Аэродромы и аэропорты, используемые в целях гражданской авиации, подлежат обязательной сертификации. Порядок сертификации этих аэродромов и аэропортов и их оборудования и определяются федеральными авиационными правилами.
Обязательной сертификации подлежат следующие объекты и оборудование аэропортов: аэродромы, системы светосигнального оборудования аэродромов, радиотехническое оборудование, объекты радионавигации, объекты радиолокации, объекты авиационной электросвязи, поисковое и аварийно-спасательное оборудование, оборудование для обеспечения авиационной безопасности, технические средства, применяемые в авиатопливообеспечении, специальная техника, задействованная в обслуживании воздушных судов, оборудование метеорологического обеспечения, материалы для эксплуатационно-технического содержания и восстановления искусственных покрытий аэродрома, авиационные горюче-смазочные материалы и специальные жидкости.
Главный оператор аэропорта для получения сертификата соответствия аэропорта должен обеспечить выполнение в аэропорту установленных федеральными авиационными правилами видов аэропортовой деятельности самостоятельно либо посредством договоров с операторами аэропорта, один из которых является собственником (владельцем) аэродрома и осуществляет деятельность по его эксплуатации на основании действующего сертификата.
1. Система сертификации – механизм государственного регулирования деятельности аэропортов
1.1. Основные положения системы сертификации
Аэропорт является начальным, промежуточным или конечным пунктом авиарейса. Основными эксплуатационными требованиями, предъявляемыми к аэропорту, являются:
- обеспечение взлета и посадки;
- обеспечение выгрузки, погрузки коммерческого багажа, груза и почты;
- смена экипажа;
- обслуживание пассажиров, персонала и пр.
Деятельность аэропорта подразделяется на функции по обеспечению полета и обслуживания воздушных судов на земле, а также на обеспечение обслуживания прибывающих и убывающих пассажиров, проходящих контроль и досмотр в соответствующих
Для обеспечения этой деятельности аэропорты должны иметь соответствующую
Классификация заправочного оборудования аэропортов
... аэропортов, в том числе служб ГСМ и топливозаправочных компаний гражданской авиации РФ, входит оборудование ... указанных АТС для обеспечения специфических требований функционирования подвижных образцов заправочного оборудования. При этом рассматривается ... по характеристикам основного оборудования комплекса. По видам заправляемых жидкостей рассматривается оборудование для заправки ракетным ...
Все выполняемые аэропортом виды работ должны обеспечивать безопасность, надежность и качество наземного обслуживания авиаперевозок.
Одним из основных критериев оценки эффективности работы аэропорта является наличие эксплуатационных средств, к которым относятся: аэродром, средства захода ВС на посадку по приборам, светосигнальная система, система связи, противопожарная и аварийно-спасательная службы, механические и электрические системы, наземные транспортные средства, системы обработки багажа, телескопические трапы и т.п. Другими словами, эффективность работы аэропорта определяется готовностью аэропорта предоставлять эксплуатационные средства, необходимые для обслуживания различных типов воздушных судов в данном аэропорту. Ответственность за обеспечение такой готовности возложена на администрацию аэропорта. Полную ответственность за обеспечение безопасности воздушного транспорта и имущественную ответственность перед пользователями несет Правительство РФ. Соответственно деятельность аэропорта, являющегося одним из элементов воздушного транспорта, регулируется правовым законодательством государства. Механизмом государственного регулирования деятельности аэропорта является система сертификации гражданской авиации РФ.
Согласно Воздушному кодексу государственное
Сертификацией называется процедура определения соответствия транспортного объекта установленным требованиям, обеспечивающим надлежащий уровень безопасности перевозок. В процессе сертификации транспортный объект подвергается всесторонним испытаниям, позволяющим удостовериться в соответствии его эксплуатационных характеристик этим требованиям и нормам. Если объект удовлетворяет предъявляемым требованиям, то на него выдается сертификат, представляющий собой официальное государственное свидетельство годности объекта к эксплуатации. Сертификация аэропортов гражданской авиации и эксплуатационного персонала представляет собой важный элемент системы государственного регулирования авиационной деятельности. Она оказывает существенное влияние на развитие авиатранспорта, повышение его эффективности и, главное, на защиту интересов всего общества и отдельных лиц.
Система сертификации в гражданской авиации (ССГА) была создана специально уполномоченным органом в области гражданской авиации в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» и Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации.
ССГА обеспечивает проведение обязательной сертификации на всей территории Российской Федерации путем аккредитации в установленном порядке органов по сертификации, центров по сертификации и испытательных лабораторий (центров) по всей номенклатуре объектов гражданской авиации, подлежащих обязательной сертификации, и выдачи им разрешения на право проведения определенных видов работ – лицензии на проведение определенных видов работ.
Сертификация систем качества на авиационных предприятиях
... уполномоченным органом в области гражданской авиации в установленном порядке к выполнению работ по оценке соответствия аэропортов гражданской авиации требованиям воздушного законодательства Российской Федерации (далее - Привлекаемая ... и качества работ по испытанию, технической эксплуатации и ремонту авиационной техники и средств наземного обслуживания воздушных судов, повышение безопасности полетов, ...
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации проведение сертификации в ССГА осуществляется возмездно.
ССГА взаимодействует с
Нормативное и информационное обеспечение Системы сертификации аэропортов гражданской авиации Российской Федерации составляют федеральные авиационные правила, нормативные правовые акты, государственные стандарты, а также Международные стандарты, Рекомендуемая практика ИКАО и стандарты Международной организации по стандартизации (ИСО).
1.2. Сертификация аэропортов Российской Федерации
Участниками процесса сертификации аэропортов являются:
- органы по сертификации;
- центры сертификации, испытательные центры (лаборатории), область аккредитации которых соответствует области аккредитации перечисленных органов по сертификации ССГА, эксперты;
- заявители (аэропорты, юридические лица, осуществляющие аэропортовую деятельность).
Распределение обязанностей между участниками сертификации аэропортов определяется их правовым статусом, областями аккредитации и регулируется органом по сертификации аэропортов (ОСА) в соответствии с ФАП «Сертификация аэропортов. Процедуры».
Сертификацию аэропортов Российской Федерации проводит орган по сертификации аэропортов (ОСА).
Основанием для проведения работ по сертификации объектов гражданской авиации в пределах области аккредитации является утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке Аттестат аккредитации Органа по сертификации аэропорта.
Руководителем Органа по сертификации аэропортов является начальник Управления производственной деятельностью Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ) Минтранса России.
Административное руководство ОСА осуществляет следующие основные функции:
- организует и координирует проведение
работ по сертификации объектов аэропорта в пределах области аккредитации; - осуществляет оперативное руководство и контроль деятельности исполнительных групп и отдельных экспертов;
- организует разработку организационно-методических документов по процедурам и схемам сертификации;
- взаимодействует с центральным органом ССГА и другими организациями — участниками сертификации;
- принимает решения по заявкам на проведение
работ по сертификации и принимает решения по результатам сертификации; - организует проверку деятельности ОСА.
Организационная структура Органа по сертификации аэропортов представлена на рис.1
Рис. 1. Организационная структура Органа по сертификации аэропортов
1.3. Порядок проведения и выдача сертификатов и лицензий
Сертификация аэропортов включает следующие этапы:
- I этап – представление и проверка заявки на сертификацию и документации к ней;
- II этап – рассмотрение документации;
- III этап – проверка сертифицируемого аэропорта и оформление результатов сертификации;
- IV этап – инспекционный контроль деятельности аэропорта.
Процесс сертификации аэропортов представлен на рис. 2.
Устройство трансформатора, принцип действия, режимы работы
... буквенной и цифровой частей. 1.3 Номинальные параметры трансформаторов Номинальным называется режим работы трансформатора, для которого он предназначен заводом-изготовителем. Условиями, определяющими номинальный режим работы, являются: - номинальная мощность, , кВА, МВА; - номинальное ...
Рис. 2. Процесс сертификации аэропортов
Решение органа по сертификации ССГА, выдавшего сертификат соответствия, доводится до сведения органа по сертификации аэропортов.
При получении уведомления о временном приостановлении действия сертификата соответствия на вид деятельности юридическое лицо, занимающееся аэропортовой деятельностью, обязано:
- немедленно принять все необходимые меры по устранению выявленных недостатков;
- немедленно уведомить об этом обслуживаемые им авиационные предприятия.
Возобновление приостановленного действия сертификата соответствия осуществляется после устранения выявленных недостатков, подтвержденного
Возобновление приостановленного действия сертификата соответствия состоит в его возврате держателю сертификата.
Возобновление действия отмененного сертификата
Юридическое лицо, у которого был отменен сертификат соответствия на вид аэропортовой деятельности, имеет право представить новую заявку на сертификацию не ранее, чем через 6 месяцев после отмены действия сертификата соответствия.
В соответствии с рекомендациями ICAO, изложенными в «Руководстве по сертификации аэродромов» (Doc 9774 AN/969) раздел В п. 11, «Сертификационный документ аэродрома может быть бессрочным либо выдаваться на определенный срок». Отдельные государства устанавливают пятилетний, трехлетний срок действия сертификата либо вообще не оговаривают сроки действия. При наличии соответствующей системы предоставления информации и проведения проверок на месте наиболее целесообразным может оказаться бессрочный сертификат. Таким образом, сертификационный документ действует до тех пор, пока его действие не приостанавливается или отменяется.
Оплата работ по сертификации объектов воздушного транспорта в настоящее время определяется следующим образом (Приказ ФАС России от 21 декабря 1998 г. № 365):
- все фактически проведенные работы по
сертификации, за исключением работ, финансирование которых в соответствии с законодательством осуществляется из средств государственного бюджета, оплачиваются за счет собственных средств предприятий, организаций, граждан, обратившихся с заявкой на проведение соответствующих работ, вне зависимости от принятых по их результатам решений; - инспекционный контроль за сертифицированными объектами воздушного транспорта оплачивается в размере фактически произведенных затрат организациями, выполняющими соответствующие работы.
Оплата работ по сертификации осуществляется на условиях договора. Получая сертификат, аэропорт подтверждает возможность обеспечения должного уровня безопасности, качества обслуживания, эксплуатации, подготовки персонала, а также преимущества и возможности развития (рис. 3).