получить от радиатора, термостата, головки блока цилиндров, вы плеснувшейся охлаждающей жидкости (или струи пара), выпускного коллектора. Не применяйте неисправный инстру­мент. Для защиты рук от порезов и ушибов во время «силовых» опера­ций надевайте перчатки (предпочти­тельно кожаные).

Лучше тянуть ключ на себя, чем нажимать на него: так меньше риск получить травму при срыве ключа.

Охлаждающая жидкость (антифриз) содержит ядовитый этиленгликоль. Который опасен при попадании в ор­ганизм и в меньшей степени — при попадании на кожу. При попадании на кожу рук антифриза его необходимо смыть большим количеством воды При отравлении антифризом нужно немедленно вызвать рвоту, промыть желудок, а при тяжелом отравлении принять солевое слабительное и об­ратиться к врачу. То же — при отрав­лении тормозной жидкостью. Попавший на кожу электролит вызы­вает жжение, покраснение. Смойте его большим количеством холодной воды (недопустимо смывать мылом!), руки затем можно промыть раство­ром питьевой соды или нашатырного спирта.

Заключение

В данной работе мною было выяснено что: работоспособность и исправ­ность системы охлаждения может быть достигнута своевременным и качествен­ным выполнением работ по их диагностированию, техническому обслуживанию и ремонту.

Эффективное использование данной системы, осуществляется на базе научно обоснованной планово-предупредительной системы тех­нического обслуживания и ремонта, позволяющей обеспечить работоспособное и исправное состояние. При своевременном техническом обслуживание, и правильной эксплуатации, мы получаем максимально эффективную систему охлаждения автомобиля. Данная система проста в эксплуатации не требует больших затрат времени для технического обслуживания.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/diplomnaya/sistema-ohlajdeniya-dvigatelya-3/

1. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей. (В.И. Карогодин, С.К. Шестопалов)

2. Практикум по автомобилю. (В.П. Беспалько, М.И. Ерецкий, З.В. Розен)

3. Автомобиль. (В.С. Камсский, А.И. Маизон, П.Е. Нагула)

4. Техническая эксплуатация автомобилей. (Е.С. Кузнецов, В.П. Воронов, А.П. Болдин)

5. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. (М.: Минавтотранс РСФСР)

6. Автотехобслуживание. (Фастовцев Г.Ф.)

Сайты в internet:

7. http://www.allbest.ru

8. http://www.yandex.ru