Курсовой проект:„Проект капитального ремонта автомобильной дороги” по дисциплине „Эксплуатация автомобильных дорог”, посвящен решению вопросов капитального ремонта автомобильных дорог с учетом, предъявляемых к ним высоких современных требований по обеспечению безопасности и комфортности движения.
Выбор проектных решений по назначению мероприятий капитального ремонта должен осуществляться в строгом соответствии с результатами анализа транспортно-
В процессе разработки курсового проекта решаются следующие задачи:
- анализируются природно-климатические и экономические условия работы автомобильной дороги;
- оцениваются техническое и эксплуатационное состояние трассы;
- принимаются проектные решения по назначению ремонтных мероприятий;
- обосновывается выбор технологии производства ремонтных работ;
рассчитывается потребность материально-технических
- предлагается система организации работ по ремонту автомобильной дороги;
- разрабатываются меры по обеспечению безопасности движения в период производства ремонтных работ;
- обосновывается система контроля качества выполненных работ;
- предусматриваются мероприятия по охране труда.
2.Климатическая характеристика района
Рассматриваемая автомобильная дорога проходит в Брестском районе. Брестская область относится к II-б климатической зоне с умеренным климатом и устойчивым снежным покровом продолжительностью 100…120 суток. Весенние заморозки прекращаются в среднем 22 апреля, осенние начинаются — 14 октября.
Среднемесячная температура воздуха, количество осадков, преобладающие направления ветра представлены в таблице 1.1.
Даты перехода суточных температур через 0°С, 5°С, 10°С, 15°С и безморозный период представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.1- Погодно-климатические характеристики
Месяц |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
XII |
|
Средне декадная температура воздуха, °C |
1 2 3 |
-4.1 -4.8 -4.7 |
-4.4 -3.7 -2.8 |
-1.2 0.8 2.3 |
4.5 7.3 10.3 |
12.8 14.2 15.4 |
18.3 17.0 17.7 |
18.8 18.0 19.1 |
18.8 17.8 16.7 |
15.2 13.4 11.4 |
8.4 7.8 6.0 |
4.3 2.3 0.5 |
-1.1 -2.2 -3.2 |
Среднемесячная температура поверхности почвы |
-5 |
-4 |
-0 |
9 |
16 |
21 |
22 |
20 |
14 |
8 |
2 |
-2 |
|
Средне декадное количество осадков, мм |
1 2 3 |
10 8 9 |
10 10 11 |
10 11 12 |
11 12 13 |
14 18 20 |
24 27 25 |
24 23 24 |
25 25 22 |
17 15 14 |
13 12 12 |
12 12 12 |
11 11 10 |
Число дней с осадками, более 5 мм |
1 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
Таблица 1.2 — Даты перехода суточных температур через определенные границы
Температура воздуха, °C |
0 |
5 |
10 |
15 |
Дата перехода |
12 / III 28 / XI |
7 / IV 2 / XI |
24 / IV 2 / X |
21 / V 8 /IX |
Количество дней |
280 |
288 |
100 |
107 |
Максимальное среднегодовое количество осадков составляет 745 мм, минимальное — 259 мм, среднее количество осадков за год — 661 мм. Максимальное количество осадков выпадающих в течение одних суток — 69 мм.
Средняя величина снежного покрова составляет 14 см, максимальная — 42 см, минимальная — 2 см.
Число календарных дней в сезоне берём по календарю с учетом сроков ремонта, определенных в задании и возможности технологической реализации курсового проекта. Значение принимается по дорожно-климатическому графику или [1] с учетом совпадения дней праздничных и дней с обильными осадками. В летний период целесообразно использовать коэффициент сменности , а при условии вахтенного метода организации ремонта может быть принят равным 3, с одним выходным днем в неделю для технического обслуживания днем машин и механизмов.
Таблица 1.3 — Продолжительность строительства при разных температурах воздуха, дней
Температуры |
Т |
|||||
Весной |
осенью |
|||||
0°C |
0°C |
280 |
74 |
30 |
2 |
352 |
5°C |
10°C |
178 |
52 |
24 |
204 |
|
10°C |
15°C |
137 |
41 |
18 |
156 |
3.Анализ технического и эксплуатационного состояния автомобильной дороги
2.1 Анализ технического состояния дороги
По линейному графику автомобильной дороги, который приводится в приложении, оцениваем технические условия работы автомобильной дороги и её реальное эксплуатационное состояние.
Существующая дорога относится к технической категории. Длина автомобильной дороги — 5 км. Она проходит через огороды, пашни и выгоны. Ширина покрытия меняется на протяжении дороги (таблица 2.1).
Таблица 2.1 — Ширина покрытия и земляного полотна
Пикет |
Ширина, м |
||
начало |
конец |
покрытия |
Земляного полотна |
ПК 150 |
ПК 160 |
6.80 |
11,7 |
ПК 160 |
ПК 170 |
6,80 |
12 |
ПК 170 |
ПК 180 |
7,00 |
13 |
ПК 180 |
ПК 190 |
7,30 |
13,3 |
ПК 190 |
ПК 200 |
7,50 |
13,4 |
Существующее земляное полотно находится в удовлетворительном состоянии. Дорожная одежда нуждается в улучшении. Местами на покрытии наблюдается ямочность, колейность. Продольный уклон автомобильной дороги не превышает 5 ‰.
Водоотвод на трассе обеспечивается железобетонными трубами (таблица 2.2).
Таблица 2.2 — Характеристики труб
№ |
Положение |
Диаметр, м |
Длина, м |
1 |
ПК 150 + 857 |
0,75 |
15,76 |
2 |
ПК 160 + 355 |
0,75 |
20,81 |
3 |
ПК 160 + 995 |
0,75 |
30,9 |
4 |
ПК 180 + 40 |
0,75 |
17,79 |
5 |
ПК 180 + 956 |
1 |
18,55 |
6 |
ПК 190 + 239 |
0,75 |
15,74 |
7 |
ПК 190 + 564 |
0,75 |
13,72 |
На снегозаносимых участках автомобильной дороги предусмотрены снегозащитные устройства в виде постоянных заборов. Трасса оснащена дорожными знаками не в полном объёме, существующие дорожные знаки и сигнальные столбики находятся в удовлетворительном состоянии. Грунт земляного полотна автомобильной дороги — суглинок. Поперечный профиль земляного полотна и дорожной одежды представлен на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 — Поперечный профиль дороги
2.2 Анализ эксплуатационного состояния дороги
Оценка эксплуатационных качеств дороги осуществляется на основании анализа основных критериев:
1) прочности дорожной одежды;
2) ровности проезжей части;
3) сопротивлению качению;
4) шероховатости покрытия и т.д.
Фактическое значение показателя ровности проезжей части составляет 140 см/км, а допустимое значение 160 см/км.
Фактическое значение коэффициента сцепления шин с покрытием составляет 0.4, а допустимое значение для лёгких условий движения — 0,35.
Согласно проведённому расчёту и анализу линейного графика автомобильной дороги можно сделать вывод, почему данная дорога нуждается в проведении ремонтных работ, направленных на улучшение соответствующих
4.Анализ безопасности движения
В соответствии с ВСН 24-88.3 безопасность движения на дороге оценивают коэффициентом происшествий, коэффициентом аварийности и коэффициентом безопасности.
Принимая во внимание малую протяженность рассматриваемого участка дороги, в курсовом проекте оценку условий безопасности движения производят по коэффициенту аварийности.
Итоговый коэффициент аварийности для участка дороги представляет собой произведение 14 частных коэффициентов
,
где |
К |
— |
частные коэффициенты, характеризующие изменение условий движения по сравнению с эталонным участком. |
Частный коэффициент аварийности представляет собой отношение количества дорожно-транспортных происшествий на рассматриваемом участке
На заданной автомобильной дороге выделяем следующие характерные участки:
- I. ПК 0 + 00 ¾ ПК 10 + 00;
- II. ПК 10 + 00 ¾ ПК 30 + 00;
- III.ПК 30 + 00 ¾ ПК 50 + 00.
Рассчитываем коэффициент аварийности на участках:
Участок I: 0,5*1,35*1,2*1,0*1,0*1,0*1,0*
Участок II: 0,5*1,35*1,2*1,0*1,0*1,0*1,0*
Участок III: 0,5*1,35*1,2*1,0*1,0*1,0*1,0*
Исходя из расчётов определяем степень опасности данных участков дороги по коэффициенту аварийности:
- Участок I — опасный;
- Участок II — малоопасный;
- Участок III — малоопасный.
Рисунок3.1 — Гистограмма коэффициентов аварийности по километрам трассы
5.Составление дефектной ведомости и определение объёмов работ
На основании анализа технико-эксплуатационного
Работы по капитальному ремонту принимаем в соответствии с инструкцией по ремонту и сооружению автомобильных дорог общего пользования. Ведомость дефектов представлена в таблице 4.1.
Таблица 4.1 — Ведомость наличия дефектов и недостатков по элементам автомобильной дороги
Кило-метры |
Дефекты дорожных покрытий, искусственных сооружений, земляного полотна, дорожных устройств и обстановки дороги |
Единица измерения |
Объем дефектов и недостатков |
Мероприятия по устранению дефектов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Дорожная одежда |
||||
0,3-1,4 |
Износ слоя покрытия (колейность, поперечные и продольные трещины, ямочность) |
м.п. м² |
2300 1380 |
Восстановление покрытия по методу „Remix Plus” |
3,8-5,0 |
||||
3-5 |
Проседание проезжей части |
м² |
1000 |
|
3,5-5 |
Неровность продольного и поперечного профиля |
м.п. |
6000 |
|
Земляное полотно |
||||
0,6-1,1 |
Неровная обочина |
м² |
1450 |
Планирование обочины |
1,8-2,2 |
||||
4,5-4,85 |
Не обеспечен водоотвод, застой воды в резерве |
м.п. |
350 |
Разработка и перемещение грунта бульдозером до 10 м |
0,1-1,3 |
Занижены обочины земляного полотна |
м.п., м² |
500, 1000 |
Досыпка грунта и планировка |
2,2-2,4 |
||||
2,7-3,1 |
Заужено земляное полотно |
м³ |
1000 |
Досыпка грунта, разравнивание бульдозером, планировка |