Тягово-экономический расчет автомобиля позволяет получить данные, по которым можно судить о тяговых (движение с равномерной скоростью), разгонных (движение с ускорением) и тормозных (движение с замедлением) свойствах автомобиля, а также его топливной экономичности.
Тяговые и разгонные свойства автомобиля определяют только при максимальной подаче топлива. Разгонные и тормозные свойства рассчитывают только для горизонтального участка дороги с хорошим покрытием (в некоторых заданиях допускается принимать с соответствующим обоснованием повышенное значение коэффициента сопротивления дороги).
Время и путь разгона определяют при разгоне до скорости, равной 0,95 от максимальной скорости с последовательным переключением передач, причем расчет начинают с передачи, обеспечивающей наибольшие ускорения, а режимы переключения передач принимают соответствующими тем значениям скоростей движения, при которых пересекаются кривые ускорений для двух соседних передач. Топливную экономичность определяют только для равномерного движения на высшей передаче.
Тягово-экономический расчет автомобиля можно выполнять при использовании компьютера и компьютерных программ.
Будем считать заданными: тип автомобиля, его назначение и область использования, грузоподъемность или пассажировместимость; максимальную скорость; тип двигателя; тип трансмиссии; колесную формулу.
В ходе выполнения расчетно-графической работы выбирается и рассчитывается ряд параметров проектируемого автотранспорта средства и составляется таблица 1 основных параметров автомобиля ГАЗ-3302.
1. Основные параметры автомобиля
Таблица 1
Основные параметры автомобиля ГАЗ-3302
Параметры |
Обозначение |
Размерность |
Значение |
|
Полная масса |
Ма |
кг |
3500 |
|
Грузоподъемность |
Мг |
кг |
1500 |
|
Двигатель ЗМЗ-402 |
||||
Максимальный крутящий момент |
HЧм |
181 |
||
Угловая частота вращения коленвала двигателя при максимальном крутящем моменте |
щM |
(об/мин) |
2600 |
|
Максимальная мощность двигателя |
кВт |
73,5 |
||
Угловая частота вращения коленвала двигателя при максимальной мощности |
щN |
(об/мин) |
4500 |
|
Передаточные числа КПП: I II III IV V |
ik1 ik2 ik3 ik4 ik5 |
— — — — — |
4,05 2,34 1,4 1,0 0,85 |
|
Передаточное число главной передачи |
ik0 |
— |
5,13 |
|
Максимальная скорость |
км/ч |
115 |
||
Габаритные размеры: высота ширина длина |
h B l |
мм мм мм |
2200 2098 5470 |
|
1.1 Построение внешней скоростной характеристики двигателя
Внешняя скоростная характеристика двигателя имеет следующие характерные точки
1) щ min — минимально устойчивая угловая частота вращения коленвала двигателя, рад/с;
щ min = 0,2ЧщN .= 0,2Ч471 = 94,2
2) щ M = 272,13рад/с — угловая частота вращения коленвала двигателя, соответствующая максимальному крутящему моменту;
3) щ N = 471рад/с — угловая частота вращения коленвала двигателя, соответствующая максимальной мощности;
4) щ огр — угловая частота вращения коленвала двигателя, при которой срабатывает ограничитель или регулятор (дизель) частоты вращения коленвала двигателя, рад/с
щ огр = (0,8 ч 0,9) Ч щN .= 0,85 Ч 471 = 400,35
Текущее значение мощности определяется по формуле
где — значение эффективной мощности двигателя при заданной угловой частоте вращения двигателя , кВт; max — максимальная мощность, кВт;
- угловая частота вращения коленвала двигателя, рад/с;
- обороты вращения коленвала при максимальной мощности, рад/с;
- a, b, c- постоянные коэффициенты, зависящие от конструкции двигателя.
Двигатель ЗМЗ-402 снабжен регулятором частоты вращения коленвала двигателя, поэтому коэффициенты a, b, c вычисляются по формулам
;
156,05HЧм;
16 %,
0,86; 1,04;
=0,9
Проверяя, получим 0,86+1,04-0,9=1 — расчеты проведены верно.
Пределы изменения нагрузки на двигатель, соответствующей его устойчивой работе, т.е способности автоматически приспосабливаться к изменениям нагрузки на колесах оценивают запасом крутящего момента
где- максимальный крутящий момент, HЧм;
- крутящий момент при максимальной мощности, HЧм.
Крутящий момент при максимальной мощности
Отношение называют коэффициент приспособляемости по частоте. Практика показывает, что чем больше коэффициент , тем шире диапазон устойчивой работы двигателя, при этом улучшается топливная экономичность автомобиля.
Крутящий момент двигателя определяется по формуле
Тяговая мощность определяется по формуле
Где = 0,85 — КПД трансмиссии (табл. 1).
Рассчитанные значения мощности записываем в таблицу 2.
Таблица 2
Данные для построения внешней скоростной характеристики
рад/с |
94,2 |
141,3 |
188,4 |
272,13 |
329,7 |
400,35 |
423,9 |
471 |
||
об/мин |
900 |
1350 |
1800 |
2600 |
3150 |
3825 |
4050 |
4500 |
||
кВт |
15,1 |
23,9 |
33,08 |
49,3 |
58,8 |
68,4 |
69,8 |
73,5 |
||
л.с |
20,53 |
32,49 |
44,98 |
67,03 |
79,94 |
92,99 |
94,90 |
99,93 |
||
HЧм |
160,3 |
169,1 |
175,7 |
181,1 |
178,3 |
170,8 |
164,6 |
156,1 |
||
кВт |
12,84 |
20,32 |
28,12 |
41,90 |
49,90 |
58,10 |
59,30 |
62,50 |
||
По результатам расчетов (табл.2) строим графики ,,
1.2 Построение лучевой диаграммы
Диаграмму строят исходя из условия
где — частота вращения коленвала двигателя, рад/с;
- радиус качения колеса;
- передаточное число передачи;
- передаточное число главной передачи.
Кинематический радиус определяют при условии максимальной скорости автомобиля и номинальных оборотах двигателя на высшей передаче в метрах
= 0,296 м;
Расчет скорости при = = 471 рад/с
Таблица 3
Результаты расчета лучевой диаграммы
Передача |
I |
II |
III |
IV |
V |
|
iк |
4,05 |
2,34 |
1,4 |
1 |
0,85 |
|
iк0 |
5,13 |
|||||
,рад/с |
471 |
|||||
,м |
0,296 |
|||||
,км/ч |
24 |
42 |
70 |
98 |
115 |
|
По результатам расчетов (табл. 3) строим лучевую диаграмму
1.3 Построение тяговой характеристики автомобиля
Тяговая характеристика или мощностной баланс показывает распределение мощности на всех передачах по отдельным видам сопротивлений
, кВт;
- Где — мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивление воздуха, кВт;
- мощность, затрачиваемая на преодоление суммарного дорожного сопротивления, кВт;
- мощность, затрачиваемая на преодоление инерции, кВт;
- потери мощности в трансмиссии, кВт.
Разность между мощностью двигателя и мощностью на ведущих колесах представляет собой мощность механических потерь (табл.4).
Потери мощности на преодоление сопротивления воздуха определяем по формуле
кВт,
где к = 0,55 — коэффициент обтекаемости;
- скорость, м/с; F — лобовое сечение автомобиля, мІ.
где B = 2,098м — колея автомобиля; h= 2,2 м -высота автомобиля,т.е. F =4,616 м 2 .
Значения при различных скоростях заносим в таблицу 5.
Величину мощности суммарного дорожного сопротивления можно найти по формуле
, кВт;
- где- полный вес транспортного средства, кг;
- скорость транспортного средства, м/с;
- суммарный коэффициент дорожного сопротивления;
- I — коэффициент сопротивления подъему (при построении мощностного баланса принимаем i = 0, т.к. рассматриваем движение по горизонтальному участку дороги);
f — коэффициент сопротивления качению
где — коэффициент сопротивления качению определяется по формуле
;
3500 Ч 9,81 = 34335 Н.
Таким образом,
Значения при различных скоростях заносим в таблицу 5.
В таблице 5 дополнительно рассчитываем суммарные потери мощности на преодоление сопротивления воздуха и дорожных сопротивлений.
Таблица 4
Результаты расчета мощностного баланса
,рад/с |
94,2 |
141,3 |
188,4 |
272,13 |
329,7 |
400,35 |
423,9 |
471 |
||
4,05 |
, км/ч |
5 |
7 |
10 |
14 |
17 |
21 |
22 |
24 |
|
, кВт |
15,1 |
23,9 |
33,08 |
49,3 |
58,8 |
68,4 |
69,8 |
73,5 |
||
,кВт |
12,84 |
20,32 |
28,12 |
41,90 |
49,90 |
58,10 |
59,3 |
62,5 |
||
2,34 |
, км/ч |
8 |
13 |
17 |
24 |
29 |
36 |
38 |
42 |
|
, кВт |
15,1 |
23,9 |
33,08 |
49,3 |
58,8 |
68,4 |
69,8 |
73,5 |
||
,кВт |
12,84 |
20,32 |
28,12 |
41,90 |
49,90 |
58,10 |
59,3 |
62,5 |
||
1,4 |
, км/ч |
14 |
21 |
28 |
40 |
49 |
59 |
63 |
70 |
|
, кВт |
15,1 |
23,9 |
33,08 |
49,3 |
58,8 |
68,4 |
69,8 |
73,5 |
||
,кВт |
12,84 |
20,32 |
28,12 |
41,90 |
49,90 |
58,10 |
59,3 |
62,5 |
||
1,0 |
, км/ч |
20 |
29 |
39 |
57 |
68 |
83 |
88 |
98 |
|
, кВт |
15,1 |
23,9 |
33,08 |
49,3 |
58,8 |
68,4 |
69,8 |
73,5 |
||
,кВт |
12,84 |
20,32 |
28,12 |
41,90 |
49,90 |
58,10 |
59,3 |
62,5 |
||
0,85 |
, км/ч |
23 |
35 |
46 |
67 |
81 |
98 |
104 |
115 |
|
, кВт |
15,1 |
23,9 |
33,08 |
49,3 |
58,8 |
68,4 |
69,8 |
73,5 |
||
, кВт |
12,84 |
20,32 |
28,12 |
41,90 |
49,90 |
58,10 |
59,3 |
62,5 |
||
Таблица 5
Результаты расчета мощностного баланса
, км/ч |
24 |
42 |
70 |
98 |
115 |
|
,кВт |
2,345 |
4,203 |
7,671 |
12,084 |
15,469 |
|
,кВт |
0,766 |
3,977 |
18,568 |
50,966 |
82,997 |
|
,кВт |
3,111 |
8,18 |
26,239 |
63,05 |
98,466 |
|
По результатам расчетов (табл.4) и (табл.5) строим график мощностного баланса.
1.4 Построение графика силового баланса
Силовой баланс показывает распределение полной окружной силы на ведущих колесах по отдельным видам сопротивлений
, Н;
- Где — сила сопротивления воздуха, Н;
- сила суммарного дорожного сопротивления, Н;
- сила сопротивления инерция, Н.
Полная окружная сила на всех передачах определяется по формуле
, Н.
Сила суммарного дорожного сопротивления определяется по формуле
Н;
- Где = 34335 Н — полный вес автомобиля;
- коэффициент сопротивления качению;
Расчет силы суммарного дорожного сопротивления:
Силу сопротивления воздуха находят по формуле
Н;
- Где к = 0,55 — коэффициент обтекаемости;
- скорость автомобиля, м/с; F = 4,616 м 2 — площадь поперечного сечения.
Расчет силы сопротивления воздуха:
Рассчитанные значения сил заносим в табл.6.
Максимально возможная скорость автомобиля определяется точкой пересечения графика для 5-ой передачи с кривой суммарного сопротивления.
Таблица 6
Результаты расчета силового баланса
, км/ч |
24 |
42 |
70 |
98 |
115 |
|
,Н |
114,25 |
342,43 |
956,59 |
1575,23 |
2595,67 |
|
,Н |
349,53 |
361,89 |
395,19 |
444,63 |
483,78 |
|
,Н |
463,78 |
704,33 |
1351,79 |
2019,87 |
3079,45 |
|
Таблица 7
,рад/с |
94,2 |
141,3 |
188,4 |
272,13 |
329,7 |
400,35 |
423,9 |
471 |
||
4,05 |
, км/ч |
5 |
7 |
10 |
14 |
17 |
21 |
22 |
24 |
|
,Н |
9563,8 |
10088,8 |
10482,6 |
10804,8 |
10637,7 |
10190,3 |
9820,4 |
9313,2 |
||
2,34 |
, км/ч |
8 |
13 |
17 |
24 |
29 |
36 |
38 |
42 |
|
,Н |
5525,78 |
5829,13 |
6056,64 |
6242,79 |
6146,27 |
5887,73 |
5674,01 |
5381,00 |
||
1,4 |
, км/ч |
14 |
21 |
28 |
40 |
49 |
59 |
63 |
70 |
|
,Н |
3306,25 |
3487,51 |
3623,63 |
3735,00 |
3677,25 |
3522,57 |
3394,70 |
3219,40 |
||
1,00 |
, км/ч |
20 |
29 |
39 |
57 |
68 |
83 |
88 |
98 |
|
,Н |
2361,44 |
2491,08 |
2588,31 |
2667,86 |
2626,61 |
2516,12 |
2424,79 |
2299,57 |
||
0,85 |
, км/ч |
23 |
35 |
46 |
67 |
81 |
98 |
104 |
115 |
|
,Н |
2007,29 |
2117,42 |
2200,06 |
2267,68 |
2232,62 |
2138,7 |
2061,07 |
1954,63 |
||
По данным таблиц 6 и 7 строим график силового баланса.
1.5 Построение динамической характеристики автомобиля
Динамический фактор определяется по формуле
Где — полная окружная сила, Н;
- сила сопротивления воздуха, Н;
- свободная сила тяги, Н;
3500 Ч 9,81 = 34335 Н — суммарная нормальная опорная реакция всех колес автомобиля. Полученные значения динамического фактора при определенной скорости автомобиля заносим в таблицу 8.
скоростной силовой динамический топливный
Расчетные значения fзаносим в таблицу 9.
По данным табл. 9 строим график f = f(), где пересечение кривой f = f() c кривой D = f() даст максимальную скорость автомобиля.
Таблица 8
Результаты расчета динамического фактора
,рад/с |
94,2 |
141,3 |
188,4 |
272,13 |
329,7 |
400,35 |
423,9 |
471 |
|||
I |
4,05 |
, км/ч |
5 |
7 |
10 |
14 |
17 |
21 |
22 |
24 |
|
0,275 |
0,291 |
0,302 |
0,311 |
0,306 |
0,293 |
0,283 |
0,268 |
||||
II |
2,34 |
, км/ч |
8 |
13 |
17 |
24 |
29 |
36 |
38 |
42 |
|
0,151 |
0,160 |
0,166 |
0,172 |
0,169 |
0,162 |
0,155 |
0,147 |
||||
III |
1,4 |
, км/ч |
14 |
21 |
28 |
40 |
49 |
59 |
63 |
70 |
|
0,068 |
0,074 |
0,078 |
0,081 |
0,079 |
0,075 |
0,071 |
0,066 |
||||
IV |
1,00 |
, км/ч |
20 |
29 |
39 |
57 |
68 |
83 |
88 |
98 |
|
0,023 |
0,027 |
0,03 |
0,032 |
0,031 |
0,027 |
0,025 |
0,021 |
||||
V |
0,85 |
, км/ч |
23 |
35 |
46 |
67 |
81 |
98 |
104 |
115 |
|
-0,017 |
-0,014 |
-0,012 |
-0,010 |
-0,012 |
-0,013 |
-0,016 |
-0,019 |
||||
Таблица 9
Результаты расчета коэффициента сопротивления качения
, км/ч |
24 |
42 |
70 |
98 |
115 |
|
f |
0,01018 |
0,01054 |
0,01151 |
0,01295 |
0,01409 |
|
1.6 Определение ускорения автомобиля
Величину ускорения можно определить по формуле
, м/сІ;
где величину можно определить по динамической характеристике, ,
где g- ускорение свободного падения, м/сІ;
- д — коэффициент учета вращающихся масс, его величину определяют по эмпирической формуле .
Расчет д:
Расчет ускорения автомобиля:
Расчетные значения д и j на различных передачах заносим в табл.10.
По данным таблицы 10 строим график ускорения .
Таблица 10
Результаты расчета ускорения
д |
,рад/с |
94,2 |
141,3 |
188,4 |
272,13 |
329,7 |
400,35 |
423,9 |
471 |
||
1,696 |
4,05 |
, км/ч |
5 |
7 |
10 |
14 |
17 |
21 |
22 |
24 |
|
1,530 |
1,623 |
1,686 |
1,738 |
1,709 |
1,634 |
1,576 |
1,490 |
||||
1,259 |
2,34 |
, км/ч |
8 |
13 |
17 |
24 |
29 |
36 |
38 |
42 |
|
1,093 |
1,163 |
1,210 |
1,257 |
1,233 |
1,179 |
1,124 |
1,062 |
||||
1,118 |
1,4 |
, км/ч |
14 |
21 |
28 |
40 |
49 |
59 |
63 |
70 |
|
0,495 |
0,548 |
0,583 |
0,609 |
0,592 |
0,557 |
0,521 |
0,478 |
||||
1,08 |
1,00 |
, км/ч |
20 |
29 |
39 |
57 |
68 |
83 |
88 |
98 |
|
0,091 |
0,127 |
0,154 |
0,172 |
0,163 |
0,127 |
0,109 |
0,073 |
||||
1,069 |
0,85 |
, км/ч |
23 |
35 |
46 |
67 |
81 |
98 |
104 |
115 |
|
-0,285 |
-0,258 |
-0,239 |
-0,221 |
-0,239 |
-0,248 |
-0,276 |
-0,303 |
||||
1.7 Построение графиков обратного ускорения
Время и путь разгона следует определять графоаналитическим методом. Для определения времени разгона строится график величин, обратных ускорений. Поскольку величина, обратная ускорению, при скорости, близкой к максимальной имеет большое значение, построение следует ограничить скоростью
92 км/ч.
По данным таблицы 10 считаем значения обратных ускорений1/j, сІ/м и заносим их в таблицу 11.
Таблица 11
Результаты расчета обратного ускорения
д |
,рад/с |
94,2 |
141,3 |
188,4 |
272,13 |
329,7 |
400,35 |
423,9 |
471 |
||
1,696 |
4,05 |
, км/ч |
5 |
7 |
10 |
14 |
17 |
21 |
22 |
24 |
|
1/j1 |
0,653 |
0,616 |
0,593 |
0,575 |
0,585 |
0,611 |
0,634 |
0,671 |
|||
1,259 |
2,34 |
, км/ч |
8 |
13 |
17 |
24 |
29 |
36 |
38 |
42 |
|
1/j2 |
0,914 |
0,859 |
0,826 |
0,795 |
0,811 |
0,848 |
0,889 |
0,941 |
|||
1,118 |
1,4 |
, км/ч |
14 |
21 |
28 |
40 |
49 |
59 |
63 |
70 |
|
1/j3 |
2,02 |
1,82 |
1,71 |
1,64 |
1,69 |
1,79 |
1,92 |
2,09 |
|||
1,08 |
1,00 |
, км/ч |
20 |
29 |
39 |
57 |
68 |
83 |
88 |
98 |
|
1/j4 |
11 |
7,9 |
6,5 |
5,8 |
6,1 |
7,9 |
9,2 |
13,7 |
|||
1,069 |
0,85 |
, км/ч |
23 |
35 |
46 |
67 |
81 |
98 |
104 |
115 |
|
1/j5 |
-3,5 |
-3,87 |
-4,18 |
-4,52 |
-4,18 |
-4,03 |
-3,62 |
-3,3 |
|||
По данным таблицы 11 аналогично графику ускорений строится график обратных ускорений.
1.8 Определение времени и пути разгона автомобиля
Для определения времени разгона график обратных ускорений разбивают на ряд интервалов скоростей, в каждом из которых определятся площадь, заключенная между кривой величин, обратных ускорению и осью абсцисс — это площадь времени движения.
Время движения на каждом участке определятся по формуле
, с;
- Где i — порядковый номер интервала;
- площадь, заключенная между кривой и осью абсцисс, мм 2 ;
а — масштабный коэффициент, показывающий на графике 1/j количество мм в 1 с 2 /м;
- b — масштабный коэффициент скорости, показывающий на графике скорости количество мм в 1 м/с.
а = 10 мм в сІ/м,
b = 3,6 мм в м/с.
Расчетные значения времени разгона на различных интервалах заносим в таблицу 12, а на графике время разгона откладывается нарастающим итогом.
Таблица 12
Результаты расчета времени разгона
Интервал |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
|
,ммІ |
29 |
25 |
27 |
30 |
35 |
39 |
44 |
49 |
57 |
65 |
73 |
86 |
98 |
114 |
138 |
178 |
239 |
347 |
|
t, с |
0,53 |
0,57 |
0,6 |
0,76 |
0,9 |
1 |
1,3 |
1,5 |
1,71 |
2 |
2,5 |
2,95 |
3,4 |
4 |
5,1 |
4,9 |
6,6 |
9,6 |
|
По таблице 12 определяем общее время разгона 46 с.
Для определения пути разгона график времени разгона разбиваем на интервалы и подсчитываем площади, заключенные между кривой и осью ординат.
Путь разгона на каждом участке определяется по формуле
м,
Где — путь разгона на -том интервале скоростей, м;
- площадь между кривой и осью ординат, мм 2 ;
- с — масштабный коэффициент времени, показывающий на графике количество мм в одну секунду.
с = 2 мм в 1 с.
Расчет пути разгона на первом интервале
Значения заносим в табл.13. Найденный в каждом интервале путь разгона последовательно суммируем и строим график
Таблица 13
Интервал |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
|
,ммІ |
68 |
135 |
199 |
243 |
301 |
305 |
333 |
359 |
377 |
393 |
407 |
421 |
433 |
442 |
450 |
458 |
466 |
471 |
|
S, м |
9,4 |
18,8 |
27,6 |
33,8 |
41,8 |
42,4 |
46,3 |
49,9 |
52,4 |
54,6 |
56,5 |
58,5 |
60,1 |
61,4 |
62,5 |
63,6 |
64,7 |
65,4 |
|
По таблице 13 найдем суммарное значение пути =869,7м.
1.9 Топливная экономичность (путевой расход топлива)
Путевой расход топлива
Где , — плотность топлива, для бензина 0,75 кг/л;
- удельный расход топлива, г/кВт*ч.
Значения определяют по зависимости
Где и — коэффициенты, учитывающие изменение соответственно от нагрузки и угловой скорости. Принимаем=300 г/кВт*ч.
Определяем
где , и равны соответственно 2,75; (-4,61) и 2,86 для бензиновых;
- И — коэффициент использования мощности двигателя;
- , и равны соответственно 1,23;
- (-0,79) и 0,56.
Расчеты следует выполнять для трех значений дорожного сопротивления: =0,03; +0,001=0,031,+0,002=0,032.
Результаты заносим в таблицу 14 для дорожного сопротивления .
;
Таблица 14
Результаты расчета топливной экономичности автомобиля при = 0,1295
рад/с |
94,2 |
141,3 |
188,4 |
272,13 |
329,7 |
400,35 |
423,9 |
471 |
||
кВт |
15,1 |
23,9 |
33,08 |
49,3 |
58,8 |
68,4 |
69,8 |
73,5 |
||
кВт |
2,47 |
3,582 |
4,817 |
7,04 |
8,399 |
10,251 |
10,869 |
12,104 |
||
кВт |
0,435 |
1,327 |
3,228 |
10,077 |
17,11 |
31,114 |
37,082 |
51,215 |
||
кВт |
3 |
5 |
8 |
17 |
25 |
41 |
48 |
63 |
||
И |
— |
0,234 |
0,246 |
0,285 |
0,406 |
0,5 |
0,705 |
0,809 |
1,008 |
|
— |
1,828 |
1,789 |
1,668 |
1,349 |
1,160 |
0,921 |
0,892 |
1,009 |
||
— |
1,094 |
1,043 |
1,0 |
0,961 |
0,951 |
0,963 |
0,973 |
1,0 |
||
м/с |
20 |
29 |
39 |
57 |
68 |
83 |
88 |
98 |
||
г/кВт*ч |
599,95 |
559,77 |
500,4 |
388,91 |
330,94 |
266,07 |
260,37 |
302,7 |
||
Q S |
л/100км |
14,116 |
15,15 |
16,10 |
18,19 |
19,095 |
20,622 |
22,282 |
30,527 |
|
Таблица 15
Результаты расчета топливной экономичности автомобиля при = 0,01395
рад/с |
94,2 |
141,3 |
188,4 |
272,13 |
329,7 |
400,35 |
423,9 |
471 |
||
кВт |
15,1 |
23,9 |
33,08 |
49,3 |
58,8 |
68,4 |
69,8 |
73,5 |
||
кВт |
2,661 |
3,858 |
5,189 |
7,584 |
9,047 |
11,043 |
11,708 |
13,039 |
||
кВт |
0,435 |
1,327 |
3,228 |
10,077 |
17,11 |
31,114 |
37,082 |
51,215 |
||
кВт |
3 |
5 |
8 |
18 |
26 |
42 |
49 |
64 |
||
И |
— |
0,234 |
0,246 |
0,285 |
0,406 |
0,5 |
0,705 |
0,809 |
1,008 |
|
— |
1,828 |
1,789 |
1,668 |
1,349 |
1,160 |
0,921 |
0,892 |
1,009 |
||
— |
1,094 |
1,043 |
1,0 |
0,961 |
0,951 |
0,963 |
0,973 |
1,0 |
||
м/с |
20 |
29 |
39 |
57 |
68 |
83 |
88 |
98 |
||
г/кВт*ч |
599,95 |
559,77 |
500,4 |
388,91 |
330,94 |
266,07 |
260,37 |
302,7 |
||
QS |
л/100км |
14,116 |
15,15 |
16,10 |
19,26 |
19,85 |
21,12 |
22,74 |
31,01 |
|
Таблица 16
Результаты расчета топливной экономичности автомобиля при = 0,01495
рад/с |
94,2 |
141,3 |
188,4 |
272,13 |
329,7 |
400,35 |
423,9 |
471 |
||
кВт |
15,1 |
23,9 |
33,08 |
49,3 |
58,8 |
68,4 |
69,8 |
73,5 |
||
кВт |
2,852 |
4,135 |
5,561 |
8,127 |
9,696 |
11,835 |
12,548 |
13,973 |
||
кВт |
0,435 |
1,327 |
3,228 |
10,077 |
17,11 |
31,114 |
37,082 |
51,215 |
||
кВт |
3 |
5 |
9 |
18 |
27 |
43 |
50 |
65 |
||
И |
— |
0,234 |
0,246 |
0,285 |
0,406 |
0,5 |
0,705 |
0,809 |
1,008 |
|
— |
1,828 |
1,789 |
1,668 |
1,349 |
1,160 |
0,921 |
0,892 |
1,009 |
||
— |
1,094 |
1,043 |
1,0 |
0,961 |
0,951 |
0,963 |
0,973 |
1,0 |
||
м/с |
20 |
29 |
39 |
57 |
68 |
83 |
88 |
98 |
||
г/кВт*ч |
599,95 |
559,77 |
500,4 |
388,91 |
330,94 |
266,07 |
260,37 |
302,7 |
||
QS |
л/100км |
14,116 |
15,15 |
18,11 |
19,26 |
20,62 |
21,12 |
22,74 |
31,01 |
|
По значениям иQ S из таблиц 14, 15 и 16 строим график QS =f() для , и
1.10 Тормозной и остановочный пути
Для определения тормозного и остановочного путей
Принимаем следующие значения параметров: = 0,1 с — для гидропривода; = 0,4 с — для автомобилей полной массой до 3,5т,
= 0,8 с — время реакции водителя.
В расчетах следует брать =0,6 для грузовых автомобилей. Результаты расчета заносим в таблицу 17, причем установившееся замедление будет равно
м/с 2 .
Таблица 17
Результаты расчета тормозного и остановочного пути
м/с |
5 |
10 |
16,7 |
21,7 |
26,4 |
||
м |
3,62 |
11,48 |
28,68 |
46,48 |
67,08 |
||
м |
7,62 |
19,48 |
42,04 |
63,84 |
88,2 |
||
По данным табл. 17 строим график, на котором наносим значение при = 60 км/ч.
Список использованной литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/gaz-7/
1. Нарбут А.Н, Автомобили: Основные термины; Толковый словарь; Более 4000 терминов. — М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ». — 2002.
2. Островцев А.Н. Основы проектирования автомобилей. — М.: Машиностроение. -1968.
3. Высоцкий М.С., Беленький Ю.Ю. и др. Грузовые автомобили (проектирование автомобилей).
— М.: Машиностроение. -1979.
4. Нарбут А.Н. Рабочие процессы и расчет механизмов и систем автомобиля: Учебное пособие. — М.: МАДИ.- Изд. 2-е. Часть 1, 1993 (или изд. 3. -2002).
5. Осепчугов В.В., Фрумкин А.К. Автомобиль. Анализ конструкций, элементы расчета: Учебник. — М.: Машиностроение. -1989.
6. Михайловский Е.В., Серебряков К.Б., Тур Е.Я. Устройство автомобиля / Учебник для учащихся автотранспорт, техникумов. — М.: Машиностроение, 1987.- 352 с.
7. Автомобиль. Под ред. А.Н. Островцева.- М.: Машиностроение, 1976.- 296 с.