II. Информационное, технологическая, программно-математическое и правовое обеспечение АСУ

Контрольная работа

Автоматизированная система управления

Создателем первых АСУ в СССР является доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук Белоруссии, основоположник научной школы стратегического планирования Николай Иванович Ведута (1913—1998).

В 1962—1967 гг. в должности директора Центрального научно-исследовательского института технического управления (ЦНИИТУ), являясь также членом коллегии Министерства приборостроения СССР, он руководил внедрением первых в стране автоматизированных систем управления производством на машиностроительных предприятиях. Активно боролся против идеологических PR-акций по внедрению дорогостоящих ЭВМ, вместо создания настоящих АСУ для повышения эффективности управления производством.

Важнейшая задача АСУ — повышение эффективности управления объектом на основе роста производительности труда и совершенствования методов планирования процесса управления. Различают автоматизированные системы управления объектами (технологическими процессами — АСУТП, предприятием — АСУП, отраслью — ОАСУ) и функциональные автоматизированные системы, например, проектирование плановых расчётов, материально-технического снабжения и т. д.

В общем случае, систему управления можно рассматривать в виде совокупности взаимосвязанных управленческих процессов и объектов. Обобщенной целью автоматизации управления является повышение эффективности использования потенциальных возможностей объекта управления. Таким образом, можно выделить ряд целей:

1. Предоставление лицу, принимающему решение (ЛПР), релевантных данных для принятия решений

2. Ускорение выполнения отдельных операций по сбору и обработке данных

3. Снижение количества решений, которые должно принимать ЛПР

4. Повышение уровня контроля и исполнительской дисциплины

5. Повышение оперативности управления

6. Снижение затрат ЛПР на выполнение вспомогательных процессов

7. Повышение степени обоснованности принимаемых решений

В состав АСУ входят следующие виды обеспечений: информационное, программное, техническое, организационное, метрологическое, правовое и лингвистическое.

Функции АСУ

Функции АСУ устанавливают в техническом задании на создание конкретной АСУ на основе анализа целей управления, заданных ресурсов для их достижения, ожидаемого эффекта от автоматизации и в соответствии со стандартами, распространяющимися на данный вид АСУ. Каждая функция АСУ реализуется совокупностью комплексов задач, отдельных задач и операций. Функции АСУ в общем случае включают в себя следующие элементы (действия):

67 стр., 33238 слов

Повышение экономической эффективности животноводства

... повышение экономической эффективности животноводства. Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи: изучить теоретические основы функционирования отрасли животноводства ... и меньшая их самостоятельность в принятии решений, поскольку эта прерогатива была присвоена вышестоящими ... которых экономическая роль государства на протяжении этого века непрерывно возрастает и рыночная система ...

  • планирование и (или) прогнозирование;
  • учет, контроль, анализ;
  • координацию и (или) регулирование.

Необходимый состав элементов выбирают в зависимости от вида конкретной АСУ. Функции АСУ можно объединять в подсистемы по функциональному и другим признакам.

Виды АСУ

Автоматизированная система управления технологическим процессом, Автоматизированная система управления производством, Программное обеспечение АСУ, Программное обеспечение АСУ ТП

Программное обеспечение АСУ ТП принято делить на две категории:

общее программное обеспечение, включающее операционные системы, SCADA-системы, пакеты программ для программирования контроллеров, компиляторы, редакторы и т.п. Общее программное обеспечение АСУ ТП не привязано к конкретному объекту автоматизации, закупается и поставляется так же, как и технические средства.

специальное программное обеспечение — это программы, разработанные для конкретной АСУ ТП. К этой категории относятся программы для контроллеров, реализующие определенные функциональные задачи обработки информации и управления; программы, сгенерированные в среде SCADA-системы для визуализации, архивирования данных конкретного технологического процесса.

Правовое обеспечение АСУ

Существующие в АСУ формы работы с законодательством не все­гда себя оправдывают. Прежде чем приобрести юридическую силу, про­екты различных документов проверяются на предмет соответствия дей­ствующим нормам права. Эти функции на предприятии выполняет юрисконсульт или соответствующая служба аппарата управления. Уве­личение потока документов, повышение скорости их обращения, неиз­бежно вызываемые повышением производительности труда (в том числе и управленческого), зачастую препятствуют правильному и своевремен­ному выполнению этой работы. Кроме того, в условиях АСУ возника­ет необходимость в правовой корректировке информации, находящейся на машинных носителях. Здесь следует искать новые пути разрешения возникающих проблем.

Правовые аспекты функционирования любой системы организа­ционного управления можно рассматривать с обеспечивающих пози­ций. В правовое обеспечение включаются определенным образом си­стематизированные нормативные акты, применяемые в данной системе, картотеки, справочники по законодательству и т. д. Появление АСУ ни­коим образом не изменяет значения права как регулятора обществен­ных отношений, как важнейшего средства управления. Однако именно с их внедрением сформировалось понятие «правовое обеспечение АСУ» (более широко — «правовое обеспечение систем управления»), которое до известной степени отражает специфику этих систем.

Успешное функционирование АСУ связано с дальнейшим упоря­дочением общественных отношений. Соответственно повышается и роль нормативных актов, которые способствуют установлению четкого и еди­нообразного порядка взаимоотношений субъектов, повышению степени стабильности системы. Если, например, в традиционных системах орга­низационного управления должностные инструкции и положения о структурных подразделениях встречаются эпизодически, то АСУ без них эффективно функционировать не может. Наличие систематизиро­ванного законодательства, удобных средств доступа к правовой инфор­мации существенно повышает надежность, бесперебойность работы. На­оборот, несвоевременное разрешение организационных коллизий, изда­ние неправомерных актов управления сводит на нет эффект, получаемый за счет использования методов и техники АСУ.

11 стр., 5256 слов

Управление электроэнергетической системой

... 2.1.4 Переход от уравнений состояния непрерывных систем управления к уравнениям состояния дискретных систем Дискретные системы управления содержат в структуре цифровые вычислительные устройства, ... = 1.5; S c = 0.08. 2. Исследование систем автоматического управления 2.1 Математические модели непрерывной системы управления 2.1.1 Математическая модель в пространстве состояний Под математической ...

Само по себе появление новых средств и методов управления от­крывает больше возможностей для успешного применения права. В на­стоящее время решаются вопросы организации и поиска на ЭВМ пра­вовой информации, необходимой для принятия соответствующими орга­нами и должностными лицами управленческих решений.

Вопрос о понятии правового обеспечения следует ставить с учетом современного уровня развития АСУ и требований практики. Здесь можно выделить следующие аспекты.

1. Автоматизированные системы управления требуют высокого уровня организации, что находит выражение в необходимости деталь­ной правовой регламентации возникающих отношений. Однако многие аспекты их функционирования в сфере государственного управления остаются неурегулированными. Даже в тех случаях, когда существует правовая регламентация, многим разработчикам она неизвестна. Счи­тают, например, что генеральный договор на разработку АСУ должен заключаться в процессе проектирования системы, 1 что не согласуется с нормативной трактовкой данного вопроса.2 Очевидно, требуется спе­циальное выделение системы правовых актов, регламентирующих спе­цифические стороны разработки и эксплуатации АСУ.

Таким образом, мы выделяем первый аспект понятия правового обеспечения АСУ вообще, а именно: законодательство, регламентирую­щее специфические стороны их разработки и функционирования. Не­обходимость в таком обособлении вызывается потребностями разработ­чиков и пользователей АСУ в доступной, систематизированной право­вой информации. Однако это понятие не может быть приравнено к пра­вовому обеспечению конкретной АСУ.

Правовое обеспечение в системах управления можно рассматри­вать комплексно и в плане конкретных функциональных задач.

Поэтому следует согласиться с утверждением, что «правовое обеспечение каждой функциональной подсистемы АСУ представляет собой единую совокупность норм права, выраженных в нормативных актах, устанавливающих и закрепляющих назначение этой подсистемы, ее структуру, функции, регламентирующих деятельность этой подсистемы по решению отдельных задач». 3

Выделение функционального аспекта правового обеспечения АСУ весьма важно как при разработке, так и при эксплуатации систем: во-первых, такой подход позволяет подобрать нормы права строго в соот­ветствии с составом задач управления, решаемых в данной системе; во-вторых, результатом разработки является систематизированная, удобная для пользователя правовая информация.

В условиях АСУ организация правовой информации может проис­ходить в двух формах.

1. Нормы права применяются в процессе функционирования АСУ так же, как в традиционных системах. Все действия должностных лиц должны быть правомерными, коллизии и споры разрешаться в правовых формах и т. д, Это происходит при условии знания и учета персоналом правовых норм, которые они реализуют в процессе своей деятельности.

9 стр., 4220 слов

Защита информации в автоматизированных системах

... мер обеспечения безопасности информации, которые всегда должны быть адекватны существующим угрозам. В данном реферате необходимо отобразить : 1. Классификацию автоматизированных систем 2. Причины защиты информации 3. Меры защиты информации 4. Требования по защите информации 5. Технологии администрирования защиты информации. ...

Следует учитывать при этом, что совершенствование управления требует использования не только технических и математических, но и организационных факторов повышения производительности управлен­ческого труда. Необходимо наладить четкие и организованные взаимо­отношения персонала внутри системы, что достигается, в частности, использованием набора должностных инструкций и положений о струк­турных подразделениях, детально (а иногда и пооперационно) регла­ментирующих деятельность работников аппарата управления. Строгое разграничение функций уменьшает возможность коллизий, когда в одной ситуации принимаются независимо друг от друга два различных реше­ния, либо когда конкретная производственная ситуация, требующая разрешения, не урегулирована нормами права. Такие организационные сбои сводят на нет эффект, достигаемый в системе управления за счет использования прогрессивных методов и техники АСУ.

Разработка системы взаимно согласованных и увязанных инструк­ций и положений, учет существующего правового регулирования при правильном применении и исполнении правовых норм составляют орга­низационно-правовые аспекты функционирования АСУ и опираются на традиционную форму организации правовой информации.

2. Можно, однако, выделить и иную форму. Целесообразность и необходимость ее использования обусловлены спецификой обработки управленческой информации в АСУ при помощи ЭВМ. Разработчики АСУ правильно рассматривают правовые нормы как заданные граничные условия в системе. 4 Действительно, нормы права могут быть рассмотрены как ограничения, накладываемые на деятельность социальных систем. Между тем практика требует конкретизации такого подхода.

В последнее время определенный интерес проявляется к логико-алгоритмической формализации норм. Здесь право также рассматри­вается как заданные граничные условия функционирования социальной системы. Использование средств электронно-вычислительной техники позволяет весьма эффективно применять правовые ограничители при решении расчетных задач (например, расчет заработной платы).

Здесь в машинном режиме нормы реализуются по схеме «гипотеза—диспозиция». Это означает, что в ЭВМ вводятся исходные данные о конкретном работнике (в нашем примере его право на определенные льготы, ком­пенсации и т. д.), т. е. данные гипотез соответствующих правовых норм. Машина согласно заданной программе производит расчет.

На основании анализа формально-логической структуры норм над­лежит прийти к выводу, что последние в формализованном виде могут быть включены в алгоритмы решаемых задач. В таком алгоритме норма может быть реализована либо по схеме «гипотеза—диспозиция», либо» «гипотеза—нарушение диспозиции—санкция».

Программа ЭВМ в этом случае задается таким образом, чтобы можно было установить правомерность или неправомерность вводимой информации, причем во втором случае — рассчитать санкции и выдать информацию о необходимости совершения соответствующих действий, предусмотренных правом. Для составления таких программ следует представить правовые нормы в виде алгоритмов, фиксирующих состав, и последовательность операций в соответствии с правовыми предписа­ниями.

21 стр., 10092 слов

Информационная безопасность, стандарты информационной безопасности

... использованием, экспортом и импортом средств защиты информации посредством их сертификации и лицензирования деятельности в области защиты информации; проводит необходимую протекционистскую политику в отношении производителей средств информатизации и защиты информации на территории Российской Федерации и ...

Автором настоящей статьи предложена методика использования алгоритмической формы организации правовой информации в решении, задач АСУ на основе обобщенного алгоритма действия правовой нормы.

Основой для построения такого алгоритма является исследование формально-логической структуры норм права, которое позволяет не только представить ее элементы (гипотезу, диспозицию и санкцию) в формализованном виде, но и выделить два варианта действия нормы,

При возникновении условий, указанных в гипотезе, реализуется диспозиция. Санкция в этом случае не применяется.

III. Список использованной литературы

1. ГОСТ 24.205-80. Система технической документации на АСУ. Требования к содержанию документов по информационному обеспечению.— М.: Гост Стандарт СССР, 1980

2. Урсул А. Д. Информация и мышление. 2-е изд., испр. и доп. М.: Знамя, 1970

3. Горячев В. С. Информация и ее защита // Вопросы защиты информации. М., 1994.

4. Воскресенский Г. М. Теория и практика информационного обеспечения управления в органах внутренних дел. М., 1985. С. 21; Теория управления в сфере правоохранительной деятельности/Под ред. В. Д. Малкова. М., 1990. С. 78.

5. Борисов А. Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003.— 895

Контрольная работа

по предмету: Автоматизированная система управления

«Информационное, технологическая, программно-математическое и правовое обеспечение АСУ»

Подготовил студент гр.ТО-42: Мандатхан Жанат

Содержание

I. Введение

1.1 Основные классификационные признаки

1.2 Функции АСУ

1.3 Функции при формировании управляющих воздействий

1.4 Виды АСУ

II. Информационное, технологическая, программно-математическое и правовое обеспечение АСУ

2.1 Информационное обеспечение АСУ

2.2 Технологическое (Техническое) обеспечение АСУ.

2.3 Математическое обеспечение АСУ

2.3 Программное обеспечение АСУ

2.5 Правовое обеспечение АСУ

III. Список использованной литературы

План

I. Введение

1.1 Основные классификационные признаки…………………………………………….5

1.2 Функции АСУ……………………………………………………………………..……5

1.3 Функции при формировании управляющих воздействий……………………….. …6

1.4 Виды АСУ………………………………………………………………………………6

II. Информационное, технологическая, программно-математическое и правовое обеспечение АСУ

2.1 Информационное обеспечение АСУ…………………………………………………11

2.2 Технологическое (Техническое) обеспечение АСУ……………………….………..15

2.3 Математическое обеспечение АСУ………………………………………………….16

2.3 Программное обеспечение АСУ………………………………………………..……17

2.5 Правовое обеспечение АСУ………………………………………………….………17

III. Список использованной литературы

I Введение

Автоматизированная система управления

Создателем первых АСУ в СССР является доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук Белоруссии, основоположник научной школы стратегического планирования Николай Иванович Ведута (1913—1998).

11 стр., 5428 слов

Организация и управление эксплуатацией информационных систем

... знаниям, релевантным внутренним решениям. Работа информационной системы так же решает задачи планирования, руководства, контроля и организации документационного обеспечения управления организацией по определенным целевым ... развития информационных систем из новых предложений поставщиков или из уже присутствующих на рынке изделий осуществляется с учетом накопленного опыта эксплуатации ИТ, внутренних ...

В 1962—1967 гг. в должности директора Центрального научно-исследовательского института технического управления (ЦНИИТУ), являясь также членом коллегии Министерства приборостроения СССР, он руководил внедрением первых в стране автоматизированных систем управления производством на машиностроительных предприятиях. Активно боролся против идеологических PR-акций по внедрению дорогостоящих ЭВМ, вместо создания настоящих АСУ для повышения эффективности управления производством.

Важнейшая задача АСУ — повышение эффективности управления объектом на основе роста производительности труда и совершенствования методов планирования процесса управления. Различают автоматизированные системы управления объектами (технологическими процессами — АСУТП, предприятием — АСУП, отраслью — ОАСУ) и функциональные автоматизированные системы, например, проектирование плановых расчётов, материально-технического снабжения и т. д.

В общем случае, систему управления можно рассматривать в виде совокупности взаимосвязанных управленческих процессов и объектов. Обобщенной целью автоматизации управления является повышение эффективности использования потенциальных возможностей объекта управления. Таким образом, можно выделить ряд целей:

1. Предоставление лицу, принимающему решение (ЛПР), релевантных данных для принятия решений

2. Ускорение выполнения отдельных операций по сбору и обработке данных

3. Снижение количества решений, которые должно принимать ЛПР

4. Повышение уровня контроля и исполнительской дисциплины

5. Повышение оперативности управления

6. Снижение затрат ЛПР на выполнение вспомогательных процессов

7. Повышение степени обоснованности принимаемых решений

В состав АСУ входят следующие виды обеспечений: информационное, программное, техническое, организационное, метрологическое, правовое и лингвистическое.