Сегодня сложно представить жизнь современного человека без таких агрегатов как личные авто. Машины давно перестали быть роскошью, перейдя в категорию незаменимых средств передвижения. При их наличии удается оперативно перемещаться по городу (на работу, на учебу, по делам бизнеса и т.д.), а также совершать загородные поездки.
Конечно же, для того, чтобы почувствовать максимальный комфорт во время езды, следует выбирать современные и надежные автомобили известных мировых производителей. Однако, как известно, многие импортные авто имеют весьма высокую стоимость, которая не по силам обычным гражданам со средним достатком. Одним из самых доступных автомобилей в наше время является отечественный ВАЗ 2107 который начали выпускать с 1982 года и закончили в 2012 но он и по сей день очень популярный из-за своей низкой стоимости,.
В России в связи с кризисной ситуацией в экономике растут цены на услуги и товары, в частности на услуги в сфере технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта, поэтому растёт потребность в информации о собственноручном техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта частного сектора.
Эта работа описывает систему охлаждения автомобиля ВАЗ 2107, хоть он и снят с производства, но это произошло совсем недавно, и прошлые выпуски автомобилей всё ещё ездят по дорогам нашей страны, поэту данная работа, я считаю, имеет высокую актуальность в наше время, когда автотранспорт становится всё доступнее и перспективнее. А именно автомобиль ВАЗ 2107 в силу своей простоты конструкции, невысокой стоимости, и доступности запчастей имеет очень высокую популярность в среде людей с невысоким доходом.
1. Состояние отрасли автомобилестроения
На протяжении веков для того, чтобы ускорить своё передвижение и транспортировать грузы, люди использовали животных. Ещё в конце позапрошлого века создатели прогнозов обещали, что в будущем города будут завалены горами конского навоза. Однако реальность оказалась совершенно иной — сегодня большие города заполнены миллионами автомобилей.
Создание первого автомобиля относится ещё к восемнадцатому веку, её предпринял в 1769 г. француз по фамилии Кюньо. Попытка была не совсем удачной, но в следующем веке автомобили уже завоевали себе место на улицах городов. Мы давно привыкли к тому, что автомобили требуют бензин в качестве топлива. На самом деле автомобили с ДВС отнюдь не сразу захватили первенство. В начале автомобильной эры большинство автомобилей использовали паровые двигатели. Были распространены также автомобили с электрическим двигателем. Когда появились первые автомобили с ДВС, вначале они проигрывали автомобилям с паровым двигателем по скорости и иным параметрам. Однако к 20м годам прошлого века они выиграли соревнование.
Управление качеством на предприятии ремонта и технического обслуживания ...
... предоставления услуг, удовлетворяющих запросы потребителя при техническом обслуживании и ремонте автомобилей, является главной целью всех работников автосервиса. Наша политика в области качества гарантирует нашим клиентам такой результат нашей работы, на ...
Значительный вклад в подъём автомобильной промышленности внёс Генри Форд. Используя новый конвейерный способ производства, он заполонил Америку своими автомобилями. Но несколько ошибок, допущенных им в организации производства, привели к тому, что фирма Форда потеряла первенство.
Кроме создания типовых автомобилей, которые для нас привычны, различные изобретатели неоднократно предпринимали попытки создания разных необычных автомобилей. Среди таких автомобилей — автомобили-амфибии (на некоторых таких даже переплывали Ла-Манш), летающие автомобили, автомобили с различными альтернативными двигателями и т. п. Попытки изменения привычного автомобиля продолжаются и в наши дни. Известные фирмы предпринимают попытки создавать автомобили на альтернативном топливе, автомобили, управляемые компьютером и внедрять другие интересные новшества.
Одним из передовых методов автомобилестроения является TRANSLINE — концепция SIEMENS для систем управления гибким крупносерийным производством.
Идеология TRANSLINE для всех систем управления. На заводе находится около 200 систем управления фирмы SIEMENS. Все станки связаны в информационную сеть и контролируются системой планирования производства. Короткие сроки проектирования и строительства
Разработка проекта длилась около 1 года, строительство — около 2 лет при инвестициях 240 млн. EURO.
Работы, связанные с
* проектированием и унификацией систем управления станками и автоматическими линиями
* взаимодействием со станкостроителями сервисным обслуживанием,
* комплектацией запчастями,
* обучением персонала,
были выполнены фирмой SIEMENS на базе концепции TRANSLINE 2000.
TRANSLINE как общие технические условия предприятия предприятия (проекта)
Автомобильные предприятия поручают фирме SIEMENS разработку концепции систем управления для конкретного завода. Эта концепция оформляется в виде документа «Руководство по проектированию», который является стандартом для создания:
* Автоматических линий
* Гибких автоматических линий
* Сборочных линий
* Агрегатных станков
* Станков, оснащенных ЧПУ
* Станков, оснащенных контроллерами
* Манипуляторов
Стандарт распространяется не только на станки или гибкие линии, управляемые с помощью ЧПУ, но и на любые агрегатные, специальные станки и жёсткие цикловые автоматические линии, управляемые контроллерами. Документ передаётся станкостроителям, поставляющим оборудование для данного автомобильного предприятия.
Экономический эффект: Снижение затрат при подготовке производства
* Создание группы специалистов, участвующих в заказе оборудования, компетентных в области современных систем управления
* Использование ОТУ для упрощения процедуры заказа оборудования
* Сокращение времени согласования технических характеристик
* Сокращение сроков проектирования
* Сокращение сроков пусконаладки
* Передача части работ при заказе нового оборудования, связанных с системой управления, подрядчику — фирме SIEMENS
TRANSLINE используют такие заводы как :Daimler-Benz Bad Cannstatt — Завод двигателей, Audi Ingolstadt Audi Ingolstadt — завод двигателей, Renault Cleon (Франция) — Производство головок цилиндров, и многие другие.
Применение мехатронных систем на автомобильном, водном и воздушном транспорте
... в систему управления педалью газа. На рис. 3.3 представлена схема электронной системы питания автомобиля: ... таких мехатронных систем ведет Научно-инженерный центр "Мехатроника" в кооперации ... В наиболее "продвинутых" системах есть устройства, идентифицирующие наличие пассажира или детского кресла и, соответственно, либо отключающие, либо корректирующие степень надувания. Рис. 3.4. Автомобильная ...
Современное автомобилестроение является ведущей отраслью машиностроения промышленности развитых стран, влияющей на процессы их экономического развития. Автомобилестроение дает импульс развитию других отраслей, стимулирует занятость населения в производстве автомобильной техники и ее компонентов. Мировой опыт свидетельствует, что наличие собственной автомобильной промышленности является одним из основных элементов, обеспечивающих национальную безопасность. Автомобильное производство развивается на основе достижений фундаментальной и прикладной науки, являясь важным фактором научно-технического прогресса в целом.
В ноябре 2002 г., на XVI съезде КПК был провозглашен курс на создание индустриальной экономики нового типа, предполагающий активизацию фундаментальных исследований в области высоких технологий, политику открытости экономики и использование зарубежного опыта. В первую очередь эти решения касаются отраслей, являющихся локомотивом развития национальной экономики, в том числе легкового автомобилестроения, конкурентоспособность которого зависит от использования последних достижений НТП. Привлечение наукоемких технологий позволило Китаю существенно повысить качество автомобилей, увеличить объемы производства и занять первую позицию в мировом автомобилестроении, тогда как еще в 2001 г. Китай по объему их производства занимал 8-е место в мире.
На сегодняшний день китайский автопром является одной из ведущих отраслей: в автомобильной отрасли задействовано более 2 млн. чел., а в смежных отраслях — еще 12 млн. чел. В 2009 г. производство автомобилей всех типов составило 13,79 млн. шт. Активно развивается также производство деталей и комплектующих для автомобилей. В период мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. усилилось негативное влияние внешних факторов на экспорт китайских автомобилей; сократились темпы роста продаж автомобилей и на внутреннем рынке. Ответы на вопросы, как продолжать китайское автомобильное чудо и какие шаги в области государственной политики необходимо предпринять в этой ситуации, имеют значимость для многих зарубежных стран и автомобильных корпораций мира.
Для повышения эффективности производства и конкурентоспособности китайских автомобильных компаний необходимо в обязательном порядке отслеживать насущные проблемы развития автомобилестроения в стране и обеспечить их решение для повышения качества отечественного производства и своевременно проводить модернизацию производственной базы на основе использования зарубежных технологий и внедрения международных стандартов качества. В 2009 г. китайский автомобильный рынок стал самым динамичным и крупным в мире: общий объем продаж достиг 13,6 млн. шт., или на 46,2% выше, чем в предыдущем году. Доля рынка легковых автомобилей, произведенных национальными производителями, увеличилась до 29,7%. Такие успехи в значительной степени явились следствием активного государственного регулирования производства и рынка автомобилей, макроэкономической среды в целом. Выявление основных проблем, тенденций и перспектив дальнейшего развития автомобильной промышленности является чрезвычайно актуальным для Китая направлением научных исследований, имеющим важное практическое значение.
Анализ системы охлаждения двигателя ВАЗ
... 2 Система охлаждения ВАЗ-2106: 1 – трубка отвода жидкости от радиатора отопителя к жидкостному насосу; 2 – шланг отвода горячей жидкости из головки цилиндров в радиатор отопителя; 3 – перепускной шланг термостата; 4 – выпускной патрубок рубашки охлаждения; 5 – подводящий шланг радиатора; ...
В наш век высоких технологий, я не испытал трудностей при написании данной работы, много информации я мог найти и использовать в интернете, некоторую мог почерпнуть в книгах, другую мне предоставил мой преподаватель Диков М.В.
В этой работе будет подробно описана система охлаждения автомобиля ВАЗ 2107, а так же техническое обслуживание, ремонт и диагностирование. Помимо того приведена подробная информация об охране труда, охране окружающей среды, информация о технике безопасности.
Система охлаждения двигателя предназначена, для поддерживания оптимального теплового режима двигателя путем регулируемого отвода тепла от наиболее нагревающихся деталей.
На автомобиле ВАЗ 2107 она жидкостная, закрытого типа, заправочный объём: 8,65л
На современных автомобилях система охлаждения, помимо основной функции, выполняет ряд других функций, в том числе:
- нагрев воздуха в системе отопления, вентиляции и кондиционирования;
- охлаждение масла в системе смазки;
- охлаждение отработавших газов в системе рециркуляции отработавших газов;
- охлаждение воздуха в системе турбонаддува;
* охлаждение рабочей жидкости в автоматической коробке передач
Система охлаждения двигателя — жидкостная, герметичного типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и расширительным бачком.
Принцип действия системы охлаждения заключается в том, что после пуска двигателя и до достижения температуры охлаждающей жидкости 80°С, она циркулирует из рубашки охлаждения блока цилиндров через перепускной клапан термостата к насосу, который снова подает жидкость в рубашку охлаждения, минуя радиатор (малый круг).
Этим обеспечивается быстрый прогрев двигателя. При нагреве жидкости выше 94°С основной клапан термостата полностью открывается, а перепускной закрывается. Жидкость поступает из рубашки охлаждения через подводящий шланг к радиатору, где жидкость охлаждается и по отводящему шлангу проходит через основной клапан термостата к насосу, который вновь подает жидкость в рубашку охлаждения (большой круг) Независимо от положения клапанов термостата, при открытом кране отопителя жидкость всегда циркулирует через радиатор отопителя. Кроме того, жидкость постоянно циркулирует через узел подогрева впускного трубопровода или корпуса дроссельной заслонки (на впрысковом двигателе).
1 — радиатор отопителя; 2 — шланг отвода охлаждающей жидкости от радиатора отопителя; 3 — шланг подвода охлаждающей жидкости к крану отопителя; 4 — трубка отвода охлаждающей жидкости от головки блока цилиндров; 5 — перепускной шланг; 6 — расширительный бачок; 7 — соединительный шланг расширительного бачка; 8 — шланг подвода охлаждающей жидкости к радиатору; 9 — пробка радиатора; 10 — электровентилятор радиатора; 11 — радиатор системы охлаждения; 12 — датчик включения электровентилятора; 13 — шланг отвода охлаждающей жидкости от радиатора; 14 — насос охлаждающей жидкости; 15 — шланг подвода охлаждающей жидкости к насосу; 16 — термостат; 17 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 18 — шланг отвода охлаждающей жидкости от впускного трубопровода; 19 — кран отопителя; 20 — трубка отвода охлаждающей жидкости от радиатора отопителя
Рисунок 2 Детали системы охлаждения впрыскового двигателя
1 — радиатор отопителя; 2 — шланг отвода охлаждающей жидкости от радиатора отопителя; 3 — шланг подвода охлаждающей жидкости к крану отопителя; 4 — шланг отвода охлаждающей жидкости от узла подогрева корпуса дроссельной заслонки; 5 — датчик (системы управления) температуры охлаждающей жидкости; 6 — шланг подвода охлаждающей жидкости к узлу подогрева корпуса дроссельной заслонки; 7 — расширительный бачок; 8 — шланг подвода охлаждающей жидкости к радиатору; 9 — соединительный шланг расширительного бачка; 10 — пробка радиатора; 11 — радиатор системы охлаждения; 12 — электровентилятор радиатора; 13 — шланг отвода охлаждающей жидкости от радиатора; 14 — насос охлаждающей жидкости; 15 — шланг подвода охлаждающей жидкости к насосу; 16 — термостат; 17 — перепускной шланг; 18 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 19 — трубка отвода охлаждающей жидкости от головки блока цилиндров; 20 — кран отопителя; 21 — трубка отвода охлаждающей жидкости от радиатора отопителя
Радиатор и электровентилятор:
Радиатор — вертикальный, трубчато-пластинчатый, с двумя пластмассовыми бачками и алюминиевой сердцевиной. Радиатор установлен на двух резиновых подушках и крепится к кузову автомобиля ваз 2107 двумя болтами. Заливная горловина радиатора закрывается герметично пробкой и соединяется шлангом с расширительным бачком. Пробка радиатора имеет выпускной (паровой) клапан, поджимаемый пружиной к посадочному пояску заливной горловины, и впускной клапан, через который радиатор соединен с расширительным бачком. Впускной клапан не прижат к седлу и имеет зазор 0,5-1,1 мм, что обеспечивает впуск и выпуск охлаждающей жидкости в расширительный бачок при нагреве или охлаждении. При резком увеличении температуры или закипании жидкости впускной клапан не успевает выпустить жидкость в расширительный бачок и закрывается, разобщая систему охлаждающей жидкости с расширительным бачком. Когда, вследствие дальнейшего нагрева охлаждающей жидкости, происходит увеличение давления до 50 кПа, открывается выпускной клапан и часть охлаждающей жидкости начинает поступать в расширительный бачок. Расширительный бачок закрыт пробкой с резиновым клапаном, поддерживающим давление в бачке, близкое к атмосферному.
Электровентилятор — установлен за радиатором. Для уменьшения шума при работе лопасти крыльчатки вентилятора охлаждения имеют переменный по радиусу угол установки и шаг. Электровентилятор карбюраторного двигателя включается от датчика, ввернутого в нижнюю часть правого бачка радиатора. На автомобилях ваз 2107 ранних выпусков с постоянной принудительной вентиляцией датчик включения вентилятора и электровентилятор не устанавливались. Крыльчатка вентилятора крепилась к шкиву насоса охлаждающей жидкости и вращалась постоянно при работающем двигателе на автомобиле ваз 2107. На инжекторном двигателе автомобиля ваз 2107 электровентилятор управляется командами ЭБУ (через реле).
Исходными данными для этих команд служит сигнал датчика температуры охлаждающей жидкости, установленного в отводящем патрубке системы охлаждения.
Рисунок 3 Детали радиатора и электровентилятора
1 — радиатор; 2 — пробка радиатора; 3 — вентилятор; 4 — электродвигатель вентилятора; 5 — кожух вентилятора; 6 — датчик включения электродвигателя вентилятора; 7 — сливная пробка радиатора; 8 — нижняя опора радиатора
Насос охлаждающей жидкости:
Центробежный, приводится в действие от шкива коленчатого вала клиноременной передачей. Насос охлаждающей жидкости ваз 2107 состоит из корпуса и крышки, изготовленных из алюминиевого сплава. Крышка насоса охлаждающей жидкости крепится гайками к четырем шпилькам, ввернутыми в корпус насоса. Между корпусом насоса охлаждающей жидкости и крышкой установлена уплотнительная прокладка. Валик насоса охлаждающей жидкости вращается в двухрядном закрытом подшипнике. На передний конец валика насоса охлаждающей жидкости напрессован фланец шкива привода насоса, а на задний — чугунная или пластмассовая крыльчатка.
Рисунок 4 Детали насоса охлаждающей жидкости
1 — корпус; 2 — подшипник; 3 —шкив; 4 — ступица шкива; 5 — стопорный винт подшипника; 6 — крышка; 7 — валик; 8 — сальник; 9 —крыльчатка
Термостат:
Термостат системы охлаждения служит для поддержания требуемого теплового режима работы двигателя автомобиля ваз 2107 и ускорения его прогрева. При температуре охлаждающей жидкости ниже 80 °С основной клапан термостата закрыт, а перепускной клапан — открыт. Охлаждающая жидкость циркулирует из рубашки охлаждения блока цилиндров через перепускной клапан термостата к насосу, который снова подает жидкость в рубашку охлаждения, минуя радиатор (малый круг).
Этим обеспечивается быстрый прогрев двигателя автомобиля ваз 2107. Температура начала открытия основного клапана термостата на автомобиле ваз 2107 должна находиться в интервале 80,6-81,5°С. Полный ход основного клапана термостата должен составлять не менее 6 мм. При нагреве охлаждающей жидкости выше 94°С основной клапан термостата полностью открывается, а перепускной клапан термостата закрывается. Охлаждающая жидкость поступает из рубашки охлаждения через подводящий шланг к радиатору. От радиатора охлаждающая жидкость по отводящему шлангу проходит через основной клапан термостата к насосу, который вновь подает охлаждающую жидкость в рубашку охлаждения (большой круг).
В интервале температур 80-94°С клапаны термостата находятся в промежуточном положении, и жидкость циркулирует как по малому, так и по большому кругу. Независимо от положения клапанов термостата, при открытом кране отопителя охлаждающая жидкость всегда циркулирует через радиатор отопителя. Кроме того, охлаждающая жидкость постоянно циркулирует через узел подогрева впускного трубопровода или корпуса дроссельной заслонки (на инжекторном двигателе автомобиля ваз 2107).
Рисунок 5 Детали термостата
1 — входной патрубок (от двигателя); 2 — перепускной клапан; 3 — пружина перепускного клапана; 4 — стакан; 5 — резиновая вставка; 6 — выходной патрубок; 7 — пружина основного клапана; 8 — седло основного клапана; 9 — основной клапан; 10 — держатель; 11 — регулировочная гайка; 12 — поршень; 13 — входной патрубок от радиатора; 14 — наполнитель; 15 — обойма; Д — вход жидкости от двигателя; Р — вход жидкости от радиатора; Н — выход жидкости к насосу
2.3 Диагностирование системы охлаждения автомобиля ВАЗ 2107
Проверка уровня и плотности жидкости в системе охлаждения:
Правильность заправки системы охлаждения проверяется по уровню жидкости в расширительном бачке, который на холодном двигателе (при 15-20°С) должен находиться на 3-4 см выше метки «МIN», нанесенной на расширительном бачке. При необходимости проверяйте ареометром плотность охлаждающей жидкости, которая должна быть 1,078-1,085 г/см3 для жидкости Тосол А-40. При низкой плотности и высокой (не более 1,085-1,095 г/см3) повышается температура кристаллизации жидкости, что может привести к ее замерзанию в холодное время года. Если уровень жидкости в бачке ниже нормы, а плотность выше нормы, то доливайте дистиллированную воду. Если плотность нормальная — доливайте жидкость той же плотности и марки, какая находится в системе охлаждения. Если плотность жидкости в системе охлаждения ниже нормы, доливайте жидкость Тосол-А.
Операции выполнять в следующем порядке:
1. Для удобства контроля уровня жидкости отстегиваем резиновый ремень, придерживая бачок рукой. Внимание! Отворачивать пробку расширительного бачка следует только на холодном двигателе, так как на прогретом двигателе внутри бачка создается избыточное давление. |
||
2. При необходимости открываем пробку бачка и доливаем в него охлаждающую жидкость до требуемого уровня. |
||
Внимание!
Охлаждающая жидкость ядовита, будьте осторожны. При попадании на лакокрасочное покрытие жидкость может вызвать изменение его цвета, поэтому сразу же удалите жидкость ветошью.
Не используйте в качестве охлаждающей жидкости воду, она не содержите своем составе ингибиторов коррозии, плохо смазывает уплотнения насоса и замерзает при отрицательных температурах.
Рисунок 6 Проверка натяжения ремня насоса охлаждающей жидкости
Натяжение ремня проверяется его прогибом между шкивами генератора и насоса или между шкивами насоса и коленчатого вала. При нормальном натяжении ремня прогиб А (рис. 3-61) под усилием 98 Н (10 кгс) должен быть в пределах 10-15 мм, а прогиб В — в пределах 12-17 мм.
Для увеличения натяжения ремня, ослабив гайки крепления генератора, сместите его от двигателя и затяните гайки.
2.4 Техническое обслуживание системы охлаждения автомобиля ВАЗ 2107
Виды и сроки технического обслуживания.
В нашей стране принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей, регламентированная «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», которая представляет собой совокупность средств, нормативно-технической документации и исполнителей, необходимых для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава. Данной системой предусматривается обеспечение работоспособного состояния подвижного состава автомобильного транспорта путем проведения планово-предупредительных работ по его техническому обслуживанию и ремонту. Планово-предупредительный характер системы технического обслуживания и ремонта определяется плановым и принудительным (через установленные пробеги или промежутки времени работы подвижного состава) выполнением контрольно-диагностических операций с последующим выполнением по потребности необходимых работ.
«Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» регламентируются виды и режимы технического обслуживания и ремонта с учетом условий эксплуатации автомобилей. Под режимом технического обслуживания понимают его периодичность, перечень выполняемых при этом работ и их трудоемкость.
Техническим обслуживанием является комплекс операций по: поддержанию подвижного состава в работоспособном состоянии и надлежащем виде; обеспечению надежности, экономичности работы, безопасности движения, защите окружающей среды; уменьшению интенсивности ухудшения параметров технического состояния, отказов и неисправностей, а также выявлению их с целью своевременного устранения. Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановом порядке.
Техническое обслуживание (ТО) автомобилей в соответствии с действующей системой подразделяется на следующие виды: ежедневное техническое обслуживание (ЕО); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2); сезонное (СО); а также обслуживание по талонам сервисной книжки автомобиля. Ежедневное техническое обслуживание включает уборку и мойку автомобиля, контроль технического состояния систем и механизмов, от которых зависит безопасность движения (рулевого управления, тормозных систем, приборов освещения и сигнализации), заправку топливом, контроль уровня масла и охлаждающей жидкости в двигателе, а также уровня тормозной жидкости в бачках рабочей тормозной системы и гидропривода сцепления. Конкретно по системе охлаждения выполняют следующие операции: проверяют осмотром герметичность системы охлаждения; уровень жидкости, и при необходимости доливают охлаждающую жидкость.
Первое техническое обслуживание дополнительно к работам ЕО включает контрольно-диагностические, крепежные, смазочные и регулировочные работы с целью предупреждения случайных отказов до очередного технического обслуживания, экономии топлива и других эксплуатационных материалов, а также уменьшения загрязнения окружающей среды.
Конкретно по системе охлаждения выполняют следующие операции: следует проверить и при необходимости отрегулировать натяжение приводного ремня насоса охлаждающей жидкости
Второе техническое обслуживание дополнительно к работам ТО-1 включает контрольно-диагностические и регулировочные работы, связанные с частичной разборкой составных частей автомобиля, их снятием и проверкой на специальном оборудовании.
Конкретно по системе охлаждения выполняют следующие операции: необходимо проверить и, если надо, закрепить вентилятор, радиатор, его облицовку; смазать подшипники насоса охлаждающей жидкости
Сезонное обслуживание проводят с очередным ТО-2. Во время сезонного техобслуживания выполняют операции ежедневного обслуживания, первого и второго техобслуживания, а так же проверяют осмотром герметичность систем охлаждения и отопления; промывают систему охлаждения;
- Периодичность, перечни и порядок выполнения работ по ТО приводятся в заводских инструкциях по эксплуатации и сервисных книжках, прилагаемых к автомобилю при продаже.
2.5 Неисправности системы охлаждения автомобиля ВАЗ 2107
Таблица 1 Неисправности системы охлаждения ВАЗ 2107 и способы устранения
Причины: |
Способ устранения: |
|
1.Перегрев двигателя (по указателю температуры) |
||
Низкий уровень охлаждающей жидкости |
Восстановите уровень. |
|
Ослабление ремня вентилятора |
Отрегулируйте натяжение ремня. |
|
Пережатие шлангов |
Замените шланги. |
|
Неисправна пробка горловины радиатора |
Замените пробку. |
|
Образование воздушных пробок в системе охлаждения |
Удалите воздух. |
|
Тяжелые условия движения |
Периодически переводите двигатель в режим повышенных оборотов холостого хода, чтобы улучшить охлаждение. |
|
Неправильный монтаж деталей системы охлаждения |
Установите детали. |
|
Неисправен термостат |
Замените. |
|
Поломка валика насоса или срыв крыльчатки |
Замените насос. |
|
Засорение радиатора |
Промойте радиатор. |
|
Отложения накипи в охлаждающих каналах |
Отремонтируйте или замените блок цилиндров. Накипь будет видна при снятии деталей системы охлаждения или при удалении заглушек каналов. |
|
Повышенное трение в деталях двигателя |
Отремонтируйте двигатель. |
|
Концентрация антифриза превышает 68% |
Восстановите нормальный состав охлаждающей жидкости. |
|
Нарушение воздушных уплотнений |
Восстановите уплотнения. |
|
Неисправность датчика или указателя |
Отремонтируйте или замените неисправный прибор. |
|
Потеря охлаждающей жидкости вследствие утечки или вспенивания |
Замените жидкость, отремонтируйте или замените неисправные детали. |
|
2.Двигатель не прогревается до нормальной температуры |
||
Неисправен термостат |
Замените. |
|
Неисправность датчика или указателя |
Отремонтируйте или замените неисправный прибор. |
|
3.Потери охлаждающей жидкости (выброс) |
||
Уровень жидкости выше нормы |
Восстановите уровень. |
|
Остановка двигателя сразу после езды |
Перед остановкой двигатель должен немного поработать на быстром холостом ходу. |
|
Образование в системе охлаждения воздушных пробок (иногда наблюдается «извержение» жидкости) |
Удалите воздух. |
|
Недостаточная концентрация антифриза, вследствие чего понижается точка кипения |
Восстановите нормальный состав жидкости. |
|
Старение антифриза или загрязнение |
Замените жидкость. |
|
Утечки, обусловленные ослаблением хомутов шлангов, крепежных элементов, сливных пробок, неисправностью шлангов или радиатора |
Выполните опрессовку системы и найдите места течи, отремонтируйте. |
|
Повреждение прокладки головки цилиндров |
Замените прокладку. |
|
Трещины в головке цилиндров, всасывающем коллекторе или в блоке цилиндров |
Замените неисправные детали. |
|
Неисправна пробка горловины радиатора |
Замените пробку. |
|
4.Попадание охлаждающей жидкости в масло (блок цилиндров) |
||
Повреждение прокладки головки цилиндров |
Замените прокладку. |
|
Трещины в головке цилиндров, всасывающем коллекторе или в блоке цилиндров |
Замените неисправные детали. |
|
5.Уровень жидкости не восстанавливается |
||
Низкий уровень жидкости |
Долейте до отметки FULL. |
|
Течь в системе охлаждения |
Течь в системе охлаждения |
|
Неплотно закрывается пробка радиатора, повреждение или отсутствие прокладки |
Отремонтируйте, прокладку замените. |
|
Неисправна пробка радиатора |
Замените. |
|
Засорена или течет трубка расширительного бачка |
||
Засорены вентиляционные отверстия расширительного бачка |
Прочистите. |
|
6.Шумы |
||
Задевание крыльчатки вентилятора за кожух |
Отрегулируйте положение кожуха, проверьте состояние опор двигателя. |
|
Ослабление крыльчатки на валу насоса |
Замените насос. |
|
Изношен (проскальзывает ремень привода) |
Замените или смажьте ремень силиконовой смазкой. |
|
2.6 Ремонт системы охлаждения автомобиля ВАЗ 2107
Заправка системы охлаждения жидкостью.
Замену охлаждающей жидкости проводим согласно периодичности технического обслуживания , а также в случае изменения ее цвета (это является признаком старения жидкости) или после ремонта двигателя. Жидкость заменяем только на холодном двигателе!
Применимые охлаждающие жидкости:
- ОЖК-К ХТ;
- ОЖ-40-ХТ, ОЖ-65-ХТ, ОЖК Тосол;
- ОЖ-40 Тосол;
- ОЖ-65 Тосол;
- ОЖ-40, ОЖ-65, ОЖК-К СК, ОЖ-40СК, ОЖ-65СК, Лада-А40;
- ОЖ-К Тосол-ТС, ОЖ-40 Тосол-ТС;
- ОЖ65 Тосол-ТС, Антифриз G-48, АGIP Antifreeze Extra, Glysantin G 03, Glysantin G 91
Заправочный объём: 8,65 л
Порядок выполнения:
1. Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или эстакаду 2. Переводим рычаг управления отопителем салона в крайнее правое положение (полностью открываем кран отопителя).
|
||
3. Отворачиваем и снимаем пробки радиатора и расширительного бачка. |
||
4. Снимаем грязезащитный щиток двигателя (см. «Грязезащитный щиток — снятие и установка»).
5. Подставляем емкость (не менее 10 л) под пробку сливного отверстия в блоке цилиндров |
||
6. Торцовым ключом на 13 мм с удлинителем отворачиваем пробку сливного отверстия. |
||
7. Сливаем охлаждающую жидкость из блока цилиндров. |
||
8. Подставляем ту же емкость под сливное отверстие радиатора и отворачиваем пробку. |
||
9. Сливаем охлаждающую жидкость из радиатора. |
||
10. Отстегнув ремень крепления расширительного бачка и приподняв его, сливаем жидкость из бачка через радиатор. 11. Устанавливаем бачок на место и закрепляем его ремнем. |
||
12. Заворачиваем пробки сливных отверстий на радиаторе и блоке цилиндров. Примечание Чтобы не возникло воздушных пробок, рекомендуется снять резиновый шланг с патрубка узла подогрева впускного трубопровода (корпуса дроссельной заслонки на впрысковом двигателе).
При заполнении системы в момент выхода жидкости из шланга надеваем его на патрубок. |
||
12. Заполняем систему охлаждения двигателя через горловину радиатора до тех пор, пока уровень жидкости не достигнет нижней кромки горловины. |
||
13. В процессе заполнения системы жидкостью (для уменьшения вероятности образования воздушных пробок) обжимаем шланги радиатора рукой. Закрываем пробку радиатора. 14. Заливаем в расширительный бачок охлаждающую жидкость до уровня на 3-4 мм выше отметки «MIN» на стенке бачка и закрываем пробку. 15. Запускаем двигатель и даем ему поработать на холостом ходу 3-5 мин для удаления воздушных пробок, после чего останавливаем двигатель и доливаем в радиатор и бачок охлаждающую жидкость до необходимого уровня. |
||
Замена термостата.
Термостат заменяем при нарушении температурного режима работы двигателя (двигатель долго прогревается или перегревается).
Проверка работоспособности термостата может быть выполнена на автомобиле. После запуска холодного двигателя при исправном термостате нижний шланг радиатора должен начать нагреваться при температуре охлаждающей жидкости 80-85°С (стрелка указателя температуры жидкости находится в вертикальном положении).
В противном случае снимаем термостат и проверяем температуру начала открытия основного клапана и его ход.
Порядок выполнения:
Снятие
Внимание! Снятие производить только на не прогретом двигателе.
1. Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или эстакаду (см. «Подготовка автомобиля к ТО и ремонту»).
2. Сливаем охлаждающую жидкость (см. «Охлаждающая жидкость — проверка уровня и замена»).
|
||
3. Круглогубцами или шлицевой отверткой с тонким лезвием ослабляем ленточный хомут крепления шланга, идущего от радиатора. |
||
4. Отсоединяем шланг от входного патрубка термостата. На автомобилях последних годов выпуска крепление шлангов к патрубкам термостата осуществляется ленточными хомутами, а к насосу охлаждающей жидкости и патрубку головки блока цилиндров — червячными. В этом случае удобнее ослабить червячные хомуты и снять термостат вместе со шлангами. |
||
5. Торцовым ключом на 8 мм или крестовой отверткой ослабляем хомуты крепления шлангов к патрубкам насоса охлаждающей жидкости и головки блока цилиндров. |
||
6. Снимаем термостат и отсоединяем от патрубков шланги. |
||
Установка.
1. Надеваем шланги на патрубки термостата.
2. Устанавливаем на шланги вместо ленточных хомутов — червячные, не затягивая их.
3. Подсоединяем к нижнему входному патрубку термостата шланг, идущий от радиатора и затягиваем хомуты.
4. Заливаем охлаждающую жидкость (см. «Охлаждающая жидкость — проверка уровня и замена») и, запустив двигатель, проверяем отсутствие подтекания.
Замена водяного насоса.
1. Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или эстакаду (см. «Подготовка автомобиля к ТО и ремонту»).
2. Сливаем жидкость из системы охлаждения. 3. Снимаем ремень привода генератора. |
||
4. Торцовым ключом на 17 мм отворачиваем гайку крепления регулировочной планки генератора. |
||
5. Тем же инструментом отворачиваем гайку крепления генератора к регулировочной планке (см. «Генератор — снятие и установка») и снимаем регулировочную планку. |
||
6. Накидным или торцовым ключом на 13 мм ослабляем три болта крепления шкива привода насоса, удерживая шкив от проворачивания большой отверткой. |
||
7. Отворачиваем болты и снимаем шкив. |
||
8. Торцовым ключом на 13 мм отворачиваем четыре гайки крепления крышки насоса. |
||
9. Для облегчения снятия насоса обстукиваем его крышку молотком с пластмассовым или резиновым бойком. 10. Снимаем насос со шпилек. 11. Между насосом и его корпусом установлена уплотнительная прокладка, которую необходимо заменить. |
||
Установка
1. Устанавливаем снятые детали в обратной последовательности.
2. Регулируем натяжение ремня генератора (см. «Ремень привода генератора — регулировка натяжения и замена»).
3. Заливаем жидкость в систему
Замена датчика включение электровентилятора:
Если стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости на щитке приборов находится в красном секторе шкалы, а электровентилятор не включается, то необходимо проверить датчик. Для этого при включенном зажигании замыкаем наконечники проводов, подходящие к датчику. Если электровентилятор не включается, то это указывает на неисправность двигателя вентилятора, а если включается — на неисправность датчика.
Порядок выполнения:
Снятие. |
||
Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или эстакаду. 2. Отсоединяем провод от отрицательного вывода аккумуляторной батареи 3. Сливаем из радиатора охлаждающую жидкость |
||
4. Отсоединяем от датчика наконечники проводов. |
||
5. Ключом на 30 мм отворачиваем датчик. |
||
6. Снимаем датчик. Внимание! Для обеспечения герметичности соединения на датчике установлено медное уплотнительное кольцо, не потеряйте его. |
||
Для проверки работоспособности датчика подсоединяем к его контактам щупы тестера и помещаем резьбовую часть датчика в емкость с водой. Подогреваем воду и по термометру контролируем температуру замыкания и размыкания контактов датчика, которая должна соответствовать температуре 92 и 87°С.
Установка
1. Устанавливаем датчик включения электровентилятора в обратной последовательности.
2. Доливаем в радиатор охлаждающую жидкость.
Замена датчика указателя температуры охлаждающей жидкости:
Если датчик выдает неверные данные о температуре охлаждающей жидкости, то необходимо проверить его на прогретом двигателе. Для этого при включенном зажигании снимаем с датчика наконечник провода и замыкаем его на «массу». Если стрелка указателя температуры на щитке приборов отклоняется вправо до упора, — датчик неисправен. Если стрелка не перемещается, то это указывает на обрыв в цепи.
Порядок выполнения:
Снятие |
||
1. Отсоединяем провод от отрицательного вывода аккумуляторной батареи. 2. Сливаем из блока цилиндров охлаждающую жидкость. |
||
3. Сдвигаем защитный колпачок и отсоединяем наконечник провода от датчика. |
||
4. Торцовым ключом на 21 мм с глубокой головкой или свечным ключом выворачиваем датчик из головки блока цилиндров. |
||
Датчик имеет коническую резьбу, поэтому для него дополнительного уплотнения не требуется.
Установка
1. Устанавливаем датчик указателя температуры охлаждающей жидкости в обратной последовательности.
2. Доливаем в радиатор охлаждающую жидкость.
Замена расширительного бачка:
Внимание!
Снимать расширительный бачок следует только на холодном двигателе
Снятие |
||
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы. 2. Подготавливаем емкость (не менее 2 л) для слива охлаждающей жидкости. |
||
3. Отстегиваем ремень крепления расширительного бачка. |
||
4. Плоскогубцами или шлицевой отверткой с узким лезвием ослабляем хомут крепления соединительного шланга к патрубку заливной горловины радиатора и снимаем шланг. |
||
5. Сливаем жидкость из бачка в подготовленную емкость. 6. Отсоединяем от патрубка бачка соединительный шланг. |
||
Установка
1. Устанавливаем новый расширительный бачок в обратной последовательности.
2. Открываем пробку бачка и доливаем в него охлаждающую жидкость до требуемого уровня.
Замена электровентилятора радиатора:
Электровентилятор радиатора состоит из электродвигателя, крыльчатки и кожуха.
Работа показана на автомобиле с карбюраторным двигателем. На автомобиле с впрысковым двигателем операции 2 и 5 — не выполняются.
Порядок выполнения:
Снятие |
||
1. Разъединяем колодки проводов электродвигателя крыльчатки. |
||
2. Отсоединяем наконечники проводов от датчика включения электровентилятора |
||
3. Торцовым ключом на 8 мм (удобнее с глубокой головкой) отворачиваем два болта крепления кожуха к радиатору с левой стороны и один — с правой. |
||
4. Приподнимаем электровентилятор, одновременно вытягивая оболочку проводов датчика из двух фиксаторов, расположенных на кожухе. На впрысковом двигателе отворачиваем болт крепления рукавов подвода воздуха к кронштейну крышки головки блока цилиндров и, отодвинув рукава, приподнимаем электровентилятор. |
||
5. Сжав пассатижами лепестки фиксаторов оболочки проводов датчика, выталкиваем фиксаторы из кожуха. |
||
6. Снимаем электровентилятор. |
||
7. Для замены электродвигателя вентилятора торцовым ключом на 13 мм отворачиваем гайку крепления крыльчатки к валу электродвигателя, удерживая крыльчатку рукой. |
||
8. Снимаем крыльчатку с вала. |
||
9. Сжав пассатижами лепестки фиксатора провода электродвигателя, выталкиваем фиксатор из кожуха |
||
10. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем три гайки крепления электродвигателя к кожуху. |
||
11. Снимаем электродвигатель. |
||
Установка
Сборка и установка электровентилятора выполняются в обратной последовательности.
Замена радиатора:
Снятие |
||
1. Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или эстакаду. 2. Сливаем жидкость из системы охлаждения. 3. Снимаем электровентилятор. |
||
4. Ослабив хомут, снимаем подводящий шланг с верхнего патрубка радиатора. |
||
5. Отсоединяем от патрубка заливной горловины радиатора соединительный шланг. 6. Отсоединяем от входного патрубка термостата отводящий шланг радиатора. |
||
7. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем болт крепления радиатора с левой стороны |
||
8. Тем же инструментом отворачиваем болт с правой стороны. |
||
9. Снимаем радиатор с автомобиля так, чтобы не повредить алюминиевую сердцевину радиатора. |
||
10. При необходимости заменяем резиновые подушки |
||
Установка
1. Устанавливаем все снятые детали в обратной последовательности.
2. Заливаем жидкость в систему.
Испытания отремонтированного узла:
Натяжения ремня привода вентилятора проверяют при помощи линейки и рейки или специальных линеек-динамометров (КИ-8920, К-403 и др.) Рейку прикладывают к шкивам, между которыми находиться проверяемая ветвь ремня. Линейку устанавливают перпендикулярно рейки в ее середине и надавливают ею на ремень с усилием 40Н. Прогиб ремня определяют по шкале линейки и сравнивают с требуемым значением (указанном в руководстве по эксплуатации автомобиля).
Эффективность действия радиатора оценивают по перепаду температуры в верхнем и нижнем бочках, который должен составлять 8-12 градусов. Засорения трубок радиатора и образования накипи вызывает отклонения перепада температуры от этих значений.
Проверка работы термостата если термостат исправен, то во время прогрева двигателя верхний бачок радиатора должен быть холодным, а когда стрелка датчика температуры охлаждающей жидкости, расположенного на панели приборов, отклонится на 3-4 мм от второй риски, бачок радиатора должен нагреваться. В этом случае термостат работает нормально. Для более точной настройки проверки термостата вынимают, очищают от накипи и помещают в емкость с водой, после чего нагревают, контролируя температуру термометром. Моменты начала и полного открытия клапана термостата (определяемые с помощью специального индикатора) должны соответствовать 65-70 градусов и 80-85.
Инструменты, приспособления и материалы, применяемые при Т.О.и ремонте:
Набор отверток. Набор ключей и головок.
Ручные инструменты. Набор головок.
3. Техника безопасности, охрана труда и окружающей среды
3.1 Техника безопасности при выполнении работ
I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.К работе слесарем по ремонту автомобилей допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование для определения соответствия их состояния требованиям, предъявляемым к выполняемой работе, прошедшие курс обучения по специальной программе и имеющие удостоверение о присвоении ему квалификации.
2.Вновь поступающие рабочие могут быть допущены к самостоятельной работе только после прохождения ими вводного инструктажа по безопасности труда, противопожарной безопасности, экологическим требованиям и первичного инструктажа на рабочем месте, о чём должны быть сделаны записи в соответствующих журналах вводного инструктажа и на рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. К самостоятельной работе рабочие допускаются только при наличии удостоверения о проверке знаний по охране труда.
3.Знания рабочими безопасных методов труда должны постоянно проверяться постоянно действующей экзаменационной комиссией предприятия не реже одного раза в 12 месяцев. Результаты проверки оформляются протоколом комиссии, а в удостоверении делается соответствующая отметка. В случае получения рабочим неудовлетворительной оценки при проверки знаний безопасности труда он к самостоятельной работе не допускается до повторной проверки через один месяц.
4.При нарушении рабочим требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, пожару, взрыву или отправлению, при изменении условий труда, материалов, инструментов, при введении в действие новых или переработанных правил, инструкций стандартов по охране труда, изменений и дополнений к ним, при перерывах в работе более 30 календарных дней, а также по требованию надзорных органов проводится внеплановый инструктаж.
5.При выполнении работ в опасных и особо опасных условиях, также других несвойственных работ, не связанных с прямыми обязанностями рабочего проводится целевой инструктаж и выдаётся наряд-допуск.
6.О проведении повторного и внепланового инструктажа производится соответствующая запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывается причина, вызвавшая его проведение.
7.Рабочий получивший инструктаж и показавший неудовлетворительные знания, к работе не допускается. Он обязан вновь пройти инструктаж. Знания, полученные при инструктаже, проверяет работник, проводивший инструктаж.
8.Слесарь по ремонту автомобилей обязан выполнять только ту работу, которая разрешена администрацией. Без разрешения администрации и инструктажа производить работу, не входящую в обязанности слесаря, запрещается.
9.На территории организации слесарь по ремонту автомобилей обязан соблюдать следующие правила:
- быть внимательным к сигналам водителей движущегося транспорта;
— * запрещается: прикасаться к электрооборудованию, клеммам и электропроводам, арматуре общего освещения и открывать дверки электрошкафов, включать и останавливать (кроме аварийных случаев) машины, станки и механизмы, работа на которых не входит в круг его обязанностей, стоять или проходить под поднятым грузом или вблизи него, ездить на подножках и крыльях машин.
II. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ И ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
1. Привести в порядок рабочую одежду: застегнуть или обвязать обшлага рукавов, заправить одежду так, чтобы не было развивающихся концов; проверить наличие средств оказания доврачебной помощи.
2. Работать в лёгкой обуви (тапочках, босоножках, сандалиях и т. д.) запрещается.
3. Внимательно осмотреть рабочее место, убрать все мешающие в работе предметы.
4. Если необходимо пользоваться переносной электролампой, проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправен ли шнур и изоляционная резиновая трубка. Напряжение переносных электроламп в обычных помещениях не выше 42 В, а в особо опасных условиях (наличие сырости) не выше 12 В.
5. Рабочий инструмент и детали расположить в удобном и безопасном для пользования порядке. Убедиться в том, что рабочий инструмент, приспособления и средства индивидуальной защиты исправны и соответствуют требованиям безопасности.
Необходимо, чтобы:
- гаечные ключи не имели выработки зева и строго соответствовали размерам гаек и болтов. Пользоваться подкладками к гаечным ключам между гранями ключа и гайки, наращивать гаечные ключи трубами или другими предметами запрещается;
- рукоятки молотков и кувалды должны иметь слегка выпуклую, не косую и не сбитую, без трещин поверхность бойка, должны быть надёжно укреплены на рукоятках путём расклинивания заершенными клиньями, не должны иметь наклёпа;
- рукоятки молотков и кувалды должны иметь гладкую поверхность и быть сделаны из древесины твёрдых и вязких пород;
- ударные инструменты (зубила, бородки, просечки, крены и др.) не должны иметь трещин, заусенцев и наклёпа.
Зубила должны иметь длину не менее 150 мм;
- тиски имели исправные губки и зажимной винт.
6. При ремонте или техническом обслуживании автомобилей, повесить на рулевое колесо табличку: «Двигатель не пускать! Работают люди».
7. Если вблизи рабочего места производятся электросварочные работы, установить щит (ширму) для защиты глаз и лица от воздействия ультрафиолетовых лучей или надеть специальные защитные очки.
8. Если ремонтные работы производятся вблизи электрических проводов и электроустановок, выключить подачу тока на время работы.
9. работать под автомобилем вне смотровой канавы, эстакады или подъёмника только при наличии лежаков. Работать на полу (земле) запрещается.
10. Все работы по ремонту или техническому обслуживанию автомобилей выполнять при неработающем двигателе, за исключением регулировки карбюратора. Проверки электрооборудования и тормозной системы.
11. Домкрат при подъёме автомобилей ставить на прочную и устойчивую деревянную подкладку. Высота его подъёма должна соответствовать необходимой высоте подъёма машины и её частей. Увеличивать высоту подъёма домкрата, наращивая его случайными предметами, запрещается.
12. При ремонте поставить технику на козелки и убедиться, что она надёжно установлена. Работать под машиной, поднятой только домкратом, но не установленной на козелки, запрещается.
13. При выполнении работ (даже кратковременных) на машине с поднятым кузовом предварительно укрепить кузов упорной штангой. При замене подъёмного механизма установить второй металлический упор. Использовать вместо упора различные случайные подставки или подкладки запрещается.
14. Слив масла и воды из агрегатов машины производить только в специальную тару. Случайно пролитое на пол масло или оброненный солидол немедленно засыпать опилками или сухим песком и собрать в специально отведённое место.
15. Влезать под машину и вылезать из-под неё только со стороны, противоположной проезду. Работая под машиной, размещаться между колёсами вдоль машины.
16. До начала производства сварочных работ, слить бензин и масло, бензобаки закрыть асбестовыми чехлами.
17. При работах, связанных с проворачиванием коленчатого и карданных валов, проверить выключены ли зажигание и подача топлива (для дизельных машин), поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, освободить стояночную тормозную систему. После окончания работ затянуть рычаг стояночной системы и вновь включить первую передачу.
18. Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор выполнять после установки машины на козелки, а под неснимаемые колёса подложить противооткатные упоры (башмаки).
Устанавливать машину на колёсных дисках, деревянных колодках, кирпичах и других случайных предметах запрещается.
19. При ремонте и обслуживании машин с высоким кузовом пользоваться специальными лестницами-стремянками со ступенями шириной не менее 300 мм и глубиной не менее 150 мм. Применять приставные лестницы запрещается.
20. При регулировке двигателя в помещении применять бесшланговый местный отсос или накидные шланги для отвода отработавших газов в атмосферу.
21. На разборочно-сборочных работах применять исправные съёмники, электрогайковерты и ключи. Отвёртывать гайки при помощи зубила и молотка запрещается. Трудноотвёртываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.