Курсовая работа по сертификации и лицензированию

Одной из причин того, что туризм в России стал в основном выездным, является несовершенство государственных форм регулирования туристской деятельности. В ряду последних значительное место занимают лицензирование международной туристской деятельности и сертификация туристских и гостиничных услуг. В доперестроечный период проблема лицензирования туристско-экскурсионной деятельности не рассматривалась даже в постановочном плане, так как вся туристская работа была сосредоточена в основном в трех крупнейших объединениях — Госкоминтуристе СССР, центральном Совете по туризму и экскурсиям ВЦСПС и Бюро международного туризма «Спутник» ЦК ВЛКСМ, которые сами осуществляли регламентацию деятельности подведомственных предприятий по своим ведомственным нормам. И даже само понятие «лицензия» как вид разрешительного документа употреблялось только в двух случаях — как разрешение на внешнюю торговлю и как разрешение на использование патента. Именно так указано в юридическом энциклопедическом словаре 1987 г.

В силу своего географического положения Россия не является и не может стать страной массового въезда туристов с целью традиционного летнего пляжного отдыха. Тем не менее культурно-исторический, природный потенциал страны огромен, и при правильной постановке маркетинговой работы, а также совершенствовании и развитии туристской инфраструктуры количество иностранных туристов, прибывающих в нашу страну, может значительно вырасти.

Это является основанием для более четкой направленности и более агрессивного по основным направляющим странам, включая в первую очередь целенаправленную рекламно-информационную деятельность. Только грамотно построенная маркетинговая стратегия, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках, позволит сделать въездной туризм наиболее доходной составляющей всей туристской сферы России.

Но все усилия, в том числе и маркетинговые, будут тщетны, если прибывающим туристам не будет обеспечен соответствующий мировым стандартам уровень оказываемых услуг. Именно поэтому особенно важен грамотный и комплексный подход к туристской деятельности. В ближайшем будущем количество туристских компаний, выполняющих агентские функции, по всей вероятности, увеличится (отдельное лицензирование турагентов и туроператоров), что приведет к увеличению конкуренции между ними, поэтому туристским организациям целесообразно объединять усилия и капиталы.

10 стр., 4996 слов

Туризм как экономическая деятельность

... реформирования экономики. Коренным образом изменились стратегия и тактика в туристской сфере деятельности, наметилась реструктуризация видов и форм туризма, что привело к изменению целей и задач, стоящих перед туристской отраслью. Все ...

Детальное проведение лицензирования и сертификации будет способствовать более полному удовлетворению запросов современного потребителя к предлагаемому ему турпродукту, который в настоящее время избалован изобилием предложений различного рода путешествий, жаждущий впечатлений и удовольствий, активен и самостоятелен.

^

Проблема обеспечения качества продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в развитии любой отрасли. Однако показатели качества, а также проблемы, связанные с выпуском качественной продукции, специфичны для каждой отрасли, в том числе и для сферы туризма.

Само понятие качества, трактуемое как философская категория, выражающая существующую определенность объекта, благодаря которому он является именно этим, а не иным, применительно к продукту определяется как мера полезности, совокупность свойств продукта, его способность удовлетворять определенные общественные и личные потребности. Качество, равно как и его понятие, прошло многовековой путь развития, собственно, как и сами потребности людей. Например, Аристотель трактовал данное понятие как «различие между предметами, дифференциация по признакам «хороший» — «плохой»». В XIX в. Гегель дает свое определение: «Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество». В XX в. о качестве уже рассуждают не только философы, но и управленцы-практики. С этого момента в практической деятельности и теоретических изысканиях нередко даже ставится знак равенства между качеством и конкурентоспособностью предприятия либо вообще не делается различий между ними. Качество начинают рассматривать как понятие, имеющее два аспекта: объективные физические характеристики и субъективные, т. е. насколько вещь хороша для каждого субъекта.

В настоящий момент понятие качества как категории нормировано и определяется стандартами. Стандарт — нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и принятый признанным органом или утвержденный предприятием, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

В соответствии с определением (ИСО) качество — это совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Существует также определение качества продукции, приведенное в ГОСТ 15467-79, согласно которому «качество продукции — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».

Формально уровень качества определяется как соответствие свойств продукции и услуг требованиям стандартов. Директивными установками для создания технологий в области управления качеством являются международные стандарты ИСО (МС ИСО) серии 9000, ориентированные на установление идентичных норм к аналогичной продукции и услугам в мировом масштабе, в том числе в сфере туризма. Кроме того, на государственном уровне законами и стандартами устанавливаются требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителей туристских услуг, охрану окружающей среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителя.

11 стр., 5322 слов

Требования к качеству продукции

... ­скольку длительное их хранение без соблюдения соответст­вующих условий приводит к ухудшению качества. Информация о требованиях, предъявляемых к условиям хранения различных товаров, а также о сроках хранения содержится ...

Туристский продукт — понятие комплексное, состоящее из множества взаимосвязанных составляющих — туристских услуг. Согласно ГОСТ 28681.0-90 «туристская услуга — результат деятельности туристского предприятия по удовлетворению соответствующих потребностей туристов». Качество услуги определяется требованиями ст. 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». По Закону продавец (изготовитель, исполнитель) обязан продать потребителю товар (передать результаты выполненной работы, оказать услугу), соответствующий обязательным требованиям стандартов, условиям договора, обычно предъявляемым требованиям, а также предоставить информацию о товарах (работах, услугах).Правовое поле для разработки стандартов в области туризма обозначено в Законе Российской Федерации «О стандартизации». Требования данного Закона обязательны для всех субъектов хозяйственной деятельности независимо от форм собственности, будь то органы государственного управления или общественные организации, предприятия или предприниматели.

Требования к туристским услугам определены в ГОСТ Р 5069094 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Общие требования». Они, по сути, определяют ту сумму технологий, которые призваны обеспечить аттрактивность туристского продукта как комплекса туруслуг. Согласно данным требованиям туристская услуга должна соответствовать назначению, точно и своевременно исполняться, отвечать требованиям комплексности, комфортности, эстетичности, эргономичное (Эргономика (гр. ergon труд + nomos закон) — отрасль знания, изучающая трудовые процессы с целью создания наилучших условий труда).

Особые требования предъявляются к этичности обслуживающего персонала.Основополагающими стандартами в области производства и потребления туристского продукта являются:

  • ГОСТ 28681.0 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения», устанавливающий основные виды туристско-экскурсионного обслуживания объектов стандартизации;
  • ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения», устанавливающий термины и определения понятий в области и управления качеством в сфере услуг, а также обязательную документацию по данной сфере работ;
  • ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий общественного питания», определяющий типы предприятий питания, требования к качеству услуг и их ассортименту;

— ГОСТ Р 50935-96 «Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу», определяющий критерии оценки обслуживающего персонала на предприятиях питания по уровню профессиональной подготовки и квалификации, способности к руководству (для административных работников), знания руководящих документов, относящихся к профессиональной деятельности.

Стандарты на продукцию и услуги предприятий туристской сферы устанавливают требования обеспечения безопасности жизни, здоровья туристов и экскурсантов, факторы риска в туризме, классификацию объектов размещения и питания. Среди таких стандартов:

  • ГОСТ 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»;
  • ГОСТ 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц».

В сфере туристского бизнеса существуют также ведомственные нормативные документы, регламентирующие требования в области безопасности потребления туруслуг, что также является неотъемлемой характеристикой качества турпродукта. Это санитарно-гигиенические требования, устанавливаемые Санитарными правилами и нормами (СанПиН), утверждаемые Министерством здравоохранения РФ, Строительные нормы и правила (СНиП), утверждаемые Государственным комитетом Российской Федерации по строительству.

9 стр., 4314 слов

Конституционный строй Российской Федерации (2)

... практической реализации конституционного строя в Российской Федерации рассматриваются мной в курсовой работе подробнее в одном из последующих разделов. § 1.2 Закрепление конституционного строя в Конституции РФ конституционный строй гражданский общество Конституция РФ Под основами конституционного строя РФ ...

^

Основой законодательной базы по лицензированию турис­тской деятельности является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ, кото­рый был принят Государственной Думой 13 июля 2001 г. и одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 г. Закон вступил а силу 10 февраля 2002 г. Данный Закон регулирует отношения, возникающие между фе­деральными органами исполнительной власти, органами исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением ли­цензирования отдельных видов деятельности в соответствии с переч­нем, предусмотренным п. 1 ст. 17 данного Закона.

Действие Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридических лиц и инди­видуальных предпринимателей.

В данном Законе используются следующие основные понятия:

  • лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

  • лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с данным Законом;

  • лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

  • лицензионные требования и условия — совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

  • лицензирующие органы — федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Законом;

  • лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

  • соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуаль­ный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с за­явлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

    12 стр., 5822 слов

    Модернизация таможенных органов Российской Федерации

    ... целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, повышения качества таможенного администрирования и предоставления государственных услуг проводится работа по внедрению современных информационных технологий в деятельность таможенных органов, а также по модернизации информационно-программных средств, ...

  • реестр лицензий — совокупность данных о предоставлении ли­цензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие ли­цензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

  • обеспечение единства экономического пространства на терри­тории Российской Федерации;

  • установление единого перечня лицензируемых видов деятель­ности;

  • установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

  • установление лицензионных требований и условий положения­ми о лицензировании конкретных видов деятельности;

  • гласность и открытость лицензирования;

  • соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

К лицензируемым относятся те виды деятельности, осуществле­ние которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, за­конным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности госу­дарства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Феде­рации в соответствии с определенными Президентом Российской Фе­дерации основными направлениями внутренней политики государства:

  • утверждает положения о лицензировании конкретных видов де­ятельности;

  • определяет федеральные органы исполнительной власти, осу­ществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;

  • устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осу­ществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На лицензирующие органы возложены следующие полномочия:

  • предоставление лицензий;

  • переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

  • приостановление действия лицензий;

  • возобновление действия лицензий;

  • аннулирование лицензий (в случае, предусмотренном п. 3 ст. 13 настоящего Закона);

  • ведение реестра лицензий;

  • контроль соблюдения лицензиатами при осуществлении лицен­зируемых видов деятельности соответствующих лицензионных тре­бований и условий.

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление своих полномочий.

На каждый вид деятельности, указанный в п. 1 ст. 17 настоящего Закона, необходима лицензия.

Деятельность, на которую предоставлена лицензия, может осу­ществляться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

22 стр., 10935 слов

Анализ рынка строительных услуг Российской Федерации

... исследования выступает финансово экономическая деятельность строительных услуг Российской Федерации. Предметом исследования является анализ структуры рынка строительных услуг Российской Федерации за 2007-2009гг. Целью дипломной работы является теоретическое и практическое исследование анализа структуры рынка строительных услуг России в 2007-2009 ...

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставле­на федеральным органом исполнительной власти или органом испол­нительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществ­ляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уве­домления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Прави­тельством Российской Федерации.

Срок действия лицензии — не менее 5 лет, и по его окончании мо­жет быть продлен по заявлению лицензиата.

Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

Положениями о лицензировании конкретных видов деятельнос­ти может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Для получения лицензии ее соискатель представляет в соответ­ствующий лицензирующий орган следующие документы:

  • заявление о предоставлении лицензии с указанием: наименования и организационно-правовой формы, места на­хождения — для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерено осуществлять;

  • копии учредительных документов и свидетельства о государ­ственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) — для юридического лица;

  • копия свидетельства о государственной регистрации граждани­на в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) — для инди­видуального предпринимателя;

  • копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

  • документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рас­смотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении ли­цензии;

  • сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

Кроме указанных документов в положениях о лицензировании кон­кретных видов деятельности может быть предусмотрено представле­ние иных документов, наличие которых при осуществлении конкрет­ного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами.

Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Законом и иными нор­мативно-правовыми актами. Все документы, представленные в соответствующий лицензиру­ющий орган для предоставления лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с от­меткой о дате приема документов указанным органом. За предоставление недостоверных или искаженных сведений со­искатель лицензии несет ответственность в соответствии с законода­тельством Российской Федерации.

17 стр., 8022 слов

Лицензирование и сертификация в туризме

... деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с данным Законом; лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и ...

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение офор­мляется приказом лицензирующего органа. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положе­ниями о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соис­кателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отка­зе в предоставлении лицензии.

Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручает­ся) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизи­тов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа. В течение 3 дней после представления соискателем лицензии до­кумента, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предос­тавление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицен­зиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

Лицензиат имеет право на получение дубликатов указанного до­кумента, которые предоставляются лицензиату за плату, равную пла­те, установленной за предоставление информации, содержащейся и реестре лицензий.

Основаниями отказа в предоставлении лицензии являются:

  • наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

  • несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих или ис­пользуемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установ­ленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензиру­ющего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

В решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем на­личие лицензии документе указываются:

  • наименование лицензирующего органа;

  • наименование и организационно-правовая форма юридическо­го лица, место его нахождения — для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяю­щего личность, — для индивидуального предпринимателя;

  • лицензируемый вид деятельности;

  • срок действия лицензии;

  • идентификационный номер налогоплательщика;

  • номер лицензии;

  • дата принятия решения о предоставлении лицензии.

В случае преобразования юридического лица, изменения его наи­менования или местонахождения либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат — юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель обязан не позднее чем через 15 дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением до­кументов, подтверждающих указанные изменения или утрату доку­мента, подтверждающего наличие лицензии.

11 стр., 5257 слов

Стандартизация и сертификация услуг

... жесткую систему стандартизации. 1. Цели, принципы и задачи стандартизации и сертификации 1.1 Цели принципы и задачи стандартизации Стандартизация - это деятельность, направленная на разработку и установление требований, ... и услуг являются: системы выдачи лицензий на право ведения какой-либо деятельности; нормативы безопасности и качества; процедура оценки и подтверждения соответствия товаров и услуг ...

При переоформлении документа, подтверждающего наличие ли­цензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего на­личие лицензии, осуществляется в течение 10 дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления. Контроль соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции.

Лицензирующие органы имеют право:

  • проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям;

  • запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;

  • составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

  • выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;

  • выносить предупреждение лицензиату.

Лицензирующие органы вправе приостановить действие лицен­зии в случае выявления ими неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицен­зиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать 6 месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нару­шения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостанов­ление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение 3 дней после получения соответствующего уведомления и проверки устране­ния лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок дей­ствия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юриди­ческого лица или прекращения его деятельности в результате реорга­низации, за исключением его преобразования, либо прекращения дей­ствия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Лицензирующие органы вправе аннулировать лицензию без об­ращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение 3 месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицен­зиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нане­сение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обо­роне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, предусмотренном выше, по решению лицензирующих органов. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие ука­занной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

7 стр., 3011 слов

Содержание процедуры сертификации туристических услуг

... техническом регулировании» сертификация туристского продукта являлась обязательной процедурой, а предоставление сертификата соответствия туристических услуг требованиям безопасности являлось одним из основных условий получения лицензии на туроператорскую или турагентскую деятельность. Со дня ...

Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулирова­нии лицензии или о направлении заявления об аннулировании ли­цензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия. Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулирова­нии лицензии может быть обжаловано, в порядке, установленном за­конодательством Российской Федерации. Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятель­ности, лицензирование которых они осуществляют. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является откры­той для ознакомления с ней физических и юридических лиц. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридичес­ким лицам за плату. Информация из реестра лицензий органам государственной влас­ти и органам местного самоуправления предоставляется бесплатно.

Срок предоставления информации из реестра лицензий не может превышать три дня со дня поступления соответствующего заявления. За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предос­тавлении лицензии взимается лицензионный сбор. За предоставление лицензии взимается лицензионный сбор. Суммы указанных в настоящей статье лицензионных сборов за­числяются в соответствующие бюджеты. Финансирование лицензирования осуществляется в пределах средств, выделяемых из соответствующих бюджетов на содержание лицензирующих органов.

Ниже приводится выдержка из ст. 17, где дан перечень видов де­ятельности, связанных с предоставлением туристских и гостиничных услуг (услуг средств размещения), на осуществление которых требу­ются лицензии в соответствии с настоящим Законом:

  • перевозки пассажиров морским транспортом;

  • перевозки грузов морским транспортом;

  • перевозки пассажиров внутренним водным транспортом;

  • перевозки грузов внутренним водным транспортом;

  • перевозки пассажиров воздушным транспортом;

  • перевозки грузов воздушным транспортом;

  • перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудо­ванным для перевозок более 8 ч (за исключением случаев, если ука­занная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

  • перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым авто­мобильным транспортом;

  • перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемно­стью свыше 3,5 т (за исключением случаев, если указанная деятель­ность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридичес­кого лица или индивидуального предпринимателя);

  • перевозки пассажиров железнодорожным транспортом (за ис­ключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивиду­ального предпринимателя и без выхода на железнодорожные пути общего пользования);

  • перевозки грузов железнодорожным транспортом (за исключе­нием случаев, если указанная деятельность осуществляется для обес­печения собственных нужд юридического лица или индивидуально­го предпринимателя и без выхода на железнодорожные пути общего пользования);

  • туроператорская деятельность;

  • турагентская деятельность;

  • деятельность по продаже прав на клубный отдых.

Необходимо отметить, что деятельность, связанная с трудоустрой­ством граждан Российской Федерации за пределами Российской Фе­дерации, также требует лицензирования.

Введение лицензирования видов деятельности, не обозначенных в настоящем Законе, возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный ст. 17 перечень видов деятельности, на осуществ­ление которых требуются лицензии.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регу­лирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 1 на­стоящего Закона, действуют в части, не противоречащей настоящему Закону, и подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом.

Лицензирование видов деятельности, не указанных в настоящем Законе, прекращается со дня вступления его в силу.

Федеральные авиационные правила лицензирования деятельнос­ти в области гражданской авиации действуют до момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации.

В феврале 2002 г. вступил в силу Федеральный закон «О лицензи­ровании отдельных видов деятельности», в котором предусмотрено раздельное лицензирование туроператорской и турагентской деятель­ности, Положения утверждены постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 95.

^

За соблюдением обязательных требований стандартов на территории Российской Федерации осуществляется государственный надзор, организуемый Госстандартом и другими государственными органами в соответствии с их компетенцией. Основной задачей государственного надзора за соблюдением стандартов является предупреждение нарушений законов РФ, содержащих обязательные требования к объектам стандартизации, а также требований государственных стандартов. Нарушение требований государственных стандартов влечет за собой уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность, что оговорено в соответствующей статье Закона «О стандартизации».

В любой отрасли, где бы ни производилась стандартизация, основным требованием к деятельности по стандартизации является ее системность, т. е. обеспечение взаимной согласованности, непротиворечивости, унификации и исключение дублирования требований по стандартизации. Необходимость и достоверность оценки качества туристского продукта усиливаются по мере все большего вовлечения стран в международный туристский рынок. Высокий и разнообразный спрос на туристские услуги во всем мире делает необходимым взаимное признание результатов деятельности различных предприятий сферы туризма. Высший уровень такого признания — сертификация, гарантирующая, что продукт (услуга) отвечает определенным требованиям и имеет заданное качество.

Сертификация

В зависимости от того, кто ее проводит, сертификация бывает трех видов:

  • самосертификация, проводимая самим предприятием — изготовителем продукции или услуг;
  • сертификация, осуществляемая потребителем;
  • сертификация, осуществляемая третьей стороной — специальной организацией, не зависимой от потребителя и изготовителя.

Наибольшим доверием в международной и отечественной практике пользуется сертификация, осуществляемая третьей стороной.

В развитии сертификации отмечается смещение акцента от сертификации продукции к сертификации используемых на предприятии систем обеспечения качества. В последнем случае она может осуществляться по трем моделям, установленным МС ИСО 9001-87, 9002-87, 9003-87 и соответствующими государственными стандартами (ГОСТ 40.9001 и ГОСТ 40.9003).

Российское предприятие может выбрать модель, сообразуясь с потребностями рынка и конкретных потребителей.

Сертификация позволяет реализовать единый подход к оценке качества различных объектов, дает возможность гарантии стабильного выпуска продукции или предоставления услуг необходимого уровня качества, поскольку охватывает не только собственно качество продукции или услуги, но и организацию производства. В конечном итоге развитая национальная система сертификации призвана защищать потребителей от низкокачественной, а то и просто вредной для его здоровья продукции.

Сертифицированная система качества туристского предприятия позволяет ему расширить круг надежных партнеров, повысить свою конкурентоспособность. Сертификация в условиях рыночных отношений — признанный в мире способ независимого подтверждения (оценки) соответствия продукции, работ и услуг установленным требованиям. Использование сертификации создает предпосылки и условия для успешного решения ряда важнейших социальных и экономических проблем. Введение сертификации туристского продукта, гармонизированной с международными правилами на соответствие требованиям стандартов, — необходимое условие интеграции России в мировое туристское пространство.

Как и в других отраслях, в туризме сертификация может использоваться в законодательно регулируемой (обязательная сертификация) и в законодательно не регулируемой (добровольная сертификация) сферах. В первом случае она связана, как правило, с безопасностью, охраной окружающей среды, здоровья потребителя. Цель добровольной сертификации — создание условий для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции или выполняемой работы (услуги), а также для получения определенных гарантий относительно фактического качества объектов кредитования и страхования.

Обязательная сертификация туристских услуг и услуг гостиниц, а также предприятий питания введена Госстандартом России с 1 июля 1995 г. Правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц, утвержденные постановлением Госстандарта России от 14.10.94 № 18, разработаны на основе Правил по проведению сертификации в РФ (утверждены постановлением Госстандарта России от 16.02.94 № 3) и основополагающих документов Системы сертификации ГОСТов России. Правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц устанавливают общие правила, организационную структуру, схемы сертификации и порядок проведения работ по сертификации туристских услуг и услуг гостиниц, соответствуют Законам РФ «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг», руководству ИСД/МЭК 2, стандартам ИСД 8402 и ИСД 90042.

Сертификацию туристских услуг и услуг гостиниц осуществляют органы по сертификации, аккредитованные в установленном порядке и зарегистрированные в Госстандарте России, являющимся национальным органом по сертификации и ведущим общероссийский реестр выданных сертификатов соответствия. Непосредственную работу по организации сертификации в каждой сфере осуществляет соответствующий центральный государственный орган сертификации. Методическое обеспечение работ по сертификации осуществляет Московский экономико-статистический институт, являющийся методическим центром системы. В Москве действуют свыше 10 органов. Функции органов по сертификации могут выполнять предприятия и организации, отвечающие требованиям независимости и компетентности, а также имеющие аттестат аккредитации, лицензию и не менее двух аккредитованных экспертов в штате, аттестованных для проведения этих работ.

В сфере туристских услуг и услуг гостиниц указанные функции возложены на Госкомспорт России. Система сертификации туристских услуг и услуг гостиниц является открытой для участия в ней предприятий и организаций различных форм собственности, предпринимателей, заинтересованных в деятельности по сертификации данных услуг.

Нормативными документами при обязательной сертификации туристских услуг и услуг гостиниц могут быть межгосударственные стандарты, государственные стандарты России, а также другие документы (правила, СНиПы, СанПиНы, инструкции), утвержденные органами государственного управления, которые устанавливают обязательные требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья туристов и окружающей среды, сохранности имущества туристов, соответствия услуги функциональному назначению, точности и своевременности исполнения.

При добровольной сертификации заявитель сам определяет документы, на соответствие требованиям которых проводится сертификация на условиях договора между заявителем и органом по сертификации, аккредитованным в системе. В настоящее время в системе ГОСТов Р при сертификации туристских услуг и услуг гостиниц используются четыре схемы сертификации. Для гостиниц и прочих мест проживания при проведении обязательной сертификации Госстандартом России рекомендована схема № 4 аттестация предприятия. Аттестация предприятия подразумевает оценку состояния материально-технической базы предприятия, номенклатуры и качества предоставляемых услуг, квалификации персонала.

Обязательным условием сертификации гостиниц и других мест проживания является документальное подтверждение (наличие заключений) соответствующих государственных служб (пожарной, санитарной, технического и других органов надзора), осуществляющих контроль за безопасностью в пределах своей компетенции. Предприятия питания при местах проживания должны иметь сертификат соответствия на требования безопасности.

В соответствии с ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» при сертификации гостиниц по схеме № 4 предприятию присваивается определенная категория («звезда»).

Если гостиница не отвечает требованиям, достаточным для присвоения категории («звезды»), но соответствует требованиям безопасности, выдается сертификат соответствия только требованиям безопасности. Для гостиниц знаком соответствия категории служит «звезда» (ГОСТ Р 50645-94), которая проставляется на сопроводительных документах (путевках, квитанциях, карточках гостя, рекламных проспектах и других материалах), выдаваемой потребителю, а также на вывесках.

На должностных лиц и предпринимателей может быть наложен штраф за предоставление несертифицированных услуг и несанкционированное использование знака соответствия (п. 5 ст. 5 р. I; п. 4 ст. 7 р. II Закона РФ «О сертификации продукции и услуг», Кодекс РСФСР об административных правонарушениях).

Порядок проведения сертификации (подача заявки, в том числе выбор схемы, методика проведения сертификационной проверки, выдача сертификата соответствия, заключение договора на инспекционный контроль) определен в нормативных документах системы ГОСТов России. Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на сертифицируемую услугу, результатов оценки услуги, но не более чем на три года. При отрицательных результатах сертификационных проверок, несоблюдении иных требований, предъявляемых к сертифицированной услуге, или отказе заявителя от оплаты работ по сертификации орган по сертификации выдает заявителю заключение с указанием причин отказа в выдаче сертификата.

Юридические и физические лица, а также органы государственного управления, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность (ст. 20 р. IV Закона РФ «О сертификации продукции и услуг»).

^

Следовало бы, как это и полагалось применительно к туристским предприятиям более четко разграничить сферу действия лицензионного и сертификационного права. Можно предположить, что применительно к туристской деятельности могут быть рассмотрены три случая:

лицензия,

Гостиницы и турбазы, предоставляющие места размещения и организующие маршруты по территории России с активными и неактивными средствами передвижения, в подтверждение безопасности и качества своих услуг в обязательном порядке должны иметь сертификаты на оказываемые ими услуги,

сертификат, и лицензию

Все вышесказанное достаточно полно корреспондирует с зарубежным опытом. Так, анализ филиппинских правил и норм аккредитации туристских фирм и гостиниц показывает, что в первом случае аккредитация является по сути дела разрешением на деятельность (т.е. своего рода лицензией), а во втором — еще и свидетельством о принадлежности предприятий к определенному классу, т.е. своего рода сертификатом.

Заключение

Основной недостаток в организации лицензирования международной туристской деятельности заключается в полном отсутствии требований к объектам лицензирования. В отличие от практики иностранных государств, где для занятия туристской деятельностью соискатели должны соответствовать определенным критериям, в России туристской деятельностью могут заниматься все, кто пожелал заниматься этим видом деятельности и уплатил лицензионный взнос. Множество получивших таким образом лицензию туристских предприятий не имеет ни подготовленных в туризме специалистов, ни опыта работы на международном туристском рынке, ни, наконец, нормально оформленных документов — договоров с клиентами, туристских путевок (ваучеров), информационных листков к маршрутам и проч. Требования Постановления правительства о необходимости иметь специалистов со специальным туристским образованием ввиду ограниченного количества таких специалистов практически не выполняются.

Следствием этого является все нарастающий поток жалоб в лицензионный орган на организацию и качество обслуживания с требованиями лишить предприятие-исполнителя услуги соответствующей лицензии. Можно было бы полагать, что с введением сертификации туристских услуг дело обеспечения их качества значительно улучшится. К сожалению, сертификация, особенно сертификация услуг туристских фирм — туроператоров и турагентов, организующих туры за границу, ввиду полного отсутствия нормативных документов с изложением требований к такого рода предприятиям, задачу повышения качества услуг не решила. Действующий ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов» с большей степенью достоверности может быть использован для оценки безопасности на маршрутах с активными средствами передвижения, на турбазах и в гостиницах, но ни в малейшей степени не подходит в качестве инструмента для оценки деятельности туристских фирм-турагентов, так как не содержит ни единого прямого требования по обеспечению безопасности выезжающих за границу туристов, А об оценке качества услуг подобных предприятий и говорить не приходится, потому что нормативных документов для оценки такого рода деятельности нет и в помине.

Несколько иначе дело обстоит с сертификацией предприятий, представляющих места размещения — турбазы и гостиницы. Основными нормативными документами для их сертификации являются уже упоминавшийся ГОСТ Р 50644-94 по обеспечению безопасности в туризме, ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц», а также утвержденные Правительством РФ «Правила предоставления гостиничных услуг в РФ» (Постановление № 669 от 15.06.1994 г.) Безопасность и качество услуг такого рода предприятий однозначно оценивается сертификатом, в связи с чем необходимость получения лицензии представляется излишней. Об этом свидетельствует как международная практика, так и практика ведомственной аттестации туристских предприятий в бывших системах Госкоминтуриста СССР и Центрального Совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС. Действительно, если туристское предприятие зарегистрировано в соответствии с требованиями Гражданского Кодекса РФ, а качество и безопасность его услуг подтверждено соответствующим сертификатом, то введение лицензирования деятельности такого предприятия является по сути еще одним видом государственного налога. Причем, вопреки логике, туристская гостиница, принимающая иностранных туристов, относится к предприятиям, осуществляющим международную туристскую деятельность, и, значит, должна иметь лицензию, а такая же гостиница, иностранцев не принимающая, к занимающимся международной туристской деятельностью не относится и поэтому лицензированию не подлежит. Но сертификация их услуг должна проводиться по одним и тем же правилам. Значит, лицензия является вторичным документом, ни в коей мере не характеризующим качество услуг, и для целей обеспечения конкурентоспособности российских туристских предприятий на международном рынке не нужным.

^

  1. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001.

  2. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000.

  3. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб.: Издательский Торговый дом «Герда», 2000.

    • М.: Финансы и статистика, 2003.
  4. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000.

  5. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. Пособие. – Мн.: Новое знание, 2002.

  6. Квартальнов В.А. Туризм – М.: Финансы и статистика, 2000.

  7. Котлер Ф. и др. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2007.

  8. Лукичева Л.И. и др. Менеджмент туризма: Основы менеджмента: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003.

  9. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – М.: Инфра-М, 2000.

  10. Моиссева Н.К. Стратегическое управление туристической фирмой. – М.: Финансы и статистика, 2000.

  11. Основы туристической деятельности: Учебник / Г.И. Зорин, Е.Н. Ильина, Е.В. Мошняга и др. – М.: Советский спорт, 2000.

  12. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003.