Орнитологическое обеспечение полетов в гражданской авиации

Россия, как участник Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944) приняла обязательство выполнять положения, указанные в Приложении 14 к Конвенции, опубликованной Международной организацией гражданской авиации (ICAO).

В приложении включенные стандарты и рекомендованная практика (SARPs) относительно риска столкновенья воздушного судна с птицами и потенциальное увеличение вероятности риска столкновенья с птицами, которые обусловлены существованием или изменениями признаков наиболее привлекательных мест на территории аэродрома или около него для расположения птиц.

Угроза столкновенья с птицами на территории аэродрома или близ него оценивается путем установления национальной процедуры регистрации и сообщение о столкновении воздушных судов с птицами; и путем сбора информации от эксплуатантов воздушных судов, персонала аэродрома и т.п. о присутствии птиц на территории аэродрома или близ него, которые представляют потенциальную угрозу эксплуатации воздушных судов.

В России владельцы сертификата аэродрома и аэронавигационного обслуживания обязаны принять все необходимые меры для постоянного гарантирования поддержания безопасности на аэродроме и безопасности воздушного движения в зоне подхода с целью нормальной эксплуатации воздушных судов. Владелец сертификата аэродрома соответственно несет ответственность за развитие и осуществление надзора за риском столкновения воздушных судов с птицами. Деятельность по оценке и снижению риска столкновения воздушных судов с птицами является неотъемлемой частью «культуры безопасности» эксплуатанта аэродрома и его системы управления безопасностью полетов. Столкновенье воздушного судна с птицами строго определено, как столкновенье между птицей и воздушным судном, которое выполняет полет, или которое осуществляет пробег для взлета или после приземления. Природа повреждения воздушных судов в результате столкновений с птицами, которые создают достаточно большой риск для продолжения безопасного полета, различается в зависимости от размера воздушного судна. Маленькие винтовые воздушные судна вероятнее всего подвергаются опасному действию от столкновений, как например повреждение его конструкции, такой как пробивание лобового стекла кабины экипажа и повреждение рулевой поверхности или хвостового оперения. Столкновение большого реактивного воздушного судна с птицами вероятнее, что создает достаточно большой риск вследствие всасывания птиц двигателем. Полный отказ двигателя или серьезная потеря мощности, даже только одного двигателя, может стать критической на протяжении фазы взлета воздушного судна. В случае всасывания птицы более чем в один двигатель, все воздушное судно подвергается потере контроля и управление. В некоторых случаях пробивания лобового стекла, особенно маленьких воздушных судов с недвижимым крылом и вертолетов, может привести к повреждению пилотов или других людей на борту воздушного судна и иногда к потере контроля и управление.

28 стр., 13650 слов

СИСТЕМА «ЭКИПАЖ – ВОЗДУШНОЕ СУДНО — СРЕДА», СТАТИСТИЧЕСКИЕ ...

... серьёзных инцидентах воздушных судов 1-3 класса коммерческой авиации Российской Федерации за период с 2005 по до 2015 годы и определения опасных факторов, связанных с ошибками экипажа воздушного судна, создающих ...

Возможности уменьшить риск опасных столкновений с птицами в первую очередь сосредоточиваются на аэропортах, так как это место, где столкновенье происходит чаще всего, и где легче всего достигнуть управления и контроля за угрозой этих столкновений.

Орнитологическое обеспечение полетов в гражданской авиации определяет:

порядок организации и осуществления мероприятий по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами.

функции командно-руководящего и летного состава, работников службы движения, аэродромной службы и других служб авиапредприятий в части, их касающейся, по орнитологическому обеспечению полетов.

Орнитологическое обеспечение полетов в гражданской авиации направлено на предотвращение столкновений ВС с птицами в районах аэродромов и на авиатрассах. Порядок орнитологического обеспечения полетов в каждом авиапредприятии и обязанности должностных лиц определяются инструкцией, утверждаемой руководителем авиапредприятия в соответствии с настоящим Руководством. На аэродромах должны приниматься всевозможные меры по предотвращению столкновений ВС с птицами вплоть до временного прекращения полетов.

1. Термины и определения

Орнитология — наука, изучающая птиц.

Авиационная орнитология — наука, изучающая птиц, представляющих опасность для полетов

Орнитологическая обстановка — нахождение птиц на определенной территории и в воздушном пространстве над ней в какой-либо отрезок времени.

Орнитологическое обеспечение полетов — комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений ВС с птицами.

Сложная орнитологическая обстановка — нахождение или появление птиц на пути движения ВС (на ВПП при разбеге и пробеге или на траектории полета), которое может привести к столкновению с ним.

Экология — наука об отношениях растительных и животных организмов.

2. Общее состояние проблемы

Первое зарегистрированное столкновение самолета с птицей произошло в 1912 г., когда в Калифорнии в результате попадания чайки в рулевое управление погибли ВС и пилот. Прошло еще полстолетия, пока авиационная орнитология развилась в отдельную науку, которая выявляет закономерности столкновения птиц с самолетами и описывает биологические и технологические способы снижения опасности таких столкновений.

Даже тому, кто не является профессионалом в области безопасности полетов, известно: с появлением в 50-е годы турбореактивных двигателей последствия таких столкновений стали еще более опасными, потому что достаточно одной птицы, которая, будучи втянутой в двигатель, разрывает несколько его лопастей, что инициирует эффект домино, который в дальнейшем приводит к разрушению других лопастей, а затем компрессора, падению мощности, что может стать действительно драматическим, прежде всего в фазе взлета, когда самолет находится в состоянии полной нагрузки и требует полной мощности своих двигателей, равномерно распределенной, чтобы оторваться от земли. Однако, сегодня столкновения ВС со стаями птиц или одиночными птицами при взлете или посадке ВС нередки.

4 стр., 1813 слов

Система предупреждения столкновения самолетов (TCAS)

... летные происшествия с массовой гибелью людей, ICAO (Международная организация гражданской авиации) вплотную занялась этим вопросом. Была разработана концепция, а затем международные стандарты Бортовой системы предупреждения столкновений ... столкновений летательных аппаратов в воздухе стала ощутимой еще в 50-х годах. Когда стали происходить ... о высоте полета. Транспондеры, использующие ...

Сегодня bird strike (международно принятое обозначения столкновения с птицами) является одним из наиболее опасных типов воздушных инцидентов, ответственных ежегодно за огромный материальный ущерб, причиняемый самолетам, и порой за драматические потери человеческих жизней. Международная организация гражданской авиации (IСAO) ежегодно регистрирует порядка 5400 столкновений воздушных судов (ВС) с птицами. В период 1994 — 2015 гг. из-за столкновений самолётов с птицами во всём мире было повреждено 163 самолёта и погибло 194 человека. Численность птиц, обитающих в городской черте, в том числе на территориях аэропортовых комплексов ежегодно возрастает. Данный аспект является серьезной предпосылкой к летным происшествиям и, поэтому, ему посвящены специальные нормативные документы и различные научные разработки. Был подсчитан риск столкновений ВС с птицами в зависимости от высоты полета:

  • до 100 м риск составляет 45,8%;

101-400 м — 28%;

401-1000 м — 12,7%;

1001-2000 м — 7,5%;

2001-5000 м — 5,2%;

  • свыше 5000 м — 0,8%.

Очевидно, что наиболее «птицеопасным» этапом полета является нахождение ВС на высоте Круга (400 м), при выполнении которого полет происходит длительное время на высотах возможного скопления птиц. На современных самолетах используют различные технологии и уловки для предотвращения столкновений с птицами. Так, на коки двигателей наносятся изображения каплевидной линии различного цвета переменной толщины в виде спирали, получившее условное название «орлиный глаз». Предполагается, что при вращении кока с этим изображением на работающем двигателе происходит визуальный эффект, отпугивающий птиц.

Однако не только двигатели являются частыми мишенями (44%), но и крыло — 31% случаев, лобовое остекление — 6%, антенна радиолокатора — 6%, фюзеляж — 5%, стабилизатор — 3%, фара — 2,6%, шасси — 2%, носовая часть — 0,4%. Однако, наиболее опасными являются попадания птиц в двигатели (возможна остановка двигателя) и в лобовое стекло (возможна разгерметизация кабины).

По этапам полетов ВС (за исключением вертолетов) распределяют случаи столкновений следующим образом: во время снижения ВС — 24,5%; при наборе высоты — 20,2%; при заходе на посадку — 16,6%; полет на крейсерской высоте — 15,6%; в период разбега/пробега ВС — 12,4%; при выполнении авиахимических работ — 7,8%; на взлете — 2,6%; на рулении — 0,3%.Не маловажным является и экономический фактор, в ключе которого происходит множество судебных разбирательств между авиакомпаниями и аэропортами, основаниями для которых в свою очередь служат факты столкновения ВС с птицами (которые в свою очередь наносят материальный ущерб ВС) в зоне взлета/посадки аэродромов. В то же время вопросы компенсации убытков, причиненных bird strike (обычно многомиллионные), остаются зачастую неурегулированными. Обычная защита, к которой прибегают ответчики в подобных ситуациях, — попытка идентифицировать ситуацию как непредвиденный случай, так как птицы — это «Божьи твари», управлять/контролировать которых в полной мере не представляется возможным.

15 стр., 7075 слов

Формирование структуры аэропорта

... и службами. Основные задачи аэропорта управление и финансы эксплуатация аэропортовых служб наземное обслуживание организация ... и функции ПДСП Производственно диспетчерская служба предприятия (ПДСП) Основное направление работы: осуществление ... полетов; средства и служба светотехнического обеспечения полетов и деятельности аэропорта; метеорологическое обеспечение полетов и деятельности аэропорта; ...

Классической правовой нормой, на которую в оправдание своей неэффективной борьбы с птицами ссылаются аэропорты, является такая: «На аэродромах должны приниматься все возможные меры по предотвращению столкновения ВС с птицами вплоть до временного прекращения полетов». Вот именно эти «все возможные» меры и являются обычно камнем преткновения на пути вынесения судами вердиктов по ущербам при bird strike — очевидно, что аэропорты не склонны признавать свои недоработки, а доказательство обратного не является простым процессом.

Однако следует отметить, что при профессиональном отстаивании интересов пострадавшей авиакомпании (либо страховщика, выплатившего ущерб) виновные все же могут быть идентифицированы, а убытки — компенсированы. Дело в том, что аэропорты, исполняя требования национального законодательства и Международной организации гражданской авиации, обязаны использовать все доступные технические приборы предупреждения и рассеивания и прочие механизмы орнитологической безопасности, которые, по мнению специалистов, при правильном применении позволяют достигать эффективного орнитологического обеспечения полетов. Задачи по предотвращению происшествий связанных со столкновением ВС с птицами возложены в первую очередь на аэропорты. Соответственно, в первую очередь службы аэропорта могут и должны привлекаться к ответственности. При этом передача аэропортами указанных функций третьим лицам не освобождает аэропорты от ответственности. Основываясь на информационных бюллетенях о состоянии безопасности полетов с гражданскими ВС, который ежемесячно публикует Федеральное агентство воздушного транспорта, был проведен анализ состояния орнитологического обеспечения безопасности полетов на территории России в 2015 году.

По результатам анализа выявлено 68 фактов столкновений гражданских ВС с птицами на территории России на протяжении 2015 года. Столкновения ВС с птицами относительно отдельных этапов полета распределились следующим образом: во время захода на посадку произошло 21 (30%) столкновений ВС с птицами, во время пробега по ВПП произошло 18 (27%) столкновений, во время взлета — 11 (16%) и 18 (27%) столкновений на неустановленном этапе полета. Распределение столкновений ВС с птицами на территории России на протяжении 2015 года проиллюстрировано на рис. 1.

Рис. 1

3. Организация орнитологического обеспечения полетов

3.1 Функции работников аэропорта

Руководитель авиапредприятия Руководитель авиапредприятия осуществляет общую организацию мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов и контроль за их проведением. К выполнению практических мероприятий руководитель авиапредприятия может привлекать работников службы движения, аэродромной и летной служб, АТБ, базы ЭРТОС и отдела главного механика, инженера-инспектора по безопасности полетов и других работников (при необходимости).

4 стр., 1626 слов

Особенности государственного регулирования деятельности предприятий ...

... деятельности: безопасность полетов; летная подготовка; организация воздушного движения в районе аэродрома; штурманское и аэронавигационное обеспечение; связь и радиотехническое обеспечение; метеорологическое и орнитологическое ... газета", N 122, 27.07.2006 порядок допуска к эксплуатации аэродрома, аэропорта или вертодрома устанавливается федеральными авиационными правилами (ранее указанными правилами ...

Работники службы движения осуществляют визуальный контроль в секторе взлета и посадки ВС, радиолокационный контроль в секторе захода ВС на посадку при работе посадочного радиолокатора, оценивают орнитологическую обстановку на аэродроме и сообщают экипажам ВС о скоплениях и перелетах птиц. Работники аэродромной службы выявляют (с помощью орнитологов из местных биологических учреждений) и устраняют условия, способствующие концентрации птиц на аэродроме; при необходимости проводят сбор сбитых самолетами птиц и отправку их на исследование для определения видовой принадлежности; отпугивают птиц от аэродрома выстрелами из ракетниц.

Летный состав выполняет в полете определенные действия, уменьшающие вероятность и опасность столкновения ВС с птицами; оповещает работников службы движения о летящих в районе аэродрома стаях птиц; передает работникам АТБ необходимые сведения о случаях столкновений с птицами. Работники АТБ выявляют и передают инженеру-инспектору по безопасности полетов сведения о повреждениях ВС птицами; передают, при необходимости, на исследование останки птиц, обнаруженные на ВС, для определения видовой принадлежности, вместе с кратким описанием обстоятельств столкновения. Работники службы ЭРТОС и отдела главного механика осуществляют монтаж и техническое обслуживание устройств по отпугиванию птиц. Инженер по авиационной орнитологии осуществляет общее руководство по орнитологическому обеспечению полетов, организует взаимодействие между службами аэропорта, анализирует и прогнозирует орнитологическую обстановку, систематически информирует руководителей и летный состав об орнитологической обстановке на аэродроме, проводит занятия по авиационно-орнитологической тематике с работниками аэропорта, контролирует правильность и своевременность принятия мер по предотвращению столкновений ВС с птицами.

3.2 Функции работников внештатной группы

Внештатная группа создается приказом командира авиапредприятия в целях принятия более активных мер по отпугиванию птиц от аэродрома в периоды их скопления. В состав внештатной группы включаются любые работники аэропорта, изъявившие согласие в свободное от работы время принимать участие в отпугивании птиц от аэродрома с помощью специальных технических средств (ракетниц, ружей, биоакустических установок и т.д.), прошедшие инструктаж и допущенные к обращению с указанными средствами.

Работа внештатной группы представляет собой поочередное дежурство одного или нескольких ее членов на летном поле в периоды, когда на аэродроме наблюдаются скопления или массовые перелеты птиц. Рекомендуется заранее составлять график дежурств членов внештатной группы. Члены внештатной группы во время дежурства обеспечиваются радиосвязью с руководителем полетов и производят отпугивание птиц только с его разрешения.

Планирование мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов производится, как правило, на период от 1 до 3 лет. План мероприятий разрабатывается руководителем авиапредприятия с привлечением необходимых специалистов аэропорта и местных биологических учреждений. План мероприятий должен предусматривать организацию и проведение:

  • работ по выявлению и ликвидации условий, способствующих концентрации птиц на аэродроме и прилегающей территории;
  • визуального и радиолокационного контроля за орнитологической обстановкой;
  • мер по оперативному отпугиванию птиц от аэродрома;
  • анализа орнитологического обеспечения полетов;
  • проведение занятий с работниками аэропорта по авиационно-орнитологической тематике;
  • других мероприятий, обусловленных спецификой работы аэропорта и местной орнитологической обстановки.

Все мероприятия, включенные в план, и сроки их проведения должны иметь обоснование и строго соответствовать местным особенностям орнитологической обстановки.

15 стр., 7219 слов

Метеорологическое обеспечение полетов на аэродроме

... обеспечение полётов на аэродроме Ставрополь осуществляет авиационная метеорологическая станция гражданская (АМСГ) II разряда, режим работы–круглосуточный. Метеорологической информацией обеспечиваются: a) диспетчерские пункты службы движения: Аэродромный ... студент ознакомился: общим порядком метеорологического обеспечения полётов на аэродроме Ставрополь; методикой измерения параметров метеоэлементов; ...

4. Мероприятия по орнитологическому обеспечению полетов

4.1 Эколого-орнитологические обследования территории

Эколого-орнитологическое обследование осуществляется в целях определения характера орнитологической обстановки на аэродроме и прилегающей к нему территории и выявления условий, способствующих концентрации птиц. Для обследования и составления орнитологических карт-схем и графиков привлекаются специалисты из местных биологических учреждений и работников авиапредприятия. Территория аэродрома обследуется следующим образом. Примерно 1 раз в пять дней проводятся визуальные наблюдения за птицами (по 2 ч утром и вечером с мест, расположенных возле торцов ВПП).

В этот же день производятся обход ВПП для подсчета птиц на летном поле и сбор на ВПП останков сбитых птиц.

Во время наблюдений устанавливаются маршруты, высоты, интенсивность и суточная активность перелетов птиц, места их концентрации; численность и видовой состав скапливающихся птиц, характер их поведения (гнездятся, кормятся, отдыхают, ночуют); периоды суток, когда образуются скопления; особенности среды обитания, способствующие концентрации птиц. В остальные дни обследуется приаэродромная территория в радиусе 10-30 км (в зависимости от дальности перелетов местных птиц).

Во время обследования отмечаются перечисленные выше характеристики, при этом особое внимание уделяют выявлению и описанию различных хозяйственных объектов, способствующих концентрации птиц (сельхозугодий, ското- и звероферм, водоемов, элеваторов, свалок и т.д.).

Маршруты для обследования приаэродромной территории прокладываются с таким расчетом, чтобы были осмотрены все участки местности. Каждый участок осматривается в утренние, околополуденные и вечерние часы для выявления суточных изменений орнитологической обстановки. Для облегчения и ускорения обследования используются во время маршрутных учетов различные транспортные средства: вертолеты, легкомоторные самолеты, автомашины, лодки и т.д. Примерно 1 раз в 2-3 года повторно обследуется приаэродромная территория или ее наиболее «птице опасные» участки в связи с тем, что орнитологическая обстановка за это время может значительно измениться. Если аэродром находится в интенсивно осваиваемом человеком районе, то обследование его территории целесообразно повторять ежегодно.

4.2 Устранение условий, способствующих концентрации птиц

Все мероприятия по устранению условий, способствующих концентрации птиц, делятся на две группы: проводимые на аэродромах и на приаэродромной территории. К числу основных мероприятий, проводимых на аэродромах, относятся:

вырубка зарослей кустарников в пределах территории

скашивание травяного покрова на летном поле до оптимальной высоты (20-25 см);

13 стр., 6325 слов

Безопасность полетов

... (показатели безопасности полетов и заданные уровни безопасности полетов) и реализуется путем применения различных требований безопасности полетов. Показатели безопасности полетов являются мерой результатов, достигнутых авиационной организацией или сектором отрасли в сфере обеспечения безопасности полетов. Показатели безопасности должны легко измеряться и быть ...

  • уменьшение возможности гнездования птиц на аэродромных сооружениях;
  • ликвидация имеющихся на территории аэродрома увлажненных и заболоченных участков;
  • исключение доступа птиц к пищевым отходам самолетных и аэродромных кухонь;
  • спиливание верхних ветвей деревьев, на которых расположены гнездовые колонии птиц, в момент самого начала гнездования птиц (допускается сбивание гнезд с помощью водомета);
  • запрещение сельскохозяйственных работ на территории аэродромов, за исключением сенокошения.

Мероприятия по устранению на аэродромах и приаэродромной территории условий, способствующих скоплению птиц, проводятся только по согласованию с соответствующими государственными органами.

Визуальные наблюдения за птицами

Визуальное орнитологическое наблюдение на аэродромах осуществляют диспетчеры старта. Эти наблюдения проводятся во время взлетов и заходов на посадку ВС (только в светлое время суток) в пределах секторов взлета и захода ВС на посадку. Особенно внимательно осматриваются ВПП и прилегающая к ней территория летного поля. При обнаружении птиц, находящихся на траектории полета ВС или поблизости от него, диспетчер старта информирует экипаж ВС, выполняющего взлет или заход на посадку.

При обнаружении большой стаи птиц (несколько десятков особей) сведения о них немедленно передаются руководителю полетов. В исключительных случаях, когда на аэродроме чрезвычайно высокая концентрация птиц, представляющих, серьезную опасность для полетов ВС и вследствие этого руководитель полетов принимает решение о временном прекращении полетов.

4.3 Отпугивание птиц от аэродромов

Биоакустическое отпугивание (воспроизведение через громкоговорители тревожных криков птиц) производят работники аэропорта, выделенные командиром авиапредприятия. На аэродромах применяются биоакустические установки четырех типов: стационарные, подвижные, полу подвижные и переносные. Отпугивание птиц с помощью пиротехнических, акустических и других средств. Отпугивание птиц от аэродрома выстрелами из ракетниц осуществляют работники аэродромной службы и службы движения по согласованию с руководителем полетов. Отпугивание производится выстрелами в сторону птиц с таким расчетом, чтобы ракета пролетела поблизости от них. Отпугивание птиц выстрелами из ружей производится по указанию руководителя полетов (диспетчера) работниками аэропорта — членами охотничьих обществ или работниками ВОХР. Отпугивание птиц с помощью специальных пугачей, в которых автоматически взрывается с сильным звуком газ, производится в редких случаях, в связи с невысокой эффективностью данного способа. Отпугивание птиц от аэродрома с помощью различных предметов (трещоток, флажков, тушек мертвых птиц и т.д.) производится в местах постоянного скопления птиц (в тех случаях, когда причину скопления птиц ликвидировать нельзя).

Заключение

Сегодня актуальность проблемы авиационной безопасности очевидна, и вопрос орнитологического обеспечения безопасности полетов сегодня занимает одно из первых мест в этой области. В магистерской работе разрабатывается методика повышения надежности систем орнитологического обеспечения полетов, и готовятся рекомендации для условий конкретного объекта и реальной орнитологической обстановки. Главным образом работа направлена на повышение надежности технических средств и систем обеспечения орнитологического обеспечения безопасности полетов, оптимизации их размещения на летном поле, выявления оптимальных режимов работы.

12 стр., 5862 слов

Способы содержания птицы

... реконструкции помещений для содержания птицы. Характер технического оснащения птицеводческих предприятий обуславливается прежде всего концентрацией производства, мощностью объекта, а значит, вместимостью зданий и их ... ярус, а в кормушки стартового яруса устанавливают вкладыши для удобства доступа к корму птице. Для родительского стада предусматривается использование специальной пластиковой решетки, ...

Орнитологическое обеспечение полетов в гражданской авиации, один из самых значимых пунктов в структуре обеспечения безопасности полетов, и относиться к нему надо с не меньшей важностью, чем к другим видам деятельности осуществляющих безопасность движения воздушных судов гражданской авиации. Поэтому эта сфера нуждается в ее постоянном обновлении с учетом развития науки, техники и практики, и с соответствующим обновлением нормативно-правовой базы.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/ptitsyi-i-aviatsiya/

1. Руководство по орнитологическому обеспечению полётов в гражданской авиации (РООП ГА-89), введенное в действие с 01.05.1989 приказом МГА СССР от 26.12.1988 № 209.

2. Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации (РЭГА РФ-94), введенное в действие приказом ДВТ от 19.09.94 № ДВ-98.

3. Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, введено постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 г. N 138 с изменениями от 5 сентября 2011 г.