гражданский авиация пассажир аэропортовый
Целью данной работы является отражение структуры нормативных документов по организации аэропортовой деятельности, включая краткие общие положения о сфере применения основных документов. Очевидно, что структура нормативно-правового поля Российской Федерации имеет сложное, системное строение и состоит из нескольких уровней.
Основным законом нашего государства, особым нормативным правовым актом, имеющим высшую юридическую силу, является Конституция РФ, которая вместе с Федеральными законами (Кодексами, Специальными, Общими законами) и Законами субъектов РФ составляет первый уровень нормативной базы РФ. Далее следуют подзаконные акты: акты палат Федерального собрания, Постановления и распоряжения Правительства РФ, указы и распоряжения президента РФ, Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Третий уровень включает в себя акты местных органов государственной власти, четвертый и пятый — акты муниципальных органов и документы предприятий соответственно. Наглядно структура нормативно-правового поля РФ отражена на рис. 1. Подробнее о конкретных документах, регламентирующих аэропортовую деятельность речь пойдет в основной части работы. Для начала нужно определить предмет аэропортовой деятельности, что именно она из себя представляет. Воздушный кодекс РФ определяет аэропорт как:
—комплекс зданий и сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенные для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.
—Авиационное предприятие — юридическое лицо, независимо от его формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.
—В свою очередь, деятельность, связанная с обслуживанием на коммерческой основе воздушного судна, пассажиров, грузов и почты в аэропортах и будет являться аэропортовой деятельностью .
Органы сертификации
... отмена выданных сертификатов. От Органов по сертификации следует отличать центры сертификации. Центр сертификации – организация, аккредитованная при органе по сертификации на право оказания консультационно-методической деятельности в интересах органа по сертификации. Деятельность по подтверждению соответствия центры по сертификации не проводят, но через ...
—Аэропортовая деятельность включает в себя следующие виды обеспечений:
.Авиатопливообеспечение воздушных перевозок
.Осуществление контроля качества авиационных ГСМ
.Аэродромное
.Электросветотехническое
.Штурманское
.Радиотехническое и авиационная электросвязь
.Управление воздушным движением
.Инженерно-авиационное
.Авиационной безопасности
.Обслуживания пассажиров, багажа, посты, грузов
.Поисковое и аварийно-спасательное
.Метеорологическое
.Метрологическое (рекомендуемо)
У каждого вида обеспечений, которые включает в себя аэропортовая деятельность, есть свои нормативные документы, знакомство с которыми изложено ниже.
1. Государственное регулирование в области ГА
В целом государственное регулирование деятельность гражданской авиации начинается с Министерства Транспорта Российской Федерации :
федерального органа исполнительной власти в области транспорта, осуществляющего функции по выработке госполитики в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности, регистрации прав на воздушные суда, и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автодорогах.
В его ведении в свою очередь находится Федеральное Агентство Воздушного Транспорта (Росавиация):
— федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.
Влияние атмосферных явлений на деятельность гражданской авиации
... квалификацией летного состава, техническим оснащением самолетов и оборудованием аэродромов. влияние атмосферное явление гражданская авиация 2. Метеорологические элементы и явления погоды, определяющие условия полета ... на высоте 300-600 м и имеет относительно небольшую площадь. Особенно быстро их развитие происходит летом в резко пересеченной местности (над горами). Интенсивная грозовая деятельность, ...
Ещё одним органом, находящимся в ведении Минтранса РФ, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), являющийся центральным аппаратом и имеющий свои структурные подразделения.
Управление государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации Федеральной службы по надзору в сфере транспорта осуществляет функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства РФ, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ (кроме авиационно-космического поиска и спасания).
Сокращенное наименование сокращения — Госавианадзор .
Под руководством Правительства РФ находится Федеральная аэронавигационная служба.
Росаэронавигация — специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере использования воздушного пространства РФ, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ и авиационно-космического поиска и спасания.
Все вышеперечисленные органы исполнительной власти осуществляют контроль и регулирование деятельности ГА РФ, поэтому нормативные документы по организации аэропортовой деятельности утверждены или подготовлены именно этими органами, в зависимости от вида деятельности.
Лицензирование и сертификация аэропортовой деятельности
гражданский авиация пассажир аэропортовый
Правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации устанавливает Воздушный кодекс Российской Федерации (ВК РФ).
Государственное регулирование использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, также на обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.
Обязательными к соблюдению Воздушного кодекса являются все виды деятельности с области авиации. Однако, каждый вид деятельности регламентируют свои федеральные законы и федеральные авиационное правила, ГОСТы и ОСТы.
Необходимым условием при организации аэропортовой деятельности является процедура лицензирования, с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями определенных требований. Согласно ФЗ №99 от 04 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»:
Лицензирование — это деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий (специальное разрешение на право осуществления конкретного вида деятельности), действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования;
Авиационные правила
... должностей авиационного персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное оборудование; другие объекты, а также юридические липа, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности. Основными ...
В области авиации лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
üразработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники;
üдеятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
üдеятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Таким образом, аэропортовая деятельность подлежит обязательному лицензированию, что и регламентирует ФЗ №99, статья 9 ВК РФ.
Ещё одним важным этапом организации аэропортовой деятельности является сертификация. Сертификация аэропортов производится на добровольных основаниях, регламентируется Федеральными авиационными правилами «Сертификация аэропортов. Процедуры.», утвержденные и введенные в действие Приказом ФСВТ РФ от 24 апреля 2000 г. №98 (ФАП №98).
Они устанавливают порядок обязательной сертификации и сертификационные требования к аэропортам как объектам, предназначенным для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и авиационных работ.
Сертификация аэропортов, юридических лиц, осуществляющих аэропортовую деятельность, — деятельность, выполняемая в соответствии с законодательством Российской Федерации по подтверждению соответствия аэропортов и их объектов установленным требованиям и имеющая своей целью:
üсоздание условий для эффективной деятельности воздушного транспорта Российской Федерации;
üобеспечение безопасности полетов и предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность аэропорта, безопасности для жизни, здоровья и имущества населения;
üохрану окружающей среды;
üзащиту интересов государства, общества и его граждан от недобросовестности авиационных предприятий и других юридических и физических лиц, деятельность которых связана с обеспечением воздушных перевозок и авиационных работ в аэропорту.
К объектам и оборудованию аэропортов, подлежащим обязательной сертификации, относятся:
—Аэродромы;
—Система светосигнального оборудования аэродромов;
Сервис, предоставляемый пассажирам при обслуживании на воздушном транспорте
... пассажиров, устанавливает основные требования, определяющие перечень услуг, предоставляемых пассажирам на воздушном транспорте. Услуги, предоставляемые пассажирам при обслуживании в агентстве, аэропорту и на борту ... назначения Услуги по цели назначения: 1. Технологический: - это вид сервиса, который является основной деятельностью транспорта – перевозка пассажиров, багажа, почты и грузов 2. ...
—Светосигнальное оборудование аэродромов;
—Радиотехническое оборудование;
—Объекты радионавигации, радиолокации, авиационной электросвязи;
—Поисковое и аварийно-спасательное оборудование;
—Оборудование для обеспечения авиационной безопасности;
—Технические средства, применяемые в технологиях авиатопливообеспечения;
—Наземная авиационная техника;
—Материалы для эксплуатационно-технического содержания и восстановления искусственных покрытий аэродрома;
—Авиационные горюче-смазочные материалы и специальные жидкости.
Согласно именно этим авиационным правилам (пункт 1.5) аэропортовая деятельность включает в себя 13 видов обеспечений, описанных выше.
Классификация нормативных документов по организации аэропортовой деятельности
Все данные в этом разделе определения видов обеспечений написаны в соответствии с пунктом 1.5 ФАП №98. А также документы, указанные в настоящем разделе, не противоречат ВК РФ и законодательству РФ.
Авиатопливообеспечение воздушных перевозок
— комплекс мероприятий, направленный на обеспечение эксплуатации и обслуживания воздушных судов кондиционными авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями (прием, хранение, подготовка и выдача на заправку, заправка воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями).
þДанный вид обеспечения регулируют следующие нормативные документы :
ØФАП-89 «Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок», утвержденные приказом ФСВТ России от 18.04.2000 №89.
Правила содержат сертификационные требования, которые предъявляются к организациям, желающим осуществлять или осуществляющим авиатопливообеспечение воздушных перевозок, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, а именно следующие работы:
хранение авиаГСМ;
подготовку и выдачу авиаГСМ на заправку;
заправку авиаГСМ в воздушные суда.
Новые проекты воздушного транспорта
... преимущественно на большие расстояния и в трудно доступные районы. Одновременно к воздушному транспорту повышаются требования в части экономичности, регулярности, комфорта и полного обеспечения безопасности полетов. ... (от М = 8 до М = 10-12, в качестве компонента горючей смеси, использующие атмосферный кислород), тpансатмосфеpные TAV (Transatmospheric Vehicles, выполняющие полеты как субоpбитальные, ...
ØГОСТ Р 52906-2008 «Оборудование авиатопливообеспечения. Общие технические требования».
Стандарт распространяется на новые или модернизированные образцы наземной техники, предназначенные для авиатопливообеспечения воздушных перевозок. Он определяет основные принципы и тенденции повышения конкурентоспособности оборудования, обеспечения безопасного выполнения технологических процессов заправки воздушных судов авиатопливом и спецжидкостями, соблюдения правил пожарной безопасности и охраны окружающей среды с учетом особенностей использования в рядовых условиях эксплуатации в различных климатических зонах Российской Федерации.
Осуществление контроля качества авиационных ГСМ
— комплекс мероприятий по контролю количественных и (или) качественных характеристик свойств авиационных горюче-смазочных материалов на этапах авиатопливообеспечения воздушных перевозок.
þНормативные документы :
ØФАП-126 «Сертификационные требования к лабораториям ГСМ», утвержденные приказом ФСВТ России от 07.10.2002 №126.
Правила содержат сертификационные требования, которые предъявляются к организациям, желающим осуществлять или осуществляющим контроль и анализ качества авиаГСМ, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.
Ø«Руководство по приему, хранению, подготовке на заправку и контролю качества авиационных горюче — смазочных материалов и специальных жидкостей в предприятиях ВТ РФ», утвержденное приказом ДВТ от 17.10.1992 №ДВ-126.
Руководство, разработанное ГосНИИ ГА, является нормативно-техническим документом по приему, хранению, контролю качества и подготовке авиаГСМ к заправке самолетов и вертолетов в службах ГСМ авиапредприятий департамента воздушного транспорта (ДВТ) РФ, имеющих в своем составе лабораторию ГСМ.
ØНаставление по службе горюче — смазочных материалов на ВТ (НГСМ РФ-94 ).
Наставление по службе ГСМ определяет основные положения и общие правила организации работы службы ГСМ по обеспечению предприятий ГСМ, заправке ВС, эксплуатации сооружений и оборудования, контроля качества ГСМ и спецжидкостей, охране труда и пожарной безопасности, подготовке кадров, повышению их квалификации.
Ø«Руководство по технической эксплуатации складов и объектов горюче-смазочных материалов предприятий гражданской авиации» от 27 июля 1991 г. №9/И
Руководство состоит из 3-х частей:
Часть I. Склады горюче-смазочных материалов, отдельные объекты и сооружения службы горюче-смазочных материалов;
Эффективность эксплуатации воздушных судов и совершенствование ...
... выполнения авиаработ; совершенствование системы эксплуатации воздушных судов; формирования системы менеджмента ... гражданской авиационной деятельности находит отражение в ряде правительственных документов. Она призвана создать условия для эффективного функционирования авиапредприятий в рыночных условиях при соблюдении требований ... параметров, предложено рациональное размещение аэродромов ПАНХ и опорных ...
Часть II. Средства заправки;
Часть III. Охрана труда и пожарная безопасность,
и содержит требования к эксплуатации основных зданий, сооружений и оборудования складов ГСМ, предназначенных для приема, хранения и выдачи на заправку горюче-смазочных материалов, требования к средствам заправки, охране труда и пожарной безопасности.
Аэродромное обеспечение
— комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
þНормативные документы :
ØФАП-121 «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов», утвержденные приказом ФСВТ России от 06.05.2000 №121.
Правила содержат сертификационные требования, которые предъявляются к организациям, желающим осуществлять или осуществляющим деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.
ØФАП — 19 . «Сертификация наземной авиационной техники». (утверждены приказом Минтранса России от 20 февраля 2003 года №19).
Ø«Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации, утверждено ДВТ ВТ от 19.04.94 №ДВ -98, (РЭГА РФ-94 ).
Руководство предназначено для соответствующих служб, полномочных органов и должностных лиц, несущих ответственность и осуществляющих эксплуатацию гражданских аэродромов.
В этом документе даны основные положения, технологические особенности и рекомендации по эксплуатации элементов и сооружений летных полей аэродромов. В нем приведены ссылки на нормы и правила, регламентирующие требования к аэродромному обеспечению полетов воздушных судов.
Ø«Руководство по организации работы и обслуживания спецавтотранспорта аэропортов РФ» (РОРОС -95 ).
ØПриказ Министерства транспорта РФ от 13.07.2006 №82 «Об утверждении инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах РФ».
ØРекомендуемые нормы оснащенности аэропортов спецавтотранспортом для эксплуатационного содержания аэродромов, технического и коммерческого обслуживания воздушных судов.
ØНормы годности к эксплуатации в СССР Гражданских аэродромов (НГЭА СССР ).
Орнитологическое обеспечение полетов в гражданской авиации
... их касающейся, по орнитологическому обеспечению полетов. Орнитологическое обеспечение полетов в гражданской авиации направлено на предотвращение столкновений ВС с птицами в районах аэродромов и на авиатрассах. Порядок орнитологического обеспечения полетов в каждом авиапредприятии и обязанности должностных лиц ...
Нормы годности к эксплуатации в СССР гражданских аэродромов (НГЭА СССР) содержат государственные требования безопасности полетов к гражданским аэродромам, включают в себя Стандарты, Рекомендации и Приложения.
ØМетодики оценки соответствия нормам годности к эксплуатации в СССР гражданских аэродромов (МОС НГЭА СССР )
Электросветотехническое обеспечение
— комплекс мероприятий по светотехническому обеспечению взлета, захода на посадку, посадки и руления воздушных судов и централизованного обеспечения электроэнергией объектов аэропорта.
þНормативные документы:
ØФАП-149 «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по электросветотехническому обеспечению полетов», утвержденные приказом Минтранса России от 23.06.2003 №149.
Правила устанавливают сертификационные требования, предъявляемые к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по электросветотехническому обеспечению полетов, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности.
ØФАП — 119 «