Керамические товары

Керамика (греческое — гончарное искусство, от слова keramos — глина) — это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками. Керамика распространена в быту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины), она применяется в строительстве, искусстве. Можно выделить основные виды керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор.

История керамики разнообразная и очень интересная. Когда человек научился обрабатывать глину, он начал изготавливать посуду. Все керамические изделия делаются из глины, но из разных сортов глины, с различными добавками, поэтому они выглядят такими разными. С самых древнейших времен человек изготавливает изделия из керамики, произведения искусства, посуду. В развитии художественной керамики было сделано много замечательных открытий. Люди экспериментировали с сортами глин и примесей, с приемами формовки и обжига, украшения изделий. В стремлении получить тонкую, красивую, прочную керамику, производители из разных стран делали похожие изобретения.

Секрет производства фаянса, известный мастерам Древнего Египта в 15 в. до н. э., позже вновь был изобретен в 3-4 веках в Китае. В 18 веке европейцы открывали секрет фарфора, уже с 6 века известный китайским мастерам. Мастера керамики из Англии и Франции, создали свои разновидности фарфора, например, мягкий фарфор или костяной фарфор. Преемственность традиций при производстве керамики видна в истории гончарного искусства, которое всегда было связано с домашним ремеслом.

В средние века в Европе из керамики в основном изготавливали посуду для приготовления пищи, емкости для хранения продуктов. Мастера использовали самые разные материалы: белую глину, белый песок, измельченный горный хрусталь. После росписи и обжига такие изделия из керамики изделия покрывались слоем глазури, после чего изделия снова обжигались. Вся история изделий из керамики полна интересных открытий. Мастера пробовали разные техники, разные сорта глины. При производстве керамики использовались разнообразные цвета, техники рисунка, способы изготовления. Сегодня очень многие коллекционируют керамику, как произведения искусства и памятники истории художественной культуры.

В Древней Руси уже в X веке с помощью гончарного круга изготовлялись различные чаши, ковши, корчаги, украшенные геометрическим узором. В XI веке стала применяться роспись с применением глазури и эмали. После татаро-монгольского нашествия русская керамика возродилась уже в XIV-XV веках. В керамике XVI века стало применяться «морение» и лощение, а с XVII века появились плоскорельефные изображения. В XVIII веке наряду с гончарными ремесленными изделиями стала выпускаться посуда из майолики с росписью по сырой эмали, в частности на московской фабрике А. К. Гребенщикова, основанной в 1724 году. Было налажено производство изразцов — сначала рельефных, затем гладких с росписью. В 1744 году в Петербурге была основана Порцелиновая мануфактура, на которой через три года Д. И. Виноградовым было начато производство русского фарфора. Во второй половине XVIII века высокого художественного уровня достигла гжельская керамика благодаря своим майоликовым квасникам, тарелкам, игрушкам с многоцветной росписью по белой поливе. керамический товар фаянсовый полуфарфоровый

5 стр., 2016 слов

Керамика, ее виды и применение

... изделия для придания им прочности. Чудесное превращение глины получило название “керамика”, что в переводе с греческого обозначает “глина”. ... пряслица, ткацкие грузики и другие предметы. Эта бытовая керамика разными способами облагораживалась -- наносился рельеф штамповкой, ... используются и для росписи фарфора. В XVI веке в Германии распространилось производство каменной керамической посуды. ...

Русский фаянс представлял собой белый опак (непрозрачный фарфор) с росписью печатными рисунками, с рельефами и цветными глазурями. Одним из старейших российских фаянсовых заводов является расположенный в сосновом бору, неподалеку от Волги, Конаковский фаянсовый завод.

Целью данной экзаминоционной письменной работы является изучение классификации керамических бытовых товаров, характеристика ассортимента, требования к качеству, правила упаковки, маркировка, хранения и транспортировки, организации продажи керамических бытовых товаров.

1. Классификация ассортимента керамических бытовых товаров

2. Характеристика ассортимента керамических бытовых товаров

Из керамики вырабатывается большой ассортимент изделий различного назначения: хозяйственного, строительного, галантерейного, электробытового и т.п.

По типу керамики изделий подразделяют на фарфоровые, фаянсовые, полуфарфоровые, майоликовые, гончарные.

Другими признаками классификации являются целевое и функциональное назначение, вид наименование изделий, фасон, размер, вид сложности украшения, комплектность, сорт.

фарфорофаянсовой посуды

По назначению она подразделяется на столовую, чайную, кофейную и прочую. Изделия каждой группы в зависимости от функционального использования предназначается для принятия пищи и напитков, для подачи их на стол и кратковременного хранения пищи. Эти группы изделий представлены различными видами (наименованиями) — блюдцами, чашками, тарелками и т.п. Виды изделий различного назначения могут иметь разный фасон, который определяется формой корпуса ( коническая, сферическая, полусферическая, колоколо-образная и др.), конструкцией ( с ручкой или без нее, с крышкой, поддоном и т.п.) и особенностями обработки края ( гладкий, вырезной, рельефный, рельефно-вырезной, ажурный).

В зависимости от размеров посуда подразделяется на крупную и мелкую. К мелким относятся изделия диаметром ( или длинной) до 175 мм и емкостью до 500 см3; крупными считаются изделия, превышающие указанные размеры.

По виду украшений, В зависимости от регионального признака, По комплектности, В зависимости от сорта

В ассортименте посуды из фарфора преобладают столовая и чайная посуда ( около 90%), остальная доля приходится на кофейную и прочую.

11 стр., 5238 слов

Безопасная посуда для приготовления пищи

... в чугунной посуде приготовленные блюда, так как некоторые продукты чернеют от этого металла. 1.3.Алюминиевая посуда Эта посуда хорошо знакома многим. Несмотря на простоту и однообразие (посуда может ... благодаря чему кристаллическая решетка алюминия уплотняется, изделие упрочняется; малый вес и удобство в использовании многообразие форм — широкий ассортимент; быстрый и равномерный нагрев благодаря ...

Фаянсовая посуда ( Пр.№1, рис.2)

Особенностью ассортимента фарфоро-фаянсовой посуды является то, что производится она в основном комплектной. Единым началом изделий, входящих в комплект, является одиночная форма и разделка.

Сервиз представляет собой подбор разных видов изделий, одинакового оформления, имеющих одно название и рассчитанных на 6 или 12 персон ( например, чайный или кофейный сервиз).

Гарнитур — это более полный комплект, включающий и закусочные тарелки, блюдца для варенья, масленки, сливочники. Наборы представляют собой несколько изделий одного — двух видов одинакового назначения ( например, набор тарелок, набор для варенья).

Приборы, как правило, состоят из трех — четырех предметов, имеющих одно назначение ( например, приборы для компота, овощей, воды).

Следующие направления в развитии ассортимента это посуды — выпуск изделий для конкретных групп потребителей: детские наборы, подарочные комплекты ( юбилярам, ветеранам, женщинам к 8 Марта и т.д.).

Все больше завоевывает рынок тонкостенная фарфоровая посуда, обладающая изящностью, легкостью, просвечиваемостью, белизной.

Ассортимент посуды из других типов керамики значительно уже, чем из фарфора и фаянса.

Майоликовая посуда ( Пр.№1,рис.4)

Более широк ассортимент чайной посуды ( чайные пары, сухарницы, масленицы, хлебницы, молочницы, сливочники, стаканы, кружки, блюдца для варенья и др.).

Посуда столового и кофейного назначения включает миски, салатницы, тарелки, кофейницы, сахарницы, кофейные пары. Фасоны майоликовой посуды могут быть различными. В качестве декора применяется в основном крытьё цветными глазурями, росписью красками и ангобы. Майоликовыми в настоящее время называют изделия, имеющие, как правило, на корпусе рельефные украшения и покрытые окрашенной глазурью.

По характеру черепка майоликовые изделия обычно сходны с фаянсовыми, однако в отдельных случаях при производстве майолики применяют и слабоокрашенные гончарные глины. Формуют майоликовые изделия преимущественно литьем в гипсовых формах.

По характеру украшения различают майоликовые изделия без росписи с цветной глазурью (однокрасочной, двухкрасочной и четырех красочной) и изделия с росписью цветными глазурями или краской по сплошной однокрасочной глазури.

Основными видами майоликовой посуды являются вазы для фруктов и конфет, кружки для пива, кувшины, масленки, пепельницы, сухарницы-хлебницы, , солонки, рюмки для яиц, чашки с блюдцами, приборы для воды, кружки с крышкой «напейся не облейся» и др.

Размеры этих изделий указывают по их емкости в кубических сантиметрах или литрах, а также по диаметру в миллиметрах. Сортируют майоликовую посуду, как и фаянсовую, на 1-й, 2-й и 3-й сорта.

Гончарную посуду(Пр.№1, рис.5)

Для повышения пластичности и освобождения от посторонних примесей гончарную глину часто вымораживают, просеивают, иногда отмучивают.

Формуют изделия из подготовленного глиняного теста чаще всего вручную на вращающихся, так называемых гончарных, кругах, иногда с применением шаблонов. Изделия сложной формы изготовляют лепкой вручную или в гипсовых формах.

4 стр., 1643 слов

Продажа металлической посуды

... воронки и др.). Форма изделий. Металлическая посуда может иметь цилиндрическую, коническую, ... металлической посуды довольно широк и разнообразен. Поэтому целью моей письменной экзаменационной работы является рассмотреть «Продажу металлической посуды ... посуда может быть со шлифованной, полированной, травленой поверхностью и др. Для улучшения внешнего вида применяется декорирование поверхности посуды ...

Отформованные изделия высушивают, затем, как правило, глазуруют и обжигают при 900—1000°.

(Пр.№1,рис.6)

Гончарную посуду выпускают чаще всего без украшений, однако отдельные ее виды (кувшины, вазы, настенные блюда) могут быть украшены. Такие изделия чаще всего до глазурования расписывают ангобами и цветными глазурями.

В ассортимент гончарной посуды входят: горшки, крынки для молока, кувшины, миски, блюда, кружки, вазы и т. п.

Гончарная посуда, вырабатываемая на предприятиях Министерства местной промышленности, делится на 1-й и 2-й сорта; посуда же кустарной выработки выпускается обычно одним сортом. Доброкачественность гончарной посуды проверяют внешним осмотром и перестукиванием. Внешним осмотром устанавливается правильность формы и тщательность глазурования. Перестукиванием проверяют целость посуды (посуда треснувшая дребезжит) и качествообжига (хорошо обожженная посуда при ударе издает высокий, чистый звук).

3. Требования к качеству, правила упаковки, маркировки, хранения и транспортировки керамических бытовых товаров

Керамические изделия должны быть изготовлены в соответствии с образцами — эталонами, утвержденными в установление порядка. Изделия должны быть правильной формы, соответствующей вместительности ( размером), с черепком определенной толщины, устойчивыми на ровной поверхности.

Фарфоровая и фаянсовая посуда должна иметь белый цвет черепок( для фаянсовой посуды допускается голубоватый или желтоватый оттенок), покрытый бесцветной прозрачной глазурью. Посуда фарфоровая по требованиям заказчика может быть изготовлена с украшенным черепком или покрыта цветной или глухой глазурью. Черепок фарфоровый посуды — спекшийся, должен просвечивать при толщине 2 — 2,5 мм. Ручки и ножки должны быть прикреплены к изделиям правильно и прочно, края изделия — тщательно отшлифованы и отполированы. Крышки ваз, кувшинов и других изделий должны соответствовать им по фасону, фасону и размерам. Все изделия должны иметь определенную механическую прочность, которую проверяют в течение пяти дней хранением в стопках: тарелок фаянсовых — 100 шт., фарфоровых — 120, блюдец фаянсовых — 150, фарфоровых — 120 шт.; при этом нижнее тарелки или блюдца не должны разрушаться. Художественно — декоративные изделия должны иметь тщательную отделку без дефектов, влияющих на прочность и внешний вид.

Фарфоровую, фаянсовую, полуфарфорувую посуду и художественно — декаративные изделия по качеству подразделяют на изделия 1,2 и 3-го сортов; майоликовые и гончарные изделия — 1-го и 2-го сортов; фарфоровые бюсты и барельефы — только высшего и 1-го сортов.

При определении сорта учитывают вид дефекта, его размеры, местонахождение ( на лицевой или оборотной стороне, на ножке), а также размер изделия.

Дефекты фарфоровые и фаянсовых изделий подразделяют на физико — механические ( черепка и глазури) и дефекты декорирования.

К дефектам чеперка относятся деформация,неправильное монтирование приставных деталей, заглазурованные односторонние трещины, недостаточная белизна черепка.

Деформация

Неправильное монтирование приставленных деталей выражается в неправильном прикреплении (косо или неровно по высоте) ручек, ножек, носиков и в неправильном подборе крышек. Допускается в определенных пределах, кроме сквозного зазора между корпусом и крышкой.

17 стр., 8287 слов

Металлическая посуда (2)

... изучение темы «Металлическая посуда». Для достижения намеченной цели следует решить следующие задачи: изучить потребительские свойства металлической посуды; рассмотреть формирование потребительских свойств металлической посуды в ... продуктов не задерживается на поверхности посуды. Покрытие нейтрально к любой химической среде, обеспечивает высокую коррозийную стойкость изделий, не искажает вкусовые ...

Подрыв приставных деталей

Заглазированные односторонние трещины чаще всего встречаются на дне изделия или около ручек. Этот дефект влияет на механическую прочность изделия.

Недостаточная белизна черепка — черепок имеет желтый, серые или голубые оттенки. Этот дефект возникает вследствие низкого качества сырья и неправильного обжига изделия.

Прыщи — плотные вздутия на поверхности черепка, пузыри — полые вздутия; возникают в результате образования при обжиге газообразных веществ, могут раздавливаться.

Слипыш появляется на изделия, которые соприкасаются во время обжига.

Отколы — механические повреждения. Допускаются в определенном количестве и размере, заглазированные или заполированные.

Мушки — точки темного цвета, образуются при обжиге вследствие попадания в массу окислов железа. Допускается на изделия в ограниченном качестве. К дефектам глазирования относятся натеки глазури, волнистость, сборка глазури, наколы глазури и др.

Натеки глазури, Волнистость, Сборка глазури, Сухость глазури, Матовость глазури, Задувка (закопченность), Летелый край, Наколы глазури

Засорка — гладкие или шероховатые возвышения, которые образуют посторонние включения, приплавленные к глазури.

Плешины — места, не покрытые глазурью в результате плохой очистки поверхности изделия перед глазурованием. Дефект ухудшает гигиенические и эстетические свойства изделий.

Цек — тонкие волосообразные трещины глазури, встречающие на фаянсовой и майоликовой посуде. Дефект ухудшает гигиенические свойства посуды, так как через трещины глазури в пористых черепках попадает жидкость, которая вызывает постепенное потемнение поверхности посуды.

К дефектам декорирования относятся недожог, пережог и отслоение красок, царапины на рисунках, помарки красок и др.

Недожог красок — рисунок тусклых, бледный и шероховатый на ощупь. Дефект возможен при температуре муфельного обжига ниже установленной.

Пережог красок, Отслоение краски, Помарки краской, Царапины на рисунках

В фарфоровой и фаянсовой посуде не допускается сквозные отверстия (свищи), трещины, цек глазури, засорка царапающая, пузыри, сухость глазури, обнажающая черепок, на изделиях, соприкасающихся с пищевыми продуктами, — отслоением краски, значительные недожог или

пережог краски, неглазурированные следы сборки глазури, летелый край, вскипание краски (пузыри краски).

Гончарные изделия должны иметь правильную форму и размеры, стенки одинаковой толщины. Толщина черепка горшков и крынок не должна превышать 7 мм. Изделия должны быть водонепроницаемыми, хорошо обожженными. Без трещин. Проверяют это постукиванием: изделия без трещин издают звонкий звук. Изделия должны быть равномерно покрыты с обеих сторон глазурью. На поверхности изделий не допускаются царапающая засорка и дутик ( выступающие на поверхности изделий включения известника в черепке).

Посуда, предназначенная для приготовления пищи, должна быть стойкой к дейсвию открытого огня.

44 стр., 21599 слов

Товароведная характеристика цветных металлов и изделий из них

... М.П. Васильевой в соавторстве, А.Ф. Шепелева и других. Цель реферата – дать товароведную характеристику цветных металлов и изделий из них. Поставленная цель определила задачи реферативной работы: ознакомится ... свойствами. В связи с малой устойчивостью к коррозии изделия магниевых сплавов оксидируются. На оксидированную поверхность наносят лакокрасочные покрытия. Магниевые сплавы в горячем состоянии ...

Качество фарфоровой посуды проверяют по ОСТ 17-85—71, фаянсовой — ОСТ 17-306—74 и майоликовой — ОСТ 21-52—82. Для проверки отбирают образцы из разных мест партии в количестве 1 % , но не менее чем 10 изделий каждого вида, размера и сорта. Размеры и вместительность изделий определяют с помошью измерительных инструментов; величену деформации изделий плоских и полых — путем измерения зазора между краем изделия и горизонтальной плоскостью или по разности максимальной поверхности. Для проверки прочности приставных деталей изделия заполняют доверху влажным кварцевым песком и приподнимают за ручку или носик; при этом детали не должны отламываться.

Внешним осмотром определяют белизну и цвет черепка, просвечиваемость, наличие, месторасположение и размеры дефектов. Белизну черепка фарфоровых изделий поверяют сравнением с эталоном. Для определения просвечиваемости изделия просматривают против дневного или электрического света от лампы мощьностью 100 Вт на расстоянии 1 м; при этом должен быть виден силуэт пальцев, приложенных к обратной стороне стенки изделия.

Керамические изделия маркируют клеймом, утвержденным для каждого завода. Клеймо ставят в центре дна изделия керамической краской, закрепляемой обжигом. Клеймо красного цвета ставят на изделия 1-го сорта, синего — 2-го. зеленого — 3-го сорта. На дне изделия указывают так же группу сложности разделки и цену. Цены чайных сервизов указывают на чайниках, столовых — на блюдах, вазах суповых. Допускается нанесение сорта, группы разделки и цены холодным способом ( без обжига), устойчивой к стиранию краской. На дно мелких изделий наклеивают типографскую этикетку с указанием гончарные изделия изделия наносят клеймо с указанием наименования предприятия изготовителя, сорта и цены.

Маркировку наносят на обратную сторону керамических изделий несмываемой краской или декалькоманией, а затем закрепляют ее обжигом. На дне изделия указывают товарный знак, группу сложности разделки и розничную цену. На мелкие изделия и на майолику наклеивают этикетку с указанием цены. Цвет краски и этикетки зависит от сорта изделий: красный — для изделий 1-го сорта, синий — 2-го, зеленый — 3-го. На аттестованные изделия красной краской наносят государственный Знак качества.

Керамические изделия упаковывают в пачки, укрупненные пакеты, укрупненные пакеты, картонные коробки. Так, чашки по 4 или 6 шт. вместе с соответствующим количеством блюдец упаковывают в одну пачку, предварительно завернув их в бумагу через одно изделие. Чайники и сахарницы упаковывают вместе с крышкой ( завернутой в бумагу) по одной штуке; кружки — в пачки по 4 шт. Плоские изделия при упаковке в пачки завертывают в бумагу через одно или перекладывают стружкой. Несколько пачек прокладывают плотной или гофрированной бумагой и завертывают в укрупненный пакет. В каждом пакете может быть 25-40 тарелок или до 15 отдельных пачек, причем масса пакета не должна превышать 20 кг. Пакеты перевязывают крест — накрест шпагатом и на каждый наклеивают ярлык с маркировочными данными.

Изделия, входящие в сервиз ( набор), упаковывают в картонную коробку, перекладывают ватой, стружкой, гофрированной бумагой. Подарочные изделия упаковывают в художественно оформленные коробки с фиксирующей вставкой. В коробках должны быть изделия одного сорта и одной группы разделки. На пакетах и коробках указывают: наименования завода- изготовителя, его адрес, наименования изделия, количество, группу разделки, сорт, цену, дату упаковки, номер упаковщика, номер ОСТа.

14 стр., 6673 слов

Технология хранения кондитерских изделий

... липидов подавляют активность липазы поджелудочной железы. Прогоркание жиров При хранении кондитерских изделий, содержащих значительное количество жира, кроме химического окисления, может быть ... проведен большой комплекс исследований по установлению возможности увеличения сроков хранения кондитерских изделий. В результате проведенных работ было определено, что доброкачественность печенья ...

Перевозят керамические изделия в железнодорожных крытых вагонах и контейнерах. Для предотвращения боя пол выстилают стружкой , помещают стружкой между всеми вертикальными и горизонтальными рядами и заполняют ею все свободные места. На контейнерах и вагонах указывают « Осторожно, стекло». При установлении боя во время транспортирования керамических изделий составляют акт по установленной форме. На основании этого акта списывают сумму стоимости разбитых изделий, не превышающей предельных норм боя в процентах от суммы партии товара в зависимости от группы ( вида) изделий, вида транспорта, места расположения склада ( базы), расстояния транспортирования товара от места погрузки до места выгрузки и вида упаковки товара.

Хранить керамические товары следует в сухих, отапливаемых в зимний период помещениях, в заводской упаковке. При длительном хранении на складе изделия распаковывают и размещают на стеллажах, причем более тяжелые изделия кладут на нижние полки.

Заключение

Развитие производства товаров из керамики — один из составляющих факторов развития экономики нашей страны. Потребительские свойства и основные признаки ассортимента керамических изделий формируются на стадии проектирования и конструирования при создании опытных образцов и в процессе серийного изготовления. Ассортимент керамических бытовых товаров достаточно динамичен и изменяется в связи с постоянным развитием науки, состоянием технологии производства, характером потребительского спроса, сменой стилевых направлений.

Ассортимент изделий бытового назначения классифицируют по назначению и условиям эксплуатации, составу и окраске керамики, методу формования и характеру термической обработки, видам (наименованиям), размерам, фасонам изделий, методам и сложности декорирования, комплектности. Потребительские свойства керамических изделий обусловливают возможность их использования по назначению, удобство и надежность в эксплуатации, красоту и художественную выразительность. Они зависят от совершенства авторского образца, свойств керамики и качества изготовления изделий.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kontrolnaya/keramicheskie-byitovyie-tovaryi/

Торговое дело: экономика и организация. Учебник под общ. Ред. Л.А.Брагиной и Т.П.Данько. М.: «Инфра-М», 1997

ГОСТ 12.4.009-83 Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание

«Физическая культура студента» под редакцией В.И.Ильинина. Москва, 2009.

Ю.И.Евсеев «Физическая культура». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004.

Марки майолики, фаянса, фарфора: С. И. Дуденко, И. А. Никифоренко — Санкт-Петербург, Майдан, 2000 г.- 864 с

Алексеев Н.С. Товароведение хозяйственных товаров: Учебник для товаровед, фак. торг, вузов. В 2-х т. Т. 1. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.; Экономика, 1984. — 320 с.

Касьянова Р.И. и Яковлева В.Н. Товароведение химико-москательных и силикатных товаров: Учебник для товаровед. М., «Экономика», 1973. — 280 с.

18 стр., 8970 слов

Хранение скоропортящихся товаров и учет потерь на предприятии розничной торговли

... молочные, рыбные, яйца, фрукты, икра, овощные продукты, кондитерские изделия и другие. Утвержденные сроки хранения скоропортящейся продукции исчисляются с момента технологического процесса охлаждения и ... и перекрестная. Стеллажный способ укладки товаров применяется для хранения товаров в распакованном виде, а также в мелкой таре. При хранении товаров на стеллажах исключается возможность повреждения ...

Приложение 1

рис.1 Супница рис.2 Набор чашек

рис.3 Стеклянная, полуфарфоровая посуда, хрусталь

рис.4 майоликовая посуда рис.5 гончарный кувши

рис.6 Керамические горшки

рис.7,8 Тарелки

рис.9 молочник рис.10 сливочник