Экономический анализ является одной из важнейших функций при осуществлении деятельности предприятий транспорта. Он способствует рациональному и эффективному использованию ресурсов предприятия, как производственных, так и трудовых, дальнейшему улучшению всех финансовых и производственных показателей деятельности предприятия.
В данном курсовом проекте будет проводиться анализ производственной деятельности и трудовых ресурсов аэропорта Внуково.
В транспортной системе России воздушный транспорт является одним из основных видов пассажирского транспорта и занимает третье место по объему пассажирских перевозок. В его общей работе перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты — 1/5. Значительная роль воздушного транспорта в перевозке пассажиров объясняется большими расстояниями перевозок, недостаточной развитостью транспортной инфраструктуры в некоторых районах страны, особенно на востоке.
Основными технико-экономическими особенностями воздушного транспорта в пассажирских перевозках являются: высокая скорость доставки пассажиров, маневренность в организации пассажирских перевозок, большая беспосадочная дальность полета и более короткие расстояния воздушных маршрутов по сравнению с пассажирскими маршрутами на других видах транспорта.
Воздушный транспорт используется в народном хозяйстве для перевозки срочных грузов, выполняет работы при строительстве трубопроводов, мостов, ЛЭП, участвует в проведении работ для сельского хозяйства, геологоразведки, рыбного промысла.
Особую роль играет воздушный транспорт для слабоосвоенных районов Сибири и Дальнего Востока, где он вместе с сезонным речным транспортом часто является единственным средством сообщения.
Целью курсового проекта является закрепление полученных в теоретическом курсе знаний и выработка практических навыков в использовании методов экономического анализа для выявления резервов повышения эффективности работы воздушного транспорта.
Анализ производственной деятельности аэропорта Внуково включает анализ объемных показателей предприятия, к которым относится объем перевозок пассажиров, грузов и багажа. В процессе анализа определяется, под влиянием каких факторов объем перевозок увеличивается и наоборот, анализируются структурные изменения в объеме перевозок по видам коммерческой загрузки (пассажиры, почта, груз), определяется какие составляющие оказали большее влияние на изменение показателей.
Анализ деятельности строительного предприятия как источника образования ...
... процессе строительной деятельности. Цель работы – оценитьвлияние деятельности предприятия ООО «Спецстрой-Инжиниринг» на природную среду и предложить мероприятия по вторичному использованию строительных отходов. Исходя из цели, поставлены задачи: проанализировать воздействие строительных отходов на ...
Анализ трудовых ресурсов дает возможность оценить обеспеченность предприятия ресурсами и кадрами, рациональное использование численности работающих и рабочего времени. В процессе анализа проводится изучение численности персонала, оценка изменения уровня производительности труда и влияния факторов на нее, изучение динамики средней заработной платы, изменение фонда заработной платы.
Таким образом, с помощью проведения данного экономического анализа аэропорта Внуково принимаются решения для дальнейшей деятельности предприятия.
1. Краткая характеристика аэропорта Внуково
Первый международный аэропорт в Москве. Его строительство было начато в 1937 году, причиной чему послужила перегруженность старого аэропорта на Ходынском поле. Начало эксплуатации: 1 июля 1941.
Аэропортовый комплекс Внуково отличается наиболее выгодным географическим положением среди других аэропортов Москвы, а именно особой близостью к столице — аэропорт расположен в 11 км. от МКАД и 27 км. от центра Москвы.
Внуково имеет особый статус — более шестидесяти лет аэропорт осуществляет обслуживание рейсов воздушных судов высших должностных лиц страны, глав иностранных государств и правительств, прибывающих в Россию.
Маршрутная сеть аэропорта Внуково насчитывает около 450 регулярных и чартерных направлений. Карта полетов аэропорта охватывает всю территорию России, а также страны ближнего зарубежья, Европы, Азии, Африки и Северной Америки. Ежегодно в аэропорту обслуживается более 160 тысяч рейсов, которые выполняются 140 российскими и зарубежными авиакомпаниями. воздушный аэродромный экономический
Аэродромный комплекс Внуково располагает двумя полностью реконструированными взлетно-посадочными полосами дляной по 3000 м, пропускная способность которых составляет до 60 операций в час. Общая площадь перрона — 55га. Перрон аэродромного комплекса рассчитан на стоянку более 100 воздушных судов различных типов. Пропускная способность — 2300 пассажиров в час. Персонал — 4000 человек.
Таблица 1 Основные показатели работы аэропорта
Авиакомпания |
2005 |
2006 |
|||
Самолетовылеты |
Отправки пассажиров, чел. |
Самолетовылеты |
Отправки пассажиров, чел. |
||
ОАО АК «ЮТ эйр» |
8305 |
446007 |
10608 |
635864 |
|
ГТК «Россия» |
1715 |
345700 |
2190 |
76969 |
|
ЗАО АК «Карат» |
1019 |
114636 |
1302 |
65656 |
|
ОАО Авиалинии Кубани |
1649 |
139713 |
2106 |
136345 |
|
ОАО «Атлант-Союз » |
1855 |
225690 |
2369 |
601702 |
|
ОАО АК «Якутия» |
698 |
57318 |
891 |
30569 |
|
ГУ АЛ Кавминводы» |
1287 |
146878 |
1644 |
180923 |
|
ООО АЛ Газпромавиа |
1073 |
50153 |
1371 |
91513 |
|
Другие |
20907 |
265096 |
26704 |
715670 |
|
Всего |
38507 |
1791191 |
49185 |
2535211 |
|
Проанализировав данные таблицы 1, можно сказать об удельном весе самолето-вылетов каждой авиакомпании в общем количестве самолето-вылетов, а также о изменении доли авиакомпании в 2006 году по сравнению с 2005 годом. Данные представлены в таблице 2.
Таблица 2 Структура авиакомпаний в общем количестве самолето-вылетов
Авиакомпания |
Удельный вес авиакомпании в общем количестве самолето-вылетов, % |
||
2005г. |
2006г. |
||
ОАО АК «ЮТ эйр» |
22 |
22 |
|
ГТК «Россия» |
4,4 |
4,4 |
|
ЗАО АК «Карат» |
2,6 |
2,6 |
|
ОАО Авиалинии Кубани |
4,3 |
4,3 |
|
ОАО «Атлант-Союз » |
4,8 |
4,8 |
|
ОАО АК «Якутия» |
1,8 |
1,8 |
|
ГУ АЛ «Кавминводы» |
3,3 |
3,3 |
|
ООО АЛ Газпромавиа |
2,8 |
2,8 |
|
Другие |
54 |
54 |
|
По данным таблицы 1 и 2 можно увидеть следующее:
Рис.1. Удельный вес авиакомпаний в общем количестве самолето-вылетов
Доля авиакомпаний в общем количестве самолето-вылетов в 2006 году совершенно не изменилась по сравнению с показателями 2005 года, что говорит о стабильности работы авиакомпаний и поддержания заданного объема перевозок. Наибольшую долю среди обозначенных авиакомпаний занимает ОАО АК «ЮТ эйр» — 22%, остальные авиакомпании не превышают 5%. Если говорить об объеме отправленных пассажиров, то наблюдается тенденция увеличения количества отправленных пассажиров в 2006г. по сравнению с 2005г. по всем авиакомпаний. Все отправки пассажиров возросли 744020 чел. или на 41,5%.
Таблица 3 Основные показатели деятельности аэропорта за 2005-2006г.
Показатель |
2005 |
2006 |
% выполнения плана |
% к 2005 г. |
|||
План |
Отчет |
||||||
Пассажиропоток, чел. |
3618777 |
5163421 |
5116951 |
100 |
99,1 |
141,4 |
|
в том числе:внутренний |
2596661 |
3065700 |
3071850 |
60,1 |
100,2 |
118,3 |
|
международный |
1022116 |
2097721 |
2045101 |
39,9 |
97,5 |
200,1 |
|
Количество рейсов |
59563 |
79096 |
78463 |
100 |
99,2 |
131,7 |
|
в том числе:внутренних |
42080 |
51540 |
51275 |
65,3 |
99,5 |
121,9 |
|
международных |
17483 |
27556 |
27188 |
34,7 |
98,7 |
155,5 |
|
Общее количество грузов, почты, т. |
14744 |
15820 |
14802 |
100 |
93,6 |
100,4 |
|
в том числегрузы |
13447 |
14420 |
13299 |
89,8 |
92,2 |
98,9 |
|
почта |
1297 |
1400 |
1504 |
10,2 |
107,4 |
115,9 |
|
Проанализировав данные таблицы 3, можно сказать об удельном весе внутренних и международных линий в пассажиропотоке и количестве рейсов, а также об изменении данных в 2006 году по сравнению с 2005 г.
В общем пассажиропотоке внутренние перевозки занимают 60,1% всех перевозок, а международные — 39,9%. В общем количестве рейсов внутренние рейсы составляют 65,3%, а международные — 34,7%. Из данной структуры можно увидеть, что более 60% деятельности аэропорта составляют внутренние перевозки.
Если говорить о перевезенных грузах и почты, то грузы составляют 89,8%, а почта — 10,2%. Это связано с малым количеством перевозимой почты в настоящее время.
По большинству показателей % выполнения плана меньше 100%. Наибольшее недовыполнение плана наблюдается в общем объеме перевозок (93,6%), а именно в отправках грузов (92,2%), которые постоянно снижаются. Перевыполнение плана наблюдается на внутреннем пассажиропотоке (100,2%) и в отправках почты (107,4%).
Если говорить об изменении показателей в 2006 г. по сравнению с 2005 г., то наибольший прирост наблюдается в количестве международных рейсов (155,5%), а наименьший в перевозках грузов (98,9%).
Аэропорт Внуково обслуживает следующие типы ВС:
Ил-62, Ил-86, Ту-134, Ту-154, Ту-204/214, Як-40, Як-42, А-310-222, А-300-600R, В-757-200, В-727-200, В-737-300, А-320-210, Ил-76, Ил-96, Ан-124-100 «Руслан»
Основные технические характеристики данных типов самолетов приведены в таблице 4.
Таблица 4 Технические характеристики обслуживаемых воздушных судов
Тип самолета |
Скорость (км/ч) |
Количество кресел |
Дальность полета (км) |
Максимальный взлетный вес (кг) |
|
Отечественные самолеты: |
|||||
Ил-62 |
850 |
144 |
6 700 |
161 600 |
|
Ил-86 |
870 |
234 |
3 600 |
208 000 |
|
Ту-134 |
880 |
68 |
3 340 |
47 600 |
|
Ту-154 |
850 |
131-141 |
3 900 |
102 000 |
|
Ту-204/214 |
820 |
182 |
6 500 |
110 750 |
|
Як-40 |
510 |
27-36 |
1 800 |
16 100 |
|
Як-42 |
700 |
104 |
4 000 |
57 000 |
|
Ил-76 |
850 |
245 |
6700 |
217 000 |
|
Ил-96 |
900 |
235 |
7 500 |
216 000 |
|
Ан-124-100 «Руслан» |
750-850 |
88 |
4600 |
402 000 |
|
Зарубежные самолеты: |
|||||
А-310-222 |
900 |
218 |
4 600 |
142 000 |
|
А-300-600R |
890 |
267 |
6968 |
165 000 |
|
В-757-200 |
850 |
201 |
5 550 |
98 880 |
|
В-727-200 |
960 |
145 |
4 400 |
83 900 — 95 100 |
|
В-737-300 |
795 |
128 |
2 300 — 2 900 |
56 450 — 63 300 |
|
A-320-210 |
840 |
150 |
5 350 — 5 550 |
73 500 — 77 000 |
|
По данным таблицы 4 видно следующее:
В аэропорту Внуково преобладают среднемагистральные самолеты, в числе которых самолеты отечественного и зарубежного авиастроения. Типов отечественных судов в аэропорту представлено значительно больше, чем зарубежных.
Таблица 5 Отправки
Показатель |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
|
Пассажиры, чел. / т. |
1506320 / 135568,8 |
1365033 / 122852,97 |
1211907 / 109071,63 |
1791191 / 161207,2 |
2535211 / 228168,99 |
|
Груз, т |
29976 |
20349 |
11723 |
13447 |
13299 |
|
Почта, т |
1480 |
1319 |
1193 |
1297 |
1504 |
|
Багаж |
1663 |
1479 |
1202 |
1372 |
1348 |
|
Тоннаж, т |
168688 |
145999 |
123189 |
177323 |
244320 |
|
Таблица 6 Структура отправок, %
Показатель |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
|
Пассажиры, чел. |
80,4 |
84,2 |
88,5 |
90,9 |
93,4 |
|
Груз, т |
17,8 |
13,9 |
9,5 |
7,6 |
5,5 |
|
Почта, т |
0,8 |
0,9 |
1 |
0,7 |
0,5 |
|
Багаж |
1 |
1 |
1 |
0,8 |
0,6 |
|
Тоннаж, т |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Рис.2. Структура отправок аэропорта Внуково
Проанализировав структуру отправок аэропорта Внуково за период 2002-2006 годы, можно увидеть явную тенденцию к уменьшению доли отправок грузов в общем тоннаже отправок с 17,8% до 5,5%. Доля перевозок пассажиров наоборот занимает преобладающую часть и увеличилась с 80,4% в 2002г. до 93,4% в 2006г. Если говорить о изменении общего тоннажа отправок в абсолютных значениях, то видно, что наибольший упадок пришелся на 2004г. Зато к 2006 году количество перевезенных тонн превысило значение 2002 года на 75632 т. и составило 244320 т.
Таблица 7 Грузовые перевозки по направлениям
Маршрут |
Количество грузов, т |
|
Махачкала |
1391 |
|
Краснодар |
1229 |
|
Владивосток |
1155 |
|
Сургут |
814 |
|
Ростов-на-Дону |
622 |
|
Тюмень |
548 |
|
Новый Уренгой |
533 |
|
Баку |
518 |
|
Норильск |
503 |
|
Минеральные Воды |
503 |
|
Надым |
459 |
|
Ноябрьск |
444 |
|
Другие направления |
6084 |
|
Итого |
14803 |
|
Таблица 8 Структура грузовых перевозок по направлениям
Маршрут |
% |
|
Махачкала |
9,4 |
|
Краснодар |
8,3 |
|
Владивосток |
7,8 |
|
Сургут |
5,5 |
|
Ростов-на-Дону |
4,2 |
|
Тюмень |
3,7 |
|
Новый Уренгой |
3,6 |
|
Баку |
3,5 |
|
Норильск |
3,4 |
|
Минеральные Воды |
3,4 |
|
Надым |
3,1 |
|
Ноябрьск |
3 |
|
Другие направления |
41,1 |
|
Итого |
100 |
|
Проанализировав структуру грузовых перевозок, основным направлением является Махачкала (9,4%), а наименее используемым направлением является Ноябрьск (3%).
При этом многие направления имеют одинаковый вес в общем объеме перевозок. Такие как Тюмень, Новый Уренгой, Баку, Норильск, Минеральные Воды (3,7%,3,6%,3,5%,3,4%,3,4%).
Рис.3.Структура грузовых перевозок по направлениям.
2. Анализ динамики основных показателей работы аэропорта Внуково за 5 лет
Для анализа динамики выбирается 5 показателей: самолето-вылеты, общий тоннаж, численность персонала, ФЗП, производительность труда.
Таблица 9 Динамика выполнения плановых показателей
Показатель |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
|||||||||
план |
отчет |
% вып. плана |
план |
отчет |
% вып. плана |
план |
отчет |
% вып. плана |
план |
отчет |
% вып. плана |
||
Самолето-вылеты |
32270 |
32872 |
101,9 |
31435 |
31541 |
100,3 |
31080 |
31916 |
102,7 |
38294 |
38507 |
100,6 |
|
Общий тоннаж, т. |
162853 |
168869 |
103,7 |
143630 |
146002 |
101,7 |
120674 |
123190 |
102,1 |
183567 |
177323 |
96,6 |
|
Численность, чел. |
3665 |
3565 |
97,3 |
3433 |
3313 |
96,5 |
2828 |
2757 |
97,5 |
2823 |
2788 |
98,8 |
|
ФЗП, тыс.руб. |
317243 |
307053 |
96,8 |
335859 |
343227 |
102,2 |
336063 |
335894 |
99,9 |
450623 |
448175 |
99,5 |
|
Производительность труда, с/выл |
9,2 |
9,7 |
105,4 |
9,6 |
10,0 |
104,2 |
11,6 |
12,2 |
105,2 |
14,12 |
14,38 |
101,8 |
|
По показателю численность персонала можно наблюдать стабильное недовыполнения плана на 2-3%, что говорит о потребности в пополнении численности, связанной с увеличением числа рейсов, вводом новых направлений полетов или недостатком персонала в период высокого сезона. Недовыполнение плана также наблюдается по ФЗП, однако с каждым годом % стремится к 100.
По остальным показателем наблюдается небольшое перевыполнение плана, равное 1-5 % в зависимости от года.
Темпы роста по основным показателям представлены в табл. 10.
Таблица 10 Динамика показателей деятельности аэропорта Внуково
Показатель |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Среднегодов. темп, % |
|||||||||
Абс. Знач. |
Абс. Знач. |
Темп роста,% |
Абс. Знач. |
Темп роста,% |
Абс. Знач. |
Темп роста,% |
Абс. Знач. |
Темп роста,% |
|||||||
баз. |
цеп |
баз. |
цеп |
баз. |
цеп |
баз. |
цеп |
||||||||
Самолето-вылеты |
31662 |
32872 |
103,82 |
103,82 |
31541 |
99,62 |
95,95 |
31916 |
100,80 |
101,19 |
38507 |
121,62 |
120,65 |
105,5 |
|
Общий тоннаж, т. |
194060 |
168869 |
87,02 |
87,02 |
146002 |
75,24 |
86,46 |
123190 |
63,48 |
84,38 |
177323 |
91,38 |
143,94 |
97,7 |
|
Численность, чел. |
3633 |
3565 |
98,13 |
98,13 |
3313 |
91,19 |
92,93 |
2757 |
75,89 |
83,22 |
2788 |
76,74 |
101,12 |
93,6 |
|
ФЗП, тыс.руб. |
242149 |
307053 |
126,80 |
126,80 |
343227 |
141,74 |
111,78 |
335894 |
138,71 |
97,86 |
448175 |
185,08 |
133,43 |
116,6 |
|
Производительность труда, с/выл |
9,2 |
9,7 |
105,43 |
105,43 |
10 |
108,70 |
103,09 |
12,2 |
132,61 |
122,00 |
14,38 |
156,30 |
117,87 |
111,8 |
|
Из табл. 10 видно следующее:
Среднегодовой темп роста показывает равномерно или неравномерно изменяется темп роста по годам. Наименьший среднегодовой темп роста наблюдается среди численности персонала (93,6%), наивысший у ФЗП (116,6%).
Самолето-вылеты с 2001г. по 2005г. увеличивались с 31662 до 38507. Среднегодовой темп роста составил 105,5%, наблюдается падение темпов роста в 2003 году и существенный рост, начиная с 2004 года, что говорит о неравномерности изменения темпов роста от года к году.
Общий тоннаж отправок имеет тенденцию к сокращению перевезенных тонн, начиная с 2001 года. В 2005 показатель составил 177323, что на 8,6% меньше, чем значение 2001 года. Среднегодовой темп роста составил 97,7%, что показывает неравномерное изменение от года к году. Это связано с удорожанием стоимости перевозок грузов и пассажиров и проявлением интереса к другим видам транспорта.
Численность персонала уменьшается от года к году и за 5 лет сократилась на 845 человек. Среднегодовой темп роста наименьший, а именно 93,6%, что говорит о нехватке численности трудовых ресурсов.
Среднегодовой темп роста ФЗП наивысший среди 5 показателей (116,6%), а значит, что ФЗП изменялся равномерно с 2001 по 2006 годы. В абсолютных величинах ФЗП увеличился практически вдвое за 5 лет с 242149 до 448175 тыс. руб. Среднегодовой темп роста производительности труда тоже довольно высок — 111,8%. Это говорит о высокой производительности труда сотрудников аэропорта и равномерном изменении данного показателя.
Графическое изменение самолето-вылетов по годам:
Рис. 4 Самолето-вылеты
Графическое изменение общего тоннажа по годам:
Рис. 5 Общий тоннаж
Графическое изменение численности персонала по годам:
Рис. 6 Численность персонала
Графическое изменение ФЗП по годам:
Рис. 7 Фонд заработной платы
Рис. 8 Производительность труда
3. Анализ деятельности аэропорта Внуково за один год
В данном разделе проводится анализ производственных и трудовых показателей деятельности аэропорта Внуково в 2006 году, анализ выполнения плана по отправкам и по труду в 2006 год, сопоставление с показателями 2005 года. Также оценивается влияние различных факторов на производственные показатели методом пропорционального деления и проводится анализ производительности труда и фонда заработной платы.
Анализ производственной деятельности за 2006 г.
Таблица 11 Выполнение плана по отправкам в 2006 год
Показатель |
2005 |
2006 |
Отчет к 2005 г, % |
|||
План |
Отчет |
% выполнения плана |
||||
Пассажиры (отправлено), чел. |
1791191 |
2558235 |
2535211 |
99,1 |
141,5 |
|
Почта, т |
1297 |
1423 |
1504 |
105,7 |
115,9 |
|
Груз, т |
13447 |
14424 |
13299 |
92,2 |
98,9 |
|
Багаж |
1372 |
1387 |
1348 |
97,2 |
98,3 |
|
Общий тоннаж отправок, т |
177323 |
247475 |
244320 |
98,7 |
137,8 |
|
Самолето-вылеты |
29781 |
39244 |
39205 |
99,9 |
131,6 |
|
В таблице 11 показан % выполнения плана по отправкам и % изменения отправок 2006 г. к 2005 г. Наблюдается недовыполнение плана по отправке пассажиров, грузов и багажа на 99,1%, 92,2% и на 97,2% соответственно. Недовыполнение плана по отправке грузов и пассажиров связано с большими надеждами аэропорта на лучшие показатели, которые не оправдались из-за несоответствия аэропорта столь большим потокам. После строительства пассажирского терминала А в 2012 году и специальных грузовых терминалов, объемы отправок увеличились. План по показателю самолето-вылетов можно считать выполненным (99,9%).
В связи с перевыполнение плана по отправке почты на 5,7%, план по общему тоннажу недовыполнен на 1,3%. % изменения 2006 г. к 2005 г. по пассажирам и почте увеличился, причем в 2006 году пассажиров было отправлено почти в 1,5 раза больше, что составило 2535211 чел.
По данным таблицы 11 проводится оценка влияния каждого вида отправок на общий тоннаж методом пропорционального деления:
Таблица 12 Изменение отправок в 2006 г. по сравнению с 2005 г.
Показатель |
2005 г. |
2006 г. |
Абсолютный прирост |
Темп прироста, % |
|
Пассажиры(отправлено), чел./т. |
1791191 / 161207 |
2535211 / 228169 |
744020 / 66962 |
41,5 |
|
Почта, т |
1297 |
1504 |
207 |
15,96 |
|
Груз, т |
13447 |
13299 |
— 148 |
-1, 32 |
|
Багаж |
1372 |
1348 |
— 24 |
-1,75 |
|
Общий тоннаж отправок, т |
177323 |
244320 |
66997 |
37,8 |
|
Самолето-вылеты |
29781 |
39205 |
9424 |
31,6 |
|
Темп прироста пассажиров составил в 2006 году 41,5%, что говорит о большой заинтересованности пассажиров авиаперевозками и высоком развитии аэропорта Внуково, а именно повышении комфорта пребывания пассажиров и улучшении качества обслуживания.
Темп прироста грузов составил -1,32%, что связано с сокращением использования воздушного транспорта для грузовых перевозок, в связи с высокой стоимостью данного вида транспорта.
Темп прироста почты составил 15,96%, что достаточно хорошо для данного вида отправок. Это связано с большим интересом использования интернет-магазинов и увеличение заказов по почте.
Темп прироста самолето-вылетов составил 31,6%, что говорит о увеличении пропускной способности аэропорта и увеличения парка ВС.
Общее же изменение отправок составило 37,8%.
Изменение общего тоннажа отправок за счет изменение отправок пассажиров, почты, грузов и багажа:
%
%
%
%
%Из проведенных расчетов видно, что на изменение общего тоннажа отправок в основном повлияло только изменение отправок пассажиров и составило 37,78% из 37,8%. Изменение отправок почты, груза и багажа повлияло незначительно, а именно 0,12%, -0,08%, -0,02% соответственно.
Рис.9. Влияние отправок пассажиров, грузов, почты и багажа на общий тоннаж отправок, %
Далее рассматривается пассажиропоток по кварталам и сезонность передвижения пассажиров по месяцам.
Таблица 13 Пассажиропоток по кварталам, тыс, чел.
2005 г. |
2006 г. |
Темп прироста, % |
||
I квартал |
604,3 |
784,5 |
29,8 |
|
II квартал |
987,9 |
1342,9 |
35,9 |
|
III квартал |
1259,3 |
1858,7 |
47,6 |
|
IV квартал |
767,2 |
1130,8 |
47,4 |
|
Всего за год |
3618,8 |
5116,9 |
41,4 |
|
Изменение пассажиропотока в 2006 году по сравнению с 2005 годом существенно и составило 41,4%, притом наибольший прирост наблюдался в 3 и 4 квартале (47,6% и 47,4%).
Рис. 10. Пассажиропоток по кварталам за 2005 и 2006 годы, тыс. чел.
Таблица 14 Структура пассажиропотока по кварталам, %
2005 г. |
2006 г. |
||
I квартал |
16,7 |
15,3 |
|
II квартал |
27,3 |
26,3 |
|
III квартал |
34,8 |
36,3 |
|
IV квартал |
21,2 |
22,1 |
|
Всего за год |
100 |
100 |
|
Структура пассажиропотока показывает, что наибольшая подвижность пассажиров приходиться на 3 квартал (более 30% всего пассажиропотока), что объясняется летом, периодом отпусков, наиболее благоприятным временем для совершения поездок за границу. Наименьший пассажиропоток наблюдается в 1 квартале (16,7% в 2005 г. и 15,3% в 2006 г.), что связано с началом года, занятостью людей на работе.
Если говорить об изменении структуры пассажиропотока в 2006 г. по сравнению с 2005, то доля пассажиропотока 3 квартала увеличилась с 34,8% до 36,3%, а доля 1 квартала снизилась на 1,4%.
Таблица 15 Сезонность пассажиропотока, тыс. чел.
Месяца |
2005 г. |
2006 г. |
Темп прироста, % |
Структура пассажиропотока по месяцам, % |
||
2005 г. |
2006 г. |
|||||
Январь |
202,7 |
264,9 |
30,7 |
5,6 |
5,2 |
|
Февраль |
184,6 |
238,5 |
29,2 |
5,1 |
4,7 |
|
Март |
217,1 |
280,4 |
29,2 |
5,9 |
5,5 |
|
Апрель |
285,9 |
366,8 |
28,3 |
7,9 |
7,2 |
|
Май |
314,8 |
433,3 |
37,6 |
8,7 |
8,5 |
|
Июнь |
387,2 |
543,6 |
40,4 |
10,7 |
10,6 |
|
Июль |
437,9 |
628,7 |
43,6 |
12,1 |
12,3 |
|
Август |
477,3 |
677,4 |
41,9 |
13,2 |
13,2 |
|
Сентябрь |
384,0 |
555,0 |
44,5 |
10,6 |
10,8 |
|
Октябрь |
235,2 |
418,2 |
77,8 |
6,5 |
8,2 |
|
Ноябрь |
235,2 |
355,2 |
51 |
6,5 |
6,9 |
|
Декабрь |
256,9 |
354,8 |
38,1 |
7,2 |
6,9 |
|
Итого за год: |
3618,8 |
5116,9 |
41,4 |
100 |
100 |
|
Рис.11. Сезонность пассажиров по месяцам, %
Сезонность пассажиропотока показывает, что наибольший поток приходиться на август месяц (477,3 тыс.чел. в 2005 г. и 677,4 тыс.чел в 2006 г.), а наименьший на февраль (184,6 тыс.чел в 2005 г. и 238,5 тыс.чел в 2006 г.).
Это можно объяснить наивысшим месяцем для отпусков и низшим. Пассажиропоток летом возрастает в 2 раза по сравнению с пассажиропотоком зимы.
Темп прироста пассажиропотока по месяцам в 2006 г. по сравнению с 2005 г. достигает 51% в ноябре, а самый низкий темп прироста у месяца апрель (28,3%).
Темп прироста у летних месяцев стабильно составляет от 40 до 44%.
Анализ производительности труда и ФЗП за 2006 г.
Таблица 16 Выполнение плана по труду в 2006 г
Показатель |
2005 г. |
2006 г. |
Отчет к 2005 г, % |
|||
План |
Отчет |
% выполнения плана |
||||
Доходы, тыс. руб. |
1242169 |
1429150 |
1437466 |
100,6 |
115,7 |
|
Численность персонала, чел. |
2788 |
2830 |
2796 |
98,8 |
100,3 |
|
ФЗП, тыс. руб. |
435429,8 |
452193,3 |
449932,3 |
99,5 |
103,3 |
|
Производительность труда, тыс. руб. /чел. |
445,5 |
505 |
514,1 |
101,8 |
115,4 |
|
Средняя зарплата, руб. |
13014,9 |
13315,5 |
13409,9 |
100,7 |
103 |
|
Производительность труда рассчитывается по формуле:
Д = N*ПТ
ПТ = Д / N,
Где Д — доход, N — численность персонала
ФЗП рассчитывается по формуле:
ФЗП = N*ср. ЗП*12,
Где ФЗП — фонд заработной платы
N — численность персонала
Получается, что ср. ЗП = ФЗП/ N/ 12
Табл. 16 показывает % выполнения плана по основным показателям трудовой деятельности и % изменения 2006 г. к 2005 г.
Как видно по выполнению плана, доходы, производительность труда и средняя зарплата выросли на 100,6%, 101,8% и 100,7% соответственно. Численность персонала и ФЗП в 2006 г. уменьшились до 98,8% и 99,5% соответственно.
% изменения 2006 г. к 2005 г. по всем показателям увеличился, причем доходы и производительность труда изменяются одинаково (115,7% и 115,4%).
Также наблюдается зависимость в изменении ФЗП и средней ЗП (103,3% и 103%), что понятно из формулы.
В табл. 17 рассчитывается темп прироста показателей трудовой деятельности аэропорта.
Таблица 17 Изменение трудовых ресурсов и ФЗП в 2006 г. по сравнению с 2005 г.
Показатель |
2005 г. |
2006 г. |
Абсолютный прирост |
Темп прироста, % |
|
Доходы, тыс. руб. |
1242169 |
1437466 |
195297 |
15,7 |
|
Численность персонала, чел. |
2788 |
2796 |
8 |
0,03 |
|
ФЗП, тыс. руб. |
435429,8 |
449932,3 |
14502,5 |
3,3 |
|
Производительность труда, тыс. руб. /чел. |
445,5 |
514,1 |
68,6 |
15,4 |
|
Средняя зарплата, руб. |
13014,9 |
13409,9 |
395 |
3 |
|
Темпы прироста доходов и производительности труда приблизительно одинаковы (15,7% и 15,4%).
Это связано с тем, что численность персонала за год выросла несущественно, поэтому производительность труда, которая измеряется в тыс. руб./чел. возросла на ту же величину.
Темп прироста численности персонала равен 0,03 в год и 8 человек в абсолютном значении, что говорит о малом приросте персонала за год и малой заинтересованности людей работать в данной отрасли. Так как средняя заработная плата изменяется пропорционально ФЗП, то увеличение ФЗП на 3,3% привело к увеличению средней ЗП на 3%.
Рис.12. Темп прироста трудовых показателей
По данным табл. 16 и 17 проводится анализ производительности труда.
Изменение производительности труда (ПТ) за счет доходов определяется по следующей формуле:
%
Производительность труда за счет доходов увеличилась на 15,7%.
Изменение производительности труда (ПТ) за счет численности определяется по следующей формуле:
Производительность труда за счет численности снизилась на 0,03%.
Изменение производительности труда (ПТ) за счет доходов и численности определяется по следующей формуле:
, %
Общее изменение производительность труда за счет влияния доходов и численности персонала увеличилась на 15,4%. Доля доходов в увеличении производительности труда значительно выше, а именно 98,1%.
В абсолютном выражении изменение производительности труда за счет доходов и численности можно определить по методу цепных подстановок.
Общее изменение производительности труда определяется по формуле:
тыс.руб./чел.
Изменение производительности труда за счет численности:
тыс.руб./чел.
Производительность труда за счет численности снизилась на 1,2 тыс.руб./чел.
тыс.руб./чел.
Производительность труда за счет доходов повысилась на 69,8 тыс.руб./чел.
тыс.руб./чел.
Общее изменение производительности труда в 2006 г. по сравнению с 2005 г. составило 68,6 тыс.руб./чел.
Таким образом основное влияние на повышение производительности труда сыграло увеличение доходов.
Рис.13. Влияние доходов и численности персонала на общее изменение производительности труда
По данным табл. 16 и 17 проводится анализ использования фонда заработной платы.
Общее изменение фонда заработной платы определяется по формуле:
Изменение ФЗП за счет влияния производительности труда определяется по следующей формуле:
тыс.руб.
ФЗП за счет влияния производительности труда снизился на 67251,1 тыс.руб
Изменение ФЗП за счет влияния доходов определяется по следующей формуле:
тыс.руб.
ФЗП за счет влияния доходов увеличился на 68469,3 тыс.руб.
Изменение ФЗП за счет влияния средней заработной платы определяется по следующей формуле:
тыс. руб.
ФЗП за счет влияния средней заработной платы увеличился на 13219,5 тыс.руб.
Определим совместное влияние факторов на ФЗП:
Влияние производительности труда, доходов и средней заработной платы на фонд заработной платы определяется по формуле:
где N’ — численность работников аэропорта Внуково по отчету
— средняя заработная плата одного работающего по отчету и плану.
тыс.руб.
Данное значение совпадает с совместным влиянием отдельных факторов.
Рис.14. Влияние производительности труда, доходов и средней заработной платы на ФЗП
4. Организация аналитической деятельности на предприятии транспорта
Планирование и организация аналитической работы
Аналитическая работа на предприятии представляет собой изучение и оценку использования всех видов хозяйственных ресурсов и результатов работы предприятия или организации с целью повышения ее эффективности. В процессе аналитической работы раскрываются экономические и социальные факторы, влияющие на эффективность производства, что служит основой для выбора и обоснования управленческих решений. Результативность аналитической работы во многом зависит от ее правильной организации .
При организации аналитической службы на предприятии выделяются
1. Определение субъектов и объектов АХД, выбор организационных форм их исследования и распределение обязанностей между отдельными службами и подразделениями.
2. Планирование аналитической работы.
3. Разработка информационного и методического обеспечения АХД.
4. Апробация, доработка и внедрение информационно-методического обеспечения.
5. Оформление результатов анализа. Контроль за внедрением в производство предложений, сделанных по результатам анализа. Оценка эффективности проводимой работы.
На первом этапе формирования организационной структуры АХД выделяют объекты анализа субъекты. Далее распределяют обязанности между конкретными исполнителями, например:
- планово-экономический отдел осуществляет составление плана аналитической работы и контролирует его выполнение.
- отдел труда и заработной платы анализирует уровень организации труда, обеспеченность трудовыми ресурсами, производительность труда, использование фонда рабочего времени и фонда оплаты труда;
- отдел главного механика — анализирует состояние и использование оборудования и т.д.
и т.п.
Далее планируют проведение аналитических работ: составляют план-график, определяют сроки и ответственных, формы контроля и т.п. На практике могут составляться комплексный и тематические планы.
Комплексный план аналитической работы предприятия — обычно составляется на один год. В нем намечается перечень объектов анализа, определяются цели анализа. В плане предусматривается периодичность проведения и состав исполнителей.
Кроме комплексного плана в хозяйстве могут составляться и тематические планы. Это планы проведения анализа по комплексным вопросам, которые требуют углубленного изучения. В них рассматриваются объекты, субъекты, этапы, сроки проведения анализа, его исполнители и др.
На третьем этапе формируют информационное и методическое обеспечение, т.е. фактически проектируется технология проведения аналитической работы .
На четвёртом этапе проводится апробация разработанных методик и их доработка. Для этого собирают и обрабатывают данные по специально разработанной методике.
Организационные формы анализа хозяйственной деятельности предприятия определяются составом аппарата управления. Аналитическая работа входит в служебные обязанности каждого менеджера, принимающего управленческие решения. На крупных предприятиях деятельностью всех экономических служб управляет главный экономист (финансовый директор), в том числе и по анализу хозяйственной деятельности. В непосредственном его подчинении могут находиться планово-экономический отдел, отделы труда и заработной платы, бухгалтерского учета, финансовый и т.д. В отдельное структурное подразделение может быть выделен отдел или группа экономического анализа. На средних и мелких предприятиях аналитическую работу может возглавлять менеджер планового отдела или главный бухгалтер. Предприятия могут также пользоваться услугами специалистов аудиторских и консультационных фирм.
Для оперативного решения текущих проблем любая организация должна иметь набор диагностических показателей и их допустимых значений. Постоянно проводя предварительную диагностику путем сравнения уровня достигнутых показателей и их допустимых значений, выявляются отклонения и принимаются соответствующие решения.
Комплексный анализ на предприятиях транспорта.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности является одним из элементов хозяйственного управлением предприятия воздушного транспорта и ведётся на всех уровнях управления, преимущественно по отраслям хозяйства техническими службами.
Комплексный экономический анализ аэропортов характеризуется не только полнотой охвата всех разделов и показателей экономики воздушного транспорта, но и тем, что при этом соблюдается последовательность выполнения локальных анализов, оценивающих отдельные стороны производственно-финансовой деятельности.
Так, вначале проводят обзор обобщающих показателей и организационно-технического уровня производства, а затем анализируют выполнение планов по разделам:
- объём, структура и качество перевозок грузов и пассажиров;
- использование подвижного состава;
- использование трудовых ресурсов и организации заработной платы;
- использование основных фондов;
- использование оборотных средств;
- внедрение новой техники и технологии;
- капитальные вложения;
- капитальный ремонт технических средств;
- финансовое состояние.
Экономический анализ проводится на воздушном транспорте по основной и вспомогательной деятельности, работе наземных служб, служб организации перевозок, обеспечения авиационной безопасности, топливного обеспечения, технического снабжения и др.
Комплексность и системность анализа предусматривает выполнение анализа отдельных звеньев транспорта в их совокупности и взаимосвязи.
5. Мероприятия по совершенствованию деятельности аэропорта Внуково
Из проведенного в главах 2 и 3 анализа, выявляются следующие недостатки:
- тенденция к сокращению перевозок грузов (доля в общем тоннаже упала с 17,8% до 5,5%) и багажа. Темп прироста грузов составил -1,32%.
- постоянное снижение численности персонала (с 3565 тыс.чел.
до 2796 тыс.чел. за 5 лет) и недовыполнение плана на 2-3%
- неразвитость грузовых перевозок во многие районы России, такие как Ноябрьск, Норильск и другие северные города
- сокращение общего тоннажа отправок с 2001 года до 2004 года (среднегодовой темп роста отстает на 2,3%)
- большая разница в сезонности отправок между 3 кварталом и 1 кварталом (в 2006 г.
1858,7 тыс.чел. и 784,5 тыс.чел. соответственно)
- неравномерность отправок по месяцам (наибольшее число отправок пассажиров в августе — 677,4 тыс.чел., а наименьшее в феврале — 238,5 тыс.чел.)
Для устранения выявленных недостатков и улучшения деятельности аэропорта Внуково предлагается ввести следующие мероприятия:
1) Уменьшение перевозок грузов связано с тем, что данный вид транспорта слишком дорогой для грузовых отправок и рациональнее отправлять груз другими видами транспорта.
Деятельность предприятий гражданской авиации по увеличению объемов отправки грузов воздушным транспортом включает в себя: улучшение авиатранспортного обслуживания и наиболее полное удовлетворение спроса на перевозки срочных грузов; выполнение плана грузовых перевозок, установленного для предприятий ГА; максимальное использование свободного тоннажа пассажирских ВС в порядке их догрузки и грузовых ВС; наиболее целесообразное распределение перевозок грузов между различными видами транспорта с передачей на воздушный транспорт наиболее срочных грузов.
Для привлечения грузов на воздушный транспорт проводятся следующие мероприятия:
- совершенствование организации грузовых перевозок и обслуживания клиентов в аэропортах и агентствах;
- строгое соблюдение сроков доставки грузов в пункты назначения и обеспечение их сохранности при перевозке;
- развитие деловых контактов с предприятиями и организациями, занимающимися отправкой грузов;
- заключение с предприятиями и организациями договоров перевозки грузов, контроль за выполнением договорных обязательств;
- систематический обмен информацией между авиационными предприятиями по изменению спроса на перевозки грузов, по вопросам обслуживания клиентов;
- развитие транспортно-экспедиционного обслуживания отправителей, получателей и аэропортов, расширение централизованного завоза и вывоза грузов «от двери до двери»;
- постоянный учет…