Проект капитального ремонта автомобильной дороги

Курсовой проект:„Проект капитального ремонта автомобильной дороги” по дисциплине „Эксплуатация автомобильных дорог”, посвящен решению вопросов капитального ремонта автомобильных дорог с учетом, предъявляемых к ним высоких современных требований по обеспечению безопасности и комфортности движения.

Выбор проектных решений по назначению мероприятий капитального ремонта должен осуществляться в строгом соответствии с результатами анализа транспортно- эксплуатационного состояния автомобильной дороги на основе современных технических и технологических решений, обобщения передового производственного опыта и результатов научных исследований.

В процессе разработки курсового проекта решаются следующие задачи:

  • анализируются природно-климатические и экономические условия работы автомобильной дороги;
  • оцениваются техническое и эксплуатационное состояние трассы;
  • принимаются проектные решения по назначению ремонтных мероприятий;
  • обосновывается выбор технологии производства ремонтных работ;

рассчитывается потребность материально-технических ресурсов для ремонта дороги;

  • предлагается система организации работ по ремонту автомобильной дороги;
  • разрабатываются меры по обеспечению безопасности движения в период производства ремонтных работ;
  • обосновывается система контроля качества выполненных работ;
  • предусматриваются мероприятия по охране труда.

2.Климатическая характеристика района

Рассматриваемая автомобильная дорога проходит в Брестском районе. Брестская область относится к II-б климатической зоне с умеренным климатом и устойчивым снежным покровом продолжительностью 100…120 суток. Весенние заморозки прекращаются в среднем 22 апреля, осенние начинаются — 14 октября.

Среднемесячная температура воздуха, количество осадков, преобладающие направления ветра представлены в таблице 1.1.

Даты перехода суточных температур через 0°С, 5°С, 10°С, 15°С и безморозный период представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.1- Погодно-климатические характеристики

Месяц

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

Средне декадная температура воздуха, °C

1

2

3

-4.1

-4.8

-4.7

-4.4

-3.7

-2.8

-1.2

0.8

2.3

4.5

7.3

10.3

12.8

14.2

15.4

18.3

17.0

17.7

18.8

18.0

19.1

18.8

17.8

16.7

15.2

13.4

11.4

8.4

7.8

6.0

4.3

2.3

0.5

-1.1

-2.2

-3.2

Среднемесячная температура поверхности почвы

-5

-4

-0

9

16

21

22

20

14

8

2

-2

Средне декадное количество осадков, мм

1

2

3

10

8

9

10

10

11

10

11

12

11

12

13

14

18

20

24

27

25

24

23

24

25

25

22

17

15

14

13

12

12

12

12

12

11

11

10

Число дней с осадками,

более 5 мм

1

3

2

3

3

4

5

4

3

3

3

2

Таблица 1.2 — Даты перехода суточных температур через определенные границы

Температура воздуха, °C

0

5

10

15

Дата перехода

12 / III

28 / XI

7 / IV

2 / XI

24 / IV

2 / X

21 / V

8 /IX

Количество дней

280

288

100

107

Максимальное среднегодовое количество осадков составляет 745 мм, минимальное — 259 мм, среднее количество осадков за год — 661 мм. Максимальное количество осадков выпадающих в течение одних суток — 69 мм.

Средняя величина снежного покрова составляет 14 см, максимальная — 42 см, минимальная — 2 см.

Число календарных дней в сезоне берём по календарю с учетом сроков ремонта, определенных в задании и возможности технологической реализации курсового проекта. Значение принимается по дорожно-климатическому графику или [1] с учетом совпадения дней праздничных и дней с обильными осадками. В летний период целесообразно использовать коэффициент сменности , а при условии вахтенного метода организации ремонта может быть принят равным 3, с одним выходным днем в неделю для технического обслуживания днем машин и механизмов.

Таблица 1.3 — Продолжительность строительства при разных температурах воздуха, дней

Температуры

Т

Весной

осенью

0°C

0°C

280

74

30

2

352

5°C

10°C

178

52

24

204

10°C

15°C

137

41

18

156

3.Анализ технического и эксплуатационного состояния автомобильной дороги

2.1 Анализ технического состояния дороги

По линейному графику автомобильной дороги, который приводится в приложении, оцениваем технические условия работы автомобильной дороги и её реальное эксплуатационное состояние.

Существующая дорога относится к технической категории. Длина автомобильной дороги — 5 км. Она проходит через огороды, пашни и выгоны. Ширина покрытия меняется на протяжении дороги (таблица 2.1).

Таблица 2.1 — Ширина покрытия и земляного полотна

Пикет

Ширина, м

начало

конец

покрытия

Земляного полотна

ПК 150

ПК 160

6.80

11,7

ПК 160

ПК 170

6,80

12

ПК 170

ПК 180

7,00

13

ПК 180

ПК 190

7,30

13,3

ПК 190

ПК 200

7,50

13,4

Существующее земляное полотно находится в удовлетворительном состоянии. Дорожная одежда нуждается в улучшении. Местами на покрытии наблюдается ямочность, колейность. Продольный уклон автомобильной дороги не превышает 5 ‰.

Водоотвод на трассе обеспечивается железобетонными трубами (таблица 2.2).

Таблица 2.2 — Характеристики труб

Положение

Диаметр, м

Длина, м

1

ПК 150 + 857

0,75

15,76

2

ПК 160 + 355

0,75

20,81

3

ПК 160 + 995

0,75

30,9

4

ПК 180 + 40

0,75

17,79

5

ПК 180 + 956

1

18,55

6

ПК 190 + 239

0,75

15,74

7

ПК 190 + 564

0,75

13,72

На снегозаносимых участках автомобильной дороги предусмотрены снегозащитные устройства в виде постоянных заборов. Трасса оснащена дорожными знаками не в полном объёме, существующие дорожные знаки и сигнальные столбики находятся в удовлетворительном состоянии. Грунт земляного полотна автомобильной дороги — суглинок. Поперечный профиль земляного полотна и дорожной одежды представлен на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 — Поперечный профиль дороги

2.2 Анализ эксплуатационного состояния дороги

Оценка эксплуатационных качеств дороги осуществляется на основании анализа основных критериев:

1) прочности дорожной одежды;

2) ровности проезжей части;

3) сопротивлению качению;

4) шероховатости покрытия и т.д.

Фактическое значение показателя ровности проезжей части составляет 140 см/км, а допустимое значение 160 см/км.

Фактическое значение коэффициента сцепления шин с покрытием составляет 0.4, а допустимое значение для лёгких условий движения — 0,35.

Согласно проведённому расчёту и анализу линейного графика автомобильной дороги можно сделать вывод, почему данная дорога нуждается в проведении ремонтных работ, направленных на улучшение соответствующих показателей.

4.Анализ безопасности движения

В соответствии с ВСН 24-88.3 безопасность движения на дороге оценивают коэффициентом происшествий, коэффициентом аварийности и коэффициентом безопасности.

Принимая во внимание малую протяженность рассматриваемого участка дороги, в курсовом проекте оценку условий безопасности движения производят по коэффициенту аварийности.

Итоговый коэффициент аварийности для участка дороги представляет собой произведение 14 частных коэффициентов аварийности, установленных по различным признакам для этого участка:

, (2.4)

где

К

частные коэффициенты, характеризующие изменение условий движения по сравнению с эталонным участком.

Частный коэффициент аварийности представляет собой отношение количества дорожно-транспортных происшествий на рассматриваемом участке автомобильной дороги с некоторыми характерными признаками для этого участка, общему количеству дорожно-транспортных происшествий на этом участке. При этом в качестве эталонного участка принят горизонтальный прямой участок дороги с двумя полосами движения, шириной проезжей части 7,5 метров, шероховатым покрытием и укреплёнными обочинами при интенсивности движения 5000 автомобилей в сутки.

На заданной автомобильной дороге выделяем следующие характерные участки:

  • I. ПК 0 + 00 ¾ ПК 10 + 00;
  • II. ПК 10 + 00 ¾ ПК 30 + 00;
  • III.ПК 30 + 00 ¾ ПК 50 + 00.

Рассчитываем коэффициент аварийности на участках:

Участок I: 0,5*1,35*1,2*1,0*1,0*1,0*1,0* 2,0*3,0* *1,5*2,5*1,0*1,0*1,2*1,0*1,2*1,0=26,24;

Участок II: 0,5*1,35*1,2*1,0*1,0*1,0*1,0* 2,0*1,5* *2,5*1,0*1,0*2,0*1,0*1,2*1,0*1,0=14,58;

Участок III: 0,5*1,35*1,2*1,0*1,0*1,0*1,0* 2,0*3,5* *2,0*1,0*1,0*1,2*1,0*1,0*1,0*1,0=19,61.

Исходя из расчётов определяем степень опасности данных участков дороги по коэффициенту аварийности:

  • Участок I — опасный;
  • Участок II — малоопасный;
  • Участок III — малоопасный.

Рисунок3.1 — Гистограмма коэффициентов аварийности по километрам трассы

5.Составление дефектной ведомости и определение объёмов работ

На основании анализа технико-эксплуатационного состояния дороги и безопасности движения, а также фактического физического состояния дороги и ее элементов составляется дефектная ведомость с указанием объемов требуемых работ по капитальному ремонту автомобильной дороги.

Работы по капитальному ремонту принимаем в соответствии с инструкцией по ремонту и сооружению автомобильных дорог общего пользования. Ведомость дефектов представлена в таблице 4.1.

Таблица 4.1 — Ведомость наличия дефектов и недостатков по элементам автомобильной дороги

Кило-метры

Дефекты дорожных покрытий, искусственных сооружений, земляного полотна, дорожных устройств и обстановки дороги

Единица

измерения

Объем дефектов и недостатков

Мероприятия по устранению дефектов

1

2

3

4

5

Дорожная одежда

0,3-1,4

Износ слоя покрытия (колейность, поперечные и продольные трещины, ямочность)

м.п.

м²

2300

1380

Восстановление покрытия по методу „Remix Plus”

3,8-5,0

3-5

Проседание проезжей части

м²

1000

3,5-5

Неровность продольного и поперечного профиля

м.п.

6000

Земляное полотно

0,6-1,1

Неровная обочина

м²

1450

Планирование обочины

1,8-2,2

4,5-4,85

Не обеспечен водоотвод, застой воды в резерве

м.п.

350

Разработка и перемещение грунта бульдозером до 10 м

0,1-1,3

Занижены обочины земляного полотна

м.п., м²

500, 1000

Досыпка грунта и планировка

2,2-2,4

2,7-3,1

Заужено земляное полотно

м³

1000

Досыпка грунта, разравнивание бульдозером, планировка