Исследование технологии масляной живописи

1. История развития живописи. Возникновение маслянойживописи.

Живопись – один из самых древних видов изобразительного искусства, дошедший до нас сквозь века эволюции: от петроглифов и наскальных росписей в эпоху палеолита до новейших направлений живописи 21-ого века. В живописи как в искусстве заложен широчайший круг возможностей воплощения идеи и замысла: от реализма до поп-арта. В ходе развития различных жанров и техник живописи (например, живопись маслом) накоплены несметные духовные сокровища.

Античность в живописи отразила стремление человека показать мир таким, каким он его видит. Именно тогда зародились первые свойства живописи: принципы светотени, элементы перспективы, появились объемно-пространственные живописные изображения, что привело к раскрытию новых тематических возможностей отображать действительность живописными средствами. В древние времена живопись не отделялась от архитектуры и скульптуры и служила, в основном, для украшения культовых сооружений, жилищ или гробниц.

Средневековье привнесло в живопись новые веяния и краски. Живопись средневековья преимущественно отражала религиозные мотивы; средневековым картинам был присущ символизм и выразительность контуров в сочетании с экспрессией в основном локальных, но звучных цветов. Символика цвета в средневековой живописи играла большую роль, а фон полотен и фресок был, как правило, отвлеченным – условным, либо золотым. Его таинственное мерцание символизировало воплощение божественной идеи в картине.

В эпоху Ренессанса роль живописи заметно возросла, в ней выработалась научно обоснованная система светотени, линейная и воздушная перспектива в картине. Чувство гармонии мироздания и антропоцентризм отразились в композициях на религиозные и мифологические сюжеты, в исторических и бытовых сценах, в портретах.

В 17-18 вв. европейская живопись усложняется. Появляются национальные школы, со своими традициями и особенностями. Провозглашаются новые общественно-гражданские идеалы, психологическая проблематика в картине углубляется, на холст переносится ощущение конфликта личности с окружающим миром. В это время формируется четкая система жанров живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр.

Авторская живопись и графика сформировала целые живописные системы: от динамичной живописи барокко с ее незамкнутыми, спиралевидными композициями или рококо с изысканной игрой нюансов цвета и светлых тонов до живописи классицизма с четким, ясным рисунком.

5 стр., 2319 слов

Воздушная перспектива в живописи на примере работ Ульяма Тернера

... перспективы в пейзажной живописи. Так же в этом параграфе мы проанализируем определение основной темы : «Воздушная перспектива». В «Популярной художественной энциклопедии» дано такое определение воздушной перспективы: «Воздушная перспектива ... передачи глубины пространства в картине ближайшие предметы должны быть ... XX веков художники, осознавшие ограниченность строгих правил линейной перспективы ( ...

В 19-ом столетии живопись начинает играть активную роль в жизни общества. Возникает новое направление – романтизм с его устремленностью к свободе и «бесконечному», жажде совершенства и обновления. Живопись романтизма активно интересуется драматическими событиями истории и современности, ее отличают контрастность света и тени, насыщенность колорита.

Настоящий переворот в живописном искусстве приходит с появлением импрессионизма. Авторская живопись на долгие годы становится «заложником» этого стиля. Импрессионизму свойственно непредвзятое и наиболее естественное отображение реальности мира, его мгновений, всей его изменчивости и подвижности, передача живописцами-импрессионистами своих мимолетных впечатлений путем «смешения чистых цветов» и эффектности передачи фактуры. С появлением импрессионизма художники выходят писать свои картины на пленэр.

На рубеже 19-20 вв. развитие живописи особенно усложняется. Появляются различные модернистские и реалистические течения, занимающие свое место в развитии живописи. Возникает абстрактная живопись (абстракционизм, авангардизм, андеграунд).

Ей присуще активное выражение авторского отношения художника к миру, его отказ от «изобразительности». Абстракционизм прибегает к условности цвета, декоративности, ассоциативности композиционных решений со свойственной ему эмоциональной геометризацией и утрированностью форм.

В 20 и в начале 21 вв. поиск новых способов воплощения идей и замыслов в живописи продолжается. Авторская живопись все больше стремится к самовыражению посредством достижений научно-технического прогресса, таких, как создание картины с помощью цифровых технологий. Это, несомненно, должно привести к появлению новых течений и направлений в современной живописи, однако живопись маслом и по сей день остается одной из излюбленных техник мастеров-художников.

Масляные краски хорошо ложатся на соответствующий грунт и позволяют легко моделировать, тушевать и достигать тончайших незаметных переходов из тона в тон, так как долго остаются сырыми, притом при высыхании не изменяют своего первоначального тона. Но было бы ошибочно думать, что масляная живопись не нуждается ни в каких методах исполнения и позволяет безнаказанно наносить один слой красок на другой без всякой системы. Напротив, и масляная живопись требует вполне определенной системы выполнения. Правда, дефекты неправильного использования материалов в масляной живописи не так скоро обнаруживаются, как это наблюдается при тех же условиях в других техниках живописи, но раньше или позже они обнаружатся неизбежно.

Все лучшие приемы масляной живописи разработаны в эпоху Возрождения. Произведения масляной живописи этого времени не только в смысле художественных, но и технических достижений, Образцовы. Знание свойств материала дало возможность старым мастерам создать тот стиль масляной живописи, который никогда не был потом превзойден. Во всей истории масляной живописи этот стиль, по своей гармонии между материалом и художественными достижениями, является единственным.

Знания техники живописи сохранились в цехах живописцев до XVIII столетия, но затем, с обособлением живописи как искусства от ремесла, под влиянием нарождения в ней новых идей постепенно утратились. Уже в первой академии Карраччи прежнее техническо-художественное воспитание живописца было заменено философско-художественным. С этого времени технические знания, являвшиеся в прежнее время всегда опорою живописцу, представляются уже стеснением художественной свободы.

9 стр., 4399 слов

Роль техники в жизни человека

... техника классифицируется по областям применения, например: промышленная техника, транспорт, бытовая техника, вычислительная техника и т. д. Дополнительно технику ... техника" также означает "способ изготовления чего-либо" -- например, техника живописи, техника выращивания картофеля и т. п. Основное назначение техники ... новые тенденции в понимании техники, связанные с возрастанием роли науки в техническом ...

Особенный упадок техники масляной живописи наблюдается в эпоху французских импрессионистов, положивших начало бессистемной работе масляными красками, которая последователями их (неоимпрессионистами) была доведена до грандиозных размеров.

Пуантелизм имеет несомненный смысл с художественной точки зрения, но он не вытекает из свойств и характера масляной живописи; новые идеи в искусстве должны искать для своего воплощения иного материала, если они идут вразрез со старым. Таким образом, с научной точки зрения импрессионизм родил фальшивый стиль масляной живописи, который, к сожалению, до сих пор имеет приверженцев среди живописцев.

Работы в области техники живописи как представителей искусства, так и науки в первое время заключались главным образом в раскрытии и возрождении утраченных старинных приемов масляной живописи, незнание которых давало так себя чувствовать в позднейшей живописи. Многое из утраченного было найдено и раскрыто, но сама живопись в это время ушла слишком далеко от задач и принципов старинной живописи. Конечно, в наше время не является возможным согласовать приемы старинной техники масляной живописи с современным пониманием живописи, но техника масляной живописи, каковы бы ни были ее задачи, претендующая создавать долговечные произведения, должна вытекать из свойств и характера материалов масляной живописи.