Правопорядок и условия его стабилизации

Сущность любого государства проявляется в его функциях. Деятельность государства по реализации своих функций осуществляется в правовых формах, основанных на принципе разделения властей.

Это в полной мере относится и к осуществлению правоохранительной функции. Как гласит Конституция Российской Федерации, человек его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.

При осуществлении правоохранительной функции государственными органами на первое место выдвигаются проблемы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение в стране надлежащего общественного порядка, оказание гражданам в случае необходимости квалифицированной юридической помощи, обеспечение доступа к правосудию и создание гарантий и компенсаций причиненного правонарушением ущерба.

Правоохранительная деятельность является особым видом правовой деятельности специально уполномоченных на то органов.

Исходя из этого, можно дать следующее определение: правоохранительные органы – это специально созданные государством структуры, основной задачей которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с правонарушениями и их предупреждение.

Правоохранительные органы обеспечивают выполнение требований действующих правовых норм всеми субъектами специальных отношений с помощью специальных методов и средств, предусмотренных законом. Прежде всего, они наделяются правом применять меры государственного принуждения в целях обеспечения законности в порядке, предусмотренном законом. Помимо мер государственного принуждения, они вправе применять и иные меры властного воздействия: предупреждение правонарушений, правовоспитательные, организационные и иные меры воздействия. Но всегда отличительной чертой в их деятельности является то, что они уполномочены на то государством, эта деятельность для них является основной, они применяют меры государственного воздействия, которые предусмотрены соответствующими законами и в установленном законом процессуальном порядке, исполнение которых обязательно для соответствующих должностных лиц и граждан. В этом их существенное отличие от иных организаций, занимающихся правозащитной деятельностью, которая также имеет положительное воздействие и может координироваться с работой правоохранительных органов.

11 стр., 5213 слов

Конституционное право Российской Федерации как отрасль права и юридическая наука

... основные права и свободы человека и гражданина. Зная предмет и методы конституционно-правового регулирования, можно сформулировать наиболее полное определение конституционного права. Это ведущая отрасль российского права, представляющая систему правовых норм, регулирующих устройство государства, организацию ...

Правоохранительная система, в которую входят система правоохранительных норм и система государственных органов, обеспечивающих законность и правопорядок, является предметом изучения многих юридических дисциплин. Поэтому тема моей работы является актуальной.

Целью данной работы является изучение необходимого общего объема знаний по вопросам организации и проведения правоохранительной деятельности в Российской Федерации, раскрытие основных понятий и видов правоохранительной деятельности, ознакомление с системой и общей характеристикой правоохранительных органов.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие и основные черты законности;
  2. Дать понятие, основные черты и полномочия ОВД;
  3. Рассмотреть принципы деятельности ОВД.

Даная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. Понятие и основные черты законности

Понятие и основные черты законности. Законность — это принцип деятельности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан, который требует соблюдения норм права. Принцип законности для различных субъектов права неодинаков. Для законодательных органов он выражается в необходимости строгого соблюдения процедуры разработки и принятия законов, соответствия их интересам народа. Для органов исполнительной власти — означает исполнение законов, соблюдение своих полномочий, порядка деятельности и т.д. Органы судебной власти обязаны осуществлять правосудие на основе законодательства, соблюдая равноправие и состязательность сторон, принятие решений в результате всестороннего и полного исследования всех обстоятельств дела. Общественные и иные организации, предпринимательские структуры и граждане должны не только соблюдать законы, но и точно выполнять обязанности, возложенные на них законом и законными предписаниями властных государственных органов. Реально деятельность всех названных субъектов может быть законной и незаконной. Законная деятельность образует режим законности, незаконная — соответственно режим беззакония и произвола. Определяющее значение имеет конституционная законность, т.е. строгое соблюдение Конституции .Это обстоятельство определяется следующими факторами1.

Во-первых, Конституция является основным законом страны. Принятие законов, соответствующих Конституции, является правовой базой законности в целом.

Во-вторых, в Конституции определены все высшие государственные органы власти, их полномочия, порядок формирования и деятельности. Выполнение ими требований Конституции обусловливает соблюдение принципа законности и всеми подчиненными им государственными органами, и должностными лицами.

В-третьих, Конституция распространяется на всю территорию государства, на все органы, организации, всех граждан данного государства.

В-четвертых, в Конституции закреплены основные права и свободы граждан. Соблюдение их всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами обеспечивает выполнение принципа законности для всего населения. На режим законности влияют экономические, политические, юридические и идеологические факторы. Так, в условиях спада производства, обнищания населения уровень законности снижается. Политические амбиции руководителей страны, политическая борьба за лидерство обусловливают нарушение принципа законности. Юридические факторы — это нарушения законности при принятии законов, заведомо не соответствующих Конституции, противоречащих интересам населения, наносящих вред экономике, правам и свободам человека и т.д. Идеологические факторы приводят к нарушению законности, когда государственные органы, должностные лица руководствуются в своей деятельности не законодательством, а идеологическими догмами, например, идеологией строительства коммунизма, религиозными нормами. Названные факторы могут быть общесоциальными, действующими в масштабе всей страны, региональными, свойственными областям, районам, трудовым коллективам, семьям, отдельным гражданам и должностным лицам2.

7 стр., 3432 слов

Контрольная работа по экологическому праву

... хозяйственной и иной деятельности, по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Исследование и развитие экологического права как отрасли правовой науки ... экологических прав физических и юридических лиц. Соответствующие ветви власти при этом независимы одна от другой. Цель разделения властей – создание гарантий от произвола, обеспечение законности. В Конституции ...

Основные принципы законности.

Основные принципы законности — это наиболее характерные черты и свойства, определяющие законность как социальное явление. К ним относятся: верховенство закона, единство законности, целесообразность законности, реальность законности, ее справедливость, связь с государственной дисциплиной. Верховенство закона означает главенство Конституции и законов среди всех других нормативных правовых актов и актов применения права. Обычные законы должны соответствовать Конституции и конституционным законам, указы президента — Конституции, конституционным и обычным законам, постановления правительства — Конституции, конституционным и обычным законам и указам президента и т.д. Единство законности — это единое понимание и исполнение законов всеми субъектами права на всей территории действия данного акта. Целесообразность законности означает, что правотворческие и иные государственные органы, должностные лица должны действовать в соответствии с законом, разумно, справедливо и целесообразно. Реальность законности есть точное воплощение в жизнь всех правовых предписаний. Справедливость означает соответствие меры воздействия на правонарушителя его личности, вине, тяжести совершенного деяния и т.д. Связь с дисциплиной означает своевременное выполнение государственными органами, должностными лицами, гражданами своих служебных трудовых и обязанностей, взятых на себя обязательств, соблюдение предусмотренного законом порядка деятельности и т.д.

Гарантии или способы обеспечения законности.

Гарантии законности — это определенные формы и способы организации государственной власти, которые способствуют соблюдению законности государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Выделяются политические, экономические и юридические гарантии законности3. К политическим гарантиям относятся разделение государственных властей на законодательную, исполнительную и судебную, многопартийность, в том числе наличие оппозиционных партий, свобода слова, печати, собраний, митингов, проведение государственной политики, отвечающей интересам граждан и др. Экономические гарантии — это максимальная занятость трудоспособного населения, высокий уровень заработной платы, материальная поддержка бедных слоев населения, многодетных семей, безработных, стимулирование предпринимательства и др. К юридическим гарантиям законности относятся: наличие совершенного и полного законодательства, независимых судов, милиции, полиции, прокуратуры, законодательства, определяющего их права, обязанности, порядок деятельности, право граждан на судебную защиту от незаконных действий и др. Способами обеспечения законности является специальная целенаправленная деятельность прежде всего государственных органов, а также общественных организаций, должностных лиц и граждан по недопущению правонарушений, их пресечению и привлечению к ответственности правонарушителей, восстановлению нарушенных прав юридических и физических лиц4. К ним относятся:

5 стр., 2214 слов

Автоматизированные системы правоохранительных органов

... общественность о состоянии законности, правопорядка, прав и свобод человека на территории расположения этих органов, в том числе и через средства массовой информации. 2. Автоматизированные системы правоохранительных органов Автоматизированная система органов предварительного следствия в системе МВД России создается ...

1. Создание законодательными и другими правотворческими органами законодательства, соответствующего интересам граждан и полностью регулирующего общественные отношения, подлежащие правовому регулированию.

2. Осуществление конституционного контроля специальными высшими органами государственной власти за соблюдении

конституционных прав граждан — конституционным судом и др.

3. Законность и обоснованность решений, постановлений, определений и приговоров судебных органов.

4. Законная правоприменительная деятельность органов исполнительной власти.

5. Своевременное обнаружение и раскрытие преступлений, других правонарушений правоохранительными органами, привлечение виновных к ответственности, защита прав граждан или организаций, восстановление их нарушенных прав.

Понятие и сущность правопорядка.

Правопорядок — это устойчивая система правовых отношений, которая складывается в обществе в результате соблюдения норм права всеми участниками правоотношений — государственными властными органами, юридическими и физическими лицами. Правопорядок является результатом режима законности. Правопорядок характеризуется следующими чертами.

1. Правопорядок — это организационно упорядоченное состояние общественной жизни, предусмотренное и закрепленное нормами права.

2. Правопорядок есть реальное существование норм права, их воплощение в обществе, в поведении и деятельности государственных органов, общественных и иных организаций, должностных лиц и граждан. 3. Правопорядок есть реально существующая в обществе устойчивая система правоотношений между их участниками. 4. Правопорядок обеспечивается и охраняется государством, его исполнительной и судебной властью, правоохранительными органами. Правопорядок имеет свои принципы: системность, определенность, единство, устойчивость. Принцип системности означает, что правопорядок складывается на основе и в соответствии с существующей системой права. Принцип определенности есть строго определенная, жесткая система правоотношений между субъектами права. Принцип единства — это единое состояние правопорядка на всей территории государства и во всех сферах общественной жизни государства. Принцип устойчивости означает, что правопорядок может изменяться только с изменением законодательства. Правопорядок необходимо отличать от общественного порядка, который включает в себя правопорядок и всю систему общественных отношений, основанных на нормах морали, нравственности, нормах общественных организаций, обычаях, традициях, социально-технических нормах и других правилах. Основной и главной частью общественного порядка является правопорядок. Соблюдение норм права, в первую очередь органами государства, должностными лицами, является основой правопорядка и одновременно фактором, определяющим существование общественного порядка в обществе .Это определяется тем, что правопорядок основан на нормах права, являющихся наиболее определенными и жесткими правилами поведения, соблюдение правопорядка государственными органами властно внедряет его во все сферы общественной жизни. Правопорядок и общественный порядок обеспечивают нормальное функционирование жизни общества.

3 стр., 1337 слов

Порядок допуска должностных лиц, граждан и организаций к государственной тайне

... по защите государственной тайны. Глава 2 . Система допуска к государственной тайне 2.2 для предприятий, учреждений и организаций. Согласно ст. 2 Закона о государственной тайне допуск к государственной тайне – это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а ...

Вывод. Законность — это принцип деятельности государственных органов, общественных организаций, предпринимательских структур, должностных лиц и граждан, который требует соблюдения норм права. Содержание принципа законности для различных субъектов права неодинаково. Так, для законодательных органов он выражается в необходимости строгого соблюдения процедуры разработки и принятия законов, соответствия их конституции страны. Для органов и должностных лиц исполнительной власти он выражается в соблюдении предусмотренных законодательством своих властных полномочий, порядка деятельности, защиты и реального обеспечения прав и свобод граждан, привлечении правонарушителей к ответственности независимо от их должностного или иного положения. Органы судебной власти обязаны осуществлять правосудие на основе закрепленного законом равноправия и состязательности сторон, принятие решений в результате всестороннего и полного исследования всех обстоятельств дела и в соответствии с законом. Для общественных и иных организаций, предпринимательских структур и граждан принцип законности означает не только соблюдение требований закона в процессе своей деятельности, но и точное выполнение обязанностей, возложенных на них законом или договором, а также властными государственными органами в случае совершения ими правонарушений. При законной деятельности, т.е. соблюдении принципа законности, возникает режим законности, при несоблюдении, соответственно, — режим беззакония и произвола. Особое значение для режима законности имеет соблюдение принципа законности высшими государственными органами и должностными лицами, у которых сосредоточены огромные полномочия и которые своей незаконной деятельностью могут полностью разрушить не только законность, но и ее основы — законность самих законов. В случае издания законов, указов президента, постановлений и распоряжений правительства, противоречащих интересам народа, принципам справедливости, гуманности, свободы, равноправия, неприкосновенности личности и применения их на практике, законность как социально-правовое явление не может существовать вообще, поскольку при незаконном законодательстве не может быть законных действий. Важное значение для существования режима законности имеет борьба с правонарушениями. Только при своевременном обнаружении и выявлении правонарушений, раскрытии преступлений, привлечении всех виновных к юридической ответственности, возможно существование режима законности5.