Реферат по энергетическому праву

— отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения

Современное состояние электроэнергетики России и перспективы дальнейшего развития

В настоящий момент ситуация на рынке характеризуется следующими важнейшими обстоятельствами:

1) резким ростом потребности развивающихся азиатских стран в энергоресурсах (до 45% перспективного прироста мирового спроса на нефть);

2) увеличением разрыва между объемами потребления и объемами производства нефти и газа в экономически развитых странах (так, к 2020 г. от 60% до 70% газоснабжения Европы будет обеспечиваться за счет импорта, а для большинства крупнейших азиатских стран этот показатель превышен уже сегодня);

3) недостатком перерабатывающих и транспортных мощностей и ограниченностью дополнительных мощностей по добыче нефти;

4) недостаточной транспарентностью мировой торговли нефтью – малая толика непроверенной информации способна вызвать обрушение рынка, а нехватка и неполнота информации об основных показателях спроса и предложения в глобальном ТЭКе затрудняет планирование развития национальных хозяйств;

5) недостаточностью инвестиций во все этапы производственной цепочки в нефтегазовой отрасли, что приводит к недостаточности темпов восполнения запасов сырья, неадекватному развитию перерабатывающих предприятий и изношенности и недостаточности транспортной инфраструктуры.

Российская электроэнергетика переживает состояние острого кризиса. Существуют крупные препятствия и нерешенные проблемы, не позволяющие форсировать процесс российских реформ. Это, прежде всего — затянувшийся системный кризис экономики страны, вызвавший серьезные перебои в системе денежного обращения и финансировании отрасли.

3 стр., 1178 слов

Экономика . » Влияние цен нефти на экономику России»

... Невельского ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ МОРСКИМ ТРАНСПОРТОМ И ЭКОНОМИКИ Реферат На тему: “ Влияние цен нефти на экономику России” Выполнила студентка Козырева К.Р. Проверил ... на колебания цен на нефть на мировом рынке. Ее дальнейшее развитие невозможно без применения срочных мер по расширению ассортимента выпускаемой продукции , освоению новых видов производств с целью повышения эффективности производства ...

Превращение отрасли из естественной монополии в олигополию происходит посредством преобразования активов энергохолдинга и обособление от ОАО РАО «ЕЭС России» всех компаний целевой структуры. Данное решение о реструктуризации приняло Правительство РФ в 2001г. Поскольку совмещение естественно монопольных и не являющихся таковыми видов деятельности в рамках одной компании не способствует достижению прозрачности финансово-хозяйственной деятельности и не позволяет вывести из-под государственного тарифного регулирования потенциально конкурентные виды деятельности. Все это приводит к снижению надежности, безопасности и эффективности энергоснабжения. Нарастает угроза ограничений по удовлетворению будущего спроса на электрическую и тепловую энергию уже в ближайшие годы. Также главной целью было уменьшение тарифов на электроэнергию и образованию конкурентоспособного рынка.

В последние годы в электроэнергетике России неуклонно обостряется проблема физического и морального старения оборудования электростанций и электрических сетей. Нарастают мощности энергооборудования ТЭС и ГЭС, отработавшие свой парковый ресурс. Старение оборудования — одна из главных причин ухудшения технико-экономических и экологических показателей электростанций. Требуется принятие незамедлительных мер по обеспечению надлежащего технического состояния генерирующего оборудования электростанций РАО «ЕЭС России». Сохранение тенденции снижения располагаемой мощности электрических станций даже в краткосрочной перспективе может привести к невозможности удовлетворения растущего спроса на электроэнергию. Низкая рентабельность и неплатежи, отсутствие государственной поддержки развития электроэнергетики привели к снижению за последние годы объема инвестиций в электроэнергетику в 6 раз. Учитывая сложную ситуацию в топливодобывающих отраслях и ожидаемый высокий рост выработки электроэнергии на тепловых электростанциях (почти на 40-80 % к 2020 г.), обеспечение электростанций топливом становится в предстоящий период одной из сложнейших проблем в энергетике.

Программа реформирования электроэнергетики

В 2001 г. Правительство РФ одобрило реформирования электроэнергетики на период до 2020 года

Программа энергетического реформирования выделила три ключевые задач , на решения которых направлены все усилия и которые концентрируют суть энергетической политики страны.

Первая задача – коренное повышение энергетической эффективности экономики с тем, чтобы энергоемкость ВВП сократилась на 26-28% в период до 2010 года и еще на 25-30% в последующие годы. Из-за нашей энергетической расточительности даже при ее успешном решении удельная энергоемкость экономики страны 2020г достигнет лишь сегодняшнего среднемирового показателя, а не показателя лучших стран.

Первым и важнейшим средством повышения энергетической эффективности является структурная перестройка экономики. Россия не осилит 5 %-ных темпов роста при сохранении современной энергоемкой структуры экономики, ориентированной на отрасли первого передела. Необходимо развивать высокотехнологичные отрасли и сферу услуг, чтобы из 5-5,5 % среднегодового роста ВВП почти половину (2,3- 2,7 %) обеспечить структурной перестройкой экономики. Следующим средством повышения энергетической эффективности должна стать массовая реализация сначала организационных, а затем и технологических мер энергосбережения, то есть проведение целенаправленной энергосберегающей политики. Для этого Россия располагает большим потенциалом.

22 стр., 10537 слов

Специфика и значение энергетической отрасли

... Значение электроэнергетики в хозяйственном комплексе России Электроэнергетика занимается производством и передачей электроэнергетики и является важнейшей базовой отраслью промышленности России. От уровня ее развития зависит все народное хозяйство страны. Отличительной особенностью экономики ...

Вторая коренная задача программы реформирования — обеспечить ожидаемое наращивание потребления первичных энергоресурсов и их экспорт. При росте энергопотребления с темпом 1,5-1,7 % ежегодно и почти стабильном экспорте энергоресурсов (рост не более чем на 10 % за период) требования к наращиванию производственной базы энергетики на первый взгляд оказываются вполне приемлемыми — 11 % в период до 2010 г. и 23 % за весь период до 2020 г. Но специалисты предполагают, что в этот период потребуется восстановить до 80 % ресурсной базы и заменить не менее 70 % существующего оборудования.. Восстановление и наращивание производственной базы топливно-энергетического комплекса (ТЭК) потребует огромных затрат — более 500 млрд долл. за 20-летний период.

Третья задача реформы — обеспечить энергетическую безопасность, потерей которой грозит стремительное скатывание страны к моногазовой структуре топливно-энергетического баланса. Доля природного газа в энергопотреблении России составляла 40 % в 1990 г., и за последние 10 лет она достигла 50 %. Если продолжится та же линия использования дешевого газа, то возникнет предельно опасная ситуация. Она уже четко обозначилась тем, что 80 % котельно-печного топлива (не включающего светлые нефтепродукты) в европейской части страны составляет газ, и при этом через Урал из Сибири в европейскую часть страны ежегодно подается почти 1 млрд т топлива.

Цели реформирования

Учитывая особую важность отрасли, цель реформирования электроэнергетики должна соответствовать общенациональным интересам, а именно обеспечению устойчивого функционирования и развития экономики страны и социальной сферы.

Исходя из этого, стратегической задачей реформирования является переход электроэнергетического комплекса в режим устойчивого развития на базе прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования, достижение на этой основе надежного, экономически и экологически эффективного обеспечения платежеспособного спроса национальной экономики и населения на электрическую и тепловую энергию, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Первоочередные меры

В области тарифного и иного регулирования должны быть предприняты следующие первоочередные меры:

  • Преобразование региональных энергетических комиссий в подразделения ФЭК;
  • Организационное и финансовое укрепление ФЭК, придание ей независимого статуса;
  • Введение раздельного регулирования по видам деятельности;
  • Изменение порядка расчета и определения тарифов;
  • Ликвидация списка «неотключаемых» потребителей с целью полного исключения неплатежей в отрасли.

Устранение перекрестного субсидирования.

Регулирующие органы

Статус ФЭК следует превратить из декларативно независимого в реально независимый.

13 стр., 6200 слов

Крупнейшие автомобилестроительные компании России и мира

... лишь 1,4% импорта продукции автомобильной промышленности. 1. Крупнейшие автомобилестроительные компании мира автомобилестроение рынок экономика General Motors Одна из крупнейших мировых автомобильных компаний, основана в 1908 году ... На церемонии торжественного открытия предприятия GM Шушары присутствовал Президент России Дмитрий Медведев. Производственная мощность составляет 60 000 автомобилей. Завод ...

Необходимо преобразовать Региональные Энергетические Комиссии в филиалы ФЭК, которые будут использоваться для сбора и анализа необходимой информации на местном уровне, а также принятия регулирующих решений в рамках принимаемой на федеральном уровне методологии.

Решения ФЭК и ее подразделений должны выноситься на основе открытых публичных слушаний. Необходимо изменить регламент рассмотрения предложений, предусмотрев увеличение объема информации о своей деятельности, предоставляемой энергокомпаниями, а также увеличить сроки рассмотрения материалов при установлении тарифов.

Меры в ходе реализации реформы

Важнейшей мерой реформирования должен стать поэтапный переход от регулирования полного тарифа на электроэнергию для всех категорий потребителей к регулированию тарифов на сетевые услуги. При этом обеспечивается свободный недискриминационный доступ к сетевой инфраструктуре рынка.

После возникновения оптового рынка электроэнергии установление тарифа для потребителей, пока не получивших право выхода на свободный рынок, будет осуществляться путем сложения оптовой цены электроэнергии и регулируемых надбавок за сетевые услуги и сбыт электроэнергии. По мере открытия рынка для данной категории потребителей будет осуществлен переход на регулирование только тарифа на сетевые услуги.

Абонентная плата, взимаемая РАО «ЕЭС России», должна быть поэтапно преобразована в плату за мощность сети, определяемую в соответствии с общей методологией установления тарифов в электроэнергетике.

Реформирование РАО ЕЭС

Реформа электроэнергетики в стране заканчивается и с 1 июля 2008 года, когда РАО «ЕЭС России» как монополия прекращает свое существование. Реорганизация ОАО РАО «ЕЭС России» станет логичным завершением реформирования электроэнергетики и создания новой демонополизированной структуры отрасли. В условиях развития конкурентных отношений между новыми самостоятельными участниками рынка электроэнергии ОАО РАО «ЕЭС России» прекращает свою деятельность в качестве «государственной монополии» и будет преобразовано в ряд государственных и частных компаний.

В соответствии с решениями совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России», реорганизация Общества проводится в два этапа:

Первый этап, в рамках которого из ОАО «РАО «ЕЭС России» выделены ОАО «ОГК-5» и ОАО «ТГК-5», завершен 3 сентября 2007 года. Эти компании были выбраны для обособления в ходе реорганизации, поскольку в максимальной степени готовы к полноценному самостоятельному функционированию, а также реализации перспективных инвестиционных проектов и успешному проведению эмиссий дополнительных акций.

В ходе второго этапа (окончание – 1 июля, ФСК — Федеральная сетевая компания;, Основные функции:

Обеспечение выдачи мощности электрических станций в сеть и создание

условий для присоединения к электрической сети участников оптового и

розничных рынков на условиях недискриминационного доступа к

электрическим сетям при наличии технической возможности для этого и

соблюдении ими установленных правил доступа.

Совершенствование технологий эксплуатации, технического обслуживания

3 стр., 1468 слов

Компании долгожители России. Кондитерская фабрика Красный Октябрь

... три струга Однако 150-летняя история самой известной в России кондитерской фабрики "Красный Октябрь" подходит к концу. На месте "Товарищества паровой фабрики шоколадных конфектъ и чайных ... «Антон Олерт» стала партнером по созданию уникального комплекса конфетного производства. У открытого акционерного общества «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь» появились филиалы в Рязани, Коломне ...

и ремонта. Обеспечение профессиональной подготовки эксплуатационного и

ремонтного персонала с учетом внедрения новых технологий и инновационного

оборудования.

Минимизация воздействия на окружающую среду при новом строительстве,

реконструкции, эксплуатации и ремонте объектов ЕНЭС. И тд

МРСК — межрегиональные распределительные сетевые компании;

выполняет функцию по технологическому управлению объектами электросетевого хозяйства региона, эта система делает процесс управления сетями более эффективными, улучшит надежность и качество электроснабжения потребителей и оптимизирует работу энергосистемы.

МРСК-1 — компания, выделившаяся из РАО «ЕЭС России» и владеющая акциями МРСК;

ФСТ- Федеральная служба по тарифам, федеральный орган исполнительной власти РФ, уполномоченный осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий , осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Создана на основании Указа Президента РФ № 314 от 9.03.2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» на основе соответствующих подразделений упраздняемой Федеральной энергетической комиссии РФ, является самостоятельным федеральным органом исполнительной власти, находится в ведении Правительства РФ (подчиняется ему непосредственно).

РСК — распределительные сетевые компании;, ОГК — оптовые генерирующие компании;, ТГК — территориальные генерирующие компании;, РГК — региональные генерирующие компании.

Выбор двухэтапной схемы вызван необходимостью в ходе первой реорганизации оценить способность крупных частных генерирующих компаний самостоятельно привлекать инвестиции, управлять своим развитием, участвовать в работе оптового рынка электроэнергии, а для ТГК – и в сегменте тепловой энергии. Последовательное, в два этапа, реформирование ОАО РАО «ЕЭС России» также вызвано необходимостью отработки механизма реорганизации Общества.

Общие принципы реформирования РАО ЕЭС предполагали создание ТГК на основе одного или нескольких региональных дочерних обществ РАО ЕЭС (т. н. АО «-энерго»), из которых исключались гидроэлектростанции и крупные тепловые электростанции (объединены в шесть «»).

Функцией территориальных генерирующих компаний должно было стать только производство электроэнергии для местных потребителей.

Формируемые в ходе реформы компании представляют собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и другие) и контролирующие соответствующие профильные активы. По масштабу профильной деятельности создаваемые компании превосходят прежние монополии регионального уровня: новые компании объединяют профильные предприятия нескольких регионов, либо являются общероссийскими.

12 стр., 5903 слов

Виды рынков электроэнергии и мощности

... пула. 1.2 Рынок мощности Целью формирования рынка мощности является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в электроэнергетику, обеспечивающих создание новых генерирующих мощностей в объёме, достаточном для удовлетворения спроса на электроэнергию и поддержания ...

Так, магистральные сети переходят под контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети предполагается интегрировать в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений передаются общероссийскому Системному оператору.

Активы генерации также объединяются в межрегиональные компании, причем двух видов: генерирующие компании оптового рынка (оптовые генерирующие компании – ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК).

ОГК объединяют электростанции, специализированные на производстве почти исключительно электрической энергии. В ТГК входят главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК формируются на базе тепловых электростанций, а одна («ГидроОГК») – на основе гидрогенерирующих активов. Тепловые ОГК построены по экстерриториальному принципу, в то время как ТГК объединяют станции соседних регионов.

Региональные особенности реформирования

В процессе формирования единого оптового рынка должны быть учтены его региональные особенности, определяемые наличием сетевых ограничений, приводящим к появлению различных ценовых зон, а также неоднородным территориальным размещением топливных ресурсов, ведущем к различиям ценовых заявок производителей электроэнергии в различных регионах вследствие существенных различий в стоимости топлива и затрат на его транспортировку.

В ходе реформирования должно быть предусмотрено формирование правильных ценовых сигналов для инвесторов в будущие независимые электростанции в регионах.

Заключение

Успешное проведение реформы электроэнергетики зависит от решения следующих основных задач:

  • создание конкурентных рынков электроэнергии во всех регионах России, в которых организация таких рынков технически возможна;
  • создание эффективного механизма снижения издержек в сфере производства (генерации), передачи и распределения электроэнергии и улучшение финансового состояния организаций отрасли;
  • стимулирование энергосбережения во всех сферах экономики;
  • создание благоприятных условий для строительства и эксплуатации новых мощностей по производству (генерации) и передаче электроэнергии;
  • поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования различных регионов страны и групп потребителей электроэнергии;
  • создание системы поддержки малообеспеченных слоев населения;
  • сохранение и развитие единой инфраструктуры электроэнергетики, включающей в себя магистральные сети и диспетчерское управление;
  • демонополизация рынка топлива для тепловых электростанций;
  • создание нормативной правовой базы реформирования отрасли, регулирующей ее функционирование в новых экономических условиях;
  • реформирование системы государственного регулирования, управления и надзора в электроэнергетике;
  • уточнение статуса, компетенции и порядка работы уполномоченного государственного органа.

Предшествующее развитие процесса выявило ряд проблем, для преодоления которых необходимо объективно осмыслить их истоки. К числу этих проблем относятся, в первую очередь, неясность перспектив получения масштабных инвестиций и слабость конкурентного оптового рынка электроэнергии. Национальные интересы России будут соблюдены при создании Государственной системы обеспечения развития ЕЭС, основными задачами которой явятся недопущение монополизма в энергетике, предотвращение кризисов, оптимальное развитие мощностей и рынка энергии. Благом для российской энергетики был бы приход частного, в том числе иностранного капитала. В классическом рынке электроэнергии запас энергии оплачивается не полностью. Правила торговли на рынке формулируются таким образом, чтобы электростанции получили еще и сверхдоход. Неизбежные естественные отклонения реального потребления от заявленного объема признаются нарушениями и, как всякие нарушения, подвергаются штрафованию.

17 стр., 8142 слов

Дипломный проект : Создание методического пособия «Методика ...

... тема исследования: Создание методического пособия «Методика разработки занятий по конструированию в ... - инструменты, необходимые, для работы с бумагой; - технику безопасности работы с инструментами. Учащиеся должны ... дипломного проекта является перспективным направлением в обучении младших школьников. И поэтому разработанное нами методическое пособие «Методика разработки занятий по конструированию ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/po-energeticheskomu-pravu/

  1. Рыночная электроэнергетика Красник В.В.

  2. Архипченко А.Ю. Энергетическое право, 2009

  3. Самсонов В.С., Вяткин М.А. Экономика предприятий энергетического комплекса, 2003

  4. Костин В.Н. Оптимизационные задачи электроэнергетики: Учебное пособие. — СПб.: СЗТУ, 2003.

  5. Ламакин Г.Н. Основы менеджмента в электроэнергетике: Учебное пособие. Ч. 1. — Тверь: ТГТУ, 2006

  6. Нагорная В.Н. Экономика энергетики: Учебное пособие. — Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2010

  7. Экономика и управление в современной электроэнергетике России: пособие / под ред. Чубайса А.Б. — М.: НП «КОНЦ ЕЭС», 2009